Паисий Козлятев , 17 мая, 2 дек. (sic) 1551, (Новг. Лет., II, 155). Гурий Коровин 6 нояб. 1551 и прежде (Новг. Лет., 251) 1552. ?? Мартирий , 1555 (Новг., II, 157). Маркелл 3 февр. (sic) 1555, потом оставил игуменство (Новг., II, 158); в 1557 уехал в Москву. Филофей , 1556–60, 67, нояб. 15. Варлаам , 1571 и 72, авг. После сгорел в селе Ясновичах. Дионисий , 1577, а в 1581 хирот. в митр. Всероссийского. Сильвестр , 1584–91. Аркадий , 1595–98. Архимандриты Трифон , игум., с 1601, архим. с 7 янв. 1608. Киприан , 1612, а 8 сент. 1620 хирот. в архиеп. Сибирского. Варлаам , 31 авг. 1621. Феодосий , 26 янв. 1624. Феодорит , 1629–36; 26 янв. сослан в Сийский под начал. Рафаил перев. из Соловецкого в 1636, а 17 мая 1638 хирот. в архиеп. Астраханского. Пахомий , 1638–41; 17 июня хирот. в архиеп. Астраханского. Евфимий 1642–48. (После в Вяжицком). Варлаам , 1648–52. Софроний , с 1652, а 29 янв. 1654 хирот. в архиеп. Суздальского. Евфимий паки перев. из Вяжицкого 1654–57. Тихон , 1658–60 († в июле). Дионисий , 1661 и 62, мар. (sic). Корнилий , с 1662, а 24 июля 1664 хирот. в митр. Сибирского. Иосиф , 1664–72, дек. Пахомий Козел , 1673 и 1674; 15 сент. перев. в Симонов. Макарий произведён из уставщиков Саввинского Сторожевского монастыря, 24 дек. 1674–78. Геласий определён в окт. 1678, а 12 мар. 1682 хирот. в архиеп. Великоустюжского. Евфимий , 1682–89, дек. перев. в Тихвин. Макарий , 1689, в дек. перев. из Тихвина, а 29 дек. 1694 обратно. Тихон перев. из Старорусского Спасского 13 янв. 1695–1704. Феодосий Яновский , 1704–1712, перев. в Александро-Невскую Лавру. Вениамин 2 сент. 1712 перев. из Иверского; до начала 1738 (sic). (Упом. в янв. 1739). Гавриил Воронов 1738 перев. из Спасо-Каменного, а 18 окт. 1740 перев. в Юрьев. Венедикт Коптев 1740 перев. из Краснохолмского (упом. в мар. и авг.), и вскоре в Александро-Свирский. Гавриил (вторично), в 1741–43. Ефрем , в 1743–45. Трифиллий в мае 1747 перев. в Иверский. Дамаскин Аскаронский 11 янв. 1748 перев. из Антониева, а 7 авг. 1751 – в Иверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая половина XVIII века — время формирования архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря в том виде, в каком мы знаем его теперь. Были возведены новые корпуса, каменная ограда с башнями, колокольня, новый храм. Очень немногие обители отстраивались в это время, поскольку с отнятием земель у монастырей их материальная база пошатнулась. Таким образом, ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря представляет собой уникальный памятник монастырского строительства своего времени. Своего рода «апофеозом» этого строительства стало возведение в 1794-1801 годах храма во имя святителя Димитрия. Эффектный внешний облик монастыря и неиссякаемый поток паломников к его святыням подготовили его возведение на степень первого класса. Совершалось это последовательно. В 1822 году архимандрит Иннокентий направил в Синод донесение, где указывал, что «великое стечение богомольцев к мощам угодников Яковлевской обители требует сохранения порядка в чиноположении». С имевшимся количеством братии, отмечал архимандрит, это было затруднительно. Он просил об увеличении числа насельников — в соответствии со штатами первоклассных монастырей. Синод уважил просьбу архимандрита Иннокентия, предписав расширить штат обители на 16 «мест». В 1834 году, после прошения ярославского губернатора К.М. Полторацкого, поданного на высочайшее имя, монастырь был переведен в первый класс с ежегодным содержанием в размере 4200 рублей. А спустя два года он получил свое современное название — Спасо-Яковлевский Димитриев. За полтора века был пройден головокружительный путь — от небольшого монастырька, не имевшего ни одного каменного храма, до крупнейшей в епархии и шестой в общем списке русских монастырей обители. Но даже при максимально расширенном штате мест для всех желающих поступить в Спасо-Яковлевский монастырь не хватало. На сохранившихся прошениях о приеме в монастырь очень часто можно увидеть резолюцию: «Отказать за неимением мест». «Вакансия» открывалась только в случае смерти насельника или его перевода в другой монастырь... В 1888 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь вновь перешел из синодального управления в епархиальное, став резиденцией викарных епископов. Настоятелями его, соответственно этому статусу, отныне были архиереи.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Памятный крест, вырезанный насельником Свято-Вознесенского скита иноком Диодором в честь святых Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, установлен на Большом Соловецком острове в шести верстах от Соловецкого монастыря по дороге в Исаакиевский скит, на месте часовни в честь Антония и Феодосия, что была в числе утраченных в лагерное время. В этой маленькой деревянной часовенке, построенной в конце XVIII века, долгое время сохранялся резной крест работы XVII века. Всего Соловецким монастырем в конце XX — начале XXI века установлено около 20 крестов. По словам наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), «кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест». Также летом Товариществом северного мореходства в бухте Благополучия на каменной луде Сельдяного мыса установлен 8-метровый православный крест, существовавший ещё до 1917 года и служивший своеобразным маяком. Также по инициативе товарищества в 2002 году был установлен памятный крест на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни на Соловецких островах. Летом 2007 года был организован речной крестный ход «Крестный путь: Соловки — Бутово» с перенесением с Соловков в Бутово Большого Поклонного Креста, приуроченный к 70-летней годовщине начала массовых репрессий 1937—1938 гг. Скиты и пустыни [ править править код ] Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага: Подворья [ править править код ] Интерактивная карта-путеводитель по основным достопримечательностям и историческим эпохам на Соловках Виртуальная экскурсия по монастырю По Соловкам с экскурсоводом (видео 360) Виртуальный музей Соловецкого монастыря Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Соловецких святых [ править править код ] Подвижники благочестия [ править править код ] Собор новомучеников и исповедников Соловецких [ править править код ] В память новомучеников и исповедников Российских, находившихся в заключении в Соловецком лагере особого назначения, установлен праздник Собор новомучеников и исповедников Соловецких . Празднование установлено указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года. Текст службы праздника утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Годы осквернение привели к запустению монастыря. Здесь сохранились: разграблен Преображенский собор; колокольня; кельи XVIII в.; Благовещенская церковь, превращенная в кухню; разрушены дом настоятеля и странноприемница. Почти не сохранились кельи XVII в. В ските сохранилась Афанасьевская (Благовещенская) церковь и часть каменного забора. Возрождение святой обители началось лишь в 1993 г. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне – Архиепископ Полтавский и Миргородский. Мгарский Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в Полтавской области и расположен на величественной горе над правым берегом реки Сулы неподалеку от старинного города Лубны. Местность, на которой располагается монастырь, входила в состав нижнесульского племенного объединения, или объединения государственного типа. И первые поселенцы были уже в конце V века до Рождества Христова и относились к среде посульских племен земледельцев скифского времени. На самой горе и в ее окрестностях находились укрепления, которые защищали подходы к самому городищу, именуемому историками «Верхний Вал» или «Лысая Гора». Основанием для такого мнения является долгая цепь курганов, которые простираются по правому берегу реки Сулы, несколько из которых были исследованы археологами под руководством Ф.И. Каменского (1881,1883,1889 г.г.), В. М. Щербаковского (1912), О. Б. Супруненко (1989), а Полтавской скифо-славянской археологичной экспедицией в 1990 году был исследован курган в 200 метрах от скитской церкви, в котором были найдены останки воина-лучника скифского периода, возле которого сохранились некоторые предметы воинского облачения, а также футляр с 119 прекрасно сохранившимися острыми бронзовыми наконечниками стрел. Результаты исследований, а также останки городища, находящегося рядом с Мгарским монастырем на север от основной монастырской территории, свидетельствуют, что первые жители горы появились уже за несколько тысяч лет до основания монастыря. И как на самой монастырской горе, так и вокруг были укрепленные форпосты на пути к древнему городу, а в дальнейшем и к Киеву.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Витебска, в древне Слободке, на правом берегу р. Западной Двины. Когда основан этот необщительный монастырь, достоверно не известно, но несомненно, что он существовал задолго до 1576 г., когда его Троицкая церковь уже считалась приходским храмом. Его возобновил в 1638 г. князь Лев Огинский, и с тех пор монастырь был передан православию, несмотря на все ухищрения и козни униатов. В 1842 г. он возведен на степень 1 класса. В его единственном Троицком храме хранится дар патриарха Никона – Казанская икона Богоматери. Управляет архимандрит. Невельский Спасо-Преображенский монастырь в г. Невеле. Он занимает видное и ровное место на городской торговой красной площади, недалеко от берега р. Емельки и в полуверсте от ст. С.-Петербургско-Виндавской ж. д. «Невель» и переведен сюда в 1682 г. по просьбе жителей из упраздненного Троицкого монастыря, находившегося в 3 в. от города. В этом нештатном с 1795 г. и необщежительном монастыре имеется два каменных храма. Преображенский храм построен в 1820 г. членами Благовещенского братства вместо сгоревшего деревянного Благовещенского храма и имеет теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца, воздвигнутый в начале XIX в. На восток от этого храма помещается церковь во имя прп. Нила Столобенского, с каменной трехъярусной колокольней, построенная в 1825 году. Управление в этой обители игуменское. Женские обители Борисоглебский монастырь в Полоцке. Приписная (с 1879 г.) к Спасо-Евфросиниевскому монастырю заштатная (с 1842 г.) Борисоглебская обитель расположена в Задвинской части уездн. г. Полоцка. Основана она в XII в. князем Полоцким Борисом и была первоначально мужским монастырем, принадлежавшим в XVII столетии униатам. В обители одна каменная церковь во имя Свв. блгвв. кнн.-страстт. Бориса и Глеба, построенная в 1217–1222 годах. Вербиловский Покровский монастырь в Себежском уезде. Монастырь находится при Вербиловском озере, в 5 в. от почтовой ст. «Балашово», в 20 в. от ст. «Пустошки» Московско-Виндавской ж. д. и в 50 в. к северо-востоку от своего уездн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Над северными дверьми образ Димитрия Селунского, напротив левого клироса образ Николая Чудотворца с житием, напротив правого клироса образ Спаса Нерукотворенного, образ Алексия человека Божия. В паперти Преображенского храма: над западными дверьми - Деисус и три иконы; на восточной стене – образ Христа Эммануила в киоте с Ангелами; над северными дверьми – Деисус и образ Преображения Господня. В 1679 году обе деревянные Преображенская и Сретенская церкви вместе с колокольней сгорели, на их месте была построена одна деревянная теплая Сретенская церковь. Спустя десять лет, 25 июня 1689 года архиепископ Великоустюгский и Тотемский Александр совершил крестный ход из кафедрального Успенского собора к месту сгоревшей деревянной церкви и положил начало строительства каменного холодного храма во имя Преображения Господня с приделом во имя Богоотца Иоакима и Анны, а так же колокольни, при игуменье Анисии. Каменный пятиглавый Преображенский храм был построен в 1696 году, освящен преосвященным Александром, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 августа 1697 года. Что так же подтверждено клеймом с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенского храма: „В лето от Рождества Христова 1689 года Июня в 25 день, при державе благочестивейших государей царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев, основана сия церковь в девичье монастырь, во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, при игуменье Анисии, преосвященным Александром архиепископом Великоустюжским и Тотемским с крестным ходом из собора; а совершена и освящена 1697 года августа в 6 день преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским " . В 1715 году сгорел теплый деревянный Сретенский храм. В южной стороне трапезной Преображенской церкви была устроена теплая церковь. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа от 19 декабря 1718 года архимандрит Архангельского монастыря Варсофий и соборный протопоп Адриан освятили вновь созданный теплый храм во имя Божией Матери Казанской.

http://sobory.ru/article/?object=03694

Число братии, кроме архимандрита, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 3 диакона и 6 послушников. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник». Монашеские кельи Спасо-Преображенский Авраамиевский мужской монастырь в Смоленске основан в XIII в., между 1210 и 1219 г.г., находится в исторической части города с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены. Один из древнейших монастырей Смоленска. Он представляет собой исторически сложившийся ансамбль, в состав которого входят кельи монашеские. Первоначально назывался Богородицким, поскольку первая церковь в нем была освящена в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенского собора - Спасо-Преображенским Авраамиевым. При строительстве Смоленской крепости монастырь был включен в её пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. он был разорен и обращен в католический доминиканский училищный монастырь, а в 1634 г. - упразднен. В 1654 г. возрожден как православный монастырь. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская духовная семинария, ректоры которой являлись настоятелями монастыря. Для семинарии были построены несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы и библиотеку. В середине XVIII в. в монастыре появилось первое каменное здание, в 1755 г. был выстроен двухэтажный каменный собор - верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев. В 1773 г. была построена Введенская церковь. В 70-80-х г.г. XVIII в. были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. По штатам 1764 г. монастырь числился как второклассный. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. В начале XX в. монастырь относился к первоклассным, в нём проживали более пятидесяти насельников. В 1918 г. монастырь был закрыт. В конце 1920 г. территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих.

http://sobory.ru/article/?object=01021

В 1757 г. епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные, и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII в. архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения. Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия, архиепископа Рязанского, он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808 г., 19 апреля произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813 г. переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж, прекрасный педагог, устроитель обители и... монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище. Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался город. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI-haчaлa XX века. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь, и западные для выхода были украшением монастыря. При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу - круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой, к северу от первого, каменный, для жительства братии. Он был построен в 1825 г. и надстроен в 1894 г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901-1904 г.г. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан.

http://sobory.ru/article/?object=08874

На стене алтаря, там, где обычно в ростовских храмах помещается композиция «Почи Бог», написана «София Премудрость Божия» и «Преломление хлеба апостолом Петром». На столбах, входящих в состав каменной алтарной преграды, и на выступах алтарных апсид в крупных медальонах помещены погрудные изображения прославленных деятелей вселенской и русской церкви (Григория епископа Армении, Стефана Сурожского, Григория Неокесарийского, Дионисия Ареопагита, Дионисия архимандрита Радонежского, Амфилохия Иконийского и др.). Значительная часть высокого помещения алтаря посвящена циклу «Страстей Христовых». Дьяконник отделен от основного помещения алтаря невысокой каменной преградой, на западной стороне которой написано: «Древо Иессеево», а на восточной «Богоматерь Знамение». В апсиде дьяконника написаны архидьяконы, а в центральном алтаре вселенские святители и патриархи. В 1778 г. артель ростовских иконописцев во главе с Андреем Матвеевым поновила живопись в Зачатьевском храме. Реставрация росписи была проведена под наблюдением и при участии иеромонаха Амфилохия (1740-1824), уроженца Ростова, который в 1770-х г.г. по указу Екатерины II реставрировал соборы Московского Кремля, а впоследствии стал широко известен своей подвижнической аскезой. Гробовой монах Амфилохий похоронен на паперти Зачатьевской церкви рядом со своим не менее знаменитым племянником архимандритом монастыря Иннокентием (1771-1847). В 1761-1764 г.г. осташковские резчики Сысой Изотов Шоломотов и Степан Никитин Бочкарев сделали великолепный 5-ярусный иконостас церкви, заслонивший первоначальный написанный на стене иконостас Ионы Сысоевича. Сильно раскрепованный и украшенный полукруглыми фронтонами, витыми колоннами, виноградными гроздьями и головками херувимов, иконостас принадлежит к числу лучших произведений монументальной резьбы в стиле русского барокко. Иконостас заканчивается эффектной и динамичной группой «Вознесения», где возносящийся Христос изображен со знаменем на фоне клубящихся облаков и летящих ангелов. В 1776-1779 г.г. иконостас был позолочен крестьянином с. Покровского Иваном Даниловым Сантеевым. Им же были сделаны и не дошедшие до нас резные сени над гробницами св. Иакова и св. Димитрия Ростовского. Иконы для иконостаса в типичной для барокко манере написал в 1780 г. придворный живописец Екатерины II Венедикт Вендерский. Среди храмовой утвари, хранящейся в фондах Ростовского музея, серебряная рака св. Димитрия Ростовского с надписью, сочиненной М. В. Ломоносовым (вклад императрицы Елизаветы Петровны).

http://sobory.ru/article/?object=05709

На ней были представлены раритеты из частных коллекций. Один из них – блузка Елизаветы Феодоровны, после ее ареста спрятанная М. Антониковской, швеей Великой Княгини Экспонаты музея. В одной из витрин собраны предметы, связанные с Первой Мировой войной Некоторые сохранившиеся после разорения некрополя памятники ныне стоят вдоль монастырских стен. Когда-то в земле Новоспасского монастыря нашел последнее пристанище Ф.С. Рокотов, известный живописец-портретист 18 века. Но где его могила, теперь неизвестно В 30-х годах 17 века в Новоспасский монастырь свезли лучших каменщиков со всей страны. Так с того времени ближайшие улицы так и называются — Большие и Малые Каменщики В память о Великом Князе Сергее Александровиче 17 сентября 1998 года в Новоспасском монастыре был установлен поклонный крест – точная копия памятника, воздвигнутого в Кремле на месте мученической кончины Великого Князя по проекту русского художника В.М. Васнецова. В 1918 году оригинальный крест-памятник был осквернен большевиками и стал одним из первых христианских символов уничтоженных богоборческой властью в России. По преданию, в сносе этого Креста в Кремле принял личное участие В.И. Ленин 4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва Реставрация храма прп. Сергия Радонежского, находящегося во втором ярусе колокольни. Этот храм устроен в 1787 г. вскоре по окончании всей постройки колокольни на средства купеческой вдовы Натальи Бабкиной и освящен архимандритом Павлом в октябре того же года Монастырские склады Келарь монастыря, о. Амвросий, следит за приготовлением трапезы для братии Наместник Новоспасского монастыря – Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 29 августа 2013 года был отлит 1000-пудовый колокол для колокольни Новоспасского монастыря.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010