Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Двунадесятые праздники: история и особенности богослужения Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 8(21)сентября Тропарь праздника, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак праздника, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое. История праздника Праздник в день Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в первые века ее существования. Святая равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы, что косвенно свидетельствует о существовании данного праздника до этого времени. Другие свидетельства можно найти в творениях блаженного Иеронима , Епифания Кипрского , писаниях святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина . Святитель Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы раскрывает смысл этого торжества: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». На протяжении нескольких веков святыми песнотворцами в честь праздника были составлены многие вдохновенные песнопения: в V веке – Анатолием, архиепископом Константинопольским; в VI веке – Стефаном Святоградским; в VII веке – святителем Андреем Критским ; в VIII веке – преподобным Иоанном Дамаскиным и патриархом Константинопольским Германом, в IX веке – Иосифом Студитом. Событие праздника Людьми, удостоившимися произвести на свет будущую Богородицу, стали праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. До глубокой старости супруги были бездетны и терпели «поношения бесчадства» от своего народа. Дело в том, что в еврейском народе бесчадие рассматривалось как Божие отвержение, наказание за недостойную, греховную жизнь. Ведь отсутствие детей исключало саму возможность быть причастным к рождению обетованного Мессии – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 1. Книга Пророка Исаии 9. Сведения о пророке Исаии Святой пророк Исаия был сын Амоса. Блаженный Августин (de Civitat. Dei lib. XVIII cap.27) и Климент Александрийский (Strom. lib. 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии, ибо пророк Амос был пастырь овец от Фекуи ( Ам 1:1 ; 62 7:14–15 63 ), тогда как Исаия происходил из знатного рода; – имя пророка Амоса, как заметил блаженный Иероним , пишется через  аин  и  самех  и значит народ отверженный (populus avulsus); тогда как имя отца Исаии пишется через  алеф  и  цаде  и значит «смелый, сильный» (fortis, robustus). Древнее ветхозаветное предание [Doctores nostri per traditionem liabent, Amotsum et Amasiam. fratres fnisse, говорит Рав. Кимхи об Исаии в толковании Исаии 1:1. То же повторяется в жизнеописании Исаии – Четии Минеи 9 Мая.], перешедшее в Христову Церковь , говорит, что Исаия был царского рода; что отец его Амос был сын Иоаса и родной брат Амасии, царей Иудейских ( 4Цар 14:1 64 ). Для большей ясности и как бы наглядности своих предсказаний Исаия употребляет символические действия. Перед нашествием Ассириян на Израильское царство и потом на Иудейское он на большом новом свитке выставил надпись «магер-шелал-хаш-баз» (спешат на добычу, бегут на грабеж) и новорожденному сыну своему дал тоже имя ( Ис 8:14 ); во время осады Азота Танафаном (иначе Тартаном) [Тартан – название военачальника, заменяющего особу царя, если сей последний лично не участвовал в походе], военачальником Ассирийского царя Арны (иначе Саргона), Исаия сверг вретище с чресл своих, снял сандалии с ног и ходил наг и бос в ознаменование предстоящего позорного рабства Египтян. Как ходил раб мой Исаия наг и бос, говорит Господь…, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и Эфиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту( Ис 20:1–4 ). Во времена Езекии молитвами Исаии сотворены два чуда:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мёртвого моря 3.1. Мессианизм в Священном Писании Ветхого Завета В Священном Писании Ветхого Завета содержится двуединое учение о личности Мессии ( , «машиах»): как о человеке и как о высшем существе. Но открывалось оно постепенно: вначале Господь возгласил человеку обетование о том, что «из семени жены» ( Быт. 3:15 ) произойдёт Избавитель, Который будет «поражать в голову» виновника падения человека – диавола, и Который избавит людей от грехов их. Лишь позже раскрывается учение о Божественном достоинстве Спасителя и Его страданиях ради искупления падшего человека. «В этом случае, – пишет митрополит Григорий (Чуков), – как и во всех других, Божественное Откровение приспособлялось к естественному ходу развития человечества вообще и шло от простого и менее совершенного к сложному и более совершенному; с другой стороны – считалось с характером еврейского народа и его географическим положением: многобожие соседей являлось большим соблазном для евреев, склонность к конкретному у которых брала верх над мыслью о духовности Высшего Существа. Поэтому и настаивалось, главным образом, на единстве Божества и предвечное происхождение Мессии пока не раскрывалось» 212 . Изображение Мессии как высшего существа, имеющего изначальное и Божественное происхождение появляется только во времена Давида, и раскрывается во Псалмах 2 и 109 213 . 3.2. «Ветхозаветный евангелист» и его пророчества о Христе Святого пророка Исаию не напрасно называют «ветхозаветным евангелистом» – настолько ярко, проникновенно, и в то же время богословски адекватно он описывает личность и деяния грядущего Мессии. Те черты личности великого Избавителя, которые в других книгах Ветхого Завета обозначены только в намёках, у пророка Исаии получают завершённость и полноту. Поэтому, характеризуя Исаию, уже Иисус, сын Сирахов, говорит: «Исаия, пророк великий и верный в своем видении, духом великим видел последнее и утешал сетующих в Сионе, даже до века показал будущее и сокрытое, прежде, чем придти им» ( Сир. 48:25–28 ). Иосиф Флавий, передавая общее мнение иудеев начала эры, называет Исаию «божественным и поистине чудным пророком» 214 . Однако во всей полноте значение пророческого вдохновения Исаии могло быть оценено только после свершения предсказанных им великих событий. Поэтому особенно возвышенные слова о пророке можно найти у христианских авторов: блаженный Августин писал, что «О Христе и Церкви, т.е. о Царе и созданном Им граде, Исаия предвозвестил гораздо белее, чем другие пророки», и вследствие этого заслуживает более имени евангелиста, нежели пророка 215 , а блаженный Иероним видел нём не только пророка, но евангелиста и апостола: «мне кажется, что Исайя излагает не пророчество, а евангелие», – писал Иероним 216 . 3.3. Происхождение и состав книги Исаии. Деятельность Второисаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Глава 8 1–11. Жена-грешница, прощенная Христом. – 12–59. Речь Господа о Себе как об истинном Мессии и обличение неверия иудеев. Повествование о прощении жены грешницы многими из новейших издателей Евангелия Иоанна (Лахман, Тишендорф и др.) и толкователями признается вставкой в Евангелие, сделанной в позднейшее время. В обоснование такого утверждения указывают, во-первых, на то, что этого рассказа нет во многих древних рукописях Евангелия. Во-вторых, находят невозможным, чтобы этот рассказ каким-нибудь способом мог быть опущен, если он действительно когда-либо имелся в Евангелии Иоанна. В-третьих, говорят, что сам стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия. По поводу такого утверждения нужно сказать следующее. Действительно, древние толкователи Евангелия Иоанна не имели в бывших у них под руками кодексах этого рассказа (например, Ориген , свт. Иоанн Златоуст , блж. Феодорит). На востоке в сирийском переводе Евангелия этот рассказ появляется только в VI веке. Точно так же в VI веке этот рассказ появляется и в греческих кодексах Евангелия, а толкования на него начинаются только с VII века (у блж. Феофилакта). Но зато на западе блаженный Иероним еще в начале V века писал, что этот рассказ находится во многих кодексах, как латинских, так и греческих («Против Пелагия», II, 17). Блаженный Августин также защищает его подлинность, объясняя при этом опущение его во многих кодексах тем, что маловерующие из страха пред злоупотреблениями, к которым мог повести этот рассказ их жен, исключили его из принадлежавших им рукописей Нового Завета («Против прелюбодеев», II, 7). Кроме того, упоминание об этом рассказе встречается в Апостольских постановлениях, письменном памятнике III века («Апостольские постановления», II. 24, 4). По содержанию же этот рассказ был известен еще Папию, епископу Иерапольскому, ученику Иоанна Богослова (Евсевий. Церк. ист., III, 39, 16). Таким образом, и принятый у нас текст имеет за собой известные основания. Прочие же выставляемые критиками новозаветного текста основания весьма субъективны. То, что кажется этим критикам не соответствующим стилю Иоаннова Евангелия, на самом деле не представляет какого-либо резкого разногласия с этим стилем, и есть немало солидных ученых, которые признают этот рассказ подлинно принадлежащим Иоанну Богослову (Бегель, Шольц, Клее, Штир, Эбрард и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жизнь блаженного Иеронима (Стридонского) В ряду знаменитейших отцов-учителей древней западной церкви, после св. Киприана, епископа карфагенского, занимает самое видное место блаженный Иероним . По своей обширной и многосторонней учености, обнимавшей различные области знания, по своей неутомимой деятельности и удивительным трудам на пользу христианской науки и Христовой Церкви, по своей истинно подвижнической и глубоко поучительной жизни, но своему сильному влиянию, какое он имел на современный ему ход дел в церкви западной и отчасти восточной, наконец но многочисленности и важности его писаний, которые имеют и будут иметь большое значение во все времена христианства, – блаженный Иероним принадлежит к таким великим, знаменитым и плодовитым учением и назиданием отцам-учителям церкви, каковы в церкви западной св. Амвросий и блаженный Августин , в Церкви восточной – Ориген , Афанасий великий , Василий великий , Григорий Нисский и другие. Тогда как другие знаменитые отцы-учители церкви с церковной и пастырской кафедры вещали свое сильное слово к своей пастве или ко всему миру христианскому, бл. Иероним, удалявшийся от мира, всецело посвятивший себя на тяжелые труды подвижничества, проводил жизнь то в путешествиях, то в пустыне, то в тесной и убогой кельи инока, и из этого скромного уединения подавал свой голос за истину или об истине, следил за всеми важными событиями и движениями в церкви и жизни христианской, в большем количестве рассылал разнообразные свои писания к христианам восточной и западной церкви и не редко давал советы и наставления современным пастырям церкви. Его слово и его мысль всегда имеет своеобразный характер как выражение его сильной и своеобразной души. Слово его всегда было смелое, открытое и прямое, как выражение души открытой и прямой, и потому часто встречало противодействие со стороны оскорбленного самолюбия, а сильное и до крайности реальное обличение им пороков современных христиан, еретиков и всяких вообще нарушителей чистоты и святости церковного учения, – обличение увлекавшее, часто его самого за пределы умеренной ревности, вызывало против него вражду, ожесточение и клевету. За то многих он, с особенным успехом наставлял, вразумлял, обличал, спасал и увлекал своим словом, полным силы, искренности, самоотвержения и преданности благу ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

– Как особое направление богословской мысли догматическое богословие начало формироваться в Церкви в III веке по Рождестве Христовом. К этому времени стало очевидным, что для воцерковления новоначальных христиан и для отстаивания богооткровенных истин без системного изложения христианского вероучения не обойтись. Поэтому в III веке предпринимаются попытки упорядоченного изложения православных истин веры – догматов. Первым таким сочинением стал трактат Оригена «О началах». По содержанию эта книга была далеко не безупречной, но по своей структуре, по характеру изложения она во многом соответствовала поставленной цели. В ней сначала говорится о Боге-Троице, затем о невидимом мире ангелов, о творении видимого мира и человека, о воплощении Христа, о спасении и будущей жизни преображенного мира. Такая логика в общих чертах соответствует и ныне употребляемому порядку раскрытия христианского вероучения. В IV веке святитель Кирилл Иерусалимский пишет свои знаменитые «Катехизические поучения», где раскрывает истины Символа веры, а также учение о главных церковных таинствах. В это же время святитель Григорий Нисский создает «Большое огласительное слово» – важный опыт системного догматического изложения. В V веке блаженный Феодорит Кирский пишет «Сокращение (сокращенное изложение) Божественных догматов». На Западе, приблизительно тогда же, блаженный Августин составляет «Руководство для Лаврентия», напоминающее катехизис, и еще несколько произведений, где уделяет особое внимание последовательному изложению вероучения. Но, несомненно, лучшим произведением I тысячелетия, где глубоко и точно раскрыто христианское вероучение, заслуженно считается трактат преподобного Иоанна Дамаскина «Источник знания», вернее, третья часть этой книги – «Точное изложение православной веры» (первые две части – «Философские главы» и «О ста ересях вкратце» – являются вводными). О достоинстве данной книги, написанной в первой половине VIII столетия, говорит тот факт, что после ее появления она была переведена на разные языки (в начале X века – и на церковнославянский) и стала важнейшим мерилом истины веры во многих странах христианского мира. Она и по сей день является авторитетным источником православного вероучения, без изучения которого нельзя говорить о знании основ христианского богословия. С момента появления «Точного изложения православной веры», на мой взгляд, начинается история существования догматического богословия в рамках Священного Предания Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/33936.html

Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III–VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 Епископ Стридонский блаженный Иероним 350–407 Архиепископ Константинопольский святитель Иоанн Златоуст 354–430 Епископ Иппонский блаженный Августин Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 Аббат Бенедикт Нурсийский 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Особенная важность именно святоотеческого учения о душе объясняется прежде всего личностью его священных авторов. Очень многие из святых отцов, творениями коих мы пользуемся при решении вопроса о душе, обладали всеми возможными средствами к своему полному образованию и действительно имели такие обширные сведения в науках, что изумляли даже своих современников. Св. Климент Римский , св. Ипполит Портуанский, св. Григорий Богослов , св. Павлин Ноланский , прежде своего призвания к служению, были сенаторами, получившими блестящее классическое образование. Св. Максим Исповедник , получив полное богословское и философское образование, состоял придворным секретарем при императоре Ираклие, Св. Иустин за свою ученость совершенно основательно почтен даже званием Философа. Григорий Чудотворец имел учителем своим человека столь выдающихся способностей и обширных познаний, что возбуждал справедливое удивление не только в своих современниках, но и в ученых последующего времени. А что скажем о св. Василии Великом , Григории Богослове , блаженном Августине и блаженном Иерониме, которые получили образование в лучших училищах своего времени и с полною основательностью изучили все преподаваемые в их время науки! В течении многих веков и до настоящего времени мы слышим непрестанные похвалы сим великим отцам церкви, высказываемые даже со стороны таких лиц, для которых не безопасно было восторгаться их учением по самому различию религиозных верований. Сам язычник Ливаний не усомнился сказать о Василии Великом : «это Гомер, это Платон, это Аристотель, который знает все». Неизвестно, где учился св. Амвросий Медиоланский , но уже одна его борьба с выдающимся язычником Симмахом, показывает, что он превосходил далеко своим образованием многих современников. « Тертуллиан , говорит Лактанций , был сведущ во всех науках. Св. Киприан был основательнейшим и знаменитейшим защитником истины. Ум у него был великий, многосторонний, а что всего важнее – убедительный, так что трудно решить, яснее ли он был в изложении своих мыслей, или сильнее в своих доводах» 76 . Что касается самого Лактанция , то в отношении образования, как утверждает Евсевий, с ним никто не мог сравниться из его современников 77 . Ко всем этим св. отцам и учителям церкви и к многим другим, как нельзя более, идут слова бл. Иеронима: «не знаешь, чему более дивиться в них, глубокому ли постижению Слова Божия, или светской учености» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Геннадий Схоларий. Творения Творения Геннадия (Георгия) Схолария — одного из крупнейших православных богословов, что примечательно — чистого томиста. Геннадий Схоларий в основном полемические трактаты (против католиков, мусульман, иудеев – тогда Церковь оказалась под двойным ударом турецкого завоевания и латинской пропаганды), продолжатель паламитского богословия (которое он защищал чисто схоластическими методами: апологию различия в Боге сущности и энергии, Геннадий Схоларий начинает с того, что этого различия в Боге безусловно нет!). Падение Константинополя вызвали размышления Георгия (Геннадия) Схолария о конечных судьбах мира, Божественном участии в истории. Геннадий Схоларий много размышлял над вопросами Божественного предопределения, происхождения человеческой души, эсхатологии. Еще интересен факт, что Геннадий Схоларий в триадологии близок к Августину: святитель применял психологическую модель Троицы, говоря, что Бог есть Дух познающий и любящий; предел Его познания — Сын, предел любви — Св. Дух — логика, которую сейчас многие православные богословы почему-то считают еретической. В наше собрание творений Геннадия Схолария вошли три небольших сочинения святителя, связанных с Марком Эфесским. Coчuhehiя надгробные стихи святейшему Ефесскому Марку Здесь погребено тело блаженнаго Марка, когда душа его отошла въ умъ, даръ слова, чистыя сердце кипящее къ Богу, полное отъ жизнь созерцательная, готовность мученика, правильность догматовъ, несовратимая мужественная твердость на пути добродетели, — вотъ главныя качества блаженнаго отца. Пастырь верный, истинно Епископъ Ефесянь, светило всего края, огнь ереси, путеводный светъ душъ благочестивыхъ, благодушно отъ тщетныхъ догматовъ, — онъ проявилъ себя въ настоящее время, какъ другой Максимъ Исповедникъ, устами другаго При виде сей гробницы величайшаго изъ мужей своего отечества, помяни его по обряду отцовъ нашихъ! Мудрейшаго учителя въ знаменитаго Константинопольскаго слово при блаженнейшаго отца и учителя Марка Ефесскаго, въ Евгеника

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Послания Павла. Руководство к изучению Краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность – в опоре на святоотеческие толкования. Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906–1976). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол, Часть 1-я     Важное значение этих Посланий и трудность их изучения Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения святой Апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание, как Святых Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами Апостолы, как мы видели из соборного послания святого Апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного» собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам 2 Пет 3:15–16 [ 1 ]). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий святого Апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания святого Апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова. При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли святого Апостола, и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как святого Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и блаженного Августина. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство святого Апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и изречений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно святому Апостолу Павлу, как например, «совоскреснуть» (Кол 2:12 [ 2 ]), «сораспяться Христу» (Гал 2:19 [ 3 ]), «облечься во Христа» (Гал 3:27 [ 4 ]) «совлечься ветхого человека» (Кол 3:9 [ 5 ]), «спастись банею возрождения» (Тит 3:5 [ 6 ]), «закон духа жизни» (Рим 8:2 [ 7 ]), «в членах моих … иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим 7:23 [ 8 ]) и т. п. Каждое послание заключает в себе истины христианского вероучения и нравоучения, так как и само христианство есть не только известное верование  — признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой. Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010