С. Б. Сорочан Источники и литература Письменные источники 1 . Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хаким. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса: Пер. с араб., предисл., прим. С. Б. Певзнера. – М.: Наука, 1985. – 440 с. 2 . Абрам Анкирский. Плач на взятие Константинополя/Пер. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т 7. 3 . Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. Ред. и пред. Н. Пигулевской, пер. с сирийского А. Белова, Л. Вильскера. – М.; Л.: Гослитиздат, 1961. – 294 с. 4 . Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ибн-‘Али ал-Мас’уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749–947 гг.]/Сост., пер. с араб., прим., коммент. и указат. Д. В. Микульского. – М.: Наталис, 2002. – 800 с. 5 . Авва Евагрий Понтийский . О промыслах//У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 387–477. 6 . Августин Аврелий . Исповедь Блаженного Августина , епископа Гиппонского/Под ред. А. А. Столярова. – М., 1998. 7 . Августин Аврелий . О Граде Божьем. – М., 1994. – Т. 1–4. 8 . Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина. Переводы. – К., 2004 [изречения отцов пустыни]. 9 . Автобиография императора Михаила Палеолога. – СПб., 1885. – 52 с. 10 . Агафий Миринейский. О царствовании Юстининана. – М.: Вече, 1996. – 222 с. 11 . Агафий. О царствовании Юстиниана: Вступ. ст., пер., прим. М. В. Левченко. – М.: Изд-во АНСССР, 1953. – 221 с. (М., 1996). 12 . Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариоан Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591//Византинороссика. – 2005. – Т. 3. – С. 115152. 13 . Акты Русского на Св. Афоне монастыря Св. великомученника и целителя Пантелеймона. – К., 1873. – 619 с. 14 . Акты собора под Дубом/Пер. с греч. А. С. Балаховской//Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 245–247. 15 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных. Что сказали бы бедные богатым и что богатые ответили бы бедным/Пер., коммент. М. А. Поляковской//ВВ. – 1972. – Т 33. – С. 278–285.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава 5. БРАК И РОДОВАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ГРЕХА •Внесознательность родовой жизни как норма и сознательность как ненормальность •Значение библейского термина «познание». Психологический анализ библейского понятия «похоть» •Споры о нем в Петроградском религиозно-философском Обществе и во времена блаженного Августина •Критика учения блаженного Августина и его противников •Двоякий характер похоти В четвертой главе мы пытались выяснить, что характерной чертой безгрешного рождения является его независимость от практического разума человека. Другим является грешное рождение. Признание нормальности того, чтобы родовые процессы протекали вне воли и сознания человека, присуще и грешному человечеству. В отличие от животных, даже близко стоящих к человеку физиологически, для человека характерна связь родовой жизни со сном 310 , с ночью. В Библии говорится, что дети рождаются от «снов» 311 , от «услаждения, соединенного со сном» 312 , и Климент Александрийский запрещает христианам днем по примеру петухов совершать «таинственные оргии природы, возвращаясь из церкви или с рынка» 313 , святой Мефодий Патарский приводит слова книги Премудрости и говорит, что «тело Христово было не от воли мужа ( Ин. 1, 13 ), не от наслаждения, соединенного со сном» 314 , и сопоставляет зачатие человека с глубоким сном Адама. «Плотское рождение есть дело ночи» 315 , – говорит святой Григорий Богослов . И вообще в языке всех народов слова «сон», «ночь» являются обычными эвфимизмами для обозначения родовых процессов человека. Но все это сознается как норма, а не как действительность. Фактически же в грешном человечестве рождение никогда не является действием одной природы, которая, как говорит Христос, творит автоматически, без участия сознания человека 316 , а является вместе с тем делом сознания и воли человека, делом его «хотения», его практического разума или «худого делания ума», по выражению святого Григория Нисского 317 , вследствие чего все люди родятся не только от хотения плоти, но и от хотения мужа ( Ин. 1, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Слово на Вознесение Господне. Блаженного Августина Удивительно, братие мои возлюбленные, отчего настоящий праздник, принадлежащий к числу торжественнейших праздников, не всеми у нас празднуется с подобающей торжественностью, – отчего ныне в храмах Божьих мы не видим такого стечения верующих, как в другие торжественнейшие праздники, и столь великого, как велики дарованные нам сим торжеством залоги радостей духовных?.. Неужели настоящий день должен быть для нас менее торжествен преславного и достопокланяемого дня Рождества Христова, или даже самого Светлого Воскресения Господня, так что и Церковь не вправе ожидать от верующих такового же многолюдства благочестивых посетителей, как и в те дни? В те дни, – празднуя рождество в плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы вспоминаем уничиженное сошествие Его с неба на землю, нас ради человек и нашего ради спасения; вспоминая потом, после уничиженнейшего еще распятия, позорнейшей смерти и скромного, но благочестивого, погребения, старанием и усердием приближенных, светлое Его из мертвых воскресение, – мы торжествуем победу Его над смертью, смертью Своей и нашу смерть поправшего и сущим во гробех живот даровавшего; а в настоящий день, по совершении Им нашего спасения, благочестно вспоминаем и торжествуем преславное Его от земли на небо вознесение. В одно время Господь является истинным человеком, а в другое – истинным Богом, то принимая на Себя зрак раба, по неизреченной любви Его к нам, то, по Своему величию, утверждая нашу веру в Свое Божество. В то время Он прошел уничиженно чрез девическое чрево, и после большего еще уничижения с торжеством, наконец, разрушил врата ада; а в настоящее – еще торжественнее отверзает нам врата неба. В те дни, сошедши с неба на землю, Он являлся нам Искупителем нашим, а ныне, возносясь от земли на небо, является Ходатаем за нас у Бога Отца, тогда пославшего Его, а теперь приемлющего в Свои Отчие объятия, хотя этот Единородный Сын Божий и тогда не оставлял неба, когда благоволил пребывать на земле с нами людьми, и теперь не оставляет земли, когда сидит на небе одесную Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Христово. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Внемлите, сыны света, сыны Царствия Божия, братия возлюбленные, внемлите со всею готовностью, возрадуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала ( Псал. 32:1 ). Внемлите тому, что вы познали; возобновите в своей памяти то, что вы слышали; возлюбите, во что уверовали; восхвалите, что возлюбили. Так как мы ежегодно празднуем настоящий день, то вы и ожидаете ныне приличного сему дню слова. Родился Христос – Богочеловек. Бог от Отца, человек от Матери: от Отца предвечно, от Матери девственно; от Отца без матери, от Матери без отца; от Отца вне всякого времени, от Матери без семенного зачатия; от Отца – как начало и источник жизни, от Матери – как разрушение и попрание смерти; от Отца сотворивший времена и устроивший самые дни, от Матери освятивший день. И в самом деле, Он предпослал Предтечу Иоанна, долженствовавшего родиться в то время, когда дни начинали уменьшаться; а Сам благоволил родиться тогда, когда дни начали увеличиваться; этим как бы предызобразилось то, что сказал о Нем тот же Иоанн: Оному подобает расти, мне же малитися ( Ин. 3:30 ). Ибо жизнь человеческая должна сама в себе оскудевать и иссякать, а во Христе преспевать и восполняться, да живущия не чтому себе живут, но умершему за них и воскресшему ( 2Кор. 5:15 ), и та скажет каждый из нас с Апостолом: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос ( Галат. 2:20 ). Оному бо подобает расти, мне же малитися. Восхваляют Его достойно все Ангелы Его, для коих Он – вечная пища, оживотворяюшая их нетленным брашном: ибо Он есть Слово Божие, Коего жизнью они живут, Коего вечностью живут и никогда не престанут жить, Коего благостью живут и всегда наслаждаются блаженством. Они достодолжным образом восхваляют Его, Бога у Бога, и славословят в вышних Бога; мы же людие Его, и овцы пажити Его ( Псал. 94:7 ); мы, слабые и немощные, но примиренные по благоволению Божию, воспоем песнь мира. Ибо торжественная песнь нынешняя, – это пренебесное славословие, воспетое рождшемуся нам Спасителю: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лук. 2:14 ), – в первый раз воспета самими Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Часть I Часть III Содержание К читателю Введение. Учение о Духе Святом в святоотеческой письменности I. Первохристианство 1. Послеапостольский век 2. Апологеты 3. Патристический век в пневматологии I. Тертуллиановский субординационизм и стоическая философия. II. Космологический субординационизм в арианстве III. Онтологический субординационизм в учении о Св. Троице у Оригена IV. Омоусианство в тринитарной доктрине святого Афанасия Александрийского V. Учение о Св. Троице и о Св. Духе у каппадокийцев VI. Западная система омоусианского троичного богословия (блаженный Августин) VII. Тринитарная и пневматологическая доктрина у св. Иоанна Дамаскина Глава 1: место третьей ипостаси в Св. Троице I. Троичность и Третья Ипостась II. Таксис, или порядок, ипостасей во Св. Троице Глава 2: Исхождение Святого Духа I. Первые попытки учений об исхождении Св. Духа: δι и et (que) I. Св. Афанасий Александрийский II. Св. Василий Великий III. Св. Григорий Богослов IV. Св. Григорий Нисский V. Св. Епифаний Кипрский VI. Св. Кирилл Александрийский VII. Дидим Александрийский VIII. Св. Иоанн Дамаскин IX. Западное богословие: блаженный Августин II. Вторая эпоха в учении об исхождении Святого Духа, – греко-латинская полемика: фотивское, анти-латинское, богословие против латинского филиоквизма 1. Учение об исхождении Св. Духа у Патриарха Фотия 2. Латино-греческая полемика в XIII веке в связи с лионским собором 1274 г 3. Латино-греческая полемика в XV в., в связи с Ферраро-Флорентийским собором 1438–9 года 4. Западная доктрина и флорентийский догмат 5. Общие выводы относительно δι το ϒο и filioque Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом Глава 4: двоица слова и Духа а) В Божественной Софии б) В тварной Софии Глава 5: откровение Духа Святого 1. Кенозис Духа Святого в творении 2. Боговдохновенность в Ветхом Завете 3. Боговдохновение во Христе 4. Пятидесятница 5. Дары Пятидесятницы А). Сошествие Св. Духа Б). Дар пророчества В). Духовная жизнь Г) Дар любви Д). Пределы Пятидесятницы Е) Богочеловечество Эпилог-пролог к первому и второму тому трактата о богочеловечестве:  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 10. О блаженном знании Христовой души Далее нам надлежит исследовать каждое из Вышеупомянутых знаний. Однако поскольку мы уже рассмотрели божественное знание В первой части (I, 14), то нам остается поговорить о трех других: Во-первых, о блаженном знании; Во-Вторых, о всеянном знании; В-третьих, о знании приобретенном. Кроме того, поскольку в первой части (I, 12) нами уже было достаточно сказано о том блаженном знании, которое состоит в созерцании Бога, ныне мы поговорим только о тех вещах, которые присущи непосредственно душе Христа. Под этим заглавием наличествует четыре пункта: 1) разумела ли душа Христа Слово, или божественную Сущность; 2) знала ли она все вещи В Слове; 3) знала ли душа Христа бесконечность В Слове; 4) видела ли она Слово, или божественную Сущность, яснее, чем любая другая тварь. Раздел 1 Разумела ли душа Христа Слово, или божественную Сущность? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что душа Христа разумела и разумеет Слово, или божественную Сущность. Ведь сказал же Исидор, что «Троица известна только Себе и воспринятому Человеку» 153 . Таким образом, воспринятый Человек взаимно сообщается со Святой Троицей в том знании Себя, которое присуще Троице. Но это [знание суть] знание разумения. Следовательно, душа Христова разумеет божественную Сущность. Возражение 2. Далее, быть соединенным с Богом в личностном бытии есть нечто гораздо большее, чем быть соединенным посредством видения. Но, как говорит Дамаскин, «Божеское естество в одном из Своих Лиц все и всецело соединилось со всем человеческим естеством в Христе» 154 . Поэтому тем более все Божеское естество было видимо душою Христа и, следовательно, похоже на то, что душа Христова разумела божественную Сущность. Возражение 3. Далее, как говорит Августин, то, что по природе подобает Сыну Божию, Сыну Человеческому подобает по благодати 155 . Но Сыну Божию по природе подобает разуметь божественную Сущность. Следовательно, Сыну Человеческому то же самое подобает по благодати. Таким образом, похоже на то, что душа Христова разумела божественную Сущность посредством благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

1. Сегодня любви вашей предстоит выслушать речь о нас самих. «мы, – как говорит апостол, – сделались позорищем (spectaculum) для мира, для Ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). Те, которые любят нас, ищут, что бы похвалить в нас. Которые же ненавидят, упрекают нас. Мы же, поставленные в средине между теми и другими, при помощи Господа Бога нашего, так должны оберегать жизнь и имя наше, чтобы прославляющие нас не оставались в стыде перед нашими поносителями. А как мы хотели бы жить, как, по милости Божией, уже живем, о том хотя из Священного Писания многие из вас знают, однако, для напоминания, вам будет прочитано место из книги Деяний Св.Апостолов, чтобы вы видели, где указан тот образ, которому хотим мы подражать. Во время чтения я желаю, чтобы вы были особенно внимательны, чтобы после прочтения мог я высказать вниманию вашему, при помощи Божией, то, что решил. [После слов этих диакон Лазарь читает]. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:31–35 ). [Когда диакон Лазарь прочел и отдал книгу епископу, Августин епископ продолжал: «Я еще прочитаю. Больше мне доставляет удовольствия быть чтецом этого слова, нежели говорить свое слово " ]. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

23 сентября 2022 г. 16:00 Таинство единства ЦЕРКОВЬ И ЕВХАРИСТИЯ В БОГОСЛОВИИ БЛАЖЕННОГО АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНСКОГО На V Вселенском Соборе блаженный Августин был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Его творения являются не только ценнейшим источником для богословия и христианской философии, но и содержат важную литургическую информацию, которая позволяет нам сформировать представление об уникальной богослужебной традиции древней и некогда славной Северо-Африканской Церкви. О величественной риторике его богословских рассуждений, о таинстве Евхаристии и о влиянии, которое оказал Августин своей личностью и творчеством на христианское богословие, размышляет доцент кафедры церковно-практических дисциплин  СПбДА протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя. I. Omnium doctor eximius Ecclesiarum — превосходнейший учитель всех Церквей Колыбелью латинской христианской письменности и литургической традиции была отнюдь не столица империи — Рим, а провинция Проконсульская Африка, административным центром которой с 46 года до Р. Х. был г. Карфаген. Во второй половине II века в Карфагене проповедовал и писал свои труды Тертуллиан. Уроженец, по всей видимости, Африки, Марк Минуций Феликс тогда же написал апологию 1 «Октавий», считающуюся одним из первых христианских текстов на латинском языке.  В период с 248 по 258 год епископом Карфагена был священномученик Киприан, ревностный защитник канонического принципа единства Церкви перед лицом ересей и расколов, плодовитый автор, также писавший на латинском языке. В это время в Риме греческий язык был языком богослужения и общения у христиан, о чем свидетельствуют труды мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского. Первыми документами Римской Церкви, написанными на латинском языке и дошедшими до нас, были послания Римских пап святителей Корнелия и Стефана священномученику Киприану, а также сочинения раскольника Новатиана, наиболее крупное из которых — De Trinitat e («О Троице»). В качестве богослужебного языка Римской Церкви латинский язык утвердился лишь в годы понтификата папы Дамаса (Дамасий I; 366–384) 2 . 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

IV. О христианской государственности Россия с душой Св. Руси это – государство, высветленное изнутри православным духом, христианизованное или, прямо сказать, христианское государство. Христианское государство! Так ли просто, бесспорно это сочетание понятий? Мыслимо ли оно? Осуществимо ли оно в действительности? От многих, не только чуждых христианству людей, но даже и некоторых христианских мыслителей мы слышим резкие возражения против легкомысленного якобы сочетания этих двух, полярно противоположных царств – христианства (не от мира сего) и государства (от мира сего). Говорят: это внутреннее противоречие, это горячий лед, сладкая соль, светлая тьма, святой грех... В самом деле не случайно, что самое рождение христианства связано с трагедией Голгофы, когда сын Божий распят был при посредстве государственной власти, и империя затем триста лет преследовала новорожденную церковь . Неудивительно, что у пророков, в апокалипсисах, ветхо- и новозаветных, земные государства воплощаются в образах зверей, как орудий антихриста. Древне-христианский писатель II в. Тертуллиан , юрист и римлянин по закалу ума, весь одержимый этим контрастом церкви и империи, считал абсурдом даже подумать, чтобы императоры могли сделаться христианами. И даже блаженный Августин , спустя столетие по крещении императора Константина, в своей грандиозной историософской концепции «О граде Божием – De civitate Dei» (т. е. буквально «О государстве Божием»), римскую империю и вообще земные государства по природе считает орудиями дьявола – civitas diaboli, чтобы государство стало служебным орудием царства Божия, требует глубокого его перерождения и подчинения его целей – целям церковным. Бл. Августин имел перед своими глазами уже начавшийся процесс христианизации империи. Невероятное для Тертуллиана стало фактом. Римская империя – это чудовище апокалипсиса – «во Христа крестилась, во Христа облеклась». Это чудо стало возможным, потому что его породило основное, беспредельно большее чудо Боговоплощения: «Слово стало плотью», Бог стал человеком, «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

     Продолжается празднование святой Пасхи. Следующее воскресение после нее называется Антипасхой. Однако почему? Приставка «анти» в современном языке чаще всего имеет зловещее значение — «против». Однако разве это единственное значение греческой приставки αντι? Отнюдь нет, ибо другое ее значение — «вместо». Так вот, «Антипасха» — это празднество «вместо Пасхи». Восьмой день, или октава, после нее осмысляется как замещающее и соразмерное ей торжество, столь же величественное, как и сама Пасха. В древности Антипасха также именовалась «Новой неделей», такое название есть в проповедях свт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Интересно, как называет ее Блаженный Августин — «Неделя в белом» (dominica in albis). Как считает М.Скабалланович, эта неделя названа так, потому что новокрещенные (неофиты) с этого воскресения переменяли белые одежды, надетые на них при Крещении, на обыкновенные . Мнение Скабаллановича справедливо, ибо в 172 проповеди Блаженный Августин говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце» . Однако издревле служба Антипасхи была посвящена также и уверению Фомы. Согласно свидетельству блаженной Эгерии, вечером в день Антипасхи в храме святого Сиона читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы. В «Апостольских постановлениях» (текст окончательно сложился около 380 г.) повествование об установлении праздника ведется от лица самого св. апостола Фомы: (ορτ τιμα ατ γδη, ν δυσπιστοντα μ Θωμν π τ ναστσει πληροφρησεν — досточтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего в Воскресение Фому, известил о нем. Канон праздника был написан преподобным Иоанном Дамаскиным, по крайней мере в древнейших рукописях Триоди (Р.А.И.К 109 — IX в., Sin. Greek 735 — Х в.) он подписан именем Иоанна Монаха, под которым часто выступает великий богослов VIII в., некогда великий визирь Дамаскского халифа, а затем смиренный монах монастыря св. Саввы Освященного. Стиль канона соответствует стилю произведений преп. Иоанна Дамаскина. Однако не исключено, что 9 песнь канона древнее прочих и может даже восходить к V веку . Что особенно привлекает нас в этом каноне?

http://pravoslavie.ru/102910.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010