а оттуда в 1395 году - в Москву



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Икона Божией Матери Боголюбская / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году в Москву) . Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на ... далее ...
Икона Божией Матери Боголюбская / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская... К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира ( а оттуда в 1395 году - в Москву ) . Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на ... далее ...
Вновь обретенная икона-список «Богоматерь ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... сведений. Для уточнения ее датировки, выявления обстоятельств ее написания и обоснования предположений о ее происхождении необходимо кратко рассмотреть основные этапы поновления и прославления древней чудотворной «Богоматери Владимирской», поскольку именно в эти периоды создавались ее точные списки «в меру и подобие». Исторический экскурс 12. Богоматерь Владимирская. Икона-«пядница». Москва, конец XV – начало XVI вв. Благовещенский собор Московского Кремля Первые копии-списки святыни Владимиро-Суздальской земли – «Богоматери Владимирской» – появились вскоре после ее принесения в 1395 году в Москву, когда по молитвам москвичей перед древним образом свершилось чудесное избавление города от нашествия Тамерлана ( Темир-Аксака ) . В память об этом событии был установлен первый праздник в честь чудотворной иконы [8]. Видимо, тогда «Богоматерь Владимирская», по благословению митрополита Киприана и усердию великого московского князя Василия Дмитриевича, была поновлена и украшена [9]. Древнюю икону, ставшую с этого времени владимиро-московской святыней, поставили в Успенский собор Московского Кремля. Вероятно, уже в 1395 году с прославившейся святыни был сделан список ... далее ...
Надежда Дмитријева. Икона Мајке Божије Богољубска ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... икона је насликана 1157. године. Занимљиво је да је читавих девет година боравила на кнежевском двору, у цркви Рођења Богородице у Богољубову, поред друге велике чудотворне иконе, која је касније прозвана Владимирска, док ова није била пренета у Успенски храм града Владимира (а одатле 1395. године у Москву) . Самим тим Богољубска, једна од првих икона које су насликали руски мајстори, као да је примила благодатну силу од иконе Пречисте (коју је насликао апостол Лука) , поред које се налазила, поставши својеврстан талисман првих корака црквене и државне самосталности Североисточне Русије. Још 1155. године свети благоверни кнез Андреј Богољубски је напустио кијевски Вишгород како би на свој феуд пренео и утврдио престо великог кнеза на суздаљској земљи; понео је и чудотворну икону Царице Небеске. Кад је кнез стигао близу Владимира, на удаљеност од седам врста, коњи који су возили кола с чудотворном иконом, замрли су као укопани. Благочестиви кнез је у овоме видео знамење и заветовао се да ће на овом месту подићи обитељ у име Пречисте. Помоливши се, био је удостојен виђења Богородице, Која је у десној руци држала свитак, а леву је пружила ка Свом Сину. Тако су кнежевски ... далее ...
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... принадлежит московской культуре. Именно в это время, в 1396–1397 годах, митрополит Киприан полтора года жил в Киеве. Жил в окружении многочисленной свиты, приехавшей с ним из Москвы. Спиридоний, судя по всему, был протодиаконом московского митрополичьего Успенского собора и одновременно искусным каллиграфом, а владыка Михаил, в прошлом епископ Смоленский, в то время уже был переведен в Москву и пребывал в числе клириков, приближенных к митрополиту Киприану. Вообще, с восшествием святителя Киприана на митрополичью кафедру в Москве собрались все лучшие художественные силы Руси. Именно в 1390 году в Москву из Новгорода приезжает Феофан Грек. И ясно, что по заказу митрополита Киприана вместе со своими сподвижниками Даниилом Черным, Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписывает кремлевские соборы. Эти универсальные мастера, видимо, принимали участие и в украшении рукописей. Так, в первые годы XV века ими были выполнены миниатюры к знаменитой рукописи Евангелие Хитрово. Современники оценивали влияние Киприана на жизнь Руси так: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется ... далее ...
Книга глаголемая "Описание о российских святых, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... многих опытов благодатной помощи от сей святой иконы, князь Андрей питал к ней особенную веру, и когда выходил на брать, имел обычай брать с собою ее и честный крест. Княжение Андрея Боголюбского кончилось страдальческою смертию: люди, осыпанные милостями князя, убили его в основанном им Боголюбове, 29 июня 1174 года. Память совершается 4 июля. Мощи св. князя, обретенные нетленными в 1701 году, почивают открыто в сооруженном им Успенском соборе во Владимире, у северной оконечности иконостаса. Взятая им из Киева чудотворная икона Богоматери, именуемая Владимирскою, перенесена в 1395 году в Москву и находится в Московском Успенском соборе («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 68–69. Прот. Чижев, «Жития св. князей Андрея и проч. » 1865 г., стр. 4–14) . В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы княжеския, шуба бархатная, багряная, выворот соболей, на главе шапка княжеская, опушка соболья, исподняя риза лазоревая, и в сапогах» ( Филимонов, стр. 60–61 ) . 398. Святый благоверный князь Глеб Андреевич Боголюбский преставися в лето 6000, положен в приделе по правую сторону Сын кн. Андрея Боголюбского, ... далее ...
Величие Пречистой Девы Богородицы, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... По прошествии многих лет она была перенесена во Иерусалим; а в царствование Феодосия младшего супруга его Евдокия, бывши во Иерусалиме, взяла ту икону и послала в Константинополь к сестре Феодосия Пульхерии, которая поставила оную в новосозданной Влахернской церкви. Благочестивые жители Константинополя, удостоившись видеть множество исцелений от сея святыя иконы, назвали Ее Одигитриею, то есть Путеводительницею. Одна из трех икон Пресвятыя Богородицы, писанных евангелистом Лукою, принесена, по свидетельству предания, из Константинополя в Киев, оттуда во Владимир, наконец из Владимира в 1395 году в Москву, где и доныне пребывает в Успенском соборе под именем Владимирская. Живя в доме Иоанновом, Пресвятая Дева часто посещала места, освященные стопами и кровию Ее возлюбленного Сына. Посещала и Вифлеем, где Он родился от Нее неизреченно, сохранив Ее девство невредимо. А особенно любила уединяться в тех местах, где Он протерпел вольные страдания, и орошала их слезами материнской любви, говоря: «Здесь любезнейший Сьш мой был биен; здесь венчали Его венцем терновым; здесь шел Он, неся крест; а здесь был распят». Но при гробе Его сердце Ее исполнилось неизреченным веселием, и Она ... далее ...
29 сентября - день памяти святителя Киприана, ...Искать в Источникеzakonbozhiy.ru
... вынужден был вновь признать над собой власть Золотой Орды. В тот момент казалось, что Куликовская битва потеряла свое значение и победа была напрасной. Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. В переменившейся ситуации он был совершенно неподходящей для Москвы фигурой. Ему пришлось покинуть Москву и уехать в Киев, то есть в Литву. Лишь в марте 1390 года митрополит Киприан снова был встречен новым Московским князем Василием Димитриевичем и после 14 лет искушений занял Всероссийский митрополичий престол. Летом 1395 года в Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Все понимали, что под угрозой само существование Русского государства. Митрополит Киприан, благословив в поход князя Василия, призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. Москва, во главе с ... далее ...
Никольский монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... улицей. Лишь возведенная в 1530-х годах крепостная стена Китай-города отрезала посадскую улицу от Сретенской дороги, и она окончательно стала именоваться Никольской: в летописи это имя первый раз упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный. Осталось неизвестным, когда и кем был основан Никольский монастырь. Впервые он упоминается в летописях в 1390 году при великом князе Василии I, сыне Дмитрия Донского, но уже тогда именовался «Старым», что, возможно, указывает на раннее время его появления в Москве. Летописец упомянул Никольский монастырь, повествуя о прибытии в 1390 году в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его греческими монахами. Здесь, на посаде, митрополит, готовясь к торжественной встрече с великим князем Василием I, вместе с прибывшими священнослужителями облачился «у Николы Старого» в архиерейские облачения, и с крестным ходом они направились отсюда в Кремль, в Успенский собор. Историков это торжество навело на мысль, что уже в ту пору Никольский монастырь был связан с православными греками, и вероятно, являлся их московским пристанищем. Кроме окружения московского митрополита, в Москву «по единоверию» ... далее ...
Вознесенский женский монастырь в Кремле / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... еще увидеть своего супруга. Из окна того же терема она смотрела на дорогу, ожидая мужа с победой. Судьба отвела им еще девять лет жизни: благоверный князь Димитрий Донской отошел к Господу 19 мая 1389 года. День его памяти Церковь празднует 19 мая 1 июня. Безутешная Евдокия осталась вдовой. Именно тогда она приняла решение уйти в монастырь, ибо больше ничто не связывало ее с миром. Оставалось лишь исполнить завет мужа – воспитать детей и править вместе с ними до их совершеннолетия. Так Евдокии выпало понести бремя власти, и на ее правление пришлось еще одно страшное испытание. В грозном 1395 году на Москву шел Тамерлан. И тогда Евдокия велела перенести в Москву Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. Москвичи запомнили великую княгиню как добрую и сердобольную женщину: она помогала бедным, отстраивала им дома после пожара, хоронила нищих, одаривала деньгами. Тогда она и основала в Кремле Вознесенский монастырь, собираясь принять в нем постриг. Желая посвятить оставшуюся жизнь Богу и удалиться от мира, Евдокия тайно готовила себя к этой участи, проводя ночи в молитвах и посте. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: а оттуда в 1395 году - в Москву
Справочник - ПОИСКОВ.РФ