Периодизация истории святоотеческой письменности I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Содержание и учение Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, епископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Православие в Алжире Храм блаженного Августина. Аннаба Местоположение : Северная Африка; граничит на западе с Марокко, а на востоке – с Тунисом, с севера омывается Средиземным морем. Вторая по величине территории страна на африканском континенте. Площадь : 2 381 740 км 2 . Численность населения : 32 930 091 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык : арабский. Краткая история страны. Самым первым государством на территории современного Алжира была основанная берберами в III веке до Р. Х. Нумидия. В I веке до Р. Х. она становится частью Римской империи. В V по Р.Х. веке сюда вторгаются племена вандалов, которые спустя столетие были разбиты войсками византийского императора святого Юстиниана Великого. В VII веке страну захватили арабы. С X века в Алжире правят местные династии – Фатимиды, Альморавиды и Альмохады. В XVI веке испанцы оккупировали северные африканские порты и обложили Алжир данью; это вынудило местную знать передать страну под власть султана Османской империи. В начале XIX века Франция захватила север Алжира, превратив почти на полтора века страну в свою колонию (официально – с 1834 года). К 1930 году здесь проживало уже около 5 млн. европейцев. В 1954 году в Алжире вспыхнула национально-освободительная война, в результате которой в июле 1962 года страна стала независимым государством, провозгласившим официальной религией ислам, что привело к массовому исходу европейцев и немусульман. После отмены результатов выборов 1991 года, по которым к власти должны были прийти радикальные мусульмане, в стране разгорелась гражданская война (1992–1998), унесшая жизни свыше 100 000 человек. Только к 2000 году правительству удалось подавить и расформировать Исламскую армию спасения, небольшие отряды которой до сих пор продолжают действовать и устраивать теракты. Религия : мусульмане – 99 %, христиане и все прочие – 1 %. Православие. Христианство стало распространяться здесь во II веке, когда страна была провинцией Римской империи. Значительная часть городского населения приняла Христову веру, однако донатистский раскол бербера-христианина Доната (IV век) ослабил местную Церковь, и число христиан среди берберов стало снижаться. Самым знаменитым святым отцом Церкви, родившимся на территории современного Алжира, был блаженный Августин (354–430). Здесь, в древнем г. Тагасте (ныне – Сук-Ахраст), жила и его мать, святая Моника. Святительской кафедрой блаженного Августина был город Иппон (ныне – Аннаба). Кроме того, с этой частью Африки связаны имена Тертуллиана (II век), святого Киприана Карфагенского (III век), святой Юлии Карфагенской (V век) и др.

http://pravoslavie.ru/2901.html

Псалтирь, в сокращении Блаженного Августина Мать Бл. Августина Моника до глубокой старости, крепко подвизалась о спасении своем. В ее подвижнических правилах, между прочим, было и правило: во всякий день – прочитывать Псалтирь. Видя мать свою, в летах уже престарелую, но великих подвигов своих не оставляющую, любящий и признательный сын ее Бл. Августин , для облегчения подвига матери – читать каждодневно всю Псалтирь, потрудился сократить ее в следующую молитву и дал ее престарелой подвижнице, для ежедневного чтения, вместо Псалтири. Святитель Димитрий Ростовский , собирая материалы – для составления своих Четьих-Миней, нашел в рукописях и сию молитву Бл. Августина. Молитва эта весьма понравилась угоднику Божию – составителю житий святых. Он послал ее другу своему, Митрополиту Рязанскому, Стефану Яворскому . Митрополит Стефан, прочитав и, где нужно было, исправив сию молитву, отослал ее к святителю Димитрию с надписью: «Объявить эту молитву всем верным, хотящим чести в пользу душевную». Сокращенная Псалтирь 1. Господи Боже Вседержителю, Царю вечныя славы! Ты веси, яко тот токмо человек блажен есть, который, презревши путь грешных, день и нощь поучается в законе заповедей Твоих. Научи мя грешнаго и беззаконнаго служити и работати Тебе со страхом и трепетом, – верно и от чистаго сердца. Услыши глас мой, – смиренно Тебе призывающий, премилосердно внуши глаголы моя, и не остави мене, заблуждающаго, во гневе Твоем, да не когда оный древний ненавистник – неприятель наш, аки лев похитит душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. 2. Господи, Господь наш, чудно имя Твое на небеси и на земли! Обрати врага вспять, дабы изнемог и погиб от лица Твоего: да некогда отважится уловить сетьми огненными душу мою, ниже да истребит мя жупел и дух бурен. Но, ради бедности безпомощнаго, и ради плача нищаго, возстающий и внимающий им, призри и услыши мя, Господи: Ты бо еси совет нищаго и упование его. Даждь мне, Боже мой, ходити без беззакония и творити правду, да будет часть достояния и наследия моего – благодать милосердия Твоего. Сохрани мене, яко зеницу ока, и под сению крил Твоих покрый мене: яко Ты еси крепость моя, утверждение мое и прибежище мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 15  голосов:  4.5 из  5) Предыдущий Следующий Самый популярный миф о Рождестве Христовом Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Рождеством Христовым. В этом видео я хотел бы разобрать, пожалуй, самый популярный миф о Рождестве Христовом. Я уверен, что все или, по крайней мере, большинство из вас его обязательно слышали. Речь идет об идее, что, будто бы, дата Рождества Христова была выбрана сознательно Церковью приходящейся на дату большого языческого праздника Римской империи, чтобы, таким образом, этот праздник как бы вобрать в себя, инкультурировать и христианизировать. Содержание 0:00 – О назначении даты Рождества Христова 01:45 – Идея о специальном назначении даты Р.Х. в день языческого праздника 02:36 – Мнение исследователей и ученых на этот счет 07:18 – Мнение Блаженного Августина и Блаженного Иеронима 09:33 — Исторический подтекст 10:16 – Почему не было празднования Рождества Христова в первые 3 века? 11:41 – Почему началось празднование Рождества Христова ? 12:40 – Почему Рождество начали праздновать 25 декабря? 16:48 – Слова святителя Ионна Златоуста 21:19 – Подведение итогов Расшифровка видео Дорогие браться и сестры, поздравляю вас с Рождеством Христовым. В этом видео я хотел бы разобрать, пожалуй, самый популярный миф о Рождестве Христовом. Я уверен, что все – ил, по крайней мере, большинство из вас его обязательно слышали. Речь идёт об идее, что будто бы дата Рождества Христова была выбрана сознательно Церковью, приходящаяся на дату большого языческого праздника Римской империи, чтобы таким образом этот праздник как бы вобрать в себя, инкультурировать и христиниазировать – это если излагать данную идею в сокращённом виде. Ну, наверняка кто-то из вас слышал ее в полном виде, согласно которому римский император Гелиогабал в 219 году попытался внедрить взятое из Сирии солнечное божество, его культ, на римскую почву под названием sol invictus, то есть непобедимое солнце. Но Гелиогабал вскоре умер, и уже в 274 году языческие император Аврелиан восстановил празднование в честь sol invictus, назначив его на 25 декабря. А уже в первой половине IV века римские христиане установили на этот же день 25 декабря праздник Рождества Христова, чтобы таким образом заменить sol invictus почитанием Иисуса Христа. Данную идею ввёл в научный оборот Герман Узенер в конце XIX века. В 1889 году вышла его первая работа на данную тему, и в 1905 году – вторая, и идея эта таким образом широко распространилась в научных кругах. Многие, хотя и не все учёные, восприняли гипотезу Узенера, и со временем она стала повторяться в книгах как нечто само собой разумеющееся. Так продолжалось до конца ХХ века. А уже в начале XXI века целый ряд серьёзных исследователей нанесли данной гипотезе или теории Узенера, сокрушительные удары. И сейчас я вкратце познакомлю вас с тем, что они говорят.

http://azbyka.ru/video/samyj-populjarnyj...

Св. Григорий Богослов принадлежит к числу тех святых отцов Церкви, имя которых замечательно единодушно славят Восток и Запад. Глубоко просвещенный пастырь христианской Церкви, серьезный богослов-философ, возвышенный поэт, христианин, сиявший благочестием жизни, он возбуждал благоговение и уважение к себе уже у своих современников. « Григорий Назианзин – это уста Христовы, сосуд избранный и колодезь глубокий», – восторженно писал о нем св. Василий Великий . «В богословии Григорий был велик», – отзывается о Григории Назианзине слушавший у него уроки Священного Писания красноречивый и ученый Евагрий, впоследствии нитрийский пустынножитель 680 . Блаженный Иероним, муж, знаменитый ученостью и обширными познаниями в христианстве, несмотря на свои пятьдесят лет, несмотря на не покидавшее его никогда сознание собственного достоинства и авторитета, оставляет свои сирийские пустыни и спешит в Константинополь, чтобы послушать знаменитого Григория Богослова . С чувством глубокой благодарности он вспоминает его и впоследствии во многих своих сочинениях как великого учителя, катехета, ученого, знатока Священного Писания 681 . Руфин, епископ Аквилейский, не находит слов, чтобы восхвалить Григория Назианзина . «Григорий, – говорит он, – муж превосходный во всех отношениях, славный словом и делом. Нет ничего честнее и святее его жизни, славнее его красноречия, чище и правее его веры, полнее и совершеннее его знания, так как он один только таков, что о его вере не могли, как обыкновенно бывает, спорить и не согласные между собой партии, и та его заслуга пред Богом и Божьими церквами, что кто осмелится допустить в вере что-либо не согласное с Григорием, тот тем самым уже обличает себя в том, что он – еретик. Ясный признак, что человек держится неправой веры, если он не согласен в вере с Григорием» 682 . «Ужели тебе кажется недостаточным авторитет восточных епископов в лице одного Григория? – спрашивает Пелагия другой учитель Западной Церкви, блаженный Августин .– Ведь это такая личность, что он сам не говорил ничего, кроме всем известного в христианской вере» 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

священник Серафим Соколов Раздел I. Второй период истории христианской Церкви (313–1054 годы) Глава I. Духовное просвещение и богословская наука в IV–V веках §1. Общая характеристика состояния богословия в IV–V веках IV–V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» христианского богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено с титанической работой мысли великих отцов христианской Церкви, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово святителя Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о святителе Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали истину принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова. В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Магистральное направление развития богословской мысли формируется в этот период на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению, нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде всего, Платоновская Академия и Аристотелевский лицей, еще доживавшие в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада по существу ограничивалось римским правом. Однако в IV–V веках немалый вклад в общецерковную сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада – блаженный Августин (христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), святитель Амвросий Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним (библейская текстология). §2. Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Толкование на Псалом сто двадцать пятый Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Предисловие Предлагаемый перевод толкования Блаженного Августина на Псалом 125, один из Песней восхождения, — не первое экзегетическое произведение выдающегося учителя Церкви на страницах журнала “Альфа и Омега”. В 1(8) был представлен перевод ряда пасхальных проповедей Августина, связанных с огласительной практикой. Некоторые из них, например, “О молитве Господней”, можно отнести и к жанру толковательной проповеди. В истории библейской экзегезы блаженный Августин занимает видное место как плодовитый автор толковательных произведений, а также как теоретик толкования, обобщивший герменевтический опыт нескольких поколений христианских писателей. Теория и практика изъяснения Писания нашла отражение в целом ряде его трудов разных периодов 1 : О Книге Бытия против манихеев, Об учителе, корпус Толкований на Псалмы, О Книге Бытия буквально (неоконченная кни­га), О Нагорной проповеди Господа, Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам, Неоконченное разъяснение Послания к Римлянам, Разъяснение Послания к Галатам, О христианской науке 2 , Заметки на Книгу Иова, О согласии евангелистов, Об обучении оглашенных, О Книге Бытия буквально (12 книг), О Духе и букве, О граде Божием, Рассуждение на Евангелие от Иоанна, Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам, Беседы на Семикнижие, Разыскания на Семикнижие, а также в других трудах, письмах и проповедях. Развитие взглядов блаженного Августина на Писание и его им осмысление, особенности его экзегетико-проповеднической практики, его представления о каноне и текстологические предпочтения кратко и достоверно описаны в содержательной статье Дж. Боннера “Августин как исследователь Библии” — главе из “Кембриджской истории Библии” 3 . Эта статья способна стать хорошим введением в проблемы Августиновой экзегезы. На русском языке частичное обсуждение этого круга вопросов можно найти в известной книге В. В. Бычкова “Эстети­ка Аврелия Августина”, особенно в главе IX (“Знак”) 4 . Эти же труды помогут сориентироваться в библиографии.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-psalom-s...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 85-й. О световидности тел блаженных праведников (В трех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть вопрос о световидности тел блаженных праведников после воскресения, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Будет ли световидность в прославленных телах? 2) Будет ли эта световидность видима для непрославленного глаза? 3) Обязательно ли будет видимо прославленное тело непрославленным телом? Раздел 1. Является ли световидность чем-то подобающим для прославленных тел? То, что световидность не является чем-то подобающим для прославленных тел, представляется из следующего: Возражение 1. Авицена говорил, что «всякое светящееся тело состоит из просвечивающих частей». Но части прославленного тела не будет просвечивающими, так как в некоторых из них, таких как плоть и кости, преобладает земляная стихия. Поэтому прославленные тела не будут светлыми или световидными. Возражение 2. Всякое световидное тело скрывает то, что позади него. Поэтому одно светило позади другого является заслоненным, и пламя огня препятствует тому, чтобы видеть находящееся позади него. Но прославленные тела не будут скрывать то, что находится внутри них, ибо, как говорит Григорий в толковании на слова «не равняется с нею (премудростью) золото и хрусталь» ( Иов. 28:17 ): «там (то есть в небесном царстве) плотность или непроницаемость телесных членов не будет скрывать душу человека от зрения ее другими людьми, и самая гармония тела будет видна телесному зрению» («Поуч.» ПЛ 76, 84). Поэтому эти прославленные тела не будут световидными. Возражение 3. Свет и цвет требуют в своем носителе противоположного расположения, ибо, как сказал Аристотель, «свет есть крайняя точка видимости в теле, не имеющем определенных границ, а цвет – теле, имеющем определенные границы» («Чувство и чувствен.»). Прославленное тело будет иметь цвет или окраску, ибо, как говорит Августин, «красота тела есть гармония частей в сочетании с очарованием цвета» («О гр. Бож.» ПЛ 41, 781). Невозможно, чтобы прославленные тела не имели красоты, а поэтому они не будут световидными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010