– In nativitatem Christi, 959–72. – in occursum Domini, 977–1000. – in cæcum a nativitate, 1001–24. – in illud Euntes in castellum (Matth., XXI. 9), 1023–34. – in ramos palmarum, 1033–48. – in Feriam V et proditionem Judae,1047–54. – in Passionem Domini, 1053–62. -in SS. Patres et prophetas, 1061–74. – in S. Pascha 1–2, 1073–82, 1081–92. – in assumptionem Domini, 1091–1100. L. Holstenii præfatio ad septem ex his sermonibus, 941–44. Encomium in S. Andream, 1101–08. Sermo exhortatorius, 1107–14. De Sancta Trinitate dialogi 1–5: 1115–1286. Sermones contra diversas hæreses 1–20: 1289–1395 in quibus Contra Macedonianos dial. 1–2, 1289–1338, et Confutationes quarumdam propositionum Eutherii Tyanensis, 1337–94. Syntagma ad quemdam politicum, 1395–1408. Sermo pro iis qui sæculo renuntiarunt, 1409–20. Doctrina ad monachos, 1421–26. Commentarius de templo Athenarum, 1427–32. De corpore et anima, 1431–3,4. Epistolæ Athanasii et Romanorum Pontificum, 1441–86. Liberii ad Athanasium, 1441–4. Athanasii responsio ad Liberium, 1443–6. Athanasii ad Marcum papam, latine, 1445–6. Marci papæ responsio, 1447–50, latine, Julii papæ ad Orient ales, 1449–54, latine. Orientalium ad Julinm papam, 1455–58, latine. Responsio Julii papæ, 1457–68, latine. Athanasii. ad Julium de Arianorum oppressio-nibus, 1467–70, latine. Liberii responsio, 1469–72, latine. Athanasii ad Felicem papam, 1473–78. Felicis papæ responsio, 1477–86. Vita sanctæ Syncletica;, 1487–58. Epistola ad episcopum Persarum, 1559–66, latine. grace et latine, 1565–68. Symbolus Quicumque farmulæ 1–4, 1581–92; vetus versio gallica 1–2, 1591–94 et 1593–96. Expositio symboli Quicumque, 1595–1604. De Symbolo Q. diatribe, 1567–82. De Trinitate, 1603–6. De Paschate, latine, 1605–10=Martinus Bracarensis. Præfatio ad t. 28, 9–20. Catalogus codicum, 19–22. Index analyticus, 1623–32. ATHANASIUS CP. patr., 1289–93, 1314–10, 142. Abdicatio prioris patriarchatus, 479–34. Rescriptum de Joanne Drimy, 483–92. Abdicatio secundi patriarchatus, 491–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Прп. Ефрем Сирин. Роспись ц. свт. Николая в с. Рамача, Сербия. Ок. 1395 г. Прп. Ефрем Сирин. Роспись ц. свт. Николая в с. Рамача, Сербия. Ок. 1395 г. В V-VI вв. крупнейшим монашеским центром стал регион Тур-Абдин (букв.- «гора рабов [Божиих]»), недалеко от Нисибина, располагавшийся на границе между Восточной Римской империей и сасанидским Ираном. Сначала название Тур-Абдин носил сев. отрог находящейся здесь горной гряды общей длиной ок. 60 км. Юж. отрогом того же массива является гора Изла . Впосл. вся эта область, ставшая местом подвигов как монофизитских, так и восточносирийских монахов, стала называться Тур-Абдин ( Palmer. 1990). Первые упоминания о Тур-Абдине содержатся в анонимной сир. Хронике 819 г., а также в т. н. Трилогии Картамина - житии 3 знаменитых подвижников мон-ря Картамин (Картмин): Самуила († ок. 410), Симеона († 433) и Гавриила († 668) (изд.: Palmer. 1989). Обитель, расположенная в самом центре Тур-Абдина, с VIII в. стала называться Мар-Габриэль (мон-рь св. Гавриила) - по имени своего знаменитого игумена еп. Гавриила Картаминского († 668). Мон-рь был основан еще во 2-й пол. IV в. монахами Самуилом и Симеоном и, по оценкам специалистов, является древнейшим действующим христ. монастырем в мире. Начиная с VI в. он начал играть важную роль в истории Сиро-яковитской церкви и распространении М. в западносир. традиции, т. к. из него вышли мн. яковитские иерархи. С кон. XIII в. и по наст. время важнейшим центром Сиро-яковитской церкви в Тур-Абдине является Анании святого монастырь (араб. «Дейр-эз-Зафаран» - «Гора шафранового цвета»; тур.- Дейрюльзафаран), расположенный в 6 км к юго-востоку от Мардина. Он был основан во 2-й пол. IV в. и служил местом пребывания сиро-яковитских патриархов до 1933 г. Мон-ри юж. части Тур-Абдина, горы Изла, первоначально принадлежали преимущественно к восточносир. традиции. Традиция связывает начало М. здесь с именем Мар Авгена (Евгения). По свидетельству хроники Псевдо-Захарии Ритора, в 553 г. на горе Изла нашли убежище амидские монахи-монофизиты, изгнанные по приказу имп.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

144) Макарий, управлявший патриаршеским престолом три года. Преемником его назначен был 1378 г. 145) Нил, святейший и ученейший. Никто не погрешил бы против истины, говорит Георгий Схоларий, если бы захотел сравнить поучения его с наставлениями Великого Иоанна Златоустог о. До нас дошли многие сочинения божественного Нила, к числу коих принадлежит просительная молитва к Богу. Этот светильник Веры пас Церковь Христову 10 лет, твердо подвизаясь за нее и за православные догматы словами, делами, поучениями, сочинениями и благотворениями доколе не преставился ко Господу. После него управление патриаршеским престолом принял 1388 г. 146) Антоний . При нем скончался император Иоанн Палеолог и вступил на престол (в 1391 г.) сын его, Мануил Палеолог. Но Иоанн Палеолог изгнал его (в 1395 г.) и присвоил себе царство. Между тем и патриарх Антоний, правив 7 лет церковью, скончался. Преемником его назначен был 1395 г. 147) Каллист , взятый из ксанфопуловой обители. Современник сего патриарха, блаженный Симеон Фессалоникский, хвалил его как добродетельного и ученого поборника православия. Патриаршество Каллиста продолжалось только три месяца, за которыми последовала кончина его. Преемником сего патриарха был 1396 г. 148) Матфей . При нем снова воцарился Мануил Палеолог, победив Иоанна и заключив его в Лемность. По смерти Матфея патриаршеский престол занял 1410 г. 149) Евфимий , скончавшийся по истечении шести лет своего патриаршества. За ним следовал 1416 г. 150) Иосиф , митрополит ефесский. При нем, по смерти императора Мануила, занял престол сын его, Иоанн Палеолог, который вместе с патриархом Иосифом и другими пастырями Церкви, отправлялся на флорентийский лжесобор, где и умер Иосиф, – умер, но не подписался к коварному определению лжесобора. По смерти его приближенные к папе желали видеть на константинопольском патриаршеском престоле славного мудростью Виссариона Никейского; но греки воспротивились сему, – и Виссарион остался в Риме, приняв кардинальскую мантию в награду за привязанность к папе, которой к стыду великой учености своей и добродетели пожертвовал отеческим православием . Место Иосифа в Константинополе занял 1440 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

имп. Мануила I Комнина (1143-1180), который однажды решил устроить пышный обед в Сыропустную неделю. Антоний Новгородец ок. 1200 г. сообщал, что паломникам разрешалось входить в мон-рь 3 раза в год: в дни памяти св. Иоанна Предтечи и на Пасху; в эти дни кормили всех пришедших. Монахиням обители, к-рых было 200 чел., не разрешали выходить за ее пределы, они не возделывали поля и питались милостью Божией, заботами и молитвами св. Иоанна. Жанен считает, что изначально муж. мон-рь вряд ли мог быть переформирован в XII в. в женский, и предполагает, что рус. паломник спутал данную обитель с одним из близлежащих жен. монастырей. В 1204 г. монастырь был захвачен латинянами. Во время лат. оккупации греч. монахи были вынуждены покинуть обитель и вернулись туда много времени спустя после освобождения города. В кон. марта 1283 г. Георгий Кипрский (см. ст.: Григорий II Кипрский ) перед его возведением на Патриарший престол был пострижен в монахи, возведен во чтецы, а затем в диаконы в заброшенной церкви этого монастыря. Серб. кор. св. Милутин (Стефан Урош II; 1282-1321) построил здесь больницу, богадельню и школу. В 1380 г. обитель подверглась серьезной угрозе из-за пожара, возникшего у Кинигийских ворот на Золотом Роге и дошедшего до стен обители. В 1381 г. монастырь занимал 3-е место среди монастырей К., а его игумены, согласно постановлению патриарха Нила (1380-1388), были удостоены сана архимандрита и протосинкелла. В 1395 г. имп. Мануил II Палеолог сделал щедрое пожертвование монастырю на помин души своего тестя сербского кн. Константина Драгаша и подарил усадьбу в черте города, приносившую доход в 50 иперпиров. В визант. эпоху при монастыре располагалась богатейшая б-ка; 28 уцелевших рукописей из нее находятся в различных собраниях мира, среди них - «Венский Диоскорид» (нач. VI в.) в Австрийской национальной б-ке. По свидетельству русских паломников Стефана Новгородского (1348-1349), Игнатия Смолянина (1396-1402) и дьяка Александра (1394-1395), в XIV-XV вв. мон-рь назывался «Богом богатым»; в нем хранилась рука св.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В семи главах, составляющих большую часть его книги, о. Константин расположил вопросы, им разобранные, относительно Русских антиминсов, в таком порядке: 4. Обстоятельства, по которым, были получаемы от архиереев освящённые антиминсы – подвижные и неподвижные, 5. Хранение старых антиминсов, 6. Материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развёртывание антиминса на литургии, 7. Рисунки на антиминсах, 8. Надписи на антиминсах, 9. Лица, приготовлявшие антиминсы к освящению, хранившие их по освящению и доставлявшие их в храм, 10. Плата за антиминсы. Все эти главы составлены одинаково на основании современных показаний об антиминсах, между прочим, тех показаний, которые нашёл о. Константин на самих антиминсах, им рассмотренных, и в их описаниях; все драгоценны для археолога – и как богатое собрание подлинных, показаний, из которых одни ещё не были изданы, a другие терялись из виду, не обращая на себя ничьего внимания, и как подбор их объяснений, из которых некоторые важны как отдельные исследования. Ближайшему ознакомлению с тем, какие антиминсы были употребляемы в России в разное время, очень помогают снимки с антиминсов в значительном числе, приложенные к книге. Чтобы показать, какими данными пользовался о. Константин в своей книге, считаю не лишним представить повременный перечень тех из них, которые относятся к 12–16 и началу 17 века. 1149 г. Антиминс («жертвенник») св. муч. Георгия, хранящийся в ризнице Александро-Невской Лавры: стр. 41, 231, 232, 293 и снимок 1. 1343 г. Антиминс, найденный в Новгороде и освящённый на память св. Бориса и Глеба: стр. 115, 243. 1372 г. Дарственная грамота Волынского князя Люборта Луцкой соборной церкви и епископу Кириллу: стр. 239–240. до 1395 г. Грамота митр. Киприана Псковскому духовенству; стр. 236. 1395 г. Антиминс, найденный в селе Ростовском на р. Вели: стр. 241. 1440 г. Антиминс, освящённый Новгор. архиеп. Ефимием: стр. 115, 151–152. 1449–1460 г. Грамота митрополита Ионы Киевскому наместнику: стр. 99. 1454 г. Антиминс, освящённый Новгородским архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История и современность СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ   Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского - с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их. Чтобы понять, какая угроза нависла над Русью, вспомним, кем был хан Тамерлан, или как его еще называли - Железный Хромец. Он снискал себе славу непобедимого полководца, совершив завоевательные походы в Индию, Персию и Закавказье. Мусульманские полчища были смертельной угрозой всему христианскому миру. Незадолго до описываемых событий, в 1371 году, произошла битва на реке Марице, в которой османская конница полностью уничтожила войска правителей Македонии. В 1389 году в страшной битве на Косовом поле мусульманские войска разгромили сербов. Возглавлял битву сын султана Мурада - Баязид Йилдырым. Тот же султан Баязид в битве при Никополе (на Дунае) полностью разгромил войско крестоносцев, состоявшее из отборных французских, немецких, венгерских рыцарей во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом. Почти все рыцари пали в бою, а император Сигизмунд спасся бегством. Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов. В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.

http://pravoslavie.ru/sretmon/history.ht...

Как известно, Евгений Болховитинов считал раскрытый нами храм церковью Николы, сооруженной псковичами в 1404 г. Нам не известны документы, позволившие митрополиту Евгению прийти к такому заключению. В ряде списков Псковских летописей под 1404 г. действительно помещены сообщения о строительстве храма во имя св. Николая. Все они относятся к одной постройке, о чем свидетельствует сопровождающая их уже глухая для нас топографическая привязка - " на взвозе " (по другим спискам- " на взводе " ). Однако это летописное известие автором " Истории княжества псковского " учитывается отдельно, вне связи с церковью Николы с гребли. Ю.П. Спегальский считал, что церковь Николы с гребли была построена в 1395 г. Сведения о строительстве церкви Николы действительно содержатся под этим годом в Псковских 1-й, 2-й, З-й летописях. Во всех трех списках упоминается и заказчик храма - посадник Захария Костроминич, что облегчает возможность сопоставления всех сведений. Если в Псковской 1-й летописи фиксируется сам факт строительства церкви и ее заказчик, то Псковские 2-я и 3-я летописи, повторяя сведения, содержащиеся в предыдущем списке, дополняют его сообщениями, в которых указывается назначение постройки: " ...постави Захария посадник Костроминич святого Николу монастырь камен на Волке " . Но в рассказах, помещенных во 2-й и 3-й летописях, содержится и еще одно примечательное и важное для нас замечание летописца, на которое нельзя не обратить внимания. Приведем этот рассказ полностью. " В лито 6903 (1395), - сообщает Синодальный список Псковской 2-й летописи, - поставиша церковъ камену в Довмонтове стен святое Воскресение, а другую церков постави Захария посадник святого Николу на Волку... " Как мы видим, в приведенном рассказе летописец различает территорию Довмонтова города и место, которое он определяет топонимом " на Волку " . Е. Болховитинов, упоминая церковь Николы на Волку, заметил, что ее местоположение находится " в трех верстах от Пскова " . Г.П. Гроздилов считал, что церковь Николы с гребли построена горожанами в 1383 г. Сохранившиеся в Псковских летописях сведения о церкви Николы как стоящей над греблей относятся к первым десятилетиям XV в. Самое раннее из них помещено летописцами под 1417 г. и рассказывает об устройстве в этом храме 3-го собора...

http://sobory.ru/article/?object=54510

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Отрывочные сообщения о мамлюкском гонении 2-й половины 1360-х гг. разбросаны по самым разным источникам – арабо-мусульманским, кипрским, византийским, коптским, маронитским, древнерусским. Однако историки новейшего времени почти не уделяли внимания этой крупнейшей катастрофе ближневосточного христианства Позднего Средневековья. Лишь недавно стала вырисовываться общая картина последствий кипрско-мамлюкского столкновения для народов Христианского Периодически в научный оборот входят новые источники, проливающие свет на неизвестные подробности истории христиан сиро-египетского региона в эти годы. Шавбакская рукопись Одним из таких источников стал колофон, принадлежащий митрополиту Бостры Михаилу, брату Антиохийского Патриарха Михаила I. Этот митрополит хорошо известен в сирийской церковной истории. Он был отцом Патриарха Михаила II (1395–1404(?) гг.), автора краткой хроники Антиохийских первосвятителей 2-й половины XIV Хронист упоминал, что вступил на Патриарший престол 6 февраля 1395 г., через «6 лет без одного месяца по кончине отца его Михаила, митрополита из чего следует, что он умер в марте 1389 г. Сама рукопись, в которой находится колофон – это каноны Семи Вселенских соборов. Манускрипт хранится ныне в Патриаршем собрании рукописей в Он переписан аккуратным угловатым почерком с размашистыми горизонталями букв «син» и «ба» на половину строки – писец был не чужд каллиграфических изысков. Ключевые слова выделены красными чернилами, такие же красные кружочки разделяют смысловые синтагмы. На последнем листе стоит колофон писца: «и завершена полностью эта книга ради отпущения грехов от Господа. И было закончено переписывание ее в понедельник 14 [числа] месяца таммуза (июля. – К. П.) года тысяча двести тридцать девятого [от] года Воплощения Господа нашего и Спасителя нашего Иисуса Христа ради поминовения Его, поклонения Ему и почитания И было завершено это рукой убогого, несчастного, бедного раба, обильного грехами, скудного достоинствами Исхака ибн Фахра аш-Шавбаки. Да простит Бог его и родителей его, и того, кто учил его, и всех сынов крещения православного.

http://sedmitza.ru/lib/text/7552044/

249 Геннадий (Григорий Владимирович Никифоров, 1860 – после 1932), архимандрит; насельник Александро-Невской Лавры с 1887 г.; состоял архивариусом Лавры (1913−1917). 253 Митрополит Владимир, Киевский и Галицкий. Речь при вручении епископского жезла епископу Пимену, начальнику Урмийской миссии, 6 августа 1916 г./Церковный вестник, 1916, 30−31. 255 Воспоминания о Василии Ивановиче Орнатском жены его Людмилы Николаевны Орнатской./Из частного собрания документов Т.И. Орнатской. Машинопись. 1939. С. 6. 256 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917); русский государственный деятель, губернатор Новгородской (1894) и Ярославской (1896) губерний. С 1902 г. директор Департамента общих дел Министерства внутренних дел, ближайший сотрудник В. К. Плеве. 20 января 1916 г. при поддержке Г. Е. Распутина был назначен председателем Совета министров, с 7 июля 1916 г. − министр иностранных дел. 10 ноября 1916 г. уволен в отставку. В Февральскую революцию был арестован. Умер в Петропавловской крепости. 259 См.: Журнал Московской Патриархии. 1980, 5. Некролог на протоиерея Черноисточинской церкви Свердловской епархии Николая Петровича Мухина (1895 −1979). 260 См.: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия русской православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь, 1996. С. 93−94. 264 Кирсанов Николай Михайлович (1888−?) из семьи товарища прокурора Пензенского окружного суда. В 1911 г. назначен в Персию драгоманом (Гилян, Астрабад, Тавриз). С июля 1914 г. − управляющий вице- консульством в Хое. Затем на той же должности в Дильмане. Генеральный консул в Тавризе в 1917−1920 гг./См.: Владимир Генис. Вице-консул П.П. Введенский. М., 2003. 267 Телеграмма епископа Сергия митрополиту Владимиру от 19 июня 1916 г./РГИА. Ф. 796. Оп. 193/1911/, Д. 1395 (7015). 1 стол. 6 отд. Л.139. 268 РГИА. Ф.796. Оп.193/1917/. VI отд. 1 стол. Д. 1395 (7015) Л.166−169. Приводимые далее документы по переписке о субсидировании Урмийской миссии находятся в этом деле. 271 Чернозубов Фёдор Григорьевич (1863−1919), из казаков Войска Донского. Окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию Генерального Штаба; с 4 июля 1916 г. командир 2-го Кавказского кавалерийского корпуса, с 15 февраля 1917 г. − 7-го Кавказского армейского корпуса. В 1919 г. находился в распоряжении Донского Атамана, умер 14.11.1919 в Новочеркасске./См.: П.Н. Стреляный (Калабухов). Корпус генерала Баратова. М., 2002. С. 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010