Серпухов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, собор был капитально перестроен в 1696 г. на средства архимандрита Спасо-Андрониевского монастыря Феодосия, бывшего до поступления в монашество священником в этом соборе. Имеющиеся остатки кирпичной кладки указывают на существование на этом месте каменного здания церкви еще в XVI веке. До этого, со времен серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго на этом месте стоял деревянный собор. В том же 1696 г. был возведен придел во имя св. мученика Дмитрия Солунского, разобранный в XIX веке. Чуть позже были возведены два боковых придела - в правом престол был освящен во имя свт. Николая. Это было сделано по причине существования в кремле ранее Никольской церкви, которая по ветхости была разобрана, а приход ее был приписан к собору. В наше время на ее месте расположен некрополь защитников города, павших при обороне Серпухова в Великой Отечественной войне. Колокольня собора реставрировалась уже в советское время, и отступление от требований ампирного стиля, в котором выполнен весь собор с боковыми приделами, принес некоторое противоречие в облик собора. Троицкий собор в Кремле построен из кирпича в 1696г. в стиле московского барокко. Храм типа " восьмерик на четверике " с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами до 1807г. завершался пятиглавием. К западу от собора находится шатровая колокольня начала XVIIIb., застроенная в 1837-1841гг. двумя симметричными приделами в стиле ампир. При этом все здание подверглось стилевой переработке. Элементы прежнего декоративного убранства собора - оконные наличники, лопатки на гранях восьмерика, развитые карнизы,- были срублены, фасады оштукатурены, пятиглавие заменено одной фигурной главкой, к собору пристроены порталы в формах провинциальной классики. После надстройки верхнего яруса колокольни шатер приобрел характер обелиска. В этом виде собор простоял до его реставрации, начатой в 1967г. Памятнику, послужившему прообразом для многих посадских церквей города, возвращен прежний облик.

http://sobory.ru/article/?object=00380

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала 18 века все строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма, вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии был возведен каменный собор. На нем " глава обита белым железом, на оной главе крест железный окрашен краской " . Согласно описаниям тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Двери собора были расписаны изображениями святых апостолов. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Так же в декоре фасадов прслеживаются и характерные " нарышкинские " формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками соединены с архаичными деталями 17 века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана). Собор Преображения Господня - это оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы " нарышкинского " стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она была из кирпича и была оштукатурена. В 1774 году с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, сооорудив фронтоны, а так же обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении монастыря после пожара на соборе устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах утрачены. В 1764 году была образована Севская епархия, и монастырь стал резиденцией Севских архиепископов. В это время были построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии в 1788 году и пожара 1824 года, монастырь временно был закрыт. Спасла обитель игуменья Троицкого Севского монастыря, которая в 1884 году купила постройки и превратила монастырь в подворье своей обители. Трудами насельниц были приведены в порядок постройки обители. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома, разместившиеся в 2 корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения заняла коммуна " Роза Люксембург " . В 1921 году монастырь и вовсе был закрыт. Его опустевшие здания были заняты детской колонией. Большой урон ансамблю бывшего монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1950-е годы уцелевшие помещения приспособили для школы-интерната, который до сих пор располагается на территории бывшей обители.

http://sobory.ru/article/?object=09682

Трифон, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский † 1468; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Время и место рождения неизвестны. С 1453 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Был духовником великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного. 13 мая 1462 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиепископа. 6 августа 1467 года отказался от епархии и поселился в Спасо-Ярославском монастыре. Скончался 30 декабря 1468 года. Погребён в Спасо-Ярославском монастыре рядом с епископом Ростовским и Ярославским Прохором († 1328), под каменной часовней монастыря. Почитался народом как благочестивый подвижник за праведную и богоугодную жизнь. Архиепископ Трифон – свидетель знаменательного события в жизни города Ярославля – открытия мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Чёрного († 1299) и его сыновей Давида († 1321) и Константина († до 1321), которое состоялось 5 марта 1463. Тела этих праведников по какой-то неизвестной причине оставались не преданными земле в продолжение более чем ста лет, и гробы стояли в склепе под церковью Спасского монастыря в Ярославле. В правление последнего Ярославского князя в 1463 году архимандрит Христофор стал ходатайствовать перед князем о разрешении похоронить покойных князей. Но во время предшествовавшей погребению торжественной панихиды произошло несколько исцелений. Тогда отложили намерение погребать их и оставили на прежнем месте. Начавшиеся от мощей чудотворения продолжались, и о них было сообщено архиепископу Трифону в Ростов. Но архиепископ Трифон, по словам «Сказания о прославлении мощей», «неверием обдержим, не имяше веры (к чудесам), мняше волшебство быти». Побуждённый этим неверием, он послал в 1467 году в Ярославль своего соборного протопопа Константина, «да шед посмотрит мощей чудотворцевых и видит, исцеления от них по правде ли будут». Протопоп, также не имея твёрдой веры о совершившихся чудесах и не встретив в обители ожидаемого почёта к своей особе, накричал на архимандрита Спасского монастыря и так грубо приступил к осмотру мощей, что разорвал схимнический аналав на князе Феодоре Ростиславиче. По словам «Сказания», он внезапно поражён был тяжкою болезнью, от которой избавился только после долговременного пребывания при мощах для слёзного раскаяния в своём грехе. Владыка Трифон, услышав о случившемся с протопопом, впал в расслабление, отказался от кафедры и приказал немедленно везти себя в Ярославль, в Спасский монастырь, к мощам чудотворцев, при которых и оставался до конца своих дней, оплакивая своё неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Рождественский-Вещезеров Алексей) Родился около 1767 года в семье священника Новгородской епархии. Образование получил сначала в бывшей Кирилловской духовной семинарии, а затем в Александро-Невской духовной академии. С 5 марта 1794 года преподавал в той же академии в высшем классе грамматику и греческий язык. С 9 мая 1795 года – преподаватель поэзии. 25 марта 1797 года пострижен в монашество. В ноябре 1798 года зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры. С 18 февраля 1799 года – преподаватель красноречия, русского и латинского языков. С 26 января 1800 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря, Вологодской епархии и ректор Вологодской духовной семинарии. 27 июля 1804 года переведен настоятелем в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и в то же время назначен цензором проповедей. В декабре 1810 года Амвросий вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 11 сентября 1811 года переведен настоятелем Валдайского Тверского монастыря и 25 октября назначен членом духовной консистории. 26 марта 1812 года определен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 28 января 1816 года – настоятель Московского Донского монастыря и председатель Московского комитета духовной цензуры. 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Скончался 14 февраля 1825 года. Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. Делу просвещения было обращено главное внимание преосвященного Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1696 и 1706. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.43216, 40.44325 Проезд:Архитектурный комплекс церквей Смоленской и Симеона Столпника напротив Спасо-Евфимьева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Смоленском приходе две церкви каменные, однопрестольные, с каменною колокольнею: холодная церковь – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а теплая - во имя св. Симеона Столпника. В 1655 г. Скучиловские крестьяне подали челобитную патриарху Никону, в которой, жалуясь, «что они долгое время живут в слободе, а церкви Божией нет», просили разрешения построить две деревянные церкви: холодную – в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплую – во имя св. Симеона Столпника. В том же 1655 г., по благословению патриарха Никона, церкви были построены. Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 г., а в этом году архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братьею подали прошение Суздальскому митрополиту Иллариону о разрешении им построить вместо деревянной каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября того же 1696 г. митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Оная церковь строением окончена и освящена в 1707 г., и существует до настоящего времени. Копии с метрических книг с 1799 г., а исповедных росписей с 1803 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 г. и хранится в церкви. Церковь имеет землю в количестве 334 кв. саж. Причт при церкви: священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный, у псаломщика – собственный. Приход: 59 дворов, душ муж. пола 188, жен. 201. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Бывшая слобода вошла в черту города и церкви сейчас располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен. В 1960 г. в Смоленском храме архитектором О.Г. Гусевой проведена реставрация. 17 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Смоленского храма города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05922

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Главный Никольский храм монастыря из-за увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы. За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.  Информация с сайта http://www.ikz.ru/siberianway/snm/main.html В Верхотурье 19 января 2015г освятили уникальный 16-тонный колокол в Спасо-Преображенском храме Свято-Николаевского мужского монастыря, сообщили " Областной газете " в департаменте информполитики губернатора. Идея отлить колокол появилась у властей Свердловской области. Она была поддержана Митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, спустя год колокол впервые зазвучал на территории мужского монастыря. " В Москве есть Царь-колокол, который является одной из достопримечательностей города. Теперь у нас фактически появился свой, уральский Царь-колокол, но уже звучащий. Таких больших колоколов в стране очень мало. И у нас в Свердловской области будет звучать настоящий голос православия. Пусть звук колокола привлечёт в Верхотурье много добрых людей " , - сказал митрополит. В церемонии освящения принял участие губернатор Евгений Куйвашев. Глава региона вместе с митрополитом первым ударил в колокол. Отметим, большой праздничный благовест весит свыше 16 тонн и по весу входит в двадцатку самых больших колоколов России. В тихую безветренную погоду звук колокола может быть слышен на расстоянии более 10 км. На новом колоколе изображены шесть ростовых икон - Пресвятой Троицы, святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, святых Царственных Страстотерпцев, святого мученика Царя Николая II и святого праведного Симеона Верхотурского.

http://sobory.ru/article/?object=05755

Выставку торжественно открыли митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архимандрит Порфирий (Шутов) и мэр Сочи Анатолий Пахомов 20 мая 2014 г. 12:59 Дни Соловков в Сочи пользуются огромным вниманием С большим успехом проходят в Сочи организованные Соловецким государственным музеем-заповедником и Соловецким Спасо-Преображенским ставропигиальным мужским монастырем Дни Соловков. Два главных их события — открывшаяся 11 мая в Сочинском художественном музее выставка «Соловки: Голгофа и Воскресение» и запланированный на 27 мая в Зимнем театре большой концерт «Соловки: златая цепь времени» с участием народных артистов РФ Евгения Стеблова и Михаила Кита, протодиакона Николая Платонова и братского хора Соловецкого монастыря. Кроме того, сочинские верующие в соборе Архангела Михаила имеют возможность поклониться соловецким святыням - каменному кресту первоначальника монашеской жизни на архипелаге преподобного Савватия и иконе с частицами мощей основателей островной обители. Также в деловой программе Дней Соловков — презентация первого тома большой серии «Воспоминания соловецких узников», подготовленных к печати монастырем, и передача исторических и репринтных изданий о северной обители сочинским библиотекам и музеям. «Дни Соловков в одном из российских регионов проходят четвертый год подряд, - рассказал «Церковному Вестнику» замдиректора Соловецкого государственного музея-заповедника по информационному и экспозиционному обеспечению Олег Волков. - В прошлом году в Петрозаводске, к примеру, состоялось множество круглых столов и семинаров. На этот раз сочинская администрация попросила нас больше внимания уделить культурно-просветительским проектам. Мы очень благодарны местному художественному музею: его специалисты талантливо разместили нашу передвижную выставку (уже побывавшую, к слову, помимо обеих столиц, в Нижнем Новгороде, в Сарове, в Петрозаводске и в Пушкинских Горах) и заранее продумали посещение ее организованными группами. А экскурсии по экспозиции, рассказывающей о шестивековой истории монастыря, его трагической истории в прошлом веке и о современном возрождении, проводят наши профессиональные гиды. За первую неделю на выставке побывали больше тысячи человек, и работа ее продлена на месяц — до конца июня».

http://e-vestnik.ru/culture/sochinskie_d...

Александр, епископ Вятский и Великопермский Родился около 1608 года в Сольвычегодске Вологодской губернии. Принял пострижение в монашество в Никольском Коряжемском монастыре и с 1643 года был в нем игуменом. С 7 июня 1651 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря. 3 июня 1655 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. 5 декабря 1657 года назначен во вновь учрежденную Вятскую епархию. 8 января 1674 года самовольно ушел на покой в Коряжемский монастырь, где принял схиму и скончался 16 октября 1679 года. Погребен в этом же монастыре у северной паперти. В 1655 году епископ Александр участвовал в Московском Соборе, созванном патриархом Никоном по поводу исправления богослужебных книг. Тогда он одобрил вместе с другими исправленную книгу «Служебник» и вновь переведенную «Скрижаль». Но когда был назначен в Вятскую епархию, то стал упорным противником исправления книг и 30 декабря 1662 года написал письмо царю Алексею Михайловичу, в котором высказал ненависть к патриарху Никону , боярину Стрешневу и митрополиту Газскому Паисию (Лигариду). В конце письма он советовал царю собрать «истинных архиереев» для избрания нового патриарха, который бы «имел возраст не менее 60 лет, в монашестве находился более 15 лет и был бы прежде в послушании у искусного старца». Когда же на большом Московском Соборе 1666 года начался суд над противниками книжного исправления, то вызван был в числе расколо-учителей и епископ Александр. Однако он раскаялся в своей вине. Собор простил его и отпустил в 1669 году на Вятскую кафедру· Вятский период жизни преосвященного Александра описал известный писатель Н. С. Лесков. В связи с учреждением Вятской епархии епископу Александру было поручено обновить престол в г. Хлынове, построить архиерейский дом для себя и для будущих архиереев. Для этого ему было отведено специальное место и «вместо суммы выделены две вотчины, с коих не менее трех тысяч душ считали». Но епископ Александр не умел и не хотел трудиться. Он 16 лет управлял Вятской епархией и за это продолжительное время так и не начал строительства, а «просидел ничего не делая, но неустанно обижаясь». Сам же все это время из-за отсутствия архиерейского дома жил в Успенском Трифоновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игнашевская (Малая Шалга). Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Одигитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Смоленская церковь в Малой Шалге Каргопольского района Архангельской области Деревянная церковь, построенная в 1832-1845 гг. Четверик, завершенный восьмериком, с четырьмя малыми главками по сторонам восьмерика, с трапезной и колокольней. Декоративное убранство в стиле классицизма. В трапезной были приделы Илии Пророка и Мученика Мины. Закрыта не позже 1930-х гг. Пустует, требует ремонта. Храм расположен на окраине брошенной деревни, в окружении многолетних елей, рядом с храмом погост. При входе на него сохранились деревянные арочные ворота начала столетия с надписью: Владычица Одигитрия, сопровождай нас в путях наших и храни нас». Церковь Малой Шалги построена в формах позднего классицизма и является почти точной копией каменного Покровского храма, расположенного неподалеку, в д. Большая Шалга. Над основным объемом сооружен невысокий восьмерик, перекрытый восьмигранным куполом. Над углами четверика установлены небольшие изящные главки, которые подчеркивают пирамидальную композицию храма. Судя по единству композиции, колокольня была срублена одновременно с церковью. Живописное расположение храма подчеркивается окружающим его густым лесом. К сожалению, одно из деревьев при своем падении сильно повредило крышу алтаря храма. Поступление осадков во внутренние помещения привели к повреждению потолка и пола алтаря, а также к просадке иконостаса. Историческое и статистическое описание Одигитриевской семиклассной церкви в Малошальском приходе Каргопольского уезда, составленное во исполнение указа Олонецкой духовной консистории от 13-го июня за 1368 3. Приход сей находится от города Каргополя в 18 верстах. О времени учреждения прихода достоверных памятников не имеется. До существующей в нашем приходе церкви имелось две с отдельною колокольнею, зданием деревянные. 1-я во имя Смоленской Божией Матери, 2-я святого великомученика Мины, каковые были построены в 1778 году, и на постройку оных имеется грамота за подписом Преосвященного Димитрия, архиепископа Великого Новаграда, а другая за подписом того же Преосвященного на освящение оных в 1779 году, которые и были освящены архимандритом Алексеем Спасо-Каргопольского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02556

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь основан в начале XIII века, один из старейших монастырей Смоленска и области. Содержание История [ править править код ] По позднейшему преданию, основан в начале XIII века, епископом Смоленским Игнатием, между 1210 и 1219 годами. Первым настоятелем стал Авраамий Смоленский. Его преемником стал архимандрит Ефрем, автор жития Авраамия. Первоначально назывался Богородицким, поскольку первая церковь в нём была освящена в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а после постройки в нём в 1755 году Преображенского собора — Спасо-Преображенским Авраамиевым. При строительстве Смоленской крепости монастырь был включён в её пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 году он был разорён и обращен в католический доминиканский училищный монастырь («кляштор»), а в 1634 году — упразднён. В 1654 году возрождён как православный монастырь. В 1658 году особой грамотой царь Алексей Михайлович учредил в монастыре архимандритию. С 1728 года при обители размещалась Смоленская духовная семинария, ректоры которой являлись настоятелями монастыря. Для семинарии были построены несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы и библиотеку. В середине XVIII века в монастыре появилось первое каменное здание: в 1755 году (по другим сведениям — в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь — Преображенская, нижняя — во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 году была построена Введенская церковь. В 70-80-х годах XVIII века были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. По штатам 1764 года монастырь числился как второклассный. Во время Отечественной войны 1812 года обитель была превращена французами в военный лазарет. В начале ХХ века монастырь относился к первоклассным; в нём проживали более пятидесяти насельников. В 1918 году монастырь был закрыт; на его территории размещён концлагерь. В конце 1920 года территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010