Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» ж. (информационный сборник), издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ); см. Белокриницкая иерархия ), в 1995-2003 гг. выходил при участии ж. «Родина». С 2003 до 2006 г. ж. «Д. о.» не издавался. Тираж издания колеблется от 500 до 1 тыс. экз. «Д. о.» был задуман как серия брошюр гл. обр. для переиздания не потерявших значения материалов из старообрядческих журналов разных согласий ( «Церковь» , «Старообрядческая мысль», «Златоструй», «Щит веры», «Старообрядец»), опубликованных в нач. ХХ в.; большое значение отводилось рубрике «Ответы на вопросы читателей». Впосл. журнал увеличился в объеме, изменилось его содержание. В 1996-2003 гг. в нем появились рубрики: «Старообрядческие гектографы», «Слово пастыря», «Прение о вере», «Приходская жизнь», «Взгляд на проблему», «Лето Господне», «Среди книг» «Воспитать христианина», «Поминайте наставники ваша», «Внесем ясность», «Былое». Постоянной была рубрика «Ответы на вопросы читателей». Среди наиболее важных материалов, опубликованных в «Д. о.», в первую очередь необходимо назвать подборку текстов «К 150-летию Белокриницкой иерархии». В нее вошли «Краткая история об основании старообрядческого святительского престола, состоящего в Австрии...» белокриницкого инока Корнилия, одно время считавшаяся утерянной (1996. Вып. 5. С. 20-30), ранее не публиковавшееся соч. инока Лаврентьевского мон-ря Нила «Произшествие господина Амвросия митрополита...» (1996. Вып. 6. С. 35-57), основанный на документах из австр. архивов доклад историка М. Крамера «Основание старообрядческой митрополии в Белой Кринице на Буковине и пребывание св. митрополита Амвросия в Австрии» (1998. Вып. 9. С. 82-127). В «Д. о.» публикуются апологетические и полемические старообрядческие сочинения (воспроизводятся издания на гектографе или малотиражные издания нач.

http://pravenc.ru/text/180667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Инок Павел (Великодворский). Портрет. 1874 г. (Великодворский Петр Васильевич; 29 июня 1808, слобода Зимогорский Ям (ныне с. Зимогорье) Валдайского у. Новгородской губ.- 5 мая 1854, Белокриницкий Покровский муж. мон-рь, Австрийская империя (ныне в Черновицкой обл., Украина), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию (см. также Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)), писатель. Род. в семье писаря волостного правления, был старшим из 5 сыновей. Рано обучился грамоте, с детства проявлял склонность к чтению книг духовного содержания и к иноческой жизни. В 12 лет сделал попытку уйти в старообрядческие мон-ри в Стародубье , был задержан отцом. Смерть отца в 1825 г. и уничтожение пожаром семейного дома вынудили Петра снова отложить свое намерение принять монашество. В 1828 г. юноша должен был по жребию отправиться на воинскую службу, но с помощью жителей Зимогорского Яма, собравших значительную сумму денег, П. Великодворский выставил вместо себя др. человека, вскоре занял должность волостного писаря. Ок. 1830 г. с 2 знакомыми старообрядцами Петр отправился на поиски клада, до этого неделю вместе с семьей он провел в посте и молитве перед иконой свт. Николы. Поиски были неудачными. По признанию П., на праздник свт. Николы 6 дек. ему во сне явился святитель, к-рый, указав на омофор, сказал: «Зри на мя и виждь, якоже аз есмь, тако все есть». Сновидение было истолковано применительно к поискам клада, к-рые тем не менее оказались безуспешными. Тогда Великодворский пришел к мысли о том, что слова святителя нужно толковать иначе. Он решил исполнить давнее желание и посвятить себя иноческой жизни, для чего отправился в старообрядческий Лаврентьев мон-рь в Стародубье. Здесь состоялось его знакомство с видными старообрядческими деятелями, тогда иноками, буд. епископами Аркадием (Шапошниковым) и Онуфрием (Парусовым), буд. архимандритом Белокриницкого мон-ря (см. в ст. Белая Криница ) Геронтием (Колпаковым) и др.

http://pravenc.ru/text/2578479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798, ст-ца Есауловская области Войска Донского (не существует, затоплена) - 21.01.1884, Владимир), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в казачьей старообрядческой семье, отец - полковой писарь. В юности Смирнов ушел из дома и дал обет принять монашество, но был возвращен и по воле родителей вступил в брак, имел сына и дочь. К. служил в армии «около 30 лет в Грузии, и на Кавказской линии, и внутри Войска Донского» (РГБ НИОР. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1). По-видимому, на рубеже 30-х и 40-х гг. XIX в. Смирнов заинтересовался идеями беспоповцев об антихристе , разделял мнение о совершившемся духовном воцарении антихриста, полагал (как мн. старообрядцы), что под именем Иисус Греко-Российская Церковь чтит антихриста, считал, что эсхатологические пророчества должны исполниться в ближайшем будущем. Смирнов вел полемику по данным вопросам, в частности, с насельниками старообрядческого Лаврентьевского монастыря на Ветке близ Гомеля (закрыт в 1844). О спорах с К. вспоминал в 1863 г. И. Г. Кабанов (Ксенос), живший в Лаврентьевском монастыре ок. 10 лет (1834-1844) (Письмо к Кириллу Белокриницкому, названное «Объяснение и всенижайшее прошение», 13 янв. 1863 г.//Братское слово. 1891. Т. 2. 14. С. 391-392). Эти воззрения отразились в толковании на 12-ю гл. 3-й Книги Ездры, к-рое К. написал, по-видимому, во 2-й пол. 40-х гг. или ранее. В 1845 г. Смирнов расстался с женой с ее согласия и принял иночество в посаде Лужки Черниговской губ. (ныне село в Стародубском р-не Брянской обл.) от старца Тихона. Прожив 5 лет в Лужках в условиях суровой аскезы, К. отправился странствовать, жил в старообрядческих Куреневском и Черкасском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/1841970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Ф. Калашников. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в. Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в., г. Николаевск Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии . Биографические данные о К. отрывочны. В нач. ХХ в. жил в Киеве. Место рождения К. известно из записи в рукописном Октае, выполненном им в 1905 г. в Киеве (ЕИХМ. 7139. Кн. 253; см.: Юхименко. 2008), и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской ц. и в это время имел семью с 8 малолетними детьми (Тернистый путь. 1915. С. 755, 757, 759). Это последнее обстоятельство и участие К. в первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время. В нач. ХХ в. К. занимался переписыванием книг, гл. обр. богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого Октая 1905 г. известна каллиграфически образцовая рукопись Обедницы (1904), сохранившаяся в книжнице киевской Успенской ц. (на ее основе было выпущено одноименное печатное издание 1909 г.; см.: Таранец. 2007. С. 171). После издания Указа о веротерпимости (1905) старообрядцы смогли легализовать адм. деятельность и богослужение, печатать певч. книги, историческую лит-ру, периодику и т. д. К. учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909) и «Старообрядческая мысль» (с 1910; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу ( Починская). К. принял решение издавать старообрядческие певч. книги, поскольку их 1-е печатное издание, осуществленное ОЛДП на средства А. И. Морозова (Круг церковного пения. СПб., 1884. 6 вып.; т. н. морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нем были изложены в сокращении (Тернистый путь. 1915. С. 751). К. планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) Октае и в Ирмосах. Для составления оригиналов изданий К. избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской ц.: «...прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1319935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1879 (?), г. Новозыбков Черниговской губ.- 26.05.1960, Мануиловский мон-рь (совр. жудец Сучава, Румыния)), старообрядческий писатель, издатель. Отец М., старообрядческий свящ. Евфимий Павлович Мельников (ок. 1845 - 3 янв. 1907), был рукоположен в 1872 г. старообрядческим Московским и Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) на приход в Новозыбкове. В 1892 г. вместе с представителями от старообрядцев-поповцев, не признающих Белокриницкую иерархию , совершил путешествие в К-поль для изучения вопроса о крещении митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . Выступал как апологет Белокриницкой иерархии (Беседа старообрядческого священника о. Евфимия Мельникова с беспоповцем Семеном Ивановичем Коликовым, происходившая 1890 г. мая 22-го в г. Новозыбкове - РГБ. Ф. 247. 908). Об активной деятельности Е. П. Мельникова упоминал К. П. Победоносцев в докладе за 1899-1900 гг. имп. Николаю II. Василий Ефимович, старший брат М.,- участник всероссийских съездов старообрядцев. Год рождения М. точно указать невозможно. Принятая в лит-ре дата - 1874 г. опровергается источниками. В приговоре Московского окружного суда 1911 г. по делу о книге «Блуждающее богословие» М. указан как мещанин г. Городня Черниговской губ. 32 лет (Слово Церкви. 1917. 18. С. 331). Следов., год рождения публициста - 1879-й. Эта дата подтверждается депутатской карточкой Временной Сибирской областной думы, заполненной М. в авг. 1918 г., где он пишет, что ему 39 лет ( Приль. Ф. Е. Мельников. 2007). В фонде Мельниковых в РГБ имеется гимназический билет М., выданный в 1891 г., когда он учился во 2-м классе; по всей видимости, ему тогда было ок. 12 лет, следов., он родился в 1879 г. Однако в том же архиве имеется список семейства свящ. Евфимия Мельникова, который он составил в 1887 г. В списке 9 детей, против имени Федора указано, что ему 10 лет (РГБ. Ф. 164. Карт. 16. Д. 20. Л. 1). Еще одна дата рождения публициста содержится в выявленной Л. Н. Приль автобиографии М., которую он подготовил в Праге (уже в эмиграции): 5 марта 1876 г.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Д. Зенин. Фотография. 10-е гг. XX в. Никифор Дмитриевич 1869, д. Гостилово Бронницкого у. Московской губ. - 12. 04.1922, . Егорьевск Рязанской губ.), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию (см. Белокриницкая иерархия ). В нач. 1900-х гг. З. в Егорьевске основал братство им. св. апостолов Петра и Павла, задачей которого была защита старообрядчества. Братство имело б-ку, содержало начетчика для участия в диспутах с правосл. миссионерами. З. был постоянным участником таких диспутов. В 1910 г. при активном финансовом и редакционном участии З. начал выходить ж. «Старообрядческая мысль» . В одной из редакционных статей говорилось, что журнал создан, чтобы «проводить в жизнь взгляды широко-христианские и человеческие... отражать жизнь такою, какова она в действительности... служить и делу защиты Христовой Церкви от врагов, нападающих на нее извне и внутри» (Старообрядческая мысль. 1910. 9. С. 559). Одной из главных задач издания провозглашалось объединение «старообрядческих литературных и общественных сил» ( Зенин Н. Д. К читателям//Там же. 1. С. 3). В качестве приложения к журналу был издан ряд книг («Выписки из святоотеческих и других книг, служащие к изучению различных сторон церковной жизни» начетчика В. Т. Зеленкова (М., 1911-1912. 3 ч.), «Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198 лета» Цезаря Барония (М., 1913-1915. 3 кн.), «Труды» блж. Симеона , архиеп. Фессалоникийского (М., 1916), и др.). Практически в каждом номере журнала помещались материалы З., часто писавшего под псевдонимами Гостиловский и Энзет. В статьях З. освещались темы совр. старообрядческой жизни (О граммофонах: Церковное пение//Старообрядческая мысль. 1910. 9. С. 159-163; Мои впечатления, вынесенные с освященного собора епископов//Там же. 1911. 9. С. 746-768; 10. С. 830-837; 11. С. 932-942; 12. С. 1027-1037; Похороны Н. Т. Кацепова//Там же. 1913. 6/7.

http://pravenc.ru/text/199729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОБЩИННИКИ Течение в разных согласиях старообрядчества , появившееся после публикации 17 окт. 1906 г. закона «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (закон разрешал регистрацию общины, если в ней было не менее 50 прихожан, достигших 25 лет). Н. являлись противниками регистрации старообрядческих приходов. Основная причина несогласия с регистрацией - нежелание добровольно входить в отношения с властью, несмотря на опасность потерять права, полученные по указу «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905). Недовольство также вызывали прописанные в законе значительные полномочия светской администрации при регистрации старообрядческих общин, при утверждении руководителей и при разрешении строительства храмов. Н. появились почти во всех старообрядческих согласиях. У старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию , закон об общинах сначала не вызвал протеста. И последователи Московской архиепископии, и неокружники (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.) (на соборе в нояб. 1907 под председательством неокружнического Московского еп. Иова (Борисова)) признали новые правила. Впервые протест против общин был высказан в 1907 г. на соборе неокружников в с. Зуеве Владимирской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл.). Собор призвал неокружников не принимать общин, поскольку в законе об общинах он усмотрел противоречие канонам. Еп. Иов был против этого собора и не присутствовал на нем. Так в среде неокружников оформился раздор Н. Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г. Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г. Во главе раздора встал инок Геннадий (Герасим Онуфриевич Завалов), по его фамилии одна из ветвей Н. стала называться заваловцами. К Геннадию примкнули 3 священника, вскоре за ними последовал неокружнический Богородский еп. Даниил, бывш. наместник Иова, увлекший за собой неокружнических епископов Пафнутия Саратовского и Мефодия (Соколова) Балтского (впосл.

http://pravenc.ru/text/2564918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ (1745, Калуга - 12.05. 1784, Троицкий Успенский мон-рь на р. Каменке (ныне Брянской обл.), инок-беглопоповец (см. Беглопоповцы ), писатель. Из купеческой семьи. С ранних лет проявлял стремление к аскетической жизни. Иноческий постриг принял не позднее 1765 г. в одном из старообрядческих Иргизских монастырей , активно развивавшихся в период либерализации правительственной политики в отношении старообрядцев в 60-х гг. XVIII в. После пострига Н. перешел в Малиноостровский Рождественский мон-рь в Стародубье . Насельники данного мон-ря, как считается, поддерживали идеи дьяконова согласия о приеме в старообрядчество священнослужителей правосл. Церкви через отречение от ересей (3-й чин), а не через миропомазание или перекрещивание (2-й и 1-й чины). Именно такую т. зр. впосл. будет защищать Н. Стремясь к уединенной жизни, инок переселился на р. Каменку, где неподалеку от посада Злынка (ныне город Брянской обл.) основал Свято-Троицкую Успенскую (Никодимову) обитель. Н. приложил много усилий для обретения старообрядцами епископа. В 1765 г. в качестве делегата от Ветки , где практиковался прием «никониан» 2-м чином (через миропомазание), принимал участие в совместном с выгорецкими (см. Выголексинское общежительство ) и московскими поморцами соборе в Москве. Основным на соборе был вопрос о «восстановлении законного священства», были выбраны кандидаты для поставления не только в епископы, но и в священники, диаконы, чтецы. По мнению П. И. Мельникова , Н. принадлежала мысль об объединении староверов всех согласий «под паствою одного пастыря». (Эта идея будет возрождена после возникновения Белокриницкой иерархии в сер. XIX в. и после издания в 1905-1906 указов о даровании вероисповедных свобод.) В 1768 г. наряду с известным деятелем беглопоповщины Михаилом Калмыком Н. вошел в делегацию, к-рую предполагалось послать в Тифлис к груз. царю Ираклию II и патриарху Антонию с просьбой о поставлении епископа для старообрядцев.

http://pravenc.ru/text/2565578.html

Москва. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Торжество освящения соборной церкви, старообрядцев поповцев Белокриницкой иерархии, во имя Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке, по Новоселенскому переулку, 6, в Москве, было совершено 9 ноября 1908 г. Накануне освящения состоялся крестный ход из соборных храмов Рогожского кладбища. Среди святынь была чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская, под покровительством которой начато было построение церкви 29 октября 1906 г. Ф.Е. Мельников об этой церкви замечал: «Всё в этой величественной церкви древнее … и всё замечательное, высокохудожественное, редчайшее и бесценное. Строился храм по проекту архитектора Н.Д. Поликарпова по образцу (почти полная копия) Успенского собора в Кремле. Величие и благолепие созданного храма, его освящение подробно описаны в журнале «Церковь» за 1908 г. «После окончания торжества в доме храмоздателей Шибаевых была предложена трапеза. После приветственных и ответных речей архиепископ Иоанн произнёс здравицу за строителей И.И. Новикова, В.В. и П.В. Шибаевых и жертвователей на храм, и присутствующие пропели многолетие. Попечитель Рогожского кладбища И.А. Пуговкин предложил тост за здоровье сыновей храмоздателей Аркадия и Ивана Ивановича Новиковых, которые с редкой энергией способствовали созданию этого выдающегося храма, неусыпно следя за работами и в то же время собирая драгоценные древние иконы для храма не только в Московской губернии, но и по всей России. Свою речь г. Пуговкин закончил словами: " Пусть эти молодые по летам труженики будут служить примером для нашей молодёжи, чтобы и она, подобно им, с такой же энергией и любовью к делу старалась и прилагала свои старания в будущем к украшению и созиданию новых храмов " ». Журнал " Церковь " . - М., 28, 13 июля 1908 г., с. 977 Закладка престола Судьба построенного тщанием Новиковых храма на Апухтинке после 1917 г. драматична. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 г. спешно закрыт и превращён в общежитие " Станколит " .

http://sobory.ru/article/?object=25353

Начало подготовительных работ относится к периоду с 1907-го 1908-й год, в который рязанским губернатором был утвержден проект каменного храма с колокольней. Закладка первого камня, как об этом писал журнал " Церковь " состоялась летом на будущий год. Храм Пресвятой Богородицы, построенный весьма быстро, был освящен в честь Ее иконы «Всем скорбящим радость». Сохранившиеся в архивах документы донесли до наших дней постановление общего собрания общины от 21 ноября 1910 года, на котором для исправления духовных треб и совершения церковных таинств и богослужений 35-ю голосами был избран " духовный отец, в старообрядчестве протоиерей Еразм Иванович Пчелин, рукоположенный в этот священный сан епископом Даниилом в 1907 году и утвержденный в этой духовной должности при храме Пресвятыя Богородицы " Всем скорбящим радости " , епископом Рязанским и Егорьевским Александром " . На этом же собрании Феодот Игнатьевич Масленников объявляет о безвозмездном пожертвовании общине в вечное владение выстроенных при участии своих родных братьев Кирилла и Григория Игнатьевичей каменных храма с колокольней и двухэтажного дома для причта со всеми надворными постройками. Феодота Масленникова избирают председателем совета общины, в который вошли его брат Григорий и сын Исаак. Два года спустя, в воскресенье 22-го июля 1912 г., рязанская община старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, переживала важный момент своего пути: " при новопостроенной старообрядческой Церкви совершалось торжество освящения и поднятия колоколов на колокольню " ( " Рязанская жизнь " 1912 г.) Еразм Иванович Пчелин, отслужив в приходе 12 лет, был переведен в Егорьевск. Промыслом Господним вторым священником в Рязани стал известный старообрядческий деятель, писатель и начетчик о. Димитрий Варакин, бывший в годы гражданской войны помощником епископа Александра (Богатенкова), местоблюстителя архиепископского престола, помогая ему в эти трудные годы. В это время отмечалось значительное увеличение численности паствы. В 1929 году иерей Димитрий был переведен на другой приход.

http://sobory.ru/article/?object=15569

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010