Августа 23 (5 сентября) Священномученик Иоанн (Восторгов) Составитель священник Афанасий Гумеров Священномученик Иоанн родился 30 января 1864 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн Восторгов , был сыном магистра богословия, профессора Владимирской Духовной семинарии Александра Восторгова, мать звали Татьяной Ксенофонтовной. В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровская 28 . Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. О рано умершем отце протоиерей Иоанн вспоминал как о добром и мягком человеке, пользовавшемся большой любовью прихожан. Посетив в 1908 году родную станицу и совершив Божественную литургию, протоиерей Иоанн в проповеди вспомнил свое детство: «Смиряюсь перед Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, – слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою перед вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа… заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика: не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели». Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был определен 15 августа того же года надзирателем в Ставропольское Духовное училище, а 30 сентября назначен штатным учителем русского и церковнославянского языков в то же училище. К 1887 году относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова – «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов». Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцевраскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает, как рано определились церковно-апологетические устремления будущего блестящего защитника Церкви от различных противоцерковных течений. Заметны в ней и зачатки дарований, так ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность аргументации, ясность слога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Михаил (Козлов) II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима В продолжение моего служения миссионером в казанской епархии зимой 1877 г. Мне пришлось беседовать в пятый раз с танаевскими старообрядцами по австрийскому священству, неокружниками. Так как в этой деревне имеет жительство старообрядческий поп Тарасий и есть несколько начетчиков из его прихожан, то и внимание обращено на эту деревню более, чем на прочие селения тетюшского уезда. При каждом собеседовании я старался более всего доказывать танаевским старообрядцам неправильность изобретенной их единомысленниками австрийской иерархии и святость единой, соборной и апостольской церкви, которая по обетованию Христову должна быть до скончания мира непрерывно, с тремя чинами священства и семью таинствами. Не имея возможности защищать свою недавно появившуюся белокриницкую иерархию и доказать какую либо догматическую погрешность в православной церкви, танаевцы каждый раз во оправдание своего заблуждения возражали мне о несходственных в нашей церкви некоторых обрядах с до – Никоновскими обрядами, усвояя последним догматическую важность и неизменность. Чтобы разубедить танаевцев в этом неправильном их понятии, я старался доказывать им, на основании несомненных свидетельств из отеческих писаний, что обряды церковные не должно смешивать с догматами веры, что первые по усмотрении церкви могут быть переменяемы, и что только относительно учения догматического сказано: аще кто иоту прибавит или убавит, анафема да будет. Догматы же веры заключаются в следующем: Вера католическая сия есть: да единого Бога в Троице и Трощу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, Сыновнее и Святаго Духа едино есть Божество, равна слава, соприсносущно

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

архим. Михаил (Козлов) Содержание Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила I. Поездка в русское селение Майнос в Малой Азии II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима Первое письмо старообрядческого епископа Иосифа нижегородского, к соболевскому попу Акиму Карпову. Егоже письмо второе по поводу запрещения священнодействия Акиму к крестьянину Сергею Петрову. Статья первая Статья вторая Статья третья Воззвание, статья 4-я Беседа с безпоповцем об антихристе IV. О необходимости Таинств в церкви Христовой (Против безпоповцев) V. Беседа с забайкальскими старообрядцами о перстосложении для крестного знамения VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос VII. Беседа с глаголемыми старообрядцами о том, что символ веры нисколько не поврежден в нашей православной церкви VIII. Появление у забайкальских старообрядцев беглопоповщинского толка лжепопа белокриницкой иерархии и скорое бегство его оттуда вследствие нерасположения к нему и к нововымышленной лжеиерархии беглопоповцев     Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила 30 Января 1884 года в Троицком селенгинском монастыре скончался архимандрит Михаил. Забайкальская противораскольническая миссия в лице этого подвижника веры и благочестия, первого начальника этой миссии, лишилась самого опытного и энергичного деятеля-миссионера. Это почти невознаградимая утрата. Он знал раскол по опыту, сам благодатью Божиею вышел на путь истины из заблуждений раскола, через чтение священных и святоотеческих книг, искренне убедившись в святости православной восточной кафолической церкви. В формулярном списке почившего миссионера, сообщенном из казанской духовной консистории и за службу в иркутской епархии, его биография очерчивается следующими чертами. Родом архимандрит Михаил был из г. Сычевска, смоленской губернии, из мещан, в мире назывался Макарий Козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Астрахань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В Белом городе (территория бывшей внешней крепости Астраханского кремля) с давних времён находилась Христорождественская церковь. Крупный кирпичный храм с декором в духе русско-византийского стиля, построенный в 1845 году, возможно, с включением в его состав фрагментов здания 1759 г. Четырехстолпная трехапсидная постройка с крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом над центральной частью. В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный. В 1923 году храм был захвачен обновленцами, а в 1938 году он был закрыт советскими властями, и в том же году была разобрана колокольня. 2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Перенеся антиминс из старой церкви, Христорождественский храм переименовали в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума. С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани — 2324 чел., в городах Астраханской епархии — 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и безпоповцы.

http://sobory.ru/article/?object=02866

Беседа архимандрита Павла с одним из старообрядцев австрийского согласия о том, имели ли они, оставаясь без епископов, епископские действия, как утверждают некоторые из них Источник Старообрядец. Вы, принадлежащие к греко-российской церкви, обвиняете нас – старообрядцев, поповского согласия, приемлющих Белокриницкую иерархию, и церковь нашу не признаете Богом созданною за то, что мы до митрополита Амвросия не имели у себя епископов, и чрез то отрицаете нам спасение. Это обвинение ваше несправедливо, ибо мы, хотя и не имели у себя епископов, но не лишались епископства, т.е. епископских действий, а потому наше общество составляло богосозданную церковь , а следственно и спасение наше, при соблюдении Господних заповедей, несомненно. Я просил старообрядца разъяснить мне его мнение, чтобы оно было более понятно, а именно, сказать, какое он полагает различие между лишением епископов и лишением епископства. Старообрядец. Епископ есть лицо, освящением, т.е. хиротонией, получившее духовное дарование на все епископские действия, на которые епископ оставляется. Мы не имели лично епископов, но имели епископские действия, епископство. Я ответил: Теперь мне понятна ваша мысль о епископе и епископстве; но еще прошу вас сказать мне: какое епископство, т.е. какие епископские действия вы имели у себя и без действующего лица, т.е. не имея лично действующего епископа? Старообрядец. Мы имели древние святые антиминсы, имели древнее св. миро, хотя и разбавлявшееся, имели, наконец, и не прекращаемое иерейство: это неоспоримо суть действия епископов, или епископство; а притом мы всегда имели желание иметь епископов. Я ответил: Странно и неприменимо к действительности ваше мнение, что будто бы без действующего лица могли совершаться у вас действия оного лица, подобно как бы, например, без пишущего – письмена и книги. Потом я спросил старообрядца: Что именуется настоящего времени действием человека? то ли например, что он теперь пишет, или написанное им прежде, даже за несколько столетий? то ли, что делается теперь, или предмет, сделанный когда-либо в древности? По-моему мнению, писать, или делать что-либо теперь – есть действие человека в настоящее время; а книга написанная, или предмет, сделанный за несколько столетий, в древности, есть действие человека давно оконченное, на которое притом с кончиной человека прекратилось всякое личное дальнейшее его воздействие: предмет, им сделанный, остается таким, каким он в свое время сделал его, и остается только дотоле, покуда сохраняется в целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Беседа с одним из старообрядцев австрийского согласия о том, имели ли они, оставаясь без епископов, епископские действия, как утверждают некоторые из них Старообрядец: Вы, принадлежащие к Греко-российской церкви, обвиняете нас – старообрядцев поповского согласия, приемлющих Белокриницкую иерархию, и церковь нашу не признаете Богом созданною за то, что мы до митрополита Амвросия не имели у себя епископов, и через то отрицаете нам спасение. Это обвинение ваше несправедливо, ибо мы, хотя и не имели у себя епископов, но не лишались епископства, т.е. епископских действий, а потому наше общество составляло богосозданную церковь , а следственно и спасение наше, при соблюдении господних заповедей, несомненно. Я просил старообрядца разъяснить мне его мнение, чтобы оно было более понятно, – именно сказать, какое он полагает различие между лишением епископов и лишением епископства. Старообрядец: Епископ есть лицо, освящением, т.е. хиротониею, получившее духовное дарование на все епископские действия; а епископство – самые те епископские действия, на которые епископ поставляется. Мы не имели лично епископов, но имели епископские действия, епископство. Я ответил: Теперь мне понятна ваша мысль о епископе и епископстве; но еще прошу вас сказать мне: какое епископство, т.е. какие епископские действия вы имели у себя и без действующего лица, т.е. не имея лично действующего епископа? Старообрядец: Мы имели древние святые антиминсы, имели древнее св. миро, хотя и разбавлявшееся, имели наконец и непрекращаемое иерейство: это неоспоримо суть действия епископов, или епископство; а притом мы всегда имели желание иметь епископов. Я ответил: Странно и неприменимо к действительности ваше мнение, что будто бы без действующего лица могли совершаться у вас действия оного лица, подобно как бы например без пишущего – письмена и книги. Потом я спросил старообрядца: Что именуется настоящего времени действием человека? То ли, например, что он теперь пишет, или написанное им прежде, даже за несколько столетий? То ли, что делается теперь, или предмет, сделанный когда-либо в древности? По моему мнению писать или делать что-либо теперь – есть действие человека в настоящее время; а книга написанная, или предмет, сделанный за несколько столетий, в древности, есть действие человека давно оконченное, на которое притом с кончиной человека прекратилось всякое личное дальнейшее его воздействие: предмет, им сделанный, остается таким, каким он в свое время сделал его, и остается только дотоле, покуда сохраняется в целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В январе 1847 года, вскоре после праздника Богоявления, когда состоялось поставление Кирилла в звание епископа, наместника Белокриницкой митрополии 1 , настоятель монастыря новопоставленный архимандрит Геронтий отправился в Москву, чтобы лично со всею обстоятельностию сообщить здешним и иных мест российским старообрядцам о недавно совершившихся в Белой-Кринице столь важных для всего старообрядческого мира событиях. По отъезде Геронтия весь главный труд, не только по управлению монастырем и распоряжению монастырскими делами, но и по ведению „церковно-иерархических“ дел в новоучрежденной Белокриницкой митрополии, инок Павел принял на себя, и исполнял с свойственной ему самостоятельностью и настойчивостью. В монастыре, согласно Уставу, существовали, правда, разные должностные лица, заведывавшие каждое своею частью; но высший надзор над общим ходом дел несомненно принадлежал ему. И хотя занимал он не важную, повидимому, должность монастырского письмоводителя, но все беспрекословно повиновались ему, как лицу, стоявшему выше всего братства по уму и безукоризненной жизни, получившему притом великий авторитет в старообрядчестве своими трудами и подвигами по учреждению иерархии, увенчавшимися таким невероятным дотоле успехом. Точно так же в делах по митрополии хотя высшее распоряжение официально принадлежало митрополиту и исходило от его имени, но в действительности его именем распоряжался инок Павел, так как Амвросий, по незнанию старообрядческих нужд и обычаев, а потом и по отвращению от всего старообрядческого, не мог и не хотел заниматься сам этими делами, а потому нимало не препятствовал распоряжаться ими иноку Павлу, пред авторитетом которого, столь очевидным и в монастыре и в старообрядчестве, тоже невольно преклонялся. Павел же, одаренный не малыми дипломатическими способностями, умел, нисколько не унижая и не насилуя Амвросия, располагать его к утверждению своих предприятий и распоряжений „церковно-иерархического“ характера, а иное, без сомнения, делал от его имени и без его ведома. Что касается наместника Кирилла, то по своему невежеству и ничтожеству, и по совершенному пренебрежению, с каким относился к нему Павел, никакого личного участия в делах он принимать не мог. И мы действительно видим, что все известные нам церковно-иерархические и иные распоряжения по митрополии, сделанные за время Амвросиева пребывания в Белой-Кринице, носят на себе ясную печать происхождения от инока Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Воронок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Воронок – село Стародубского района Брянской области, в 26 км к югу от Стародуба. Центр Воронокского сельского поселения (включает села Лужки, Алейниково, Крутая Буда, Ломаковка, Стратива, Елионка и Солова; поселок Васильевка). Основано в 1687 как старообрядческая слобода на землях Рубцов, на территории Топальской сотни Стародубского полка. С 1732 - посад, одно из крупнейших старообрядческих поселений Стародубского уезда, центр ремесла (иконопись, производство конопляного масла, веревок, щеток, повозок, свечей) и ярмарочной торговли (до 5 ярмарок в год). К середине XIX века действовало несколько щетинных заводов; к 1875 была открыта пенькотрепальная (позднее канатная) фабрика. В XIX веке имело несколько храмов (крупнейшие – Богоявленский и Рождества Богородицы; деревянные, закрыты в 1929-1938, не сохранились). В конце XIX века были открыты земская школа, больница. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Посад Воронок населен исключительно старообрядцами Белокриницкой иерархии. Народ здесь очень религиозный. В посаде имеется три старообрядческих молитвенных дома. Два года тому назад среди прихожан возникла мысль о переустройстве всех молитвенных домов в церкви, но попечителем г. Стуловским было предложено прихожанам всех трех молитвенных домов соединиться в один приход и построить в центре посада одну общую трехпрестольную церковь, все же молитвенные дома сломать и употребить их на постройку новой церкви. Предложение г. Стуловского было одобрено прихожанами. Но нашлись и такие люди, которые стали разстраивать прихожан, и дело с созданием общего храма затянулось почти на два года. Все же предложение г. Стуловского одержало победу. Выбраны были попечители, которые начали хлопотать о разрешении постройки храма. Но в виду поступивших со стороны местных единоверцев жалоб, нам отказано было в постройке церкви. Уполномоченные наши неоднократно ездили хлопотать в г. Чернигов, но безуспешно. После сего старообрядцы решили обратиться к г. министру внутренних дел П. А. Столыпину, от которого и получили разрешение. В настоящее время приступили к постройке трехпрестольного храма во имя Преображения Господня, Святой Троицы и Рождества Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=23224

Воспоминания об Антонии Шутове (Письмо к редактору «Брат. Слова») Вы однажды высказывали мне желание, чтобы я написал для вас биографию Антония Шутова, именующего себя архиепископом московским и Владимирским, – именно изложил бы то, что мне близко известно о нем: как он удалился в Пруссию и как из беспоповцев перешел в поповцы, чтобы сделаться видным членом Белокриницкой иерархии. Исполняя ваше желание, я и буду описывать только то, что сам видел или что слышал от самовидцев. При этом, для полноты сказания, я должен коснуться и тогдашнего существования беспоповцев-федосеевцев на Преображенском Кладбище. Думаю, что и это будет для вас небезынтересно знать. В 1846 году, в сентябре месяце, я приехал в Москву 109 . Тогда Преображенское Кладбище существовало еще в полном цвете богатства, а в Преображенской слободе, наполненной и теперь беспоповцами, тогда в каждом почти квартале были домовые моленные, – из них было несколько знаменитых, с богатыми иконостасами и паникадилами, напр. у Гучковых, Федора Алексеича и Алексея Никифорыча; у этих и других богатых фабрикантов в моленных управляли службою на крылосе их приказчики и фабричные, так что у каждого был свой хор певчих, кроме приходящих певцов. Таким образом приехавший в Москву из провинции старообрядец-федосеевец видел, кроме Кладбища, где было на обеих дворах до десяти моленных с ежедневной службой (на мужском дворе две и семь на женском), еще в Преображенском множество моленных и маленьких женских монастырьков тоже с моленными. Обходит их приехавший и чудится, называя Преображенское новым Иерусалимом. Что было тогда Преображенское для беспоповцев, и что стало теперь, и узнать нельзя. И это сделалось в благочестивое царствование Императора Николая первого. Вечная ему память! Я приехал в Москву, как выше сказано, осенью, в сентябре месяце. На первый раз, по рекомендательному письму, мы въехали на квартиру к Федору Алексеевичу Гучкову. У него пробыл я около недели, а потом, по его рекомендации, поместился у Ерофея Афанасьева, тоже беспоповца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Глава II Быстрое распространение беглопоповства, особенно после издания секретных, но не оставшихся в секрете правил 1822 года, равно как вообще широкое развитие раскола вследствие предоставленной раскольникам религиозной свободы, которою они явным образом злоупотребили, с самого вступления на престол императора Николая составили предмет его особенного внимания, внушили ему заботу о принятии необходимых мер к искоренению таких, по его искреннему убеждению, оскорбительных для православной церкви и нетерпимых в благоустроенном государстве явлении. В течение первых десяти с небольшим лет его царствования были изданы им одно за другим многочисленные распоряжения и узаконения, направленные к постепенному сокращению полученных раскольниками в прежние времена разного рода вольностей и льгот, – узаконения, в общей своей совокупности действительно выражавшие твердое и неуклонное намерение императора положить конец, если не самому существованию, то, по крайней мере, процветанию и дальнейшему распространению раскола, в частности же – прекратить «прискорбное для православной церкви» беглопоповство. Из числа распоряжений указанного времени, направленных собственно против беглопоповства, мы укажем только те, которые по своему значению и по своим последствием заслуживают особенного внимания. Первым стеснительным для раскольнических беглых попов распоряжением императора Николая было воспрещение им разъезжать из одного места в другое. По возбужденному пермским гражданским губернатором вопросу, «… могут ли старообрядческие священники отлучаться от своих мест для исправления треб в другие губернии», комитет министров 10 мая 1827 года мнением положил: «… переходы раскольническим священникам для исправления треб из уезда в уезд, а тем более из губернии в губернию, решительно воспретить, в случае же переездов их, если не будут иметь надлежащих видов, поступать с ними, как с бродягами». 24 числа, того же месяца, утверждая это мнение, император Николай собственноручно сделал следующую, многозначительную в отношении к дальнейшим делам подобного рода надпись: «… весьма справедливо» 83 . В том же 1827 году, 8-го ноября, состоялось Высочайшее определение о попах Рогожского кладбища, чтобы находившихся там до этого времени «… оставить в покое», но отселе «...новых отнюдь не принимать» 84 . Это распоряжение было тем важнее и тем чувствительнее для раскольников, что касалось одного из самых главных пунктов поповщины и внушало опасение новых в том смысле распоряжений, которые действительно и не замедлили последовать относительно раскольнических попов некоторых других мест, – именно Петербурга и Пермской губернии 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010