К. О.: Все храмы разные. Вот в Торопце, старинном городе в Тверской области, — в нем храм XVII века, открытый недавно. У нас там были прекрасные отношения со священником, работали почти бесплатно. Каждый случай интересен по-своему. А деньги... Сейчас строится много особняков, владельцы заказывают холсты, там крутятся огромные средства. Но я лучше буду за меньшие деньги расписывать церкви. Д. Л.: Когда мы работали над проектом росписи храма в Жуковском, идеи были совсем другие. Роспись должна была занимать намного меньше места, мы утвердили бюджет. А потом стали переносить проект на стену и поняли, что стена требует другого. В итоге мы усложнили роспись во много раз, но, поскольку договаривались на конкретную сумму, не могли требовать большего. Нам увеличили сроки сдачи работы — и только. У нас на это ушло полтора года, и еще уйдет как минимум месяцев шесть. Но мы согласны: нам очень интересно то, что мы делаем. Это наша жизнь. Какие иконы в России - самые древние? Богоматерь Знамение (Новгород, Софийский собор) Икона написана на Руси до 1169 года. Чудотворная новгородская икона. Самый ранний из сохранившихся списков был сделан в XIII веке. Владимирская Богоматерь (Успенский собор в Москве) Оригинал написан в Константинополе в начале XII века. Оттуда икона попала в Киев. Впервые упомянута в летописях в 1155 году, когда была помещена в Успенский собор во Владимире. В нем икона провела почти два века, пока в 1395-м, в канун нашествия на Русь войск Тамерлана, ее впервые не принесли в Москву для моления о спасении города. К 1480 году икона переселилась сюда окончательно. В XV-XVI веках Владимирскую Богоматерь полностью переписали. От первоначального византийского полотна сохранились только лики и фрагменты фона и одежд. Икона-мощевик " Сошествие во Ад " (Москва, Кремль) Византия, XII в. Сокращенный вариант традиционного " Сошествия во Ад " . Написана на золотой пластине, на лицевой стороне серебряного ковчега-реликвария, предназначенного для ношения на шее. Боголюбская Богоматерь (Владимир, Княгинин монастырь)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После Куликовской битвы сам князь Дмитрий Донской, понимая, какую огромную услугу для Руси оказал святитель, посылает игумена Спасского монастыря к святителю Киприану и просит его вернуться в Москву.  И вот этот раб и посланник Божий приходит в Москву и оттуда управляет всей Русской Церковью. Свт. Киприан у ног Христа Необычайно много святитель Киприан сделал для нашей Церкви. Иконопись расцвела именно при нем: Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев творили именно при нем. Он сам был прекрасным иконописцем. Есть такая удивительная икона – Господь Иисус Христос на престоле, а у ног Его – маленький-маленький святитель Киприан, это он сам написал себя припадающим к Спасителю. Исихазм, умная молитва, умное делание – и это во многом принес святитель Киприан в русские монастыри. Великопостное празднование святителя Григория Паламы, с именем которого неразрывно связано учение исихастов и умное делание, было введено святителем Киприаном. Анафематизмы в неделю Православия также были включены в богослужение основателем нашего монастыря. И, наконец, венец его служения Руси и Русской Православной Церкви, да и всей Вселенской Церкви, потому что он не отделял их друг от друга, – это перенесение по вдохновению Божию Владимирской иконы Божией Матери в Москву. Случилось это в 1395 году, когда Москве и всей Руси угрожало страшное разорение от полчищ непобедимого Тамерлана. Все вы знаете об этих великих событиях. Напомню, что за десятилетие до нашествия Тамерлана святитель Киприан вновь был изгнан из Москвы. В 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву и разорил ее, и снова князь Дмитрий Донской и вся Русь стали данниками татар. Единственным из русских митрополитов, который никогда не ездил в Орду, был святитель Киприан. И поэтому, и во многих других отношениях он был неудобен во вновь сложившийся ситуации. На митрополичий престол был возведен ставленник татар Пимен, а святителя Киприана снова попросили уйти из Москвы. Изгнанный митрополит ушел и вернулся в Москву уже через восемь лет продолжать дело посланничества Божия по собиранию и укреплению Руси, для собирания в Царство Небесное своей паствы – своих неразумных порой духовных детей, о которых он с полным правом вслед за апостолом Павлом мог бы сказать: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19).

http://pravoslavie.ru/put/060918184142

Архив Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская... К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/put/050701103326

Милости Божией Матери к нашей родине неисчислимы 19 августа (1 сентября) (Празднуем Пресвятей Богородице, бывшего ради милосердия от иконы Ея святыя, нарицаемая Донская) Милости Царицы Небесной к нашему отечеству неисчислимы. Всем известно, что в 1395 году Она спасла нашу родину от завоевателя монгольского Тамерлана, в 1480-м – от царя Золотой орды Ахмата, в 1521-м – от казанского хана Махмет-Гирея и в 1612 году – от ляхов. Но эти, всем известные, чудесные избавления Богоматерью нашей родины от врагов далеко еще не исчерпывают всех милостей Царицы Небесной к России. Есть и еще довольно событий в нашей отечественной истории, свидетельствующих о чудесной помощи Царицы Небесной русским в борьбе их со врагами. Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера событие праздника 19 августа в честь Божией Матери – иконы Ее Донская. Несомненно, что и оно убедит нас, что, и кроме указанных избавлений, Царица Небесная и в другие времена являла нам Свои милости. В царствование Феодора Иоанновича на Русь напали двое врагов: король Шведский пошел на Новгород и Крымский царевич Нарадын, со своим братом, – на Москву. Подошедши к Москве, Нарадын с войском расположился в окрестностях последней, на речке Котлах и на горах Воробьевых. Феодор Иоаннович, пославший большую часть войска к Новгороду, на отражение шведов, увидел полную невозможность со своими малыми силами противостать татарам и обратился со слезною молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи против врагов. Он вошел в Благовещенский Собор, взял оттуда чудотворный образ Божией Матери – именуемый «Донская», и с оным обошел крестным ходом стены Кремля и ряды своих воинов. Молитва благочестивого царя была услышана. Ночью он получил откровение от Царицы Небесной, что силою Сына Ее и Бога, по Ее предстательству, враги будут побеждены, что и сбылось. На другой день, рано утром, Нарадын напал на русских и бился с ними целые сутки. Но, вдруг объял его великий страх, и он, гонимый невидимою силою Божьею, обратился со своими полчищами в постыдное бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/1887.html

Календарь Материалы 1 июля 2005 г. [Интернет-журнал/Культура] Впервые в истории сокровища базилики Николая Чудотворца, находящейся в итальянском городе Бари, экспонируются в России. В Государственном историческом музее с 22 июня по 28 августа проходит выставка, которая представляет 64 произведения искусства из базилики, где находятся мощи святого Николая Чудотворца. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Надежда Дмитриева Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Новости 1 июля 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050701

Предание повествует, что чудотворная икона Богоматери Владимирская – из числа икон, писанных евангелистом Лукой. Эта икона долгое время находилась в Царьграде и между 1149 и 1155 годами была привезена оттуда на одном корабле с иконой Богоматери, именуемой Пирогощей, в Киев к Великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Там она была недолго, потому что когда сын его Андрей Боголюбский переехал в 1155 г. из Киева в Суздальское княжение, то икону ту Богоматери увез с собой. Святая икона эта находилась во Владимире Суздальском до 1395 г. и получила название Владимирской чудотворной иконы Богоматери. В 1395 г., когда грозный завоеватель Азии свирепый Тамерлан, вступая в Россию и опустошая в ней огнем и мечом города и селения, шел к Москве, то Великий князь Василий Дмитриевич, зная о великих чудесах, бывших от Владимирской иконы Богоматери, повелел торжественно перенести ее из Владимира в Москву. Она была встречена всем духовенством и народом в Москве. С того времени чудотворная икона Богоматери Владимирская осталась в Москве и впоследствии была поставлена в Успенский (Синодальный) собор. Тогда же, повелением Великого князя Василия Дмитриевича, по благословению митрополита Московского Киприана, в память избавления России помощью и заступлением Богоматери от нашествия в 1395 г. Темир-Аксака, или Тамерлана, установлено было на вечные времена празднество ей в 26 день августа, а впоследствии назначены еще два дня в году: 21 мая и 23 июня. И в тот же день 26 августа, когда принесена была честная икона из Владимира в Москву, Тамерлан устрашен был видением во сне, почему, к удивлению всех, отступил от Москвы, «никимже гонимый». Видение же то было так: «Тамерлан дремал в своем шатре, и вот, точно наяву, видит, будто бы он находится при подошве горы. С вершины этой горы шло к нему множество мужей в блестящих одеждах, с жезлами в руках, а над ними узрел он Деву в лучезарном сиянии, в полном небесном блеске, окруженную несметными тьмами Ангелов с пламенными мечами. Обратив к нему свое грозное лицо, Она сказала ему: «Тамерлан! Оставь землю Русскую, выйди из нее вон, иначе Я накажу тебя». – В знамение Своей силы и Своего могущества по Ее мановению напали на него молниеобразные воины и начали поражать его своими пламенными мечами. В ужасе проснулся тот, кто никого в мире не боялся. Сам он не мог объяснить этого ужасного явления и потому созвал старейшин и спросил их, что значит это страшное видение. Ему отвечали, что виденная им во сне Дева должна быть Матерь Бога христианского – Заступница русских. «Итак, – сказал Тамерлан, – мы не одолеем их». Радостно было русским, когда они услышали о внезапном отступлении врага. В радости они взывали к Богоматери: «Не наши войска прогнали его, но сила Твоя, Мати Божия». Это было в 1395 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

13 . Обретение мощей Св. блаженного Максима Христа ради юродивого. (Смотри ноября 11.) Празднество образу Пресвятой Богородицы Страстной. Церковь Соборная в Страстном девичьем монастыре, построена Царем Алексеем 15 . Успение Пресвятой Богородицы. Успенский большой Собор, заложен в 1325 году, при В. Кн. Иоанне Даниловиче Калите Св. Митрополитом Петром и освящен в 1329 году; потом в 1471 году по соизволению В. Кн. Иоанна Васильевича разобран и заложен новый, в присутствии всей его фамилии и Синклита руками Филиппа Митрополита; но, будучи возведен до самых сводов, в 1473 году мая 21 дня упал: почему В. Князь и отправил послов в Италию, с требованием искусных мастеров, по которому и прислан был оттуда славный Архитектор А. Аристотель, который в 1475 году приступил к делу и оный собор совершен и освящен 1479 г. Авг. 12 дня Митрополитом Геронтием, в каковом виде существует и до ныне. Стенным писанием украшаем был трижды, последний в 1773 году. В сем храме достойны примечания чудотворные иконы и разных святых мощи: 1) Образ Спасителя, принесенный в 1570 году из Новгорода, коему подарен был Греческим царем Еммануилом. 2) Образ Успения Пресвятой Богородицы, писанный Святым Митрополитом Петром. 3) Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, принесенный из Устюга Великого; внизу оного находится следующая достопримечательная подпись: Матери Бога нашего за избавление от всеконечной гибели града Устюга, в лето 1290 бывшего, Великоустюжские граждане со благоговением посвящают вновь сооруженную серебряную позлащенную ризу сию 1818 года. 4) Образ Владимирской Божией Матери, принесенный в 1395 году из Владимира; – он писан Св. Евангелистом Лукой. 5) Образ Иерусалимской Богородицы, писанный Святыми Апостолами в Гефсимании; он стоит на правой стороне за столбом. 6) Образ Влахернской Богородицы, принесенный в Москву в 1554 году, весь из воскомастики; он находится в приделе Св. Петра и Павла. 7) Образ Св. Великомученика Димитрия Солунского, принесенный из Владимира при Великом Князе Димитрии Иоанновиче, в 1380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ВЛАДИМИРСКАЯ икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукою. В XII веке она была прислана из Царьграда патриархом Лукою князю Киевскому Юрию Долгорукому. А он благословил ею своего сына Андрея Боголюбского 45 , когда тот отправлялся на управление Суздальской землей. По особому повелению Божией Матери он поставил ее в городе Владимире, создав прекрасный храм в честь Успения. А в 1395 году сия икона была перенесена в Москву, когда на нее напал татарский хан Тамерлан. С той поры она оставлена была в Успенском кафедральном соборе. При нашествии Наполеона святая икона, вместе с другими святынями – Иверскою и Смоленскою – была возвращена временно во Владимир, к великой радости жителей; а оттуда – в Муром. Но после поражения французов икона снова была принесена в Москву. Перед нею обычно избирались жребием первосвятители Русской Церкви. Этот же способ избрания был применен и в 1917 году при восстановлении патриаршества. Для этого святая икона была принесена, с разрешения власти, из Кремля в храм Христа Спасителя. После Литургии схииеромонах Алексий 46 , член Церковного Собора, вынул один из трех жребиев и передал (убиенному потом) митрополиту Киевскому Владимиру 47 для распечатания: избранным оказался митрополит Московский Тихон. Через несколько недель, 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе было совершено и постановление его в сан Патриарха. Подобным же образом принимала Пресвятая Богородица участие и при помазании на царство русских царей. В день совершения чина миропомазания царь, по прибытии в Успенский собор, становился пред иконою Владимирской Божией Матери, и Ей пели молебен. А перед самым помазанием царь прежде всего припадал к сей чудотворной иконе. Празднуется эта икона трижды в году: 21 мая, за спасение от хана Махмет-Гирея; 23 июня – от Ахмета и 26 августа – от Тамерлана. В этот раз хану было сновидение: с вершины горы спускалась Лучезарная Жена в предшествии святителей. Испуганный хан приказал полчищам своим отойти от Москвы. На сей иконе Богомладенец сидит на правой, а не на левой, как обычно, руке Пречистой, с нежною любовию приклонившись к ланите Матери и обнимая Ее. Вокруг иконы помещены 12 изображений главных событий из жизни Спасителя. В самое недавнее время икона была тщательно восстановлена в первоначальной своей живописи. Письмо – чрезвычайно тонкое и прекрасное. Черты лика Пречистой и аскетически строги, и в то же время чрезвычайно привлекательны.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В виду этого и старайтесь утверждать ее в ваших сердцах, а для сего помните еще и то, что мы должны любить друг друга и потому, что все мы дети одного Отца Небесного, живем на одной земле, пользуемся общими дарами благости Божией, призываемся к наследию одного Царства Небесного, все члены одного великого семейства и, наконец, все между собою спутники к стране вечности. Аминь. Милости Божией Матери к нашей родине неисчислимы (Празднуем Пресвятей Богородице, бывшего ради милосердия от иконы Ея святыя, нарицаемая Донская) Милости Царицы Небесной к нашему отечеству неисчислимы. Всем известно, что в 1395 году Она спасла нашу родину от завоевателя монгольского Тамерлана, в 1480 царя золотой орды Ахмата, в 1521 казанского хана Махмет-Гирея и в 1612 году от ляхов. Но эти, всем известные, чудесные избавления Богоматери нашей родины от врагов далеко еще не исчерпывают всех милостей Царицы Небесной к России. Есть и еще довольно событий, в нашей отечественной историй, свидетельствующих о чудесной помощи Царицы Небесной Русским в борьбе их со врагами. Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера событие праздника 19-го августа в честь Божией Матери - иконы Ее Донская. Несомненно, что и оно убедит нас, что, и кроме указанных избавлений, Царица Небесная и в другие времена являла нам Свои милости. В царствование Феодора Иоанновича, на Русь напали двое врагов: король Шведский пошел на Новгород и Крымский царевич Нарадын, со своим братом, на Москву. Подошедши к Москве, Нарадын с войском расположился в окрестностях последней, на речке Котлах и на горах Воробьевых. Феодор Иоаннович, пославший большую часть войска к Новгороду, на отражение шведов, увидел полную невозможность со своими малыми силами противостать татарам и обратился со слезною молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи против врагов. Он вошел в Благовещенский Собор, взял оттуда чудотворный образ Божией Матери - именуемая Донская и с оным обошел крестным ходом стены Кремля и ряды своих воинов. Молитва благочестивого царя была услышана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010