Сноски: (1) См.: Янина С.А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1946 - 1954 гг.//Материалы и исследования по археологии СССР . - N 42 (Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. I). - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954. - С. 433. (2) См.: Алексеев И. «Богородица Булгарская»? (К вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чеканки города Булгара/Болгара/...)//Русская народная линия [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: (3) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 109. (4) См.: Там же. - С.с. 146, 175. (5) См.: Френ Х.М. Монеты Ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды, с монетами разных иных Мухаммеданских Династий в прибавлении; из прежнего собрания Г-на Профессора, Статского Советника и Кавалера К.Фухса в Казани, принадлежащего ныне тамошнему Императорскому Университету, с краткими объяснениями и указаниями Х.М.Френа (с восемнадцатью таблицами и четырьмя виньетами)/Пер. с немецкого М.Волкова. - Санкт-Петербург: «Печатано в Типографии Императорской Академии Наук», 1832. - С. 35., Таб. XII (5). (6) См.: Там же. - С. 35. (7) См.: Шельди Н.М. Булгаро-татарские монеты XIII - XV веков. Практическое пособие для нумизматов-ориенталистов. - Казань: Редакционно-издательский центр «Титул», 2002. - С.с. 50, 129. (8) См.: Сагдеева Р.З. Серебряные монеты ханов Золотой Орды. - Б.м. [Москва], б.г. - С. 16. (9) См.: Золотая Орда//Исламские монеты VII - XVI веков. Обзор/Сост. А.Г.Казанцев. - Екатеринбург, 2006. - С. 94. (10) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Суваро-булгарская культура. Философия символов монет и украшений. - Чебоксары - Москва: ООО «Чебоксарская типография N 1», 2012. - С. 27. (11) См.: Нямаа Б. The coins of Mongol Empire and clan tamgha of Khans (XIII - XIV)/Монголын эзэнт гурний зоосон менге ба хаадын овгийн тамга (XIII - XIV зуун). - Улаанбаатар, 2005. - С. 150.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/28/...

Г. была открыта У. Я. Зеетценом в 1806 г., затем ее осмотрели Я. К. Буркхардт (1812), Бакингем (1816) и мн. др.; первое научное описание принадлежит Г. Шумахеру (1902). Ранее Г. посещали, описывали и пытались исследовать рус. ученые Н. П. Кондаков (экспедиция ИППО в Сирию и Палестину, 1891-1892 гг.) и Ф. И. Успенский . Археологические раскопки в городе велись с 1925 г. Важнейшие сезоны 1928-1930 гг. провела экспедиция Йельского ун-та (США) и Британской школы археологии в Иерусалиме под рук. Дж. У. Кроуфута, открывшая не менее 15 раннехрист. памятников; здесь работали Дж. Хорсфилд, К. С. Фишер, Н. Глюк , Л. Хардинг. С 80-х гг. широкие раскопки и реставрации ведутся международными экспедициями под эгидой Департамента древностей Иордании (команды археологов из Великобритании, США, Италии и др.). Археологически город в собственном смысле слова появляется только в эпоху эллинизма (хотя незначительные поселения существовали, по-видимому, уже с позднего каменного века). Его стены (толщиной ок. 3 м) имели 101 башню и образовывали круг диаметром 9,5 км. К 75 г. до Р. Х. Г. имела планировку по гипподамовой системе (сеть улиц, к-рые перекрещивались под прямым углом через равные промежутки). Хорошо сохранилась часть главных улиц, расположенных с севера на юг (Кардо Максимус) и 2 поперечных, протянувшихся с востока на запад (Декуманус Максимус). В I в. по Р. Х. был сооружен эллипсовидный форум, обрамленный полукруглой колоннадой в ионическом стиле, и открытой к югу; на север от него уходила Кардо Максимус. За юж. городской стеной был построен храм Зевса Олимпийского (22-43 гг. по Р. Х.), театр с 33 рядами на 3 тыс. мест (после 50 г. по Р. Х.), ипподром с местами на 15 тыс. зрителей (I-II вв.). Ок. 150 г. был сооружен огромный храм Артемиды на зап. стороне главной улицы. Во II - нач. III в. Г. достигла вершины процветания и насчитывала ок. 20-25 тыс. жителей. Кардо Максимус, названная в честь имп. рода Виа Антониниана, стала колоннадной. Св. Мария. Мозаика одного из христ. храмов Герасы. 611 г.

http://pravenc.ru/text/164537.html

Мониторинговая группа должна оценить нынешнее состояние памятников. Дело в том, что с 2011 года, когда в Сирии началась война, о дальнейшей судьбе этих объектов вообще ничего не было известно. До последнего времени они были отрезаны от внешнего мира боевиками, здесь шли бои и лишь недавно была разблокирована местная дорога. При этом целый ряд соседних объектов до сих пор находится в зоне боевых действий. Из восьми мест скопления древних сооружений в этой местности (археологических парков) половина находится под контролем боевиков террористической организации «Джебхат-ан Нусра» (запрещена в России) и их союзников.   Фото Тимура Кармова, руководителя экспедиции, научного сотрудника института культурного и природного наследия им. Д.Лихачева По оценке Тимура Кармова, исследуемому комплексу «Джабал Семаан – 4» повезло. Хотя зона обследования располагается к северо-западу от Алеппо, где сейчас идут бои, в нескольких километрах от линии фронта между курдскими силами самообороны и боевиками, конкретно на этом участке столкновения не имели затяжного характера. И то, что российские специалисты успели обследовать на данный момент, пострадало не очень сильно. Лагерь ученых базируется в городе Африн провинции Алеппо — столице самопровозглашенного курдского района. О том, как именно предполагается сохранять памятники, говорить пока рано. Работы археологов еще продолжаются. А объекты разбросаны на километры друг от друга. — Есть возможность наладить взаимодействие с местными органами охраны, которые невзирая на тяжелейшие условия пытаются следить за памятниками. Они оказывают нам неоценимую помощь, за что мы очень благодарны. Мы сформируем отчет и передадим собранные данные в международные организации. А дальше всё будет зависеть, как мне кажется, от двух факторов: интенсивности боевых действий в этих районах и финансирования, — пояснил глава экспедиции. Тимур Кармов добавил, что помощь сирийцам со стороны России абсолютна безвозмездна. И нынешняя экспедиция института, как и прошлая — в Пальмиру, часть этой помощи. Помогали ученым и наши военные. Экспедиция состоялась, после того как Минобороны России согласовало переброску исследователей своими самолетами через базу Хмеймим. При этом обеспечение безопасности непосредственно в зоне обследования у военных не запрашивалось. Это могло бы усложнить выполнение задачи, так как со стороны центральных властей Дамаска данные районы не контролируются, а непосредственное присутствие там российских военных могло бы вызвать неоднозначную реакцию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Гостем Дней славянской письменности и культуры в Саратове был сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерей Димитрий Лин. На пленарном заседании Межрегионального форума «Русская духовная культура: от истоков до современности» он выступил с докладом «Духовное значение Херсонеса и катехизация молодежи». В 2000 году два десятка студентов Российского православного университета под руководством отца Димитрия впервые выехали на Черноморское побережье, а в этом году летнему православному катехизическому археологическому лагерю исполнится уже десять лет. Нынешним летом в его работе примут участие воспитанники Саратовской православной духовной семинарии. — Отец Димитрий, расскажите, как родилась идея организовать православный археологический лагерь? Кстати, он — единственный в стране? — Думаю, что единственный. Хотя сама идея, конечно же, не нова. Лето — традиционный сезон археологических работ, и молодежь всегда принимала в них участие. Да и сам я, будучи студентом, в 1980 году впервые принял участие в раскопках, и было это именно в Херсонесе.  — И вот теперь ежегодно вы приезжаете в эти места с нынешними студентами. Почему именно Херсонес? — Потому что это место никак не обойти, когда мы говорим о Православии, о Крещении Руси, о становлении русской культуры и духовности. Мой путь к Православию начался именно с той студенческой археологической экспедиции: мы занимались поисками крещальной купели князя Владимира. Я пришел к вере, стал священником. А десять лет назад мы впервые выехали в окрестности Херсонеса со студентами, и с тех пор археологические экспедиции проводим ежегодно. Эти раскопки задумывались не только как научные. Поскольку я преподавал в Российском православном университете, эти поездки я рассматривал как практику по катехизису и литургике. К тому же я по образованию — физик. Организовывать собственные раскопки возможности не имею, да и с выдачей российским ученым так называемых «открытых листов» на территории Украины проблемы. Поэтому научные цели мы перед собой и не ставим; наша цель — катехизация. 

http://pravoslavie.ru/37853.html

Православные гимназисты создают музей из собственных археологических находок 29 декабря, 2017. Новостная служба Ученики ездят в археологические экспедиции и привозят из поездок настоящие артефакты 29 декабря. ПРАВМИР. Ученики православной гимназии имени митрополита Платона Левшина создают музей из своих археологических находок. В учебном заведении реализуется масштабный научно-исследовательский проект «Русь-Византия». Настоящие артефакты для него ученики привозят из археологических экспедиций. В этом году одной из самых значимых для учеников стала экспедиция под названием «В поисках Боспорского царства», которая прошла на территории современной Анапы. В IV в. до н.э там находился древний город Горгиппия. «Одной из важных находок наших учеников, которую они привезли этим летом с раскопок в Анапе, была часть черепицы. Её возраст пока не установлен, но, по нашей предварительной гипотезе, он относится примерно к IV веку до н.э.», – рассказала сотрудник Пушкинского музея и педагог Анна Топельберг. По итогам поездки ученики работают над созданием макета Горгиппии, который займёт почётное место в историческом музее. Исторический проект, посвященный связям древней Руси и Византии, запущен в гимназии 2017 году. Участники исторического клуба гимназии не только ездят в экспедиции, но и занимаются гончарным делом, создают 3D-мoдeлu древних городов, ходят в музеи и на исторические лекции, выезжают на познавательные экскурсии по российским городам. «Развитие Византии неотделимо от появления христианства на Руси. Учёба детей в нашем историческом клубе – это изучение истории по материальным свидетельствам, изучение основных вех становления и развития эпох», – отмечает Анна Топельберг. В новом году участники исторического клуба планируют продолжить свои исследования.   СПРАВКА: Историческое здание, где сейчас располагается духовно-социальный центр «Неопалимая Купина» с православной гимназией имени Платона Левшина, воссоздано в 2013 году девелоперской группой «Cumu-XXI век». Центр находится под духовной опекой Николо-Перервинского монастыря. Образование ведется по государственным образовательным программам в сочетании с дополнительными: Закон Божий, церковное искусство, церковно-славянский язык, греческая история и культура.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-gimnazis...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Останец Хусн-эль-Гураб, у подножия к-рого располагался порт Кани [в южноарав. эпиграфике (преимущественно сабейской) -   греч. Καν; лат. Cane; араб.   ], крупнейший порт древнего государства Хадрамаут на побережье Аравийского м. в I в. до Р. Х.- 1-й пол. I тыс. по Р. Х. Принятое ныне чтение «Кани» вместо прежнего «Кана» основано на греко-лат. и араб. формах топонима. Городище, расположенное у подножия останца вулканического происхождения Хусн-эль-Гураб в юго-зап. части бухты Бир-Али, приблизительно в 3 км от одноименного современного селения, было идентифицировано как древний порт К. в 1834 г. офицерами гидрографического корабля «Палинур» брит. Ост-Индской компании. Важнейший вклад в изучение К. внесли археологи А. В. Седов и Ю. Г. Виноградов, осуществлявшие долговременные планомерные раскопки городища в составе Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) в 1985-1989 и 1991 гг. и Российской комплексной экспедиции в Йеменской Республике (РКЭЙР) в 1993-1994 гг. В 1995-1996 гг. французские археологи во главе с М. Мутоном вскрыли языческое культовое сооружение, в к-ром предположительно население поклонялось богу Сийану, символизировавшему хадрамаутскую государственность. «Нижний город» площадью ок. 15 га имел более 100 построек, в т. ч. и помещения хозяйственного назначения, очевидно, складские. Количество жителей К. изменялось в зависимости от сезона, т. к. это был торговый порт, а на интенсивность морской торговли влияло направление муссонных ветров. Судя по археологическим материалам и сведениям «Перипла Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), в т. н. нижний период (2-я пол. I в. до Р. Х.- сер.- кон. I в. по Р. Х.) К. был связан торговлей с западом (Испанией, Сицилией, Италией) и востоком Средиземноморья (Египтом, Палестиной, М. Азией), Месопотамией и районом Персидского зал. В т. н. средний период (II-V вв.) К. достиг наибольшего расцвета. К этому времени относится раскопанное Седовым здание, идентифицированное им как синагога. На обломках упавшей с его стены штукатурки была обнаружена фрагментарная греч. надпись некоего Космы, к-рую издатель Виноградов считал скорее христианской, чем иудейской, и датировал 2-й пол. IV в. ( Виноградов. 1989; Sedov. 1992. P. 135-136). Г. Бауэрсок настаивал на том, что выражения, содержащиеся в надписи, характерны для памятников греч. эпиграфики, составленных иудеями ( Bowersock. 1993; Qâni " . 2010. P. 393-396), но не учел, что Косма - типично христ. имя и что ни одного случая использования греч. языка иудеями на юге Аравии не зафиксировано. Поскольку данные археологии не позволяют однозначно отождествить ни «раннюю постройку», откуда происходит надпись, ни сменившую ее «позднюю постройку» с синагогами, сооружение, следуя мнению Виноградова, можно рассматривать как христ. часовню.

http://pravenc.ru/text/1470213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

      Стеганцева В.Я., Рысин М.Б. Императорская Археологическая Комиссия и исследование памятников Кавказа и Предкавказья//Императорская Археологическая Комиссия… С. 661–782. 2907       Марр Н.Я. Избр. труды. Т. 1–5. M.; Л., 1933–1937. Перепечатка нескольких статей Марра о христианской культуре Армении, с его автобиографией: Марр Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения/Гл. ред. П. Мурадян. Ер., 1995. 2908       Орбели И. Николай Марр как археолог//Проблемы докапиталистического общества. 1935. Вып. 3–4. С. 50–61; Миханкова В.А. Н.Я. Марр. M., 1948. 2910       Чубинашвили Г.Н. Отчет Анийского музея древностей за 1916 г.//Анийские древности. Вып. 3. Пг., 1918. 2911       Беридзе В.В. Г.Н. Чубинашвили – зачинатель истории грузинского искусства//Г.Н. Чубинашвили. Из истории средневекового искусства Грузии: Избр. труды. M., 1990. С. 7–15. 2914       Марр Н.Я. О датировке ктиторской надписи храма в Текоре//Христ. Восток. 1914. Т. 3, 1. С. 56–71. 2915       Марр Н.Я. По поводу работ архитектора Т. Тораманяна «О древнейших формах Эчмиадзинского храма»//ЗВОРАО. 1909. 19. 2916       Марр Н.Я. Ереруйская базилика, армянский храм V-VI вв.//ЗВОРАО. 1907. 18.1; Он же. Новые археологические данные о постройках типа Ереруйской базилики//ЗВОРАО. 1908. 19. 2918       Романов К.К. Развалины храма римского типа в Баш-Гарни//Изв. Гос. академии материальной культуры. 1934. Вып. 100. С. 635–654. 2920       Smirnov J. Das Mozaik//Tschubinaschwili G. Georgische Baukunst. 2. Die Kirche in Zromi und ihr Mosaik. Tiflis, 1934. S. 91–123; рец.: Kirsch G.P.//Rivista di Archeologia Cristiana. 1934. Anno XIII, 3–4. S. 170–172. Это едва ли не единственный случай, когда римский журнал по христианской археологии откликнулся на книгу о кавказском памятнике. 2923       Strzygowski J. Kleinasien: Ein Neuland der Kunstgeschichte/Kirchenaufnähmen von J.W. Crowfoot und J.I. Smimov. Lpz., 1903. 2925       Павлинов А.М. Экспедиция на Кавказ 1888 года: Путевые заметки. М., 1893 (Мат-лы по археологии Кавказа. Т. 3). С. 1091, табл. XXIII-XLVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

116 Николай Васильевич не принадлежал к числу учеников Ф. И. Буслаева в обыденном смысле этого слова, однако это не мешало ему называть Федора Ивановича «своим учителем», «добрым и незабвенным наставником». 117 Неоценимую услугу Ф. И. Буслаев оказал Н. В. Покровскому , одобрив его намерение подробно исследовать евангельскую иконографию, что привело к появлению капитального труда «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (подробнее см. далее). В 1885 г. как член Русского археологического общества Н. В. Покровский включается в обсуждение проекта снаряжения особой экспедиции в Грецию. 118 Образование специальной Комиссии для рассмотрения проекта, в работе которой принял активное участие Покровский, стало реакцией на представление в Русское археологическое общество докладной записки, составленной А. В. Праховым. В случае осуществления проекта, предполагавшего подробное исследование архитектуры и живописи «храмов южной группы» (церквей Успения Богоматери в Дафни, св. Луки в Фокиде, Перивлепты в Мистре, Панагии Фанеромени на о. Саламин), русская наука получила бы богатейший материал, включающий дневниковые заметки, точные обмеры, копии и зарисовки фресок и архитектурных деталей. К сожалению, за неимением средств проект этот остался лишь на бумаге. В декабре 1885 г. Православное Палестинское общество обращается в Совет Русского археологического общества с просьбой рассмотреть научные доводы В. Н. Хитрово и Б. П. Мансурова в споре, возникшем между ними по вопросу о произведенных на Русском месте в Иерусалиме археологических раскопках. 119 В 1886 г. на предложение Общества дать свои заключения по данному вопросу 120 откликнулись архим. Леонид (Кавелин) , архим. Антонин (Капустин) , А. А. Олесницкий и Н. В. Покровский . Представленные в Общество письменные отзывы были обсуждены в нескольких заседаниях Совета 121 и переданы в Палестинское общество, а для ознакомления общественности опубликованы в «Записках» ИРАО и в виде отдельной брошюры. 122 В отзыве, составленном Н. В. Покровским , 123 поражает не только превосходное знание экспертом предмета спора, но и умение свободно ориентироваться в запутанных археологических данных. 124 Автору свойственны четкость и лаконизм в изложении материала, поданного в строгом соответствии с тремя поставленными Палестинским обществом вопросами: 1) какое научное значение имеют произведенные Обществом раскопки на основании изданных им книг, а также возражений против них, помещенных в книге «Базилика императора Константина»; 2) насколько раскопки эти могут быть признаны оконченными; 3) не встречается ли с археологической точки зрения препятствий возвести над древними остатками постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

935 По непонятным причинам в архивах МИД не было в свое время выделено самостоятельного фонда документов Иерусалимского генконсульства. Соответствующие источники рассеяны в различных хранениях, – как нетрудно заметить и по материалам настоящего издания. 936 Олесницкий Аким Алексеевич (1842–1907) – библеист, историк и археолог, профессор Киевской Духовной Академии. См. о нем выше, примеч. 601 к документу 337. Цитируемое место см.: ОлесницкийА.А. Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873–1874: В 2 т. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. М., «Книга по требованию». 2013. С. 406–411. 937 Тоблер Титус (1806–1877) – швейцарский ученый, лингвист, врач и путешественник, исследователь Палестины. Совершил четыре поездки на Восток (1835, 1840, 1857, 1865). Автор книг «Topographie von Jerusalem und seinen Umgebungen» (Bd. 1–2. 1853–1854); «Bibliographia geographica Palaestinae» (1867) и многих других. В 1877, после кончины ученого, его библиотека была приобретена Императорской Публичной библиотекой в Санкт-Петербурге (ныне РНБ). 938 Локулу (от лат. loculus ’местечко; ящик; гроб‘) – горизонтальные погребальные ниши в древних гробницах для индивидуального захоронения останков или оссуариев. 939 Имеется в виду Русский Археологический институт в Константинополе, созданный по инициативе посла А.И. Нелидова в 1894 г. К сожалению, коллекции Института, собранные в ходе раскопок и экспедиций в 1894–1914 гг., из-за начавшейся Первой мировой войны не были вывезены в Россию. Подробнее см.: Басаргина Е.Ю. Русский Археологический институт в Константинополе. (Очерки истории). СПб., 1999. 940 Если не принимать в соображение стоимости пещер, то за 1 кв. метр земли было заплачено 17 сантимов. 941 Официальная Комиссия от 14 августа 1899 г. оценила всю эту недвижимость в 1333 фр. 52 сайт. Если вычесть из этого 514 фр. 28 сайт, (стоимость стены) и принять землю по цене, которая была 33 года назад, то обе пещеры ныне оценены в 403 фр. Земля отнесена к разряду земель “мири”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010