Зная, что владыка Алексий ценит музыкальность тех, с кем ему приходится служить, особенно диаконов, я думал, что он обратил внимание на мою способность «без мычания» попадать в тон и поэтому решил повременить с моим рукоположением во иереи. Дабы никого не оставить в недоумении, поясню сразу, что значило для меня попадать в тон «мычанием» или «без мычания». Дело в том, что во время богослужения митрополит Алексий, чтобы попасть в тональность хора, пользовался своеобразным методом, который на первых порах мне казался забавным и который выдавал, что своему музыкальному слуху он не вполне доверял: прежде чем произнести, как положено, нараспев тот или иной богослужебный возглас, он принимал сосредоточенное выражение, затем, стараясь попасть в тональность, пропевал с закрытым ртом довольно громко букву «м»: получался звук, похожий на мычание или на гудок паровоза. После чего он, как правило, громко и чётко, произносил возглас. Этот «метод настройки слуха» обеспечивал митрополиту всегда стопроцентное попадание в тон. Надо сказать, что были у митрополита в этом деле и подражатели, но не столь удачливые. Помню одного иеромонаха, с которым мне не раз доводилось служить в монастыре, пользовавшегося этим, возможно, старинным, методом. Этот монах удивлял меня тем, что всякий раз после удачного попадания в тон «мычанием» он затем, как нарочно, произносил возглас в любой другой тональности, только не в той, которая уже сама собой напрашивалась. Это походило на то, как если бы стрелок прекрасно прицелился, но вдруг передумал поражать цель и выстрелил невесть куда, лишь бы выстрелить. Визит зарубежной делегации в Пюхтицкий мон-рь в рамках ХМК. Богослужение в Успенском соборе совершает архиеп. Таллинский Алексий (Ридигер). 1964 г. Но, возвращаясь к прерванному повествованию, скажу, что, скорее всего, наш Архипастырь меня просто пожалел. Ну, как «бросить на амбразуру» такого необученного новичка! А может, владыка в эти минуты вспомнил, как сам начинал свое священническое служение? Один иподиакон владыки, Романа Танга, рассказывал, что только что рукоположенный иерей Алексий Ридигер казался епископу и его ближайшему окружению настолько беспомощным, что никто не мог представить себе, как он будет служить, во всяком случае, в первые недели или месяцы. |
§ 237. Пламенная ревность к благочестию, непреодолимое желание спасать непокоривых братий своих, – часто заставляет помазанного принимать тон строгий и обличительный. Сей тон изменяется по свойству случаев и заблуждений, против которых помазанный направляет своё слово. Он имеет вид дружеского выговора, или отеческого увещания, когда слушатели не слишком ожесточены, и впадают в погрешности как бы невзначай, не с намерением. Отзывается лёгкою и добродушною иронией , когда проповедник не находит нужным прямо нападать на заблуждения народные. Имеет вид мимоходных замечаний, – обличения представленного в общих чертах, – когда нужно бывает не исправлять действительные пороки, а только предостерегать от них, и побуждать к ревностнейшему исполнению своих обязанностей. Но он же бывает, грозен, и, даже ужасен, – когда пастырские увещания остаются без действия. Слово помазанного бывает слово суда и прещения, – когда ожесточение народа и бесчувственность его доходят до крайней степени . В последнем случае тон обличительный преимущественно встречается у Пророков, почему и можно назвать его строгостью Пророческою в слове помазанном. Не прихоть, не произвол заставляет помазанного быть строгим и неумолимым; нет, прежде чем другим изрекает суд и горе, он сам снедается внутренним горем. Горе мне, аще не благовествую ( 1Кор.9:16–17 ). Может быть, он и хотел бы удержать грозное слово своё: но он сам не может снести внутреннего огня, который снедает его. «Сказал я сам себе, – говорит древний Пророк, – не воспомяну имени Господня, ниже возглаголю ктому во имя Его: но вот бысть в сердцы моем яко огнь горящ, палящ в костях моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити» ( Иер.20:9 ). И тогда говорит он себе, готовясь обличать народ непокоривый: «Горьким словом моим посмеюся, отвержение и бедность наведу, яко бысть в поношение мне слово Господне, и в посмех весь день» ( Иер.20:7–8 ). § 238. Слово помазанное с духом грозного обличения соединяет необыкновенную возвышенность , когда то нужно бывает; настраивается на тон священной поэзии. Не в высокопарных выражениях, не в страстной фигуре, даже не в чрезвычайно высокой мысли заключается тайна высоты в слове помазанном; нет, она сокрыта в духе помазанного; слова могут быть просты, мысли обыкновенны: но высок дух проповедника, являя необыкновенную силу свою в простых и повсюдных формах, вместе с собою восхищает и слушателя в ту область созерцаний, мыслей и чувств, где сам обитает в минуты выспренней деятельности своей. Что проще тех слов и истин, которые Даниил изрекает смущённому духом Валтасару? Но читая описание пиршества, и слушая Пророка, обличающего царя и пирующих с ним, невольно переносится мыслью в чертоги Вавилонского владыки, невольно чувствуешь трепет колен царских, и как бы видишь это ужасное мани, фекел, фарес , которое вместе с решением Пророка, решает судьбу злосчастного, но развратного Монарха ( Дан. 5:3–6, 14–28 ) . |
Изречение пророка приведено почти буквально по переводу LXX. Мысль изречения пророческого такова: небо и земля, вся вселенная исполнена Моим присутствием, составляет жилище Мое и покой Мой; потому никакой созданный человеком храм, как бы ни был он великолепен, не может быть исключительным местом присутствия и откровения Моего. Если Я сам Творец всего сущего, то Я не нуждаюсь в человеческой помощи, чтобы устроить место покоя Моего; весь мир есть место покоя Моего. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего и умирающего иудейства, будто храм иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного богопочтения, и, таким образом, обосновывает истинность того великого переворота, какой должно произвести христианство относительно места богопочтения. Это – тоже, что Христос некогда сказал самарянке: поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин.4:21 ; Ин.4:23 ). Лжесвидетели обвиняли Стефана, будто он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие (храм) и переменит обычаи, заповеданные Моисеем относительно храмового богослужения ( Деян.6:14 ). Стефан словом пророческим указывает, в каком смысле и на каком основании он говорил о сем, и тем защищает себя от сего обвинения, указывая хотя не прямо, что этому храмовому культовому иудейскому богослужению может и должен быть положен конец; на пророческом слове опирает он божественное право на такое изменение положения дел с основанием царства Мессии. 51. Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы; 53. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили. Собственно защитительная речь Стефана против обвинений, возведенных на него перед синедрионом, и веденная им исторически, кончена, и Стефан вдруг изменяет тон защищающегося на тон обвиняющего своих неправедных судей, тон спокойного обозрения истории – на тон грозного и беспощадного изобличения современного иудейства в лице его представителей: членов синедриона, теперешних судей его. |
бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии с 25.12.1876 по 12.12.1883 епископ Херсонский и Одесский Дионисий (Хитров), епископ бывший епископ Якутский и Вилюйский с 12.12.1883 08.09.1896 Финляндская С 24 октября 1892 года Финляндская и Выборгская Кафедра в Выборге Имена Сведения бывший епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.10.1892 по 25.12.1898 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 02.11.1912 Харьковская Учреждена 16 октября 1799 года Слободско-Украинская и Харьковская Кафедра в Харькове Имена Сведения Христофор (Сулима), епископ бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 16.10.1799 по 06.02.1813 на покое; 18.05.1813 Аполлос (Терешкевич), епископ рукоположен с 14.10.1813 20.01.1817 Павел (Саббатовский), епископ рукоположен с 18.02.1817 по 26.01.1826 епископ Астраханский и Кавказский Виталий (Борисов-Жегачев), епископ рукоположен с 28.02.1826 по 12.03.1832 архиепископ Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Александров), епископ рукоположен с 19.05.1832 по 22.07.1835 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 22.06.1835 по 1836 переименован архиепископ Харьковский и Ахтырский Харьковская и Ахтырская С 5 апреля 1836 года Имена Сведения Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Слободско-Украинский и Харьковский 29.02.1840 Смарагд (Крыжановский), архиепископ бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский с 06.04.1840 по 31.12.1841 архиепископ Астраханский и Енотаевский бывший епископ Вологодский и Устюжский с 31.12.1841 архиепископ с 15.04.1845 по 24.02.1848 архиепископ Херсонский и Таврический Елпидифор (Бенедиктов), епископ бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии с 01.03.1848 по 06.11.1848 епископ Подольский и Брацлавский бывший епископ Рижский, викарий Псковской епархии с 06.11.1848 архиепископ с 07.04.1857 по 02.05.1859 архиепископ Черниговский и Нежинский бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 18.04.1859 |
Таким образом, в 1845–1848 гг. в Православие перешло 63 858 крестьян, или 17% всего населения эстонской части Лифляндской губернии. 24 марта 1848 г. генерал-губернатор Головин покинул Ригу, а на его место назначен был князь Суворов, симпатизировавший прибалтийским немцам. Преосвященный Филарет вынужден был просить о переводе из Риги. «Здоровье мое, – писал он обер-прокурору Святейшего Синода, – известно вашему сиятельству; в полтора года оно изорвано скорбями и страхами, которых дотоле не видал я, живя по силе моей для Господа, но новые следствия в сем месте – новые муки, что ни шаг, то борьба. Желаю при помощи Божией служить делу святой веры, но, ваше сиятельство, снизойдите к моей немощи; довольно было испытаний... самые дела показывают, что при таком положении нет, по крайней мере у меня, немощного, возможности бороться с ними». Его перевели в Харьков, и 30 ноября 1848 г. он выехал из Риги. Образование Рижской епархии На место преосвященного Филарета 7 декабря 1848 г. прибыл викарий Литовской епархии епископ Ковенский преосвященный Платон (Городецкий) . Самоотверженная и ревностная 14-летняя деятельность епископов Иринарха и Филарета I подготовила условия для создания самостоятельной епархии в Лифляндии. Необходимость таких мер уже с 1847 г. настоятельно доказывал епископ Филарет. Новый викарий Псковской епархии епископ Платон поддержал идеи своего предшественника, хотя число православных в крае было еще недостаточным для учреждения самостоятельной епархии. Епископы Филарет и Платон убеждали духовные власти и правительство, что открытие епархии настоятельно необходимо для защиты Православия в крае. В 1836 г. православных здесь было 13 317 человек, к 1850 г. в подведомственных викариатству приходах Лифляндской и Курляндской губерний их количество возросло в 11 раз и составило 146 183 человека и действовало 117 православных храмов, в начале 1850 г. Святейший Синод, обсуждая ходатайство епископа Платона «о благоустройстве и преуспеянии православной Церкви в крае», нашел «весьма полезным и благовременным преобразовать Рижское викариатство в Рижскую самостоятельную епархию». |
При церкви нужно было исправить церковную деревянную ограду и «уплатить в Пижемскую церковь (п.Тужа — прим. авт.) 300 руб., взятых в 1840 году на позолоту иконостаса». В 1866 году приход села уже составлял 431 двор крестьян, где проживало 7568 человек (3538 м.п. и 4030 ж.п.). В починке Шахайском было 14 дворов (85 и 119), Арна-Умаш — 4 (42 и 42), Турминском — 19 (138 и 168), Петровском — 7 (66 и 83). Первый священник — Иоанн Филиппович Флоренцов (упоминаемый в 1848 году). В 1856 году получил Архипастырскую благодарность за усердное служение. В 1860 году ко Дню Святой Пасхи был награжден набедренником, а в 1863 получил одобрение от Епархиального начальства. Дьяконом был все тот же Стефан Емельянович Олюнин. Было ему уже 65 лет. И с 1829 года к тому времени на одном месте он прослужил 37 (!!!) лет. Дьякон Тихон Федосеевич Курочкин (был в 1848 году). Пономарь Капитон Владимирович Фищев (также упомянут в 1848 году). Второй священник — Петр Тихонович Огородников, 45 лет. В 1845 году награжден наперсным крестом, а в 1861 году — набедренником. Дьячок Сергий Федорович Стрельников (был в 1848 году). Третий священник Петр Иоаннович Зубарев, 27 лет. Окончил Богословский курс семинарии в 1860 году с аттестатом 2 разряда. В сем храме с 14 марта 1862 года. Пономарское место зачислено за девицей Прасковьей Костровой. По спискам населенных мест Вятской губернии 1859—73 годов в селе Сердеж (Сосновском) казенного ведомства было 44 двора и 255 человек (126 м.п. и 129 ж.п.). В селе числилось тогда сельское училище. В 1891 году Сердеж являлся центром одноименной волости, включающей в себя 7 сельских обществ. В них насчитывалось 89 селений, где проживало 9435 жителей (4533 м.п. и 4902 ж.п.). Сердеж относился к Сердежскому сельскому обществу и состоял из двух половин, числившихся как отдельные населенные пункты. В первой половине было 35 дворов и 227 жителей (100 и 127), а во второй — 51 двор и 269 человек (133 и 136). Итого во всем селе насчитывалось 86 дворов и 496 человек (233 и 263). Строительство каменного храма продолжалось, и к 1908 году Петропавловская церковь стала пятипрестольной. В холодном храме главный престол во имя св. апостолов Петра и Павла, правый — в честь св.Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, левый — в честь св.Феодосия, Черниговского Чудотворца (освящён 27 сентября 1899 года). В теплой церкви — правый в честь Божией Матери «Утоли моя печали» и левый в честь св. Николая Чудотворца. |
Приближался 1847 год. В Европе становилось неспокойно: опытные люди предвидели бурю, которая и не замедлила разразиться. — Речь идет о назревании буржуазно-демократических революций 1848–1849 годов на Западе. Неурожаи 1845, 1846 годов и экономический кризис 1847 года в большинстве европейских стран вызвали рост революционных настроений трудящихся масс и острый кризис монархических «верхов». В феврале 1848 года разразилась революция во Франции, а вслед за нею революции в Австрии, Венгрии, Германии и Италии. 132 …сходила в неподражаемую кафедру…— Речь идет о знаменитом Кельнском соборе св. Петра — крупнейшем из готических соборов Германии. 133 …стоял перед «Снятием со креста»…— Картина Рубенса под этим названием находилась не в Кельне, а в кафедральном соборе в Антверпена 134 …говорит… по поводу недоконченного собора. — Кельнский собор был заложен в 1248 году и строился различными мастерами до середины XVI века; окончательно был достроен в 1842–1880 годах. 135 …в черных спензерах…— Спенсер (англ.) — род короткой куртки. 136 Германская революция была во всем разгаре. — С начала марта 1848 года в германских государствах началось широкое антифеодальное движение народных масс. Вооруженное восстание берлинских рабочих, одержавших 18 марта 1848 года победу над королевскими войсками, было высшей точкой в ходе революции в Германии; оно дало сильный толчок революционному движению в ряде других государств. 137 …водила… в дом к Джемсу Фази…— Фази, Джемс (1796–1878) — швейцарский политический деятель, буржуазный демократ, глава правительства в Женевском кантоне (1847–1861). 138 Марис и Фрейлиграт сидели за конторками у лондонских банкиров. — Наряду с Фрейлигратом здесь речь идет, повидимому, о Карле Марксе, фамилия которого оказалась искаженной во всех изданиях романа. В мае 1851 года Фрейлиграт, опасаясь преследований за революционную политическую деятельность, эмигрировал в Англию, где жил до 1868 года, работая главным образом в качестве конторского служащего. Карл Маркс переехал в Лондон несколько раньше Фрейлиграта и сразу же начал подготовку к изданию «Новой Рейнской газеты». С 1851 до 1862 года он являлся систематическим сотрудником прогрессивной газеты «Нью-йоркская трибуна». 139 |
Андрониковскому//Там же. С. 1-2; Прп. Иосифа Волоколамского отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих//Там же. 7. С. 3-15; Иерархии Вятская и Астраханская: Соч. преосв. Платона (Любарского)//Там же. 1848. 7. Отд. 4. С. 45-84 (отд. отт.: М., 1848); Письмо кн. А. Меньшикова к кн. Г. Волконскому//Там же. 8. С. 29; Попечение государя и вел. кн. Василия Васильевича о церквех и монастырех Рустех//Там же. С. 15-16; Учреждение для студентов Лаврской семинарии, содержимых коштом Платона, митр. Московского и Калужского//Москвитянин. 1851. Ч. 4. 13. С. 31-34; Вел. кнг. Наталия Алексеевна, 1-я супруга имп. Павла I: (По автобиографии митр. Платона и письмам имп. Павла)//ЧОИДР. 1875. Кн. 4. С. 171-174; Отношение митр. Платона к имп. Екатерине II и имп. Павлу I: (По автобиографии Платона и письмам имп. Павла)//Там же. С. 175-197; Письма имп. Екатерины II к митр. Платону//Там же. С. 166-170; Заметка по поводу писем митр. Гавриила к Амвросию//ПО. 1876. Т. 1. Март. С. 473-509; Письмо Г. Н. Теплова к Тверскому архиеп. Платону о сочиненном им молебствии об утолении морового поветрия//ЧОИДР. 1876. Кн. 3. С. 105; Письмо С. Козмина к архиеп. Платону по поручению государыни императрицы//Там же. С. 106; Извлечение из писем Московского митр. Платона к архиеп. Псковскому Мефодию (Смирнову)//ЧОЛДП. 1877. Март. С. 45-61. Арх.: РГБ ОР. Ф. 120. Оп. 1. 729; Ф. 391. 403 [Письмо А. А. Краевскому, 26.01.1851]; Ф. 524; Ф. 575. 147 [Заметка о рукописях Иосифо-Волоколамского мон-ря]. Соч.: Св. Макарий Египетский//ПрТСО. 1845. Ч. 3. С. 105-146 (2-я паг.); Прп. Иосиф Волоколамский//Там же. 1847. Ч. 5. С. 225-270; Писания прп. Иосифа Волоколамского//Там же. С. 271-314 (отд. изд.: М., 1847); Родословная Головиных, владельцев с. Новоспасского. М., 1847; Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; Исправление церковно-богослужебных книг при Патриархе Филарете//ЧОИДР. 1848. 8. С. 1-26 (отд. отт.: М., 1848); Еще вопрос о Несторе//ВОИДР. |
При храме 120 десятин земли; равно столько же при Архангельском с. Гавриловки, при Дмитриевском Золотого Колодезя, при Васильевском с. Прелесного, при Богородичном с. Михайловки, при Акиминском Новокременного. Метрики Александровского прихода начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 912 муж., 414 жен.; в 1810 году 916 муж., 851 жен.; в 1830 году 988 муж., 1043 жен.; в 1850 году 1123 муж., 1105 жен. От холеры умерло в 1831 году 89 душ, в 1848 году 71 человек; от цинги умерло 89 человек. Сильный неурожай и падёж скота в 1833 и 1848 годах были тяжелы. ПРИВОЛЬЕ Приволье, на реке Торце, населено г. Мартыновым около 1775 года. Храм во имя Архангела Михаила построен здесь в 1780 году помещицей Стефанидой Степановной Мартыновой. Деревянный храм сей в 1840 году перестроен генеральшей Александрой Львовной Ставраковой, урождённой Мартыновой, и ныне имеет прекрасный вид. От холеры умерло в приходе в 1831 году 21 душ муж., 21 жен.; в 1848 году 4 муж., 2 жен.; от цинги 9 душ муж., 26 жен. Метрики начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 1733 муж., 1601 жен.; в 1810 году 856 муж., 907 жен.; в 1830 году 869 муж., 880 жен.; в 1850 году 620 муж., 618 жен. КУРУЛЬКА Курулька – владельческое село. Каменный храм, во имя Алексея человека Божьего, построенный в 1846 году владельцем Алексеем Михайловичем Мартыновым, один из самых красивых храмов во внутренней отделке. Все иконы в греческом вкусе, но мастерской кисти. Утварь отвечает красоте храма Божьего. Прихожане страдали: а) от холеры, от которой в 1831 году умерла 21 душ муж., 17 жен.; в 1848 году 29 муж., 26 жен.; б) от неурожая хлеба в 1848 году, вследствие чего немало погибло скота; в) от цинги умерло 16 душ муж., 27 жен. Нынешнее число прихожан 503 мужчины, 497 женщин. Купянский Уезд. I Округ Купянский ГОРОД КУПЯНСК Купянск – в 198 верстах по почтовой линии и в 125 по проселочной от города Харькова, на правом берегу Оскола и двух заливов его, на значительной горе, что дает издали прекрасный вид городу. Остатки крепости его земляной вал с семью бастионами и со рвом вокруг вала заметны и еще поныне. Купянск, по древнему названию Купянка, Купчинка, до 1780 года местечко сперва Харьковского, потом Изюмского полка, встречается не только в указе 1708 года, где он поставлен между городами Слободской Украйны, но его видим в царской грамоте 1685 года, данной полковнику Донцу, в числе 13 городов, отделенных от Харьковского полка в ведение Изюмского полковника. |
620 «Под именем креста Христова разумеется, во-первых, орудие страдания и смерти Его; во-вторых, самое страдание и смерть Его на кресте; в-третьих, в более обширном смысле, все последование и разнообразие страданий, унижения и постепенного умерщвления Его, и внутренний крест скорби, в глубоком ощущении, и еще ранее в предчувствии видимого креста и страдания. » Слова, изд. 1848 г. 1, 130. 627 Слова, изд. 1848 г. 1, 125. Христос «подъял и понес тяготы, нас подавляющие, чтобы с тем вместе восставить нас от падения; жизнию Своею Он исполнил закон Божий, который мы нарушили». Ibid. 183. 14; ср. 2, 29; изд. 1885 г. 5, 539. 632 Впрочем, сие не значит того, чтоб и не было виновных в у6инии Невинного. Нет! Кто не мог, если бы только восхотел, уразуметь того, что уразумел и проповедал отчаянный даже Иуда? Но аще быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ). 637 «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Рос.» 1870 г. 1, 39; Катех. 40; Слова, изд. 1873 г. 1, 170. 173. 124; изд. 1861 г. 3, 66. 43; ср. Ibid. 144–5; Слова, изд. 1848 г. 1, 107. 638 Кат. 39; ср. Слова, изд. 1848 г. 1, 234; изд. 1861 г. 3, 156. «По предвечному совету Божию, Христос есть не только жертва страждущая, но и вечный священник, Божественною силою священнодействующий спасение наше. Бог, у Пророка, сию великую и спасительную истину изрекает с подтверждающею ее клятвою: клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ).» Ibid. 225. 643 Катех. 41–2. «Что можно думать о том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и прежде воскресения, – сие изображает следующая церковная песнь: во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, с Отцем и Духом, вся исполняя, неописанный.» Ibid. 647 «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая? На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе.» Слова, изд. 1848 г. 1, 44 – «Крестные страдания и смерть Христа Спасителя есть брань против зла, Его воскресение – победа над злом», – изд. 1885 г. 5, 578. |
| |