Для нас с вами представляет интерес именно изучение Кумранских рукописей по двум причинам. Первая причина: именно там сохранились религиозные тексты. В других местах – хозяйственные, военные, политические. Вторая причина: именно там тексты датируются временем до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, последними тремя веками периода Второго иудейского храма. Поэтому мы с вами будем рассматривать только Кумранские рукописи или рукописи Мертвого моря в узком смысле. В одиннадцати пещерах около Кумрана были найдены только десять, или одиннадцать по другим сведениям, более или менее полных, то есть неповрежденных, свитков. А вот все остальное сохранилось лишь в обрывках, во фрагментах. И вот таких фрагментарных обрывков было найдено 25 тысяч, из них 15 тысяч — в четвёртой пещере. Вообще, четвертая пещера замечательна тем, что там больше всего было найдено рукописей и манускриптов — хотя бы вот в таком, поврежденном, виде. И поэтому, конечно, задачей исследователей, кроме обнаружения Кумранских рукописей, сразу же стала комбинация обрывков в какие-то более-менее осмысленные тексты. Давайте укажем сначала исследования. В 1951 году была первая экспедиция под руководством Ланкастера Хардинга, директора Иерусалимского Института древностей.  Надо сказать, что в тот период — до Шестидневной войны 1967 года — именно Иордания владела этой территорией. Но уже в составе первой экспедиции был известный католический ученый, директор Иерусалимского отделения французского Библейского археологического института, отец Ролан де Во — это католический ученый, аббат, исследователь и, естественно, монах. Так вот,  с 1952 по 1956 год экспедицию возглавляет именно отец Ролан де Во. Надо сказать, что экспедиции проходили только зимой, потому что летом стоит невыносимая жара, и нет возможности работать. В результате этих экспедиций и были найдены те рукописи, которые нам сейчас с вами известны. Но вот то, что происходило дальше, составило такую интригу, которая вызвала огромное количество скандалов, споров, перетолков вокруг тематики рукописей Мертвого моря.

http://azbyka.ru/kumranskie-rukopisi-yur...

В Великом Новгороде отметили 55-летие со дня находки первой берестяной грамоты 28 июля 2006 г. 14:30 26 июля исполнилось 55 лет со дня находки в Новгороде первой берестяной грамоты — события, не только обогатившего новгородскую и отечественную историю, но и ставшего мировой археологической сенсацией XX столетия. За период с 1951 года по сегодняшний день на территории Великого Новгорода найдено 957 берестяных документов, а вместе с находками грамот в других городах новгородской земли (Старая Русса и Торжок), их количество превысило 1000. По мнению историков, берестяные грамоты стали уникальным «мостиком», связавшем летописную историю Новгорода и Руси с археологическими остатками древних новгородских усадеб и именами живших в них новгородцев. Значение грамот еще до конца не оценено, поскольку каждый из текстов содержит в себе нюансы лингвистики и истории древнерусского языка, передает нам информацию об исторических событиях и повседневной жизни новгородцев. Изучение берестяных грамот в последние десятилетия стало одним из наиболее перспективных направлений в отечественной медиевистике и славистике, поскольку это неисчерпаемый и многоаспектный вид исторического источника. Как сообщили НовгородИнформ в пресс-службе администрации Новгородской области, эта дата отмечена в Великом Новгороде рядом мероприятий, среди которых: встреча губернатора Михаила Прусака с представителями новгородской археологической экспедиции в Центре музыкальных древностей; акция «Берестяная грамота» — сбор наказов от новгородцев Президенту РФ — проведенная общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» на Софийской площади; открытие мемориальной доски, посвященной Нине Акуловой, нашедшей первую берестяную грамоту; митинг на улице Великая д.1 у памятного знака, посвященного находке первой берестяной грамоты и т.д. В связи с памятной датой коллектив Новгородской археологической экспедиции (НАЭ) провел публичную презентацию результатов международного научного проекта по созданию электронного каталога берестяных грамот, предполагаемого к размещению в открытом доступе в Интернете. Проект осуществляется на средства фонда ИНТАС и завершается в 2007 году. Основная задача проекта заключается в обеспечении электронными ресурсами процедуры изучения и реставрации берестяных грамот. С этой целью предусматривается создание электронной системы «Средневековые русские документы на бересте», открывающей широкие возможности изучения берестяных текстов, в том числе, посредством размещения на специализированном web-caйme.

http://patriarchia.ru/db/text/128860.htm...

Несомненно, в жилах современных, арийских по языку, армян не мало древней халдской крови. Надписи изданы и переведены: Sayce, The cuneiform inscriptions of Van. Journ. of the Royal Asiatic Society XIV, XX. M. В. Никольский , Клинообразные надписи Ванских царей, открытые в пределах России. Древности восточные I. (Здесь же история вопроса и очерк истории царства Урарту). Клинообразные надписи Закавказья. Материалы по археологии Кавказа, т. V (результаты экспедиции, многочисленные фототипии надписей и видов местностей). Новооткрытая в Эриванской губернии клинообразная надпись. Известия Ими. археологич. комиссии, 37 (1910). Клинообразная надпись из Мелазгерда. Зап. классич. отд. Р. арх. общ. VI (1910). В. С. Голенищев, Надпись древне-ванского царя Русы II. Зап.-вост. отд. Р. арх. общ., XIII (1901). Ве1ск, Die Kelischin Stele. Anatole, 1904. Перечень всех известных до 1899 г. надписей, как проспект изданного Corpus inscriptionum Chaldicarurn, в связи с кратким отчетом об экспедиции: С. F. Lehmann, Bericht tiber die Ergebnisse d. v. Dr. W. Belck und Dr. C. F. Lehmann 1898–9 ausgefuhrten Forschungsreise in Armenien. Sitzungsberg, Berl. Akad., 1905. Другой отчет помещен в Wiener Zeitschrift fur Kunde d. Morgenlandes XIV. H. Я. Mapp, Халдская клинообразная надпись из села Леска, Ванского округа. Изв. Акад. Н., 1915; Материалы по халдской эпиграфике. Обломки Делибабинской надписи. Зап.-вост. отд. Р. арх. общ., 24 (1917). Надпись Сардура II, с. Аргшытия на Чалдирском озере. П., 1919. Вещественные памятники и друг, следы: С. F. Lehmann-Haupt, Materialien zur alteren Geschichte Armeniens und Mesopotamiens Abhandl. Konigl. Gesellsch. d. Wissensch. zu Gottingen. N. F. IX (1907). Armenien einst und jetzt. I. Berl., 1910. А. А. Ивановск ий, По Закавказью. Археологические наблюдения и исследования 1893, 1894 и 1896 гг. М., 1911. (Материалы но археологии Кавказа, VI). Автор, спутник М. В. Никольского , обследовал остатки и планы крепостей, камеры в скалах и барельеф у Баязета, множество погребений в каменных ящиках, которые он также склонен относить к ванской культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Участники организованной в Москве Археографической комиссией научной конференции, посвященной опыту археографических экспедиций в РСФСР/«Тихомировских чтений 1970 года»/, единодушно отмечали большое научное значение и результативность методики полевых археографических работ в Сибири. Новый центр археографической деятельности смог возникнуть лишь благодаря содействию руководителей Сибирского отделения Академия наук СССР. Председатель Сибирского отделения АН СССР академик М. А. Лаврентьев с самого начала энергично поддерживал это перспективное направление научного поиска. Широта и размах, свойственные археологическим изысканиям академика А. П. Окладникова, оказались в немалой мере присущи и деятельности возглавляемого им Сибирского отделения Археографической комиссии. Сибирское отделение Археографической комиссии стало одним из ведущих методических центров полевых археографических исследований в нашей стране. Деятельность сибирских археографических экспедиций – выдающееся достижение отечественной археографии. Председатель Археографической комиссии доктор исторических наук С. О. Шмидт. Обзор списков Сложный и противоречивый памятник, вошедший в науку под именем " " Судного списка» Максима Грека , впервые в полном виде стал известен в составе обнаруженной в Сибири в 1968 г. рукописи конца XVI в./Сибирский список/. Судный список составляет часть комплекса, относящегося не только к Максиму Греку , но и переписчику книг Исаку Собаке. Все другие списки памятника сохранили лишь начальную часть материалов, относящихся к Максиму Греку ; из них научное значение имеют лишь Погодинский и Барсовский списки, остальные являются поздними копиями либо с Погодинского списка, либо со сделанного по этому списку издания памятника. Приводим описание Сибирского, Погодинского и Барсовского списков. Сибирский список содержится в сборнике конца XVI в., полученном в 1968 г. археографической экспедицией Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР в с. Мульта Усть-Коксинского района Горно-Алтайской АО от Натальи Сергеевны Хомяковой. Рукопись принадлежала ранее большой часовне часовенного согласия в этом селе: здесь когда-то был один из двух центров собирания и переписки древних русских книг всей Уймонской долины. Русские поселения на р. Уймоне были основаны во второй половине XVIII в. выходцами с Бухтармы. К тому же времени относится начало создания богатых книжных коллекций Уймона, впоследствии погибших. Из них уцелело лишь несколько книг, среди которых – отрывок рукописной Псалтыри конца XV – начала XVI в., Псалтырь печати Петра Мстиславца/Вильно, 1575/, Евангелие печати Радишевского/Москва, 1606/, Соборное уложение/Москва, 1649/и др. Все они приобретены той же экспедицией в 1968–1969 гг. Близ с. Мульта в XIX в. действовало несколько старообрядческих мастерских по переписке книг. Четьи и служебные книги переписываются в Усть-Коксинском районе и в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

А.Н. Наумов Е. И. Гак, О. А. Герасимова. Поселенческий памятник позднего бронзового века красное 1А на реке Мокрая Табола (предварительные результаты исследований) В 1997 году при инвентаризации памятников бронзового века, проводившейся отрядом Верхне-Донской археологической экспедиции ГИМ, у деревни Красное Кимовского района Тульской области были обнаружены остатки крупного поселенческого объекта, который из-за непосредственной близости к ранее известному местонахождению Красное 1 С. 9] получил название Красное 1А. Открытый памятник занимает пологий, сильно удаленный от воды участок совхозного поля, расположенный на правом берегу реки Мокрая Табола (левый приток Дона), и маркируется многочисленными обломками грубой лепной посуды, распространявшимися на площади более 0,7 га. В пределах этой территории были зафиксированы отдельные скопления керамики, соответствующие, как предполагалось, жилым или хозяйственным зонам древнего поселка. Геофизическая съемка, произведенная в местах наибольшей концентрации находок специалистами географического факультета МГУ под руководством М. Я. Каца, дала обнадеживающие результаты. Однако, как выяснилось позже в процессе раскопок, все магнитные аномалии, выявленные с ее помощью, относились к антропогенным сооружениям поселения древнерусского времени, относящегося к XIII в., которые частично перекрывают материалы эпохи бронзы. Работы по изучению непосредственно памятника эпохи бронзы велись в двух направлениях: археологическом и природном (почвенном). Археологические исследования, связанные с вскрытием его площади, проводились в течение четырех полевых сезонов (1998–2001 гг.) Первобытным отрядом Верхне-Донской экспедиции ГИМ при поддержке ГВИ и ПМЗ «Куликово поле» и охватили участок, равный 608 кв. м. Уже на начальном этапе раскопок было установлено, что на памятнике сохранился культурный слой, верхняя часть которого уничтожена многолетней распашкой, а нижняя представляет собой неповрежденный однородный, стратиграфически выраженный горизонт мощностью 0,3–0,4 м, сложенный темно-серым сильно гумусированным суглинком. Дальнейшие исследования поселения Красное 1А показали, что образование культурного слоя здесь связано с одним строительным периодом, о чем свидетельствуют не только особенности залегания и планиграфического распределения находок, но и следы стационарных антропогенных сооружений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 1991 году несколько кружковцев и их друзей начали расчистку Гнилецких пещер от обвального грунта и мусора. Первым участком работы стал подземный храм преподобного Феодосия Печерского: во-первых — самое святое место в пещерах, во-вторых — именно здесь перемены к лучшему были бы сразу заметны для других посетителей как потенциальных союзников в волонтёрском начинании, в-третьих — в начале ХХ века храм был реконструирован, и наличие бетонного пола «спасало» ребят от конфликта с законом, поскольку они не задевали древний «культурный слой». Вскоре, по слухам среди знакомых и по раскопам в других уголках лабиринта, волонтёры узнали, что в пещерах работает археологическая экспедиция. Мобильных телефонов и Интернета тогда ещё не было под рукой, и две группы тружеников «Церковщины» ещё долго искали друг друга: ведь волонтёры приезжали на раскопки только в выходные дни, а профессионалы — в будни. Для меня символично, что первый контакт между ними — в телефонном разговоре — состоялся 5 февраля 1992 года, в третью годовщину моего первого визита в урочище. Когда открылся новый археологический сезон, волонтёры и члены экспедиции работали уже плечом к плечу. Окончив институт, я поступил на работу в отдел «Киев подземный» Музея истории Киева, созданный в 1990 году для исследования исторических подземелий города и организовавший ту самую экспедицию в «Церковщине». В середине 90-х стало ясно, что обозримое будущее экспедиции — держаться на энтузиазме, без надежд на экономическое развитие. Между тем, подземные памятники следовало не только изучать, но и охранять, возрождать, открывать для посещения. Для тех подземелий, которые были пещерными монастырями, оставался один выход — совместный патронаж Музея и Церкви. Задекларировав в 1988 году отказ от гонений на религию и намерение возвратить верующим отторгнутые святыни, правительство СССР не успело разработать долгосрочную программу поэтапной передачи церковным общинам сооружений, занятых светскими учреждениями. Не был также разработан механизм эффективного взаимодействия Церкви и государства в опеке над теми святынями, которые официально признаны памятниками истории и культуры. Проблема осталась в наследство постсоветской Украине, где так и не была решена своевременно. Возвращение святынь нередко сопровождалось конфликтами, а позитивный опыт взаимодействия памятникоохранных инстанций и церковнослужителей нарабатывался путём проб и ошибок. По этим причинам переход киевских пещер в «Китаево», на Зверинце и в «Церковщине» под опеку возрождённых монастырей не был безоблачным, однако многие разработки «Киева подземного» всё же были поняты и воплощены в жизнь. Полнее всего это удалось именно в «Церковщине»: в интерьере Гнилецких пещер установлены экспозиционные материалы, которые дополняют архитектуру и помогают понять, что такое описанная в «Патерике» жизнь древнерусского подземного монастыря в условиях Среднего Поднепровья.

http://pravoslavie.ru/71230.html

Оттуда коллеги сообщили нам, в Археологический центр, что отыскали сокровищницу древних царей и просят подмоги, потому что надо было описать, сохранить и вывезти эти сокровища. Мы срочно вылетели туда на большом корабле. Но когда прилетели, то не нашли ни одного живого человека… — И не нашли сокровищ? — сказал отец. — Кто-то узнал о сокровищах, налетел на планету, застиг экспедицию врасплох и безжалостно убил ученых. — Чтобы замести следы? — догадалась мама. — Вот именно, — согласился Громозека. — Но как они узнали о сокровищах? — спросила мама. — Все просто, — сказала Алиса. — Экспедиция наверняка вызывала вас открытым текстом. — Разумеется. — Это были космические пираты? — спросила мама. — Космические пираты не перебили бы целую экспедицию. Ну, в крайнем случае захватили бы всех заложниками. Нет, пираты — грабители, но не убийцы. — Так кто же это был? — спросил отец. — Так и не удалось узнать. — И никаких следов? — спросила Алиса. — Никаких. Впрочем, нет, погоди… Где же эта проклятая штука? Я всегда ношу ее с собой и всем показываю… Вдруг найдется кто-то, кто видел нечто подобное. Громозека начал шарить многочисленными щупальцами по многочисленным карманам, его детишки проснулись, высунулись из карманов и тоже начали искать — хотя не знали, что искать, и потому вываливали на пол пуговицы, записные книжки, какие-то книжки, кассеты, аппараты, бумажки, пленки, черепки, бусинки… И скоро пол в комнате был по щиколотку засыпан содержимым карманов археолога. — Вот! — наконец закричал Громозека, когда все отчаялись дождаться. Он вытащил из нагрудного кармана небольшую фотографию. На ней был виден участок стены или какой-то каменной плоскости, на которой мелом был нарисован треугольник с хвостом, как будто какой-то малыш рисовал мышку. — Но это же детский рисунок! — сказала мама. — Это мышка. — Нет, — возразил Громозека. — Лучшие детективы изучали этот рисунок. Он сделан взрослой сильной рукой именно в тот день, когда погибла экспедиция и пропали сокровища. Если я узнаю, кто и почему нарисовал эту мышку, то смогу приблизиться к тайне гибели моих друзей.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-s-liliput...

С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассир. царя Салманасара III , в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала , в к-рой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урук). Э. Робинсон. Гравюра. 1889 г. В сер. XIX в. археология Др. Египта, М. Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842-1845 гг. работала прусская экспедиция (К. Р. Лепсиус ), опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (12 т.); в 1850 г. в Египет за копт. рукописями отправился О. Ф. Мариет; в М. Азии Британский музей начал раскопки Эфеса . Особенно важными для развития А. б. были исследования в Св. земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. амер. гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами ( Robinson E. , Smith E. Biblical Research of Palestine and Adjacent Regions. N. Y., 1841-1842, 1956. 3 vol.). Дело продолжил нем. исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Зап. Палестины в 1871-1878 гг. провели К. Р. Кондер и Г. Г. Китчинер; Хаурана и Сев. Иордании в 1896-1901 гг.- Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже Юж. Иордании и пустыни Негев - Н. Глюк. Н. Глюк Н. Глюк Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима . Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л. Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, брит. офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. до Р. Х.) приписывали царю Соломону , а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев ) была отнесена к эпохе крестовых походов . В 1872-1878 гг. для обследования Зап. Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под рук. Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили мн. поколениям исследователей и сохранили значение до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/76476.html

По результатам раскопок на месте древнего Иерихона натуфийскую культуру часто называют иерихонской. Первыми, кто исследовал Иерихон, были немецкие ученые Селин и Ватцингер, чья экспедиция работала на раскопках Иерихона с 1908 по 1910 г. 85 Между 1930 и 1936 гг. в Иерихоне проводила раскопки английская экспедиция под руководством Дж. Гарстанга 86 . Гарстанг установил, что город был основан в конце каменного века, до изобретения гончарного круга и, таким образом, он является самым древним городом в Палестине, а может быть, и во всем мире. Палестина во все времена была этническим горнилом. Благодаря своему уникальному географическому положению – в центре Плодородного полумесяца – Палестина с доисторических времен была не только полем битвы, яблоком раздора между тремя земледельческими цивилизациями – Месопотамией, Египтом и Малой Азией – но также и великим миграционным перекрестком. Такое положение не способствовало кристаллизации единого моноэтнического и монокультурного государства. Отсутствие крупных рек и развитой ирригации также не могло способствовать формированию сильного централизованного государства. Непрестанные миграционные волны, одна за другой, приносили с собой новые культурные влияния. В IV-III тыс. до н.э. Палестина представляла собой конгломерат городов-государств, объединяться которые заставляет лишь внешняя военная угроза. Такие союзы не были прочны. Археологические раскопки наглядно демонстрируют этнокультурную мозаичность Палестины тех далеких времен. Сегодня историки Палестины не склонны считать хананеев оригинальным населением Палестины, указывая на множество несемитских топонимов, многие из которых – древнейшие в Палестине. Однако о дохананейских обитателях Палестины – были ли они семитами или нет – отсутствие письменных документов не позволяет судить однозначно. В период ранней бронзы превалирующим этническим элементом в Палестине становятся хананеи. Балди называет их аморитами (западными семитами) 87 . Ветхий Завет называет «хананеями» все доизраильские народы, жившие в Палестине, не проводя различия ни по языку, ни по расе. Современная наука, напротив, использует термин «хананеи» исключительно для обозначения фундаментального (семитского) элемента населения Палестины, начиная с эпохи ранней бронзы (III тыс. до н.э.). Хананеи во второй пол. III тыс. (время построения египетских пирамид) построили в Палестине хорошо укрепленные города – Мегиддо, Беф-Сан, Гай, Беф-Иера, отстроили и укрепили Иерихон 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Саркофаг Даже римские покровители Ирода Великого знали о жестокости и хладнокровии своей марионетки на Ближнем Востоке. Так, за 5 дней до своей смерти Ирод отдал один из своих последних, леденящих от ужаса приказов, — казнить своего первенца Антипатра (сына от первой жены Дорис). Поразительно, но и тут Ирод решил заручиться формальным разрешением Рима. Утверждая этот приговор, Август Октавиан, зная традиции иудеев о запрете на употребление в пищу свинины, произнес: « Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном! ». (Можно предположить, что эту фразу Август произнес на греческом языке, так как в таком варианте чувствовалась бы игра слов: χορος- «свинья» и υις - «сын»). Сообщение о смерти деспотичного царя Иудеи Ирода Великого застало Божественное Семейство в Египте, когда Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу исполнилось четыре года, а спустя два тысячелетия 27 апреля 2007 года поисковая археологическая экспедиция под руководством Эхуда Нецера обнаружила в крепости Иродиум гробницу этого монарха. Превосходное качества камня, тонкая резьба, богатство декоративных элементов и в то же время саркофаг искусной работы ненавистного узурпатора был разбит ударами молота и раскрошен на десятки мелких фрагментов. Причем надругательство над могилой Ирода произошло спустя очень короткое время после его смерти. Этот конгломерат – красота, изящество саркофага и ненависть еврейского населения были объединены и здесь, как и при земной жизни Ирода, в месте последнего упокоения двуликого монарха Иудеи. Все говорило о том, что население Палестины устало от тирании властолюбивого монарха-убийцы и данный жест – уничтожение гробницы – говорило о том, что жители Палестины хотели что-то изменить в жизни своей страны. Но на самом деле изменения уже наступили, и не только в масштабах Иудеи. В скором времени все человечество ощутит, что в мир воплотилась Божественная Любовь, посредством которой вся человеческая история вновь наполнится смыслом. скрыть способы оплаты Комментарии ольга 9 января 2013, 12:47

http://pravoslavie.ru/58552.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010