Предисловие Введение I II Часть I I. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о Боге в Его существе: Бог есть абсолютное духовно-личное Бытие II. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о свойствах Божиих (метафизические и духовные свойства Божественного Существа) III. Спекулятивное учение блаженного Августина, Епископа Иппонского, о Святой Троице. (Тринитарные аналогии бл. Августина) а) Космологические тринитарные аналогии блаж. Августина, Епископа Иппонского б) Психофизические тринитарные аналогии блаж. Августина или так называемые аналогии из «внешнего человека» (homo exterior) в) Психологические тринитарные аналогии блаж. Августина, Епископа Иппонского, или так называемые аналогии из «внутреннего человека» (homo interior) в связи с общей характеристикою рационально-психологической конструкции учения блаж. Августина о Св. Троице и оценкою ее церковно-богословского значения IV. Спекулятивное учение блаженного Августина, епископа Иппонского, о Святой Троице. (Процесс самообъективирования Божественной Личности или предвечное рождение Бога-Сына из существа Бога-Отца) V. Церковно-богословское учение блаженного Августина, Епископа Иппонского, о Святой Троице. (Традиционно-символьные и собственно-августиновские его элементы) Часть II. Учение бл. Августина, еп. Иппонского, о Св. Духе и Его имманентных отношениях к Отцу и Сыну (Filioque). Prolegomena 1. Характеристика вопроса и его постановка в настоящем исследовании 2. Три главных богословских типа понимания и построения учения бл. Августина о Св. Духе 3. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, о Св. Духе и Его отношении к Отцу и Сыну (трактация вопроса в римско-католической ученой литературе) «Исхождение Бога Духа Св. от Отца и Сына» 4. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, об исхождении Св. Духа (трактация вопроса в отечественной учено-богословской литературе старого времени) 5. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, о Св. Духе и Его отношении к Отцу и Сыну (трактация вопроса в старокатолической ученой литературе) 6. Учение бл. Августина, еп. Иппонского, об исхождении Св. Духа в русской учено-богословской литературе нового и новейшего времени 7. Учение бл. Августина, еп. Иппонского, об исхождении Св. Духа (обзор объективно-исторических и субъективно-психологических причин и оснований «августиновского филиоквизма») 8. Оценка «августиновского филиоквизма» с церковно-догматической и церковно-исторической точек зрения (согласование так называемого «Filioque» бл. Августина с его высоким церковно-учительным авторитетом)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Теперь можно было бы приступить к самому изложению учения блаженного Августина о Царстве Божием. Но прежде чем сделать это, мы считаем полезным изложить новозаветное учение о Царстве Божием. Думаем, что от этого наше сочинение немало выиграет в своей полноте и ясности. По учению самого блаженного Августина вещи через сравнение яснее выставляются перед нами в своих отличительных особенностях 3 . А в изложении новозаветного учения мы и будем иметь другую «вещь», с которой можем сравнить учение блаженного Августина . Выигрывает и полнота сочинения, потому что не только изложено будет учение блаженного Августина о Царстве Божием, но и само собою ясно будет отношение его (учения) к евангельскому учению о том же предмете. Кроме того, если бы мы не стали излагать евангельского учения о Царстве Божием, то в этом случае нам пришлось бы в особой главе давать полную оценку учения блаженного Августина. А при нашем плане попутно можно давать, правда, не вполне, но, во всяком случае, в значительной степени эту оценку воззрений блаженного Августина. При наличии в нашем труде новозаветного учения мы уже самим изложением воззрений блаженного Августина дадим возможность читателю видеть сходство и отличие последних от первого и достоинство их (воззрений). В силу высказанных соображений мы и изложим сначала евангельское учение о Царстве Божием и потом уже перейдем к изложению воззрений блаженного Августина. Что касается источников и пособий, при руководстве и на основании которых мы исполняли свой труд, то при изложении учения блаженного Августина о Царстве Божием мы имели под руками единственный источник – это сочинение самого блаженного Августина «О Граде Божием». В качестве пособий главное, руководящее значение для нас имело сочинение М. Красина : «Творение блаженного Августина «De civitate Dei» как апология христианства против язычества».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Конечно, для более широкого знакомства русского читателя с богословием блаженного Августина необходим был перевод его творений. Хотя первые упоминания о переводах отдельных трактатов блаженного Августина на русский язык относятся еще к XVII в., традиция «русского Августина» зарождается во второй половине XVIII в. В 1860-х гг. в Киевской духовной академии было начато осуществление проекта по переводу сочинений блаженного Августина на русский язык, современный той эпохе. Переводы публиковались с апреля 1864 г. в «Трудах Киевской духовной академии», затем – отдельными томами. Но изданный десятитомник составляет менее одной десятой части от общего объема сочинений блаженного Августина. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос о переводе полного корпуса сочинений столь важного для русской богословской и философской мысли автора на современный русский язык. В последние десятилетия обширнейший корпус творений блаженного Августина вновь привлекает внимание русских исследователей: глубина и сложность богословской и философской мысли требуют нового осмысления, необходима и рецепция «августинизма» во всех его эпохах. Однако основное внимание изучению августиновского наследия уделяют преимущественно философы, для богословов это является Проект, реализуемый в Научном центре истории богословия и богословского образования, подразумевает, прежде всего, изучение наследия блаженного Августина в русской традиции, то есть, его влияния на труды русских богословов, а также исследований, посвященных блаженному Августину Научный центр истории богословия и богословского образования надеется также инициировать перевод и издание полного корпуса творений блаженного Августина на русском языке. Разумеется, реализация этих перспектив подразумевает тесное сотрудничество с другими русскими исследователями и переводчиками, а также с европейскими научными центрами – прежде всего, с римским папским патрологическим институтом «Августинианум». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Dr. A. Dorner. Augustinus, sein theologisches System und seine religions-philosophische Anschauung. Berlin. 1873. Рассматриваемое сочинение немецкого богослова, имеющее в виду исключительно учение блаженного Августина (без биографического и библиографического элемента), излагает последнее с протестантской точки зрения. Отношение нашего автора, как протестанта-рационалиста, к богословской «системе» Августина, само собою понятно, должно быть критическим. Двойственность воззрений Иппонского мыслителя, проходящая чрез всю его «систему», особенно подчеркивается здесь нашим автором в отдельных пунктах учения блаженного Августина . Отметив и объяснив отсутствие системы в сочинениях Августина и указав главные предметы его богословствования («Бог» и «грех»), наш автор переходит к определению задачи своего исследования (Vorrede, S. 2) и указывает план последнего (Vorrede, Ss. 2–4). Для нас преимущественный интерес представляла 1-ая часть рассматриваемой монографии, трактующая учение Августина о Боге и о соприкосновенных с ним учениях (Ss. 5–112). Здесь мы, прежде всего, находим изложенное Dorner ом, с протестантской точки зрения, учение нашего церковного писателя о Троице и далее о Боге в Его существе. Это последнее учение бл. Августина наш автор ставит затем в отношение к предыдущему его учению о Троице и указывает степень согласия между тем и другим и некоторую возможность их соглашения (Ss. 5–28). Изложение означенных пунктов богословской системы Августина, комментируемое цитатами из трудов католических и протестантских (Gangauf, Schwane, Weisse, Baur etc.) исследователей Августина, сопровождается у нашего автора его собственною критикою августиновских воззрений со строго протестантской точки зрения. Наконец, в следующем отделе автор пытается определить историческое положение вышеизложенного учения блаженного Августина о Боге-Троице (Ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

476 год – это лишь условная дата в истории человечества. В действительности переход от Античности к Средневековью растянулся на три столетия, с IV по VI век включительно, когда в Европе окончательно утверждается средневековый уклад. В VI в. латинская христианская литература окажется вновь на подъеме. В литературу придут Боэтий, автор знаменитого «Утешения философией», историки Кассиодор и Григорий Турский , поэты Эннодий, Аратор, Венанций Фортунат, написавший назидательные «Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души» папа Григорий I Великий и, наконец, выдающийся писатель-энциклопедист Исидор Севильский (ок. 570–636), творчество которого завершает латинскую патристику. Словами из его «Синонимов» (2,2) и закончим эту книгу: «Самого себя познай человек, познай, кто ты, откуда твое начало, почему ты родился и на какую потребу произведен на свет, познай, как ты устроен, в каких условиях воспитан и для чего сотворен в этом мире. Помни свое звание, храни чин, свойственный твоей природе. Будь таким, каким ты сотворен, кем создал тебя Бог, каким устроил тебя Творец, каким положил тебе быть Создатель» (Пер. Т.А. Миллер). Литература Переводы Августин. Творения блаженного Августина . Ч. 1–11. Киев, 1880–1908; 2-е изд. Ч. 1–8. Киев, 1901–1913. Августин. Христианская наука, или Основания св. Герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1833. Августин. Избранные проповеди/Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. Августин. Об обучении оглашаемых/Пер. и примеч. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1976. 13. С. 23–55. Августин. О благодати и свободном произволении//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 332–557 (приложение). Августин Аврелий . Исповедь/Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1997. Августин Блаженный . Исповедь/Пер., коммент. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1978. 18. С. 71–264. Августин Иппонский. Творения. М., 1997. Августин. Об истинной религии: Творения. Т. 1–4. СПб.; Киев, 1998. Авсоний. Стихотворения//Изд. подг. М.Л. Гаспаров. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и на пороге появился раскрасневшийся Августин, растрепанный, с улыбкой блаженства: – Ну, какой там еще сюрприз? А, отец Антоний! Здравствуйте,– он поклонился Елеазару, смотревшему остолбенело. Образовалась пауза, и я сказала: – А это наш Августин! Очень ли изменился от бестолковой московской жизни? – Это не Августин,– ответил Елеазар, почему-то пятясь и озираясь. – Как это не Августин! А кто же это? – Я почувствовала вдруг, что наш новый гость какой-то несимпатичный. – А может, это другой Августин? – спросил отец Антоний, краснея и заикаясь. – Это не тот Августин, не с Кавказских гор. А кто он – Бог его знает. …Тот, кто поручил мне Августина, говорил: Господь может наслать на человека временное ослепленье, если зрение мешает совершению путей Божьих. Тот, кто поручил мне Августина, говорил: надо оставаться свободным от всего «своего» – даже от всякого предположенья. Тот, кто поручил мне Августина, говорил: каждая встреча уготована нам свыше. И тогда они ушли в комнату и от меня закрылись. Они сидели там долго – часа четыре. Мне очень хотелось подслушать, о чем они говорили, но я не решалась. И только когда я просунула туда голову, предлагая ужин, я успела ухватить обрывок фразы: – Ничего, ничего ей не говорите! – Наконец, из комнаты вышел Елеазар и отец Антоний. Елеазар, который снял сапоги в прихожей, казался совсем маленьким, совсем тщедушным. Августин ужинать отказался. – Вынужден тебя огорчить,– голос отца Антония звучал торжественно и очень мягко,– ты должна знать, кого у себя скрываешь. Августин – это не «другой Августин», а Петушков Саша. Сбежал из армии в Кавказские горы спасаться. Жил несколько месяцев у отца Авеля и подлинного Августина. Просил, чтобы его постригли в монахи, его же благословляли спускаться в мир, сдаваться в часть, продолжать службу. А он, по его словам, так уже к ним прилепился, так прижился, что не мог ни глаз, ни рук оторвать от креста, кадила и облаченья, прихватив их с собою в мир на молитвенную долгую память. Ну а дальше – дальше ты знаешь.

http://pravmir.ru/poeziya-olesi-nikolaev...

Confess. 12, 13. О Августин говорит также в трактате истинной – из этой материи (в свою очередь, созданной из ничего) создан мир. – Aug. Ver. relig. 18. Представление о Августин заимствует, очевидно, у платоников. Платон в диалоге говорит об этом начале мира, что её назначение в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей, само должно быть по природе своей чуждо каким бы то ни было – Plato. Timaeus. 51. Русский перевод цит. по: Платон. Собрание сочинений. Т. 3. С. 454. 40 Слово species в настоящем случае приобретает узко философское значение как (по-видимому) перевод платоновской см. Saint Augustin, 224. 41 Forma – этим словом, как и словом species, с греческого переводился термин ( Напомним, что у Августина термины species, idea и forma эквивалентны; см. Aug. Quaest. LXXXIII. 46, 1–2. 42 Forma и formosi. Так, Августин называет Сына Божия нетварной и – Aug. Ver. relig. 11. 43 Species – speciosi. Выше Августин употреблял слово species в смысле платоновской идеи. Однако это слово имеет и другое значение, в котором оно, вероятно, и употребляется в данном контексте. На вопрос Бога ли Августин отвечает: благо от Бога, всё прекрасное, насколько прекрасно, – благо, и всё имеющее образ – – Aug. Quaest. LXXXIII. 10. 44 О том, что имя Сущий указывает на Божественную неизменяемость, блаженный Августин говорит и в граде По сравнению с бытием Божественным тварь бы не По мнению Августина, этой точки зрения придерживался Платон; см. Aug. Ciu. Dei. 8, 11. 45 Это суждение блаженный Августин приписывал некоему Корнелию Цельсу. Такого же мнения придерживался, вероятно, и молодой Августин; см. Augustinus Hipponensis. Soliloquiorum libri duo книги далее – Aug.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Лучшее издание творений Августина есть Бенедиктинское, Париж, 1679–1700, в 11 том. folio, перепечатанное Гомом, Париж, 1836–39, в 11 том., и Минем, Париж, 1841, 10 том.; 2-е изд., 1863, 11 том. Главнейшие из его творений переведены на русский язык при Киевской Духовной Академии (в восьми частях 1879–1895 гг.). «Исповедь» составляет автобиографию блж. Августина до его возвращения в Африку (388), а в его «Исправлениях» (427) обозревается вся его литературная жизнь. Его ученик, Поссидий, ок. 432, написал первую Vita Sancti Augustini, изданную бенедиктинцами (Tom. X, Appendix, pp. 257–280), вместе с его собственной биографией (Tom. XI, pp. 1–492, у Миня Tom. I, pp. 66–578). Обстоятельное жизнеописание блж. Августина см. в соч. Фаррара, «Жизнь и труды отцов и учителей церкви», в перев. А. П. Лопухина . Касательно богословия блаженного Августина см. обстоятельное исследование A. Dorner : Augustinus, sein theologisches System und seine religions-philosophische Anschauung, Berlin, 1873, О философии Августина см. Nourrison : La philosophie de saint Augustin, 2d ed. Paris, 1866, 2 vols.; Prof. Erneste Naville : St. Augustin, Geneva, 1872; J. Storz : Die Philosophie des heiligen Augustinus, Freiburg im Br., 1882. – В русской литературе наиболее известные сочинения: Арх. Сергий . «Учение блж. Августина в связи с обстоятельствами его жизни». (Чтения в обществе люб. духовн. просвещ. 1887 г., стр. 431). М. Красин . Творение блж. Августина «De civitate Dei, как апология христианства в борьбе с язычеством», докторск. диссерт. Родников Н. проф. каз. дух. акад. «Учение блж. Августина об отношении между церковью и государством сравнительно с учением отцев, учителей и писателей церкви первых четырех веков и средневековых, т. е. критических богословов западной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

самой Истины, идя при этом ступенями, приспособленными к нашей нетвердой поступи, и поэтому-то мы и начали наше рассмотрение не с самих вещей, обозначаемых знаками, а со знаков. извини за несколько растянувшуюся прелюдию, затеянную мной не ради игры, но для упражнения силы и остроты ума, с помощью которых мы могли бы не только переносить, но и любить свет и тепло той страны, в которой — блаженная жизнь. Адеодат. Продолжай: я никогда не посмел бы подумать, чтобы заслуживало пренебрежения что-либо из того, что ты находишь нужным говорить или делать. Августин. Рассмотрим же теперь те случаи, когда знаками обозначаются не знаки, а то, что мы назвали «обозначаемым». И, прежде всего, скажи мне: человек — есть ли он человек? Адеодат. Вот теперь-то я действительно не понимаю, шутка это или нет. Августин. Почему? Адеодат. Как это «почему»? Вопрос в высшей степени странный. Августин. Точно также ты, вероятно, подумал бы, что я над тобой издеваюсь, если бы я спросил: не суть ли первые два слога этого имени что-нибудь иное, чем чело, а последний — иное, чем век. Адеодат. Совершенно верно. Августин. Но эти три слога, соединенные вместе, суть ли человек; или ты это отрицаешь? Адеодат. Кто же станет это отрицать? Августин. В таком случае я спрошу тебя: эти три слога, соединенные вместе, не ты ли? Адеодат. Ни в коем случае. Но понимаю, к чему ты клонишь. Августин. Тогда скажи, чтобы я ненароком не обидел тебя. Адеодат. Ты думаешь вывести то заключение, что я не человек? Августин. А разве это не следует из твоих предыдущих согласий и отрицаний? Адеодат. Вначале ответь мне, о тех ли трех слогах ты спросил, когда задал вопрос «человек — человек ли», или же о самой вещи, которую эти слоги означают? Августин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2783...

Норман Л. Гайслер (протестант) А Августин Блаженный (AUGUSTINE) Августин, епископ Гиппона (354–430), совершил своё духовное паломничество от древнегреческого язычества через манихейский дуализм к неоплатонизму (см. Плотин) и, наконец, к христианскому теизму. Его выдающийся ум и огромное число литературных трудов превратили его в одного из самых авторитетных христианских богословов. Вера и рассудок . Как и все великие христианские мыслители, Августин старался найти меру в соотношении между верой и рассудком. Многие апологеты склонны подчёркивать, что Августин ставит на первое место веру, и недооценивать роль, отводимую им рассудку при провозглашении и апологии Благой Вести (см. Апологетика предпосылочная; фидеизм). Они выделяют отрывки, в которых епископ Гиппона ставил веру впереди рассудка, такие как «я верую, чтобы иметь возможность понять». В самом деле, Августин сказал: «Сначала вера, понимание потом» («О символе веры », 4). Ибо, «если мы захотим узнать, а затем уверовать, мы не сможем ни узнать, ни уверовать» («О Евангелии от Иоанна», 27.9). Однако эти отрывки, взятые отдельно от других, создают неверное впечатление относительно роли рассудка в учении Августина о христианской вере. Августин точно так же считал, что есть случаи, когда рассудок должен идти впереди веры. Он заявлял, что «никто, в самом деле, не поверит во что бы то ни было, если сначала не подумает, что в это следует поверить». Поэтому, «необходимо, чтобы во всё, во что верят, уверовали после того, как размышления проложат к этому путь» («О свободе воли», 5). Августин провозглашал первенство рассудка, когда написал: «Богом запрещено, чтобы Ему пришлось пожалеть о наличии у нас способности, посредством которой Он возвысил нас над всей прочей тварью. Следовательно, мы должны отказываться уверовать так, чтобы не получать и не искать оснований для нашей веры, поскольку мы вообще не смогли бы уверовать, не будь у нас разумной души» («Письма», 120.1). Августин даже обращался к разуму, чтобы разработать «доказательство существования Бога». В труде «О свободе воли» он настаивает, что «существует нечто выше человеческого разумения» (2.6). Рассудок не только может доказать существование Бога, но и полезен для понимания сущности христианского вероучения. Ибо «как может кто-либо понять того, кто проповедует веру, если (не говоря уже о других сложностях) не понимает самого языка, на котором к нему обращаются [...] Наша способность к пониманию, таким образом, помогает нам уверовать в то, что мы уразумели» (цитируется в Przywara, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010