Митрополитом Ростовским Димитрием, и сентября 19 дня, в день преставления их. В сем монастыре находится Ярославская Семинария и Консистория. Сретенский девичий, 2-го класса, степенью 12, Тверской Епархии, в городе Кашине. В нем Соборная церковь во имя Сретения Господня; построена в 1692 году. Сретенский мужеский, заштатный, в Москве, в Белом Городе; основан при В. Князе Василии Дмитриевиче в 1395 году, в память избавления Москвы от нашествия Татарского Хана Темир Аксака, на том самом месте, где Чудотворный образ Владимирской Богородицы при перенесении оного из Владимира в Москву, был встречен. В нем находится 3 церкви: 1) Во имя Божией Матери Сретения иконы Владимирской; 2) во имя Св. Николая Чудотворца; 3) во имя Марии Египетской, которой и часть мощей десной ноги, называемая плюсна, в оной хранится; также в оном находится резной крест, на котором изображены страсти и чудеса Христовы, сделанный купцом Шумаевым. В сей монастырь бывает ежегодно из Успенского Собора три раза Крестный ход: первый мая 21 дня в память избавления Москвы от нашествия Татар в 1521 году; второй июня 23 дня, уставленный в память избавления Москвы от нашествия Царя Ахмата в 1480 году; третий Августа 26 дня, в память избавления Москвы от нашествия в 1395 году Темир Аксака или Тамерлана. Сретенский Пекинский, Ставропигиальный мужеский, находящийся внутри Китайского города Пекина при Посольском дворе; построен в 1728 году. В нем Соборная церковь во имя Сретения Господня, возобновленная по Высочайшему Указу Императора Александра И в 1823 году мая 2 дня; иконостас в ней превосходной работы, писанный в С. Петербургской Академии Художеств Профессором живописи Г. Ивановым. Монастырь сей всегда находится под особенным покровительством Китайского Императора. При Посольском дворе находится несколько человек из Русских студентов, обучающихся Китайскому и Манжурскому языкам. Старовознесенский женский, 2-го класса, степенью 10-й, в Пскове. В нем церковь во имя Вознесения Господня, с приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 90-х гг. XIV в. Е. П. переселился в Москву. Он отсутствовал в столице весной 1395 г., когда там скончался свт. Стефан Пермский. Почившему святителю было посвящено 1-е сочинение Е. П., написанное, вероятно, вскоре после кончины святого,- Житие свт. Стефана (представляется неубедительной датировка Жития сент. 1406 - мартом 1410 ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 98)). При написании Жития Е. П. опирался как на собственные воспоминания, так и на сведения, полученные от др. людей. Уже для этого произведения характерен присущий Е. П. историзм: пристальное внимание к фактам, детализированность их изложения. Е. П. отмечает близкое знакомство свт. Стефана с вел. кн. Василием I Димитриевичем , с митр. св. Киприаном , сообщает важные сведения о церковной жизни Ростова и Москвы в 70-х - нач. 90-х гг. XIV в., о новообразованной Великопермской епархии (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ), перечисляет князей, правивших в Сев.-Вост. Руси в 1395-1396 гг. Житие свт. Стефана известно более чем в 20 полных списках XV-XVII вв., не считая сокращенных вариантов и выписок; наиболее ранний список - РНБ. Собр. Вяземского. 10, 1480 г. По-видимому, ко времени написания Жития свт. Стефана Е. П. еще не был рукоположен во иерея (автор себя называет «худым и недостойным, убогим иноком», «иноком списающим»). Из письма Е. П. также следует, что к 1415 г. он уже не жил в Москве, возможно, он вернулся из Твери в Троице-Сергиев мон-рь. В Троицком мон-ре в 1418 г. Е. П. приступил к составлению Жития прп. Сергия на основе записей, сделанных книжником в продолжение более 20 лет. Житие прп. Сергия Е. П. писал как на основе собственных воспоминаний, так и опираясь на известия, которые он получил от др. современников преподобного. В отличие от редакций Жития, созданных позднее Пахомием Логофетом , Житие прп. Сергия, написанное Е. П., насыщено биографическими деталями, содержит много информации об окружении прп. Сергия (текст впосл. сокращен). Житие прп. Сергия в редакции Е. П. известно в составе Пространной редакции Жития прп.

http://pravenc.ru/text/190095.html

В этом монастыре находится епархиальная библиотека, основанная в 1812 году, и состоит под ведением Общества любителей духовного просвещения. Сретенский монастырь (На улице Сретенка) Сретенский монастырь основан был в 1396 году, великим князем, Василием Димитриевичем, в память сретения чудотворной Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву, почему и монастырь этот называется Сретенским. Главная соборная церковь Сретенского монастыря в честь Владимирской иконы Богоматери, основана была в 1395 году. Первоначально эта церковь была деревянная, а впоследствии времени, в 1679 году, по повелению царя Феодора Алексеевича устроена каменная. В 1707 году церковь эта была возобновлена и украшена стенною живописью. При этой церкви придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Другие же церкви в монастыре находятся: во имя святого Николая Чудотворца, с приделом Всех Святых и преподобной Марии Египетской, где хранится часть мощей её, привезённая из Константинополя в 1706 году, с приделом святого Димитрия Ростовского . В соборной церкви находится резной крест необыкновенной величины, с изображением чудес и Страстей Христовых. В Сретенский монастырь установлено церковью, совершать крестные ходы из Успенского собора: 1) 26 августа в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери и в воспоминание избавления от нашествия Тамерлана в 1395 году; 2) Июня 23, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татарского хана Ахмата, в 1480 году, при великом князе Иоанне III 95 . Николаевский Греческий монастырь (На Никольской улице) Николаевский Греческий монастырь первоначально известен был под именем Николы Старого и Большая Глава, что у «крестного целования». Такое название носила сия обитель потому, что здесь приводимы были подсудимые к присяге в сомнительных случаях. Монастырь Старого Николы, поначалу своему, возводится ко времени XIV столетия. Царь Иоанн Васильевич Грозный, по просьбе приезжавших в Россию афонских монахов, пожаловал им в 1556 году сию Никольскую обитель для временного пребывания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В 1394 году прибыл в Россию апокрисиарий патриарха с его грамотами и в следующем 1395 году, в великом посте, Киприан отправился с ним в Новгород 597 ; Новгородцы приняли митрополита, как и в первый раз, с великой честью, но в месячном суде и в соединённых с ним пошлинах снова отказали. На этот раз обстоятельства благоприятствовали твёрдой стойкости Новгородцев. За новый и как бы вероломный отказ митрополит воспылал против них, что и естественно, ещё большим гневом, чем прежде, и если бы был предоставлен самому себе, то, нет сомнения, тотчас же бы снова наложил на них то отлучение, которое только что снял; но какие-то неизвестные нам политические причины, бывшие у великого князя (приближение ли грозного врага в лице Тамерлана или что другое) связали теперь в этом отношении руки митрополиту. Не имея возможности действовать грозой гнева, он хотел достигнуть цели путями мира: В надежде привлечь в себе Новгородцев и примирить их с собой он остался в Новгороде на долговременное житьё 598 . Но и средства мирные оказались напрасными: после долговременного житья в Новгороде, митрополит должен был уехать ни с чем, не успев добиться того, чтобы Новгородцы согласились возвратить ему месячный суд и соединённые с последним пошлины 599 . Сейчас изложенным кончаются известия о тяжбе Киприана с Новгородцами из-за месячного суда, и летописи оставляют нас в неизвестности касательно того, чем кончилось дело. Но из свидетельств, относящихся ко времени преемника Киприанова Фотия, мы знаем, что оно кончилось совершенной безуспешностью стараний митрополита. После 1395 года Киприан три раза вызывал к себе в Москву новгородского архиепископа Иоанна, именно – в 1396, 1397 и 1401 году. О причине первого вызова ничего не говорится. О причине второго и третьего вызовов 1 Новгородская летопись глухо говорит, что они были «о святительских делех»: со всей вероятностью следует думать, что во все три раза архиепископ вызываем был митрополитом по поводу нашего месячного суда. Вызванный в последний раз, Иоанн был подвергнут соборному суду семи епископов и, по свидетельству Никоновской летописи, которая говорит о соборе 600 , заставлен был отписаться или отказаться от епископии 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сретенский монастырь: история обители и святыни 20 августа, 2014 Содержание статьи Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю. История монастыря В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян. История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии. Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал… Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы. Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

http://pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

в монастыре Богоявленском, в 1667г. – у Спаса, в 1670г. требуется в Москву, в 1659г.– тоже. Иванов Прокофий – травщик, в 1662г. пишет в монастыре Богоявленском, в 1664г. пишет древки знаменные в Оружейную палату, в 1659г. выслан в Москву. Иванов Артемий – иконописец, пишет у Спаса в 1662г., требуется в Москву в 1670г. Игнатьев Филка – сусальник, в 1659г. отпущен с материалом в монастырь. Кириллов Савва – травщик, пишет в 1662г. в Богоявленском монастыре, в 1664г. древки, в 1665г. бежит. Кириллов Федор – травщик, пишет в 1662г. в монастыре Богоявленском, выслан в Москву в 1659г. Кондратьев Федор – иконописец 2-й ст., пишет в Богоявленском монастыре в 1662г., требуется в 1670 и 1659гг. Кузмин Вонифатий – иконописец 1-й ст., пишет в Богоявленском монастыре в 1662г., в 1670г.– иконы и «Душевное лекарство», в 1667г. у Спаса, требуется в Москву в 1670г. к мелочному письму Спаса и в 1659г. Кузмин Семен – иконописец 2-й ст., работает в Богоявленском монастыре в 1670г иконы и «Душевное лекарство», требуется в Москву в 1670 же году, отвозит иконы в 1672г., выслан в Москву в 1659г., выслан к Спасу к мелочному письму в 1670г. Кузмин Анисим – токарь, делал братины и чаши вверх к 1669г. Мартьянов Иван – иконописец 3-й ст., призывается в Москву в 1659г., работает в Богоявленском монастыре в 1662г. Моховиков Андрей – иконописец, работает в Москве в 1664г. Никитин Василий – травщик, работает в 1662г. в Богоявленском монастыре, в 1664г. пишет древки, выслан в Москву в 1659г. и в том же году бежит. Савельев Моисей – иконописец 3 ст., работает в Богоявленском монастыре в 1662г., требуется в 1659г. Самойлов Федот – иконописец 2 ст., работает в Богоявленском монастыре в 1662г., у Спаса на сенях в 1667г., в 1670г. требуется 2 раза и послан в числе двух лучших, в том же году пишет у Спаса иконы мелочным письмом, в 1659г. выслан в Москву. Сафоновы Никита и Ларка – сусальники, выделывают серебро в 1662г., первый еще привозит серебро в 1667г., второй привозит в 1671г. Семенов Никон – иконописец, призывается в 1659г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/troitski...

См.: Щенникова Л.А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII столетии//История и культура Ростовской земли. 1998. Ростов, 1999. С. 76–84; Вахрина В.И. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2002. Вып. 6. С. 197–213. Вологодский музей, инв. 10524; размер 129 х 87 х 3,3 см. См.: Щенникова Л.А. Богоматерь Владимирская//Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. Кат. 36. С. 282–286. ГТГ, инв. 15275; размер 138 х 104 см (с поздними надставками). См.: Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сборник материалов. Каталог выставки. М., 1995. Кат. 8. С. 100; Щенникова Л.А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 161–162; Она же. Иконы Богоматери Владимирской в монастырях Москвы XVI века. С. 123–125. Владимиро-Суздальский музей, инв. В-6300/28; размер – 96 х 69 см. См.: Щенникова Л.А. Иконы Богоматери «Владимирской» в монастырях города Суздаля//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2003. Вып. 7. С. 158–160; Она же. Богоматерь Владимирская//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 20. С. 138–141. Надпись воспроизведена в кн.: Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сборник материалов. Каталог выставки. Кат. 7. С. 98. Эта Повесть, озаглавленная «О иконе Пречистыя Володимерския», была внесена во многие летописи. См.: ПСРЛ. Т. 6. С. 254; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 386–387; ПСРЛ. Т. 8. СПб, 1859. С. 254–255. Там же. Опись Сретенского мужского монастыря в Москве 1763 г. РГАДА. Ф. 20. Оп. 3. Ед. хр. 564. Л. 3 об. Благодарю старшего научного сотрудника РГАДА А.В. Маштафарова за консультацию и помощь в работе с архивными материалами. Там же. Л. 3 об. – 4. Оклады икон в XVIII–XIX веках неоднократно менялись, дополнялись и переделывались.

http://pravoslavie.ru/30910.html

21. Ч. 1. С. 441; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам/Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф: В 3 т. М., 2008. Т. 2. С. 108). Основываясь в т. ч. на этом сообщении, В. О. Ключевский датировал создание 2-й редакции Жития П. 1397-1404 гг. ( Ключевский. С. 88), а Е. Е. Голубинский - периодом после вторичного занятия свт. Киприаном первосвятительской кафедры в 1390 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 354). В совр. научной лит-ре наиболее распространена т. зр., согласно к-рой эта редакция была составлена во время 1-го занятия святителем митрополичьей кафедры в Москве в 1381 г., поскольку на события последующих лет произведение прямых и косвенных отсылок не содержит (эту датировку, впервые предложенную С. П. Шевырёвым ( Шевырев С. П. История рус. словесности. СПб., 18872. Ч. 3. С. 88), поддержали Л. А. Дмитриев , Г. М. Прохоров и др. исследователи). Клосс датировал 2-ю редакцию Жития П. 1395 г. на том основании, что применяемый свт. Киприаном к себе и своим предшественникам, кроме свт. Алексия , титул «митрополит Киевский и всея Руси» не употреблялся до 1391 г., предсказание П. о славном будущем Москвы было увязано автором, по мысли исследователя, с избавлением в 1395 г. Москвы от нашествия Тамерлана, а утверждение агиографа о том, что чудеса у гробницы П. происходят «доныне», связывается ученым со случившимся в том же году исцелением больной женщины ( Клосс. 2001. С. 32-34). Житие 2-й редакции пространнее и содержит риторическое вступление и краткое Похвальное слово в конце (при этом было удалено известие 1-й редакции о том, что П. благословил кандидата на митрополичий престол архим. Феодора, к-рый не стал главой Русской Церкви). Оно задумывалось святителем как часть Службы П., читаемая после 6-й песни канона. Исследователями неоднократно указывалось, что примеры из жизни П. свт. Киприану служили легитимизирующими его деятельность параллелями с фактами его борьбы за митрополию всея Руси во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. XIV в., что придало произведению своего рода автобиографический характер (см.: Дмитриев Л.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Ученики: апостол Варфоломей Филипп и Варфоломей (Нафанаил) Как запомнить имена 12 апостолов 12 апостолов Апостолы: посланники и главные миссионеры Апостолы: Как двенадцать человек могли изменить весь мир? Апостолы   Православные праздники 8 сентября  Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. В XII веке икона была привезена из Византии на Русь. Икона становится известной благодаря совершаемым ей чудесам. В 1395 году завоеватель Тамерлан с огромным войском подошел к границам Руси. В Москве было совершены молебны и крестных ход с привезенной из Владимира Владимирской иконой Божией Матери, после чего Тамерлану снится сон, в котором ему в лучезарном сиянии является Величавая Жена. Толкователи поведали Тамерлану, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница Христиан, после чего Тамерлан увел войска от границ Руси. В память избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, был построен Сретенский монастырь, а 8 Сентября было установлено общероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.   Владимирская икона Божией Матери Мчч. Адриана и Наталии и прочих 23, с ними пострадавших (305-311). Супруги Адриан и Наталия жили в IV веке в Римской империи. Во время гонений на христиан Адриан и Наталия приняли мученическую смерть за Веру Христову. Адриан и Наталия: История в картинках Имя Наталья и Рождество Христово. Что их связывает?   Православные праздники 9 сентября  Прп. Пимена Великого (ок. 450).   Христианский святой, почитаемый в лике преподобных, автор сборника наставлений, известного как «Афоризмы». Основал монастырскую общину в египетской пустыне, вел праведный аскетический образ жизни.      Православные праздники 10 сентября   Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I).

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

•  Престол Русской митрополии находился во Владимире и возглавлялся митрополитом с титулом Киевского и всея Руси, фактически деятельность главы Церкви проходила в Москве. Святитель Киприан, по происхождению серб, возглавлял первосвятителъскую кафедру в 1381-1383 гг. и с 1390 по 1406 г.  •  Подвизаясь в иночестве, архидиакон Арсений отказывался от принятия на себя окормления Тверской епархии, но по просьбе тверичан и под угрозой соборного запрещения был хиротонисан во епископа Тверского. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был свт. Стефан Пермский (память его 26 стр.).  •  В годы святительского служения в Твери с 1390 по 1409 г. были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, создан Саввин Сретенский монастырь в 20 верстах от города, а также на р. Тмаке Желтиков монастырь (совр. Тверская обл. и епархия).  •  Успенский Желтиков монастырь расположен в 4 верстах от Твери, основан в 1394 г, топоним в его названии связан с местностью, именуемой Желтиковым урочищем, первый храм обители построен свт. Арсением во имя прпп. Антония и Феодосия, в память о начале своего иноческого пути в Киево-Печерской лавре. Закончено строительство монастыря было в 1406 г. Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник.  Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010