Грамота напечатана в Актах Истории т. I, стр. 19; перепечатана в Памятниках Павлова, col. 235. 636 Напечатана ibid. стр. 17, перепечатана ibid. col. 239. (Написана эта грамота после 1398 года, когда архиепископ Иоанн был в Пскове, о чём говорится в ней и, как должно думать, во время пребывания архиепископа в Москве в заключении (1401–1404), потому что этим только можно объяснить, что священники псковские приезжали для посвящения в Москву). О послании к игумену Афанасию, составляющем не правительственную (официальную) грамоту, а частное писание, см. ниже. 637 Собственное имя Тамерлана было Тимур. Так как он был хромой, то Персы называли его Тимур-ленг, т. е. Тимур хромой, и отсюда его европейское имя Тамерлан. Татары называли его Тимур-аксак, что значит то же, что Тимур-ленг, т. е. Тимур хромой, и отсюда он называется в наших летописях Темир-аксаком. 639 Находится в Успенском соборе, в главном поясе иконостаса, первой от царских врат по левую сторону. 640 Сказание о перенесении иконы – в Никоновской летописи IV, 258, в Типографской летописи стр. 195 и во 2 Софийской летописи, – Собрании летописей VI, 124, также в 1 Софийской летописи, – ibid. V, 248.– Гаммер в своей Geschichte der goldenen Horde in Kiptschak, S. 361, дело о нашествии Тамерлана на Россию представляет таким образом, что от Волги он двинулся к Днепру, а от Днепра поворотил в Дону, и что опустошать Малую Русь и Московскую область он отряжал своих полководцев.– По общепринятому мнению, икона Владимирской Божией Матери, принесённая в Москву в 1395 году, осталась в Москве навсегда. Повторяя общепринятое мнение, это и мы говорим выше. Однако существуют большие основания полагать, что после 1395 года икона опять была возвращаема во Владимир, и что окончательно или навсегда она принесена в Москву в 1480 году. Летописи, рассказывая о набеге в 1410 году на Владимир татарского царевича Талыча, говорят, что татары «высекши (запертые) двери святыя Богородицы (Владимирского Успенского собора) и вшедше в ню, икону чюдную святыя Богородица одрата, такоже и прочаа иконы».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Такое начало создает настроение безысходности и неминуемой гибели русского войска и жителей Москвы, которое и выражено в изображении строфы φ отчаянными жестами людей, обращающихся из тьмы к Богородице. 5.2. Клеймо μ. Сретение – принесение иконы Владимирской в Москву Второго февраля празднуется Сретение Господне, и, хотя в общем церковном календаре по отношению к событиям 1395 г. сохранилось лишь празднование Сретения иконы Владимирской, но в московском Сретенском монастыре, построенном на месте встречи чудотворной иконы, до его закрытия в наши дни сохранялся престольный праздник 2 февраля на Сретение Господне, очевидно установленный в конце XIV – начале XV в. Празднование соответствовало древнему престолу Сретения Господнего, имевшемуся в монастыре, а с 1706г. разместившемуся в новом приделе самого раннего храма обители – церкви Марии Египетской, построенной в 1385 г. 169 где, очевидно, и произошла встреча иконы в 1395 г. Таким образом, изображение сцены Сретения Господнего на иконе Успенского собора соответствует известию летописи о праздновании принесения в Москву чудотворной иконы второго февраля, хотя реальная дата происшедшего события – 26 августа. Соединение прославления русского памятного события с наиболее сходным по смыслу двунадесятым праздником напоминает литературный прием уподобления византийских и русских военных побед – библейским, и, очевидно, неслучайным является сходство названий «Сретение Господне» и «Сретение иконы Владимирской Богоматери». Исключительность значения второго клейма в верхнем ряду иконы, обозначающего основной момент происшедшего чуда: «въ который день принесена бысть икона святыа Богородица изъ Володимера на Москву, в той день Темирь Аксак поиде во свою землю», – подчеркнута в среднике, представляющем восхваляющих Богоматерь с младенцем Иисусом пророков. На московской иконе сцена Похвалы, в отличие от многих других сходных сюжетов этого иконографического типа, не ограничивается только изображениями пророков, но рядом с ветхозаветными персонажами два песнописца – Иоанн Дамаскин и Козьма Майумский, 170 а также два исторических лица из сцены Сретения Господнего – Симеон Богоприимец и св. Иосиф, которых нетрудно отличить по сходству ликов, покроя и цвета одежд с их изображениями в клейме строфы μ. 5.3. Клеймо τ. Покров – спасение города от вражеского нашествия

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

По кончине преподобного Сергия ( 1392) труды по управлению обителью принял на себя преподобный Никон, поставленный на игуменство еще самим преподобным Сергием за б месяцев до его преставления. Однако вскоре «он отказался от игуменства, чтобы удалиться для упражнения подвигом безмолвия и в продолжении 6 лет был заменяем на игуменстве, которое потом опять воспринял, Саввою Дубенским (впоследствии Звенигородским) 9 . Художественное дарование Рублева было, конечно, замечено и новым игуменом. С целью содействовать развитию этого дарования его, по-видимому, часто отпускали в Москву, вернее, в Спасо-Андроников монастырь, который был тесно связан с жизнью Троицкой обители как основанной преподобным Сергием (учеником коего был святой Андроник) и в то же время находился лишь в трех-четырех верстах от Москвы 10 . Бывая в Москве, Рублев «имел возможность ознакомиться с работами Феофана Грека, который был тогда центральной фигурой всего московского искусства» 11 . Известно, что Феофан в 1395 г. расписал (вместе с Симеоном Черным) в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы «на сенях» 12 , а в 1399 г.– Архангельский собор 13 . Ю. А. Лебедева считает вполне возможным, что Андрей Рублев принимал участие в этих работах, а, может быть, и в еще более ранних по времени (1392 г.) работах по росписи построенного Дмитрием Донским Успенского собора в Коломне 14 . К сожалению, все эти росписи до нас не дошли. В 1395 г. из города Владимира в Москву была привезена для реставрации чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Ю. А. Лебедева допускает, что в этой реставрации участвовал также и Рублев. Основанием к такому предположению она считает следующее соображение. В Государственном Русском музее хранится небольшая икона Божией Матери «Умиление», которая в старой инвентарной книге древнерусского отдела Музея значится как произведение, приписываемое Рублеву (а пометка, сделанная там же другой рукой, гласит: «Рублев, XIV век»). Эта икона, написанная несомненно кистью талантливого мастера, представляет собой как бы свободную переработку Владимирской иконы с внесением некоторых особенностей. Часть этих особенностей напоминает Донскую икону Божией Матери, написанную незадолго перед тем одним из русских учеников Феофана, в Москве и находившуюся, кажется, в Благовещенском соборе. Возможно, что облик только что реставрированной Владимирской иконы, сопоставленный с изображением Донской иконы, вдохновил Рублева написать икону «Умиление», в которой «так неожиданно сочетаются впечатления от двух замечательных произведений живописи и в то же время дается новое решение, не повторяющее знаменитых оригиналов...» Икона Божией Матери «Умиление» выполнена, по-видимому, во второй половине 90-х годов XIV в. и «является пока единственным произведением живописи этого периода, которое можно предположительно приписывать Рублеву» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Это произошло при следующих обстоятельствах. Древняя Русь уже начала сбрасывать с себя путы векового татаро-монгольского ига. Уже произошло знаменитое сражение на Куликовом поле в 1380 году. Хотя русские войска и одержали тогда победу, но она не означала немедленного избавления от неволи: враг еще был достаточно силен, и Русь еще платила ему дань. Вот и летом 1395 года страшный завоеватель хан Тамерлан вторгся на Русь, взял город Елец и направился к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию Радонежскому об избавлении Отечества, просил народ строго поститься в наступивший тогда Успенский пост и велел перенести из Владимира в Москву прославленную икону Владимирскую. Во Владимир было послано духовенство. После Литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и крестным ходом понесло ее к Москве. Этот путь занял десять дней, бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали чудотворную икону, Тамерлан дремал в своем шатре и увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в несказанном сиянии явилась Величавая Жена в окружении бесчисленных Ангелов, в руках которых — огненные мечи… Трепеща от ужаса, хан проснулся и немедленно потребовал у своих мудрецов объяснения сна. Советники ответили, что виденная им во сне Дева есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа/18 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почти век спустя произошло другое памятное событие, также связанное с Владимирской иконой.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. 8 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»… Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

http://pravmir.ru/sretenie-vladimirskoj-...

прислана Константинопольским патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред св. иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена св. икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь (см. 18 июня) и город Боголюбова. В 1160 году 21 сент. св. икона была перенесена во Владимир, во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил Поволжских болгар (см. 1 авг.). В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апр.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой, «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы, в утверждение благочестия и на соблюдение земли русской». В 1395 г. св. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву (см. 26 авг.), где с того времени и пребывает. Вместо нее, во Владимирском соборе была поставлена другая, написанная, в меру и подобие подлинной иконы, св. митр. Петром еще в то время, когда он был игуменом Спасской обители (см. 21 дек.). Перенесенная в 1395 г. в Москву св. Владимирская икона ныне находится в Московском Успенском соборе по левую сторону царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После гибели узурпатора-нечингизида Мамая к власти в Орде приходит законный хан Тохтамыш (1376–1395). Он пресёк внутренние смуты в Орде, восстановив её единство и могущество. Благодаря этому им был поколеблен успех Куликовской битвы, когда в 1382 году была сожжена Москва. Несомненно, сказались потери на Куликовом поле и Москва не смогла противостоять набегу. Тохтамыш-хан добился восстановления даннического повиновения Руси и казалось, что ужас батыевых времён навис над нею. Как отмечает А. А. Горский, “поход Тохтамыша был первым случаем после Батыева нашествия, когда в Северо-Восточную Русь во главе войска явился сам хан улуса Джучи” 22 . В память всех погибших в тохтамышево нашествие на Арбате был построен храм Николы Явленного. Но вскоре после разорения Москвы Тохтамыш потерпел поражение от Тамерлана и был свергнут им с престола. После этого новая опасность нависла над Русью, когда в 1395 году сам Тамерлан двинулся на Москву 23 . Двигаясь на Русь, он разрушил город Елец. Но вдруг неожиданно грозный завоеватель поворачивает свои войска назад и оставляет Московскую Русь, гонимый Пречистой Девой. В Москву перед этим была принесена чудотворная икона Богоматери из Владимира 24 . Князь Василий Димитриевич и Митрополит Киприан, памятуя об избавлении Царьграда заступничеством Пречистой Владычицы при нашествии персидского царя Хосроя 25 , послали во Владимир за иконой Богоматери 26 . С этого времени становление Московской Руси и возрастание её мощи идёт под покровительством чудотворного образа Владимирской иконы Богоматери, в честь которой была установлена память — 26 августа. На месте встречи чудотворного образа, спасшего стольный град от Тамерлана, был основан Сретенский монастырь, ставший в последующее время символом борьбы русского народа с жестоким врагом. Древнерусский книжник писал: “Не мы их гнали, но Бог изгнал их незримою силой Своей и Пречистой Своей Матери, скорой Заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника Его, боголюбивого преосвященного Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, твёрдого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте” 27 . Чудотворный образ был возвращён назад, но в Москве с него было сделано множество копий-списков.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

В сказании, в 2 рассказах об исцелении иногородних людей, икона называется «Владимирская»; в неск. летописных статьях, повествующих о военных сражениях,- «Владимирская чудотворная». В тот период образ оставался местночтимой владимирской святыней, слава к-рой доходила и до далеких от Владимира городов. В память о чудесном спасении Москвы от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. было установлено 1-е празднество. До кон. XV в. оно напоминало празднование к-польской иконе «Одигитрия»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский мон-рь, основанный также в память о чуде в 1395), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в Повести о сретении иконы 26 авг. В 1-й трети XV в., вероятно, благодаря митр. Фотию В. и. по своему духовному значению была уподоблена главным к-польским Богородичным святыням - ризе, благодатной силой к-рой был спасен К-поль от нашествия аваров, и иконе «Одигитрия» (в XVII в. изображения В. и. вместо «Одигитрии» встречаются и на иконах, напр. на храмовом образе 1-й пол. XVII в. из ц. Ризположения в Московском Кремле). По мнению Клосса, празднование Сретения Владимирской иконы 26 авг. началось не ранее 70-х гг. XV в., «когда были написаны Пахомиевские редакции Повести»; в редакции Повести Епифания Премудрого празднование В. и. «приурочено ко дню Сретения Господня - 2 февраля» ( Клосс. С. 124). Первые сведения о праздновании В. и. 26 авг. относятся к 80-м гг. XV в. (Пролог Саратовского ун-та. 90, написан ок. 1485 г.; месяцеслов Троицкого сборника. 762, составлен в Ростове в 1487); в церковных уставах праздник упоминается с кон. XV в. (Там же). В память окончательного перенесения В. и. в Москву в 1480 г. был установлен 2-й праздник - 23 июня, связанный позднее также с бескровной победой над Ахматом на р. Угре. Е. Е. Голубинский на основании месяцеслова в Следованной Псалтири (РГБ. Троиц. 321, XVI в.; датировка Клосса - 1528) полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 333). По мнению Клосса, в период строительства нового Успенского собора (1472-1479) В. и. находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 г. для благословения войск Иоанна III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время правления митр. Даниила и зафиксирован в вышеназванном месяцеслове Следованной Псалтири ( Клосс. С. 124-125).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Оттуда пошел к гробу Рахили. Гроб ее стоит между Вифлеемом и Иерусалимом, на египетской дороге. Шел Яков из Сихема, который называется Фараоном, а был он у отца Авраама, и пошел в Палестину и в город Рамле. Тут было жилище Якова, и тут скончался он на дороге. Над гробом его стоит мечеть мусульманская. В трех верстах оттуда стоит столп, на нем столпник сидел; принес к нему ангел ключ от города Иерусалима и велел ему передать город Иерусалим нечестивым людям, сиречь мусульманам. Уже четыреста лет владеют Иерусалимом и гробом божьим сарацины. Я, грешный Зосима, иеромонах, был у гроба божия в 6928 (1420) году, тогда был патриархом Феофил; в Египте султан, сиречь царь, имя его Татар, а в Дамаске – Цекмак, это имена арабские. Оттуда пошел в монастырь, к святому Илье. Когда он зарезал жреца Ваалова, то убежал на гору от Вельзевула. Оттуда пошел в монастырь Иверский, в том месте было срублено дерево на крест господу, оно находится под престолом. Оттуда пошел в место, где Авимелех спал шестьдесят лет. Оттуда пошел в пещеру, которая зовется село Скудельниче. Его купили на те сребреники, которые Иуда взял за Христа. Христиан хоронят здесь и в святом Сионе. Сарацины хоронятся в Удоле Асафатовой, за египетскою дорогою, которая идет от Иерусалима к Египту. И возвратился в Иерусалим и вошел в те ворота, в которые Христос в Вербное воскресенье въехал, мимо того места, где Стефана первомученика евреи камнями побили. Там же и поток Кедровский, мимо Гефсимании прошел. Гефсимания стоит между Иерусалимом и Елеонскою горою, в потоке Кедровском. Шел мимо пещеры, где Христос с учениками находился и от этого места отошел от учеников своих, молясь своему отцу. Шел около горы Елеонской, мимо Вивсаиды, через Вифанию, мимо камня Христова и потока Кисова, мимо пустыни, где Христос сорок дней постился, мимо города Иерихона к монастырю Предтечи и Иордану. И пошел из Иерусалима с господином патриархом Феофилом и его попом Иоакимом. Этот Иоаким знает грамоту арабскую и греческую, очень любим патриархом, при себе хочет держать его патриарх, с Афанасием духовником и Варфоломеем. И пришли в город Араама (Рамле), о котором в Евангелии написано: “Голос Арама слышан был”. Оттуда пошли в Лидду, где великомученику Георгию голову отсекли. И оттуда пошли в город Яффа, который в Апостоле называется Опии. Этот город стоит у моря, где апостол Петр видел висящую с неба плащаницу. Здесь вошли в корабль (тут корабельная пристань).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А оттуда пошли мы к великому монастырю Спаса Вседержителя: если войти в первые ворота, то увидишь над вратами Спаса, изображенного мозаикой, очень больших размеров и высоко. Так же и вторыми воротами можно в монастырь войти. Монастырь этот очень красив, а церковь снаружи украшена мозаикой, так и сияет. Тут находится надгробная плита Господня, тут же и три головы святых – Фрола, и Лавра, и Якова Персидского, тут же и тело Михаила Черноризца без головы; тут же в алтаре стоит чаша из белого камня, в которой Иисус воду превратил в вино – все достойно удивления. А оттуда мы пошли к святому Константину, в женский монастырь; здесь лежит тело святого Климента-архиепископа, тут же тело и Феофаны-царицы. И оттуда пошли к святому Иоанну Дамаскину , в женский монастырь. А оттуда пошли к святому Иоанну Предтече, который называется Продром, зовут Иоанна «Богом богатый». Эта церковь дивно украшена, и здесь мы целовали руку святого Иоанна Ктитора, который поставил церковь , окована же она золотом и украшена драгоценными камнями и жемчугом; а это не Предтечева рука – Предтечева рука, как выше сказано, у Прекрасной Богородицы близ Студийского монастыря: там рука святого Иоанна правая, а левая на Иордане. И оттуда пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове ее был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно. И мы приложились к нему. Тут же лежат мощи святого Потапия, и святой Анастасии, и святого Пантелеймона, и мы их целовали. И оттуда пошли мы к церкви святого Николы, тут лежат головы святого Григория и святого Леонтия. И оттуда пошли мы за городскую стену. В поле, недалеко от моря, большой монастырь во имя святых Козьмы и Дамиана, тут мы приложились к головам их; весьма искусно окованы они золотом. И оттуда возвратились в город, и пошли к святой Феодосии-девице, и приложились к мощам ее – это женский монастырь во имя ее, возле моря. И вот что замечательно: в каждую среду и пятницу, как в праздник, множество мужчин и женщин приносят свечи, и масло, и милостыню. Тут же множество людей больных, охваченных различными недугами, лежат на постелях, и исцелевают они, и входят в церковь , а других вносят и кладут перед Феодосией, а она невидимо прикасается к тому, что болит, и выздоравливают люди. А хор поет с утра до девятого часа, литургию же поют поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010