Керамический горн в солодовой сушильне. Раскопки и музеефикация ЖМП 1 январь 2016 /  25 января 2016 г. 18:10 Припасы садового горна АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МУЗЕЕФИЦИРУЮТСЯ В ЭКСПОЗИЦИИ СОЛОДОВЫХ ПАЛАТ В Новом Иерусалиме полностью завершена реализация проекта комплексной научной реставрации Воскресенского монастыря 1 . Предварившие ее семь лет работы Ново-Иерусалимской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук подарили ученым тысячи ценнейших находок. Разумеется, они представляют собой не только научный интерес. Своеобразная пилотная версия музейной экспозиции уже оборудована в помещении Солодовых (Кузнечных) палат прямо в монастыре. Когда после реставрационных работ территория обители будет приведена в порядок, здесь заработает общедоступная выставка. «Зделана плошка» Как известно, государственный музей-заповедник «Новый Иерусалим» полностью покинул территорию обители в 2014 году, переехав в специально для него возведенное здание неподалеку. Но история Нового Иерусалима как объекта церковного наследия столь богата и разнопланова, что монастырю, конечно, нужен собственный выставочный комплекс — хотя бы потому, что не каждый паломник захочет специально идти в государственный музей (да и выходных дней распорядок работы последнего не лишен). Первоначально монастырский музей собирались открыть в Трапезных палатах близ церкви Рождества Христова у западной крепостной стены. Но первыми музеефицированы Солодовы палаты, примыкающие к северо-восточному пряслу. Это не случайно: сделанные прямо под их крышей находки поистине уникальны, а некоторые даже сенсационны. «До передачи монастырского ансамбля Церкви здесь располагался музей, перед тем — бани, — рассказывает сотрудник Ново-Иерусалимской экспедиции Ольга Глазунова. — Первоначально же это производственное помещение. Как можно понять из названия, тут сушили солод, а позднее располагалась кузница». Но главные археологические находки были связаны не с квасным и даже не с кузнечным производством. Прежде ученым уже был известен прецедент размещения гончарного горна в солодовой сушильне — в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре 2 . Но результаты раскопок в Солодовых палатах Нового Иерусалима превзошли все ожидания. В бывшей гончарной мастерской обнаружены остатки двух производственных печей и двух горнов для обжига изразцов.

http://e-vestnik.ru/history/pripasy_sado...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЫШЕВ Василий Васильевич (29.07.1855, с. Диево Бежецкого у. Тверской губ.- 2.05.1921, Петроград), рус. ученый, филолог-классик, историк, византинист, эпиграфист. Академик С.-Петербургской АН (с 1893), член-корреспондент Прусской АН (с 1891), член Германского археологического ин-та; почетный член СПбДА (с 1909), Казанского, Юрьевского ун-тов, Московского археологического об-ва, Русского археологического ин-та в К-поле и мн. др. научных учреждений и общественных орг-ций. Выходец из мещан, Л. рано лишился отца и рос в доме своего деда по матери в Калязине. В 1863 г. был взят на воспитание крестным отцом, дядей по материнской линии чиновником И. С. Талызиным; в 1864 г. вместе с семьей Талызиных переехал в Гродно по месту нового назначения воспитателя. Учился в Гродненской гимназии. В 1872 г., как отличник и стипендиат Виленского учебного округа, поступил в С.-Петербургский историко-филологический ин-т, к-рый окончил в 1876 г. Главным учителем Л. в ин-те в областях антиковедения и эпиграфики стал проф. Ф. Ф. Соколов. Среди преподавателей Л. были А. К. Наук, Л. А. Миллер, И. В. Помяловский , А. О. Ионин, Н. А. Астафьев , Е. Е. Замысловский, Н. П. Некрасов, А. Д. Галахов. По окончании ин-та Л. работал преподавателем древних языков в гимназии в Вильне (1876-1880). В 1880-1882 гг. был отправлен в командировку в Грецию для исследования эпиграфических памятников. Используя полученный опыт, в 1882-1883 гг. путешествовал по юж. регионам России, собирая сведения о сохранившихся местных эпиграфических памятниках. Результатом этих экспедиций стало издание в 1885 г. 1-го тома свода античных надписей Причерноморья, который стал открытием в этой области для российской исторической науки. Л. впервые в России представил систематическое издание нового вида источников, причем оно было посвящено региону, в то время еще сравнительно мало известному мировой науке. В 1882 г. Л. с семьей переехал в С.-Петербург; с 1883 г. преподавал греч. словесность в С.-Петербургском историко-филологическом ин-те, с 1884 г. приват-доцент С.-Петербургского ун-та, преподаватель Высших женских курсов; с 1887 г. заведующий гимназией при С.-Петербургском историко-филологическом ин-те; с 1903 по 1918 г. директор этого ин-та. С 1890 г. на гос. службе. До 1893 г. был помощником попечителя Казанского учебного округа. С 1893 г. директор департамента Мин-ва народного просвещения, с 1898 г. член Совета мин-ва. С окт. 1918 г. до своей кончины Л. временно исполнял обязанности председателя Российского Палестинского православного общества . Будучи уже признанным специалистом по эпиграфике, последние десятилетия жизни Л. посвятил изучению визант. агиографии, издал переводы неск. десятков Житий святых, преимущественно связанных с историей Православия в Палестине и Сирии, исследования по отдельным аспектам истории почитания святых в Византии и Причерноморье.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

Археология Евангелия О чем говорят данные раскопок, связанных с последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа? 6 мая, 2013 О чем говорят данные раскопок, связанных с последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа? Корреспондент портала «Правмир» беседует со священником Александром Тимофеевым. Отец Александр исследует библейскую археологию, он закончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности геологоразведка, Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. Священник Александр Тимофеев. Фото mpda.ru Отец Александр, что говорят нам археологические данные о Евангельских событиях? Как участнику археологических экспедиций на Святую землю , мне нередко задают вопросы о подлинности Гроба Господня , о достоверности так называемого Via Dolorosa – Скорбного пути Господа, по которому ежедневно проходят тысячи туристов и паломников, и других святынь Иерусалима. Поэтому в рамках данной беседы я хотел бы поговорить о данных раскопок, связанных с последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа. Хотя археологические данные не говорят нам о сути крестной жертвы и воскресении Христовом , они являют нам сохранившийся до наших дней контекст, в котором происходили Евангельские события. Эти материальные предметы представляют собою в некотором роде зримое подтверждение нашей веры, с помощью которого мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ. Они являются одним из свидетельств подлинности Евангельских событий, и дают нам возможность некоторого приближения к ним. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что незадолго до своей смерти Господь пришел в Вифанию, где воскресил Лазаря , четыре дня пребывавшего во гробе. Место, где Господь совершил это поразительное событие, послужившие причиной массового скопления народа в Иерусалиме и дальнейших событий, известно археологам довольно неплохо. Гробница, в которой лежал Лазарь, сохранилась. Она подлинная? Хотя позднее она была перестроена, в ней была сделана церковь, тем не менее она подлинная. Гробница Лазаря Четверодневного

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

14/06/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ Две фарфоровые тарелки с вензелем Николая II найдены на месте дома инженера Ипатьева, где провели свои последние дни Царственные мученики. Здесь идут археологические раскопки перед строительством храма. подробнее... МИРОТОЧАТ ИКОНЫ В Свято-Троицком кафедральном соборе выставлена для всеобщего поклонения мироточащая икона великомученика и целителя Пантелеймона. В Богоявленском соборе г.Острога Ровенской епархии Украинской Православной Церкви начала мироточить икона " Положение Спасителя во гроб " . подробнее... ФСБ ПРОТИВ СЕКТАНТОВ Вопросы противодействия деятельности западных спецслужб и зарубежных тоталитарных сект обсудили члены Северо-западного регионального совета органов ФСБ на очередном заседании во Пскове. подробнее... ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ Десятинная церковь в Киеве будет восстановлена в течение 2001-2003 годов. Это определено распоряжением Президента Украины " О первоочередных мерах по восстановлению церкви Богородицы (Десятинной) в городе Киеве " . подробнее... КРЕСТНЫЙ ХОД В ЗАПОЛЯРЬЕ В минувшую субботу верующие, принимающие участие в паломничестве к Туруханскому Свято-Троицкому мужскому монастырю, преодолели первую часть пути от Свято-Троицкого храма в Талнахе до храма иконы " Всех скорбящих радость " в Норильске. подробнее... МЕСТА МАССОВЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ РЕПРЕССИРОВАННЫХ ВДОЛЬ РЕКИ УСА БУДУТ ОБОЗНАЧЕНЫ НА КАРТЕ На карте Республики Коми вдоль реки Уса скоро появятся новые знаки - они будут указывать места массовых захоронений репрессированных. Чтобы четко определить границы захоронений, Интинское районное отделение движения " Молодежное Единство " совместно с движением " Возрождение Инты " организовало экспедицию по этим местам в рамках республиканской программы " Покаяние " . подробнее... ПАТРИАРХ О ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ Стремление президента России Владимира Путина создать вертикаль власти, по мнению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, будет способствовать укреплению государственности России. Об этом Предстоятель Русской Церкви сказал в беседе с журналистами, сравнив начинания главы государства с процессами, которые имели место в церковной жизни.

http://pravoslavie.ru/news/index27.htm

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Летом 1997 г. в ходе раскопок смоленского Троицкого монастыря на Кловке Архитектурно-археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа в фундаменте руин здания начала XVI в. обнаружила большой камень со странным знаком и надписью вокруг него. При внимательном изучении знака оказалось, что это княжеская тамга в виде двузубца, и она, по-видимому, принадлежала кому-то из смоленских князей. Об этом же свидетельствовала и надпись: «Степанъ ти(в?)унъ напсалъ пятнъ Ростиславль» Вероятно, в древности некий смоленский князь Ростислав поставил этот камень на границе своих земельных владений. Что же это был за камень и какому смоленскому князю принадлежал? Археологическими исследованиями установлено, что практически все древнерусские князья метили свое имущество. Например, чтобы обозначить границы принадлежавшей им земли, они ставили межевые камни. Об этом же свидетельствуют и древнерусские летописи В Русской Правде содержится статья, говорящая о княжеских знаках: «А за княжь конь, иже тои с пятном, три гривны» т. е. за кражу княжеского коня с тавром или знаком князя полагался штраф 3 гривны. По словам С. В. Белецкого, термин «пятно» обозначает клеймо, тавро, а также орудие таврения скота и пошлину за наложение тавра, т. е. связывает знаки Рюриковичей, прежде всего, с хозяйственной деятельностью. «Однако использование этих знаков в качестве прокламативных символов на монетах, верительных знаках, актовых печатях и перстнях, а также на памятных знаках и предметах вооружения, безусловно, выходит за рамки сугубо экономических целей». Белецкий также полагает, что «в X–XI вв. на Руси сформировалась и в XII–XIII вв. развивалась своеобразная геральдическая система, а дошедшие до нас знаки Рюриковичей являются древнейшими гербами России»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Тарасова Н. П., Тарасов А. Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Историк русского средневековья не избалован количеством исторических источников: междоусобицы, войны, нашествия, пожары и бедствия способствовали утрате драгоценных материалов. Поэтому о многих страницах отечественной истории известно так мало, потому важно искать и изучать то, что сохранилось до сегодняшнего дня. Не много мы знаем и из истории Краснохолмского Николаевского Антониева Часть письменных источников оказалась утрачена, часть отложилась в различных региональных архивах, хотя в самом монастыре изначально монахи бережно вели и сохраняли монастырскую документацию, которая со временем составила уникальный монастырский архив. Что собой представлял первоначальный монастырский архив, как он формировался, где хранился, каковы были его утраты в тот или иной период истории, сегодня можно только предполагать. Опираясь на отрывочные сведения о монастырском архиве из дореволюционных изданий и современные изыскания, следует определиться с тем, что подразумевает понятие «монастырский архив». Поскольку в настоящее время еще не сложилось традиции в изучении источников архива Краснохолмского мы под этим понятием подразумеваем документы, которые хранились (находились) в монастыре с момента его основания как действующей обители до прекращения его существования. За точку отсчета возможного начала формирования монастырского архива примем 2-ю половину XV в. Условием для датировки служат археологические изыскания, которые проводились в монастыре в 1991 и 1995–1996 гг. экспедициями А. М. Салимова (Тверской филиал Государственной академии славянской культуры) и В. А. Булкина (Санкт-Петербургский государственный университет), в ходе которых был выделен ранний монастырский слой, отложившийся еще до начала строительства каменного Никольского собора (около 1481 Исследователи обнаружили тонкую углистую прослойку на материковом песке, свидетельствующую, предположительно, о сгоревшем деревянном храме – предшественнике каменного. Это позволяет говорить о следах раннего монашеского поселения на территории, освоенной монашествующей братией в середине – 2-й половине XV а значит, и о возможности поиска документов, которые указывали бы на наличие здесь действующей обители во 2-й половине XV в. Конечной датой в формировании «монастырского архива» следует считать 1930 г. В этом году был составлен обнаруженный бежецким краеведом В. Н. Сорокиным «Список закрытых церквей Окрисполкомом», в котором как закрытый упомянут и Николаевский Антониев

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Амбурское, урочище. Моленная Амбурского старообрядческого скита. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная часовня.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. В 1975 году перестроена в жилой дом.. Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, урочище Амбурское (быв. дер. Амбурские, быв. Амбурский старообрядческий скит) Координаты: 64.397597, 39.93356 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Затерянный мир скита В последнее время в нашей прессе стало модным писать о староверах, скитах и прочей древности - это своего рода духовный экстрим, что-то далекое, непонятное. Только вот правды в таких «писаниях» зачастую не найти. На карте, составленной и подготовленной к изданию ГП «Аэродезия» в 1995 году и повторно отпечатанной в 1999-м, отмечено – «Амбурское нежилое» и ниже – крестик, обозначающий церковь. Амбурский скит мало изучен, хотя он представляет серьезный интерес для тех, кто занимается историей старообрядчества в Поморье. Кроме недавно переизданной известной книги К. Гемп «Сказ о Беломорье» и брошюры В. Виткова «Архангельск старообрядческий 1666-2004», в которых кратко рассказывается об истории скита и его жителях, в разное время опубликовано несколько статей в газетах и журналах по материалам экспедиций. К сожалению, в них затронуты лишь отдельные стороны жизни скита, не дающие полной ее характеристики. Данные полевых изысканий, проводимых Л. Добрыниным, и случайные находки нынешних жителей дачного поселка Амбурское также могут многое рассказать о времени возникновения скита. Например, коллекция монет, собранная Леонидом Федоровичем и переданная в дар городскому музею. Самые древние из них – две спекшиеся монеты 1730-х годов были найдены под последним венцом одной из сгоревших старинных изб. В прежние времена было принято помещать монеты под кладку дома – «на счастье». На основании архивных данных и археологических находок можно с уверенностью сказать, что скит был основан во второй половине XVIII века. Я склоняюсь к той точке зрения, что вначале были основаны мужской и женский скиты, а уже в XIX веке Амбурский скит стал преимущественно женским.

http://sobory.ru/article/?object=56838

Большой Заяцкий, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Андреевская пустынь. Скит. Действует.   Год основания:1702. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, Большой Заяцкий остров. Координаты: 64.970533, 35.653483 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Два Заяцких острова, весьма условно разделяющиеся на Большой и Малый, расположены в 5 км к юго-западу от Соловецкого монастыря. Общая площадь островов составляет около 2,5 кв. км. Они отличаются от всех других островов архипелага. Здесь нет привычных лесов, озер и болот. Здесь нет ничего грандиозного и величественного. Все некрупное, порой даже миниатюрное: низкорослая тундровая растительность, представленная невысокими кустами, карликовыми деревцами, ягодными кустарниками, травами, мхами. Повсюду россыпи камней и валуны. Высота горы Сигнальной, самой высокой точки Заяцких островов, всего 31 м. Красота острова в изумительном сочетании красок неброской северной природы. Необычные для современного человека чувства испытывают все попадающие сюда: покоя, пустынности, уединенности. И в то же время, свободы и простора – здесь отовсюду видно море! Большой Заяцкий остров площадью чуть больше одного квадратного километра был освоен человеком в глубокой древности, во II тысячелетии до нашей эры. На острове находится одно из крупнейших в Северной Европе «святилищ». Археологическими экспедициями обнаружено 13 лабиринтов, 850 каменных курганов, многочисленные символические выкладки, саамские сейды, а также стоянки эпохи неолита. Соловецкие монахи не разрушали языческие сооружения. На горе Сигнальной Большого Заяцкого острова, где особенно много древних капищ, они выложили из валунов охранительный освятительный крест, и языческие лабиринты утратили свой первоначальный сакральный смысл, стали памятниками истории.

http://sobory.ru/article/?object=03582

Виктор Никитич Лазарев После того, как известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский собрал богатый материал по литературным первоисточникам, освещающим развитие алтарной преграды в Византии и Древней Руси, было сделано немало блестящих археологических открытий, которые позволяют совсем по-новому ставить вопрос об эволюции темплона и об истоках иконостаса. Среди этих открытий одно из первых мест принадлежит найденным на Синае расписным эпистилиям, впервые опубликованным Г. и М. Сотириу, что является их большой научной заслугой. Эти иконы сильно вытянутой формы либо служили архитравами деревянных темплонов, либо ставились на архитравы мраморных алтарных преград. Самый длинный из дошедших до нас синайских эпистилиев равен 2,75 м, а высота их колеблется от 0,35 до 0,45 м. Тематика росписи эпистилиев довольно стабильная. Это чаще всего «Деисус» в центре и изображение праздников либо сцен из жития святого по сторонам. Характерной особенностью расписных эпистилиев является размещение каждого из сюжетов в опирающейся на колонки арке, причем колонки вместе с аркой служат как бы обрамлением для изображенного в его пределах эпизода. К опубликованным Г. и М. Сотириу расписным эпистилиям мы можем присоединить еще три иконных фрагмента, которые, без сомнения, выполняли ту же функцию. Эти фрагменты происходят, по-видимому, с Афона и были привезены экспедицией П. И. Севастьянова. Н. П. Кондаков совершенно неверно определил их назначение. Он полагал, что икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и св. Димитрий» якобы входила в состав настенного фриза в одном из боковых нефов церкви, а «Сошествие во ад» и «Сошествие св. духа» были створками складня. Между тем все три фрагмента явно принадлежали к двум эпистилиям, на одном из которых были изображены святые в рост, а на другом праздники. На это указывает размещение каждой из фигур и каждой из сцен в арочках, опирающихся на колонки. Только если на синайских эпистилиях арочки и колонки выполнены живописными средствами, то на эрмитажных фрагментах они даны рельефом. Что мы имеем здесь части эпистилиев, свидетельствует и размер фрагментов, высота которых колеблется от 0,32 до 0,42 м. Таким образом, тематика расписных эпистилиев пополняется еще одним сюжетом – изображениями фронтально стоящих святых, чей выбор был, вероятно, продиктован заказчиками темплона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010