В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне. Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 г. и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764 г., о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 г. и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 18891890 г.г. при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии. В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно. После того как по указу Екатерины II в 1764 г. Спасский (Княгинин) монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь, к которому относится и церковь Спаса на песках. Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом/В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом/текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00595

В 1620-х гг. во владении монастыря находились 3 двора в Вологде. Первый из них - на Пятницкой улице: «От каменной башни по Пятницкой улице идучи по левой стороне», в котором на момент переписи жил пушкарь Олешка Сатин, второй - двор «изстари... их монастырской», где в качестве дворника жил бобыль Захарка Васильев сын прядильщик, третий двор на реке Золотухе перешел монастырю в качестве вклада от жительницы вологодского посада Александрицы, супруги посадского человека каменщика Гришки Сутяги в 1625/26 г. Из настоятелей Николо-Озерского монастыря XVI-XVIII вв. кроме прп. Стефана Комельского известны Тихон (1533 г.), Питирим (до 1577 г.), Филарет (1613, 1614 гг.) , в 1618 г., как уже упоминалось, игуменом монастыря был Геласий, в 1622 г., на момент получения сотной грамоты игумен Феодосий, в 1632 г. монастырь возглавлял игумен Галактион (в справочнике П. М. Строева 1631, 1632 гг.). Далее следуют Феодосий (1641-1644 гг.), Авраамий (1645 г.), Гермоген (1647, 1648, 1652 гг.), Павел (1653 г.), Феодосий (1657 г.), Антоний (1659-1660 гг.), Филарет (1664-1666 гг.), Иоасаф (1670-1674 гг.), Серапион (1674-1679 гг.), Феодосий (1681 г.), Иоасаф (1683-1684 гг.), Иона (1684-1698 гг.), Авраамий (1698-1700 гг.), Левкий (1702-1712 гг., 1721 г.), Филарет (1737, 1738 гг.), Иов (1745-1756 гг.), Павел (с 1758 г.), архимандрит Пахомий до закрытия монастыря в 1764 г. Игумен Феодосий (1641-1644 гг.) был переведен из Николо-Озерского монастыря в Спасо-Прилуцкий, после чего братия, служки и служебники Николо-Озерского монастыря, вместо того, чтобы выбрать настоятеля самим из среды братии, били челом вологодскому архиепископу Варлааму о переводе в их монастырь Ильинского (предположительно из Ильинского монастыря в Вологде) игумена Авраамия . Другой информации о настоятелях Николо-Озесркого монастыря помимо их участия в заключении различного рода поземельных сделок, практически не сохранилось. Исключение составляет игумен Иоасаф, управлявший монастырем в 1683-1684 гг. В 1683 г. (в источнике дата ошибочно переведена как 1682 г.) его пытались изгнать из монастыря.

http://sedmitza.ru/text/1265940.html

Основан в конце XV века преподобным Александром Свирским, ставшим первым игуменом обители. Назван в честь Святой Троицы и самого преподобного. Еще при жизни основателя обители начали складываться два расположенных рядом архитектурных комплекса монастыря. Свято-Троицкий монастырский комплекс включает Троицкий собор (1694-1698), Покровскую церковь (1533-1585), звонницы (1647-1674), церковь прп. Иоанна Дамаскина (1718), братские корпуса (1670-е). Спасо-Преображенский монастырский комплекс объединяет надкладезную (водосвятную) часовню (1791), Святые врата с надвратной Никольской церковью и настоятельским корпусом (1780-1791), Преображенский собор (1641-1644), Троицкую часовню (1899), колокольни (1903-1904), братские корпуса. Покровская церковь с трапезной палатой самое древнее сохранившееся каменное строение Свирской обители. Она была построена при участии самого прп. Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III. В Спасо-Преображенском соборе, в приделе в честь св. прп. Александра Свирского, почивают нетленные мощи самого основателя монастыря. Каменный Свято-Троицкий собор стоит на месте деревянной церкви, построенной собственноручно прп. Александром. Собор выстроен в новгородском архитектурном стиле по типу Знаменского собора в Новгороде, украшен фресковой росписью. Каменная часовня Святой Троицы построена на месте келии основателя Свирской обители. Здесь на берегу Рощинского озера было явление святому Александру Пресвятой Живоначальной Троицы. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, искусно украшенные иконы, многотысячное книгохранилище с древними рукописями и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Осенью 1918 года монастырь был разграблен, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) и двое иеромонахов расстреляны в г. Олонец. Несколько десятилетий Свирский монастырь пребывал в запустении. На его территории располагались разные организации: исправительно-трудовой лагерь СвирьЛАГ, тюрьма, военный госпиталь, психиатрическая больница и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4435128.ht...

И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Это был высокой жизни Старец-пустынник, скончавшийся в Верхотурском монастыре как великий подвижник 30 ноября 1900 года. Много потрудился для обители архимандрит монастыря Иов, при нём построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Молодой монах Арефа смиренно нес послушание свечепродавца, заведовал монастырской библиотекой, насчитывающей 3500 книг. По увольнении на покой архимандрита Иова о. Арефа был братией монастыря избран настоятелем монастыря с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. Несмотря на кратковременное управление монастырем, успел многое сделать для благоустройства монастыря. При нем устроены 2  громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно-приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении нового большого каменного храма. Сам вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы несомненно ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события - 300 летие существования сей обители и 200-летие Св. Пр. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых был торжественно освящён 11 сентября 1913 года. После бурных событий 1917 -1920 годов новая власть начала борьбу с церковью. Монастыри были объявлены оплотами реакции и чуждой идеологии, началось их закрытие, разграбление святынь, аресты духовенства.

http://sedmitza.ru/text/700760.html

Почитание О местном почитании Дионисия Грека в Спасо-Каменном монастыре во второй трети XV века свидетельствует уже цитировавшаяся запись в сб. творений свт. Григория Богослова. В записи отмечается, что " преподобныи игоумен Дионисии... житиемь преизящен и разоум глоубочаишь имоущь " ; " многаго же его ради смиренья и глоубочаишаго разоума и добродетелнаго его ради жития... епископомь поставлен бысть градоу Ростовоу " . Имя " священного Дионисия " внесено в Ростовский соборный синодик . Вероятно, Дионисий Грек упомянут в синодике Павлова Обнорского Троицкого Комельского монастыря: " Помяни Господи… митрополита Фотиа, митрополита Филиппа, митрополита Феодосиа, епископа Дионисиа, архимандрита Феодора, преподобнаго отца нашего Павла " . В ряде рукописных святцев XVII-XVIII веков Дионисий (уже с прозвищем Грек) упоминается под 18 октября как святой . Канонизация св. Дионисия совершилась включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964). Литература ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 20. Ч. 1; Т. 24 (по указ.); Лихачёв Н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал//ИРГО. СПб., 1900. Вып. 1. С. 135-141; Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 6, 10, 29, 47; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. СПб., 2003; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисиев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. СПб., 2005. С. 35-38, 117, 154, 234-244, 246, 248, 262, 265, 281-282. Строев. Списки иерархов. Стб. 331, 742; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 42; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв.: Канд. дис. Ярославль, 2003. Ркп.; То же: АКД. Ярославль, 2004. Использованные материалы А. Е. Тарасов, А. А. Турилов. " Дионисий Грек "http://Православная энциклопедия, т. 15, с. 334-336 http://www.pravenc.ru/text/178453.html   Турилов А. А. Малоизвестные письменные источники о ярославских князьях кон.

http://drevo-info.ru/articles/13674803.h...

Свято-Успенский храм, построенный в традиционном для начала XIX века стиле зрелого классицизма, имеет форму круга с обширным куполом и увенчан одной главой. В церковь ведут три двери: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея-гульбище. Внутреннее благолепие храма было необычайно интересно. Для обеих чудотворных икон в иконостасе главного алтаря Свято-Успенского храма были устроены особые возвышенные места: справа - для Косинской иконы Божией Матери, а слева - для иконы святителя Николая Чудотворца. Наряду с главными косинскими святынями - чудотворными иконами Божией Матери и святителя Николая, особо чтимой была икона Всех Святых, находившаяся в иконостасе придела Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Икона была особо примечательна тем, что в неё был вставлен позолоченный серебряный Животворящий Крест с мощами святых угодников Божиих. Кроме того, частицы святых мощей находились в Кресте напрестольном, в особо устроенном ковчеге, хранившемся на престоле. В 1826 году в церкви Успения Пресвятой Богородицы молились за божественной литургией Её Императорское Величество Государыня Императрица Мария Фдоровна и Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, о чём свидетельствует надпись на мраморной доске, находящаяся на западной стене храма. В 1823 году по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского Филарета Дмитрий Лухманов приступил к строительству каменной колокольни, взамен обветшавшей, деревянной. Под колокольней предполагалось устроить небольшой тёплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. Закладка сооружения была совершена после молебна, по благословению митрополита Филарета 15 августа 1823 года местным благочинным священником села Вешняково о. Михаилом Полянским. За три года колокольня с храмом была выстроена. 26 октября 1826 года по благословению святителя Филарета Свято-Никольский храм был освящён архимандритом Спасо-Андроникова московского монастыря, Гермогеном. В 1824 году Д. А. Лухманов специально для новой колокольни приобрёл специально изготовленный для звонницы, колокол весом 120 пудов. В 1839 году храм и колокольня были обнесены каменной оградой с железными решётками и с пятью декоративными башнями с бойницами, а также двумя входными воротами с железными решётками. 18 августа 1841 года благотворитель и меценат, купец Дмитрий Лухманов скончался и, согласно его завещанию, был погребён в построенном им храме Успения Пресвятой Богородицы у главного входа, с западной стороны, о чём гласит надпись на чугунной надгробной плите, сохранившейся до наших дней.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

В качестве ученика и писца находился при Неронове игумен Московского Златоустова монастыря Феоктист, который первый из монашествующего духовенства перешел на сторону враждовавших с Никоном четырех протопопов. С самого начала поселения своего в монастыре Неронов, находивший большие непорядки в выполнении церковного и монастырского уставов, позволил себе вмешиваться в монастырские дела и указывал настоятелю, что следует читать за церковными службами и как должны вести себя настоятель и братия. Может быть, архимандрит не решался противодействовать Неронову, считая его ссылку кратковременной и надеясь получить с его помощью царскую милостыню на нужды монастыря. Когда же царь запретил Неронову письменно к себе обращаться, а на просьбу его относительно построения церкви в Спасо-Каменном монастыре ответил, что это дело не его, царево, а дело патриарха, – почтение к Неронову в монастыре сильно поколебалось. Архимандрит стал пренебрегать просьбами Неронова и, по-прежнему, допускал разные сокращения в богослужении, даже великим постом. Усомнившись в силе и значении Неронова при царском дворе, настоятель не счел уже нужным сдерживаться и оттаскал однажды Неронова в трапезе за волосы «и руками по щекам бияше время довольно», как записано у вышеупомянутого Феоктиста. Вскоре ему запретили ходить в церковь , лишили его слуги и оставили в келье совершенно одного. Неизвестно, когда именно настоятель послал патриарху донесение о Неронове, но вследствие этого донесения Никон дал 1 июля 1654 г. указ сослать Неронова на отдаленный север в Кандалакшский монастырь, держать его там скованным и не давать ему чернил. Остановившись на несколько времени в Вологде, Неронов отправил оттуда два послания: одно царскому духовнику, а другое, окружное, всей «братии, боголюбцам царствующего града Москвы и прочих градов и всех купно стран», убеждая своих духовных друзей не скорбеть о нем, а радоваться. В Софийском соборе и в Крестовой архиерейской церкви Неронов, намекая на патриарха, говорил, что завелись «новые еретики» и что рано или поздно, и ему (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В числе погибших был и архимандрит Иоасаф, настоятель прославленного Троице-Сергиева монастыря, в течение всей шестнадцатимесячной осады защищавший обитель и после снятия осады удалившийся в родной монастырь на покой (до принятия им должности настоятеля Троицкой обители, святой Иоасаф был игуменом в Пафнутьевом монастыре). Боровск был разорен интервентами до основания: крестьянские дворы выжжены, церкви осквернены или вовсе разрушены. В числе других враги сравняли с землей и Высоко-Покровскую обитель, духовную колыбель преподобного Пафнутия, куда он пришел в возрасте двадцати лет и подвизался в трудах и молитвах 32 года. Деревянный монастырский храм Входа Господня в Иерусалим был сожжен дотла, а от каменного - Покровского - не осталось камня на камне: очевидно, храм подвергся прицельному пушечному обстрелу. Впрочем, Пафнутьев монастырь и Боровск разделил участь многих и многих славных русских обителей и городов. Так, например, в 1611 году выживаемые из Москвы году поляки подожги город. В этом страшном пожаре были уничтожены почти все 450 московских церквей. «Многие Божии церкви и монастыри осквернили и разорили. Раки чудотворных мощей рассекли и чудотворные мощи поругали, и во всех Божиих церквах лошади поставили. В монастырях стали житии и многое убийство и поругание и осквернение иноческому чину учинили». Запорожские и донские казаки не отставали в этих кощунственных грабежах от поляков. Духовенство, монахи, защищавшие святыни и ценности от грабежей, насиловались, избивались и убивались. Мемуарист сообщает, что литовские люди в компании с местными переяславльцами-изменниками, взяв Ростов Великий, «раку чудотворцеву Леонтьеву златую сняша и рассекоша по жребием, казну же всю пограбиша и Церкви раззориша». Банды Лисовского, захватив монастырь Колязинский, вынули мощи чудотворца Макария из серебряной раки и бросили на землю в мусор, раку рассекли. Игумена, монахов и всех насельников убили, всю казну разграбили и монастырь сожгли. При разрушении Толгского монастыря под Ярославлем все братство монастырское - 46 человек - убито. В 1612 году в Вологде поляками и русскими ворами при разорении церквей убиты 46 священников и монахов, в их числе преподобный Галактион Вологодский. При разорении Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологодском крае, в трапезную палату насильно заключили и сожгли живыми 59 монахов. Сверх этого там же были убиты еще 32 монаха. ( Приведенные выше сведения взяты из труда С.М.Соловьева «История России с древнейших времен, т.8)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/...

На территории монастыря стоял каменный двухэтажный корпус. На втором этаже были покои настоятеля, на первом – братские кельи. В 1909 г. к нему было пристроено каменное одноэтажное помещение для кухни и трапезной. Были каменные надворные постройки под одной крышей: хлев, конюшня, сарай для сена, экипажный сарай и кладовые для провизии. С западной и северной стороны монастырь был обнесён каменной стеной, в ограде были трое ворот. Управлял монастырём архимандрит. Источниками существования монастыря были огороды, земли, использовавшиеся самим монастырём или сдававшиеся в аренду. В Невеле у монастыря была каменная лавка на базарной площади, которая сдавалась в аренду. Вместе с городом монастырь много и часто страдал от опустошительных пожаров. В пожарах не только горели храмы и кельи, но и погибали многие исторические документы. Архив и библиотека монастыря из-за частых пожаров не сохранились. В монастыре находились чтимые старинные иконы. На горнем месте в церкви Николая Чудотворца стояла икона византийского письма в золочёной ризе Господа Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерью и Святым пророком и Предтечей Иоанном Крестителем. Икона препод. Нила Столобенского в серебряно-золочёной ризе почиталась чудотворной жителями города и окрестных мест. В день обретения мощей преподобного на поклонение этой иконе собиралось большое число молящихся, перед ней служились молебны. По преданию, эта икона была принесена из Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. Икона препод. Сергия Радонежского Чудотворца с частицей его гроба была прислана наместником Троице-Сергиевой лавры. Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе была устроена и украшена жителями города в память избавления от холеры в 1841 году. Икона Успения Богоматери в серебряной позолоченной ризе, серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего древа Господня и святых мощей апостола Павла и великомученицы Варвары и два Евангелия (1685 и 1694 гг.). После 1917 г. монастырь был закрыт. Здания разрушены в 1930-х годах.

http://sobory.ru/article/?object=37637

Эта Обитель, упраздненная в 1764 году, была с тех пор приходской церковью, но отец игумен Иона возобновил ее, воздвиг новую церковь , обнес оградой и собрал братию. В этой обители почивают под спудом мощи преподобного Александра Куштского: она находится в 8 верстах от Спасо-Каменного монастыря, при впадении реки Кушты в Кубенское озеро. В трех верстах от обители, напротив села Ила, существует древняя часовня, построенная, как думают, на том месте, где некогда была усадьба и терема князей Заозерских. Переведенный в Сямский монастырь, находящийся также близ Кубенского озера и в 60 верстах от Вологды, отец Иона восстановил и обновил его. Дотоле он находился в заведывании экономов архиерейского дома, которые довели его до совершенного упадка. Отец Иона обеспечил монастырь и на будущее время, приведши в известность его средства и лишив таким образом возможности во зло употреблять оные. Отсюда отца Иону перевели в Сосновецкий Глушицкий монастырь, которому он оказал еще большую услугу, чем предыдущим обителям: она была доведена до крайности; но Иона в короткое время обновил его, и также восстановил когда-то приписной к оной Глушицкий Покровский Старый, превращенный в приходскую церковь . Этот монастырь был основан преподобным Дионисием Глушицким на берегу реки, именуемой Глушицей. В прежнее время он был обширен и так многолюден, что именовался даже Лаврой, но впоследствии, при нашествии Литвы, он дважды горел и пришел в совершенное запустение, так что от прежнего его величия оставалась только одна древняя двухэтажная церковь , под которой почивают под спудом мощи преподобных игуменов: Макария, Тарасия и Феодосия. В этой обители после преподобного Дионисия игуменствовал преподобный Амфилохий; здесь жительствовал преподобный Григорий Пельшемский и принял иночество преподобный Стефан Комельский. Тщанием и старанием отца Ионы воздвигнут новый прекрасный каменный храм, построены кельи, уже не существовавшие, монастырь обнесен оградой и собрано братство. За все таковые услуги и был сделан отец Иона архимандритом, благочинным и награжден орденскими знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010