Беседа 59. Евангелие от Матфея, глава 16, 21–28. «Предсказание Господа о Своей смерти, Воскресении и Втором Пришествии» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». На прошлой беседе мы говорили о Камне Церкви, каковым является Господь и Бог наш Иисус Христос. Святой Августин Блаженный учил, что « Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть Богочеловека» . С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава-Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо – О.С.) , поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам – О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви» . То есть, «преступной любовью» (как неким духовным блудом) святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви человека, любого человека, любую иерархическую должность, выше, чем Божественного Жениха, Христа Спасителя, или приоритеты Богочеловека связать с некой церковной должностью. Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха» . Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь » . И хотя Златоуст и называет в своем истолковании апостола Петра «уста всех апостолов, глава того братства, предстоятель всей Вселенной» , однако ни он (Златоуст), ни другие авторитетные отцы Церкви не рассматривали личность апостола Петра и его положение в Церкви в той особой исключительности, как то делают современные нам римо-католики. Первоверховный апостол Петр был именно, как пишет Златоуст: «глава того братства» , то есть старший, возможно и по возрасту, в общине уверовавших в Иисуса из Назарета как в Сына Божия (то есть Богочеловека). «Глава того братства» , то есть братства как союза, основанного не на преимуществах должности или иерархического положения, но на любви и братских взаимоотношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О блаженном Августине Часть 3 Августин Аврелий. Миниатюра из сборника, включающего " Исповедь " и другие работы. Флоренция 1456-80 После смерти Моники (осень 387 г.) Августин вернулся в Рим, где написал несколько книг, и осенью 388 г. уехал в Африку. Он распродал всё доставшееся ему по наследству имущество и устроил в Тагасте маленькую монастырскую общину (6 человек с ним вместе). Здесь он прожил три года «в посте, молитве и добрых делах, день и ночь размышляя о законе Господнем» (Поссидий, 3). О результатах этих размышлений он сообщал «приходящим в беседах, а находящимся вдали в книгах» (там же). Имя Августина, очевидно, стало широко известно в округе, потому что, когда он случайно оказался в Гиппоне (в 25 км от Тагасты), он, по настоянию народа и против своей воли, был посвящен в священники. Епископ Гиппона, Валерий, быстро оценил красноречивого, образованного и аскетически настроенного священника и сделал его своим викарием; после смерти Валерия Августин стал епископом. Ему было тогда 42 года; на епископской кафедре в Гиппоне он пробыл 34 года — до самой смерти. Сведения о жизни Блаженного Августина за этот период находятся в его произведениях, главным образом в письмах и проповедях, и в биографии, написанной Поссидием, учеником и почитателем Августина, членом монашеской общины, в которую Августин вовлек весь клир своего Гиппона. Поссидий находился в тесном общении с Блаженным Августином в течение сорока лет и за это время был свидетелем его жизни и деятельности. Эти источники показывают Блаженного Августина с той стороны, которую трудно было приметить в «Исповеди». Человек, написавший «Исповедь», так, словно он жил на необитаемом острове среди пустынного океана, оказывается крупнейшим церковным деятелем, государственным человеком, который прекрасно понимает нужды текущего дня и видит завтрашний. Он, священник, а вскоре и епископ, «раб Христа, а через него и раб рабов Его» (письмо 21). Церковь окружена врагами: на нее ярится и под нее подкапывается далеко еще не побежденное язычество; ее раздирают ереси: манихеи, донатисты, пелагиане.

http://pravoslavie.ru/29332.html

В.А.Троицкий Блаженный Августин 1 был наиболее видным борцом против донатизма: боролся он и устно, выступая в публичных диспутах, писал множество сочинений в опровержение донатизма. Не было почти ни одного явления в истории интимных отношений между Церковью и донатизмом, которое не нашло бы своего отражения в многочисленных богословских трудах Августина. Не оставлял он без немедленного опровержения ни одного из сочинения современных и даже уже умерших донатистских авторов. Вел Августин личную полемику с донатистскими епископами, обращаясь к ним с письмами, получая от них в ответ опровержения своих сочинений и снова отвечая на это целыми книгами. Наконец, кратко излагал основные мысли своей полемики простонародным языком и даже в стихотворной форме для того, чтобы облегчить их усвоение. Иногда довольно обширные сочинения блаж. Августина, направленные против донатистов, наполнены догматическими суждениями о Церкви и отличаются подавляющим обилием аргументаций 2 . Но так как блаж. Августину приходилось вести полемику с разными лицами по одним и тем же вопросам, то вполне понятно, что в сочинениях его встречаются постоянные почти буквальные повторения одних и тех же мыслей, одних и тех же аргументов. Мы постараемся изложить догматическое учение блаж. Августина о Церкви в его главнейших пунктах, оставляя в стороне подробности его аргументаций 3 . В опровержение мнения донатистов, что только их общество представляет истинную Церковь , блаж. Августин, как и Оптат, говорит, что непременный признак истинной Церкви – ее вселенский характер. Донатисты свое общество также называли кафолической Церковью . По их учению кафоличность Церкви есть не ее пространственная повсеместность, а полнота учения и полнота таинств 4 . Августин принимает и это понимание термина „кафолический“ 5 : однако настаивает преимущественно на том, что истинная Церковь должна быть вселенской, должна быть распространена по всему миру. Кафоличность в смысле распространенности по всему миру, по Августину, есть признак истинной Церкви Христовой в отличие от ереси или раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Научный центр истории богословия и богословского образования Блаженный Августин в русском богословии XVIII – начале XX в. Скачать epub pdf Знаменитый богослов латинской традиции блаженный Августин , епископ Иппонийский, имел и имеет очень большое значение для русской богословской традиции. Несмотря на резкое разграничение католической и протестантской традиций, произошедшее в XVI в., XVII в. был характерен надконфессиональностью богословских течений. Несмотря на разнообразие этих течений, их можно объединить общим именем «августинизма».  Это объясняется тем, что антропоцентрические тенденции эпохи, невольно напоминающие о древней ереси Пелагия, неизбежно заставляли обратиться к авторитету главного борца с пелагианством – блаженного Августина . Кроме того, так как у Августина понятие христианской благодатной любви – caritas – стояло в центре его учения о Церкви и спасении, то именно оно позволяло преодолеть односторонность вопросов, разделявших католиков и протестантов: о спасении делами или верой. Наконец, характерной чертой и потребностью времени было общее обращение к отцам, к истокам. В результате сложилось, по меньшей мере, три крупных интеллектуально-богословских течения эпохи, так или иначе в своих исходных пунктах апеллировавших к авторитету автора «Исповеди»: янсенизм и фенелонизм в католичестве и пиетизм в протестантизме. Именно в них предлагались ответы на главный вопрос эпохи: как возможно истинное христианство в расцерковленном секулярном мире. Все эти течения в той или иной степени оказали влияние на русскую традицию, ибо реалии, появившиеся в нашем отечестве в XVIII в., поставили Русскую Церковь перед лицом проблем, уже знакомых западному христианству. И точно так же, как и на Западе, в русской традиции оказался востребован блаженный Августин .  Одним из первых русских августинистов был преосвященный Феофан (Прокопович) , которого можно считать основателем русского научного богословия. Его принято считать «православным реформатом», однако, как  представляется, гораздо правильнее было бы именовать его августинистом. Безусловно, именно августинизм, почерпнутый преосвященный Феофаном, очевидно, в годы римской молодости, много значил для его богословия, парадоксальным образом уживаясь с гуманистическими парадигмами эпохи. 

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  5.0 из  5) Игры, хулиганство, первые открытия, ободранные коленки и ссадины на лице – все эти символы сопровождают детство каждого человека. Отличались ли в этом возрасте святые от своих сверстников? Каким был маленький подвижник веры? Чувствовал ли он в себе нечто особенное? Журнал «Фома» попробовал ответить на эти вопросы в рубрике «Как жили святые». Обычный подросток Его детство было вполне обычным. Можно даже сказать, среднестатистическим. В нем не было особенных знаков или указаний от Бога. И чудесных примеров ранних аскетических и молитвенных подвигов тоже не было. Великий христианский святой и богослов Августин в детстве – ленивый ученик, любитель спортивных игр, иногда даже хулиган. Свою жизнь, в том числе и ее ранний, детский этап, знаменитый святой неразделенной Церкви блаженный Августин (354–430) описал в книге «Исповедь». Родившись в Северной Африке (город Тагаст), он вырос в семье скромного римского чиновника. Отец был язычником, а мать, Моника, – христианкой. Детство будущего великого богослова, философа было вполне обычным, ничем не примечательным. Школа мальчику приносила скорби и разочарования: знание здесь в прямом смысле слова «вбивали» в детей линейками и подзатыльниками. Сам юный Августин, судя по «Исповеди», особенного смысла в учебе не видел, а греческий язык (язык тогдашних интеллектуалов, язык научного мира) просто ненавидел. Ему, как и любому обычному мальчику его возраста, нравились состязательные игры: активные, спортивные. Удивительно пристальное внимание Августин в своей книге уделил одному достаточно безобидному, на первый взгляд, случаю. Как-то раз будущий святой прогуливался по родному городу в шумной компании своих сверстников. Подростки затеяли маленькое хулиганство – они решили забраться ночью в чужой сад, чтобы украсть груши. Сказано – сделано, и шалость, что называется, удалась. А украденные плоды подростки даже есть не стали.

http://azbyka.ru/deti/kakimi-byli-svjaty...

Скачать epub pdf 23.11 Служба священномученику Августину, архиепископу Калужскому На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 5. Подобен: Р адуйся, Живоносный Кресте: Радуйся, священная главо,/святителю Августине богомудре,/Церкве красото, града Калуги предивное удобрение,/благочестия пучино неисчерпаемая,/столпе Православия непоколебимый,/слава мучеников,/преподобных подражателю, исповедников подобниче,/за Христа душу твою положивый,/ егоже моли/даровати душам нашим мир и велию милость. Радуйся, сосуде Духа Божественнаго,/от юности Богом избранный стадо Его хранити,/любовию Тому уподобился еси:/смирения высото, правило добродетелей,/нищих питателю, обидимых заступниче,/Истины ревнителю,/за неяже пострадал еси даже до крове,/сего ради от Христа венец приял еси, блаженне/ егоже моли/даровати душам нашим мир и велию милость. Радуйся и ликуй, земле Российская,/украсившися кровьми святых страстотерпец,/сии бо веру твердо исповедаша,/прещения мучителей не устрашишася/не уклонишася скорби, ни темницы,/новозакланнии агнцы, от нихже и ты, святителю Августине,/ангеле церкве Калужския и служителю Христов./ егоже моли/даровати душам нашим мир и велию милость. Ины стихиры, глас 1: Придите, вернии,/прославим иерарха всечестна,/в лютая времена безбожнаго гонения/право правивша слово Божественныя истины,/пасшаго паству свою многотрудно,/научая ю отеческим преданием следовати/и, яве образ себе самаго предлагая,/душу за Христа положившаго./Сего ради, священномучениче Августине,/усердно тя прославляем. Жертву первее Богу принося безкровную,/яко священник законнейший, отче,/послежде яко всеплодие и приятну жертву,/кровь твою, яко мученик истинный, за Христа излиял еси,/исповедник непоколебим явился еси;/сего ради с любовию тя ублажаем. Пастырю истинный, святителю Августине,/Церкве Христовы усердный ревнителю,/противу беззаконник дерзновенно стал еси/и обратил еси суд на главу судивших тя,/светильник веры неугасимый, воин неустрашимый Небеснаго Царя./Сего ради почитаем священную твою память.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Град или храм»? – к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного Августина и святителя Филарета Московского Источник Статья подготовлена в рамках проекта « Блаженный Августин Гиппонский в философско-богословском и культурном диалоге традиций Востока и Запада» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ. Аннотация. Сочинения блаженного Августина , в частности De civitate Dei, становятся известны русскому читателю в конце XVIII столетия, а уже в первой четверти XIX столетия возникает экклесиологическая концепция святителя Филарета Московского , в основание которой, как и у блаженного Августина , ложится прочтение Ветхого Завета как пророчества не только о Христе, но и о Церкви. При этом если для блаженного Августина ключевым понятием его экклесиологии становится представление о граде Божием, то для святителя Филарета в центре экклесиологических рассуждений оказывается понятие храма. В связи с этим возникают, по меньшей мере, три вопроса. Что общего у обоих авторов в подходе к ветхозаветным текстам и чем эти подходы различны? Можно ли говорить о том, что святитель Филарет испытал влияние блаженного Августина, или его концепция явилась независимой? Как соотносятся между собой «экклесиология града» и «экклесиология храма»? Проведенный анализ экклесиологической терминологии обоих авторов показывает, что для первого из них важнейшей ветхозаветной Книгой становится Псалтирь как Книга, в которой предстает перед нами totus Christus – Глава Церкви в неразрывной связи со Своим телом, – а второй акцентирует внимание прежде всего на исторических Книгах Ветхого Завета. Можно предполагать, что, выстраивая свою экклесиологию, святитель ведет диалог с отцом Западной Церкви, настаивая на том, что храм, как мистический дом Божий, не менее важен для новозаветной Церкви, чем для ветхозаветной. Наконец, если «экклесиология града» исходит из эсхатологической реальности, то «экклесиология храма» подчеркивает связь этой реальности с историческим бытием Церкви. Ключевые слова: Град Божий, град земной, храм, экклесиология, блж.Августин, свт.Филарет, Священная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

IV. Патристика, или святоотеческие толкования Священного Писания Августин Аврелий , блаженный. «Исповедь», М., Канон+, 1997. Августин блаженный , епископ Иппонийский. «О граде Божием». Творения блж. Августина, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6. Изд. второе, Киев, типография И.И. Чоколова, 1906, 1906, 1907, 1910 гг. Августин блаженный , еп. Иппонский. «О книге Бытия». Библиотека отцов и учителей церкви, т. V, Изд. «Паломник», 1997. Амвросий, епископ Медиоланский, святой. «Об обязанностях священнослужителей», Казань, Центральная Типография, 1908. Амвросий Медиоланский , святитель. «О девстве и браке», Святоотеческое наследие, М., 2000. По изд. КДА, 1901. Амвросий Медиоланский , святой. «Две книги о покаянии», серия «Учители неразделенной Церкви». Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. М., 1997. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. I , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. II , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. III , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. IV , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Варсануфия Великаго и Иоанна, преподобных отцов. Руководство к духовной жизни. Изд. Донского монастыря при участии ТОО «Светлячок», М., 1993, по изд. СПб, Синодальная Типография, 1905. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. I, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. II, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т.Ш , СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. I, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ниже речь пойдет о том, как опасно богословствовать в отрыве от Вселенского Православия. Блаженный Аврелий Августин (354-430) канонизирован и почитается Церковью. На Западе он даже считается великим «учителем благодати». Однако и у святых были сочинения, Церковью осужденные. Пример тому – блаженный Феодорит Кирский, некоторые труды которого были анафематствованы на V Вселенском соборе. Особенности учения блаженного Августина Блаженный Августин Начиная с VI века Запад находился под обаянием учения блаженного Августина. Человек чуткий, этот выдающийся христианский мыслитель все же всю свою жизнь искал высшей мудрости – успокоения для своего мятущегося ума. Времена Августина связаны не только с земным утверждением Христовой Церкви, это также эпоха повсеместного распространения манихейства и неоплатонизма. Манихейское учение видело в мире два равнозначных начала – доброе и злое. Неоплатоники противопоставляли ему философию Единого (или Блага). В молодости Августин был манихеем, но примитивность представлений манихеев оттолкнула его. Позднее он стал неоплатоником, наконец, обратился к Христианству, но до конца жизни старался выработать «христианскую философию» на неоплатонической основе. Сутью неоплатонизма было учение о божественной триаде Единого, Ума и Мировой Души. Триада эта жестко иерархична. Единое – это бытие, источник существования, оно совершенно непознаваемо, но объемлет собою всё. Ум – высшая действительность, смысл мира. Душа – некая не вполне ясная жизнь Ума, посредник между ним и миром. Триада неоплатоников была лишь неким безличным принципом мироздания, но сам неоплатонизм не был только философией. Неоплатоники не были чужды мистики, ритуальной магии и аскезы. Они разделяли стоическое представление о судьбе (предопределении). Учение блаженного Августина о Пресвятой Троице близко неоплатоническому учению о триаде. Представления Августина были гораздо философичнее и рациональнее учения восточных отцов Церкви. Они никогда не использовали те или иные философские концепции для объяснения догматики, приводя при необходимости достаточно простые, даже бытовые аналогии.

http://pravoslavie.ru/55401.html

Из истории западного богословия: Фульгенций Руспицийский (468–533) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Епископ Фульгенций Руспицийский, западный богослов конца V — начала VI века, мало известен православному читателю. До сих пор нет ни одного русского перевода его сочинений и ни одной посвященной ему исследовательской работы. Между тем Фульгенций заслуживает внимания со стороны православных патрологов и богословов как непримиримый борец с арианством и один из самых преданных последователей блаженного Августина. Ему удалось в ясной, доступной и систематической форме изложить основные богословские положения Августина. Его жизнь — жизнь исповедника православной веры — также являет собой пример, достойный подражания. Мы остановимся на жизни Фульгенция, его литературной деятельности и его богословии. I. Биографические сведения Фульгенций родился в 467 г. (или в 468 г.) в Северной Африке, в городе Телепта. Он происходил из состоятельной семьи, был начитан как в латинской, так и в греческой литературе. Закончив образование, Фульгенций поступил на государственную службу и занимал должность прокуратора, или налогового инспектора г. Телепта, однако, познакомившись с толкованием блаженного Августина на Пс 36, он неожиданно решил принять монашество. Вскоре Фульгенций стал настоятелем одного из монастырей, но впоследствии был изгнан оттуда арианами. После этого он отправился на Сицилию и хотел поехать оттуда на родину монашества — в Египет, однако это ему не удалось, и после посещения Рима в 500 г. Фульгенций вернулся на родину. Там он основал новый монастырь и вскоре против своей воли был рукоположен во священники. В 507 г. Фульгенций был рукоположен во епископы небольшого приморского городка Руспа, или Руспика. Однако в следующем 508 г. он вместе с шестью­десятью другими православными африканскими епископами был отправлен в ссылку на Сардинию Тразамундом, королем вандалов, которые к тому времени захватили Западную и Северную Африку. Вандалы исповедывали арианство и жестоко преследовали православных. В 515 г. Фульгенций вернулся на родину, где написал свои первые антиарианские сочинения. Но в 517 г. последовало новое гонение, и он опять был вынужден уехать на Сардинию. В 521 г. Фульгенций участвовал в поместном соборе православных епископов. После смерти короля Тразамунда в 523 г. его преемник Хильдерик позволил всем изгнанным православным епископам вернуться в свои епархии, что и сделал Фульгенций. В последние годы жизни он оставил активную церковную деятельность и проводил дни в покаянии, посте и молитве. Умер Фульгенций 1 января 533 г. II. Сочинения

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010