Меню Закрыть Викторина Латинский запад и христианство Начать викторину 1. Святой Иероним Стридонский был рукоположен во пресвитера, поставив условие перед Римским папой, что он будет «свободным монахом». Что это означало: он сможет свободно перемещаться и заниматься переводами он сможет сам выбрать монастырь для подвигов он сможет отказаться от монашеских обетов в любое время Правильный ответ: Святой Иероним, будучи монахом, хотел продолжать свою учёную деятельность, он хотел свободно передвигаться и не быть зависимым от одного монастыря или храма, он жил на своей квартире, но при этом строго соблюдал все монашеские обеты, не позволяя себе вседозволенности. Правильный ответ: Святой Иероним, будучи монахом, хотел продолжать свою учёную деятельность, он хотел свободно передвигаться и не быть зависимым от одного монастыря или храма, он жил на своей квартире, но при этом строго соблюдал все монашеские обеты, не позволяя себе вседозволенности. Правильный ответ: Святой Иероним, будучи монахом, хотел продолжать свою учёную деятельность, он хотел свободно передвигаться и не быть зависимым от одного монастыря или храма, он жил на своей квартире, но при этом строго соблюдал все монашеские обеты, не позволяя себе вседозволенности. 2. Верно ли, что мы можем поставить Блаженного Иеронима и Блаженного Августина в один ряд с Блаженным Василием, Блаженной Ксенией, псковскими блаженными: да, они все были юродивыми нет, так как в случае Иеронима и Августина «блаженный» не имеет отношения к юродству Иероним и Августин – католические святые, поэтому никак не можем поставить их в один ряд с нашими Правильный ответ: Блаженный Иероним и Блаженный Августин не юродствовали, но термин «блаженный» связан с Западной традицией, синонимом является слово «святой», но с исторической традицией в наших календарях эти два святых упоминаются как Блаженные несмотря на то, что они не юродствовали. Их память совершается в один день, 28 июня. Правильный ответ: Блаженный Иероним и Блаженный Августин не юродствовали, но термин «блаженный» связан с Западной традицией, синонимом является слово «святой», но с исторической традицией в наших календарях эти два святых упоминаются как Блаженные несмотря на то, что они не юродствовали. Их память совершается в один день, 28 июня.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/victorina-...

Предисловие Предлагаемый перевод толкования Блаженного Августина на Псалом 125, один из Песней восхождения, – не первое экзегетическое произведение выдающегося учителя Церкви на страницах журнала “Альфа и Омега”. В 1(8) был представлен перевод ряда пасхальных проповедей Августина, связанных с огласительной практикой. Некоторые из них, например, “О молитве Господней”, можно отнести и к жанру толковательной проповеди . В истории библейской экзегезы блаженный Августин занимает видное место как плодовитый автор толковательных произведений, а также как теоретик толкования, обобщивший герменевтический опыт нескольких поколений христианских писателей. Теория и практика изъяснения Писания нашла отражение в целом ряде его трудов разных периодов 1 : О Книге Бытия против манихеев, Об учителе, корпус Толкований на Псалмы, О Книге Бытия буквально (неоконченная книга), О Нагорной проповеди Господа, Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам, Неоконченное разъяснение Послания к Римлянам, Разъяснение Послания к Галатам, О христианской науке 2 , Заметки на Книгу Иова, О согласии евангелистов, Об обучении оглашенных, О Книге Бытия буквально (12 книг), О Духе и букве, О граде Божием, Рассуждение на Евангелие от Иоанна, Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам, Беседы на Семикнижие, Разыскания на Семикнижие, а также в других трудах, письмах и проповедях. Развитие взглядов блаженного Августина на Писание и его им осмысление, особенности его экзегетико-проповеднической практики, его представления о каноне и текстологические предпочтения кратко и достоверно описаны в содержательной статье Дж. Боннера “Августин как исследователь Библии ” – главе из “Кембриджской истории Библии” 3 . Эта статья способна стать хорошим введением в проблемы Августиновой экзегезы. На русском языке частичное обсуждение этого круга вопросов можно найти в известной книге В. В. Бычкова “Эстетика Аврелия Августина ”, особенно в главе IX (“Знак”) 4 . Эти же труды помогут сориентироваться в библиографии. Толкование на Псалом 125 принадлежит к серии экзегетических проповедей на тему псалмов с надписаниями “Песнь восхождения”. Эти проповеди блаженный Августин произнес, вероятно, в конце 412 г. 5 в Карфагене 6 . К этому времени уже выработался его метод трактовки библейских текстов в рамках толковательной проповеди, и данный образец такой трактовки вполне характерен. На этом примере можно наблюдать многие особенности, свойственные корпусу “Толкований на Псалмы” в целом: господство аллегорических (в частности, типологических) объяснений 7 , стремление расслышать в псалмах указание пути внутреннего совершенствования христианина, христоцентричность толкования и связанность изъяснительной проповеди с нуждами пастырского назидания Церкви, а также некоторые “технические” стороны изъяснения: использование текста Италы, отличное знание Псалтири наизусть и умение вовремя привести нужную цитату и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Часть 1. Личность блаженного Августина I Слагается она из трёх элементов: прирождённого характера, воспитания и личных усилий. Разносторонняя одарённость блаженного Августина изумительна, потому и велико его влияние на последующие поколения. Им был дан законченный облик западному христианству. К нему прибегали и католики, и их противники. Ум его живо двигался к тогдашним философским системам и не останавливался, пока не исчерпывал новое до конца. Всей душой он полюбил послания святого апостола Павла, почему и проникся на всю жизнь идеей прощающей благодати Божией. Характеру блаженного Августина были присущи интерес к природе и наблюдательность, стремление проникнуть в свой внутренний мир, проанализировать его и одновременно познакомиться с душевными состояниями других людей. В его эмоциональной жизни преобладала нежность. Содержанием его духовного мира была любовь. Мать, святая Моника, отмечая это, перед самой своей кончиной говорила ему, что никогда не слышала от него ни одного грубого или оскорбительного слова. Блаженный Августин отличался дружелюбием, имел много преданных друзей и жизнь без них представлял пустой, лишённой ценности. В ранней юности проявились у него и эстетические наклонности. Таблица умножения, греческая грамматика вызывали у него скуку, но совершенно иначе было с изучением литературных образцов. Вся философия блаженного Августина пронизана эстетическим направлением его духа. Особенно это видно в его теодицеи (она близка к неоплатонизму). Характерна также правдивость блаженного Августина своей непосредственностью и инстинктивной свежестью. Он с крайним негодованием встречал любое вероломство. Эта правдивость вылилась у него в доктрину, безусловно отвергающую всякую ложь (См.: «Исповедь»). Особенным свойством блаженного Августина отмечается ещё жажда бытия. Он любил жизнь и считал, что чем сильнее жажда жизни, тем понятнее блаженство вечности: жадно стремящийся к бытию не удовлетворится мгновениями земных радостей, а будет всей душой желать благ непреходящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Библиография I . Творения Отцов Церкви Августин, блаженный Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486. О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41. Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954. Русский перевод: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11. Аврелий АвгустИн .Исповедь/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Амвросий Медиоланский О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485. Апостольские постановления Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336. Афанасий Александрийский Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония//Творения. Ч. 3. С. 178–250. Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070. Афинагор Афинский Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972. Василий Великий Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184. Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160. Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237. Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328. Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354. Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385. Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464. Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К.А. Аверьянов Литература о Сергии Радонежском Августин (Никитин Д. Е.). Любовь безмерная. Св. Франциск Ассизский и прей. Сергий Радонежский// Истина и жизнь. 2003. 4. С. 36–43. Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слово на память преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца//Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слова в присутствии членов святейшего присутствующего Синода, в Санкт-Петербурге в 1805 годе, сказыванные Второго кадетского корпуса учителем закона, Санкт-петербургской епархии второклассной Троицкой Сергиевой пустыни, состоящей по Петергофской дороге, архимандритом Августином. [СПб., 1805]. С. 19–26. Аверинцев С. «Тихое и чудное житие»//Родина. 1992. 5. С. 7–11. Агафангел, архимандрит. В день памяти преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской патриархии. 1974. 7. С. 24– 25. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену радонежскому, чудотворцу//Православный церковный календарь. 1978. М., 1977. С. 55–62. Перепеч.: То же на 1985-й год. М., 1984. С. 66–74. Александр, епископ Дмитровский. К торжеству 500-летия памяти преподобного Сергия, радонежского чудотворца, со дня блаженной кончины его (1392–1892 гг.). М„ 1892. Александров Г. У стен лавры (этюд)//Журнал Московской патриархии. 1946. 7. С. 25–28. Алексий (Кутепов), архимандрит. Преподобный Сергий как русский идеал святости//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 183–193. Алексий, патриарх московский и всея Руси. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца. 1319–1392//Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы. М., 1948. С. 27–41. Перепеч.: Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 63–68. Ангел-хранитель земли Русской. Памяти преподобного Сергия Радонежского. [Сборник. Сост. Н. А. Трофимчук]. М., 1994. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Воссияет в сердцах//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 453–458. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 г. М., 1989. С. 127–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следует, впрочем, заметить, что в начале своей деятельности против донатистов блаженный Августин не сочувствовал принуждению. «Мое первоначальное мнение, говорит он, состояло в том, что никого не должно принуждать к единству Христову, что нужно действовать словом, сражаться рассуждением, побеждать разумом, чтобы не иметь притворными католиками тех, кого мы знали открытыми еретиками». Такого мнения он был, до 497 года. До этого времени он желал от государства, чтобы оно преследовало донатистов исключительно, как государственных преступников, за гражданские преступления, особенно, за известные грабежи и насилия циркумцеллионов – фанатиков из среды донатистов, соединившихся с разными бродячими людьми Африки и образовавших настоящие разбойничьи шайки. Его требования помощи от государства церкви не простирались далее защиты свободы самой православной церкви. «Я, говорит блаженный Августин , со многими братьями, несмотря на неистовство донатистов всюду, не думал, просит императора, чтобы он отнял право на существование у самой ереси, наказывая тех, которые желали бы оставаться в ней, а издал бы только такое постановление, чтобы проповедующим католическую истину не приходилось терпеть жестоких насилий от них.... Мы думали, что это до некоторой степени, возможно, сделать, если закон благочестивейшего Феодосия против всех еретиков применить к донатистам так, чтобы не всех епископов подвергали наказаниям, определенным в этом законе , а только тех, в областях которых католическая церковь терпела какие-либо насилия... Таким образом, мы думали, что, при устрашении их, можно будет поучаться и укрепляться в католической истине без принуждения, добровольно». В этом смысле была составлена и просьба от собора к императорам. Но вследствие жалоб других епископов, много потерпевших от донатистов и лишенных ими даже кафедр, император Гонорий решил иначе: он постановил преследовать их не только в качестве собственно гражданских преступников, но и как религиозных. Тогда блаженный Августин согласился и даже увидал в этом действие Божественного промысла: «Божественное увеличивается милосердие», сказал он по этому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

VII. Прообразовательный и духовный смысл святоотеческих толкований на книгу Иова: основные итоги Итак, по убеждению древних экзегетов, книга Иова весьма сложна для понимания и вместе с тем глубоко поучительна, преисполнена разнообразными богословскими и нравственно-аскетическими смыслами. Все экзегеты согласны в том, что книга Иова – одна из древнейших в Библии, кто бы ни был ее автором – Моисей (так думал священномученик Мефодий Олимпийский 1156 ), Соломон (к этой версии склонялся святитель Иоанн Златоуст 1157 ) или иной неведомый нам ветхозаветный писатель (так считал Ориген 1158 ). В то же время большинство экзегетов высказываются в пользу авторства Соломона (X век до Рождества Христова). Древние толкователи единомысленны и в том, что имя «Иов» в переводе означает «страждущий» (блаженный Иероним 1159 , святитель Григорий Двоеслов 1160 ). Считается, что страдалец жил в эпоху патриархов и был или потомком Исава (святитель Иоанн Златоуст 1161 , блаженный Феодорит 1162 , блаженный Августин 1163 , Амвросиаст 1164 и другие), или же потомком брата Авраама – Нахора (блаженный Иероним 1165 ). Тем самым Иов происходил из языческой среды и жил до дарования Богом еврейскому народу ветхозаветного Закона. В Библии говорится, что Иов жил в стране Уц (см.: Иов. 1:1 ) или же (по версии Септуагинты) – в стране Авситидийской. Где же находилась эта страна? Иов, по мнению древних толкователей, вероятно, мог проживать или на границе Идумеи и Аравии (в соответствии с текстом Сирской книги – святитель Иоанн Златоуст 1166 и другие восточные Отцы, а также паломница Эгерия 1167 ), или же в Заиорданье – в границах Ватанеи, древнего Васана, между Палестинской и Сирийской возвышенностями (блаженный Иероним 1168 ). Некоторые толкователи (преимущественно греческие) полагают – вслед за текстом Сирской книги, – что Иов был царем своей страны (блаженный Феодорит 1169 ). Тем самым в святоотеческой экзегетической традиции нет единого мнения по вопросам, связанным с авторством книги Иова, с датировкой времени ее написания, а также с происхождением и местом жительства ветхозаветного страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Учение блаженного Августина о «Двойном исхождении» Святого духа и Его философское обоснование Источник Статья написана в рамках работы по проекту РГНФ «Августин и фундаментальные проблемы современной философии». Статья посвящена критическому анализу учения блаженного Августина о «двойном исхождении» Святого Духа. Автором с опорой на оригинальные источники и широкий круг исследовательской литературы реконструируется процесс формирования этого учения у Августина, определяются его характерные особенности, выявляются его философские основания, обосновывается закономерность его появления как результат внутреннего развития предшествующей латинской тринитарной традиции и отмечается роль, которую это учение сыграло в распространении доктрины о Filioque на Западе. Учение Августина о Св.Духе считается одним из самых оригинальных пунктов его тринитарной теологии 1 . Ему посвящено немало работ зарубежных исследователей, таких как Ф. Каваллера 2 , П. Смюльдер 3 , Э. Беллё 4 , Н. Чиприани 5 , Б. Штудер 6 , Л. Айрес 7 , Ч. Гербер 8 и другие. При этом учению Августина о «двойном исхождении» Св. Духа, легшему в основу католической доктрины filioque, посвящено не так уж много исследований. Их обобщенные результаты можно найти в небольшой справочной статье Ф. Дреколла «Августин и filioque» 9 . В ней автор отмечает, что главной особенностью учения Августина о Св.Духе, повлиявшей на развитие доктрины filioque, было Его подчинение не только Отцу, но и Сыну, а также осмысление Его роли в Троице как взаимной Любви Отца и Сына 10 . Дреколл также отмечает связь этого представления с «психологической теорией» Троицы у Августина и неоплатоническим учением Порфирия о трех ипостасях 11 . Вместе с тем автор полагает, что учение Августина об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына никак не противоречит Никейскому Символу веры , а Никео-Константинопольский Символ Августину был неизвестен 12 . Из русскоязычных авторов, писавших о проблеме filioque у Августина, следует упомянуть известную работу В.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 27 октября 2015 года 27 октября, 2015. Новостная служба 27 октября в Свято-Пантелеимоновском монастыре Феофании состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 29 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о современных событиях, которые происходят в украинском обществе. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к верным чадам Украинской Православной Церкви в связи с современными событиями, которые происходят в украинском обществе. ЖУРНАЛ 30 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о праздновании в 2016 году 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон. Справка: На имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо от игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии, в котором говорится о праздновании 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон. В письме содержится просьба рассмотреть возможность празднования указанного юбилея в Украинской Православной Церкви, в частности в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, которая основана афонским подвижником – преподобным Антонием Печерским. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить празднование в 2016 году в Украинской Православной Церкви 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон. ЖУРНАЛ 31 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, о введении института военного духовенства в Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Мирись с соперником твоим ...» Продолжая излагать Нагорную проповедь , Иисус Христос сказал такие слова: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Матф.5:25–26 ). Как нужно понимать эти слова? Поясняя это место, Августин Блаженный задает такой вопрос, и сам отвечает на него: «Кто назван здесь соперником? дьявол не может быть соперником, так как мы должны не только не мириться с ним, но и вести непримиримую борьбу в виде совершения добрых дел. Это не может быть Бог, так как тогда бы Он был представлен обвинителем и судьей в одно и то же время». И затем Августин Блаженный делает вывод. «Соперник – это закон, который мы нарушаем. Святой Иоанн Златоуст считал, что соперником Иисус Христос назвал обиженного брата, судьей – обычного судью, разбирающего дела людей в этой жизни, а темницей назвал место заключения. Епископ Михаил пояснил это место так: «Речь Иисуса Христа иносказательная. Образ взят из римского судопроизводства в отношении к заимодавцу и должнику, которое было введено и в Иудею после покорения ея римлянами незадолго до Рождества Христова. По римским законам посредники старались сперва дома примирить заимодавца с должником если первый требовал уплаты долга. Если посредники не успевали в этом, то заимодавец требовал чтобы должник шел с ним к судье. В случае не соглашения должника, заимодавец тащил его туда силою. У судьи уже не было пощады должнику. Его сажали в тюрьму и заимодавец держал его там, доколе должник или родственники не уплачивали долга. Господь представляет человека немиролюбивого и гневающегося на ближнего должником, этого последнего, находящегося с ним уже на пути к судье, который не выпустит виновного из темницы доколе не уплачен будет весь долг» (Толкование Евангелия. Том 1, стр. 97). Согласно другому толкованию, под соперником понимается обиженный брат или ближний, под судьей понимается Господь Бог . Слова «пока ты ещё на пути с ним» нужно понимать так: пока живы оба, и должник и заимодавец (то есть обидчик и обиженный), они должны примириться, потому что никто не знает часа когда он уйдет из этого мира, а за пределами этой жизни, в ином мире, невозможно уже раскаяние и примирение. Поэтому человек должен спешить примириться с обиженным человеком пока жив, пока «ещё на пути с ним» к вечной жизни. Мириться нужно пока человек не умер и не предстал перед Богом, своим Судьей. Тогда уже невозможно будет примирение, и человек не сможет искупить свой грех, и навеки останется в том месте, где будут находиться осужденные грешники точно так же, как в земной жизни остается в тюрьме должник, не имеющий возможности заплатить свой долг заимодавцу. Под темницей в таком толковании подразумеваются вечные мучения, а слугами называются Ангелы, служащие Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010