-Как минимум полторы тысячи лет молитв целого народа.  -Что такое причастие в осуждение? Пожалуйста, если можно приведите пример.  -Любое наше причастие в осуждение. Потому что когда мы идем к причастию, мы идем все на суд божий и читаем молитву великого святителя: «Господи, яко недостойный причащаюсь и суд себе и ем и пью». Поэтому надо читать и понимать, что мы читаем.  -То есть причаститься не в осуждение человеку невозможно?  -Почему? Возможно, если Господь очистит.  -То- есть это зависит от чего? От степени покаяния человека в момент причастия?  -Ну, можно и так сказать. Не в момент причастия, а перед причастием. А так, конечно, если человек решил, что он достоин, то ему нужно не туда идти. А куда-то ближе к психиатрической лечебнице.  -Батюшка, если мы причащаемся всегда в осуждение, то частые причастия- больше осуждения?  -Нет. Это зависит от нашего устремления. То- есть от мотива. Зачем мы причащаемся. От сознания собственной немощи.  -Отец Дмитрий, в одной из ваших недавних бесед со школьниками вы сказали, что счастливым человек может стать, если создаст семью, домашнюю церковь. А как стать счастливым человеку, который не смог жениться или выйти замуж и обзавестись собственной семьей?  -Ну как? Любой человек может создать неполную семью. Ну вот, пожалуйста, например, взять себе двоих детей- сирот, потом взять бабушку. Вот, живет одна бабушка. К ней прийти и сказать: бабушка, хочешь, мы будем твои внучки? Будем за тобой ухаживать как за родной мамой. Я здесь живу неподалеку. И вот уже вам семья из четырех человек. А можно найти дедушку. Сказать: дедушка, хочешь, мы будем тебя посещать? К тебе социальный работник ходит? Ходит. А хочешь, еще и мы будем ходить? Не надо ли тебе чего? А хочешь- мы тебе к Рождеству подготовим домашний спектакль? Вот мои двое деток, мальчик и девочка, они тебе сыграют спектакль, а бабушка наша тебе пирожков испечет. Хочешь? Хочешь. Вот у меня уже семья из пяти человек.  -Батюшка, но это в том случае, если и бабушка, и дедушка, и детки -вот с чего мы начали?- смиренные, благодарные. А то ведь получается, что и родных порой…

http://radonezh.ru/text/vozmozhno-li-che...

А принимают ли они участие в наших проблемах? Во-первых, есть притча о богаче и Лазаре - мы видим, что богач, находясь в аду, переживал о своих родственниках, оставшихся на земле.  Он там даже хлопотал, просил Авраама помочь им. Если даже у такого человека, который оказался в аду и не хотел, чтобы его близкие тоже пришли в такое место, были мысли помочь им, то, конечно, благочестивые усопшие тоже стремятся помочь нам. Их помощь нам – это их молитвы о нас. Святой не может молиться за себя - потому что у усопшего нет инструмента исправления, а инструмент исправления – это тело. Но мы-то в теле, значит, наши усопшие могут молиться за нас - это реальность. Они молятся за нас, мы молимся за них, мы действительно находимся в одном теле – в Церкви. Если земная Церковь – странствующая, воинствующая, то Небесная – торжествующая, и это торжество через их молитвы может передаваться и нам. - Благословите, батюшка. Вы когда-то в эфире читали молитву «Отче наш» на арамейском языке, не могли бы прочитать ее еще раз, там всего два – три слова? - Ну, во-первых, я брал текст, чтобы прочитать, а во-вторых, там не два-три слова, а столько,  сколько их есть. Если есть у вас интерес к этому, я принесу в следующий раз книгу, где есть эта молитва, и могу специально для вас прочитать. - Наверное, полезно человеку знать молитву на разных языках? - Апостол Павел сказал: «Лучше пять слов сказать на понятном языке, чем тьму слов на непонятном языке». Но, насколько я помню, я читал молитву не на арамейском, а на еврейском. - Батюшка, каковы,    по Вашему мнению, истинные признаки настоящего миссионера? Чем православный миссионер отличается от сектантов, подходящим к людям на улице? И самое главное: что должен знать миссионер? - Проповедь православия идет не от отрицания чего-либо. Если человек, который считает себя православным миссионером, будет собирать компромат на разных сектантов, писать какие-то обличительные статьи, то он такой же сектант. Ведь почему многие сектанты называют себя протестантами (хотя это тоже сомнительно)?  Потому что   они идут от протеста, от неприятия чего-либо.

http://radonezh.ru/text/kakovy-po-vashem...

Тогда была такая политика — разделение на «перспективные» и «неперспективные» деревни. Что это значило? Выбиралась из 15–20 деревень одна, и там строили школу, магазин, клуб, дом быта, туда потихонечку молодежь селили, которая была в окрестных селах. А в других оставались старики, уже никому не нужные, как бы умирать. И выбирали так, чтобы на перспективную деревню не приходилась церковь. Ченцово было совершенно неперспективным. Там жило пять человек старушек, и я приехал туда шестым. Но зато у меня была 100-процентная посещаемость храма: они все ходили в храм, и мало тогокто пел, кто просфоры пек, кто полы мыл. Местный райисполком довольно-таки строго относился к нашим церковным порядкам, обычаям. Разрешали отпевать дома, но в то же время запрещали любые церковные процессии. И если мне в ходе отпевания нужно было попасть на кладбище, то, если похоронная процессия идет по улице, то мне, значит, другим путем, чуть ли не огородами нужно было туда бежать. В то же время, люди хорошо относились к Церкви и к священнослужителям. К храму в Ченцово и до сих пор нет дороги, асфальта, ходили пешком. Но куда бы я ни шел, если на моем пути встречалась машина, то водитель всегда останавливался и предлагал подвезти. Или вот еще случай. В шести километрах от Ченцово была центральная усадьба местного колхоза. И оттуда секретарь партийной организации через женщину одну, нашу прихожанку, прислала мне картошки, но просила об этом не говорить никому. До меня в Ченцово были очень хорошие священники, просто старцы. Батюшка отец Димитрий (потом он принял монашество, стал архимандритом Максимилианом) жил там один на колокольне больше 20 лет. Я там был счастлив, конечно, хотя вначале этого не понимал, даже обижался немножко. Мне-то хотелось, чтобы в храме было много людей, приобрести новое облачение, чтобы выйти в нем в храм, и чтобы праздник чувствовался. А выходишь — там пять старушек стоят. И я обижался: «Да вам все равно, в каком — хоть в красном, хоть в синем служи Пасху, вам все равно: “Ой, батюшка, хорошо!”».

http://pravmir.ru/narod-na-vse-obrashhae...

— Добрый вечер. Батюшка, я бы хотела с вашей помощью разобраться в непонятном для меня повествовании. В книге «Бытие», главы 7 и 8 написано, что когда Ной построил ковчег, то лил дождь сорок дней и сорок ночей, потом продолжалось наводнение сорок дней и сорок ночей, и дальше, в самом конце, вода усиливалась на земле сто пятьдесят дней, и по окончании ста пятидесяти дней вода окончилась. Я не могу понять, почему разница в днях получается. О. Олег Стеняев: — Действительно, дождь лил сорок дней и сорок ночей, но вода усиливалась не только за счёт дождя, а за счёт того, что не только хляби небесные раскрылись, но и все источники вод. На это тоже надо обращать внимание, что когда был потоп, то все источники вод раскрылись. Бытие, 7:11: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...» Т.е. здесь мы видим, с одной стороны, источники вод из «великой бездны» — это могло быть движение океана, цунами какое-то; с другой стороны, дождь — это «окна небесные отворились». Когда у вас возникает какой-то вопрос, просто внимательней перечитайте контекст, в котором сомнительный для вас стих, и вы обязательно найдёте ответ на то недоумение, которое может быть. Владимир Носов: — Батюшка, а вот если всё-таки хочется по отцам свериться и узнать толкование отцов.  Кого бы вы порекомендовали по Ветхому Завету, по Бытию, в частности? О. Олег Стеняев: — В случае с такими непонятными местами лучше всё-таки перечитать контекст. Потом, если говорить о толкованиях, например, на книгу Бытия — во время Поста она как раз читается за службой, — я бы рекомендовал Ефрема Сирина. Его толкования очень краткие, они не такие пространные, как у святителя Иоанна Златоуста. Или просто пользуйтесь «Толковой православной Библией», так называемой Библией Лопухина. Там можно найти то или иное пояснение, и там как раз такие внешние противоречия — в Библии, конечно, нет противоречий — находят разрешение ссылкой на отцов или на других исследователей Писания. Я, кстати, в семинарии преподаю предмет «Трудные места Библии».

http://radonezh.ru/text/chto-imeet-v-vid...

Но, как правило, никаких ограничений нет, если нужно съездить выступить или пообщаться с кем-то. А среди собратьев сопротивление очень сильное. Для них самый главный злодей - отец Сергий - модернист, который проповедует, как они говорят, рок-музыку. - Батюшка, а какой отклик на концертах? - Священника обычно слушают очень внимательно. Народ, как правило, затихает. Священник востребован. Фестивали собирают разных людей, имеют разную философию, имеют разные цели. Скажем, «Рок над Волгой» посвящен Дню Отечества: и группы собираются высокого уровня, и народ собирается достаточно интеллектуальный. Двести тысяч человек стоят и слушают. В прошлом году после такого концерта одна наша прихожанка рассказывала: народ затих, говорят: «Послушайте батю, в прошлом году здесь выступал. Дело говорит». Народ трезвый, в основном. На некоторых фестивалях вообще даже пиво не продают. Да и музыканты хотят, чтоб их слушали. После концерта несколько десятков человек подойдут, выясняется - один псаломщиком где-то, другой студент ПСГТУ или какого-нибудь теологического факультета. Музыканты тоже под благословение подходят, просят помолиться. Это обычное дело. Вражды я никогда не ощущал. - Батюшка, а почему Вы выбрали такое послушание? Это как-то связано с Вашим жизненным опытом? - Поскольку я прошел движение хиппи в конце 70-х, то очень хорошо знаю менталитет этих ребят и кто они такие. Конечно, современные неформалы отличаются от хиппи конца 70-х, но основную идею я понимаю. Путь хиппи лежал в Церковь, и почти все мои друзья пришли в православие. Вот Юра Агещев, например. Либо священники, либо монахи, либо жены священников. Движение нашего поколения дало очень много духовенства. И даже первоиерархов. Так что я хорошо знаю этих ребят, знаю их психологию, философию. Главная идея неформальства - неприятие меркантильных ценностей сего века. И люди окольными путями ищут выход. Как здесь не встретить Бога! Современные неформалы дышат тем же, они как дети. Мне всегда хотелось рассказать им о Боге в их исканиях, предостеречь от ошибок, заблуждений. Вначале, когда я только начал ходить в храм, то делал попытки - ничего хорошего из них не получилось. Понял, что надо подсобраться самому, изучить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

– Нус, – сказал Фаддей Ильич, когда дошли до террасы, – минуту обжидане; распорядки наведу, и закусим. С балкона открылась речка и луг; копны сена толпились, разлился горизонт – далекий, мягкий; над ним небо, фиолетовое от зари, с бледной звездой. О. Нил сел, поправился, с наслаждением вздохнул; пахло сеном и резедой. – Благодать, – сказал он, когда Фаддей Ильич вернулся. – Такой легкий дух, тишина для меня первое удовольствие. – Философ вы, конечно, о. Нил. Вам все церковь, премудрость, благочестие. А я не могу. На охоту тянет. Думаю, завтра в Колотово – утят искать. Петров день! О. Нил поморщился. – Извините меня, – этого не одобряю. Не люблю убийства. Тварь создана не нами, нам ли жизни ее мешать? – А рыбку любите? Ушицу, а? – У рыб кровь холодная. Да и апостолы были рыбарис. – Что апостолы! Думаете, нет охотников из священников-то? – Ну, уж, что вы! – Очень просто. Вот пример: батюшка надоровский. Человек умный, прекраснейший, вроде вас, а подите ж… О. Нил обеспокоился. – Да. Охотился с борзыми. – Грех-то, грех какой! – Конечно, было подстроено. Ехали с Иваном Федорычем, тот и подвез его к своей охоте. Сам слез и говорит: «Простите, о. Петр, вас кучер довезет, а мне тут зайчишку потравить, – я потом подъеду». – «А как же, спрашивает, вы его травить будете?» – «Да так». А уж лошадь другая припасена была. Только они беседуют – катит русак. Иван Федорыч порскнул – глядь, поп-то, – простите, о. Нил, на другую лошадь, да за ним. «Уйдет, кричит, уйдет!». В рясе и скачет. – Ай-ай-ай! – Аккурат на мужиков, представьте себе. Ха-ха. Те в обиду: как так, наш батюшка в доезжачих. Что вы думаете: чуть не расстригли, по доносу. О. Нил был подавлен. И закуска, уха, которую подали, не шла ему в горло: точно был он виноват за недоровского батюшку, точно сам гнался за зайцем. – Под ерша еще пропустим, – чик! – гремел Фаддей Ильич, наливая водку. О. Нил решил отклонить разговор. – Как же насчет стекол полагаете вы, Фаддей Ильич? Посодействуйте до конца. У вас знакомство – быть может, возможно для храма с уступочкой-то?

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

И тогда я уже понял, что был в этом Промысл Божий. А в моей исповеди — не было искреннего сожаления, не было покаяния. Спустя какое-то время я вновь, основательно подготовившись, пошел исповедоваться. Мой батюшка в тот день не служил, исповедь принимал другой священник. Я сильно волновался, ладони потели. Батюшка спросил, есть ли у меня смертные грехи. Я ответил, что есть. «Каешься?» — «Каюсь». И он прочитал надо мной разрешительную молитву. Всё! И вот тогда я понял, какова милость Божия на самом деле и как нужно подходить к принятию Святых Даров. Господь мне показал, что если искренне раскаиваешься, то все складывается легко. Я выпорхнул оттуда как на крыльях. Грани милосердия Я был тогда холост, имел много свободного времени и много возможностей. Моя духовная жизнь требовала каких-то действий. И я спросил своего батюшку, могу ли чем-нибудь помочь Церкви. Он благословил меня обратиться в саратовское общество «Грани милосердия». Там я наконец-то нашел единомышленников — мне очень не хватало общения с людьми, которые уже посвятили себя Богу. В обществе милосердия оказался большой дружный коллектив. Буквально через месяц мы все вместе поехали на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру и Марфо-Мариинскую обитель. Эта поездка очень помогла мне в духовном взрослении. В обществе в основном все делали сестры, ведь его деятельность связана с детьми — нужны материнская любовь, материнские руки. Мужчине остается только приехать на машине: забрать, отвезти, привезти. Занимался я там и творческой деятельностью: к Рождеству и Пасхе мы готовили спектакли, ездили с ними по детским домам, бывали в исправительных колониях. Одно из послушаний сестер милосердия — это помощь людям, которые неизлечимо больны. В Первой городской клинической больнице Саратова есть отделение, где такие больные живут свои последние месяцы и дни. Я помогал сестрам в этом отделении, когда необходима была физическая сила — например, поднять пациента, который не может ходить. Там же я познакомился с отцом Дионисием Каменщиковым, настоятелем больничного храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона и руководителем епархиального миссионерского отдела. После беседы отец Дионисий спросил, нет ли у меня желания послужить в алтаре, а также заниматься миссионерской деятельностью. Я, конечно, отозвался. И вот, начиная с лета прошлого года, несу послушание в Пантелеимоновском храме. Мирянским чином

http://pravmir.ru/po-tebe-budut-sudit-o-...

Почему же наш народ, не оставляя в своей душе веры в Бога, чурается нормальной воцерковленной жизни? Понимая, что живет неправильно, не стремится хоть что-то исправить в себе? Почему на Рождество, Крещение, Пасху все поздравляют друг друга, но даже за водой или чтобы освятить куличи ленятся зайти в храм? А, может и не ленятся, а боятся? Будущий апостол Петр просил Господа отойти от него, говоря о себе, что он «человек грешный» (Лк. 5:8). Может быть, и в сознании современных людей степень собственной греховности препятствует тому, чтобы впустить в свое сердце Христа Бога? Как же помочь этим несчастным понять, что Господь не ради праведников пришел в мир, а ради грешных? К одному замечательному священнику архимандриту Павлу (Пасечнику) как-то подошли несколько человек среднего возраста. Не помню, что им было надо, то ли крестить кого, то ли отпеть (а что еще может быть нужно от сельского священника?) Батюшка воспользовался случаем и начал с ними беседу. Конечно же, речь зашла и о посещении храма. — Батюшка, вот Вы говорите, что надо ходить в храм, исповедоваться, а моя соседка постоянно ходит в храм, только это не мешает ей грешить, всех осуждать — сказал старший из компании, хорошо одетый и явно высокого мнения о себе человек. — Она хоть и грешит, да кается, а другие хоть и грешат меньше, зато без покаяния копят в себе грехи. Слова священника, столь простые и незатейливые, явно запали в душу мужчине. На следующей службе он стоял среди прихожан. Уж не знаю, чем закончилась эта история, но в любом случае слова мудрого пастыря попали в точку. И все же, как разбудить сердце человека, который в разговоре с верующим, ищет оправдания своей невоцерковленной жизни? Первое и главное: быть искренним. Любая фальшь сразу станет заметной собеседнику и только еще больше оттолкнет человека от Церкви. Нет ответа на поставленный вопрос — так и скажи. Согласись со справедливым упреком. Второе: меньше наставлять и больше жалеть. И жалости должен быть предел, но тон праведника сразу же нарушит и без того непрочный контакт с собеседником.

http://pravmir.ru/kreshhenie-ili-attrakc...

Рассказывал он по секрету одну историю. «Лег я, — говорит, — перед службой отдохнуть — надо было на Смоленское кладбище служить ехать — и задремал. Во сне вижу, как подъезжаем к храму, подходит ко мне Подгорный и просится поисповедоваться. Конечно, членов правительства не каждый день можно увидеть. Попрошу, говорю, священников этого храма Вам услужить. Посмотрел, вроде и нет никого. Тогда предложил ему у меня поисповедоваться. Проснулся от того, что шофер будит: «Владыка, пора, время вышло». Подъезжаем к храму, а по радио в машине передают: «Подгорный ушел из жизни». Шофер говорит: «Надо же! Здесь его предки покоятся». Упокой, Господи, новопреставленного и молитвами его родителей помилуй его». Разволновавшись этими рассказами, я напомнил отцу Дмитрию о благословении владыки Мелитона написать рекомендацию, на что батюшка удивленно ответил: — Кто ж тебя знает, кто ты, — только один Господь. Пиши сам на себя рекомендацию. Обложившись кипой журналов Московской Патриархии, стал подыскивать что-то подходящее. Нашел речи архимандритов на поставление в архиереи. Думаю: это уже что-то похожее. Надо сочинить наподобие просьбы только, а то там эпитетов много, которых я нигде не встречал. Типа «Ваше Высокопреосвященство», «Высокопреосвящен-нейшие», это же выговорить надо уметь, а потом я же не знаю, кто это такие. Сочинял долго, не без труда, и наконец отнес отцу Дмитрию. — Ну, ты посмотри, мать, чего он написал, — расхохотался отче. — Да это же в архиереи речь. Господи, он всю комиссию «завалит» этими речами под стол. От смеха. Дай-ка сюда ручку, я теперь сам напишу. И написал: «Ф.И.О., крещен в Церкви, со слов матери; как положительный молодой человек, мною рекомендуется для поступления в Семинарию». — И это все? — удивился я. А чего же еще? — ответил возмущенно отец Дмитрий. — Пусть товарищи чекисты этим удовлетворятся пока, остальное сами доищут. Отче рассмеялся. В Ленинград ехали в забитой до отказа электричке. На освободившиеся места батюшка не садился, даже если было возможно, молчал и о чем-то думал.

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

Рассуждал так: говорят, что Бога нет, вспоминает батюшка, но на чем-то же они базируются. Хотелось знать, что наука-то говорит по этому поводу. А преподавать историю мне все-таки пришлось. Когда был уже в сане, десять лет в Выксунском духовном училище читал историю Русской Церкви . Братство Оно носило имя Александра Невского и появилось в начале 1990х при храме в Кулебаках. Возглавлял объединение православной молодежи Виктор Поляков. Юноши и девушки под руководством священника Ростислава Снегирева (теперь профессор Киевской духовной академии) стали вести активную просветительскую деятельность. Одна из первых воскресных школ в области появилась в Кулебаках. В то время там занималось 800(!) детей. Братство устраивало и рождественские елки. До сих пор помню первую, говорит отец Виктор. Мы тогда сделали объявление, что могут приходить абсолютно все дети города, и они получат подарки. Потом, конечно, испугались, где столько подарков возьмем? Но Господь не посрамил, их прислали целый грузовик, я потом целую неделю ездил по городу и раздавал. В это время стал преподавать у нас в техникуме Закон Божий . Смотрели на меня тогда, как на инопланетянина какого-то. А мы все тогда просто горели верой, все братство. Да и в целом такой духовный подъем ощущался! У нас в храме Великим постом тысяча причастников была за ранней литургией, тысяча за поздней. Это чудо воскресения! Через несколько лет Александро-Нев­ское братство прекратило свое существование. Причина? Все юноши стали священниками , девушки матушками . А казначея ушла в монастырь, в Дивеево . Офицеры-миссионеры Священническое служение отец Виктор начал в военном гарнизоне в Саваслейке. Первый, коммунистический приход, шутит батюшка, 120 семей коммунистов. И знаете, какой вывод я сделал? говорит священник. Те люди, для которых партия была не карьера, а образ жизни, в конечном итоге пришли к Богу. Только сначала у него целых два года не было прихожан. Зато потом офицеры помогли ввести основы православной культуры во всех школах района. Это был 1997 год.

http://azbyka.ru/way/protoierej-viktor-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010