2 марта 1848 года О людях, о которых знаете доброе, в добром мнении стойте; но из сего еще не следует, что того, кто с сими людьми не в хороших отношениях, решительно осудить надобно. Ибо не знаете его сердца и его мыслей, которыми он введен в сии отношения. Апостол не велел судить дотоле, доколе Господь не придет и не откроет тайная тьмы и объявит советы сердечныя 382 . Неужели мы знаем то, что апостол Духом Божиим объявляет сокровенным до пришествия Христа? 10 апреля 1848 года За книжки благодарю. Но если Вам нужны скоро, то потребуйте, потому что едва ли буду иметь время просмотреть скоро. В толковании св[ятого] Андрея на Апокалипсис 383 есть примечательное, но Откровение Иоанна в ином толковании еще ждет откровения. Пророчества есть для времени, для которого назначены: не являют своих тайн раннему любопытству. […] 5 августа 1848 года Важно и достойно не быть забыто замечание Ваше, что и знамения времен и лета жизни нашей напоминают нам о приближении вечности, и мы, чувствуя себя не готовыми к ней, не спешим готовиться. Возбудим нашу мысль, и наше чувство, и нашу деятельность. […] 13 сентября 1848 года Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут 384 . Да запретит Господь диаволу, покушающемуся во свет истины вмешать свою тьму и оклеветать душу, которая желает славить Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, вечного Сына Божия, во времени воплотившегося, пострадавшего и умершего для спасения человеков, которые все согрешиша и лишены были славы Божией и потому все, ни единого не исключая, требовали Искупителя, безгрешного, всемогущего, словом, Бога и Богочеловека. […] 6 ноября 1848 года Когда готовимся приступить к Господу, мирские дела и заботы надлежит оставлять позади себя. Если есть неприятное в земных вещах, употребим сие для того, чтобы тем удобнее разрешиться от пристрастия к ним. Как устроить спокойствие вверенных, подумаем после, призвав на помощь Бога, о Вас и о них промышляющего. Но конечно хорошо приводить дела в спокойный вид, пока они в наших руках. Кажется нам, что мы не успеваем в делах духовных и впадаем в небрежности, несмотря на усердное желание: но можно спросить, откажет ли Бог в помощи усердному желанию? А если не вполне дается помощь, не должно ли подозревать себя, что не полно желание? Отцы говорят, что в грехах должно каяться без примешения самооправдания. Чем более узрит Господь смирения, тем паче поможет. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Когда „на другой день я, пишет О. М. Бодянский, лично доставил эту книжку министру гр. С. С. Уварову, и не более как через час получил от него запрос: кто дозволил напечатание Флетчерова сочинения? Я отвечал, что это сделано по распоряжению председателя Общества и вместе с тем Московского цензурного комитета, попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова 11 . Министром написан был всеподданнейший доклад, вследствие коего издания Общества были отданы под цензуру, а должностные лица председатель и секретарь – „наказаны». Я уже говорил, что переводчик сочинения Флетчера Гиппиус еще в 1846 г. вышел в отставку и последовавшие в 1848 г. меры внушения его нисколько не коснулись. Точно также в стороне от наказания остались – редактор перевода Н. В. Калачев и подписавший предисловие к нему князь Оболенский. Н. В. в 1848 г. был назначен экстраординарным профессором Московского Университета и оставил службу в Архиве. О князе Оболенском (из дел Архива) видно только, что, после того как разыгралась история с переводом Флетчера, он испросил себе отпуск и отправился в Петербург, быть может, для личных объяснений по этому делу. Из документов Архива, касающихся его, не видно, чтобы последовало для него, что-либо неприятное 12 . Наказания свалились исключительно на голову председателя графа Строганова и секретаря О. М. Бодянского. Первому был объявлен строжайший выговор чрез генерал-губернатора. Академик Никитенко в своем „Дневнике» замечает: „это неслыханный случай с генерал- адъютантом. Говорят, что Закревский не поцеремонился и послал к графу Строганову квартального надзирателя с приглашением явиться к нему для получения выговора». „Получив выговор, граф, пишет Ф. И. Буслаев, тотчас же вышел в отставку и, возбудив этим поступком неудовольствие государя Николая Павловича, с тех пор и до конца его царствования оставался у него в опале, продолжал жить в Москве и редко посещал Петербург ито лишь по своим частным делам». В заседании Общества 27 ноября 1848 г. было за- слушано письмо его к секретарю Общества „о том, что имея в виду частые отлучки из Москвы и полагая, что отсутствие председателя может быть не без влияния на ход занятий Общества, его сиятельство слагает с себя звание председателя Общества, коим в то же заседание был избран вице-президент Общества А. Д. Чертков. (Граф Строганов вторично был председателем Общества с марта 1857 г. по февраль 1874 г.). О. М. Бодянский в своем „Дневнике» передает со слов гр. Строганова следующий разговор, происходивший между графом и импер. Николаем I в самый разгар дела Флетчера, приблизительно в октябре 1848 года. „Бывши у государя, говорит граф Строганов, после обеда я отошел с ним к камину, где, закурив сигарки, он спросил меня:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Год постройки: Между 1855 и 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Кировская область Собор Троицы Живоначальной Яранский район, Яранск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Екатерингофа Год постройки: Между 1845 и 1857. Колокольня 1878-1889 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Рождества Христова Малмыжский район, Константиновка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Собственной Дачи (с изменениями) Год постройки: Между 1877 и 1892 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Подосиновский район, Шолга Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Собственной Дачи (с изменениями) Год постройки: Между 1865 и 1869 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Костромская область Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Колокольня Чухломский район, Ножкино Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Симонова монастыря Год постройки: приблизительно 1870 - 1879 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии Кострома, город, Кострома Архитектор: К.А. Тон, Н.П. Григорьев Год постройки: Между 1852 и 1863 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Троицкий Ипатьевский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Кострома, город, Кострома Архитектор: К.А. Тон (оригинальный проект) Год постройки: не позже 2013 Троицкий Ипатьевский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая) (утрачена) Кострома, город, Кострома Архитектор: К.А. Тон (образцовый проект) Год постройки: Между 1860 и 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Красноярский край Курганская область Церковь Троицы Живоначальной Шумихинский район, Малое Дюрягино Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Саратова Год постройки: 1892 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Курская область Церковь Никиты мученика на Никитском кладбище Курск, город, Курск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5)

http://sobory.ru/architect/katon

Tarrance с. 7), как было принято на соборе в Алеппо во главе с мнофизитским епископом Антонием Алепским. Сергий Грамматик определяет это положение как «трудное для понимание» и как «уступку дифизитам» и не соглашается с ним. Именно это и было причиной написания письма Севиру, чтобы иметь точный ответ на то как действительно необходимо верить. То есть мы видим, что Сергий Грамматик был монофизитом самого крайнего толка, который не мог принять и малейшего намёка на две природы. Тогда как Иоанн Грамматик и есть тот самый дифизит или халкидонит, против которых полемизируеи Сергий. Иоанн исповедует две природы и две пары свойств в одной ипостаси воплощённого Христа. Так же у нас есть свидетельства монаха Евстафия, который представляет Иоанна как последователя Халкидонского собора, против которого Севир писал свои сочинения см. PG, 86, col. 912 AD, 913 B, 933; Леонтий Иерусалимский в своём “ Contramonophysitas” приводит свидетельства Севира и разделяет еретика Сергия от Иоанна Грамматика Кесарийского (PG, 86, col. 1845 B-1848 D ).     Различие между Сергием Грамматиком и Иоанном можно заметить разбирая тон письма Севира. Когда Севир полемизирует с Иоанном Грамматиком он использует предлог κατ , что можно перевести на русский как «против», когда же он пишет письмо Сергию Грамматику он употребляет предлог πρς, что означает «к». В первом случае тон письма остро полемический, тогда как, во втором наоборот, он выражается мягче, как бы советуя и, призывая Сергия принять его позицию. См с. 136 J. Lebon, LeMonophysismesévérien, Louvain, 1909.     Labbe et Cossart VI, Paris, с. 315 и Mansi, X, col. 1116 DE:  см. R. Hespel, Le Florilège Cyrillien refute par Sevère d’Antioche. Etude et edition critique (Bibliothèque du Museon 37), Louvain, 1955.     R. Hespel, Le Florilège Cyrillien refute par Sevère d’Antioche. Etudeeteditioncritique (BibliothèqueduMuseon 37), Louvain, 1955, с. 9.     В соответствии с историческими документами Иоанн Хозивит был епископом Кесарии приморской во втором и третьем десятилетии VI в.

http://bogoslov.ru/article/1943773

и теперь, когда архимандрит Порфирий специально назначен был на восток на службу, он, после предварительных сношений с людьми официальными в Петербурге и после получения инструкций оттуда, нарочито заехал в Одессу и, прожив в ней по разным обстоятельствам около 4-х месяцев, имел полную возможность запастись и запасся самыми подробными и точными сведениями по делам востока и в частности от Стурдзы получил множество рекомендательных писем к разным, преимущественно духовным высоким особам из греческого духовенства в Константинополе, Иерусалиме и других городах, каковые сведения и письма ему были потом очень полезны. Первое пребывание архим. Порфирия на востоке продлилось лишь до 7 августа 1844 года, после чего наш путешественник через Сирию возвратился в Константинополь и прожив здесь до начала следующего 1845 года, в январе сего года отправился на Синай и Афон для дознания нужд тамошних монастырей. На Египет и Синай архимандрит Порфирий употребил время до 25 июня, и плодом внимательного осмотра его этих местностей были известные его труды по описанию их, которые печатаны были частью в Журнале министерства народного просвещения, частью отдельно. Разумеем его статьи: Синайский полуостров, – Синайская обитель и книгу: Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. 30 июня того же 1845 года архим. Порфирий, через Солунь, отправился и на Афон, где пробыл почти год, а после того, через Константинополь, Молдавию и Валахию (где находилось много имений, принадлежавших Св. Гробу Господню в Иерусалиме, Синаю и Афону), в Петербург. Плодом этого путешествия его были статьи его: Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской, Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах, О святом Кирилле, просветителе славян Моравских. Отрывок из путешествия в Афонские монастыри и скиты в 1846 году и книга: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Но вот в 1847 году организована была первая русская духовная миссия для Иерусалима, которая имела тайной целью, кроме Заботы о русских поклонниках, влиять и на улучшение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исходя из указанного выше понятно, как высоко поднялся по служебной лестнице наш земляк, уроженец Тарусского уезда Калужской губернии. Восхождение И.Л. Янышева к этим высотам может быть представлено следующими датами и событиями его биографии: 1845 г. – поступление в Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА), 1849 г.– окончание там XVIII курса первым магистром, 1850 г. – назначение бакалавром (адъюнкт-профессором) математических наук в той же академии, 1851 г.– принятие священнического сана, получение места священника русской православной церкви в Висбадене, служение там в течение 4 с половиной лет, 1856г. – назначение профессором богословия, логики, психологии в Спб университет, 1864 г. – назначение подготавливать к принятию православия принцессы Дагмары, будущей императрицы Марии Федоровны, 1883 г.– протопресвитер, духовник царской семьи, Первая дата этого списка – 1845 год взята не случайно. Именно в 1845 году молодой Иоанн Янышев , лучший выпускник по первому разряду высшего отделения КДС. покинул родную Калужскую епархию. Это подтверждается «Общей книгой поведения учеников КДС, составленной по ежемесячным донесениям инспекторов семинарии» (ГАКО, ф. 65, оп. 5, ед. хр. 59, л. 96-об.). Успешное обучение в СПб Духовной Академии открывало перед молодым выпускником этого учебного заведения большие возможности. Иоанн Янышев в 1849 году был первым в списке из 21 выпускника, получивших степень магистра XVIII курса СПбДА. Кстати, последним, 21-м, значился его земляк из Калужской епархии – Победоносцев Петр Александрович. Всего же на этом курсе обучалось 54 человека. Далее его безупречная служба, отмеченная многочисленными наградами, проходила вдали от малой родины, о которой он никогда не забывал, и где Иоанна Леонтьевича помнили всегда. Православная печать Калужской епархии постоянно сообщала своим читателям о том, как имя их земляка становилось все более известным в Российской Империи. По этим статьям можно проследить практически все этапы биографии этого выдающегося пастыря Русской Православной Церкви (начиная с упоминавшейся даты – 1845 года и далее, вплоть до его кончины и захоронения на Волковском кладбище Санкт-Петербурга), узнать о наградах, полученных им за безупречную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Так, в письме от 21 февраля 1843 г. 359) митрополит пишет: „совещусь я перед выходцами (Молдавскими), что долго продержал прошения (о принятии подданства и определении).” По открытии скита в 1844 г., в письме за 445, октября 10 дня 1844 года: „Макарию и Александру носить мантии в ските Бог благословит.“ В письме за 461, от 17-го января 1845 года, читаем: „Макария и Александра, если есть три года от определения их в монастырь, надобно представить к пострижению, и для того, чтобы на сем было благословение Св. Синода, и чтобы их монашество было и по внешнему порядку управления благозаконно“. Указ о пострижении получен и объявлен 7-го марта 1845 г. В том же году оба старца рукоположены во иеродиаконы (Иларион – 18, a Александр – 21 марта), и за тем Илларион 25 марта рукоположен во иеромонаха, с назначением управлять новооснованным Гефсиманскимь скитом, в звании благочинного, a о. Александр рукоположен во иеромонаха 26-го января 1847 года. Все это совершилось при особом внимании к ним попечительного владыки, зорко следившего за ростом своего любимого детища, Гефсиманского скита. Вот убедительные сему доказательства: в письме за 469, от 14 марта 1845 года читаем: „скитян Макария в иеромонаха, a Александра в иеродиакона поставить призываю благословение и устроение Божие. A им скажите, что они прежде принесли жертву смирению (т. е. вступили на правах новоначальных и выдержали положенный искус), и Господь принял ее, a теперь пусть принесут жертву послушанию, и сия угодна будет Господу. Пресвятая Дева, покровительница Гефсиманского скита, да положит им в сердце свое слово: буди мне по глаголу, пришедшему свыше от Божиих судеб, хотя к ним приходит глагол и не через ангела, но через людей, помилованных быти служителями воли Господней.“ В письме за 472, от 25 марта 1845 года, по рукоположении Макария во иеромонаха и Александра во иеродиакона, владыка пишет: „Получены от вас монахи Макарий и Александр. Благодать Божия возвращает вам иеромонаха и иеродиакона. Господь да сохранит их истинными слугами Своих Таинств, a вы наставляйте их в служении, и служения достойном житии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1839 г. монастырь возвращен под кров православной церкви; в 1842 г. возведен на степень 1-го класса, но в 1845 г. положен в 3-м классе, с переводом сюда из мест. Жировичь семинарии. Церковь св. Троицы, построенная вместо деревянной в 1514 г. кн. Константином Острожским во вкусе полу-визан- тийском, сохранила доныне свой первоначальный вид, за исключением некоторых изменений, произведенных униатами около 1670 г. В ней находится многочтимая чудотв. икона Божией Матери Одигитрии, писанная св. еванг. Лукою; этою иконою в 1495 г. благословил царь Иоанн Васильевич дочь свою Елену, отпуская ее в Литву на брак с вел. кн. литовским Александром; празднование иконе совершается 14 апреля. “Виленский Свято – Троицкий монастырь, в Западном Русском месяцеслове на 1865 г.”, 58 – 67; “Полн. собр. лет.”, II, 360; “Ист. Росс. Иер.”, III, 540; VI, 441; Ратшин, 21; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; Корева, “Вилен. губ.”, 541; Батюшков, “Холм. Русь”, 74; “Словарь ист. о свят.”, 36; “Полн. собр. закон.”, 1845 г., XX, 18827; “Сенат. вед.”, 1845 г., 30; “Книга степенная”, I, 484 (о муч. Круглецы); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1839 г., 9 (воссоединение); 1842 г., 12 (возвед. в 1 кл.); 1845 г., 12 (полож. в 3 кл.); 1853 г., 85 (надел. лесом); 1874 г., 200 (передача рукописей, пергаментов и проч. из мон. архива в Вилен. публич. библиот.); “Витеб. губ. в.”, 1859 г., 20 (Остробрам. чудотв. икона); “Гроднен. губ. в.”, 1847 г., 36 (духов. завещ. 1529 г. Богуша Боговитыновича); “Ковен. губ. в.”, 1864 г., 37 (Елена Иоанновна, Вел. кн. Литовская); “Русская Вильна”, прилож. к “Пут. по св. мест. Русск.”, 1864 г., 4, 15, 18, 21, 31–35 (опис. м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 131, 136, 173; Строев, “Спис. иерар. и настоят. м-рей”, 3, 38 (Макарий Чорт, хирот. в митроп. Киев. 1495 г., убит 1 мая 1497 г.; это что-то не согласно с летописями), 43 (Сильвестр Белкевич, митр. Киев., 1556 г.), 540, 2; “Акты истор.”, I, 289 (Духов. собор 1509 г. в Вильне; архим. Зосима); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I 91 (Духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не положите, Возлюбленнейший Брат, гнева на мне за такое неудовлетворение сего, Вашего желания: – удовлетворение оному повлекло б Епархиальное Начальство к ответственности, которой всяк по возможности избегать обязан. Если вздумаете о святках погостить у нас, в Орле, то я с моей стороны прошу Вас посетить и мою келию и в ней хлеба-соли откушать, а наипаче соутешиться взаимною верою и любовию. За сим, препоручая Вас благости и щедротам Вседеющего Промысла Божия, с искреннейшим уважением и любовию пребыть имею, Вашего Высокопреподобия, Возлюбленного моего о Христе Брата и сослужителя, усерднейшим слугою: Смарагд Архиепископ 30 ноября 1845 г. Орловская Архиерейская кафедра. Разумеемое в данном письме 8 дело рисуется по документам в таком свете. Архим. Макарий от 20 ноября 1845 г. представил архиеп. Смарагду рапорт следующего содержания: «Избегая опасного вреда от сырости и угару в старом здании зимнего храма в здешнем монастыре, крайнею необходимостию побужден я к назначению в доме настоятельском двух комнат с сенями для зимней церкви», на которую отводилось пространства 18 аршин в длину и 5 аршин в ширину, при чем для настоятельских келлий оставалось еще 7 комнат, а в приложенной (вместе с планом) смете на приспособление исчислялось 560 рублей, все же прочее потребное – в виде сосудов, ризницы, богослужебных книг – могло быть взято из других церквей монастыря. Проектируемый храм архим. Макарий просил наименовать церковию «Тайной Вечери Христовой» с престольным церковным праздником в Страстной четверг 9 . 24 ноября 1845 г. архиеп. Смарагд положил резолюцию: «Консистории немедленно рассмотреть и доложить». Это было исполнено 28 ноября 1845 г., когда определение Консистории было таково. Свода законов тома 12 Устава строительного о зданиях церковных, в статье 183 изображено: «На устроение церквей в домах испрашивается разрешение Св. Синода для лиц, приобретших право на особое уважение, которые не могут посещать церкви по болезненному состоянию и преклонным летам. На устроение домовых церквей в столицах испрашивается Высочайшее соизволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

18 июля 1838 г. был назначен ректором Херсонской Духовной семинарии. 15 ноября 1840 г. назначен настоятелем Русской духовной миссии в Вене. За время пребывания там архим. Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян. 14 ноября 1842 г., согласно решению Святейшего Синода, «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», о. Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. Пребывая на Востоке, он получил счастливую возможность путешествовать, работать в монастырских библиотеках и изучать древности. В 1845–1846 гг. Порфирий Успенский предпринял первое путешествие. С января по июнь 1845 г. им была осуществлена экспедиция в Египет, на Синай, в монастыри Нитрийской пустыни. С августа 1845 г. по январь 1846 г. и с марта по конец июня 1846 г. обследованы богатейшие сокровищницы христианских древностей на Святой Горе Афон. Особо притягательным для отца Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, монастырь Св. Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному неисчерпаемым кладезем древностей. Именно здесь в 1845 г., за 15 лет до К. Тишендорфа, Порфирием Успенским была обнаружена и описана основная часть рукописной греческой Библии – знаменитый Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) IV в. (в 1844 г. немецкий ученый видел лишь 129 листов). Порфирий Успенский занимал категоричную позицию в отношении Синайского кодекса и вел полемику с К. Тишендорфом. Несмотря на это, он испытывал уважение к своему ученому оппоненту, поддерживал с ним контакт и неоднократно посылал ему собственные сочинения и древние манускрипты. В частности, известно, что он предоставил К. Тишендорфу из своей коллекции для издания синайский палимпсест (РНБ, Греч. 225). А Тишендорф подарил отцу Порфирию несколько листов из издания Синайского кодекса, на одном из которых сохранилась дарственная надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010