Богоявленский храм о пяти главах, в связи с колокольнею; судя по архитектуре, построение его может быть отнесено к XVII ст. При нем придел Покровский устроен в 1647 г. и освящен преосвященным Моисеем 4 июля, а в 1848 г. возобновлен иждивением рязанского купца Ивана Васильевича Осминина. Придел в честь апост. Иоанна Богослова устроен в 1779 г. статским советником Михаилом Кирилловичем Васильевым, но в 1853 г. также возобновлен Аполлонией Осиповной Почтейновой. В 1763 г. в Богоявленской церкви от случайного пожара сгорел иконостас, на место коего устроен был новый резной, за резьбу которого «дано 170 руб. 75 коп., от иконного живописного писания 600 руб. …». В 1848 г. иконостас был возобновлен рязанским купцом Федором Прокопьевичем Филатовым. Кроме того, над святыми воротами устроена была в XVII ст. церковь в честь Варлаама Хутынского, которая в 1679 г. июля 17 была освящена, а в 1692 г. апреля 17 разрушена обвалившеюся Успенскою соборною церковью, вместо которой устроен был придел, ныне не существующий, при Преображенском соборе. Кроме церквей, внутри ограды монастырской из существующих зданий упоминаются: архимандритские кельи каменного строения, в них 6 покоев, одна келья была возобновлена в 1848 г., но с кельями казначейскими; братские кельи каменные, в них 4 покоя. В 1825 г. братские кельи были перестроены архимандритом Иеронимом. В 1724 г. по указу государеву приписаны к Спасскому монастырю Данковский Покровский монастырь и Пронская Спасская пустынь. В 1753 г. к Спасскому монастырю приписана была Николаевская пустынь в Старой Рязани, находившаяся прежде в ведении Радовицкого монастыря. В 1756 г. по указу духовной консистории приписана Благовещенская в Старой Рязани, а в 1761 г. Оболочинская пустыни, в которые для отправления богослужения посылаемы были из Спасского монастыря по очереди иеромонахи и иеродиаконы, так как в означенных пустынях из монашествующей братии никого в наличности не имелось. … Спасскому монастырю принадлежит: мельницы на реке Плетеной близ села Мервино, луговой земли в разных уездах около 43 десятин и пахотной близ села Подлесной слободы в Зарайском уезде 31 десятина 2 337 кв. саж.

http://sobory.ru/article/?object=08874

В советское время храм был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа. Были пробиты проемы в наружных стенах и в сводах покрытия. Практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени солеи и пр.), а также детали наружного оформления (предположительно, майолика) утрачены.  Комплекс зданий подворья был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю в 1991 г. В 90-е годы был совершен ремонт храма, демонтированы перекрытия, лифты, поздние лестницы, заложены проемы, сделана новая кровля, выполнены отделочные работы, установлен временный иконостас. На стеклах храмовых окон были сделаны росписи под витраж. В 2009 г. установлен новый иконостас, изготовленный в Греции. Иконы для него написаны в мастерских известных иконописцев  - Богдановых,  Д. Г. Мироненко, А. В. Стальнова. В статье использованы материалы Исторической справки по подворью (автор В. А. Черненко), брошюры, изданной подворьем к 100-летию освящения храма, журнала «Зодчий» за 1905 г. История монастырского подворья, находящегося на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов в Санкт-Петербурге, началась в 1901 г. с приобретения Успенским Староладожским женским монастырем участка земли у Софии Александровны Кованько. 30 июня (12 июля по новому стилю) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. Через полтора года приступили к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья, автором которого стал известный архитектор Василий Антонович Косяков. Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. при служении многочисленного духовенства, крестный ход к участку обители прибыл из Воскресенского Новодевичьего монастыря. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола; молебен на их освящение служил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Богослужения на подворье стали совершаться еще прежде окончания строительных работ, с зимы 1908/1909 г. – сначала в часовне, затем в трапезной. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил в воскресенье 17 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.

http://sobory.ru/article/?object=00523

В 1869 г. в Круглове в течение двух месяцев продолжался падеж лошадей, что по тому времени было немалым бедствием. Видя в том наказание Божие за грехи, кругловцы молились о помиловании и дали обет построить в своей деревне храм Божий. Случилось так, что вскоре после того падеж прекратился. В том же году в соседней с Кругловом деревне Дмитриково произошел сильнейший пожар, причем почти все дома сгорели. Дмитриковские крестьяне также решили во искупление грехов (а в пожаре они видели Божий гнев) принять участие в постройке кругловского храма. В том же 1869 г. с дозволения архиепископа Владимирского и Суздальского Антония в Круглове была заложена небольшая теплая каменная церковь, освященная в 1872 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. При новом храме открылся и новый приход, в который, помимо Круглова, ставшего из деревни селом, вошли три соседних деревни - Дмитриково, Пигасово и Жаденка. После постройки малого теплого храма поодаль началось строительство более внушительной холодной каменной церкви и колокольни при ней. К 1880 г. это строительство было закончено и холодный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К храмам села Круглово был определен особый причт из священника и псаломщика,для которых кругловские крестьяне отвели 1 десятину усадебной земли, 3 десятинысенокосной и 30 десятин пахотной. В 1883 г. в Круглове открылась церковно-приходская школа, находившаяся в ведении местных священников. При кругловском священнике Евфимии Трофееве (священствовал в Круглове в 1895 - 1902 гг.) и при его преемнике священнике, Иоанне Добродееве (служил в селе с 1902 г.) школа была расширена. К 1904 г. в селе Круглово, входившем в Быковскую волость Суздальского уезда, значилось 128 дворов и 776 жителей. После образования Камешковского района Круглово вошло в новый район и в 1940 -1959, а также в 1965 -1977 гг. являлось центром Кругловского сельсовета. В 1977 г. Кругловский сельсовет был переименован в Коверинский. Из селений Кругловского прихода деревня Дмитриково расположена в версте к востоку от села Круглово, на берегу реки Печуги. В 1539 г. архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Герман купил эту деревню у помещика Ивана Афанасьевича Коробова. С тех пор до 1764 г. Дмитриково принадлежало монастырю, а затем стало государственным селением. В 1904 г. там насчитывалось 60 дворов и 365 жителей. Деревня Пигасово, в полуверсте к северу от Круглово отделена от села маленькой речкой. Прежде эта деревня находилась в приходе села Санино и входила в монастырскую вотчину. В 1904 г. там проживало 290 человек в 55 крестьянских дворах.

http://sobory.ru/article/?object=02194

В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад. Митрополит Иона создал знаменитые по всей Руси ростовские звоны. Самый большой колокол митрополит Иона назвал в честь своего отца – «Сысоем». По-видимому, владыка сочинил и музыку нескольких звонов – недаром один из них называется «ионинским». О колоколах Ростовского собора, музыкально настроенных, он писал князю Ростовскому Михаилу Михайловичу Темкину: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки». Труды: Благословенная грамота на построение новой церкви во имя Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского уезда Никольскому попу Никифору// Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. – Сергиев Посад, 1897. – Вып. 4, 8. – С. 101–103. Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии «на ковре с рипидами и со осенением свещным», данная в 1666 г.//Государственный исторический музей, собрание Вахрамеева, 1087, л. 217. Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, данная 16 декабря 1686 г. игумену Никону//Ярославские епархиальные ведомости. – 1860, 33. – Часть неофиц. – С. 309–310. Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной церкви во имя Сошествия Святого Духа, данная 8 сентября 1688 г. попу Макарию//Ярославские епархиальные ведомости. – 1873, 48. – Часть неофиц. – С. 388–389. Память в Кирилло-Белозерский монастырь о совершении водоосвящения в навечерии праздника Богоявления, от 1 января 1656 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 333. – С. 495. Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 98. – С. 138–139. Память в Сольвычегодск и Лузскую Пермцу с повелением поститься и совершать молебны по случаю войны с турками и крымскими татарами, от 10 октября 1678 г.//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4, 229. – С.315–317.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Ярослав. епарх. ведом. 1865 г. 17) он поместил заметку «О кресте, находящемся в церкви села Морозова». Алешковский Петр Иванович Алешковский Петр Иванович , родился в 1767 г., был священником в Ростове сначала при несуществующей уже ныне церкви Воскресения на рву, а после (1792–1814 гг.) при Вознесенской церкви. В собрании рукописей И.А. Вахрамеева 2 имеются две проповеди о. Петра: а) «на неделю 6-ю по Пятидесятнице» (л. 121–180), и «на неделю 7-ю по Пасхе» (л. 148–158), и несколько ученических сочинений его 688) на русском и латинском языках, относящихся к 1786 и 1787 годам. Анастасий Анастасий , до монашества Алексей Иванович Лавров, родился в Ярославской губ., с 1814 г. учился в Ярославской семинарии, с 1820 г. – в Московской духовной академии и окончил в ней курс со степенью магистра. В январе 1825 г. определен он ректором Борисоглебского (около Ростова) дух. училища, а в феврале перемещен на должность учителя семинарии в Ярославль. Приняв 26 июля 1828 г. монашество, определен он (1829 г.) инспектором семинарии, в апреле 1832 г. назначен ректором семинарии в Екатеринославль, получив в мае сан архимандрита. Умер в 1868 году. Магистерская диссертация его осталась не напечатанной, равно как неизвестны в печати и говоренные им проповеди . (Яросл. еп. вед. 1870 г. 49 – Об. И. Рус. Ист. Общ. LX, 16). Аннинский Иван Николаевич Аннинский Иван Николаевич , был в Ярославле священником церкви Михаила Архангела. Родился он, как значится на могильном его памятнике 3 в 1804 г., умер 13 июня 1859 г. В собрании рукописей И.А. Вахрамеева 4 сохраняется им, Аннинским, составленное «Историческое и статистическое описание церкви св. Архистратига Михаила в Ярославле». Антоний Антоний , в мире Алексей Добротин, Ярославец, сын причетника, 1795–1803 года учился в Ярославской, а 1803–7 в Троицелаврской семинарии; в 1807 г. определен он в Ярославскую семинарию учителем аналогии и греческого языка, был потом и префектом, или инспектором. Приняв 6 февраля 1814 г. монашество, назначен он здесь же ректором семинарии, 14 сентября того же года перемещен в архимандриты Спасо-Каменного Духова монастыря и определен инспектором семинарии в Вологду, в 1819 г. переведен ректором семинарии в Иркутск с настоятельством в тамошнем Вознесенском монастыре; в 1822 г. дан ему в управление Нижнеломовский Казанский монастырь в Пензенской губернии, где он, по Строеву, значится до 1829 г.; дальнейшее о нем неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

И аз того ради, Богу помогающу ми, и на помощь призываю пречистую Богородицу, великого чудотворца Леонтия, да исправится тело церковное и всего православного христианства: и того ради сотворяю и собираю собор в граде на Белеозере, в церкви святого Василия, с архимандритами и с игуменами и с попами и с дьяконами, чтобы есте на тот собор и на то великое дело церковное поехали ко мне того ради, на Белоозеро, безо всякого ослушания и прекословия; а были бы есте ко мне на Белоозеро, к великому Василию, на Крещение Господа нашего Иисуса Христа; а аз вас своих детей благословляю. А которой вас священник, игумен, или поп или диакон, на тот собор и на то великое дело ко мне не поедет, той да приимет казнь церковную, по правилам святых Апостолов и святых Отцов вселенских, той да извержется своего степени священнического и будеть чужд священства, и отнюдь не имать власти священной действовать и не будет священник. А кто от вас ко мне не пойдет, и на том не буди моего благословения; а через мое благословение, не бывши у меня на том соборе, иметь служить литургию или священное действовать, да будет проклят и в сей век и в будущий, донележе обратится ко мне на покаяние и милость получит и прощение от Бога и от нашего смирения. А пошла к вам сия моя грамота из города с Белаозера, от святого Василия. 3269 В рукописи стоит тут и – потому, вероятно, что в подлиннике митрополит был назван киевским и всея Руси. 3270 Итак автор грамоты был пришлец на Руси? Не принадлежит ли она ростовскому архиепископу Дионисию, родом греку, поставленному в 1418 г. (из игуменов Спасо-Каменного монастыря) митрополитом Фотием? 3271 Разумеется известный «свиток хиротонии» или святительское поучение новопоставленному священнику, изданное выше под 7. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Новый каменный Никольский Косинский храм стал плодом трудов купца Дмитрия Александровича Лухованова, который купил разорённое французами село в 1814 году и принял на себя заботы о всестороннем возрождении жизни Косина. Новый владелец прекратил дело о закрытии прихода, обеспечил Никольскую церковь и причт денежным вкладом, на собственные средства построил для всего причта дома, оказал необходимую помощь беднейшим крестьянам в восстановлении их жилищ и домашнего хозяйства. В 1818 году Дмитрий Александрович начал главное дело своей жизни - возведение двух каменных храмов: Успенского и Никольского. Первым был заложен обширный летний храм в честь Успения Божией Матери, освящённый в 1823 году и ставший отныне главным храмом прихода. Затем работы продолжились - взамен прежней деревянной в 1823-1826 годах была возведена отдельно стоящая колокольня с небольшим тёплым Никольским храмом на первом этаже. Закладка храма была совершена по благословению святителя Филарета Московского 15 декабря 1823 года местным благочинным священником села Вешнякова отцом Михаилом Полянским. Храм был построен за три года. 26 октября 1826 года был освящен архимандритом Спасо-Андрониева монастыря Ермогеном. В 1824 году Д.А. Лухманов специально для новой колокольни приобрел новый колокол весом 120 пудов. Новый колоколенный Никольский храм не заменил прежний деревянный, и оба стали служить единому Косинскому приходу. В 1839 году Косинские храмы были обнесены каменной оградой с железными решетками, с пятью башнями-бойницами и двумя железными воротами. В конце 1939 года с куполов церквей были сброшены кресты, к 1940 году последовало запрещение богослужений. Храмы были закрыты, церковные ценности конфискованы. В храмах поначалу оставалось немало утвари, но с течением времени она была или разворована, или уничтожена. Иконы срывали со стен и жгли тут же, возле храмов, на берегу Белого озера. С колокольни сбрасывали колокола и разбивали, но два небольших колокола сохранились. Во время Великой Отечественной войны Косинские храмы использовались под производственные помещения. В Никольском колоколенном храме закрасили настенные росписи в тёмно-зелёный цвет и разместили мастерскую по изготовлению керосиновых ламп, а в подвале было устроено бомбоубежище. В деревянном Никольском храме установили металлическую печь и поселили сторожей.

http://sobory.ru/article/?object=03353

Описанная структура интерьеров существенно отличается от ярославских храмов, в которых столпы, как правило, имеют крещатую форму, а под сводами традиционно присутствуют люнеты. Близкие аналоги обнаруживаются в другом месте – в архитектуре некоторых ростовских храмов 1680-х годов. Так, в соборах Спасо-Песоцкого и Петровского монастырей применены те же полулотковые (полусомкнутые) своды и массивные квадратные столпы. Не вызывает сомнений, что все перечисленные храмы воспроизводили один тип конструкции. Возможно, это произошло под влиянием вкусов митрополита Ионы Сысоевича. В обозначенной группе оказывается и перестроенный в XVII веке собор Покровского монастыря, но без документов, письменных источников невозможно точно датировать строительные работы. В Описных книгах 1702 года приведено краткое описание собора: «церковь во имя Пречистые Б-цы Покрова каменная, построена о 5 главах… Средняя глава обита железом белым, а все кресты железные обиты жестью, 4 главы обиты деревянною чешуею». В храме в тот период находился значительный тябловый иконостас с полным каноническим набором икон, резьбой и позолотой. А также три медных паникадила, каменное архимандричье место, покрытое лазоревым сукном, и два каменных клироса. Были кованые железные двери, в окнах слюдяные рамы, железные решётки и ставни. В шести проемах центрального барабана уже тогда имелись стекольчатые окончины. В описи 1764 года упомянут новый колончатый иконостас с объёмной «флемской» резьбой. Очевидно, данный иконостас отличался богатым убранством, включавшим золочение, серебрение, полихромную окраску. Архимандритское место и клиросы в тот период были уже не каменные, а деревянные столярные, обитые зелёным сукном. В 1774 году подрядчиком ярославским купцом Иваном Егоровичем Набатовым были сооружены железные стропила и крыша. Возможно, тогда же установлены новые железные главы. Новая высокая четырёхскатная крыша существенно исказила силуэт храма, скрыв нижние части барабанов и, очевидно, присутствовавшее после перестройки XVII века завершение в виде двух ярусов кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Холодная Лазаревская церковь считается старейшим посадским храмом Суздаля. Наиболее раннее упоминание о ней встречается в жалованной грамоте великого князя Ивана III суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю (1495), где говорится об отдаче обители пожней - " около Ветельского пруда Успенья Святыя Богородицы... да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей, шестнадцать десятин, впрок архимандриту Константину с братьею, или кто по нем иным архимандрит будет " . В описи Суздаля от 1617 года об интересующей нас церкви говорится следующее: " в остроге от Ризположенского монастыря на левой стороне церковь Лазаря Праведного древяна вверх, да церковь с трапезою Сретение Христово строение приходных людей, служит поп Яков Павлов, а идёт ему государева руга " . То есть в начале XVII века Лазаревская церковь, как видим, являлась шатровой ( " древяна вверх " ). Но в древнейшие времена, возможно, она имела более простую - клетскую - конструкцию. Неясно также, с чем связано сравнительно редкое посвящение храма. Церкви во имя Лазаря Четверодневного часто бывали кладбищенскими, так что возможно когда-то здесь, за городской стеной Суздаля, находилось кладбище. Но это из области предположений, которые не могут быть подтверждены без соответствующих археологических изысканий. Строительство каменной Лазаревской церкви относится к 1667 году. В " Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (1896) говорится, что под престолом храма имелся крест со следующей надписью: " Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Святого праведного Лазаря лета 7175 октября в 6 день при благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белая Росии самодержце и при архиепископе Стефане Суздальском и Юрьевском " . Очень немного известно об истории прихода Лазаревской церкви. Жизнь его была сравнительно спокойна и, если можно так выразиться, немногосложна. После пожара в соседнем Ризоположенском монастыре мощи прп.

http://sobory.ru/article/?object=04249

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом. Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита. Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века. Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки. Современное состояние [ править править код ] C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета. В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». На острове продолжаются работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова. Планируется воссоздание главного объекта монастыряСпасо-Преображенского собора. Святые [ править править код ] Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Каменный...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010