Изначально наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний предполагал построить в лесу только несколько деревянных келий для пустынников и сруб-часовню. На богослужения отшельники должны были ходить почти за четыре версты в церковь Гефсиманского скита. Однако вскоре к наместнику Антонию обратился московский почетный гражданин Иван Кириллович Королев с просьбой построить для отшельников свою церковь. Благотворитель узнал, что схимникам приходилось «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом… по колену в грязи или снегу» брести в Гефсиманский скит на литургию. Архимандрит Антоний не сразу принял предложение Королева. Он боялся, что своя церковь будет привлекать паломников, нарушая уединение монахов. Наместник собрал совет скитских старцев, а затем в часовне иноки прочли акафист Богородице и молитвы Господу Иисусу Христу, преподобному Сергию и Святому Духу Параклиту. После молитвы иноки решили согласиться на строительство каменного храма, а свой скит назвать во имя Святого Духа-Параклита, что в переводе с греческого означает Утешитель. В 1862 году новая церковь была освящена московским митрополитом Филаретом Дроздовым. Каменная двухэтажная церковь Святого Духа простой архитектуры сохранилась, однако в1920-е годы была переделана под клуб и овощехранилище, утратив свои реликвии. В нижнем этаже храма, освященного в честь Иоанна Крестителя, до революции хранилась икона этого святого предположительно XI века. Пророк был изображен на иконе со свитком в руках и словами на греческом языке: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Эту икону привез из Дионисиатского монастыря горы Афон знаменитый путешественник, миссионер и писатель XIX века игумен Парфений, возглавлявший Спасо-Преображенскую Гуслицкую обитель. В нижнем храме хранился высокий шестиконечный дубовый крест из Стефановой часовни, которая стояла на Троицкой дороге на месте заочной чудесной встречи просветителя коми-зырян Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского. В скиту помимо канонизированных святых архимандрита Антония Медведева и святителя Филарета Дроздова почитают трех старцев-основателей: Илариона, Феодота и Александра. Иларион прежде был жителем Молдавии и строгим приверженцем старообрядчества. До перехода в синодальную церковь он жил в известном раскольничьем скиту Мануиловке и слыл там за великого постника. Обращение Илариона произошло после приезда в Молдавию упоминавшегося миссионера инока Парфения, который дал прочитать ему сочинение святителя Дмитрия Ростовского «Пращица», направленное против раскола. Другой старец – Феодот Захарович Кольцов – был пострижеником Оптиной пустыни. Он стал первым начальником скита Параклит. В последние годы жизни Феодот вернулся в Оптину пустынь. Старец был знаком с Николаем Васильевичем Гоголем. Известно письмо Гоголя в Оптину пустынь, которое адресовано Феодоту Кольцову – в схиме Филарету.

http://sobory.ru/article/?object=00045

В 1694 г. во время морского вояжа Соловки посетил император Петр I, что стало свидетельством прощения опального монастыря. Во второй раз государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (преподобным Иовом), впавшим в немилость и сосланным в северную обитель. В XIX в., несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 г. при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, – уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон, – наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой. Во время Крымской войны монастырю вновь пришлось вспомнить о роли крепости. В 1854 г. ее древние стены достойно отразили нападение с моря англо-французской эскадры. Во время обстрела монастыря было выпущено 1800 ядер и бомб, как потом насчитали иноки. Но Соловецкие чудотворцы защитили свою обитель: от ожесточенной бомбардировки не пострадал ни один человек, даже многочисленные чайки остались целы. В 1859 г. в связи с увеличением числа паломников сооружен Свято-Троицкий собор. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни построена в 1860 г. освященная в его честь церковь. В этом же году освящен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Савватиевской пустыни – на месте первых трудов преподобных Савватия и Германа, а в двух верстах от пустыни, на Секирной горе, где два Ангела явились жене рыбака, появился новый Спасо-Вознесенский скит. Одним из самых грандиозных гидротехнических сооружений того времени является Муксалмская дамба (1859–1866).

http://pravoslavie.ru/94215.html

Это постановление, которым выражается признание высшим духовным правительством современного преуспеяния обители Сергиевской, было по всеподданнейшему докладу высочайше утверждено 3 июня 1836 года. Следствием этого было быстрое увеличение числа братии, дошедшего в 1837 году уже до 42 человек. Недоставало помещения для многих. Промысл Божий явил скорую помощь: около этого времени поступил в пустыню происходивший из петербургских купцов Макаров, скончавшийся в этой пустыни схимонахом. 95 Он пожертвовал в пользу обители весь свой благоприобретенный капитал, составлявший 50,000 руб. ассигнациями. На эту сумму был выстроен в 1840 году внутри монастырской ограды большой деревянный, на каменном фундаменте, корпус братских келий, весьма красивый по внешности, удобный по внутреннему расположению помещений, которых было в нем устроено на 20 человек иноков. Круг деятельности архимандрита Игнатия расширялся поручениями духовного начальства по делам судебно-следственным. 31 января 1838 года он был командирован Синодом, по предложению обер-прокурора графа Протасова 96 , для производства следствия в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, по доносу заштатного игумена Варлаама и монаха Иосии на настоятеля того монастыря Вениамина и наместника иеромонаха Иринарха о допущенных ими беспорядках 97 . Следователь обнаружил отсутствие правильного духовного управления и руководства монашествующими, вследствие чего возникли беспорядки и пороки, как частные некоторых лиц, так и общие, объявшие всю обитель. В особенном рапорте своем по этому делу к митрополиту Серафиму архимандрит изложил свои замечания и мысли о Валаамском монастыре, подлежащие исключительно взору архипастыря. В этом рапорте он сопоставил против всех выведенных делом обстоятельств и действий лиц учение святых отцов, наставников монашества, коим объяснялись духовные причины их виновности и те духовные меры и средства, кои следует принять к уврачеванию обнаруженных недугов и к восстановлению общего благоустройства. Он же заметил и указал в этом рапорте на одного из числа валаамской братии как способного восстановить благостояние монастыря (ныне уже умершего бывшего игумена Дамаскина 98 , который вполне оправдал это указание). Рапорт этот приводим во всей полноте как представляющий особый интерес по строго иноческому, взгляду на дело. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана. В конце 16-го - начале 17-го века юная обитель претерпевала опустошительные разорения от набегов крымских татар и литовцев. Самым бедственным для обители стало нападение в 1615 году польских войск под предводительством Лисовского: Жабынская пустынь была поляками полностью сожжена, а братия перебита. Своим возрождением пустынь обязана священноиноку Макарию, который после ухода польских войск принялся за ее восстановление. Он построил новую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и собрал братию, став их игуменом. Скончался он в возрасте 84 лет в 1623 году. После его смерти пустынь стала именоваться Макариевской. В конце того же 17-го века, попущением Божием, возобновлённая преподобным Макарием Жабынская пустынь запустела, жившие в обители монахи разбрелись по другим монастырям, а в запустевшем монастыре оставался при церкви лишь один белый священник. В 1707 году митрополит Сарский и Подонский Илларион, объезжая свою епархию, обратил внимание на покинутую Жабынскую обитель и пожелал возродить её. Для этого он избрал достойного мужа – иеромонаха Тихона, возвёл его в сан игумена и назначил настоятелем в Жабынскую пустынь. Игумен Тихон первым делом начал собирать братию, а затем занялся благоустройством запущенной обители. Введу того, что Жабынская пустынь не имела ни земляных угодий, ни государева жалования, игумен Тихон обратился с просьбой к митрополиту Иллариону перенести в пустынь из Калужской губернии, села Озёрска чудотворный образ Знамения Божией Матери, чтобы обитель могла иметь содержание от подаяний, прибывавших к святыне богомольцев. В 1710 году чудотворный образ Знамения Божией Матери был перенесён в Макариевскую Жабынскую пустынь. В 1708 году было начато строительство каменного соборного храма в честь Введения Пресвятой Богородицы. А в 1722 году игумен Тихон был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря и возведён в сан архимандрита.

http://sobory.ru/article/?object=03407

К тому ж держался он в том монастыре в великом утеснении и нужде, отчего, желая освободиться из того монастыря, и сказал за собою оное дело напрасно». В августе в Псков командирован был из Тайной канцелярии преображенский капитан-поручик Замыцкий для разбора дела между псковским епископом Варлаамом и воеводою князем Солнцевым. Ему ж поручено было исследовать дело Сильвестра в Крыпецком монастыре. Игумен с братией не подтвердили ничего, что показывал Сильвестр на Сукина; а подтвердили только, что Сильвестр кричал всенародно, чтоб его везли в Москву в Сенат, что имеет он дело великое. Наконец 19-го октября 1732 г. в Кабинете состоялся приговор «вышеозначеннаго Сильвестра, что ведая он о вине своей, за которую держан был в монастыре за караулом, неимея оттого в себе воздержания, учинил еще означенную важную продерзость, кричал всенародно вышепоказанныя слова и в ответах своих затевая обявлял переменныя речи – и за то снять с него архиерейский сан и лишить его иеромонашества и велеть ему быть простым монахом, дабы от него впредь продерзостей более не происходило; а по исполнении онаго послать его в Выборг и велеть его содержать в замке называемом Гермон (в том самом, в котором впоследствии содержался преосвященный Феофилакт Лопатинский) и для караула определить капрала и четырех человек солдат. А Сукина освободить». 368 Печальный обряд снятия с него знаков архиерейского сана и монашеского звания исполнили в Тайной канцелярии горицкий архимандрит Иларион с благовещенским протоиереем Иоанном. Оставим на время этого страдальца и перейдем к другим, мучимым из-за того же дела. Мы в Спасо-Каменном монастыре Вологодской губернии. Расположенный на острове Кубенскиго озера он представляет все удобства для уединения и молитвы; но люди сделали из него острог для заключения преступников. В ту пору, к которой относится наш разсказ, в нём содержалось несколько колодников за разные преступления. Георгий Дашков увеличил собою число их. Прибыв в вологодский Каменный монастырь он просил посхимить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Раздался трезвон, возвестивший о выходе Преосвященнейшего. Архимандрит Новоголутвина монастыря Иоанникий с собором иереев в светлых облачениях встретил Преосвященнейшего. Весь новый храм загорел сотнями огней и ослепительно ярко соединяясь с блеском золотого иконостаса, произвел на присутствующих чувство чего-то неземного, небесного. Поистине торжественная минута! Началась всенощная при мелодичном пении известного хора Щербаковых соседнего фабричного села Озеры. В сам день освящения была совершена Божественная литургия в старой деревянной церкви и в девять утра раздался благовест, призывающий к тожественному освящению храма. Народ из соседних сел и деревень, накануне прибывший к торжеству в ожидании выхода Преосвященнейшего, желая принять благословение, густою массою стоял от самого храма до дома священника, где имел квартиру Владыка. Ровно в девять часов Преосвященный изволил прибыть в храм, где встречен был священным собором. Началось самое торжество освящения главного престола во имя Преображения. Благоговейное служение Владыки, мелодичное и стройное пение певчих при сильном голосе протодиакона Санкт-Петербургского Исаакиевского собора В. И. Громова при внутреннем благолепии храма; все это вместе взятое произвело на присутствующих чувство поистине чего-то Божественно-небесного, чувство, которое трогало до слез сердца людей не только благоговейных, но и тех, которые редко плачут слезами молитвенного восторга радости. По окончании Божественной литургии по просьбе и желанию храмостроителей Преосвященнейший благословил образ Преподобного Иллариона одного из числа храмостроителей И. А. Сумакова, как человека более всех потрудившегося». Однако же, со строительством нового пятиглавого каменного храма, не был забыт и прежний деревянный храм – прослуживший селу сто с лишним лет. В 1895 году, старая деревянная церковь была снова капитально отреставрирована. Красив и прочен был Преображенский храм, и стоять бы ему многие века… Увы! недолго судил Бог прослужить этому храму. Всего пол века довелось ему радовать своих прихожан.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Святителя Макария сопровождал в поездке в Москву Спасо-Хутынский игумен Феодосий (1531–1542), который был одним из кандидатов на Первосвятительский престол. В одной из летописей справедливо говорится, что новый Митрополит “поставлен бысть архиепископом Великого Новагорода и Пскова Макарием” 21 . Это была его вторая поездка в Москву в течение новгородского периода. В Новгороде по-прежнему строились храмы. “В лето 7048. Поставлена бысть и священа церковь каменная с трапезою, в Георгиеве монастыре, Алексий Митрополит Московский и всея Росии чудотворец, сентября в 15 день, неделю, архиепископом Макарием Великаго Новаграда и Пскова, при архимандрите Гурии Юрьевском Того же лета архиепископ Макарий Новгородский постави церковь каменную, в Каменном городе, святыя мученицы Анастасии, от мору заветную” 22 . В том же 1539 году в Великий Новгород приехали афонские старцы, иеромонах Митрофан и инок Прохор, “Архиепископ же сих полюбовне прият, яко же бе ему обычай странные приимати и почти их”. На основании их рассказов по благословению Святителя было составлено Житие болгарского мученика Георгия (†1515; пам. 26 мая) 23 . Иеромонах Илья, макарьевский книжник и миссионер, совершил с афонцами поездку в Псков, во время которой и составил Житие болгарского Святого 24 . В 1539 году в пределах Каргополя было явление чудотворной иконы святителя Николая и святых мучениц Варвары и Параскевы. “И прослуся то чюдотворение по всей России и абие вниде в слух в Великий Новград архиепископу Макарию. И повеле архиепископ ту чудотворную икону привести в Новград, и поставиша ея в церкви Софии Премудрости Божий и быша тамо от тое иконы многа чюдеса: мнози недужнии сцелении получиша и здрави быша. И повеле архиепископ ту святую икону пренести в монастырь девичь, что в земляном городе на Софейской стороны во имя Варварской и ту святую икону в том монастыре поставити в церкви. Изволением Божиим та святая чюдотворная икона ис того Новаграда и из монастыря Варварского изыде на прежнее место, где явися в древе и на пню березовом. И бысть взыскание много от архиепископа о той иконе в Великом Новеграде и в весех. И абие дойде в слух архиепископу, что та чюдотворная икона обретеся на прежнем своем месте на пню березовом. И посла архиепископ злата и сребра на создание храма святыя великомученицы Варвары, где обретена бысть та чюдотворная икона на пусте месте, на блате зыбучем и лесном. И бысть блато с того времени и место то ста сухо и выше. А глаголют иконописцы, что та чюдотворная икона писма греческих иконописцев. И повеле архиепископ с тое чюдотворныя святыя иконы списати такову же икону в трех лицах и привезоша ю в Новград и поставиша ту новую икону в том Варварском девиче монастыре в церкви” 25 .

http://pravmir.ru/godyi-arhiereystva-svy...

Синода 5 мая 1727 г. разрешено было открыть для моления, по прежнему, каменные и деревянные часовни, оставшиеся не разобранными и находящиеся в приличных местах, а также дозволено сооружать на место бывших (разобранных) часовен новые, если будут просители, «чтоб их паки возобновить и взятыя из тех часовен святыя иконы отдать», и если на то последует разрешение духовной дикастерии и епархиальных епископов (полн. Собр. постан. и распор. Св. Синода V, 551–52). В Москве, на основании упомянутого указа, часовни во многих местах были восстановлены, но именным указом Императрицы Анны Иоанновны, данным 10 июня 1734 г., запрещено строить новые часовни, вместо старых, где бы ни было, при чем однакож «старыя (неразобранныя) часовни, которыя ныне где имеются», повелено оставить в прежнем состоянии (Опис. докум. и дел Св. Синода, т. II, ч. 2, стр. 580–81). В 20-летнее мирное царствование набожной Елисаветы Петровны народный обычай, освященный незапамятною давностью, взял силу над законом, воспрещавшим построение новых часовен, и вот опять стали умножаться в России часовни, а Екатерина II, по совещанию с Св. Синодом, запретила указом вновь строить молитвенные храмины. Из вышесказанного мы заключаем о нашей монастырской часовне, что она, по всей вероятности восстановленная в 1727 г., могла с той поры беспрепятственно продолжать свое существование, потому что если указами и подтверждалось не строить нигде новых часовен, то старые часовни были оставляемы в прежнем положении, с правом не только на существование, но и на возобновление или перестройку оных. Мы не имеем прямых сведений о монастырской часовне с 1724 г. по начало XIX века, но несомненно, что она была довольно изменена в своем древнем устройстве с проведением мимо ее улицы, около 1739 г. 7 Прежде обращенная, конечно, на восток, она потом перестроена так, что ее лицевая сторона, быв по нужде обращена на север, начала выходить на улицу; в тоже время и косину каменной часовне, оказавшейся по левую сторону улицы, замаскировали с передней стороны прибавлением к ней деревянной части (с правой стороны на 2 ар., с левой на 1¼ ар.); вышло так, что часовня не только, по видимому, не уклонялась от прямого направления улицы, но и очутилась на одной линии с домами слобожан, а внутренность часовни, для закрытия косости, была обтянута белою серпянкой по тесу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. На колокольне было десять колоколов. Великолепный Спасо-Преображенский собор украшало полторы сотни икон с золочеными серебряными окладами, многие — с драгоценными камнями и жемчугом. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом. На острове, кроме настоятеля, жили 93 человека, из них — 27 монахов, остальные — слуги и рабочие. В вотчине монастыря было семь сел, четыре сельца и девяносто восемь деревень. Кроме того, обитель имела в Вологде два подворья, в Тотьме — две соляные варницы. О степени значимости монастыря свидетельствовало архимандритское настоятельство (то есть настоятель должен был иметь сан архимандрита), которое существовало здесь с 1545 года. В списке привилегированных монастырей XVII века (Вологодской степени) Спасо-Каменный стоял первым. Фото Yury Saygon/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Как многие северные монастыри, Спасо-Каменный был местом ссылки и заточения опальных церковных деятелей. Здесь отбывал ссылку один из виднейших деятелей старообрядчества, раскольник Иван Неронов, полоцкий епископ Арсений Шишка, вице-президент Синода Георгий Дашков. За крамольные стихи под надзор настоятеля определили вологодского священника Василия Сиротина. В июле 1774 года, после третьего страшного пожара, в котором серьезно пострадали древние каменные храмы, сгорели берегоукрепительные сооружения и стоявшие на нем кельи, Святейший Синод предписал «погоревший Спасокаменный третьеклассный монастырь упразднить, а бывших в нем настоятеля и монашествующих, также ризницу и церковную утварь перевесть в Вологодский Святодуховский монастырь, которому и именоваться тем званием, каким упраздненный монастырь в штатах 1764 года напечатан…» 5 Как монастырь-пустынь утопающих спасал Прошло 36 лет, прежде чем по ходатайству окрестных жителей вышло повеление монастырь восстановить, братию и имущество в него перевести, угодья вернуть, а именовать его Белавинской Спасопреображенской пустынью.

http://sever.foma.ru/monastyr-na-kamenno...

В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники, будущие основатели и настоятели русских монастырей: прп. Антоний Киево-Печерский, Иларион Новгородский (игумен новгородского Лисицкого монастыря), Дионисий Царьградский (архимандрит Спасо-Каменного монастыря), прп. Арсений Коневский (основатель Коневской обители), Досифей Печерский (архимандрит нижегородского Печерского монастыря), Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, прп. Сергий Нуромский (основатель Преображенского Нуромского монастыря), Савва Тверской (игумен тверского Сретенского монастыря), прп. Савва Вишерский (основатель обители Вознесения Господня), прп. Иннокентий Комельский, прп. Нил Сорский, прп. Макарий (игумен Калязинской обители), архиепископ Дионисий Ростовский, митрополит Киевский и всея Руси свт. Киприан, прп. Максим Грек, прп. Паисий Величковский, прп. Антипа Исихаст (валаамский подвижник), прп. Аристокл Афонец, прп. Силуан Афонский и другие. Со Святой Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: например, Иларион Новгородский привез Тактион Никона Черногорца, Савва Тверской — Иерусалимский устав и Кормчию, архимандрит Досифей — Устав Святой Горы и Чин пения двенадцати псалмов. Все эти святые праведники и угодники Божии не просто оставили след в летописи Русской Церкви, но во многом предопределили ее развитие. Обратимся к житиям только тех из них, чье влияние на Церковь было наибольшим. Преподобный Антоний Киево-Печерский Фреска прп. Антония Киево-Печерского в его келье рядом с монастырем Эсфигмен. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Афонские подвиги прп. Антония Печерского не могли не возбудить в русских людях подражания. К XI веку русские уже имели на Афоне свой монастырь под именем «Богородицы Ксилургу» с храмом Успения Богоматери, что оказало немаловажное влияние на ход русского просвещения. Здесь произошел первый книжный обмен между славянами. Отсюда памятники болгарской церковной письменности впервые проникли в Россию именно в то время, когда она более всего нуждалась в этом: после царствования Ярослава в 1054 году держава св. Владимира раздробилась на множество враждебных друг другу удельных княжеств, без единого гражданского и церковного центра (7, 18). Об авторитете Афона на Руси как образца иноческой жизни с домонгольского времени свидетельствует периодическое возникновение здесь обителей, именуемых «святогорскими», например монастырь «Святая Гора» близ Владимира-Волынского, возникший в XI веке (3, 149).

http://pravoslavie.ru/31792.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010