1073 Константинопольские зодчие, прибывшие в Киев для сооружения Великой Киево-печерской церкви, приносят с собой мощи семи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. 1155 Заложение Успенского собора во Владимире при св. блг. кн. Андрее Боголюбском. 1165 Построение св. блг. кн. Андреем Боголюбским храма Покрова на Нерли. 3. Московский период (от нашествия татаро-монголов (1237 г.) до кончины патриарха Адриана (1700 г.)) 1249 Кирилл II возвращается на Русь поставленным митрополитом. 1300 Перенесение резиденции митрополита из Киева во Владимир на Клязьме. 1300 Св. блгв. кн. Даниил Александрович основывает в Москве монастырь в честь прп. Даниила Столпника (Свято-Данилов монастырь). 1322 Святитель Петр окончательно переселяется в Москву и закладывает каменный собор Успения Богородицы. 1326 Преставление свт. Петра. Прибытие из Константинополя митрополита Феогноста. 1328 Митрополит Феогност переносит резиденцию митрополии из Владимира в Москву. 1333 Построение в Москве каменной церкви в честь чуда Архангела Михаила. 1339 Получение Феогностом от Константинопольского патриарха Иоанна грамоты, утверждающей канонизацию митрополита Петра. Святитель Петр - первый русский митрополит, причисленный к лику святых. 1353 Основание Троице-Сергиева монастыря прп. Сергием, сыном ростовского боярина Кирилла. Преставление митрополита Феогноста. 1356 Основан Спасо-Андроников монастырь в Москве. 1365 (около) Основан московский Чудов монастырь. 1381 Св. блг. кн.Дмитрий Донской призывает в Москву митрополита Киприана. Митрополит Пимен отправлен в заточение в Чухлому. 1382 Св. блг. кн.Дмитрий Донской удаляет Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву Пимена. 1387 конец - начало 1388 Митрополитом всея Руси утвержден Киприан. 1392 Преставление прп. Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца (25 сентября). 1395 Хан Тимур двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

519 ...идже былъ Навходонасоръ... – Навуходоносор II, царь Вавилона (605–562 гг. до н. э.), в 586 г. до н. э. захватил и разрушил Иерусалим; здесь же упоминаются четыре избранных иудейских отрока, согласно Библии плененных Навуходоносором; один из них – пророк Даниил – растолковал царю вещий сон ο конце его царства, трое других (Анания, Азария и Мисаил) были брошены по повелению Навуходонссора в огненную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы. Все четверо упоминаются здесь как подвижники, своей верой посрамившие языческого царя-захватчика. 520 ...и Савастию-градъ – Севастия в Малой Азии, где, по преданию, в гонение римского императора Лициния были замучены сорок христиан (320 г.); Тимур взял город в 1400 г. 521 ...святый Григорий, епископъ великия Арменя... – первый епископ Армении Григорий Просветитель, основатель армянской церкви, ставшей государственной в 301 г., умер в 331 г. 522 ...Дамаскъ великий... – древнейший город мира Дамаск (ныне столица Сирии), который был захвачен Тимуром в 1401 г. 523 ...и Сарай великий... – Сарай-Берке, город на Волге, основанный ханом Берке, столица Золотой Орды, в 1395 г. был разрушен Тимуром. 524 ...и бысть имъ бой на мст, нарицаем Ораиньскомъ... – в одном из ущелий на реке Терек в 1395 г., непосредственно перед походом Тимура на Москву. 525 Такоже повел князь намстьникомъ своимъ и властельмъ... – Крепить осаду Москвы на этот раз, как и позже, при нашествии Едигея в 1408 г., пришлось дяде великого князя, выдающемуся военачальнику князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому Храброму (1353–1410); двоюродный брат Дмитрия Донского, князь серпуховской. Впервые участвовал в военном походе с Дмитрием, когда великому князю московскому было двенадцать лет, а ему – девять. Руководил многими военными мероприятиями и походами Дмитрия Донского. 526 ...отъ нашествия зловрнаго царя Хоздроя... – Хосрой (по-персидски Хосров – «царь») II Первиз – иранский шах из династии Сасанидов – царствовал в 591–628 гг.; в войне против Византии (началась в 613 г.), ο которой здесь говорится, потерпел поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И после сего, через 87 лет, местность придонская все еще представлялась в пустынном и неприглядном виде. Так, в 1476 г. венецианский посол Контарини, а с ним и московский посланец Марко Руф, на обратном пути из Персии в Москву проезжали через пустынные Донские и Воронежские степи; они не видели здесь ничего, кроме неба и земли, не находили ни верных дорог, ни мостов; сами делали плоты при переправах через реки и восхваляли милость Божию, когда достигли Рязанской области 8 . Иначе и не могло быть там, где беспрестанно бродили разноплеменные полчища диких до зверства народов, сменявших друг друга и наводивших на все своим появлением ужас и саму смерть. И только жизнь политическая и религиозная в Рязанской области с уделом князя Елецкого составляла тогда возможно благоустроенную православную юго-восточную часть; а потому для русских, живших в татарской орде и в вольных степях придонского края, была в XIV веке учреждена архиерейская кафедра, и епископы ее назывались Сарскими (Сарайскими) и Подонскими (т.е. заведующими русскими селениями по р. Дон). В конце XIV столетия здешняя местность ознаменовывается страшным и вместе с тем чудесным событием. В 1395 г. Темир-Аксак, или Тамерлан, с воинственной ордой, от Волги пробравшись чрез здешние дебри, напал на княжество Елецкое как составлявшее передовую цепь владений рязанских, «и воеваша татарове по за Дону реки власти Рязанския, кн. Елецкого Феодора со всеми его боярами в плен взяша и много зла сотвориша» 9 . От дальнейшего похода на Русь Тамерлан остановлен был чудесной благодатной силой – видением во сне Царицы Небесной, перед Которой московитяне каждодневно усердно молились о спасении земли Русской 10 . Этим событием должно было завязаться родство Москвы с Доном, на привольных берегах которого раскинуты были тогда шатры татарские. Москва в память сего чудного освобождения в стенах своих, на месте, где был встречен образ Богоматери, принесенный из Владимира 11 , в том же 1395 г. воздвигла Сретенский монастырь. Задонская же местность ожидала своей чреды для восприятия семени слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

супругою великого князя Димитрия Иоанновича Донского Евдокиею, в иночестве Евфросиниею, и сделавшийся усыпальницею для русских государынь ; е) Афанасиевский, упоминаемый в 1385 г.; ж) Сретенский, основанный в 1395 г. по воле великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана на том самом месте, где встречена была москвитянами чудотворная икона Божией Матери Владимирская, которую переносили из Владимира в Москву по случаю нашествия Тамерланова и которой приписали неожиданное удаление этого воителя из пределов русских; з) Николаевский, или Старо-Николаевский: тут три года с половиною (1401–1404) прожил Новгородский архиепископ Иоанн, задержанный митрополитом в Москве по воле великого князя Василия Димитриевича; и) Иоанно-Златоустовский, упоминаемый в 1410 г., и й) Иоанно-Предтечевский под бором, где в 1415 г. жил один святой старец, предсказавший великому князю Василию Димитриевичу рождение от него сына Василия . В Твери существовали монастыри: Софийский девич, в котором приняла пострижение великая княгиня Мария, супруга Михаила Ярославича Тверского, убитого в Орде (1319), и скончался малолетний правнук его Александр у своей бабки Софии (1358); Николаевский над ручьем или с Заволочья, откуда взят был (1374) на кафедру Тверской епископ Евфимий Вислин и куда снова (1386) должен был удалиться; Желтиков Успенский на реке Тмаке, построенный (1395) святым Арсением, епископом Тверским; Афанасиевский, где (1399) принял пострижение и схиму великий князь Михаил Александрович Тверской ; Богородицкий на Бору и Богородицкий на Гостомле, упоминаемые около 1361 г.; Воскресенский на Шоше; Воскресенский Бардинский на той же реке; Воскресенский за Волгою и Спасский во Зезях, упоминаемые 1361–1437 гг.; Саввин на реке Тме, в 20 верстах от Твери, основанный в 1397 г. Недалеко от Рязани мы видим два монастыря: Ольгов Успенский, основанный еще в 1-й половине XIII в. , и Солотчинский Рождество-Богородицкий, устроенный в 1390 г. двумя первыми его игуменами Василием и Евфимием. Оба эти монастыря получили жалованные грамоты на разные владения от рязанского великого князя Олега Иоанновича (около 1350–1402 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Никандром, Ростовским архиеп. Феодором, Суздальским архиеп. Евфросином , Черниговским и Брянским еп. Исаакием и новым Рязанским еп. Еремеем Гречином из Киева, где к ним присоединился Туровский еп. Феодосий, М. вернулся в Москву «в великое говение, на средокрестнои недели». В с. Котлы (ныне Котловка в черте Москвы) высших чинов духовенства встречали Московский вел. кн. Василий I Димитриевич , его мать вел. кнг. св. Евдокия Димитриевна , его братья (очевидно, князья Георгий (Юрий) Димитриевич , Петр Дмитриевич, Андрей и Иван Дмитриевичи) «з бояры, и с всеми христианы». Вместе с проч. епископами Русской митрополии М. участвовал в торжественном посажении митр. Киприана «на своем столе» в Успенском соборе Московского Кремля. После этого «тии вси епископи кииждо свою епископью приаша», т. е. М. вновь вернулся в Смоленск. Летом 1391 г. владыка сопровождал свт. Киприана, Адрианопольского митр. Матфея Гречина и Газского митр. Никандра «с Петрова дни» в поездке из Москвы в Тверь. За 30 верст от города всех архиереев «с великою честью» встречали кн. Александр Михайлович, старший сын Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича , а также местные бояре. На следующий день за 20 верст от города свт. Киприана, архиереев и их свиту вновь «с великою честью» встречал 2-й сын правителя Твери кн. Иоанн Михайлович «з бояры». «В день суботныи по вечерне» на Починце в 5 верстах от города они встретились уже с вел. кн. Михаилом Александровичем. В кон. 1395 г., после захвата Смоленска Литовским вел. кн. Витовтом и пленения по его приказу местных князей (28 сент. 1395), М. также подвергся гонениям. При этом, как свидетельствует Метрика Литовская , Литовский вел. кн. Витовт «розгневався на первого владыку» и отнял у Смоленской епископии владение Прости (ныне дер. Прость Ярцевского р-на Смоленской обл.), которое позднее он отдавал в держание местным боярам и местичам, а «в казну и в посребничого деи не давали» (Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3 (1440-1498). Vilnius, 1998. С. 43-44). Весной 1396 г. владыка был смещен с кафедры, 6 апр.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

     …Новогодние каникулы. Очередь в Третьяковскую галерею — по всему Лаврушинскому переулку. Мы просим пропустить нас, подчеркивая, что мы идем не в музей, а в храм. Охрана и замерзшие посетители милостиво разрешают нам пройти. Мы ведь и вправду идем сейчас не в галерею, хотя там много интересного и прекрасного, а к Самой Божией Матери. В храме святителя Николая в Толмачах, который имеет ныне статус храма-музея при Третьяковке (вход в него — через галерею), хранится величайшая русская святыня — Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В часы, когда нет богослужения, здесь очень тихо, и хотя людей обычно немного, кто-то обязательно читает рядом акафист. Удивительный, неповторимый лик у Матери Божией на этой иконе, строгий и скорбный. Она слышит нас, Она состраждет каждому человеку в его боли и быстро подает помощь в самых тяжелых обстоятельствах. Владимирская — Заступница всего нашего народа. Не случайно ей установлено три общецерковных празднования: каждое из них связано с чудом, явленным от иконы по молитвам русских людей за свое Отечество. 26 августа/8 сентября — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, а также в честь сретения (встречи) Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву; 23 июня/6 июля — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 21 мая/3 июня — в память спасения Москвы от орд крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Древний образ находится в специальном стеклянном ковчеге, защищающем его от неблагоприятных внешних воздействий. Икона была прислана из Константинополя киевскому князю Юрию Долгорукому около 1131 года. В 1160 году его сын — святой благоверный князь Андрей Боголюбский — перенес ее в свои северные владения. Согласно легенде, пребывание иконы во Владимире было волей Самой Богородицы, и специально для нее в 1158 году в этом городе был построен дивный Успенский собор. С 1395 года икона неоднократно приносилась в Москву, а с 1812 по 1918-й находилась в Успенском соборе Московского Кремля постоянно. После октябрьского переворота она была изъята из храма и направлена в фонды Третьяковской галереи. Реставраторами был удален драгоценный оклад и проведена расчистка иконы от поздних наслоений. В середине 1990-х годов Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод неоднократно обращались к российскому правительству с просьбой вернуть святыню в Успенский собор Кремля. Она не вернулась на историческое место, но все же была перенесена в храм святителя Николая.

http://pravoslavie.ru/100531.html

С неизменным почтением и доверием относились к митрополиту Киприану многие сильные мира сего, иногда даже враждующие между собою. Это и московский князь Василий Дмитриевич, и тверской князь Иван Михайлович, и литовские князья Витовт и Ягайло... (В феврале 1386 года Ягайло принял католичество и стал польским королем Владиславом, но его дружбе с митрополитом Киприаном это не помешало.) Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы. В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) - непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг - от Аральского моря до Аравийского. В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные. В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " . Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заступничество Пресвятой Богородицы 10.09.2007 735 Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы. В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) - непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг - от Аральского моря до Аравийского. В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные. В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " . Москва , во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле. Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова " сретение " - " встреча " ), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010