– «Ничего у меня не написано», противоречила послушница. – «Нет написано», твердил Батюшка и при этом стал карандашом чертить у ней на лбу букву Ш. «Мне больно, Батюшка», – сказала она. – «Так и нужно, чтобы лучше помнила». Шамордино свое Батюшка очень любил, заботился обо всем и обо всякой мелочи, утешал сестер и не пропускал случая сделать им назидание. Иногда Батюшка присылал что-нибудь на трапезу в «утешение». Так однажды присланы были им груши. Старшая трапезница рассчитала по скольку каждой должно достаться и велела разложить по тарелкам. Трапезницы раскладывая груши, соблазнились и съели несколько штук, и груш конечно не достало. Старшая пожаловалась на них Матушке настоятельнице, которая поставила виновных на поклоны. Батюшка в это время приехал в Шамордино и когда ему рассказали, то он с материнской нежностью отнесся к проказницам и сказал: «Да я бы лучше им еще прислал». Вскоре после этого старшая садовница пришла к Старцу с жалобой, что сестры ночью обобрали у ней весь крыжовник. «Да что же это за монашки, подумайте только», – кипятилась она, – «весь крыжовник оборвали», а Старец старался ее успокоить уверяя, что это наверное деревенские ребятишки проделали. Садовница же не унималась и называла даже имена, а Батюшка все будто не верит ей, так и проводил. Когда она ушла, Батюшка позвал к себе этих сестер и велел показать руки. Руки оказались все исцарапанными. Они просили прощенья, а Батюшка долго говорил им, строго приказывая никогда не брать ни одной ягоды без благословения, говоря что Адам и Ева за одно только яблочко потеряли рай. Средства в обители были довольно скудны, а народу прибавлялось и приходилось строить новые корпуса. Для того, чтобы лучше знать где и как что построить, летом 1885 г. Старец сам приехал в свою обитель. Радость сестер была неописуема, это было общее ликование, светлый праздник. Никто не подозревал, что им готовятся скорби. На второй день пребывания Батюшки в Шамордине, Матушка София внезапно почувствовала себя нехорошо и с ней сделался легкий ударчик. Встревоженный и озабоченный Старец поспешил к больной, и затем в тот же день уехал обратно в Оптину.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Таких историй было – сколько угодно. Рядом с отцом Виктором люди начинали сиять: они, как зеркало, отражали его сияние… Давал свободу и ждал Если б не он, не было бы нашей дочки Кати. Она стала его крестницей, ей уже 12 лет. Отец Виктор просто нам ее вымолил. У нас долго не было детей, и приходили в голову всякие глупые идеи, где их взять – медицина развитая, есть разные способы. Однако, когда мы приезжали и говорили ему об этом, он отвечал: «Ну, будем молиться, попробуйте». Мы начинали готовиться и понимали: нет, это не наш путь. Конечно же, батюшка знал, что это для нас неправильно (для нас неправильно – я не смею сказать, что это для всех неправильно). Но он бы так никогда не сказал! Нам просто становилось понятно: это не наш путь. Он давал полную свободу. Мы приезжали потом и говорили: «Батюшка, мы поняли, что это не наше». «Слава Богу!» – отвечал отец Виктор. Понимаете? Он давал свободу и ждал. И молился, разумеется, и считал, что мы должны сами молиться, что мы и делали. Духовничество в этом и состоит. Даже возможная ошибка не так страшна, как нарушение свободы. Батюшка любил повторять такую фразу: «Бог действует на расстоянии двух свобод – свободы Божьей и свободы человека». Это основной принцип: жить надо на расстоянии двух свобод, даже когда речь идет не о Всевышнем, а об отношениях с ребенком – ему тоже надо давать свободу. Несмотря на то, что отец Виктор никогда не давал наставлений, бывали из ряда вон выходящие случаи, когда батюшка на чем-либо настаивал. Это случалось настолько редко и было так удивительно, что мы немедленно с ним соглашались. Лет 16 назад нам пришло приглашение год пожить и поработать в знаменитой семинарии американского города Принстон. Отец Виктор нас благословил, хотя все кричали, что это катастрофа, что мы там погибнем, не долетим. Основания для этого были: за полгода до поездки у меня случились два инфаркта. Мы поехали. И многому там научились. Вернулись через 1,5 года с идеей создать в Москве учебное заведение, библейский колледж. Но для этого нужны деньги, программы, помещение, преподаватели, студенты. Мы сказали отцу Виктору: «У нас сейчас ничего этого нет, благословите начать через год». А он ответил: «Начинать надо немедленно». «Батюшка, у нас денег нет ни копейки!» «Начинать надо немедленно». «Батюшка, у нас программ нет, мы их не умеем составлять, надо найти компетентного человека…» «Начинать надо немедленно». Мы не стали его вынуждать повторять эту фразу в четвертый раз. «Хорошо, мы попробуем». И бросились, как с головой в омут. В итоге колледж библейских основ церковных служений «Наследие» был создан и существует до сих пор.

http://pravmir.ru/ryadom-s-ottsom-viktor...

Забавно: " Батюшки должны жить по заповедям и в этом все сказано. Бороться со своими грехами, страстями. " А разве заповеди даны только священником? Мирянам не обязательно? Мне как-то одна дама из власти говорила что священнику нельзя изменять супруге, на что я ответил: кому можно.... Любовь 9 ноября 2017, 10:51 Очень верно написано!придите в Храм,хотя-бы за 15мин.до начала службы,поставьте свечи и подумайте о том как вы живете?!Сколько у вас детей и как вы их воспитали,что вы едите и пьете,на чем ездите и когда вы звонили своим родным или проведали своих родителей?!И тогда вам не надо будет думать о жизни батюшки, дай Бог,свою жизнь управиться!Вот и молитесь о СВОЕМ спасении,о дарования вам вашей ПРАВЕДНОЙ жизни, а батюшка лишь человек,который может со смирением слушать наши " бредни " ,то.к. " человеку Бога не возможно видети " ,и помочь нам своими молитвами (и,конечно вашими тоже)обратиться к Богу о спасении душ наших... Ольга 8 ноября 2017, 21:52 Даже если священник будет таким, и тогда нам будет мало. Вот что печально. Максим Присяжнюк. 6 ноября 2017, 17:34 У священника как раз тем более должна быть личная жизнь.Со священником тем более надо держать дистанцию. Юлия 6 ноября 2017, 16:00 У кого-то наболело. На самом деле не все священники такие уж хорошие, и не все прихожане такие уж плохие. Если священник служит Богу и людям, Господь его не оставит. Не все люди такие уж неблагодарные. Большинство авторов женщин на этом сайте впадают уж совсем в крайность Ольга 6 ноября 2017, 11:40 Супер! Замечательно написано! Вот он-здоровый юмор! Наталия 5 ноября 2017, 10:43 Да да...и не иначе!!! А то батюшки не настоящие! Почему это храм в 21.00 закрыт и священник не принимает!!)))))))))))) Настя Хунан 5 ноября 2017, 10:13 Нет батюшка тот же человек. А то что вы описываете это уже ближе к блаженному или да же святому. Батюшки должны жить по заповедям и в этом все сказано. Бороться со своими грехами, страстями. И возможно идеальный батюшка именно таким и станет но не сразу, как вы описываете. Главное что бы он мог чувствовать душу человека, заглянуть в нее . Как например Серафим Вырецкий. А то как то раз на исповеди начала я говорить , а мне молодой батюшка говорит , говорите только грехи, ну я просто название грехов перечислила и все. Может он торопился куда. Но батюшка должен уметь слушать человека, не как на сеансе у дорогого психоаналитика, а круче.

http://pravoslavie.ru/107767.html

– Давайте сначала разберемся, что такое смирение. Смирение рассматривается в двух аспектах. Первый – это рабская покорность. С этим, конечно, никто не смирится. А второе-то, собственно, и присуще Церкви. Это умение с благодарностью и радостью жить в тех обстоятельствах, в которые тебя поставил Господь. Это очень важно – «с благодарностью». Без радости, сквозь зубы, благодарить невозможно. На ваш вопрос я хочу попытаться ответить примером. В Москве есть замечательный батюшка, отец Сергий Правдолюбов, о котором, наверное, многие слышали. К нему однажды пришла женщина и сказала: «У меня в семье трагедия: муж прирос к дивану». Очень известная по нашим временам трагедия, сами понимаете. «Лежит, пьет пиво, смотрит телевизор, читает газету». Всё очень знакомо. Еще прирастают к компьютеру, влюбляются в машину, посвящая ей все свободное время, покупают ей все самое дорогое, а жене – по остаточному принципу. «Что делать? – спрашивает она. – Сил уже никаких нет. Денег не зарабатывает, ничего не приносит…» Отец Сергий ей отвечает: «А ты во всём слушайся мужа». Естественный ответ, который, как говорится, в любой книжке можно найти. «Как слушаться?» – недоумевает она. «Что он говорит, то и делай. Абсолютно всё». Приходит она к своему инвалиду с диваном и говорит: «Ты знаешь, батюшка мне сказал тебя слушаться». «Слава Богу, наконец-то нормальные попы пошли», – обрадовался он. «Ну, говори, что делать, я без дела с тобой сидеть смотреть телевизор не могу», – просит жена. Он растерялся, потому что раньше, видно, одни претензии были, а тут всё изменилось. – Ну, иди, обед приготовь. – Так холодильник же пустой. – Купи продуктов. – Денег нет. Дай хоть что-нибудь. Он дал ей денег, она всё купила, приготовила и зовет: «Иди, дорогой, кушать». Он пришел, посмотрел, и спрашивает: «Это что за обед?» «Ну, какие деньги дал, так и получилось». Он пошел, достал еще денег: «На ужин получше что-нибудь купи, дети не должны такое есть. А у тебя, что, совсем денег нет?» Она отвечает: «Нет, совсем нет. Мне батюшка сказал только тебя слушаться и не возражать». «Да, хороший батюшка».

http://pravmir.ru/smirenie-s-radostyu-sl...

А после этого стою, слушаю молитвы, и мне спокойно. Давно мне так хорошо не было! Люди уже начали расходиться. Ну, думаю, и мне надо уходить. Выхожу, а на улице - снег, солнце! Я так давно этого не видел… Думаю: «А где я был-то? Что со мной было?» ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но потом наступил следующий день… На следующий день батюшка мне сразу сказал: «На телефонные звонки не отвечай!» Я почувствовал в его словах такую отеческую любовь… И я поверил в Бога через батюшку. Но, конечно, сначала мне пришлось бороться с внешними страстями... ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: То есть были какие-то срывы? Конечно. Месяц я пил. Мне сейчас стыдно вспоминать. Ко мне пришли из храма, спрашивают: «Где ты? Что ты?» Я говорю: «Да мне стыдно, не могу!» А мне отвечают: «Давай, приходи. Батюшка ругаться не будет». И я пришел. Стыдно было исповедоваться. Отец Анатолий мне говорит: «Ну, что ж ты, отрок, делаешь? Тебе Господь такое исцеление послал! Давай, - говорит, - потихонечку восстанавливайся». ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: А почему ты снова сорвался? Как ты сам думаешь? ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Это была физическая потребность? Во-первых, я тогда уже не работал. Это был период, когда я не знал, чем мне заниматься. Во-вторых, я только начал ходить в храм. Однажды в компании мне предложили: «Давай выпьем!» Я как-то не отследил этот момент, лукавый бес быстренько медом намазал свои сети, а я – раз, и попался! Потом мы с батюшкой долго боролись с сигаретами. Я прятал от него курево, а он мне говорит: «Ты думаешь, я не знаю, что ты куришь?» Я говорю: «Батюшка, как же мне быть? Не могу бросить!» Он говорит: «Причастись, попроси у Бога сил не курить хотя бы день». Я и благословился день не курить. На утро покурил, но стало стыдно - Бога предал! Думаю: «Господи, что ж делать-то?» Говорю: «Батюшка, опять такая ситуация!» Он говорит: «Попроси сил, чтобы неделю не курить». И еще он мне подсказал, чтобы, когда люди будут спрашивать, почему я не курю, почему бросил, мне главное - не возгордиться. Дьявол стоит и слушает, возгордишься ты или нет. Поэтому надо отвечать: «Не знаю. По милости Божьей». Даже родители стали говорить: «Какой ты молодец, Артем - наконец-то бросил курить! Расскажи как!» А я отвечаю: «Мам, да не знаю! Всё по милости Божьей как-то устроилось».

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-narkotiki...

Не успели мы осмотреться, как во дворе послышался галдеж: молодежь, что сначала перешептывалась, решилась поднять голос. Батюшка подозвал Раису узнать, в чем дело; оказывается, она не известила других членов семьи о нашем приходе. Земля, где стоит этот примечательный дом, принадлежала ее дяде, со смертью которого члены семьи стали ссориться друг с другом. Проблемы наследования почти всегда стоят очень остро, когда есть что делить. Многие всю жизнь лелеют мечту, что со смертью богатого родственника им перепадет огромный куш, и не останавливаются ни перед чем, чтобы эту мечту воплотить. К сожалению, родни всегда намного больше, чем предметов дележа, вот и вспыхивают периодически ссоры и споры. В своем желании заполучить как можно больше люди идут и к колдунам, и по церквям: все средства хороши; а победит тот, у кого фетиш сильнее. В этой семье разногласия еще и в том, продавать дом или нет; удивительно, что мы не увидели тетушки Раисы – главного действующего лица, а племянники даже не знали о предстоящей молитве. Поэтому наше появление здесь было воспринято как попытка давления: батюшка в черном (колдун, не иначе!), группа теток в платочках; хорошо еще, что мы не успели иконы достать, а то бы подумали: идолы. Итак, молодежь начала роптать все сильнее и сильнее, Раиса стала настаивать на молитве, а во дворе уже кто-то пустил руки в ход и разлил воду, что несли для освящения. Конечно, в таких условиях нельзя молиться, и нам ничего не оставалось, как уйти, но батюшка решил все же дать совет беспокойным родственникам. Как только он начал говорить, все затихли. Батюшка спросил: «Все ли знали, что мы придем?» «Нет, никто не знал», – послышались голоса. «Раиса, – обратился отец Максим к вызвавшей нас даме, – сначала примиритесь со своими родственниками, а потом, когда придете к согласию, позовете нас. Мы не можем молиться, когда вы ругаетесь. Пригласите вашу тетушку, пригласите всех, примите решение, которое всех устроит, а потом, если Богу будет угодно, мы придем». Его спокойный, рассудительный тон утихомирил всех буянов. Авторитет отца Максима в городе очень высок, даже среди людей, далеких от церковной жизни. Сколько семей он сумел примирить! Думаю, и эта не станет исключением. Главное, что Раиса поняла: если нет согласия с другими членами семьи, то их проблему никто не разрешит; бесполезно звать на выручку «православный десант», если нет желания выслушать и понять родных.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Батюшки, конечно, заняты. Но два года! Часто это фантазия, миф, удобный повод объяснить, почему не советуешься с батюшкой. По себе знаю: хороший духовник учит свое чадо четко формулировать запрос; с годами друг друга понимаешь с полуслова и для того, чтобы получить ответ на вопрос, не обязательно часами рассказывать ему свои «истории с географиями». «Я все поняла, − сказала женщина − пойду к батюшке». В этой ситуации я была лишь просто мостиком между духовником и чадом. Человек пришел что-то услышать и услышал. Неужели у Вас совсем не бывает расхождений с батюшками в каких-то вопросах? − Знаете, вот был один случай. Пришла ко мне девушка, которая влюбилась в тренера по фитнесу и уже полтора года не могла с этой проблемой расправиться. Вопрос, женат он или нет, висел в воздухе все это время, потому что батюшка когда-то ей сказал, как отрезал: «Встречаться с женатым − грех! И даже не следует об этом человеке думать». Она после этого даже боялась подойти и выяснить все у объекта своей любви. Представляете? Вот какая замороченность! Полтора года! Девушка могла бы за это время сто раз собрать нужную информацию о нем и не фантазировать. Так что иногда серьезные слова – такие, как «грех» − ложатся на неподготовленную почву. Люди и так сами себя клеймят, сами себе палачи, особенно на первом этапе неофитства. Мазохизму тут есть где разгуляться, переоценка ценностей идет сильнейшая, и так сам себе говоришь, как робот: «Грех, грех, и все не так, и все не то…» А Бог – это любовь. Свобода. С другой стороны, бывает еще и такое у некоторых в мыслях: «А вдруг мне батюшка такое скажет, чего я не смогу выполнить?» А что он такого скажет? Может, монастыря боятся. Священники, бывает, отговаривают идти замуж. Это индивидуальная ставка, так скажем, и если тебе это батюшка сказал, значит, имел основание. Он же почему-то сказал это именно тебе. Я всегда полностью поддерживаю священников. Всегда наше мнение совпадает. Мне часто говорят после консультаций: «Ой, а батюшка то же самое говорил». Другое дело, что мы начинаем на них висеть и вываливать все про родственников и знакомых − любой человек устанет. Здесь как раз проблему могли бы решить психологические службы при храмах.

http://pravoslavie.ru/69856.html

 - Мне кажется, что это такое благочестивое поминовение. О.Алексей Ладыгин: - У нас старые люди в советское время так говорили. Батюшка приезжал в семинарию и начинал всё делать так, как надо. Ему говорят: нет, батюшка, ты не так делаешь. Раньше у нас батюшка, который после войны, в 50-ые годы назначили его сюда, вот он поступал так. А в 50-ые годы, когда храмы стали открываться при Сталине, священников не хватало. Направляли священников, рукополагали тех, которые ещё не получили образования, потому что Духовные школы только открывались. Они служили где-то - по какой-то традиции, так, как им подсказывали, но не совсем по - школьному или, скажем, по - правильному. А приходили батюшки с образованием, и между собой прихожане толковали: да, да, вот, у нас отец Виталий служил правильно, а это пошли, батюшки - красные попы, это всё не так делают. Таких случаев бывает много. Мне рассказывал один священник, что когда его назначили в деревню служить - то над ним на кладбище держали зонтик. Даже в солнечную погоду держали зонт. И он спрашивает: а зачем вы зонтик надо мной держите? А ему в ответ: у нас так положено, батюшка, у нас всегда такая была традиция и есть, мы хотим её оставить. Он стал выяснять, оказалось, что назначенного после войны священника пригласили на кладбище, и в это время был дождь, и над ним зонт держали. С тех пор над каждым священником в любую погоду стали держать зонт. Как коврик всегда стелешь батюшке в храме, это уже неотъемлемая традиция, попробуй батюшке коврик не постели - это же будет неправильно, значит, не по чину будет. Так же и держать зонт. Поэтому обычаи, связанные с Красной горкой, так живучи. А так - конечно, потому что есть время пасхальной радости. А есть время, когда мы этой радостью делимся с усопшими. Почему нельзя во время Светлой седмицы? Тоже можно поделиться, по сути, но нельзя, потому что внимание отделяется, немножечко в сторону отводится. Всё равно, по - человечески нам грустно, и когда бываешь на кладбище - у тебя всегда будут литься слезы.

http://radonezh.ru/text/ispoveduyu-tebe-...

– Когда говорят, духовник благословил сделать, что это значит? – Это значит велел. – Но зачем человек идет за благословением к священнику? – По-всякому бывает. В основном, если он идет за благословением к священнику, то он идет за санкцией, санкцией на то решение, которое он уже сам принял. Например, он хочет поехать в Дивеево, и говорит: «Батюшка, благословите поехать в Дивеево». Я с трудом представляю себе такую редкую ситуацию, когда батюшка говорит: «Нет, не благословляю». – А если священник благословляет поступать так, что ты не можешь? Или он тебя уже благословил, а ты чувствуешь, что ты не в состоянии принять его решение? – Если между духовным отцом и духовным чадом нормальные отношения, то — не можешь и не можешь — дело просто кончается. Если действительно не можешь, если не выдуманная немочь. В нормальной ситуации оба – и священник и тот, кто послушание не выполнил, – относятся к этому нормально. Ну что же? Ну, увидели, ну, поняли. Все хорошо, жизнь идет, жизнь не кончается. Настаивать, в таком случае, на обязательности выполнения решения, значит иметь священническое своеволие или послушническое своеволие. Это только кажется, что человек находится в области послушания, на самом деле, он находится в области своеволия. Даже когда речь идет о таких обычных благословениях, которые ради смеха разделены на две категории. Одна женщина говорит: «Батюшка, у меня много во рту скопилось слюны. Благословите сплюнуть». А другая: «Батюшка, у меня во рту скопилось много слюны, куда благословите – направо или налево сплюнуть?» Этот пример свидетельствует не только о том, что обычно подходят за благословением по мелочи, для которой не требуется никакого благословения. Он, конечно, карикатурный, и таких не бывает на самом деле. Но по типу – бывает сколько угодно вопросов по мелочам, на которые никакого благословения специального не требуется. Либо от священника требуется санкция, требуется выбор в альтернативной или мнимой альтернативной ситуации. Но, как правило, речь в таких случаях идет о человеческой безответственности.

http://pravmir.ru/duxovnyj-otec-kto-on/

- Как радоваться искушениям и надо ли радоваться? - Если исполнить Священное писание, то радоваться надо. Потому что это слова Священного писания, которые прямо указывают: «Радуйтесь, братья, когда впадаете в различные искушения». То есть, там не говорится: вот, этому искушению радуйся, а этому - печалься. Нет. Всем искушениям надо радоваться. Искушение в переводе на современный язык значит экзамен. Хотя искушение - русское слово, экзамен - иностранное, но нам слово экзамен как-то более понятно. Просто в искушении человек может проявить свою веру. Если он в искушении устоял, значит, экзамен сдан. А если искушения нет, как узнаешь, на что ты способен? Поэтому искушения абсолютно необходимы. - Но как ему радоваться? Одно дело, когда его терпишь... - Дело в том, что в духовной жизни все наоборот. Если в миру, чтобы избежать ответственности на экзамене, люди пишут шпаргалки, дают взятки, делают какие-то такие несуразности, вместо того, чтобы взять и подучиться, пойти прямым путем - человек идет путем кривоватым. Ну, и конечно, когда человек знает - он не боится. А если человек не знает, то боится. - Батюшка, как обрести истинное покаяние, и это цель или просто путь борьбы с грехом? - Ну, это можно и так, и так сказать. Потому что если покаяние искреннее, то это и цель. Потому что с истинным покаянием, когда человек имел какой-то долгий, затяжной грех, в один прекрасный момент, под влиянием обстоятельств, или по милости Божией он это сбросил с себя. Благодать Божия приходит, его очищает, он исцеляется. Поэтому можно сказать, что покаяние - это и цель. А с другой стороны, покаяние - это, конечно, средство, чтобы привлечь благодать Святого Духа. Потому что истинное покаяние, оно и восстанавливает взаимодействие человека и Бога. - В Евангелии сказано, что если брат согрешил и попросил у тебя прощения - то прости ему. Сделай ему замечание, потом, еще раз замечание. А если человек грешит и не просит никогда никакого прощения и еще делает все хуже, хуже? Как говорится, на голову садится. И потом, еще второй вопрос. Я никогда не слышала, чтобы батюшка когда-нибудь попросил у кого-нибудь прощения. Вот это что, не полагается, чтобы батюшка прощения просил?

http://radonezh.ru/text/vy-govorili-chto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010