Разделы портала «Азбука веры» Богодухновенность (или Боговдохновенность) Священного Писания – богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека. Учение о Боговдохновенности Священного Писания встречается уже в Ветхом Завете. В нем ясно выражена мысль о действии Духа Божьего в пророках ( Исх.4:12 ; 2Цар.23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3, 6:1, 7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Новом Завете учение о Боговдохновенности выразил Сам Спаситель, указав, что Давид по вдохновению (ν πνεματι — в Духе) называет Его Господом ( Мф.22:43 ) (в Евангелии от Марка: ν τ πνεματι τ γ — Духом Святым (буквально — в Духе Святом) ( Мк.12:36 )). Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают апостолы и, прежде всего, апостолы Петр и Павел. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16, 17 ). Пять аргументов в защиту Богодухновенности Священного Писания Богодухновенность и вербализм Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу. Понятия «Боговдохновенность», при правильном его восприятии, и «вербализм» несовместимы. Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума, как думают сторонники вербализма), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.

http://azbyka.ru/bogoduxnovennost

Эту же мысль проводят апостолы Пётр и Павел: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках... ( Евр.1:1 ). Самое же явное свидетельство о боговдохновенности священных ветхозаветных книг содержится в Послании к Тимофею: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Под боговдохновенным писанием апостол, без сомнения, разумеет все ветхозаветные канонические книги. Вера христианской Церкви в божественное происхождение Библии запечатлена в Символе веры , где мы свидетельствуем о том, что Святой Дух «говорил в пророках» («глаголавшаго пророки»). В связи с тем, что и в приведенных свидетельствах Писания, и в Символе веры утверждается лишь сам принцип боговдохновенности, но о ее сущности не говорится подробно, в христианском богословии было сформировано несколько точек зрения по этому вопросу. С одной стороны, среди протестантских и католических исследователей получила распространение вербальная теория (от лат. verbum – «слово»), согласно которой текст священных книг как бы продиктован Богом и записан священным автором слово в слово. При таком понимании единственным автором книг Библии считается Дух Божий, а роль человека ограничивается механической передачей Его речений. Частично в пользу этого понимания говорит фраза: язык мой – трость скорописца ( Пс.44:2 ). Следствием такого буквального понимания догмата о боговдохновенности стало возникновение в протестантизме движения, которое называется фундаментализмом. Его сторонники совершенно отвергают наличие неточностей в тексте Библии и настаивают на истинности буквального смысла любой фразы Священного Писания. Следует сказать, что такая позиция стала следствием провозглашенного М. Лютером тезиса Solo Scriptura («только Писание»), согласно которому Библия объявляется единственным источником вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Что касается в особенности до исследования Писаний, буква убивающая здесь для вас есть не какая-нибудь кажущаяся мелочною и сухою работа, а работа не с усвоением Христа, как самой истины. Всякое понятие даже об истине, наприм. о Богодуховенности писания, если вас оно парализует и останавливает в деле живого и отчетливого усвоения истины (которая ведь – Христос), уж обращается для вас в мертвую и мертвящую букву. Надо и в разъяснении Боговдохновенности достигнуть живой истины – самого Христа. (Сказать кстати: из живой Божественной истины, во всех ее сторонах, не смотря на явление ее своим существом в живой личности – Христа Господа, мы успели сделать мертвый, неподвижный абсолютизм). Вот вы указываете на место из 1-го посл, к Коринфянам: «Я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гая... крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю». И заключаете из этого места с торжеством полной уверенности, что состояние Боговдохновенности не уничтожало в Павле естественного забвения. Вам и хотелось бы выяснить эту, как вы выражаетесь, границу между тем, что в писаниях составляет след властительного водительства Духа, и тем, что в них составляет след орудия – человека. – Что сказать на это? – Если Дух, вдохновлявший и ветхозаветных Св. Писателей, назван в слове Божием Христовым ( 1Пет. 1:11 ); то на этом основании вы, надеюсь, без труда согласитесь с тою мыслью, что в Боговдохновенности Св. Писателей Св. Дух, их вдохновляющий, раскрывает многочастно и многообразно благодать именно того, чт о и к а к совершал и проявлял Сам Господь Иисус в Своем Богочеловеческом лице. В лице и служении Христовом можно и должно различать, чт о свойственно и принадлежало Его человечеству и в ч е м проявлялось величие Его Божества; но и то, в чем являлась даже одна немощь Христова человечества, совершалось тем не менее в общении Его человечества с Божеством и потому совершалось непременно в силе Св. Духа. Так Христос страдал на кресте человечеством, а не бесстрастным Божеством, и умер Своею плотию человеческою; но тем не менее Он именно «Духом Святым принес Себя непорочного Богу», как говорит Апостол ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Г.И. Ясиницкий Глава II. Три свидетельства боговдохновения В Библии есть места, которые невозможно ни понять, ни объяснить. Другими словами. Слово Божие содержит в себе такие глубины, какие ум человеческий не в состоянии ни охватить, ни измерить. Однако и такие места имеют свое назначение и, в конце концов, получат ясный ответ. Возьмем для примера Ис. 7:14 , где говорится о Деве, которая приимет во чреве и родит сына. Разве ум человеческий не посмотрел бы на это сообщение как на ошибку, если бы пророчество не нашло буквального исполнения ( Лук. 1:26–31 ). А ведь в течении семисот лет оно могло смущать сердце не одного благочестивого человека. Св. Писание написано нам в наставление, а не для критики ( Рим. 15:4 ). Лучше, поэтому, довериться всем его сообщениям и понятным и непонятным еще, нежели выискивать неудобоваримые места и ставить над ними знаки вопроса, или, что еще хуже – считать их ошибками. Без сомнения, вот эти, именно, непостижимые глубины Писания являются свидетельством его Божественного происхождения; если бы всякий смертный в силах был постичь все Писание от начала до конца, не скорее ли бы это поколебало нашу веру в Боговдохновенность Библии? Однако положение остается согласным с указанием пророка Исаии, сделавшим его от имени Бога: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь, но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55:8–9 ). В другом месте сказано еще прямее: «Как ты не знаешь путей ветра (духа, в другом переводе) и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, который делает все“ ( Еккл. 11:5 ). Теперь обратимся к трем свидетельствам, удостоверяющих Боговдохновенность Библии; назовем их по порядку: Свидетельство археологии. Свидетельство самого Писания. Свидетельство Иисуса Христа. 1. Свидетельство археологии . Ни один критик не сможет противоречить открытиям, сделанным за последнее время в Египте, Палестине, Месопотамии и других библейских странах, а они дают богатейший материал, подтверждающий точность библейских сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Само собою понятно, что священные писатели нигде в своих творениях не говорят систематически о том, в чем состоит истинная боговдохновенность: эта цель никогда не имелась ими в виду. При научении людей истинам веры и нравственности свящ. писатели только излагали получаемое от Бога, не вдаваясь в теоретические рассуждение по поводу того или иного откровения. Тем не менее, боговдохновенность Свящ. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, несомненно, и свящ. писатели естественно свидетельствуют о ней. Так, что касается Ветхого Завета, то свящ. писатели часто говорят о себе, что они в данный момент находились под особенным водительством Духа Божия; Моисей, напр., говорить, что Бог послал его в Египет, говоря: Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:12 ); пророк Иеремия свидетельствует о себе: «и простер Господь руку Свою... и сказал мне Господь: вот Я. вложил слова Мои в уста твои. (1Ер.1:9). В подтверждение боговдохновенности священных книга идут также и все те места Свящ. Писания, где говорится, что Сам Бог повелел тому или другому посланнику Своему написать что-либо: «И сказал» Господь Моисею; напиши, что я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной» ( Исх.17:14 ): «И сказал» мне Господь: запиши видение...» ( Ав.2:2 ) и т. д. И таких месть можно найти в Библии Ветхого Завета много. Но что особенно важно, боговдохновенность ветхозаветных книг засвидетельствовал Сам Спаситель. Надобно заметить, что ко времени явления Христа на землю, вера евреев в боговдохновенность их священных книг, по свидетельству Флавия и Филона, была всеобщею и несомненною и, однако же, Спаситель не разрушает этой веры евреев; напротив, о ветхозаветном Писании Он нередко прямо говорит так, как можно говорить только о слове Божием боговдохновенном: «истинно говорю вам»: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет» из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ; Лк.24:27 ). О боговдохновенности книг Нового Завета нужно сказать следующее. Из восьми свящ. писателей новозаветных книг пять: Матвей, Иоанн, Иаков, Петр и Иуда были в числе двенадцати апостолов, которым Спаситель обещал послать Духа Божия. Обещание это повторялось Господом неоднократно ( Ин.14:26 ; Мф.10:19–20 ) и

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

В «Полном Православном Энциклопедическом Словаре» (Том 1-й, Санк-Петербург) так определяется боговдохновенность. «Боговдохновенность есть особое воздействие Св. Духа на провозвестников Божественного Откровения, руководящее ими в понимании и передаче последнего… При этом, однако, дух человеческий, становясь таким образом орудием сообщения Божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности… как во Христе божественное и человеческое естество находятся в органическом единстве, так и в деле возвещения Божественного Откровения все исходит от Бога, и в то же время во всем проявляется свободная деятельность человека». Взаимоотношение двух воль – Божественной и человеческой, в деле возвещения божественной истины, выявляется в автобиографической заметке пророка Иеремии. Иеремия решил перестать пророчествовать жителям Иерусалима о предстоящих бедствиях, так как из-за этого его жизнь ежедневно подвергалась опасности. «И подумал я, – пишет Иеремия, – не буду... более говорить во Имя Его. Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» ( Иер. 20:9 ). Здесь мы видим действие Бога внушающего то, что следует говорить, и сознание пророком своей свободы в удержании в себе Божественного Слова. Сами писатели Священных книг с благоговением относились к своей миссии возвещать людям волю Божию. Косноязычный пророк Моисей недоумевал, как он может проповедовать слово Божие, имея такой физический недостаток. Тогда Господь повелел Моисею взять себе в помощники своего брата Аарона. «Ты будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова [Мои] в уста его, – повелел Господь Моисею, – а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» ( Исх. 4:15 ). Пророк и царь Давид так понимал свой дар вдохновения свыше: «Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). При вдохновении своих естественных способностей, писатели священных книг внесли в них и человеческие элементы. По этому поводу в этом же «Полном Прав. Энц. Словаре» пишется: ... " так как человеческая природа несовершенна, то участие свободной человеческой деятельности в написании свящ. книг может вносить в них некоторые несовершенства. Поэтому не противоречат божественности Писания встречающиеся в св. книгах мысли и чувства чисто человеческие, неточности, разногласия и прочее. Произведения свящ. писателей совершенны лишь постольку, поскольку это нужно для целей божественных. Там, где для дела человеческого спасения достаточно и несовершенного человеческого познания, Бог допускал появляться несовершенствам».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

2. Свидетельство Св. Писания. – Начнем с твердого заявления пророка Исаии: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» ( Ис. 8:20 ). Какая великая правда! Какое замечательное мерило! Слово Божие отличается от всякого другого слова СВЕТОМ, просвещающим внутреннего человека и указующим путь к свету вечных небес. «Что же говорит Писание?» ( Гал. 4:30 ). Вот его прямое свидетельство: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Можно ли требовать от Св. Писания еще более ясного удостоверения его Боговдохновенности? Здесь мы находим ответ на два вопроса. Во-первых, Слово Божие отвечает на вопрос, как не была написана Библия. Она не была написана людьми самими по себе. Во-вторых, Слово Божие открывает, – как была написана Библия. По этому откровению Дух Святой является Автором ее, люди же избранные для этой цели, – Его инструментами. Если допустить, что вдохновение не было полным, тогда как возможно было бы отделить истину от измышления человеческого? Разве гармония Писания не доказывает, что хотя писателей много, но Автор один, потому что истина Писания тоже одна! Как же это случилось, если мы хорошо знаем, что только «Бог верен, а всякий человек лжив»? ( Рим. 3:4 ). «Все писание Боговдохновенно“ ( 2Тим. 3:16 ). Известный писатель и философ Руссо, прослывший за скептика, в пылу восторга при чтении Св. Писания восклицает: «Евангелия носят такой поразительный характер несомненной истины, до того неподражаемо совершенны, что измысливший их был бы гораздо удивительнее, чем тот, кого они описывают». 11 Это мнение критика Св. Писания! Посмотрим, что говорят следующие тексты самого Писания, удостоверяющие вербальное вдохновение Библии. «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» ( Ис. 1:2 ). «Все, что повелю тебе, скажешь... вот, Я вложил слова мои в уста твои» ( Иер. 1:7–9 ). «И говори слова Мои» ( Иез. 2:7 ). «Говори им Моими словами» ( Иез. 3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Между тем в презренных и некрасивых сосудах слов скрывается сокровище божественной Премудрости, как показывает и апостол, говоря: «Сокровище мы носим в глиняных сосудах», – дабы тем более воссияло могущество силы Божьей, когда к истине догматов не примешивается никакая прикраса человеческого красноречия. Если бы наши книги были написаны с риторическим искусством или с философским остроумием и именно этим привлекали бы людей к вере, тогда, без сомнения, думали бы, что наша вера состоит в словесном искусстве и в человеческой мудрости, а не в силе Божьей. Теперь же всем известно, что слово этой проповеди весьма многими людьми почти во всей вселенной принято, так что всем стало понятно, что учение этой веры заключается не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Посему и мы, приведенные небесною или даже более, чем небесною, силою к вере и покорности, именно к тому, чтобы почитать своим Богом единого творца всех, с особенным усердием постараемся оставить учение о началах Христовых, т.е. о первых началах знания, и перейти к совершенству, чтобы та Премудрость, какая передается совершенством, была бы сообщена также и нам. Так именно обещает тот, кому была поручена проповедь этой Премудрости; он говорит: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих.» Отсюда видно, что в отношении красоты слово, эта наша Премудрость не имеет ничего общего с мудростью мира сего. Эта именно Премудрость с полною ясностью и совершенством напишется в сердцах наших, если будет открыта нам, сообразно с откровением тайны, которая была сокрыта в вечные времена, теперь же открылась через пророческие Писания и благодаря пришествию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки вечные. Аминь. Глава 2. О том, что многие уклонились в ереси, не разумея Писания духовно и худо понимая (его) 8 . После беглого рассуждения о боговдохновенности божественного Писания необходимо перейти к способу чтения и понимания Писания, так как весьма много заблуждений произошло вследствие того, что многие не нашли пути, какого нужно держаться при чтении Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

Наконец, втретьих, указанное мнение прямо противоречит тому, что говорит апостол Павел в послании к Тимофею: « Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » (Тим. 3:15–16). Итак, ясно сказано, что все Писание богодухновенно и полезно, причем это сказано именно о Писании Ветхого Завета – ведь когда Тимофей был ребенком и уже «знал Священные Писания», еще не были записаны ни Евангелия, ни другие новозаветные книги. Но, разумеется, после появления Нового Завета слова апостола нужно распространять и на него, так как Священное Писание едино. «С точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет – христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см.: Ин.1:12-13; 20, 31 ). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания, которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину» 19 . Как же можно разрывать единое? Как можно говорить, что почитаешь нечто, при этом выказывая пренебрежение к тому, что составляет неотъемлемую и органичную его часть? Это все равно что улыбаться человеку в лицо и плевать ему в спину. О каком почтении тут можно говорить? Ведь один и тот же Бог вдохновил Ветхий и Новый Заветы, то и другое Писание есть в равной степени Слово Божие, то и другое – истина, то и другое душеполезно. Но некоторые говорят, что будто бы чтение Священного Писания Ветхого Завета может привести в прелесть. Здесь прежде всего следует сказать, что думающие так уже пребывают в прелести. Ведь они отказались от слышания Слова Божия, они отказались от беседования с небесным Отцом, от дарованной Им возможности узнать истину и получить руководство в жизни и исцеление от недугов души – иначе говоря, сами сделали все то, что и пытается сотворить диавол со всяким христианином.

http://azbyka.ru/neinteresnyj-vetxij-zav...

   Итак, приступаем к изложению основных сведений о Библии и об ее авторах. Понятие о Священном Писании    Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» — греческое, означает — «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. О боговдохновенности Святого Писания    Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010