343), с которым мы совершенно согласны. О Цоане Танисе, переименованном при Рамзесе II в „Пи-Рамзес“ (город Рамзеса) мы отсылаем к истории фараонов Бругша 1064 . Что же касается города Ханеса, то некоторые комментаторы (напр. Кей) считают, что это древний Ехнес (греч. Гераклеополис) в среднем Египте. Мы же решаемся высказать свое предположение, что здесь идет речь о городе Тафне (Daphno_e Pelusii), упоминаемом у Иеремии II, 16, который упомянут и в главе XLIII, 7–9 того же пророка, где имя города начертано Тафнис 1065 . По всей вероятности здесь издавна была колония Израильтян, и во всяком случае город этот лежал на большем пути движения из Палестины в Египет 1066 . 6 . Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы. Земля угнетения и тесноты,-или как переводит профессор Якимов, – земля скорби и тесноты, есть очевидно та пустыня, которая простирается между Газой и Пелузийским рукавом Нила от самого берега в глубь Аравии и именовалась пустыней Сур. Страна эта обрисована теми же чертами, как во Втор. 8:15 , описана пустыня странствования; только в картине Второзакония нет львов, о которых говорит Исаия 1067 . Пророк выставляет на вид неразумным, как труден путь и как велики жертвы, которые они несут без всякой пользы. 7 . Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно. „Господь твердыня“, говорил Моисей народу во Втор. 32:4 . Сила всего народа Израильского была в вере; твердая вера в Господа Бога должна была иметь последствием тот покой душевный, при котором и возможно только разумное отношение к делу во время опасности. Полагаясь на Бога, народ обетования мог с твердостью ожидать всякую опасность, не теряя мужества, и мог быть уверен, что Господь поможет ему. Северное царство давно пошло ложным путем и даже заключало союзы с язычниками с преступною целью воспрепятствовать исполнению Божиих обетований 1068 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 4. Иудеи …послали во все пределы Самарии... известить об опасности. Хотя Самарийская область – отдельное от Иудеи, и даже враждебпое ей царство Израильское, но Езекия, после поражения Сеннахирима, повелителя Израильтян, присоединил, как видится из обстоятельств, к своему царству и область Самарийскую. Ст. 6–8. …А великий священник Иоаким, бывший в те дни в Иерусалиме, написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрелона (долина, простирающаяся от горы Кармил до Иордана), на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму (на севере колена Ефремова, недалеко от Сихема), чтоб они заняли восходы в нагорную страну... Сыны Израиля поступили так… Так как в то время, о котором здесь идет речь, не было царя в Иудее, ибо Манассия еще содержался в плену Ассирийском; то авторитет первосвященника был тогда верховным авторитетом во всей стране Иудейской. Поскольку же и в Израиле не было тогда царя, большая же часть Израильтян отведена была в плен Ассирийский; то оставшиеся истинные и верные Богу Израильтяне 1066 , тем с большей готовностью могли отозваться на призыв и увещания первосвященника Иудейского 1067 . Что же касается города Ветилуи, где произошла знаменитая история с Иудифью, то это была крепость на некоторой горе близ Дофаима и Ездрелона в колене Иссахаровом 1068 . Ст. 14–15. …Иоаким, великий священник, и все... священники, препоясавши вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения... На кидарах их был пепел… Из этого усматриваем, что во время общественных бедствий, священные лица даже и в храм входили в одеждах плача и скорби, – как это видно и из книги пророка Иоиля 1069 . Глава 5. Ахиор, предводитель Аммонитский, объясняет Олоферну причину твердости Иудеев а) Недоумение Олоферна, насчет решимости Иудеев защищаться (ст. 1–4). б) Ахиор, вождь аммонитский, в краткой истории Иудеев исчисляет чудесные опыты небесного покровительства над сим народом и отсоветует Олоферну воевать с ними (ст. 5–21). в) Гнев на Ахиора вельмож и войска Олофернова и общий совет убить Ахиора и двинуться на Евреев (ст. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Со времени преподобного Сергия не было ещё такого животворящего сдвига. Казалось, делание духовное, начавшись так дружно, расширится по всей земле нашей. Но иными путями повёл Невесту Свою Жених Церковный. Сам испивший чашу смерти, Он и ей предлагает очистительные крестные муки. Вот она, оплёванная, заушенная, поруганная, возводится на Голгофу и, обнажённая, пригвождается ко Кресту. Для верных чад её открывается путь исповедничества, мученичества, а главное – путь величайших скорбей и величайших лишений. Спросили однажды скитские отцы авву Исхириона: «Что сделали мы?» И он ответил: «Мы соблюдали заповеди Божии...» Отцы спросили: «Что сделают те, которые непосредственно последуют за нами?» Он ответил: «Они будут иметь делание вполовину против нашего». Отцы опять спросили: «А те, которые будут после них?» «Эти, – ответил авва, – отнюдь не будут иметь монашеского делания, но их, постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших» 1066 . Особые скорби, небывалые напасти – удел наших дней. В покаянном преодолении их – смысл нашей жизни. Отнятие видимой стороны христианства – главнейшее из всех лишений. Изгнание, заточение, горькие работы – ничто по сравнению с ним. Это отнятие храмов, по слову Божию, можно было бы предотвратить покаянием: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? ( Иоиль. 2:12–14 ). Но где мы слышали всеобщий призыв к покаянию, где видели архипастырей и пастырей, неотступно у жертвенников проливающих реки слёз и подвизающих к тому же народ свой? Дипломатические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них положили своё спасение. Ложно хотели сохранить царство Истины... И посмеялся Господь над ними и до конца изливает гнев свой. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? ( Иоиль. 1:16 ). Истощают, истощают до основания (ср.: Пс. 136:7 ) видимую сторону Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

И здесь, по убеждению древних толкователей, содержится одна очень важная, хотя и парадоксальная, библейская мысль: Господь в этом призыве – посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их ( Иов. 40:6–7 ) – одновременно и слегка иронизирует по отношению к Иову, подчеркивая его бессилие против диавола в сравнении с Богом, и в то же самое время глубоко всерьез призывает его сокрушить сатану. Правда, победить диавола своими силами – и это Иов уже хорошо понял на протяжении всех своих страданий – человек сам по себе не способен. Зато он способен к этому в Боге – Его силой и Его мощью. Святитель Григорий в связи с этим припоминает слова Псалмопевца: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! ( Пс. 17:2 ). По убеждению Двоеслова, Давид здесь явственнейшим образом «приписывает собственное спасение [одному] Господу... открыто говоря о том, что и есть на самом деле, [как бы обращаясь к Богу]: «Я люблю Тебя тем больше, чем больше, ощущая собственную немощь, я узнаю Тебя в качестве моей подлинной Силы " » 1065 . Ориген также видел в этих словах Бога призыв к решительной победе Иова над сатаной, угадывал обращенный к страдальцу рассказ Самого Творца об обстоятельствах предшествовавшего небесного спора Бога с диаволом об Иове (см.: Иов. 1:6–19; 2:1–7 ). Итак, по Оригену , произнеся всякого наглеца... смири ( Иов. 40:11 ; Септуагинта, по пагинации ее стихов; ср. синодальный перевод: посмотри на все гордое и смири его – Иов. 40:6 ), Господь повествует Иову об истории Своего прения с сатаной: «Наглец воинствовал против тебя. Однажды он сказал Мне: простри руку Твою... Коснись всего, что он [Иов] имеет ( Иов. 1:11 ; Септуагинта). Он сказал Мне о тебе: и он в лицо не похулит ли Тебя? ( Иов. 1:11 ; Септуагинта). Но ты победил. Поэтому Я говорю тебе: дерзай, всякого наглеца смири (ср.: Иов. 40:11 ; Септуагинта, по пагинации ее стихов) и ангелов его смири ( Иов. 40:12 ; Септуагинта, по пагинации ее стихов)» 1066 . Итак, Господь, произнеся излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их ( Иов. 40:6–7 ), как бы говорит тем самым Иову: исполни все это, Я даю тебе, человеку, на это полное право.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Да живет Рувим, и да не умирает (ст. 6). «Сила сего благословения будет понята, если вспомним, что Рувим своим лобострастием и кровосмешением заслужил было от отца своего Иакова крайнее умаление потомства 1062 , и вследствие сего мог бы даже погибнуть совершенно среди колев израильских Моисею же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение» 1063 . И Симеон да не будет малочислен 1064 . Симеон тоже своим неудержимым гневом и мстительностию заслужил было негодование своего отца 1065 . Но Моисей обоих хочет разрешить от клятвы отеческой, и ради святости праотцев народа израильского – Авраама, Исаака и Иакова – призывает на оба колена (Рувимово и Симеоново) милость Иеговы, наказующего только до 4-го рода, но милующего в тысячи родов 1066 . Услыши, Господи, глас Иуды, и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его! (Ст. 7). По объяснению блаженного Феодорита, – Моисей предсказывает здесь Давидово царствование 1067 . Это значит, что пророк имел в виду те трудности и препятствия, которые нужно было преодолеть колену Иудову при Давиде, для утверждения за собой принадлежавшего ему царского достоинства 1068 . Посему он (пророк Моисей) и призывает помощь Божию для Иуды и борьбе его с врагами. Впоследствии действительно Давид одержал великие победы над своими врагами. В таинственном же смысле слова Моисея суть пророчественное указание на пришествие Мессии к роду человеческому из колена Иудова, и на низложение духовных врагов его силою креста, на котором он простер свои руки. О Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже, твоем (Ст. 8–11). Т. е. ты, Господи, Левию присвоил священство, в лице потомка его, святого мужа Ааарона и ему дал одежды первосвященнические – ефод и слово-судное, на котором написаны были урим и туммим (светы и совершенства) 1069 . Сего то мужа Ты, Господи, искусил в Маасе, и с ним препирался при водах Меривы. Сими словами, – говорит блаженный Феодорит , – Моисей напоминает бывшее с ним и с братом его, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010