Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря. С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. 8 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екатеринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Основан в конце XV века преподобным Александром Свирским, ставшим первым игуменом обители. Назван в честь Святой Троицы и самого преподобного. Еще при жизни основателя обители начали складываться два расположенных рядом архитектурных комплекса монастыря. Свято-Троицкий монастырский комплекс включает Троицкий собор (1694-1698), Покровскую церковь (1533-1585), звонницы (1647-1674), церковь прп. Иоанна Дамаскина (1718), братские корпуса (1670-е). Спасо-Преображенский монастырский комплекс объединяет надкладезную (водосвятную) часовню (1791), Святые врата с надвратной Никольской церковью и настоятельским корпусом (1780-1791), Преображенский собор (1641-1644), Троицкую часовню (1899), колокольни (1903-1904), братские корпуса. Покровская церковь с трапезной палатой самое древнее сохранившееся каменное строение Свирской обители. Она была построена при участии самого прп. Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III. В Спасо-Преображенском соборе, в приделе в честь св. прп. Александра Свирского, почивают нетленные мощи самого основателя монастыря. Каменный Свято-Троицкий собор стоит на месте деревянной церкви, построенной собственноручно прп. Александром. Собор выстроен в новгородском архитектурном стиле по типу Знаменского собора в Новгороде, украшен фресковой росписью. Каменная часовня Святой Троицы построена на месте келии основателя Свирской обители. Здесь на берегу Рощинского озера было явление святому Александру Пресвятой Живоначальной Троицы. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, искусно украшенные иконы, многотысячное книгохранилище с древними рукописями и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Осенью 1918 года монастырь был разграблен, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) и двое иеромонахов расстреляны в г. Олонец. Несколько десятилетий Свирский монастырь пребывал в запустении. На его территории располагались разные организации: исправительно-трудовой лагерь СвирьЛАГ, тюрьма, военный госпиталь, психиатрическая больница и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4435128.ht...

Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России патриаршества настоятелями в Мирожском монастыре были игумены, которых выбирали сами монахи, а утверждал владыка. В монастыре каждый брат жил в отдельной келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий в обязательном порядке ввел в монастырях новгородской епархии общежительный устав. Эта монастырская реформа коснулась псковской земли и привела к изменению внутреннего облика многих монашеских обителей. Что касалось числа братии, то можно было предположить, что до 16 века в Мирожском монастыре было многолюдно, потому, что он считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим был Елиазаровский и четвертым Великопустынский). С конца 16 века, со времени учреждения Псковской епархии, Мирожским монастырем управляли архимандриты. В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, рыбных ловель, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц. Экономический расцвет отразился на строительной деятельности, результатами которой стало возникновение комплекса каменных построек вдоль берега реки Великой, южнее Спасо-Преображенского собора. Археологами были открыты руины большой каменной палаты и основание столпообразной постройки, возможно шатровой колокольни, запечатленные на псковской иконе из часовни Владычного Креста. Этим же периодом датировалось строительство каменных подклетов, расположенных напротив собора. К 1713 году была освящена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой, а к середине 18 века, судя по описи 1766 кода, вся внутренняя территория была плотно застроена деревянными службами. Согласно манифесту Екатерины II от 26 февраля 1764 года, монастырь был отписан к третьему классу. В Свято-Мирожском монастыре полагалось быть игумену, четырем иеромонахам, двум иеродьяконам, четырем послушникам, одному подьячему, восьми служителям. С изданием штатов послушание каждого было определено особенною должностью: казначея, ключника, чашника, просфорника и другие. В 1798 году в Мирожском монастыре проживали: игумен, три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь-ключник, чашник и просфорня. Число братии редко доходило до положенного штатами; кроме того, вместо монашествующих были в монастыре вдовые священники или другие церковнослужители, присланные в монастырь за какие-нибудь проступки. В конце 18 века было вменено в обязанность всей братией иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным. По изданию штатов каждый брат располагал своими средствами на жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Свято-Успенский храм, построенный в традиционном для начала XIX века стиле зрелого классицизма, имеет форму круга с обширным куполом и увенчан одной главой. В церковь ведут три двери: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея-гульбище. Внутреннее благолепие храма было необычайно интересно. Для обеих чудотворных икон в иконостасе главного алтаря Свято-Успенского храма были устроены особые возвышенные места: справа - для Косинской иконы Божией Матери, а слева - для иконы святителя Николая Чудотворца. Наряду с главными косинскими святынями - чудотворными иконами Божией Матери и святителя Николая, особо чтимой была икона Всех Святых, находившаяся в иконостасе придела Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Икона была особо примечательна тем, что в неё был вставлен позолоченный серебряный Животворящий Крест с мощами святых угодников Божиих. Кроме того, частицы святых мощей находились в Кресте напрестольном, в особо устроенном ковчеге, хранившемся на престоле. В 1826 году в церкви Успения Пресвятой Богородицы молились за божественной литургией Её Императорское Величество Государыня Императрица Мария Фдоровна и Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, о чём свидетельствует надпись на мраморной доске, находящаяся на западной стене храма. В 1823 году по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского Филарета Дмитрий Лухманов приступил к строительству каменной колокольни, взамен обветшавшей, деревянной. Под колокольней предполагалось устроить небольшой тёплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. Закладка сооружения была совершена после молебна, по благословению митрополита Филарета 15 августа 1823 года местным благочинным священником села Вешняково о. Михаилом Полянским. За три года колокольня с храмом была выстроена. 26 октября 1826 года по благословению святителя Филарета Свято-Никольский храм был освящён архимандритом Спасо-Андроникова московского монастыря, Гермогеном. В 1824 году Д. А. Лухманов специально для новой колокольни приобрёл специально изготовленный для звонницы, колокол весом 120 пудов. В 1839 году храм и колокольня были обнесены каменной оградой с железными решётками и с пятью декоративными башнями с бойницами, а также двумя входными воротами с железными решётками. 18 августа 1841 года благотворитель и меценат, купец Дмитрий Лухманов скончался и, согласно его завещанию, был погребён в построенном им храме Успения Пресвятой Богородицы у главного входа, с западной стороны, о чём гласит надпись на чугунной надгробной плите, сохранившейся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=03356

Постепенно монастырь стал подниматься из руин. Много трудов к его восстановлению приложил архимандрит Моисей (Обухов), который «не щадил и своих средств, и был счастлив тем, что при его настоятельстве оказалось много усердствующих к святой Лужецкой обители». В монастырской Вкладной книге под 1644 годом содержалась запись о вкладе архимандрита Моисея «по своих родителех в вечный поминок; на оклад, что обложили образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, в соборной церкви на левой стороне, да образ преподобнаго чудотворца Ферапонта». Архимандрит Моисей и еще 29 человек из братии монастыря скончались в моровое поветрие 1655 года. Постепенно благодаря пожертвованиям различных лиц в Ферапонтов Лужецкий монастырь возвращалось благолепие. В его архитектурном ансамбле появился надвратный храм Преображения Господня; он упоминается впервые в 1627 году. Был выстроен каменный двухэтажный келейный корпус. И, наконец, в 1692 году монастырь украсился шатровой четырехъярусной колокольней. Среди жертвователей на ее возведение числится и уроженец Можайской земли Святейший Патриарх Иоаким (Савелов; † 1690), пожаловавший Лужецкому монастырю «на колокольное каменное строение сто рублей». В нижнем ярусе колокольни, в так называемой колокольной палатке, впоследствии было погребено несколько представителей древнего рода Савеловых — благодетелей монастыря и сродников Патриарха, и в их числе родной брат Святейшего — Павел Петрович Савелов, постриженный в Лужецком монастыре в монашество с именем Петр († 1709). По царскому повелению в первом году XVIII века на военные надобности было сдано из Лужецкого монастыря пятьдесят пудов колокольной меди. Этот век также отразился в монастырской летописи бурей, сорвавшей крест с одной из глав соборного храма, «огненными пожогами», нескончаемыми «исправлениями ветхостей» и возобновлениями храмов. В 1723 году храм Иоанна Лествичника был освящен во имя основателя и первоначальника обители преподобного Ферапонта. Важным событием явилось и причисление в 1764 году Лужецкого монастыря ко второму классу епархиальных монастырей. В списке второклассных обителей Московской епархии он значился третьим после московских Спасо-Андроникова и Высоко-Петровского. Лужецкому настоятелю разрешено было носить мантию с малиновыми скрижалями, служить с набедренником и палицей, в шапке, на ковре и иметь посох с четырьмя сребропозлащенными яблоками. Число братии должно было составлять 17 человек с настоятелем, да для работ по монастырю разрешалось иметь 17 штатных служителей.

http://pravoslavie.ru/3903.html

В числе погибших был и архимандрит Иоасаф, настоятель прославленного Троице-Сергиева монастыря, в течение всей шестнадцатимесячной осады защищавший обитель и после снятия осады удалившийся в родной монастырь на покой (до принятия им должности настоятеля Троицкой обители, святой Иоасаф был игуменом в Пафнутьевом монастыре). Боровск был разорен интервентами до основания: крестьянские дворы выжжены, церкви осквернены или вовсе разрушены. В числе других враги сравняли с землей и Высоко-Покровскую обитель, духовную колыбель преподобного Пафнутия, куда он пришел в возрасте двадцати лет и подвизался в трудах и молитвах 32 года. Деревянный монастырский храм Входа Господня в Иерусалим был сожжен дотла, а от каменного - Покровского - не осталось камня на камне: очевидно, храм подвергся прицельному пушечному обстрелу. Впрочем, Пафнутьев монастырь и Боровск разделил участь многих и многих славных русских обителей и городов. Так, например, в 1611 году выживаемые из Москвы году поляки подожги город. В этом страшном пожаре были уничтожены почти все 450 московских церквей. «Многие Божии церкви и монастыри осквернили и разорили. Раки чудотворных мощей рассекли и чудотворные мощи поругали, и во всех Божиих церквах лошади поставили. В монастырях стали житии и многое убийство и поругание и осквернение иноческому чину учинили». Запорожские и донские казаки не отставали в этих кощунственных грабежах от поляков. Духовенство, монахи, защищавшие святыни и ценности от грабежей, насиловались, избивались и убивались. Мемуарист сообщает, что литовские люди в компании с местными переяславльцами-изменниками, взяв Ростов Великий, «раку чудотворцеву Леонтьеву златую сняша и рассекоша по жребием, казну же всю пограбиша и Церкви раззориша». Банды Лисовского, захватив монастырь Колязинский, вынули мощи чудотворца Макария из серебряной раки и бросили на землю в мусор, раку рассекли. Игумена, монахов и всех насельников убили, всю казну разграбили и монастырь сожгли. При разрушении Толгского монастыря под Ярославлем все братство монастырское - 46 человек - убито. В 1612 году в Вологде поляками и русскими ворами при разорении церквей убиты 46 священников и монахов, в их числе преподобный Галактион Вологодский. При разорении Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологодском крае, в трапезную палату насильно заключили и сожгли живыми 59 монахов. Сверх этого там же были убиты еще 32 монаха. ( Приведенные выше сведения взяты из труда С.М.Соловьева «История России с древнейших времен, т.8)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/...

На территории монастыря стоял каменный двухэтажный корпус. На втором этаже были покои настоятеля, на первом – братские кельи. В 1909 г. к нему было пристроено каменное одноэтажное помещение для кухни и трапезной. Были каменные надворные постройки под одной крышей: хлев, конюшня, сарай для сена, экипажный сарай и кладовые для провизии. С западной и северной стороны монастырь был обнесён каменной стеной, в ограде были трое ворот. Управлял монастырём архимандрит. Источниками существования монастыря были огороды, земли, использовавшиеся самим монастырём или сдававшиеся в аренду. В Невеле у монастыря была каменная лавка на базарной площади, которая сдавалась в аренду. Вместе с городом монастырь много и часто страдал от опустошительных пожаров. В пожарах не только горели храмы и кельи, но и погибали многие исторические документы. Архив и библиотека монастыря из-за частых пожаров не сохранились. В монастыре находились чтимые старинные иконы. На горнем месте в церкви Николая Чудотворца стояла икона византийского письма в золочёной ризе Господа Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерью и Святым пророком и Предтечей Иоанном Крестителем. Икона препод. Нила Столобенского в серебряно-золочёной ризе почиталась чудотворной жителями города и окрестных мест. В день обретения мощей преподобного на поклонение этой иконе собиралось большое число молящихся, перед ней служились молебны. По преданию, эта икона была принесена из Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. Икона препод. Сергия Радонежского Чудотворца с частицей его гроба была прислана наместником Троице-Сергиевой лавры. Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе была устроена и украшена жителями города в память избавления от холеры в 1841 году. Икона Успения Богоматери в серебряной позолоченной ризе, серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего древа Господня и святых мощей апостола Павла и великомученицы Варвары и два Евангелия (1685 и 1694 гг.). После 1917 г. монастырь был закрыт. Здания разрушены в 1930-х годах.

http://sobory.ru/article/?object=37637

Эта Обитель, упраздненная в 1764 году, была с тех пор приходской церковью, но отец игумен Иона возобновил ее, воздвиг новую церковь , обнес оградой и собрал братию. В этой обители почивают под спудом мощи преподобного Александра Куштского: она находится в 8 верстах от Спасо-Каменного монастыря, при впадении реки Кушты в Кубенское озеро. В трех верстах от обители, напротив села Ила, существует древняя часовня, построенная, как думают, на том месте, где некогда была усадьба и терема князей Заозерских. Переведенный в Сямский монастырь, находящийся также близ Кубенского озера и в 60 верстах от Вологды, отец Иона восстановил и обновил его. Дотоле он находился в заведывании экономов архиерейского дома, которые довели его до совершенного упадка. Отец Иона обеспечил монастырь и на будущее время, приведши в известность его средства и лишив таким образом возможности во зло употреблять оные. Отсюда отца Иону перевели в Сосновецкий Глушицкий монастырь, которому он оказал еще большую услугу, чем предыдущим обителям: она была доведена до крайности; но Иона в короткое время обновил его, и также восстановил когда-то приписной к оной Глушицкий Покровский Старый, превращенный в приходскую церковь . Этот монастырь был основан преподобным Дионисием Глушицким на берегу реки, именуемой Глушицей. В прежнее время он был обширен и так многолюден, что именовался даже Лаврой, но впоследствии, при нашествии Литвы, он дважды горел и пришел в совершенное запустение, так что от прежнего его величия оставалась только одна древняя двухэтажная церковь , под которой почивают под спудом мощи преподобных игуменов: Макария, Тарасия и Феодосия. В этой обители после преподобного Дионисия игуменствовал преподобный Амфилохий; здесь жительствовал преподобный Григорий Пельшемский и принял иночество преподобный Стефан Комельский. Тщанием и старанием отца Ионы воздвигнут новый прекрасный каменный храм, построены кельи, уже не существовавшие, монастырь обнесен оградой и собрано братство. За все таковые услуги и был сделан отец Иона архимандритом, благочинным и награжден орденскими знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Вход до 1853 г. был один в южной стене из паперти, находящейся между Рождественскою и Сретенскою церковью. В 1853 г. старанием архимандрита Владимира устроен вход в западной стене трапезы со вновь пристроенною папертью и двумя лестницами. На Сретенском храме и трапезе до 1816 г. кровля была деревянная, а в этом году заменена железною и окрашена медянкою. На кровле храма возвышается круглая, с фальшивыми окнами шея каменная, на коей утвержден покрытый железом купол с пьедесталом для главы. Высота храма с крестом 10 саж. 1 арш. 8 верш. Потолок храма и трапезы со сводами поддерживаются каменным посреди церкви столбом; далее к иконостасу – капитальною стеною, половина которой упирается аркою в южную стену, а в северной проделан сход в нижний этаж храма. В трапезе Сретенского храма, в северо-восточном углу, некогда был устроен придел во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского в Асии. Этот придел до 1795 г. находился в диаконике Преображенского собора, а с этого года игуменом Иннокентием перемещен в эту церковь и отсюда в 1842 г. перемещен в нижний этаж Сретенского храма и по окончании нужных исправлений освящен в марте 1843 г. В этом же этаже, как и в прочих подвалах каменного строения, хранилось до 1799 г. казенное вино, но старанием архимандрита Антония и усердием доброхотных дателей в 1835 г. он превращен в церковь Старорусской Божией Матери, и в нем же за аркою в северо-восточном углу устроен придел священномученика Антипы, против коего на стене, в особом позлащенном резном киоте устроен и сам образ Старорусской Божией Матери с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Икона эта прислана в монастырь настоятелем Тихвинского большого монастыря архимандритом Илларионом в 1835 г., при свидетельстве в том, что икона – точная копия с образа, находящегося в монастыре. Храм Старорусской Божией Матери и придел священномученика Антипы освящены настоятелем сего монастыря архимандритом Иннокентием: первый 29 сентября, а второй 6 октября 1857 г. Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.

http://sobory.ru/article/?object=06905

При архимандрите Мефодии были выстроены храмы и на монастырских дачах (угодьях): на учуге Чурка в 1744 году каменный храм в честь Николая Чудотворца; в монастырском саду на Ивановском бугре 9 ноября 1757 года был освящён каменный храм в честь преподобного Афанасия Афонского и на монастырской сенной пожне (сенном покосе), на острове Яманчуг в 1757 году деревянный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Все эти масштабные работы по переустройству монастыря, предпринятые архимандритом Мефодием, требовали значительных материальных затрат, и он обращается в губернскую канцелярию с челобитьем об отдаче учуга Чурки с прилегающими к нему рыболовными водами в безоброчное пользование Спасской обители. Настоятель особо указывал, что «в монастыре имеется 35 человек братии; странноприимнеческая больница для пребывания нищенствующих больных, увечных и престарелых, не имеющих своего пропитания, в которой состоит до 30 человек; школа из малолетних российских и из калмыков и болдырей безродных для обучения грамоте и что присылаются в монастырь для исправления в христианском греческого исповедания законе выходящие из плену российские пленники, которые все довольствуются пищею и одеждою от монастыря». Губернская канцелярия обратилась в Сенат за разрешением: «Отдать ли по жалованным грамотам учуг Чурку и рыбные воды с угодьями без оброку или с платежей оброка в награждение Ея Императорского Величества милости для пропитания братии, училищу и питомницы или на казённом пайке содержать?» Но Сенат своим определением от 15 июня 1743 года решил рыболовные Чуркинские воды у Спасского монастыря отобрать, а вместо них на содержание обители, школы и питомницы давать из Астраханской рыбной конторы по 100 рублей в год. Это определение было подтверждено другим указом Сената от 27 октября 1752 года. После отобрания Чуркинских рыболовных вод в казну монастырю были оставлены каменная церковь Святителя Николая Чудотворца с каменной оградою и башнями, построенные при этом промысле в 1731 году старанием архимандрита Мефодия. Жалование в 100 рублей из рыбной конторы монастырь получал до учреждения духовных штатов в 1766 году. При составлении духовных штатов за Спасским монастырём были утверждены «во всегдашнее содержание» все прежние его угодья, которые и составляли основу его содержания на всё последующее время существования.

http://sobory.ru/article/?object=41500

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010