26 февраля по 29 сентября 1856 года. По выслуге  в государственной учебной службе 35 лет, но собственному прошению от этой службы уволен 1856 г. 29 сентября. За отличное усердие по академической службе награжден скуфьей 1830 года 22 марта. 1834 г. 13 февраля награжден камилавкой 1837 года 14 мая, в воздаяние отлично-усердной службы, награжден золотым наперсным крестом. 1840 года 29 апреля, в воздаяние отлично-усердной службы, сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. 1839 г. 2 августа  избран действительным членом конференции Санкт-Петербургской Духовной академии. Был членом Санкт-Петербургского Духовного цензурного комитета, эту должность проходил с 4 августа 1841 г. по 10 августа 1845 года. 1842 г. 4 сентября за отлично-усердную службу по званию профессора богословия при университете, произведен в сан протоиерея, с оставлением при прежнем месте на священнической вакансии. С 1842 года был членом Санкт-Петербургской духовной консистории. 1843 года 23 марта перемещен протоиереем в Смоленско-кладбищенской церкви. Того же года 23 октября советом Копенгагенского Королевского общества древностей северных избран сочленом этого общества. 1844 года 7 июня назначен помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божьего, в наблюдении за этим преподаванием в гражданских учебных заведениях столицы вообще, и в особенности, в учебных заведениях, подведомых Министерству народного просвещения. 1845 года 22 ноября от Смоленско-кладбищенской церкви перемещен в церковь св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, что в Моховой улице, на место умершего протоиерея Петра Вигилянского. 1848 года 25 июня возложена на него должность благочинного на место скорбященского протоиерея Иоанна Добронравина. 1848 года 4 августа перемещен на вакансию штатного протоиерея и благочинного в Казанский собор, на место умершего протоиерея Тимофея Никольского. 1845 года 25 апреля, в воздаяние отлично-усердной службы сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. 1849 года 1 июля за усердную службу сопричислен к ордену св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Григория 167 . Из дальнейшего хода дела видно, что так и поступили редакционный комитет: приступив с 1845 года, к изданию творений св. Василия Великого , он затем (в 1847 и 1848 годах) не оставили неизданными и остальных творений св. Григория Богослова в русском переводе, так что, между тем как из творений св. Василия Великого , переведённых и изданных в 18451848 годах, вышло семь частей или томов, вторым изданием вышедших в 1853 – 1859 годах, из оставшихся не переведенными в 1843 и 1844 годах творений св. Григория составилось еще две части (или тома), V и VI-я, дополнительных; причём считаем нужными добавить, что V часть творений св. Григория Богослова переведена была исключительно одними Петром Спиридоновичем, за что он, по определению редакционного комитета, получил, кроме денежного вознаграждения полистной платы (по 15 р.), в дар 10 экземпляров этой V-й части 168 . За, переводом творений этих вселенских великих учителей Церкви, согласно упомянутому выше предписанию святейшего Синода чрез Духовно-учебное управление, следовало бы приступить к переводу творений св. Афанасия Александрийского , причисленного в этом предписании. как и справедливо было ожидать, также к «главнейшим Отцам» Церкви 169 . Однако Академия к творениям этого св. Отца приступила позже (в 1851 году), а с 1848 года занялась переводом творений св. Ефрема Сирина . И можно думать, что главным побудителем к ускорению перевода творений св. Ефрема Сирина был упомянутый не раз епископ Рижский Филарет (Гумилевский) , который ещё от 5 мая 1843 года писал А. В. Горскому: «Моей душе грешной казалось бы, взяться надобно после Григория за Ефрема. Если говорить строгую правду: пустынный Ефрем, не смотря на то, что пустынник, едва ли не во всех отношениях выше Василия: с какой стороны ни посмотрите на него, возьмете ли его как проповедника, он не уступает Каппадокийскому Учителю, даже по сердечной живости слова ближе он говорит сердцу, чем Василий; у последнего есть искусство, да и строгость его нисколько пугает душу грешную, тогда как слезы Ефрема Сирина – сладость сердечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Синодом. По прошествии каждого месяца Цензурный комитет представляет академической Конференции, отчет: какие книги и когда вступили в Комитет и какие из них рассмотрены одним или всеми членами Комитета, какие из них одобрены к напечатанию или неодобрены; а в Конференции, по прошествии года, составляется из таковых отчетов общий и представляется в св. Синод. В должности цензоров со времени учреждения Духовно-цензурного комитета, находились: Архим.: Анатолий Максимович (1809–1812) ректоры С.-Петербургской семинарии Мефодий Пишнячевский (1812–1813) Поликарп Гойтанников (1819–1824) Иоанн Доброзраков (1824–1827) инспекторы академии Антоний (1827) ректоры Спб. семинарии Нафанаил Павловский (1827–1830) Соборный иеромонах Иосиф Позднышев, инспектор академии (1831). Макарий, ректор С.-Петербург. семинарии (1831–1837). Платон Городецкий , инспектор академии (1832 –1838). Климент Мажаров, бакалавр академии (1837–1839). Иоасаф Покровский (1839 –1840). Евсевий Ильинский 1839. Афанасий Соколов, ректор семинарии (1840–1841). Филофей Успенский (1840–1842). Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии (1842–1848). Аввакум Честной (1845–1849). Иоанникий-Горский, ректор С.-Петер. семинарии (1850–1854). Иоанн Соколов , бакалавр академии (1848–1857). Кирилл Наумов , эктраорд. профессор академии, 1851. Протоиереи и священники: И. С. Данков (1809–1817). И. Н. Голубов (1809–1810). И. И. Бедринский (1811–1824). При увольнении от Цензурного Комитета, протоиерей И. И. Бедринский Всемилостивейше пожалован, за долговременную и усердную службу, алмазными знаками ордена св. Анны 2 ст. Г. П. Павский (1817–1827). За усердную девятилетнюю службу протоиерея Г. П. Павского в Цензурном Комитете изъявлена ему от лица Комиссии благодарность. С. Я. Платонов (1825–1831). И. Иванов (1831–1834). И. Д. Колоколов (1835–1839). К. Я. Делекторский (1841–1842). А. И. Райковский (1841–1845). Т. Ф. Никольский (1842–1848). А. И. Окунев (1842–1851). М. И. Богословский 1853. Из светских: профессор академии В. Н. Карпов, с 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2184. Слово неизвестного проповедника. 1828. XXXI. 89. 21 ноября. В день введения во храм пресвятой Богородицы 2185. Слово преосвященного Георгия Конисского . 1841. IV. 246. 2186. Слово преосв. Евгения, архиепископа псковского. 1839. IV. 256. 2187. Слово преосв. Кирилла, архиепископа подольского. 1840. IV. 278. 2188. Слово преосв. Анатолия, архиепископа могилевского. 1853. II. 421. 2189. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1856. II. 452. 2190.       Беседа неизвестного проповедника из псалм. 44. 1843. IV. 244. 2191. Слова неизвестных проповедников. 1845. IV. 469. 1848. II. 371. 23 ноября. В день преставления св. благоверного великого князя Александра Невского 2192. Слова неизвестных проповедников. 1849. II. 345. 1853. II. 153. 358. 1855. II. 392. 1858. II. 391. 23 ноября. В день Святителя Митрофана 2193. Слово преосв. Антония, архиепископа воронежского. 1848. I. 3. 27 ноября. В день Знамения пресвятой Богородицы 2194. Слово неизвестного проповедника. 1825. XX. 351. 6 декабря. В день Святителя Николая 2195. Слова неизвестных проповедников. 1823. XII. 334. 1826. XXI. 83. 1828. XXXII. 346. 1849. I. 304. 2196. Слово преосв. Амвросия, архиепископа Тверского. 1845. II. 308. 25 декабря. В день Рождества Христова 2197. Слово преосв. Филарета, митрополита московского. 1835. IV. 311. 2198. Слово преосв. Кирилла, архиепископа подольского. 1840. IV. 367. 2199. Слово преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1841. IV. 403. 2200. Краткое поучение неизвестного проповедника, произнесенное в сельской церкви. 1842. I. 297. 2201.       Беседа преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1844. IV. 390. 2202. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1852. II. 521. 2203. Слово преосв. Нила, архиепископа ярославского. 1858. I. 127. 2204. Речь преосв. Макария, епископа тамбовского. 1859. I. 257. 2205. Слово ( Е. И. Ловягина ). 1861. II. 121. 2206. Слова неизвестных проповедников. 1847. IV. 405. 1848. II. 383. 1849. II. 420. 1850. II. 444. 26 декабря. В день Собора пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

130 Ктитор (греч.) – основатель, создатель; лицо, выделившее средства на строительство, ремонт или благоукрашение монастыря, храма. 131 Константин (Типалдос; 1795–1867) – ректор Халкинского богословского училища в 1844–1864 гг., с 1848 г. титулярный митрополит Ставро польский (города Карии в Малой Азии). 132 Керкирская Гильфордова академия – Ионическая академия, первый университет современной Греции, основанный в 1824 г. Фредериком Нор том, 5 м графом Гилфордом (1766–1827) в городе Керкира на острове Кор фу, входящем в группу Ионических островов. 134 Барский – Григорович Барский Василий Григорьевич (1701–1747) – русский путешественник, писатель, публицист и паломник. 136 Евгений (Булгарис; 1715–1806) – теолог, деятель новогреческого Просвещения, архиепископ Словенский и Херсонский. 138 Гази – Антимос Газис (1758–1828) – греческий просветитель, философ, политик, писатель и картограф, один из руководителей революционного общества Филики Этерия. 139 Вамва – Неофитос Вамвас (1776–1855) – греческий священник и ученый, видный деятель новогреческого Просвещения. 140 Иконом – Константинос Иконому (1780–1857) – греческий богослов и проповедник, видный представитель новогреческого Просвещения, член Российской Императорской академии наук. 142 Танталиди Илиас (1818–1876) – греческий филолог и поэт, с 1846 г. профессор греческой литературы в Халкинском богословском училище. 143 Патриарх Анфим VI (1782–1877) – занимал Константинопольский престол трижды: в 1845–1848, в 1853–1855 и в 1871–1873 гг. 144 Патриах Иоаким II (Коккодис; 1802–1878) – занимал Константино польский престол дважды: в 1860–1863 и в 1873–1878 гг. 145 Константин Типалдос (1795–1867) – архимандрит, первый ректор Халкинского богословского училища (1844–1864). 146 Иоаким (Коккодис; 1802–1878) – занимал епископскую кафедру в Иоаннине (Янине) в 1835–1838 и в 1840–1845 гг. 147 Предположительно митрополит Агафангел (Схоларис; 1818–1893) – избранный митрополитом Зворницким в 1848 г.; спустя десять лет, снискав благодарную память сербов, был отозван в Константинополь, и тут же направлен Патриаршим экзархом в Прусскую митрополию; летом 1861 г. избран митрополитом Филипийским, Драмским и Захненским; много лет был эфором Богословской школы на острове Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович) Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия. В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру. С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ответ. Какая разница, в чем причина нашего раздражения? Вот представь: сел, допустим, на тебя комар и пьет твою кровь. Ты его с раздражением прихлопнул. Это ведь не значит, что раз комар виноват, то и твое раздражение оправдано. А иначе у тебя выходит, что гневаться нельзя только на того, кто ни в чем не виновен. А вот если он действительно совершил проступок, то на него и накричать можно. Но как тогда быть с заповедью: Всякий гневающийся на брата своего всуе повинен есть суду? Во всех остальных случаях наше раздражение никак не оправдано. Вот тут еще в записке сказано про повышенный тон. А когда меняется тон? Тогда, когда человек выражает какие-то свои чувства. Человек одним тоном читает: «Я помню чудное мгновенье…» и совсем другим произносит: «Уходи отсюда». И почему же он поменял тон? Чисто из музыкальных соображений, что ли? Нет. Значит, есть какой-то мотив, появилось какое-то чувство в душе. Что за чувство заставляет повысить тон, когда сестра что-то не так сделала? Уж наверное, не поэтическое вдохновение и не желание показать свои вокальные способности. Вопрос. Вы сказали, что на людей гневаться нельзя, а на ереси и заблуждения можно. Я не очень понял, как это применить в конкретном случае, допустим, в споре с каким-нибудь сектантом. И в каждом ли случае надо вступать с заблуждающимся человеком в полемику? Ответ. Рассмотрим два примера из жизни. Вот беседую я с сектантом один на один. Он навязывает мне какие-то свои убеждения, и я совершенно точно знаю, что они неправильны. Я внутренне возмущен той хулой, которую этот человек возводит на Православную Церковь. Но что мне делать, если я вижу, что переубедить его невозможно? Если я начну на него кричать, возмущаться, что это даст? Я потом буду еще несколько дней кипятиться от злости, а человеку все равно никакой пользы не принесу. Поэтому тут лучше свое возмущение придержать и смириться. Конечно, необходимо высказаться совершенно определенно: мол, я православный христианин, и с тем, что ты говоришь, не согласен, — сказать что-то в нескольких словах, самых простых. Но в препирательство, тем паче гневное, не вступать.

http://pravmir.ru/gnevajtesya-i-ne-sogre...

Владыка представил автора мемориала скульптора Эвелину Соловьеву. Она создала несколько лаврских памятников: «2000 лет от Рождества Христова», «За веру Христову пострадавшим», поклонный крест в Митрополичьем саду, рельефное панно «Святой благоверный великий князь Александр Невский», установленное в год 300-летия Александро-Невской лавры на стене просфорного корпуса. Владыка Назарий поблагодарил всех, кто внес свой вклад в увековечивание памяти новомучеников и исповедников Российских и создание мемориальной доски: членов современного Александро-Невского братства, скульптора Эвелину Соловьеву, Бориса Сергуненкова, старшего хранителя библиотеки Александро-Невской Лавры Неониллу Голубятникову и секретаря епархиальной комиссии по канонизации святых Лидию Соколову. Затем владыка Назарий и протоиерей Владимир Сорокин сняли с доски покрывало, был отслужен молебен. За богослужением пел хор духовенства из Гродно, приехавший в Санкт-Петербург, чтобы дать концерт в Святодуховском центре. После молебна пастырское слово произнес отец Владимир: «Сегодняшняя радость - по поводу трагического, печального события, свершившегося в 1918 году. Эпоха начиналась в России совершенно другая, и кто-то должен быть задать тон. Как хор имеет своего руководителя, как каждый приход имеет настоятеля, который задает тон приходской жизни, так кто-то всегда задает тон и эпохе. Господь устроил так, что тон церковной жизни на весь ХХ век установил отец Петр. Само имя этого человека говорит о многом, вдумайтесь только - Петр Скипетров: Петр - это, как мы знаем, скала, скипетр - символ державы, порядка, последовательности. Я поражаюсь тому, что Господь Петербургу дал такого человека в самом начале: сочетаются и имя, и фамилия, и подвиг. Отец Петр погиб, защищая мирный, спокойный уклад жизни. С убийством отца Петра в России началась другая жизнь, причем весьма интенсивная. Пятилетки, перестройки, но Церковь все время держала свою позицию, принципиально важную. Если мы будем смотреть на ту эпоху как на наказание, мы будем вечно искать врагов. Ко мне как к председателю комиссии по канонизации приходят родственники репрессированных: " Помогите установить, кто " сдал " моего деда, найду его родственников и отомщу " . Это ужас, конечно, Гражданская война продолжается... Мы не располагаем этими сведениями, архивы пока открыты только частично, но я бы никогда не дал, даже если бы знал. Надо смотреть на ту эпоху как на испытание - тогда мы смотрим на себя, задумываемся, от чего Господь нас защищает, предостерегает. Нам пока трудно осмыслить события ХХ века - времени с исторической точки зрения прошло очень мало».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/05/ep...

Владыка представил автора мемориала скульптора Эвелину Соловьеву. Она создала несколько лаврских памятников: «2000 лет от Рождества Христова», «За веру Христову пострадавшим», поклонный крест в Митрополичьем саду, рельефное панно «Святой благоверный великий князь Александр Невский», установленное в год 300-летия Александро-Невской лавры на стене просфорного корпуса. Архиерей уточнил, что благотворителей было всего двое: сам монастырь и руководитель научно-производственной фирмы «ВАПА», заместитель председателя правления Александро-Невского братства Борис Сергуненков. Затем владыка Назарий и протоиерей Владимир Сорокин сняли с доски покрывало, был отслужен молебен. За богослужением пел хор духовенства из Гродно, приехавший в Санкт-Петербург, чтобы дать концерт в Святодуховском центре. После молебна пастырское слово произнес отец Владимир: «Сегодняшняя радость — по поводу трагического, печального события, свершившегося в 1918 году. Эпоха начиналась в России совершенно другая, и кто-то должен быть задать тон. Как хор имеет своего руководителя, как каждый приход имеет настоятеля, который задает тон приходской жизни, так кто-то всегда задает тон и эпохе. Господь устроил так, что тон церковной жизни на весь ХХ век установил отец Петр. Само имя этого человека говорит о многом, вдумайтесь только — Петр Скипетров. Петр — это, как мы знаем, скала, скипетр — символ державы, порядка, последовательности. Я поражаюсь тому, что Господь Петербургу дал такого человека в самом начале: сочетаются и имя, и фамилия, и подвиг. Отец Петр погиб, защищая мирный, спокойный уклад жизни. С убийством отца Петра в России началась другая жизнь, причем весьма интенсивная. Пятилетки, перестройки, но Церковь все время держала свою позицию, принципиально важную. Если мы будем смотреть на ту эпоху как на наказание, мы будем вечно искать врагов. Ко мне как к председателю комиссии по канонизации приходят родственники репрессированных: " Помогите установить, кто " сдал " моего деда, найду его родственников и отомщу " . Это ужас, конечно, Гражданская война продолжается... Мы не располагаем этими сведениями, архивы пока открыты только частично, но я бы никогда не дал (эту информацию — ред. ), даже если бы знал. Надо смотреть на ту эпоху как на испытание — тогда мы смотрим на себя, задумываемся, от чего Господь нас защищает, предостерегает. Нам пока трудно осмыслить события ХХ века — времени с исторической точки зрения прошло очень мало».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

На наш взгляд, строгий лик Иверской Богоматери, несомненно, составлял определенную задачу ее живописца, и напоминает исторический тип Афины, с ее суровым неподвижным овалом и большими, широко раскрытыми глазами. Коричнево-оливковый тон лика, без моделировки и оттенения и без румянца, на этот раз даже бледный и сероватый, остался почти нетронутым. Сравнительно с оригиналом, московский список иконы кажется сочного, теплого колорита и передает лишь рисунок оригинала в общих чертах, изменяя самое письмо, а с ним и выражение. Уменьшенный список, хранящийся в Малой дворцовой церкви Ливадии, представляет уже только общую композицию и вовсе не передает ни черт, ни выражений, как и образ Сионского собора в Тифлисе. Иверская Богоматерь из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе. Замечательная широта письма отличает эту икону наравне с Богоматерью Кукузеля, а белесоватый тон письма свойствен именно миниатюрам IX века. (Теплый тон эмалевого письма создан был X веком). Лик Младенца имеет большие глаза, светло-каштановые волосы, разделанные мелко, но не бликами, а тенями. Тон тела теплый, в тенях оливковый, с легким румянцем на лбу, щеках и губах, с красноватыми бровями. Лик Богоматери имеет характерный длинный нос, слегка загнутый на конце, с темным штрихом на переносице, под глазами и округлым подбородком. Под мафорием виден чепец, образующей направо складки и открывающий слева ухо. Икона, кроме ликов, вся покрыта сплошным чеканным серебряным окладом, к которому относится надпись, находящаяся внизу справа. Рисунок чеканного поля состоит из разводов с розами внутри по грузинскому образцу и типу. На грузинское происхождение указывает также грубый параллелизм складок и стиль рельефов: прекрасные орнаменты соответствуют здесь детскому рисунку фигур. Рельефы представляют апостолов: Филиппа, Фому, Андрея, Луку и др. Кайма набрана горельефными разводами с пальметками. Наконец, венцы позднейшей работы: XVII века, с финифтью, и имеют форму пышных корон. Напротив, венчики или металлические нимбы древнего происхождения, грузинского типа и отличного рисунка. По низу иконы идет грузинская надпись (вновь прочтена в оригинале для нас проф. Н. Я. Марром): «Царица, мать человеколюбивого Бога, пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина великого Кай-хосроя Квар-Кварашвили, а я, раб твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодаря тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня грешного эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня грешного у престола Сына и Бога Твоего и безначального святого Отца Его и Святаго Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010