В 673 году архиепископ Феодор чувствовал себя уже хорошо знакомым с ситуацией в Англии, как церковной, так и светской, чтобы созвать первый общеанглийский Церковный Собор в Хертфорде , принявший ряд важных вопросов. Святитель Феодор, будучи греком, был благочестив, стар, опытен в жизненных делах, гибок в вопросах традиций, но необычайно крепок в Православии. Тот факт, что святой Феодор, будучи 66 лет от роду, согласился изменить форму своей тонзуры ради благосостояния отдельной Церкви, подтверждает это. Святитель принимал всех – от скромного аскета Чеда до амбициозного Вилфрида – с чувством высоты епископского сана и власти, которой наделяются архиереи. После собора в Хертфорде и установления традиции ежегодного созыва Соборов в неизвестном нам месте (Clovesho), святитель Феодор продолжил рукополагать новых епископов, создав, таким образом, первую настоящую систему епархий в Англии.Помимо уже упомянутых поставлений, он назначил еще одного епископа мерсийцев – аббата Саксвулфа. В 676 году, после смерти Вини, святитель Феодор посвятил Хедду в епископа Винчестера. В конце 670-х годов, когда король Эгберт изгнал епископа Вилфрида из его обширной епархии, архиепископ Феодор воспользовался этим для того, чтобы учредить новые епархии, меньшие по размеру. Боза стал епископом Йорка, а Эта – сначала епископом Хексема, а потом Линдисфарна. Оба они были монахами. Эдхед стал епископом Линдси (Линкольна). Все три этих епископа были посвящены в Йорке. Позднее святитель Феодор рукоположил еще двух епископов: Тунберта для епархии Хексем (Эта перешел на Линдисфарн) и Трумвина для епархии Аберкорн. А на Пасху 685 года святитель Феодор вместе с еще шестью епископами совершил хиротонию во епископа над любимейшим святым Англии – святителем Кутбертом , «чудотворцем всей Британии». На Соборе в Хертфорде присутствовали всего пять епископов, включая и Феодора, епископ Вини (грешивший симонией) и епископ Вилфрид не были. К концу 670-х годов в Англии было уже двенадцать епископов, многих из которых мы увидим в святцах. И все епископы, хиротонисанные святым Феодором, были монахами, что тоже немаловажно. Эта традиция продолжалась в Англии до 1066 года, в то время как в Европе бывали случаи как до XI века, так и позже (хотя уже не так часто), когда епископами становились женатые.

http://drevo-info.ru/articles/16069.html

В 1050 г. И. Ф. побывал в Риме, в 1052 г. совершил поездку в Германию. В этой поездке он познакомился с имп. Агнессой из Пуату, супругой имп. Генриха III . В 1053 г. аббат участвовал в освидетельствовании мощей сщмч. Дионисия Ареопагита , осуществленном по приказу франц. кор. Генриха I (1031-1060) в Париже. В 1054 г. И. Ф. совершил поездку в Англию с целью воздействовать на кор. Эдуарда Исповедника (1043-1066) в деле защиты владений аббатства Св. Троицы в Англии. Благодаря активной поддержке герц. Вильгельма Нормандского в 1066 г. (мон-рь принял участие в формировании армии для завоевания Англии) И. Ф. смог добиться от нового короля тех же гарантий для аббатства, которые были предоставлены Эдуардом Исповедником. Впосл. кор. Вильгельм советовался с И. Ф. по вопросу о назначении аббатом Вестминстера Виталия (1075/76). Аббатом бенедиктинской обители Питерборо стал один из насельников Феканского мон-ря. В 1067 и 1075 гг. кор. Вильгельм праздновал Пасху в Фекане. Согласно «Каталогу феканских аббатов» (Catalogus abbatum Fiscanensium// Labbeus Ph. Nova bibliotheca manuscriptorum. P., 1652. T. 1. P. 328), И. Ф. совершил паломничество в Иерусалим, однако попал в плен к сарацинам и оставался там долгое время. Сведения о смерти И. Ф. сохранились в многочисленных некрологах. День смерти аббата отмечался в ординарии Фекана XIII в. раздачей милостыни (вином и монетами) (The Ordinal of the Abbey of the Holy Trinity Fécamp/Ed. D. Chadd. Woolbridge, 2002. Vol. 2. P. 694). Сочинения Исследование творчества И. Ф., начатое в 1625 г. Ж. Мабильоном , не завершено. Отсутствует полное критическое издание трудов И. Ф. Его наследие представлено 3 компиляциями со схожим содержанием. В сборниках, имеющих разноплановый характер, объединены богословские тексты, молитвы, исповедь, размышления о духовной жизни монаха. И. Ф. был хорошо знаком с творениями свт. Григория I Великого , блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана Римлянина , однако ему были известны труды и менее знаменитых церковных писателей (напр., полемиста Вахиария ). Как правило, в сочинениях И. Ф. пересказывает идеи своих предшественников, так что логические построения и цитаты из сочинений отцов Церкви крайне редки; более явно выделяется идейный параллелизм.

http://pravenc.ru/text/471526.html

В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327–1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377–1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники. В правление Генриха VII (1485–1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509–1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе. После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь. Строительство монастыря Бери-Сент-Эдмундс. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская Библиотека Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 – до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066–1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

http://pravoslavie.ru/30310.html

Это завоевание привело бы к окончательному уничтожению ирландской святости, к утрате кельтского монашества, вдохновленного Египтом, и к тому, что жития кельтских святых стали бы восприниматься всего лишь как легендарный фольклор. Норманны постарались уничтожить традиции «острова святых» (так издавна называлась Ирландия. – Пер.), так же как они стремились умалить и опорочить английскую, шотландскую и уэльскую христианские традиции. Первое тысячелетие на Британских островах породило тысячи святых. Во втором тысячелетии было канонизировано, включая Ирландию, всего несколько святых, даже по подсчетам католиков. В XII веке борьба внутри династии привела к гражданской войне при короле Стефане Блуаском (1135–1154), затем в XIII и XIV веках шла столетняя война с Францией, а в XV веке потомки норманнов начали «войну роз» со всеми ее ужасами и кровопролитием. Этого бы не произошло, если бы не было норманнского завоевания. Ведь после 1066 года в Англии больше не было ни одного английского короля или королевы. В 1916 году Морис Хьюлитт в своей эпической поэме «Песня плуга» писал: «Я помню один год, тысячный год, с тех пор как Христос был королем, в Англии правили три короля перед тем, как зазвенели рождественские колокола. А после них больше не было английской крови, чтобы спеть песню». Кончилось средневековье, но страдания Англии, да и всех Британских островов, не закончились. Следствием убиения последнего английского короля, ставившего монашество и молитву на первое место, стало появление первого английского короля, поставившего монашество и молитву не на второе или третье, а на последнее место. Я говорю о самом известном разрушителе английского монашества, духовном преемнике Элфхера Мерсийского, тиране-сифилитике и убийце Генрихе VIII. После его правления на острове Британия в течение трех столетий не существовало ни одного монастыря – подобного не мог достигнуть даже большевизм. Вдобавок Генрих и те, кто пришел после него, особенно Елизавета I и Кромвель, отягчили и усугубили положение в Шотландии и Ирландии настолько, что последствия можно легко видеть и в наши дни.

http://pravoslavie.ru/31958.html

Вид на церковь-приорат на острове Линдисфарн. Рисунок 1772 года В VIII–IX веках участились набеги на Англию датчан. После их нападения на Линдисфарн в 875 году монахи покинули остров и отправились на поиски более безопасного убежища и места для святынь и мощей. Во время своих многолетних скитаний с мощами святого Кутберта и других угодников монахи останавливались во многих местах северной Англии и Шотландии, в том числе и в Нортам-он-Твиде, Рипоне и Честер-ле-Стрите (где король Этельстан пожертвовал раке святого Кутберта 96 фунтов серебра, два Евангелия и книгу с его житием). В конце концов они обосновались в Дареме в 955 (по другим сведениям – 995) году и построили здесь саксонскую церковь, куда и поместили мощи святого Кутберта. Когда король Вильгельм I Завоеватель (1066–1087) опустошал и разорял север Англии в 1069 году, сжигая монастыри, деревни и другие поселения, мощи святого Кутберта были снова перенесены, на этот раз в Линдисфарн, но вскоре были опять возвращены в Дарем. По преданию, когда нечестивый король вошел в церковь Дарема, где находились мощи святого, у него начался такой сильный приступ лихорадки, что он выбежал из церкви и поспешил удалиться из города. С 1083 года в Дареме появилась епископская кафедра. И в 1104 году мощи святого Кутберта были перенесены в новый норманнский кафедральный собор при монастыре Дарема. Там они покоились за престолом. Часовня с девятью престолами, куда предполагалось поместить раку святого Кутберта, была построена в 1235 году, а в 1372 году гробницу перестроили. Новая была из мрамора и позолоченного гипса, на ее сооружение была потрачена огромная по тем временам сумма – 200 фунтов стерлингов. Святой Кутберт оставался самым почитаемым святым Англии до первой половины XVI века. В Даремский собор и монастырь ежегодно стекались тысячи паломников – почитателей святого, любивших его, просивших у него благодатной молитвенной помощи. В монастырь Дарема часто приезжали и короли. В 995–1200 годах было создано несколько иллюминированных рукописей жития святого Кутберта, что, вместе с происходившими от его мощей бесчисленными чудесами, повлияло на общенациональное почитание святителя по всей Англии и всей Шотландии.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОКСФОРД [англ. Oxford], город на юго-востоке Англии, адм. центр графства Оксфордшир; старейший англ. ун-т. Город расположен на реках Темза и Черуэлл, в 90 км к северо-западу от Лондона. Возник в англосаксон. эпоху (вероятно, в VII-VIII вв.) как поселение вокруг брода или моста через р. Темзу (название Оксфорд происходит от древнеангл. Oxenaforda - «бычий брод»), на пути из королевства Мерсия к портам на юж. побережье Англии. Согласно известной с XII в. агиографической традиции, в 1-й пол. VIII в. дочь одного из местных англосаксон. правителей св. Фридесвида (Фритусвита) основала на месте совр. О. «двойной» (мужской и женский) мон-рь, к-рый был разорен норманнами в IX в. ( Blair J. St. Frideswide Reconsidered//Oxoniensia. Oxf., 1987. Vol. 52. P. 71-127). На рубеже IX и X вв. в рамках строительства крепостей-бургов для защиты от викингов в О. возвели укрепление по регулярному плану. В поселении действовал монетный двор. В письменных источниках О. впервые упоминается в 911 г. (Англосаксонская хроника/Пер.: З. Ю. Метлицкая. СПб., 2010. С. 83). С X-XI вв. О.- крупное торгово-ремесленное поселение, адм. центр графства Оксфордшир (оформилось к сер. Х в.). В церковном отношении О. входил в еп-ство Дорчестера (с кон. XI в.- Линкольна). В XI в. в О. проходили собрания совета знати (уитенагемот). Ок. 1002 г. в О. создана коллегия секулярных клириков св. Фридесвиды (согласно традиции, на месте мон-ря, основанного святой; с 1122 - приорат регулярных каноников-августинцев). Недалеко от О. находилось крупное бенедиктинское аббатство Эйншем (основано в 1005), 1-м настоятелем к-рого был англосаксон. церковный деятель и писатель Эльфрик († ок. 1010). После нормандского завоевания Англии (1066) в О. построен замок, при нем существовала коллегия каноников св. Георгия, в XII в. ставшая важным центром интеллектуальной жизни Англии (ее членом был историк Гальфрид Монмутский). Ок. 1155 г. О. получил 1-ю грамоту о привилегиях от англ. кор. Генриха II (1154-1189). До конца средневековья О. оставался важным политическим (в 1258 кор. Генрих III утвердил там «Оксфордские провизии», ограничивавшие власть короля; с 1295 О. постоянно представлен в англ. парламенте) и торгово-ремесленным центром.

http://pravenc.ru/text/2578257.html

Атрибуты Святого: бокал, кинжал. К святому Эдварду обращаются при Болезнях желез. Мощи Святого мученика Эдварда почивают в Монастыре Святого Мученика Эдварда: St. Edward Brotherhood, St Cyprians Ave, Brookwood, Woking, Surrey GU24 0BL, England UK, Tel./FAX: 44 (0)1483–48–7763 Святой Эдвард, король и мученик английский († 975, обретение мощей 20 июня) Эдвард был посажен на царствование в возрасте лишь тринадцать лет, вслед за своим отцом Эдгаром. Ему предстояло быть добрым молодым королём, любимым его подданными. После четырёх лет царствования он был безжалостно убит, вероятно, стараниями его мачехи Эльфтриты (AElfthryth) [Эльфрида], чей сын Этельред был тогда избран королем в возрасте десяти лет. Английские Хроники в год 987 оплакивают преступление, не называя преступника. «Был Идверд (Eadweard) король, убитый в вечернюю пору в Корфс-гейте (Corfes-gate) ..., и люди похоронили его в Уэрхэме (Waerham) без причитающихся королю почестей. Никогда ничего худшего не был сделано Англичанами из того, что видела Британия от основания своего. Люди убили его, но Бог прославил его. Он был в жизни земной король, но и после смерти он не Небесный святой», и т.д... В Sarum Breviary много рассказывается о его добродетелях, и среди народа он почитался, как мученик... В год 980 Хроники говорят, «Здесь в этом году Святой Дунстан (Dunstanus) и Элфер (AElfere) – старец (ealdorman) перенесли тело святого короля Идверда с великими почестями из Уэрхэма в Скефтесбрийг (Scaeftesbryig)» [Шэфтсбери (Shaftesbury)]. Флоренция Ворчестерская [anno 979] говорит, что тело было нетленно. Святой Эдвард, Король Англии, Исповедник († 1066, память 13 октября) Святой Эдвард, родившийся в 1001 году, был сыном короля Этельреда (Ethelred), чьё королевство Англия было покорено датскими захватчикам, был неожиданно посажен на трон Англии в 1041 году, в возрасте сорока лет. Бог показал в видении одному набожному епископу, как Эдварда помазал на трон Короля Англии Святой апостол Петр: «Созерцайте того, кто будет Королем под моим покровительством. Его будут лелеять Небеса, он будет на радость своему народу, на страх своим врагам, своей любовью к вещам, очень полезным для Божией Церкви». Английский народ, устав от иностранного господства, решил в 1041 году посадить на царство выжившего сына их законного суверена. Под предводительством трех дворян, народ короновал Эдварда на Пасху 1042 года. Эдвард провел двадцать семь из сорока лет своей жизни в изгнании, в Нормандии, во дворце своего дяди по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нахождение головы св. мученика Эдуарда. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская библиотека В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли. Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны. Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска. Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны – противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля – колыбель закона» сохраняется по сей день. Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года. В 1220 году королем Генрихом III (1216–1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

http://pravoslavie.ru/30310.html

Нормандские острова Нормандские острова образуют небольшой архипелаг обитаемых и необитаемых островов в проливе Ла-Манш близ северо-западного берега Нормандии (Франция) и включают в себя Джерси, Гернси, Олдерни, Бреку, Сарк, Херм, Джету, Лиху и несколько других мелких островов. Все они являются коронным владением Великобритании – бейливиком Джерси и бейливиком Гернси, при этом не входя в состав Соединенного Королевства. В «эпоху святых» эти острова были под большим влиянием «кельтской традиции» христианства. Среди угодников, посещавших этот архипелаг или живших на нем, были святые Самсон, его ученик Маглорий, а также Гелерий и Бранвалладер (VI–VII вв.). Острова большей частью населяли кельтские бритты, переехавшие сюда после завоевания Англии англами и саксами. Начиная с IX века здесь стали селиться норвежцы-викинги. Некоторое время островами владело герцогство Бретань, а с 1066 года – герцогство Нормандия, которым управляли английские короли-французы начиная с Вильгельма Завоевателя. Со времен Генриха III (1216–1272) Нормандские острова являются коронными владениями Англии (позднее – Великобритании). В следующем веке французы на время захватили контроль над ними. Много лет эти земли находились под юрисдикцией французской епархии Кутанса. В 1940–1945 годы они были оккупированы фашистской Германией. После Реформации острова находились под сильным влиянием французских кальвинистов и гугенотов, позднее – методистов, сохраняя при этом некоторые католические традиции. Возрождение почитания древних православных святых Нормандских островов началось в XIX столетии, а в настоящее время здесь имеется скромное православное присутствие. Господствующей церковью островов является церковь Англии. Вспомним двух православных святых этого маленького, но значимого кельтского региона – Гелерия и Бранвалладера. Преподобномученик Гелерий Джерсийский (Память 16/29 июля) Витраж св. Гелерия внутри церкви г. Тонгерен в Бельгии Святой Гелерий (Элье) жил в VI веке. Сохранившееся житие Гелерия составлено в X–XI веках. Будущий подвижник, скорее всего, родился около 510 года в городе Тонгерен – единственном городе на территории нынешней Бельгии, основанном римлянами. Его родители были язычниками. По преданию, они долгое время не могли зачать ребенка и наконец обратились к христианскому подвижнику за советом. Тот сказал им, чтобы они усердно и с верой молились «Истинному Богу». Они послушались аскета, и Господь вскоре даровал им сына, которого нарекли Гелерием.

http://pravoslavie.ru/114713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕМБРИДЖ [англ. Cambridge], город на востоке Англии, адм. центр графства Кембриджшир; один из старейших англ. ун-тов. Расположен на р. Кам, в 80 км к северу от Лондона. Кельт. поселение на месте совр. К. возникло не позднее I в. до Р. Х. Впосл. на этом месте существовало рим. укрепленное поселение, к-рое после англосакс. завоевания пришло в упадок. Согласно Беде Достопочтенному , в VII в. оно было известно под названием Грантакастир (Grantacaestir; по названию р. Гранта (ныне Кам)) и «пребывало в руинах» ( Beda. Hist. eccl. IV 19). После вторжения датчан во 2-й пол. IX в. поселение входило в т. н. Дэнло (область дат. права). В этот период оно, будучи удачно расположено на пути из Лондона в Йорк, значительно выросло; был построен постоянный мост через р. Гранта, давший поселению новое название - Грантебрикге (Grantebrycge; древнеангл.- мост через реку Гранта; впервые упом. в Англосаксонской хронике под 875 г.). В 1-й четв. Х в. поселение вошло в состав владений короля Уэссекса Эдуарда I (899-924); с нач. XI в.- центр графства (впервые упом. в 1010). После нормандского завоевания 1066 г. по приказу кор. Вильгельма Завоевателя в К. был построен замок (1068), вокруг к-рого сформировался город; тогда же за ним закрепилось совр. название (первоначально название замка). В церковно-адм. отношении К. находился в юрисдикции епископа Линкольна, с 1109 г.- епископа Или . Ок. 1092 г. в К. был основан один из первых в Англии приорат августинцев - регулярных каноников ; в 1112 г. переведен в Барнуэлл, ныне пригород К. В сер. XII в. был основан жен. бенедиктинский мон-рь св. Радегунды. Между 1120 и 1131 гг. англ. кор. Генрих I даровал К. 1-ю грамоту о торговых, налоговых и судебных привилегиях. В 1201-1207 гг. город получил от кор. Иоанна I Безземельного грамоты об учреждении торговой гильдии, о праве на проведение ярмарок и о др. привилегиях. В нач. XIII в. в К. был основан ун-т; в дальнейшем именно он определил облик города. Вместе с тем до XVI-XVII вв. К. был ремесленно-торговым центром. Во время Английской революции XVII в. он был одним из главных опорных пунктов сторонников парламента на востоке Англии. В XIX в. развитие ун-та способствовало быстрому росту города. В 1845 г. было открыто железнодорожное сообщение с Лондоном. Во время второй мировой войны К. почти не был затронут герм. бомбардировками. В 1951 г. получил статус города (city).

http://pravenc.ru/text/1684165.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010