2) В 1630 году и она была сделана (перестроена) каменною. Неизвестно, были ли эти церкви до последнего нашествия. 3) По описи Чоглокова. Так жила обитель до сих времен — то ветшая от вре­мени и невзгод, то поновляясь. По временам до крайности умалялось в ней и число иноков 4). 4) Например, в 1760 году архимандрит Виссарион доносил в марте, что в его монастыре находится один только (иеромонах Силуан и монах Александр, почему и просил о переведении из Бежецкого монастыря двух иеромонахов и одного иеродиакона. Макарий, 61 стр. При царе Алексее Михайловиче она была даже приписана к новому патриаршему Иверскому монастырю (1655 г.), но через пять лет, по определению московского собора, была возвращена ей самостоятельность (1661 г.). Когда же были проведены монастырские штаты, обитель причислили к третьеклассным монастырям, а игумена ее сделали архимандритом; тогда к ней приписаны были другие закрытые теперь монастыри — Еречев, Козьмодемьянский, Леохновский и другие. Много перемен произошло в обители и в течение последнего столетия. В 1805 году настоятелям архимандритам дано было право носить камлотовые мантии с зелеными скрижалями, а в 1830 году, по милости Императора Николая Павловича, монастырь был возведен во второклассный, а настоятелям его разрешено было носить на мантиях бархатные скрижали малинового цвета и отправлять богослужение на коврах при открытых царских вратах во время боже­ственной литургии до причастного стиха. Многочисленны в это время были владенья монастырские. К нему отошли все земли упраздненных обителей. Жертвовали в обитель и частные лица свою землю на помин души. Зато монастырская земля была в самых лучших участках города 1). Таким образом, около монастыря собиралось довольно много земельных наделов, которые присоединились к казенным участкам земли, разбросанным в разных местах и даже на берегах Волхова. 1) Например, старец Сергий Волков подарил, обители свою землю около соляного озерка на Голубице. В 1840 году эту землю пришлось продать казне за 511 рублей 42 коп. серебром. Жертвовали монастырю лавки и просто дома в городе. В 1853 году Лебедева пожертвовала лавку на правах половинного владения с собором, или в 1877 г. Лаврентьева. Ныне эти лавки уже проданы.

http://sobory.ru/article/?object=00838

Гостиница, вторая половина XIX в. Вытянутое в плане двухэтажное здание под четырехскатной крышей с простыми, лишенными украшения фасадами. С 1737 г. игуменом, а с 1744 г. первым архимандритом монастыря был будущий святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. Его преемником стал Иларион Рогалевский. В 1773 г. в монастыре произошел большой пожар, от которого обитель значительно пострадала. В XVII-XVIII вв. была создана Мгарская летопись. При монастыре был основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Теплая церковь, конец XIX в. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, двухъярусное, одноглавое, завершено невысоким шатровым на восьмигранном барабане куполом с главкой. Плоскость стен раздроблена многочисленными нишами, сдвоенными и строенными окнами. Фасады увенчаны фронтонами различной формы. В интерьере сохранились остатки масляной росписи. Построено в характерном для того времени псевдовизантийском стиле. В 1889 г. по благословению епископа Полтавского Илариона было решено на холме монастырского сада вместо часовни построить церковь, а местность, окружавшую курган, отделить от монастырского сада каменной стеной, поставить забор и дать этому месту назначение монастырского скита. 25 сентября 1891 г. состоялось освящение новой церкви. Освящение совершил лично владыка, прибывший специально с этой целью в Лубенский округ. Рядом с Афанасьевский скитской церковью (теперь она называется Благовещенской) высится огромный крест. Он установлен на месте захоронения 17 мгарский монахов, расстрелянных в 1919 г. В 1922 г. из монастыря была изъята и отправлена в Харьков серебряная рака Афанасия, которая весила более 4 пудов. Впоследствии в Харьков были вывезены мощи самого Афанасия. Сейчас они находятся в кафедральном харьковском Благовещенском соборе. После утверждения советской власти на Украине монастырь был закрыт. С началом сталинских репрессий в монастыре был патронат для детей «врагов народа», а с 1937 г. размещался дисциплинарный батальон. С 1946 г. в бывших монастырских помещениях были устроены военные склады, а с 1985 г. – пионерский лагерь.

http://sobory.ru/article/?object=07368

он стал игуменом. В 1651 г. Александра назначили архимандритом Вологодского Спасо-Каменного монастыря, в 1655 г. посвятили в епископы Коломенские и Каширские (вместо сосланного Павла), откуда через два года перевели во вновь образованную Вятскую и Великопермскую епархию. Александр был знаком со многими видными «старолюбцами», в целом разделял их убеждения и далее занимался сравнением со старообрядческих позиций старопечатных и новопечатных книг, за что его судили на Московском соборе 1666-1667 гг. После покаяния он был прощен, вернулся в свою епархию, однако 8 января 1674 г. самовольно оставил епископскую кафедру и уехал в Николо-Коряжемский монастырь, где впоследствии умер ). И прочий мнози священного звания лица сомняхуся возложить доверие Никону на исправление церковных книг и не соглашахуся на то. Наипаче же всех Павел, епископ Коломенский, крепце ста за святоцерковное благочестие, всеревностно состязуяся с патриархом Никоном, не попущая в церковь, новый устав вносити, но обличаше прелесть его и заблуждение. Никон же, видя непреклонную твердость во святоотеческой вере Павла епископа, ярости и гнева исполнися и неистовством шатаяся, пред всем собором оката лютый нрав злобы своея, сорвав с епископа Павла соборную мантию, и своим посохом и своими руками бил его без милости и наконец повеле его заключить в темницу. Видевше же таковый жестокий нрав Никона, вси сущий на соборе том и убояшася, ниже что смеяху вопреки реши. И не хотяще вси епископи подписашася по воли его быти кроме епископа Павла. Видя убо Никон, яко не бе еще подобного епископу Павлу воли его сопротивника, возмне, яко и Павла епископа удобнее возможет склонити к воли своей многочисленнаго собора неволным согласием, повеле единому архиерею от единомысленных себе, мужу злохитру сушу и велеречиву, увещати Павла повинутися соборному уложению и ко приятию новоисправленных книг подписатися. Той же призва Павла, рече ему: «Почто не приемлеши соборнаго уложения и патриарху не повинуешися?» На сие епископ Павел кротце отвешеваше: «Неправо сие глаголеши, ниже помыслих когда что таково, еже противитися православныя церкви, отцы преданному учению и ея уставом, яже суть во утвержение веры православныя.

http://pravoslavie.ru/2290.html

Таким образом, деревянная Похвалинская церковь была построена после 1678 года. Она располагалась между двумя оврагами: Студеной или Ступиной Горой (ныне засыпан) и еще одним, по которому в XIX веке был устроен Похвалинский съезд. Примерное местоположение деревянного храма М. Добровольский определил в 60 саж. (127,8 м) к югу от каменной. Эта церковь сгорела в большой пожар 25 июня 1715 года. В Археографическом списке Нижегородского летописца данное событие отражено следующим образом: «...Церковь Пресвятыя Богородицы деревянная совсем вся сгорела...». В дальнейшем приход и, соответственно, деревянный храм были восстановлены. По данным П. Тополева, ссылающегося на «заручные сказки священноцерковнослужителей», в 1722-1723 годах в приходе Похвалинской церкви числилось 133 двора, из них 65 были дворы ямщиков. Как явствует из прошения церковного старосты Федора Васильева «с приходскими людми» об освящении Похвалинской церкви, указ духовных властей о строительстве каменного храма вместо деревянного был дан в 1737 году. Но только к концу 1749 года «означенная церковь» оказалась «построена каменная и святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана». В чем причина такого затягивания строительства, можно только догадываться. Впрочем, по сведениям архимандрита Макария, теплый придел во имя Александра Невского и Афанасия Афонского был освящен по благословению епископа Димитрия (Сеченова) протоиереем кафедрального Спасо-Преображенского собора Иаковом еще 23 ноября 1742 года. Возводилась церковь, по данным того же Макария, на средства губернского секретаря Григория Семеновича Рогожникова. Правда, исследователь тут же оговаривается, что «по другим записям она строена не им одним, но «тщанием Пыскорского монастыря секретарями Глушковым и Рогожниковым». Источник цитаты не указан. Г. С. Рогожников скончался 27 июня 1747 года на 55 году жизни и был погребен с северной стороны Похвалинской церкви, о чем свидетельствовала вставленная в стену плита. Более об этом «здателе» храма нам ничего неизвестно. Также нет сведений и о непосредственных участниках строительства Похвалинской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Во время Отечественной войны 1812 года на Каменном острове укрылись от нашествия французов сорок иноков московских монастырей. Три года они прожили здесь и успели за это время немало. Например, перестроили настоятельский и братский корпус, устроили прекрасный иконостас в теплой Успенской церкви. В 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Монахи вместе с матросами помогали терпящим бедствие людям и зимой, и летом, и днем, и ночью. Во время туманов и метелей монастырь сигналил заблудившимся боем специального именного колокола весом около пяти тонн. На крыше братско-настоятельского корпуса установили маяк — мощную керосиновую лампу под специальным стеклянным колпаком. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую — за 4 версты. Руководил работой станции настоятель — архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах и был награжден за спасение утопающих серебряной медалью и орденом святой Анны 3-й степени. В обители несколько раз бывал и служил святой Иоанн Кронштадский. В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и прошению жителей окрестных сел и деревень Синод разрешил перевезти мощи преподобного Иосафа в обитель и вернуть монастырю прежнее имя — Спасо-Каменный. 6 Как монастырь заглох После революции монастырь постигла участь большинства российских обителей. В 1925 году его закрыли. В конце 30-х годов попытались взорвать Преображенский собор, но стены были настолько плотно и качественно сложены, что взрыв лишь разрушил крышу и верхние стены — нижняя их часть сохранилась. Успенской колокольне повезло больше: ее сохранили как маяк. С 1945 по 1960 гостиницу, колокольню и погреба — всё, что осталось от монастырских построек — забрал себе рыбзавод. В 1970 году в гостинице вновь приключился пожар, и жизнь в древнем монастыре заглохла окончательно. Каменный остров с кирпичными руинами стал прибежищем рыбаков и туристов, колокольня пришла в аварийное состояние. 7 Как монастырь возрождается Лишь в 1983 году усилиями неравнодушных людей — архитектора Александра Асафова и хранителя монастыря Александра Плигина — монастырский комплкс включили в проект «Наследие», а с 1991 года начались восстановительные работы. Восстановили колокольню, гостиницу, выстроили часовню во имя Всех вологодских святых.

http://sever.foma.ru/monastyr-na-kamenno...

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор. Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии. Севский Спасо-Преображенский женский монастырь — действующий монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, расположенный на окраине города Севск Брянской области. Монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала XVIII века строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подавал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии возведен каменный собор. Был этот главный храм бесстолпным и кубовидным. На нем «глава побита белым железом, на оной главе крест железный окрашен красками». Согласно описанием тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Двери собора расписали изображением святых апостолов. Резные, позолоченные царские ворота. Иконостас «гнутый, резной, злаченный и высеребряный». С севера к собору примыкал придел во имя святого пророка Илии, построенный в конце лета 1713 года, с запада – трапезная. Внутри монастыря находились добротный двухэтажный каменный дом со всеми удобствами, две церкви, одна из которых была теплой, другая – собором, колокольня находилась над святыми вратами. Собор утопал в зелени роскошного регулярного сада с множеством плодовых деревьев, из которого узкая тропинка вела к реке, омывавшей обитель с двух сторон. Тогда же было преступлено к обнесению монастыря высокой каменной оградой длиной 410 метров, толщиной 2 метра, с амбразурами, из которых на пасху производились пушечные выстрелы. Ограда образовала четырехугольник с тремя островерхими восьмиугольными башнями по углам, увенчанными высокими шатрами и флюгерами, с монументальными воротами главного входа. С внутренней стороны в ограде были устроены глубокие ниши, по верху которых размещалась обходная галерея. Ограда производила впечатление военно-оборонительной.

http://sobory.ru/article/?object=01621

сост. А.Попов Монастыри Пензенской епархии А. Мужские 1) Пензенский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1689 г. в г. Пензе на месте, где теперь находится Спасо-Преображенская приходская церковь . На настоящее место (в 1 в. от г. Пензы), где до того времени было городское кладбище с каменною церковью в память Вознесения Господня, монастырь перенесен в 1794 г. В монастыре находятся храмы: 1) Спасо-Преображенский собор с приделом в память Успения Божией Матери, основан в 1821 г., каменный. 2) Храм в память Вознесения Господня, каменный, бывший до основания монастыря кладбищенскою городскою церковью; время основания неизвестно. 3) Храм во имя св. благоверного кн. Александра Невского, каменный, основан в 1816 г. 4) Храм во имя св. Живоначальной Троицы, каменный, двухэтажный. В верхнем этаже два престола: во имя Св. Троицы и в память Обновления храма Воскресения Христова (освящены в 1862 г.), в нижнем этаже три престола – в честь Казанской иконы Божией Матери (освящ. в 1852 г.), в память Рождества Христова (освящ. в 1855 г.) и во имя св. бл. кн. Александра Невского. 5) Под каменною колокольнею храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построен в 1828 г. В ограде монастыря пять каменных корпусов с каменными же хозяйственными постройками. Монастырь имеет мукомольную водяную мельницу о 4 поставах. Пахотной и луговой земли и лесу 246 дес. Капитал на содержание монастыря и братии 46,845 р., на ремонт церквей 7,560 р. Монашествующих: настоятель-архимандрит, иеромонахов 5, иеродиаконов 2, диаконов 3, монах 1, послушников 14. 2) Нижнеломовский Казанско-Богородицкий второклассный монастырь (от г. Пензы в 105 в., от Н. Ломова в 2 в.). Монастырь основан в половине XVII стол. по случаю явления в 1643 г. Казанской иконы Божией Матери Н.-Ломовскому казаку Андрею Набокову при источнике на пне, сохранившемся и доселе, где тогда же поставлена была часовня. В 1648 г. Государь Алексей Михайлович, по просьбе граждан г. Н. Ломова, дозволил соорудить вместо часовни деревянную церковь , снабдив оную из царской казны утварью, и повелел учредить мужской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Основание монастыря относится к половине XVII века. На месте, где теперь женская обитель, в то время основан был мужской Спасо-Белогорский монастырь. Основание этому монастырю было положено иноком Ионой; он же воздвигнул здесь храм в честь Нерукотворенного Спаса, для чего обращался к царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону и получил указ и храмозданную грамоту. В первое время иноки терпели нужду в содержании. Только при строителе Феодосии монастырю, по прошению иноков, грамотой Алексея Михайловича дозволено пользоваться бортнями в Киржайском овраге на Белой Горе со взносом в казну оброка по 1 / 4 пуда мёду, по три алтына и по две деньги с полушкой. В 1693 году указом того же Алексея Михайловича, по прошению игумена, Афанасия с братиею, повелено отмежевать на пропитание и строение Спасо-Белогорской пустыни вблизи монастыря лесу две квадратные версты со всеми угодьями, а бортнями дозволено пользоваться безоброчно. После этого монастырь стал увеличиваться: в нём было уже три церкви – 1-я первоначально выстроенная в честь Нерукотворенного Спаса, 2-я в честь Казанской Божией Матери и 3-я в честь Святителя и Чудотворца Николая с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца; две пятиглавые, а третья с одной главой. Окружён был монастырь каменной оградой с башнями и вмещал в себе много деревянных зданий. До утверждения штатов в 1764 году под ведением монастыря находились 113 душ оброчных крестьян. После издания штатов монастырь оставался несколько времени на своём содержании, а в конце XVII столетия был упразднён. Кроме основателя инока Ионы и строителя игумена Феодосия в нём было семь игуменов и восемь архимандритов. Из числа последних известны имена подвижников архимандритов: Ефрема, Питирима и Иосифа. Из синодика времён Алексея Михайловича видно, что при Белогорском монастыре, кроме игуменов и архимандритов, погребено около трёхсот иноков и сто тридцать схимонахов. По упразднении монастыря, церкви его, по прошению местных крестьян, обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спас-Белые Горы переименованы в Спас-Зелёные Горы. В последнее время из числа означенных на древнем плане монастырских зданий оставалась в целости только одна каменная богадельня при вратах ограды, а из церквей – одна деревянная пятиглавая, построенная в 1664 году; другой же пятиглавой церкви нет, хотя заметны следы её развалин. Бывшая при этой церкви колокольня находится в целости доселе, а монастырская стена служит церковной оградой при сельской Спасской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.) Повседневная жизнь провинциального духовенства России в последнее время привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Особенный интерес данное явление представляет в пореформенный период, когда на фоне церковных преобразований 1860–1870-х постепенно менялся традиционный уклад жизни духовенства, обновлялась система образования, преодолевалась его сословная замкнутость и повышалась социальная Весьма ценными документами для расширения наших представлений о повседневной жизни на всех уровнях церковного сообщества (высший епископат, училищно-семинарская и академическая профессорско-преподавательская среда, городское и сельское, белое, монашествующее и «ученое» духовенство) являются источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка). Резервы региональных архивохранилищ для обнаружения и последующего введения в научный оборот подобных источников еще далеко не исчерпаны. В Секторе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в ф. 13 (Семейный архив Н. И. и И. Н. Суворовых), в деле 31 имеется комплекс писем архимандрита казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодина (Каменского; 1840–1909 гг.), адресованных известному вологодскому краеведу, археографу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896 гг.). Охватываемый ими хронологический отрезок – февраль 1885 г. – апрель 1896 г. Автор писем – уроженец Засодимской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии, сын пономаря Крестовоздвиженской Расположенное к востоку от Кубенского озера, село Воздвиженское и составлявшие его приход деревни издавна входили в вотчины разных церковных институций – Спасо-Каменного и Спасо-Рабангского монастырей, Вологодской архиерейской кафедры. Название прихода в источниках XVIII–XIX вв. варьировалось: «Крестодвиженский Каменский», «что в Каменском Отсюда, вероятно, и шла фамилияКаменские. Волость-село Воздвиженье было пожаловано Спасо-Каменному монастырю еще во 2-й половине XV в. великой княгиней Марией после секуляризации было отнесено к экономическому ведомству, а во 2-й половине XIX в. являлось государственным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Волговерховье. Ольгинский монастырь. Карта и ближайшие объекты 28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX - начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе. Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=05504

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010