Зная, что владыка Алексий ценит музыкальность тех, с кем ему приходится служить, особенно диаконов, я думал, что он обратил внимание на мою способность «без мычания» попадать в тон и поэтому решил повременить с моим рукоположением во иереи. Дабы никого не оставить в недоумении, поясню сразу, что значило для меня попадать в тон «мычанием» или «без мычания». Дело в том, что во время богослужения митрополит Алексий, чтобы попасть в тональность хора, пользовался своеобразным методом, который на первых порах мне казался забавным и который выдавал, что своему музыкальному слуху он не вполне доверял: прежде чем произнести, как положено, нараспев тот или иной богослужебный возглас, он принимал сосредоточенное выражение, затем, стараясь попасть в тональность, пропевал с закрытым ртом довольно громко букву «м»: получался звук, похожий на мычание или на гудок паровоза. После чего он, как правило, громко и чётко, произносил возглас. Этот «метод настройки слуха» обеспечивал митрополиту всегда стопроцентное попадание в тон. Надо сказать, что были у митрополита в этом деле и подражатели, но не столь удачливые. Помню одного иеромонаха, с которым мне не раз доводилось служить в монастыре, пользовавшегося этим, возможно, старинным, методом. Этот монах удивлял меня тем, что всякий раз после удачного попадания в тон «мычанием» он затем, как нарочно, произносил возглас в любой другой тональности, только не в той, которая уже сама собой напрашивалась. Это походило на то, как если бы стрелок прекрасно прицелился, но вдруг передумал поражать цель и выстрелил невесть куда, лишь бы выстрелить. Визит зарубежной делегации в Пюхтицкий мон-рь в рамках ХМК. Богослужение в Успенском соборе совершает архиеп. Таллинский Алексий (Ридигер). 1964 г. Но, возвращаясь к прерванному повествованию, скажу, что, скорее всего, наш Архипастырь меня просто пожалел. Ну, как «бросить на амбразуру» такого необученного новичка! А может, владыка в эти минуты вспомнил, как сам начинал свое священническое служение? Один иподиакон владыки, Романа Танга, рассказывал, что только что рукоположенный иерей Алексий Ридигер казался епископу и его ближайшему окружению настолько беспомощным, что никто не мог представить себе, как он будет служить, во всяком случае, в первые недели или месяцы.

http://pravoslavie.ru/117626.html

§ 237. Пламенная ревность к благочестию, непреодолимое желание спасать непокоривых братий своих, – часто заставляет помазанного принимать тон строгий и обличительный. Сей тон изменяется по свойству случаев и заблуждений, против которых помазанный направляет своё слово. Он имеет вид дружеского выговора, или отеческого увещания, когда слушатели не слишком ожесточены, и впадают в погрешности как бы невзначай, не с намерением. Отзывается лёгкою и добродушною иронией , когда проповедник не находит нужным прямо нападать на заблуждения народные. Имеет вид мимоходных замечаний, – обличения представленного в общих чертах, – когда нужно бывает не исправлять действительные пороки, а только предостерегать от них, и побуждать к ревностнейшему исполнению своих обязанностей. Но он же бывает, грозен, и, даже ужасен, – когда пастырские увещания остаются без действия. Слово помазанного бывает слово суда и прещения, – когда ожесточение народа и бесчувственность его доходят до крайней степени . В последнем случае тон обличительный преимущественно встречается у Пророков, почему и можно назвать его строгостью Пророческою в слове помазанном. Не прихоть, не произвол заставляет помазанного быть строгим и неумолимым; нет, прежде чем другим изрекает суд и горе, он сам снедается внутренним горем. Горе мне, аще не благовествую ( 1Кор.9:16–17 ). Может быть, он и хотел бы удержать грозное слово своё: но он сам не может снести внутреннего огня, который снедает его. «Сказал я сам себе, – говорит древний Пророк, – не воспомяну имени Господня, ниже возглаголю ктому во имя Его: но вот бысть в сердцы моем яко огнь горящ, палящ в костях моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити» ( Иер.20:9 ). И тогда говорит он себе, готовясь обличать народ непокоривый: «Горьким словом моим посмеюся, отвержение и бедность наведу, яко бысть в поношение мне слово Господне, и в посмех весь день» ( Иер.20:7–8 ). § 238. Слово помазанное с духом грозного обличения соединяет необыкновенную возвышенность , когда то нужно бывает; настраивается на тон священной поэзии. Не в высокопарных выражениях, не в страстной фигуре, даже не в чрезвычайно высокой мысли заключается тайна высоты в слове помазанном; нет, она сокрыта в духе помазанного; слова могут быть просты, мысли обыкновенны: но высок дух проповедника, являя необыкновенную силу свою в простых и повсюдных формах, вместе с собою восхищает и слушателя в ту область созерцаний, мыслей и чувств, где сам обитает в минуты выспренней деятельности своей. Что проще тех слов и истин, которые Даниил изрекает смущённому духом Валтасару? Но читая описание пиршества, и слушая Пророка, обличающего царя и пирующих с ним, невольно переносится мыслью в чертоги Вавилонского владыки, невольно чувствуешь трепет колен царских, и как бы видишь это ужасное мани, фекел, фарес , которое вместе с решением Пророка, решает судьбу злосчастного, но развратного Монарха ( Дан. 5:3–6, 14–28 ) .

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Изречение пророка приведено почти буквально по переводу LXX. Мысль изречения пророческого такова: небо и земля, вся вселенная исполнена Моим присутствием, составляет жилище Мое и покой Мой; потому никакой созданный человеком храм, как бы ни был он великолепен, не может быть исключительным местом присутствия и откровения Моего. Если Я сам Творец всего сущего, то Я не нуждаюсь в человеческой помощи, чтобы устроить место покоя Моего; весь мир есть место покоя Моего. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего и умирающего иудейства, будто храм иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного богопочтения, и, таким образом, обосновывает истинность того великого переворота, какой должно произвести христианство относительно места богопочтения. Это – тоже, что Христос некогда сказал самарянке: поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин.4:21 ; Ин.4:23 ). Лжесвидетели обвиняли Стефана, будто он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие (храм) и переменит обычаи, заповеданные Моисеем относительно храмового богослужения ( Деян.6:14 ). Стефан словом пророческим указывает, в каком смысле и на каком основании он говорил о сем, и тем защищает себя от сего обвинения, указывая хотя не прямо, что этому храмовому культовому иудейскому богослужению может и должен быть положен конец; на пророческом слове опирает он божественное право на такое изменение положения дел с основанием царства Мессии. 51. Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы; 53. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили. Собственно защитительная речь Стефана против обвинений, возведенных на него перед синедрионом, и веденная им исторически, кончена, и Стефан вдруг изменяет тон защищающегося на тон обвиняющего своих неправедных судей, тон спокойного обозрения истории – на тон грозного и беспощадного изобличения современного иудейства в лице его представителей: членов синедриона, теперешних судей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии с 25.12.1876 по 12.12.1883 епископ Херсонский и Одесский Дионисий (Хитров), епископ бывший епископ Якутский и Вилюйский с 12.12.1883 08.09.1896 Финляндская С 24 октября 1892 года Финляндская и Выборгская Кафедра в Выборге Имена Сведения бывший епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.10.1892 по 25.12.1898 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 02.11.1912 Харьковская Учреждена 16 октября 1799 года Слободско-Украинская и Харьковская Кафедра в Харькове Имена Сведения Христофор (Сулима), епископ бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 16.10.1799 по 06.02.1813 на покое; 18.05.1813 Аполлос (Терешкевич), епископ рукоположен с 14.10.1813 20.01.1817 Павел (Саббатовский), епископ рукоположен с 18.02.1817 по 26.01.1826 епископ Астраханский и Кавказский Виталий (Борисов-Жегачев), епископ рукоположен с 28.02.1826 по 12.03.1832 архиепископ Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Александров), епископ рукоположен с 19.05.1832 по 22.07.1835 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 22.06.1835 по 1836 переименован архиепископ Харьковский и Ахтырский Харьковская и Ахтырская С 5 апреля 1836 года Имена Сведения Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Слободско-Украинский и Харьковский 29.02.1840 Смарагд (Крыжановский), архиепископ бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский с 06.04.1840 по 31.12.1841 архиепископ Астраханский и Енотаевский бывший епископ Вологодский и Устюжский с 31.12.1841 архиепископ с 15.04.1845 по 24.02.1848 архиепископ Херсонский и Таврический Елпидифор (Бенедиктов), епископ бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии с 01.03.1848 по 06.11.1848 епископ Подольский и Брацлавский бывший епископ Рижский, викарий Псковской епархии с 06.11.1848 архиепископ с 07.04.1857 по 02.05.1859 архиепископ Черниговский и Нежинский бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 18.04.1859

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом, в 1845–1848 гг. в Православие перешло 63 858 крестьян, или 17% всего населения эстонской части Лифляндской губернии. 24 марта 1848 г. генерал-губернатор Головин покинул Ригу, а на его место назначен был князь Суворов, симпатизировавший прибалтийским немцам. Преосвященный Филарет вынужден был просить о переводе из Риги. «Здоровье мое, – писал он обер-прокурору Святейшего Синода, – известно вашему сиятельству; в полтора года оно изорвано скорбями и страхами, которых дотоле не видал я, живя по силе моей для Господа, но новые следствия в сем месте – новые муки, что ни шаг, то борьба. Желаю при помощи Божией служить делу святой веры, но, ваше сиятельство, снизойдите к моей немощи; довольно было испытаний... самые дела показывают, что при таком положении нет, по крайней мере у меня, немощного, возможности бороться с ними». Его перевели в Харьков, и 30 ноября 1848 г. он выехал из Риги. Образование Рижской епархии На место преосвященного Филарета 7 декабря 1848 г. прибыл викарий Литовской епархии епископ Ковенский преосвященный Платон (Городецкий) . Самоотверженная и ревностная 14-летняя деятельность епископов Иринарха и Филарета I подготовила условия для создания самостоятельной епархии в Лифляндии. Необходимость таких мер уже с 1847 г. настоятельно доказывал епископ Филарет. Новый викарий Псковской епархии епископ Платон поддержал идеи своего предшественника, хотя число православных в крае было еще недостаточным для учреждения самостоятельной епархии. Епископы Филарет и Платон убеждали духовные власти и правительство, что открытие епархии настоятельно необходимо для защиты Православия в крае. В 1836 г. православных здесь было 13 317 человек, к 1850 г. в подведомственных викариатству приходах Лифляндской и Курляндской губерний их количество возросло в 11 раз и составило 146 183 человека и действовало 117 православных храмов, в начале 1850 г. Святейший Синод, обсуждая ходатайство епископа Платона «о благоустройстве и преуспеянии православной Церкви в крае», нашел «весьма полезным и благовременным преобразовать Рижское викариатство в Рижскую самостоятельную епархию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При церкви нужно было исправить церковную деревянную ограду и «уплатить в Пижемскую церковь (п.Тужа — прим. авт.) 300 руб., взятых в 1840 году на позолоту иконостаса». В 1866 году приход села уже составлял 431 двор крестьян, где проживало 7568 человек (3538 м.п. и 4030 ж.п.). В починке Шахайском было 14 дворов (85 и 119), Арна-Умаш — 4 (42 и 42), Турминском — 19 (138 и 168), Петровском — 7 (66 и 83). Первый священник — Иоанн Филиппович Флоренцов (упоминаемый в 1848 году). В 1856 году получил Архипастырскую благодарность за усердное служение. В 1860 году ко Дню Святой Пасхи был награжден набедренником, а в 1863 получил одобрение от Епархиального начальства. Дьяконом был все тот же Стефан Емельянович Олюнин. Было ему уже 65 лет. И с 1829 года к тому времени на одном месте он прослужил 37 (!!!) лет. Дьякон Тихон Федосеевич Курочкин (был в 1848 году). Пономарь Капитон Владимирович Фищев (также упомянут в 1848 году). Второй священник — Петр Тихонович Огородников, 45 лет. В 1845 году награжден наперсным крестом, а в 1861 году — набедренником. Дьячок Сергий Федорович Стрельников (был в 1848 году). Третий священник Петр Иоаннович Зубарев, 27 лет. Окончил Богословский курс семинарии в 1860 году с аттестатом 2 разряда. В сем храме с 14 марта 1862 года. Пономарское место зачислено за девицей Прасковьей Костровой. По спискам населенных мест Вятской губернии 1859—73 годов в селе Сердеж (Сосновском) казенного ведомства было 44 двора и 255 человек (126 м.п. и 129 ж.п.). В селе числилось тогда сельское училище. В 1891 году Сердеж являлся центром одноименной волости, включающей в себя 7 сельских обществ. В них насчитывалось 89 селений, где проживало 9435 жителей (4533 м.п. и 4902 ж.п.). Сердеж относился к Сердежскому сельскому обществу и состоял из двух половин, числившихся как отдельные населенные пункты. В первой половине было 35 дворов и 227 жителей (100 и 127), а во второй — 51 двор и 269 человек (133 и 136). Итого во всем селе насчитывалось 86 дворов и 496 человек (233 и 263). Строительство каменного храма продолжалось, и к 1908 году Петропавловская церковь стала пятипрестольной. В холодном храме главный престол во имя св. апостолов Петра и Павла, правый — в честь св.Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, левый — в честь св.Феодосия, Черниговского Чудотворца (освящён 27 сентября 1899 года). В теплой церкви — правый в честь Божией Матери «Утоли моя печали» и левый в честь св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=26763

Приближался 1847 год. В Европе становилось неспокойно: опытные люди предвидели бурю, которая и не замедлила разразиться. — Речь идет о назревании буржуазно-демократических революций 1848–1849 годов на Западе. Неурожаи 1845, 1846 годов и экономический кризис 1847 года в большинстве европейских стран вызвали рост революционных настроений трудящихся масс и острый кризис монархических «верхов». В феврале 1848 года разразилась революция во Франции, а вслед за нею революции в Австрии, Венгрии, Германии и Италии. 132 …сходила в неподражаемую кафедру…— Речь идет о знаменитом Кельнском соборе св. Петра — крупнейшем из готических соборов Германии. 133 …стоял перед «Снятием со креста»…— Картина Рубенса под этим названием находилась не в Кельне, а в кафедральном соборе в Антверпена 134 …говорит… по поводу недоконченного собора. — Кельнский собор был заложен в 1248 году и строился различными мастерами до середины XVI века; окончательно был достроен в 1842–1880 годах. 135 …в черных спензерах…— Спенсер (англ.) — род короткой куртки. 136 Германская революция была во всем разгаре. — С начала марта 1848 года в германских государствах началось широкое антифеодальное движение народных масс. Вооруженное восстание берлинских рабочих, одержавших 18 марта 1848 года победу над королевскими войсками, было высшей точкой в ходе революции в Германии; оно дало сильный толчок революционному движению в ряде других государств. 137 …водила… в дом к Джемсу Фази…— Фази, Джемс (1796–1878) — швейцарский политический деятель, буржуазный демократ, глава правительства в Женевском кантоне (1847–1861). 138 Марис и Фрейлиграт сидели за конторками у лондонских банкиров. — Наряду с Фрейлигратом здесь речь идет, повидимому, о Карле Марксе, фамилия которого оказалась искаженной во всех изданиях романа. В мае 1851 года Фрейлиграт, опасаясь преследований за революционную политическую деятельность, эмигрировал в Англию, где жил до 1868 года, работая главным образом в качестве конторского служащего. Карл Маркс переехал в Лондон несколько раньше Фрейлиграта и сразу же начал подготовку к изданию «Новой Рейнской газеты». С 1851 до 1862 года он являлся систематическим сотрудником прогрессивной газеты «Нью-йоркская трибуна». 139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Андрониковскому//Там же. С. 1-2; Прп. Иосифа Волоколамского отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих//Там же. 7. С. 3-15; Иерархии Вятская и Астраханская: Соч. преосв. Платона (Любарского)//Там же. 1848. 7. Отд. 4. С. 45-84 (отд. отт.: М., 1848); Письмо кн. А. Меньшикова к кн. Г. Волконскому//Там же. 8. С. 29; Попечение государя и вел. кн. Василия Васильевича о церквех и монастырех Рустех//Там же. С. 15-16; Учреждение для студентов Лаврской семинарии, содержимых коштом Платона, митр. Московского и Калужского//Москвитянин. 1851. Ч. 4. 13. С. 31-34; Вел. кнг. Наталия Алексеевна, 1-я супруга имп. Павла I: (По автобиографии митр. Платона и письмам имп. Павла)//ЧОИДР. 1875. Кн. 4. С. 171-174; Отношение митр. Платона к имп. Екатерине II и имп. Павлу I: (По автобиографии Платона и письмам имп. Павла)//Там же. С. 175-197; Письма имп. Екатерины II к митр. Платону//Там же. С. 166-170; Заметка по поводу писем митр. Гавриила к Амвросию//ПО. 1876. Т. 1. Март. С. 473-509; Письмо Г. Н. Теплова к Тверскому архиеп. Платону о сочиненном им молебствии об утолении морового поветрия//ЧОИДР. 1876. Кн. 3. С. 105; Письмо С. Козмина к архиеп. Платону по поручению государыни императрицы//Там же. С. 106; Извлечение из писем Московского митр. Платона к архиеп. Псковскому Мефодию (Смирнову)//ЧОЛДП. 1877. Март. С. 45-61. Арх.: РГБ ОР. Ф. 120. Оп. 1. 729; Ф. 391. 403 [Письмо А. А. Краевскому, 26.01.1851]; Ф. 524; Ф. 575. 147 [Заметка о рукописях Иосифо-Волоколамского мон-ря]. Соч.: Св. Макарий Египетский//ПрТСО. 1845. Ч. 3. С. 105-146 (2-я паг.); Прп. Иосиф Волоколамский//Там же. 1847. Ч. 5. С. 225-270; Писания прп. Иосифа Волоколамского//Там же. С. 271-314 (отд. изд.: М., 1847); Родословная Головиных, владельцев с. Новоспасского. М., 1847; Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; Исправление церковно-богослужебных книг при Патриархе Филарете//ЧОИДР. 1848. 8. С. 1-26 (отд. отт.: М., 1848); Еще вопрос о Несторе//ВОИДР.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

При храме 120 десятин земли; равно столько же при Архангельском с. Гавриловки, при Дмитриевском Золотого Колодезя, при Васильевском с. Прелесного, при Богородичном с. Михайловки, при Акиминском Новокременного. Метрики Александровского прихода начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 912 муж., 414 жен.; в 1810 году 916 муж., 851 жен.; в 1830 году 988 муж., 1043 жен.; в 1850 году 1123 муж., 1105 жен. От холеры умерло в 1831 году 89 душ, в 1848 году 71 человек; от цинги умерло 89 человек. Сильный неурожай и падёж скота в 1833 и 1848 годах были тяжелы. ПРИВОЛЬЕ Приволье, на реке Торце, населено г. Мартыновым около 1775 года. Храм во имя Архангела Михаила построен здесь в 1780 году помещицей Стефанидой Степановной Мартыновой. Деревянный храм сей в 1840 году перестроен генеральшей Александрой Львовной Ставраковой, урождённой Мартыновой, и ныне имеет прекрасный вид. От холеры умерло в приходе в 1831 году 21 душ муж., 21 жен.; в 1848 году 4 муж., 2 жен.; от цинги 9 душ муж., 26 жен. Метрики начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 1733 муж., 1601 жен.; в 1810 году 856 муж., 907 жен.; в 1830 году 869 муж., 880 жен.; в 1850 году 620 муж., 618 жен. КУРУЛЬКА Курулька – владельческое село. Каменный храм, во имя Алексея человека Божьего, построенный в 1846 году владельцем Алексеем Михайловичем Мартыновым, один из самых красивых храмов во внутренней отделке. Все иконы в греческом вкусе, но мастерской кисти. Утварь отвечает красоте храма Божьего. Прихожане страдали: а) от холеры, от которой в 1831 году умерла 21 душ муж., 17 жен.; в 1848 году 29 муж., 26 жен.; б) от неурожая хлеба в 1848 году, вследствие чего немало погибло скота; в) от цинги умерло 16 душ муж., 27 жен. Нынешнее число прихожан 503 мужчины, 497 женщин. Купянский Уезд. I Округ Купянский ГОРОД КУПЯНСК Купянск – в 198 верстах по почтовой линии и в 125 по проселочной от города Харькова, на правом берегу Оскола и двух заливов его, на значительной горе, что дает издали прекрасный вид городу. Остатки крепости его земляной вал с семью бастионами и со рвом вокруг вала заметны и еще поныне. Купянск, по древнему названию Купянка, Купчинка, до 1780 года местечко сперва Харьковского, потом Изюмского полка, встречается не только в указе 1708 года, где он поставлен между городами Слободской Украйны, но его видим в царской грамоте 1685 года, данной полковнику Донцу, в числе 13 городов, отделенных от Харьковского полка в ведение Изюмского полковника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

620 «Под именем креста Христова разумеется, во-первых, орудие страдания и смерти Его; во-вторых, самое страдание и смерть Его на кресте; в-третьих, в более обширном смысле, все последование и разнообразие страданий, унижения и постепенного умерщвления Его, и внутренний крест скорби, в глубоком ощущении, и еще ранее в предчувствии видимого креста и страдания. » Слова, изд. 1848 г. 1, 130. 627 Слова, изд. 1848 г. 1, 125. Христос «подъял и понес тяго­ты, нас подавляющие, чтобы с тем вместе восставить нас от падения; жизнию Своею Он исполнил закон Божий, который мы нару­шили». Ibid. 183. 14; ср. 2, 29; изд. 1885 г. 5, 539. 632 Впрочем, сие не значит того, чтоб и не было виновных в у6инии Невинного. Нет! Кто не мог, если бы только восхотел, уразу­меть того, что уразумел и проповедал отчаянный даже Иуда? Но аще быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ). 637 «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Рос.» 1870 г. 1, 39; Катех. 40; Слова, изд. 1873 г. 1, 170. 173. 124; изд. 1861 г. 3, 66. 43; ср. Ibid. 144–5; Слова, изд. 1848 г. 1, 107. 638 Кат. 39; ср. Слова, изд. 1848 г. 1, 234; изд. 1861 г. 3, 156. «По предвечному совету Божию, Христос есть не только жертва страждущая, но и вечный священник, Божественною силою священнодействующий спасение наше. Бог, у Пророка, сию великую и спаситель­ную истину изрекает с подтверждающею ее клятвою: клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ).» Ibid. 225. 643 Катех. 41–2. «Что можно думать о том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и прежде воскресения, – сие изображает следующая церковная песнь: во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, с Отцем и Духом, вся исполняя, неописанный.» Ibid. 647 «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, что­бы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражаю­щая? На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе.» Слова, изд. 1848 г. 1, 44 – «Крестные страдания и смерть Христа Спасителя есть брань против зла, Его воскресение – победа над злом», – изд. 1885 г. 5, 578.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010