Глава IV Настоятель Белокриницкого монастыря инок Иоиль принял Павла и Геронтия очень радушно, тем больше, что такие гости бывали у него редко. Разумные речи Павла, его примечательная наружность, умение со всеми обходиться – невольно располагали каждого старообрядца в его пользу; притом же Павел и Геронтий не скрывали, что находятся в связях со знаменитыми богачами петербургского и московского старообрядческих обществ. Мы уже говорили, что главной целью их приезда в Белую-Криницу было – приобрести здесь австрийский паспорт для путешествия «… в целый свет, куда только надобность позовет» 211 . Пожив немного в монастыре, заручившись расположением настоятеля и братства, они стали хлопотать о паспорте. Порядок добывания паспортов для беглых раскольников был уже установлен и хорошо известен в Белой-Кринице: для этого нужно было, чтобы главные, почетнейшие лица липованской «громады», в том числе дворник и дьяк, засвидетельствовали в думении, что желающий получить паспорт есть природный их липован и что он имеет надобность съездить туда и туда; думения, за их поручительством, выдавала от себя свидетельство, что это есть дйствительно австрийский подданный; свидетельство думении представлялось в крайзамт (в Черновцах); затем отправлялось в губернию (во Львов), откуда, наконец, и выдавался паспорт. Павлу и Геронтию нужно было таким образом прежде всего задобрить в свою пользу почетнейших людей белокриницкой липованской «громады». Дворником был тогда тот самый Иван Тихонов, ближайший сосед монастыря, о котором упоминалось выше, дьяком – Киприан Тимофеев, а самым почетным и уважаемым в селении стариком – Иван Григорьев Поляков, или Поляк: он, вместе с дьяком, ворочал всеми делами белокриницкой громады, так что составилась поговорка у липован: «… дьяк да Поляк всему делу голова». Павел и Геронтий, рекомендованные Иоилем, скоро сошлись с этими главами липованского общества. И на них Павел произвел самое выгодное впечатление: такого разумника им еще не приводилось встречать. Осторожно объяснил им Павел, что вместе со спутником намерен посетить святый град Иерусалим, и Ливанские горы, и Египетскую страну, снискания ради «древлеправославных епископов», якобы во оных странах от лет никонова гонения скрывающихся, и таковому благочестивому подвигу, своим ходатайством пред земными властями, просил их посодействовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава I Попытки старообрядцев приобрести епископа, или что, то же, учредить свою собственную иерархию, довольно рано известны в истории раскола и вызваны были пробудившимся в обществе раскольников сознанием недостаточности и ложности их самостоятельного, совершенно отдельного от церкви, но безиерархического состояния. К великому утешению православной церкви, даже при первом обнаружении раскола, когда в нем еще нельзя было видеть решительно признаков, свойственных именно расколу, когда он явился еще под благовидным прикрытием ревности по досточтимой старине и от предков наследованной веры, искажаемым будто бы по произволу одного человека, – даже и тогда из всех не малочисленных русских иерархов один Павел епископ Коломенский явился сообщником расколоучителей, за что и был провозглашен ими, равно как и доселе признается у раскольников, их первоначальником и первосвятителем, хотя и он, как можно с основательностью предполагать, сделался ревнителем раскола больше под влиянием своих личных неприязненных отношений к патриарху Никону , нежели из преданности, так называемому, у раскольников «древнему благочестию» 16 . Что на, сторону раскольников не уклонился, кроме Павла Коломенского, ни один из тогдашних российских епископов, в этом действительно нельзя не видеть отрадное для сынов православной церкви указание особенного Божия о ней попечения: ибо раскольники, имея у себя хотя бы нескольких епископов, могли бы основать свою, постоянно продолжающуюся иерархию и раскол чрез это приобрел бы больше силы и прочности, тогда как, напротив, неимение епископов и отсюда невозможность с самого же начала основать собственную иерархию были именно залогом неизбежно предстоявших расколу внутренних смут и нестроений, распадения на частные, одна другой враждебные секты, вообще его слабости и недолговечности. Нельзя также не видеть следов особенного промышления Божия о православной церкви и в том, что сам Павел Коломенский не успел поставить преемника себе по епископству, чрез которого, хотя и вопреки церковным правилам, мог бы начаться непрерывный ряд раскольнических архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864-1918) Протоиерей Иоанн Восторгов Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна - Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 г. семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. " ...смиряюсь пред Божиим промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, - слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою здесь пред вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, - те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели. " Иоанн Восторгов по окончании в 1887 г. Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента), был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища. 30 сентября того же 1887 года он назначается штатным учителем русского и церковно-славянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в Послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения Преосвященного епископа Владимира. К 1887 г. относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова: " Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов, " Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает как рано определились церковно-аполологетические устремления будущего блестящего защитника церкви от различных противоцерковных течений.

http://pravoslavie.ru/1450.html

Закрыть Музей «Палаты бояр Романовых» Мягкая проповедь древлего благочестия 19.03.2021 1317 Время на чтение 15 минут При храме святителя Николы на Берсеневке действует небольшая приходская паломническая служба. Помимо издательского отдела, автор с удовольствием занимается организацией различных поездок, экскурсий и т.п. Это всегда интересно, и, конечно же (особенно по «свежему следу»), возникает желание поделиться своими впечатлениями от наших «походов». Предыдущие две «вылазки» были посвящены ознакомлению с парком Зарядье, но все охватить оказалось невозможно и на третье посещение парка мы запланировали экскурсию по музею «Палаты бояр Романовых». Экскурсовод оказался нашим давним знакомцем. Роман Александрович Майоров - кандидат исторических наук , исследователь единоверия и белокриницкой иерархии , доцент кафедры гуманитарных технологий и профильных дисциплин Российского нового университета , преподаватель истории Русской Церкви в лектории при старообрядческой церкви свт. Николы у Белорусского вокзала. Мы неоднократно и с интересом слушали его лекции, а когда узнали, что он является еще и сотрудником Государственного исторического музея, то тут же напросились к нему на экскурсию. По разным, не зависящим ни от кого обстоятельствам (юбилейные мероприятия в музее, болезни и т.д. и т.п.), мероприятие постоянно откладывалось, и вот, наконец, «звезды сошлись» - мы опять в Зарядье. В настоящее время " Палаты бояр Романовых " - единственный в России музей, знакомящий посетителей с бытом московского боярства допетровской эпохи. Он существует с середины 19 столетия . Дом, в котором разместилась экспозиция музея, появился в конце 15 века. Именно здесь, по преданию, родился будущий царь Михаил Федорович. Кто же был первым владельцем доподлинно неизвестно, они не раз менялись, но к середине 16 века усадьба перешла к Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, потомки которого стали носить фамилию Романовы. Усадьба в то время была в 4 раза больше, чем сейчас, и принадлежала она Романовым до 1631 года - инокиня Марфа, мать первого царя, умерла в этом году, и усадьба была передана под будущий Знаменский монастырь, главной церковью которого стала домовая церковь Романовых. В настоящее время на этом месте стоит каменный собор конца 17 века (Патриаршее подворье) - все, что осталось от монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Закрыть Нам нужна наступательная позиция В ПАНИ обсудили раскольническую деятельность Константинопольского патриархата и возможный ответ Русской Церкви 14:58 22.05.2023 587 Время на чтение 7 минут Фото: ПАНИ В пятницу, 19 мая, в Санкт-Петербурге в Петровской академии наук и искусств состоялся круглый стол на тему «Церковные расколы как инструмент системной дестабилизации (Константинопольский патриархат и проблема церковных расколов XX-XXI вв)». Организаторами мероприятия выступили Санкт-Петербургское отделение Всемирного русского народного собора, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и кафедра История религии и теологии РГПУ, Петровская академия наук и искусств. Почему нам нужно бояться только В работе круглого стола принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, сообщает наш корреспондент. Открыл круглый стол вступительным словом доктор философских наук профессор Александр Прилуцкий. Он подчеркнул, что сама по себе проблема расколов очень сложна для анализа. Часто мы сталкиваемся с тем, что не разработана даже терминология для описания этих процессов. Также Прилуцкий обратил внимание на то, что во всех русских расколах нескольких последних веков мы видим фактор Константинополя. В XIX веке со стороны Константинопольского патриархата предпринимались попытки легализовать Белокриницкую старообрядческую иерархию. В сложнейшей проблеме имяславия, которая привела к резкому сокращению присутствия русских монахов на Афоне, ведущую роль также сыграл Константинополь, которому удалось перевести чисто богословский спор в политическую сферу. Всё закончилось изгнанием русских монахов с Афона. В начале ХХ века Константинопольский патриархат предпринимал попытки легализации обновленчества в Русской Православной Церкви. Поэтому нынешнее вмешательство Константинополя в дела Русской Православной Церкви не является чем-то неожиданным. Выступивший далее руководитель Отдела по взаимоотношения Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин отметил, что патриарх Варфоломей всё больше и больше нагнетает градус противостояния, углубляя раскол в мировом Православии. Теперь Варфоломей уже напрямую обвиняет Русскую Православную Церковь в ереси этнофилетизма. Глава Константинопольской патриархии не чурается и политизации проблемы: так он откровенно призывает к ликвидации Русской Православной Церкви, к созданию новой церкви в новой России. Это свидетельствует о том, что раскол в мировом Православии, инициированный Константинополем, имеет совсем даже не богословскую проблематику.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/22/na...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Согласно последней предреволюционной переписи населения, старообрядцем себя считал каждый десятый человек в России. Среди всех старообрядцев самым многочисленным направлением («согласием») были староверы-поповцы белокриницкой иерархии. К 1917 году они располагали в столице уже восемью храмами, крупнейшим из которых был величественный Покровский собор на Громовском старообрядческом кладбище. Помимо этого, были старообрядческие школы, старообрядческие богадельни, старообрядческие издательства… С приходом к власти большевиков все это достояние было последовательно уничтожено. Многие храмы были взорваны, собственность национализирована, священники и приходские активисты уничтожены в тюрьмах и лагерях. К 1937 году все старообрядцы в «городе Ленина» оказались лицами на «нелегальном положении». Репрессии не сломили приверженцев «старой веры». Помогла «генетическая память» - на протяжении большей части своей истории в России старообрядцы подвергались гонениям, и научились в них выживать. Презрев страх, верующие тайно собирались на частных квартирах, а для совершения треб ездили в места, где еще сохранялись священники. Так, в «застойные» годы ближайшим к Ленинграду действующим старообрядческим приходом была община протоиерея Илии Плужникова в деревне Сысоево Бежаницкого района Псковской области. Поскольку не все могли преодолеть такое расстояние, мужественный пастырь, несмотря на преклонный возраст, периодически сам тайно приезжал в Ленинград крестить младенцев, принимать исповедь, венчать браки, совершать другие духовные требы… Сегодня старообрядческие храмы вновь открываются. Постепенно старообрядцам возвращают их исторические здания - так, в конце сентября 2005 года, после почти пятилетних бюрократических проволочек, был передан верующим храм Лиговской старообрядческой общины на Лиговском проспекте в Петербурге. Численность старообрядцев в Северной столице неуклонно растет и достигает уже тысячи человек.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Курган. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Построена и освящена в 1908 г. Кирпичная. Холодная (неотапливаемая). Время строительства этого храма было обусловлено изменением политики Российской империи по отношению к старообрядцам в 1905 г. До этого времени они не имели права строить церкви. После дарования свободы старообрядцы белокриницкого согласия (признающие священство и белокриницкую иерархию) всего юрта станицы Елизаветинской собрали деньги на строительство церкви и в 1908 г. выстроили ее «методом народной стройки». Успенская церковь располагалась не в самом хуторе Курган, а вдалеке от жилья, на затопляемом месте в пойме реки Дона, на церковном погосте. Как описывали ее местоположениие прихожане, «в восьми километрах от Азова в низовьях Дона близ курганов “Пять братьев”, в стороне от жилья, на затопляемой морем луговине находится наша старообрядческая церковь, построенная в 1908 г. нашими руками». Рядом с храмом стоял только дом священника. С 1908 г. по апрель 1959 г. в храме непрерывно совершались богослужения. Как писали прихожане, пытаясь в конце 1950-х гг. отстоять свой храм, «народная революция 1905 года предоставила старообрядцам религиозную свободу. И хотя впоследствии она была вновь ограничена, мы и наши отцы успели собственными силами и средствами, по непосредственно нами составленному плану-чертежу, построить прекрасный храм на берегу Дона в хуторе Курганы, близ станицы Елизаветинской. С тех пор в течение более пятидесяти лет этот замечательный по художественной простоте архитектурный памятник народного творчества поддерживался и ремонтировался на наши средства и нашими силами, никогда не был закрыт, и все время беспрепятственно совершалось в нем старообрядческое богослужение, и проживал при нем старообрядческий священник. Сбережен был наш храм и в период немецко-фашистской оккупации: разрушительная зона пощадила его, оставив целым и невредимым. И после Великой Отечественной войны, согласно предоставленному Конституцией СССР трудящимся праву, мы – верующие старообрядцы, жители хуторов: Курганы, Шмат, Городище, Обуховка, Колузаево, Кунжинская, Усть-Койсуг, Рогожкино и Лагутник, беспрепятственно совершали в этом храме свои религиозные обряды».

http://sobory.ru/article/?object=35494

Мальково. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. После удаления из Гуслиц основателя и первого настоятеля местного новообрядческого Спасо-Преображенского миссионерского монастыря игумена Парфения, произошедшего в середине 1872 года, возможность проводить здесь свою миссионерскую деятельность получил известный единоверческий архимандрит, выходец из беспоповского старообрядчества, о. Павел Прусский. Павел Прусский и его Братство не пользовались особым успехом у местных старообрядцев в силу того, что единоверие, существовавшее в Никольском единоверческом монастыре в Москве, настоятелем которого был о. Павел и в котором базировалось Братство, заметно отличалось от настоящего старообрядческого и единоверческого обряда. Немногие обращавшиеся в единоверие после миссионерских бесед обычно отправлялись в Москву в Никольский монастырь, где и совершался чин их перевода. В 1874 году к единоверию присоединился крестьянин деревни Мальково Рудневского прихода Андрей Степанов. В общественной мальковской моленной Андрей считался усердным прихожанином, пел на клиросе. Старался посещать каждую церковную службу. Каждый год бывал на исповеди у своего духовного отца старообрядческого священника Семена Епифанова, жившего в деревне Шувоя в семи верстах от Малькова. Епифанов был протопопом над всеми гуслицкими старообрядческими окружными священниками. Заметив усердие к богослужению у Степанова, он благословил его принять должность уставщика при общественной моленной. Степанов исполнял эту должность на протяжении нескольких лет. В 1872 году ему в руки попала книга " Восемь вопросов, поданных в Московский Духовный Совет бывшими членами Белокриницкой иерархии " , резко изменившая его взгляды. Эту книгу Степанов читал своим землякам-старообрядцам, пытаясь объяснить важность изложенных в ней вопросов. Об этом сразу же сообщили Семену Епифанову, который приехал разбираться в Мальково. Беседа с Степановым положительного результата не принесла. Большая часть мальковцев слушать Андрея не желала, но пять человек селян все же оказались на его стороне.

http://sobory.ru/article/?object=02791

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич; 1803, с. Ермолово Серпуховского у. Московской губ.- 18.07.1868, Гуслицкий Спасо-Преображенский мон-рь), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Белокриницкой иерархии ). Из крестьянской старообрядческой семьи. В 1822 г. поселился в Серковском старообрядческом муж. мон-ре в Оргеевском у. Бессарабской губ. (находился близ совр. с. Сыркова (Молдавия), отнят у старообрядцев властями в 1846, в наст. время не существует), в 1825 г. принял иночество, в мон-ре сблизился с иноком Паисием (Агеевым; впосл. игум. Парфений, 1-й настоятель единоверческого Гуслицкого в честь Преображения Господня мон-ря ). Г. неоднократно совершал поездки по России (в т. ч. в С.-Петербург) для сбора пожертвований на Серковский мон-рь. В 1830 г. познакомился с П. В. Великодворским (см. Павел ) в слободе Зимогорский Ям (совр. Зимогорье) Новгородской губ. В нач. 30-х гг. XIX в., в условиях ужесточения политики гос-ва в отношении старообрядцев, последние активизировали усилия по поиску собственного епископа. Главным исполнителем этого намерения стал Великодворский, в 1832 г. избравший себе по жребию в качестве 1-го помощника Г. 1 марта 1836 г. Великодворский был пострижен в иночество с именем Павел в старообрядческом муж. Лаврентьевском мон-ре в Стародубье, Г. стал его евангельским отцом (наставником в иноческой жизни). Вскоре Г. и Павел отправились к «предгорьям Арарата», где, как они тогда считали, могли жить старообрядческие епископы. В кон. 1836 г. старообрядцы были задержаны полицией в г. Кутаис, после 3-месячного пребывания в тифлисской тюрьме иноки были высланы в янв. 1837 г. на прежнее место жительства. В 1839 г. Г. и Павел отправились в Буковину (входившую в тот период в Австрийскую империю) с целью учреждения там старообрядческой епископской кафедры. С помощью жителей старообрядческого с. Белая Криница получили австр.

http://pravenc.ru/text/164861.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ центр Русской правосл. старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ) в С.-Петербурге на Старообрядческой ул. (в 1942-2005 - Ташкентская ул.). Названо в честь основателей - купцов С. Г. и Ф. Г. Громовых, происходивших из Гуслицы , деятельных учредителей Белокриницкой иерархии. Кладбище было устроено на участке, подаренном Ф. Г. Громовым «старообрядческому обществу» в 1825 г., официально участок был выделен в 1835 г. Первая моленная старообрядцев-поповцев в С.-Петербурге открылась в 1756 г., затем добавились другие, все они размещались в купеческой части города - у Апраксина двора и близ «Пяти углов». С 1810/11 г. главным центром стала моленная с богадельней на 150 чел. и больницей в доме купца 1-й гильдии В. Ф. Королёва на Ивановской ул., по этой моленной поповцев называли «королёвой верой». Моленная, знаменитая древними иконами, была окончательно закрыта властями в 1844 г. Годом раньше с.-петербургские купцы-старообрядцы Громов, Калмыков и Петров подали прошение о разрешении построить на Г. к. дом и перенести туда иконы и утварь из королёвской моленной. Прошение было удовлетворено по отзыву чиновника особых поручений при Мин-ве внутренних дел И. П. Липранди, отметившего необходимость моленной для живших в столице военных-старообрядцев: 2 казачьих полков и солдат-отпускников. До 1850 г. на Г. к. была построена деревянная Успенская ц., в 1878 г. она была расширена 2 приделами, в 1906 г. к храму пристроили звонницу. В 1909-1915 гг. напротив церкви устроили пруд, где совершалось водосвятие. К 90-м гг. XIX в. на кладбище была возведена часовня. Средства на внутреннее убранство храма и часовни пожертвовали купцы Головины и П. И. Чубыкин. В 60-х гг. XIX в. территория кладбища существенно расширилась, были выстроены дома для священников, певчих, богадельня, пекарни и гостиницы, со временем был построен дом для епископа, образована улица, отделяющая кладбище от города (Старообрядческая), в 1912 г. устроен свечной завод.

http://pravenc.ru/text/168173.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010