На склонах долины К. и в наст. время располагаются захоронения. На левом, восточном берегу ручья со стороны Елеонской горы устроено иудейское кладбище; на зап. берегу, у подножия городских стен - мусульманское, в русле К., недалеко от Гефсимании, размещены христ. захоронения. Археологическое исследование Древнейшие следы поселений в Иерусалиме были обнаружены в русле К., у родника Геон ( Гихон ) в т. н. городе Давида,- единственного в этой местности постоянного источника пресной воды (см. в ст. Иерусалим ). По всей видимости, местность впервые заселялась уже в халколитический период (IV тыс. до Р. Х.). «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. Начиная с периода ранней бронзы (кон. IV тыс. до Р. Х.) в долине К. за пределами города производились захоронения. Могилы этого времени с погребальной керамической утварью были обнаружены экспедицией М. Б. Паркера (1909), работавшей на зап. берегу ручья, выше источника. На противоположном склоне Д. Барамки (1935) и К. М. Кеньон (1965) раскрыли шахтовые захоронения, относящиеся к периоду ранней и средней бронзы (кон. IV - сер. II тыс. до Р. Х.) ( Prag. 1995). Отдельные захоронения среднего и позднего бронзового века были обнаружены Р. Вейлем (1913) к югу от города Давида, а также францисканской археологической экспедицией в 60-х гг. XX в. на Елеонской горе ( Saller. 1964). Хорошо изучена группа из 50 пещерных захоронений железного века (VIII-VI вв. до Р. Х.), находящихся на 2 террасах скалистого склона на вост. берегу К., в пределах Сильвана (ныне район на востоке Иерусалима, см. Силоам ) ( Avigad. 1954; Ussishkin. 1993). Гробницы высечены в толще скалистой породы. Возможно, в древности погребальные монументы были богато декорированы, во многих внутри сохранились карнизы. Один из сильванских памятников, т. н. Гробница дочери фараона («Силоамский монолит», приобретенный архим. Антонином (Капустиным) ), прежде был увенчан небольшой каменной пирамидой. От погребальной надписи, выполненной древнеевр. письмом, осталась одна буква. На др. гробнице надпись сохранилась почти полностью, отсутствует только начало имени ее владельца: «Это [гробница] ... ягу, который над домом [царским]. Здесь нет ни серебра, ни золота, а только кости его и его жены (?). Будь проклят человек, который откроет» (ср.: Ис 22. 15-16). С т. зр. архитектуры силоамские гробницы можно разделить на 3 типа: со скатным потолком, с плоским потолком и монолитные, выполненные как памятники. В погребальной архитектуре древней Палестины за пределами Иерусалима аналоги есть только у гробниц с плоским потолком. Архитектурный стиль проч. типов гробниц имеет параллель в финик. культуре, подверженной влиянию Египта. Возможно, в данном случае речь идет об адаптации финик. архитектурных форм иерусалимской элитой.

http://pravenc.ru/text/1684099.html

поиск:   разделы   рассылка Сергей Погорелов Отчет руководителя комплексной экспедиции областного центра охраны памятников в районе Старой Коптяковской дороги на месте предположительного сокрытия останков членов царской семьи 1. В июне 2007 г. по инициативе зам. директора Научно-производственного центра (НПЦ) по охране памятников Свердловской области Григорьева А.Е. и историка-краеведа Шитова В.В., члена военно-исторического клуба " горный щит " Неуймина Н.Б., осознавая мировую историческую значимость события и объекта, было принято решение провести новые изыскательские работы на Старой Коптяковской дороге с целью обнаружения предполагаемого второго места укрытия останков членов императорской семьи Романовых. 2. Для этого на подготовительной стадии были проведены консультации с Министерством культуры Свердловской области; Институтом истории и археологии (ИИиА) УрО РАН, Музеем памяти Романовых и фондом " Обретение " – первые исследователи этих мест и объектов; Институтом Экологии растений и животных (ИЭРиЖ) УрО РАН. 3. НПЦ при финансовой поддержке ООО " Трак " директор Худяков С.М. (договор на проведение археологического надзора) выступил как организатор и руководитель планируемых работ. 4. Первый этап изысканий проводился методами поисковых отрядов, на неисследованных площадях, в случае отсутствия результатов предполагалось использовать методику закладки археологических траншей. Для выполнения разведочных работ были приглашены члены военно-исторического клуба " Горный щит " под руководством Кручинина А.М. 5. 29.07.07 г. поисковиками Плотниковым С.О. и Вахмяковым Л.Г. были обнаружены особые находки. В заложенном разведочном шурфе выявлены угли, костные останки, гвозди и фрагменты керамического сосуда. 6. С 30.07.07 г. было принято решение переформировать экспедицию в комплексную. НПЦ – начальник отряда Погорелов С.Н., ИИиА УрО РАН – заместитель, к.и.н. Курлаев Е.А., антрополог к.и.н. Ражев Д.И., ИЭРиЖ УрО РАН – биолог Ерохин Н.Г., Фонд " Обретение " – консультант д.г.н. Авдонин А.Н. А также сотрудники НПЦ, УрГУ, члены клуба " Горный шит " , фонда " Обретения " .

http://religare.ru/2_44717.html

Кондаковым к печати, но, к сожалению, еще до сих пор не издан Палестинским Обществом. О важности этого отчета, о плодотворности изысканий руководителя экспедиции можем лишь догадываться по тем сообщениям, которые делались им в Обществе одно пред совершением экспедиции, другое после. Уже в истории византийского искусства Н.П. Кондаков затрагивает вопрос о началах его, о роли Востока. К тем же вопросами он обращается и в указанных докладах, но более детально, почерпая в памятниках Палестины и Сирии основание к более или менее правильному решению их. В докладе «Значение византийской эпохи в истории Святой Земли для общей науки христианской археологии» 38 после приведения целого ряда фактов, Н.П. Кондаков приходит к тому выводу, что «древности Палестины и Сирии имеют первенствующее значение для истории христианского искусства от начала IV до половины VII века. Восточный характер византийского искусства имеет свой источник столько же в малоазийских центрах, сколько в Иерусалиме и Антиохии, где восточное искусство нашло себе, после Персии, новую родину и где оно было усвоено впервые самими арабами. Древности Палестины за время Константина и Юстиниана, как византийский вопрос, являются прежде всего задачею русской науки и, как палестинский вопрос, составляют основную задачу православного палестиноведения» (стр. 77). К тому же вопросу о восточно-палестино-сирийском происхождении византийского искусства обращается Н.П. Кондаков и во втором своем докладе (13 марта 1892 г.) 39 . «Можно считать особым счастьем, говорит он, что цель палестиноведения совпала вполне с важнейшею современною задачею науки христианской археологии вопросом о происхождении византийского или восточно-христианского искусства. Уже прошло много лет, как исторической науке удалось рассеять сгустившийся с конца прошлого века туман над тысячелетием, носящим имя эпохи Византийской империи: ныне можно и в археологической сфере считать доказанным и даже признанным, иными открыто, другими молча, что византийское искусство возникло уже в IV веке и что оно обязано своим началом возрождению греческого искусства в век Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

После находки в 1960 г. Л. Лики останков существа, названного презинджантропом, его долгое время считали предком человека, ведя споры, к кому ближе homo habilis – к нам или же к обезьянам. Радиоуглеродный анализ дал для останков дату в 1 750 000 лет. Ситуация изменилась в 1972 г., когда Р. Лики в Кооби-Фора, в Африке, был найден череп, возраст которого составляет ок. 2 900 000 лет (некоторые ученые, впрочем, придерживаются другой даты – менее 2 000 000 лет). Сенсационность данного открытия в том, что этот так называемый Череп 1470, возможно, принадлежал человеку, но был при этом значительно древнее всех обезьяноподобных «предполагаемых предков» человека. Сам Р. Лики выступил с утверждением, что теперь все теории эволюции неверны. Об этом было заявлено на проходившем в августе 1982 г. в Москве Одиннадцатом Международном конгрессе Международного союза по изучению четвертичного периода. На конгрессе была даже образована специальная секция под названием «Проблемы антропогенеза и палеоантропологии». На секции было сделано сообщение о том, что в Эфиопии была раскопана стоянка Гона, где были обнаружены останки древних людей, живших около 4 000 000 лет назад. Самым же серьезным археологическим доказательством древности и уникальности человеческого рода являются находки, сделанные в ноябре – декабре 2000 г. в Кении французской экспедицией Б. Сеню. Найденные экспедицией шесть скелетов не просто древние – им около 6 000 000 лет, но принадлежат существам, которых вполне можно назвать людьми, – в отличие от австралопитеков, самых древних «предполагаемых предков», живших 3 500 000 лет назад, т. е. куда позже. Найденные особи превосходили австралопитеков, и не только ростом и весом: у них были плоские, человеческие лица, они ходили на задних конечностях и прямо держали голову. У них были маленькие, человеческие зубы. А по характеру истертости эмали зубов ученые определили, что они, в отличие от австралопитеков и других высших приматов, питались не только плодами, но и мясом. На конференции, прошедшей в январе 2001 г. в Музее естественной истории в Париже, Б. Сеню высказала свое твердое убеждение в том, что представленные находки окончательно дискредитируют существующие сценарии эволюции человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

      Летом студенты филфака ездили в диалектологические и археологические экспедиции. Как-то раз, во время очередной археологической экспедиции в Новгороде, отчаявшись найти что-либо ценное с точки зрения науки в куче грязи, Леночка в сердцах воткнула лопату в землю и, к всеобщему изумлению, попала прямо в берестяную грамоту. Потом все вместе пытались собрать воедино обрывки и прочесть их. Благодаря Леночке была найдена очередная берестяная грамота (а всего в настоящее время науке известны 964 грамоты), хотя документ и был обнаружен таким забавным образом.     Лена окончила  университет с «красным» дипломом, без единой четверки. Ее дипломная работа, сданная на «отлично», называлась » Функции слова в житии св. Андрея Юродивого». Она выучила несколько языков, ее прекрасные слух, голос и артистизм позволяли ей легко улавливать и точно воспроизводить интонацию и произношение разных языков. Но, пожалуй, интерес к английскому языку, английской культуре и театру занимал особое место в ее жизни. Лена никогда не пропускала гастрольные спектакли британского королевского театра в Москве. Особенное же впечатление на нее произвел концерт хора мальчиков Вестминстерского аббатства, который выступал в Большом зале московской консерватории.     Будучи по натуре человеком широкого круга интересов,  Лена увлекалась кинематографом, с ней было интересно поспорить, она могла поддержать беседу на любую тему. Очень любила природу. Рядом со зданием 1-го гуманитарного корпуса МГУ находится яблоневая аллея, каждой весной там расцветают яблони, и Леночка по пути в университет останавливалась почти у каждого дерева, чтобы им полюбоваться. Мы часто ездили к ней на дачу, подолгу там гуляли. Думается, что бы человек ни изобретал, это не сравнится с человеком как созданием Божиим, и насколько важны, важны все, даже мельчайшие детали нашей жизни, все то, как мы ее проживаем. Ведь просто жизнь человека — это произведение искусства, это целая книга. Помню, Леночка всегда, как только расцветали у них цветы на даче, будь то тюльпаны, пионы и т.д., приносила их просто так в университет и дарила нам, дарила радость людям.

http://pravmir.ru/pesnya-letyashhaya-v-v...

В эти годы почти полностью угасают иконописные центры (Владимирская область) России. Большая часть мастеров-иконописцев была расстелена и выслана в Сибирь. Тем, которым удалось уцелеть, приходилось искать новые средства к существованию. Наиболее предприимчивые ремесленники осваивают изготовление расписных шкатулок, переросшее в народный промысел. Под давлением мировой общественности, в предвоенные годы, организуются реставрационные экспедиции в древнейшие русские города (Новгород, Псков), где возобновляются остановленные в 20-е годы археологические экспедиции. Оправдывая действия советской власти по уничтожению национальной культуры, одна из предвоенных газет писала: " При всех неизбежных издержках и закономерностях в период революционной перестройки общества, культурная политика партии и советского государства была направлена на сохранение культурных ценностей… " . Государственная политика желавшая разрушить " все до основания " в эти годы была остановлена только тяжелым испытанием для народа и страны - войной. ПАМЯТНИКИ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА, УТРАЧЕННЫЕ И ПОСТРАДАВШИЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг. Любая война несет с собой горе и страдание для народа, разрушаются города, гибнет культура. Но никогда мировая история не знала таких чудовищных разрушений, какие были совершены немецко-фашистскими захватчиками на территории нашего Отечества в 1941-1945гг. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно, планомерно, по прямому предписанию Гитлера, объявившему, что " памятники истории на Восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению " . Был прямой гитлеровский приказ " сравнять Ленинград с землей " , не только этот город, но и Москву и все центральные пункты страны. Молниеносный захват советских территорий в первые месяцы войны, тотальное уничтожение всего на своем пути превратил в груды битого кирпича многие православные святыни. Сильно пострадал древнейший центр православия Киев. В городе наряду с гражданскими сооружениями были разрушены многие православные святыни. Почти полностью был разрушен Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры. От этого храма осталось лишь незначительная часть. Разрушению и осквернению подверглись и другие святыни этого древнего города.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

Стоит также заметить, что общие пропорции и основные элементы у херсонских и прочих крымских храмов совпадали, даже такие, как наличие галереи с южной стороны. Херсонские базилики функционировали в VIII–IX вв. и, следовательно, служили образцом для сельских подражаний. Последний опыт базиликального строительства в городе относится к концу XI-XII столетию, когда такого рода сооружения выполняли роль приходских храмов, где служили только утреню и вечерню, праздничные литургии, крестили, исповедовали, венчали и погребали прихожан (Сазанов A.B. Базилика 1987 г. и некоторые проблемы интерпретации памятников христианского Херсонеса//Причерноморье в средние века. – М., 1999. – Вып. 4. – С. 276–290, рис. 1). Выходит, даже появление крестово-купольной архитектуры не заставило херсонитов целиком отказаться от распространенного вида общественного сооружения, ставшего привычным за многие века. Видимо, в V III–IX вв., когда строилось большинство сельских храмов Таврики, крестово-купольный тип храма еще только утверждался в Херсоне и на Боспоре и для его возведения требовались особенно опытные мастера, способные работать со сводом, каких деревня дать не могла. 1690 Рудаков В.Е. Исследование Баклинского городища в 1971–1972 гг.//. АДСВ. – Свердловск, 1975. – Вып. 11. – С. 25–28; Рудаков В.Е. Элементы... – С. 107–108. 1692 Рудаков В.Е. Элементы... – С. 109, рис. 1; 3; ср.: Майко В.В. К вопросу о рунических и тамгообразных знаках... – С. 226–230. 1693 См.: Рудаков В.Е. Отчет о разведках экспедиции Уральского госуниверситета в междуречье Альмы и Бодрака в 1977 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 13–19. 1694 Ачкинази И.В., Петровский В.А. Работы Баклинской экспедиции//Археологические исследования в Крыму: 1994 год. – Симферополь, 1997. – С. 31; Петровский В.А., Труфанов A.A. Средневековый христианский комплекс к западу от Баклы (по материалам раскопок 1993–1994 гг.)//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 136–144. 1695 Ю.М. Могаричев не видит оснований считать здешний комплекс монастырским и относит его возникновение ко времени не ранее конца Х в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Право на издание для ВОКС 137 краткого отчёта о проделанной экспедиции на русском и иностр. языках. 5) Ходатайство перед учредителями, где работает Н.И. Репников. Об его откомандировании в экспедицию с сохранением помесячного содержания. 6) Удостоверение Н.И. Репникову от ВОКС о том, что ему поручается вести переговоры о деталях предстоящей экспедиции и её организации с соответствующей визой. Обращаться в первую очередь к учёному секретарю ВОКС по музейно-археологическим делам Гриневичу Константину Александровичу. Председатель ВОКС Петров Фёдор Николаевич. Адрес ВОКС: Москва. Никитская улица. 6. Гриневич бывает в ВОКС в 3 часа. Маршрут Ленинград – Батум. откуда вдоль Малоазийского побережья – Трапезунд. Синоп. Остановка в этих двух больших центрах, ряд поездок по окрестностям. Из Синопа в Константинополь, десятидневное пребывание в нём. Мелкие поездки по берегам Мраморного моря. Константинополь – Одесса. Смета расходов в период времени, потребного на эти два месяца. Суточное содержание в течение 60 дней 600 руб. Разъезды мелкие 300 руб. ИТОГО: 900 руб. Полагаю, что проезды по ж.д. и на пароходах обойдутся 300 руб. Итого: 1200 руб. Приобретение аппарата 250 руб. 70 дюжин плёнок пакетных 300 руб. 12 двойных раскидных кассет к аппарату 50 руб. Штатив 10 руб. ИТОГО: 600 руб. Время выезда на Батум 1 марта. 36 дней пребывания на Малоазийском побережье. 14 дней на берегах Мраморного моря. 10 дней в Константинополе. а) Камера Мак-Келлена. универсальная. размерами 1) К камере 12 деревянных кассет, двойных раскидных. 2) Подогнать к камере адаптер для плёнок Film pac-Agfa. Размер 13х18. 3) Выбрать устойчивый хороший штатив к камере. 4) Уклонную головку – алюминиевую в виде (приведена схемка). Всё это тщательно подогнать к камере и треногу. 5) Изготовить два чехла переносных. Один для помещения камеры. Набора объективов четырёх и адаптера для плёнок Film pac. Другой – специально для двенадцати деревянных кассет Чехлы должны иметь ремни для носки через плечо. Они должны быть непроницаемы для воды и рассчитаны на путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Есть мнение, что слухи об утрате мощей святого могли распространить в годы гонений сами верующие 28 августа. ПРАВМИР. Костромские археологи надеются обнаружить фундамент часовни, воздвигнутой на месте могилы Преподобного Иакова Галичского. Как сообщают  «Галичские известия», в настоящее время археологи ведут раскопки на территории Старого городища. С прошением о проведении раскопок обратился благочинный Галичского округа церквей протоиерей Александр (Шастин). «Мы надеемся пролить свет на судьбу Преподобного Иакова Галичского, с чьими именем и делами связаны ярчайшие страницы истории Галича Православного. Существует не подтвержденная документально версия, что мощи Преподобного Иакова были извлечены из могилы в 30-х годах двадцатого столетия и утрачены. Но есть и другое мнение, которое подробно изучалось специалистами: слухи об утрате мощей могли распространить в годы страшного поругания святынь православные галичане с тем, чтобы предотвратить их реальное осквернение. Мы надеемся, что исследования археологов прольют свет на эту историю», — отметил он. galich.smi44.ru Ранее археологи Костромской археологической экспедиции уже провели предварительные работы рядом с валами Нижнего городища.  «Независимо от того, удастся ли обнаружить мощи Иакова Галичского, я считаю исследования в этой части Галича очень перспективными, ведь серьезных работ здесь практически не проводилось, а исторический потенциал очевиден», — рассказал руководитель экспедиции Александра Новиков. По его словам, цель первого раскопа – установить наличие фундамента часовни, его состояние, степень сохранности, с тем, чтобы определить план дальнейших работ. «В ходе работ нам удалось зафиксировать часть кирпичной кладки, которая, предположительно, может оказаться именно краем основания часовни. Возможно, раскоп пришелся как раз на красную линию старой улицы и обнаруженный нами кирпич – часть фундамента входной части часовни, крылечка. Кирпичи уложены в один ряд, так что тяжелую конструкцию эта кладка вряд ли бы выдержала. Это лишь предположения, предстоит еще очень много исследований, чтобы говорить о происхождении обнаруженной кладки с уверенностью», — добавил он. galich.smi44.ru

http://pravmir.ru/arheologi-ishhut-moshh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙ Иисус Навин посылает соглядатаев в Гай (Нав 7. 2). Миниатюра из Свитка Иисуса Навина. X в. (Vat. Palat. gr. 431. Fol. 6) Иисус Навин посылает соглядатаев в Гай (Нав 7. 2). Миниатюра из Свитка Иисуса Навина. X в. (Vat. Palat. gr. 431. Fol. 6) [евр.  , обычно с артиклем   - обломки, развалины; греч. Γαι или Αγγαι], название города в центральной части Палестины, недалеко от Иерусалима и рядом с Вефилем . В кн. Бытие рассказывается, что Авраам поставил жертвенник «между Вефилем и между Гаем» (Быт 13. 3; ср.: 12. 8); в описании военной кампании Иисуса Навина против хананеян этому городу придавалось большое стратегическое значение (ср.: Нав 7-10; 1 Езд 2. 28; Неем 7. 32; 11. 31). Точное местоположение Г. не определено. Возможно, под этим именем в I тыс. до Р. Х. был известен холм Эт-Телль (в случае, если идентификация лежащего ок. 3 км западнее холма Телль-Байтин как Вефиля - правильная), существующий в наст. время. Евсевий Кесарийский указал, что Г.- небольшая руина восточнее Вефиля, но не уточнил название ( Euseb. Onomast. 4. 27), хотя восточнее Байтина находится неск. холмов с остатками поселений. Э. Робинсон (1838) предложил локализовать Г. либо на Эт-Телле, либо на Хирбет-Хайяне (окраина совр. Дейр-Дибвана; Saunders. P. 95-96). В пользу Эт-Телля высказался Ч. Уилсон, опиравшийся на текст Библии и топографическое обследование Палестины, У. Олбрайт указал, что при обследовании в 1924 г. окрестных холмов только на Эт-Телле найдена керамика бронзового века и следы разрушенных укреплений. До сер. ХХ в. отождествление Г. с Эт-Теллем не оспаривалось (см.: EAEHL. Vol. 1. P. 36). В 1928 г. Дж. Гарстанг (Департамент древностей Палестины) начал археологические работы на Эт-Телле, найденную там керамику он атрибутировал рубежом XV-XIV вв. до Р. Х. Однако попытка сблизить дату памятника с традиц. датой разрушения городов Ханаана израильтянами не удалась ( Callaway. Citadel and Lower City. P. 1-4). Экспедиция 1933-1935 гг. под рук. Жюдит Марке-Краузе была плодотворной, раскопали т. н. дворец, некрополь и городские кварталы. Но самой результативной была Объединенная археологическая экспедиция под рук. Дж. Каллауэя (1964-1972).

http://pravenc.ru/text/161457.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010