После норманнского завоевания 1066 года, то есть фактически после первого крестового похода, город Эли стал последним центром физического противостояния захватчику. Возможно, именно тогда здесь появилось осознание того, что Эли сыграл особую роль во всех делах семи английских королевств. Под влиянием и при помощи короля Анны и его семьи короли и королевства Уэссекса и Эссекса были крещены; через дочерей короля Анны установились тесные отношения с королевскими домами Кента и Нортумбрии. Святая Одри помогла святителю Вилфриду принести свет Христова Евангелия в королевство Сассекс – последнее из английских королевств, принявших веру. А через внучку короля Анны святую Эрменильду некогда яростное языческое королевство Мерсия приняло христианство. В Эли в 1070–1071 годах под руководством Хереварда, «последнего англичанина», собирались те, кто до последнего противостоял нечестивому завоеванию Англии норманнами. Таким образом, святая Одри, мать Восточной Англии, оказалась во главе национального подъема, а город, в котором хранилась рака с ее мощами, превратился в объединяющий центр английского сопротивления. Вдохновленный благородной силой святой Одри дядя Хереварда, аббат Брэнд из Питерборо, отказался признавать незаконного аббата Терстана Элийского, а его монахи радушно приняли Хереварда. Все, кто присоединялись к последователям Хереварда, должны были дать клятву около раки святой Одри верно служить и трудиться с ними «телом и душой». «Книга Эли» описывает, как солдаты ели вместе с монахами, а Херевард сидел за высоким столом с самим аббатом. Беженцы и сторонники собирались вокруг Хереварда. В их ряды вступили также графы Эдвин и Моркар, аббат Сент-Олбанса Сивард, епископ Этельвин Даремский, а также другой епископ – многоуважаемый старец Осмунд, бывший миссионер, возможно рукоположенный на Руси и благословленный учредить национальную Церковь в Швеции . Завоеватели встретились с большими сложностями на подступах к Эли, так как «этот остров был защищен и труднодоступен не только по естественным причинам, но и заступничеством святых жен Саксбурги, Витбурги, Одри и Эрменильды».

http://pravoslavie.ru/31043.html

Романика. Формы европейской романики начали проникать в И. вместе с церковными реформами во 2-й четв. XII в., еще до англо-норманнского завоевания. Это были отклик на активное норманнское строительство в Англии, развернувшееся после 1066 г. Среди первых крупных романских храмов И. упоминается ц. Петра и Павла в Ард-Махе (1126, не сохр.). Ключевую роль в архитектурном процессе сыграл, по-видимому, выдающийся церковный реформатор архиеп. Малахия (1094–1148). Став в 1123 г. настоятелем мон-ря в Бангоре, гр. Даун, он затеял здесь строительство большой церкви по европейскому образцу (не сохр.); это произвело большое впечатление на современников и было воспринято многими как ненужная роскошь: «мы ирландцы, а не галлы» (цит. по: Ibid. Р. 720). С именем Малахии иногда связывают и строительство собора в Лисморе, гр. Уотерфорд; нынешний храм сохранил ряд романских элементов от предшествующего здания, к-рое могло быть построено в 20-е гг. XII b. Архиеп. Малахия был основателем мон-ря Меллифонт, гр. Лаут (осн. 1142, церковь освящена 1157, не сохр.), прозванного «Великим мон-рем» ( Mainistir Муг ) и сыгравшего решающую роль в распространение форм цистерцианской архитектуры в И. Наконец, вероятно участие Малахии и в строительстве знаменитой капеллы Кормака. Т. н. капелла Кормака в Кашеле, гр. Типперэри (1127–1134) является ключевым, единственным полностью сохранившимся романским зданием И. Это «единственная романская церковь в И., к-рая по праву может называться произведением архитектуры» ( Harbison.1999. P. 83). Она строилась как частный храм, и возможно служила усыпальницей мунстерского правителя Кормака Мак Картага (1124–1138). В ее архитектуре наиболее заметны влияния юго-зап. Англии ( Henry. 1970. P. 169–175), в частности, она близка юж. рукаву трансепта собора в Винчестере (после 1107: Harbison, Potterton, Sheehy.1978. P. 81). Однонефный храм перекрыт цилиндрическим сводом, поддерживаемым арками, и увенчан — как и более узкое прямоугольное помещение алтаря — характерной для И.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Русская Церковь в Лондоне Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Михаил Сарни Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Очерк истории Введение На сугубой ектении диакон приглашает верных к молитве о строителех, благотворителех и благоукрасителех святаго храма сего. Кто же они, люди, об упокоении душ которых молятся прихожане лондонского русского собора Успения Божией Матери и Всех Святых? Всех не перечесть — ведь Божественная Литургия в Успенском приходе совершается с ноября 1716 г. Одна из целей очерка — восстановление Синодика (помян­ни­ка) Русской Церкви в Лондоне, где для поминовения будут записаны имена всех православных христиан, усердно послуживших Богу и Его Церкви на месте сем. Начнем с краткого изложения истории христианства в Англии и русско-английских контактов. Церковь До раскола 1054 г. (а в Англии, возможно, и до 1066 г. ) Западная Церковь, управляемая епископом Рима, была частью Вселенской Церкви Христовой. Этому не препятствовали несущественные, медленно растущие различия в некоторых церковных обычаях, и разногласия по нескольким богословским вопросам — о исхождении Святаго Духа, о соотношении Божией воли и воли человека в деле спасения (в основе которых — мнения блаженного Августина, непререкаемого для Запада авторитета; Восток же почти не испытал влияния этого богослова). Первым епископом Британским стал ученик Христа — апостол от 70-ти Аристовул (Aristobulus, память 16 мар. в русских святцах). Сонм британских и ирландских святых, почитание которых было установлено Церковью (до отпадения Запада в середине XI в.), составляют сотни подвижников . Среди них мученики, первый из которых, римский воин Албаний (Alban), пострадал в гонение Декия (†250 г., память 22 июня), страстотерпцы — король Эдуард Мученик (Edward the Martyr), убиенный в 979 г. подобно благоверным князьям Борису и Глебу (память 18 мар.), святители — равноапостольные Ниниан в Шотландии (Ninian, некогда монах в Египте, память 16 сент.), Патрик в Ирландии (Patrick, память 17 мар.) и Давид в Уэльсе (David, память 1 мар.). Множество преподобных, благоверных и праведных явила сия земля .

http://azbyka.ru/palomnik/Русская_Церков...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРДЕРИК ВИТАЛИЙ [Лат. Ordericus Vitalis; англ. Orderic Vitalis; франц. Orderic Vital] (16.02.1075, Атчем, графство Шропшир, Англия - ок. 1142, Сент-Эвруль, Нормандия), монах-бенедиктинец, церковный историк. Главным источником сведений об О. В. и его семье служит его соч. «Церковная история» (Historiae ecclesiasticae). Важную информацию исследователи смогли получить, идентифицировав почерк О. В. и выявив корпус рукописей, полностью или частично переписанных им (18 манускриптов). О. В. был старшим сыном франц. клирика Оделерия Орлеанского (1034-1103), в 60-х гг. XI в. поступившего на службу к влиятельному нормандскому барону Рожеру де Монтгомери († 1094), приближенному англ. кор. Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). После того как Рожер де Монтгомери стал графом Шрусбери (1074), Оделерий получил от него в держание ц. св. Петра в Шрусбери. О матери О. В. известно только, что она была англичанкой. У О. В. были 2 младших брата: Бенедикт и Эверард. Брак католич. священнослужителей в условиях григорианской реформы был неканоничен, но в Нормандии и Англии до 1-й пол. XII в. в значительной мере оставался социально приемлемым. Буд. историка крестил англ. пресв. Ордерик (возможно, родственник матери), в честь к-рого он получил имя. С 5 лет мальчик обучался основам лат. грамматики и католич. богослужения в Шрусбери у др. католич. пресв. Сиварда, англосакса по происхождению. В 1082 г. Оделерий посетил Рим, вероятно, как кающийся паломник. Он дал обет основать в Шрусбери бенедиктинский мон-рь и отдать туда как облата 2-го сына. После смерти Рожера де Монтгомери (1094) Оделерий принял постриг в мон-ре св. Петра в Шрусбери, где провел остаток жизни. Старшего сына осенью 1085 г. он отдал в качестве облата в один из крупнейших нормандских мон-рей - аббатство Сент-Эвруль, внеся за него 30 марок серебра. Поскольку нормандским монахам имя Ордерик казалось варварским, мальчика стали звать Виталий в честь солдата Фиванского легиона, одного из товарищей мч.

http://pravenc.ru/text/2581491.html

Судя по всему, византийские императоры во время мирных переговоров с врагами не включали в условия мирного договора право благопристойного погребения павших воинов. В то время, по-видимому, еще и не было традиции после сражения совершать на поле брани особенные поминальные молитвы о тех, кто сложил здесь свои головы. Однако не стоит думать, что византийская литургическая традиция к тому времени не знала отдельной службы, в которой павшие воины поминались бы особенным образом. Подобный чин заупокойных молитв о тех, кто «пал в бою или погиб в плену», был весьма востребован в эпоху большой внешней активности византийской армии. Точной даты его составления нет. Но исследователи этого вопроса полагают, что подобное чинопоследование сложилось к концу IX или в начале X века, т.е. в то время, когда «армия Востока» осознавала себя армией, по преимуществу состоявшей из воинов-христиан [vii] . В тексте поминальной молитвы испрашивается упокоение на лоне Авраамовом тех героев, что пролили свою кровь или скончались в плену. Составитель данной службы умалчивает о возможности помянуть погибших воинов другой стороны конфликта.  Интересно, что примерно в то же самое время в далекой Англии, мы имеем пример иного отношения к павшим врагам, который очень близок к принципам императора Льва Мудрого. Когда 14 октября 1066 года Нормандский герцог Вильгельм одержал победу в битве при Гастингсе, на поле боя осталось лежать несколько тысяч отборных английских воинов, во главе с английским королем Гарольдом и двумя его братьями. Хронисты не сообщают точные потери самого Вильгельма. Но, по-видимому, они были тоже велики. Вильгельм, без преувеличения, был выдающимся политиком и полководцем, но не меньшей славы от историков он был удостоен и за свое благородство. На месте гастингского сражения Нормандский герцог приказал построить грандиозное аббатство для поминовения всех павших в этой битве. Причем алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Аббатство было названо Баттл (англ. Battle — «битва»). Позднее вокруг обители вырос целый город с одноименным названием.  

http://bogoslov.ru/article/4515727

Святой Кутман. Скульптура работы Пенни Рива, установленная в Стейнинге «Вот история о Кутмане; история о том, как Бог и человек работают вместе – небо и корень. Кутман – сын корнуоллского пастуха, мальчик с тележкой; мы видели, как он вместе со своей матерью совершал нелегкий путь, шел овечьими тропами милю за милей, обойдя пять графств. Только единая высшая цель наполняла его сердце и давала ему силы катить тележку дальше. Мы видели его, видели, как он ел дикие травы – и продолжал идти. Мы видели, как он наконец строил церквушку, окруженный зарослями черники». Скромный отшельник Кутман почитается как покровитель пастухов; он также является покровителем города Стейнинг и Западного Сассекса. Святой Кутман из Стейнинга, моли Бога о нас, грешных! Некоторые ученые считают, что святой Кутман жил позднее – в IX веке. Более поздние предания повествуют о том, что с тех пор в том поле каждый год льет сильный ливень в период сенокоса. Возможно, Господь устроил так для того, чтобы и последующие поколения христиан помнили, какой урок получили эти люди, не захотевшие помочь ближнему. После норманнского завоевания Англии в 1066 году церковь святого Кутмана в Стейнинге перешла под управление аббатства Фекамп. В это аббатство были перевезены мощи святого, а церковь в Стейнинге стала монастырской. При ней появился небольшой колледж, в котором учились на священников. В 1260 году колледж упразднили, а церковь перестроили и освятили во имя апостола Андрея. Она стала обычной приходской церковью, а настоятели назначались аббатством Фекамп. Болланд Жан (1596–1665) – ученый иезуит, положивший начало монументальному критичному изданию житий святых (часть 1 вышла в Антверпене в 1643 году), продолжающемуся до настоящего времени; по имени Болланда его издатели называются болландистами. скрыть способы оплаты Комментарии Константин 12 апреля 2010, 02:58 Спаси Господи за прекрасную статью! Святой Кутман из Стейнинга, моли Бога о нас, грешных! раб Божий Игорь 5 апреля 2010, 21:50 Моли Бога о нас,святый угодниче Божий Кутман,яко аз усердно к тебе прибегаем,скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

http://pravoslavie.ru/34616.html

Знаменитая битва при Гастингсе 1066 года практически уничтожила всю английскую аристократию, лишив страну возможности централизованно бороться с захватчиками. В результате, нормандский герцог Вильгельм стал новым королем Англии, а английский народ оказался в униженном положении. Даже английский язык в последующие три века считался простонародным наречием. Вся правящая верхушка Британии говорила по-французски. Понятно, что у англосаксов или, как их называет Анна, «варягов» были личные счеты с Гвискаром. Когда варяги, вооруженные тяжелыми секирами, пошли в атаку, фланг нормандской армии был смят и обратился в бегство. Но вскоре случилось чудо. Нормандцы восстановили порядок в своих рядах и полностью уничтожили врагов. Мужественно сражавшийся в центре англосаксов Алексей Комнин понял, что шансы на победу утеряны, и отступил. Через несколько месяцев Роберт взял Диррахий . Анна Комнина, весьма красочно описывая эти события, напоминает, что Роберт Гвискар, прежде чем вступить в решительный бой, направился к алтарю святой Феодоры, и там, «в течение всей ночи искал благосклонность Бога», а все «нормандцы причастились Божественных и Непорочных Таин. Только после этого Роберт повел свои войска в битву», – патетично заканчивает свой рассказ Анна . Знала бы она о своем «герое» то, что знали о нем иные авторы. Например, бенедиктинец Амат из монастыря Монте-Кассино, который не менее красочно описал разграбление монастырей южной Италии войсками Роберта . Даже официальные хронисты нормандцев, такие как Годфред Малатерра или Вильгельм Апулийский, не умолчали о фактах грабежей мирного населения и святых обителей солдатами Гвискара . Кстати, именно два последних автора рассказывают множество историй, в которых Роберт продемонстрировал свои хитрость и изворотливость, за что и получил прозвище «Гвискар», означающее «Хитрец». Не удивительно, что Хитрец накануне решительного сражения, от исхода которого зависела судьба всей его экспедиции, вдруг стал благочестивым молитвенником, а его солдаты, недавно грабившие калабрийские монастыри, примерными христианами.

http://bogoslov.ru/article/4501812

А генерал Маниакес поднял восстание и высадился в Албании, прибыв туда предположительно из южной Италии, и готовился выступить во главе своих восставших войск против столицы, но был случайно убит. Таким образом, он и Гарольд Хардрад исчезли из византийской истории, мусульмане оставались нетронутыми на Сицилии еще несколько десятилетий, и в конце концов их изгнали уже не византийские греки, а норманны. Стоит к слову упомянуть, что после своих подвигов в Средиземном море Гарольд Хардрад занял видное место в истории, на этот раз на Британских островах, где после смерти английского монарха Эдуарда Исповедника чуть не стал королем Англии в 1066 году, после ряда событий, в которые тесно вовлеклись норманны. После смерти Эдуарда Исповедника другой Гарольд, граф Уэссекс, немедленно захватил английскую корону. Его притязания на царство были немедленно оспорены двумя мужчинами: Вильгельмом, герцогом Нормандии, и Гарольдом Хардрадом, королём Норвегии. Гарольд Хардрад в компании Тостига, графа Нортумбрии, высадился на севере Англии и двинулся на юг, чтобы сразиться с Гарольдом за английский трон. Другой Гарольд поспешил на север, чтобы встретить их в бою, пообещав 51-летнему Гарольду Хардраду, имевшему огромный рост, «семь футов хорошей английской земли» для своего королевства. Их армии сошлись в битве при Стэмфорд-Бридж, где Гарольд Хардрад был побежден и убит, и всё-таки получил обещанные семь футов английской земли в вечное пользование. Английский граф праздновал победу над своим норвежским соперником, когда услышал, что другой претендент на английский трон, Вильгельм Нормандский, высадился на юге Англии. Гарольд сразу же поспешил на юг, чтобы встретить очередного незваного гостя, но на этот раз боги войны подвели его. Вильгельм Завоеватель, каким он стал известен в истории, победил и убил Гарольда в битве при Гастингсе 14 октября 1066 года, и герцог Нормандии стал королем Англии Вильгельмом I. Это единственная дата, которую знают все в Англии. Тем временем в южной Италии нормандские соотечественники Вильгельма также промышляли захватом других государств и королевств, из которых Сицилия казалась самым интересным. На этот раз врагами стали арабы-сарацины и византийские греки. Это было трехстороннее соревнование, поскольку мусульмане и православные также воевали друг против друга в бесконечной священной войне, которая могла закончиться только уничтожением одной из сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Правление единоутробного брата Олава Святого, кор. Харальда III Сурового Правителя (1046-1066), стало временем внутреннего сплочения Норвежского гос-ва. На протяжении 20 лет Харальд воевал с дат. кор. Свеном II Эстридсеном (1047-1076) за возвращение Дании под свою власть после смерти Магнуса Доброго (1047). Харальд упрочил свои позиции в районе Осло-фьорда, стремясь лишить датчан плацдарма для вторжения в страну. Он начал укреплять приморские поселки, ставшие основой буд. г. Осло. В 1048 г. здесь также начали возводить первые церкви. Война с Данией была безуспешной: в 1064 г. Харальд и Свен договорились не притязать на владения друг друга и заключили мир. Харальд решил поддержать англ. эрла Тостига, к-рый боролся за престол Англии со своим братом кор. Гарольдом II. Использовав обращение эрла за военной помощью как предлог для завоевания Англии, Харальд собрал большой флот, мобилизовав все норвеж. и оркнейские силы. Поход окончился поражением в битве при Стамфорд-Бридже (25 сент. 1066), гибелью короля и отказом нового норвеж. государя, Олава Тихого, сопровождавшего отца в экспедиции, от притязаний на англ. корону. Н. в сер. XI в.- 1130 г.: становление церковной организации Хакон Добрый, Олав Трюггвасон и Олав Святой, имевшие в своем окружении священников (по преимуществу англ. происхождения), не смогли создать к.-л. церковной орг-ции. Олаву Святому и еп. Гримкелю удалось, вероятно, провозгласить некоторые правила соблюдения церковных обрядов и строительства церквей. Первыми храмами, построенными на территории Н., считаются церкви на п-ове Мостр, на о-ве Селья и в Нидаросе, заложенные Олавом Трюггвасоном. Предположительно при Олаве Харальдссоне началось регулярное церковное строительство. В XI в. крупные землевладельцы и состоятельные бонды возводили на своих землях за свой счет храмы, которые считали своей собственностью. По этой причине они полагали, что имеют право выбирать священников, рукополагать их во епископов, допускать в построенные ими церкви лишь угодных им людей. Именно такие «частные» церкви, находившиеся на особом попечении их хозяев, часто становились приходскими и имели постоянный причт; вокруг них складывалась приходская жизнь. К нач. XIV в. в Н. насчитывалось ок. 1200 храмов, из к-рых до наст. времени (полностью, частично или в перестроенном виде) сохранились ок. 300. К кон. XI в. рядом с церквами начали появляться христ. кладбища (общие и родовые).

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010