Книга будет полезна всем, кому интересна археология стран ближневосточного ареала. Можно предположить, что книга может быть востребована как настольный справочник для русскоязычных исследователей в области библеистики: библейской археологии, древнееврейского языка и древнееврейской палеографии. Оглавление От автора  11 Раздел 1. Археологические исследования прошлого Тель эд-Дувейр — Лахиша  17 Первая Британская археологическая экспедиция 1932–1938 гг. под руководством Джеймса Лесли Старки  20 Антиеврейские погромы в подмандатной Палестине. Трагическая остановка археологических работ 1938 года  35 Вторая археологическая экспедиция Еврейского университета в Иерусалиме и Тель-Авивского университета 1966–1968 гг. под руководством профессора Йоханана Ахарони  41 Третья археологическая экспедиция Тель-Авивского университета 1973–1987 гг. под руководством профессора Давида Уссышкина  45 Четвертая археологическая экспедиция Тель-Авивского университета под руководством профессора Йосефа Гарфинкеля  59 Таблица стратиграфических горизонтов Тель Лахиш  62   Раздел 2. Библейский Лахиш  65 Вторжение Сеннахирима   68 Настенные панно Британского музея — иллюстративные свидетели штурма Лахиша  70 Исторический контекст вавилонской агрессии   72 Археология II–III стратиграфических уровней Лахиша   79 Раздел 3. История эволюции древнееврейской письменности на примере эпиграфических памятников в библейском Лахише: от протосинайских пиктографических символов к финикийскому алфавиту  83 Западносемитские силлабарии: теории происхождения алфавитной традиции 84 Теория египетского происхождения алфавитного письма  85 Теория синайского происхождения алфавитного письма  87 Теория крито-микенского происхождения алфавитного письма  88 Теория Библского происхождения алфавитного письма  89 Угаритская клинописная письменная традиция  90 Теория ассиро-вавилонского происхождения алфавитного письма  92 «Теория недостающего звена»  93 Надпись на бронзовом кинжале из Лахиша   95 Глиняный кувшин, обнаруженный в культовом «Храме во рву» («Fosse Temple»)   101

http://bogoslov.ru/book/5385421

– Иерусалимская практическая школа для изучения Библии, созданная доминиканским орденом, в 1900 г. – Американский институт для изучения Востока и исследования Палестины и в 1902 г. – такой же немецкий институт. Собственно, с этого времени действительно начинается развитие библейской археологии как науки. Одним из первых кабинетных библейских археологов, в современном понимании этого слова, был аббат Ф. Вигуру, занимавшийся систематизацией и апологетическим сравнением с Библией различных археологических находок (см.: Vigouroux F. La Bible et les decouvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrië En 41. 3-e ed. P., 1881–1882). Его опыты археологического подтверждения и объяснения событий Нового Завета были переведены проф. А. Лопухиным и изданы им – вначале в журнале «Странник» за 1891 г., а впоследствии в качестве дополнения к «Священной истории Нового Завета». Кроме того, аббат Вигуру был одним из инициаторов издания с 1897 г. «Revue Biblique», и поныне публикующего работы по библейской археологии. Развитие зарубежной библейской археологии в XX веке До начала Первой мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Мэкензи в Вефсамисе (Бет-Шемеше) (1911–1912); американской экспедиции Г. Райзнера и К. Фишера в Самарии (1908); немецкой экспедиции Г. Шумахера и К. Ватцингера в Мегиддо (1903–1905); австрийской экспедиции Э. Зеллина в Фаанахе (1902–1904) (см.: SellinE. TellTa’an-nek. Wien, 1904) и австро-немецкой – Э. Зеллина и К. Ват-цингера в Иерихоне (1907–1908). Две экспедиции работали в Иерусалиме, в городе Давида: одну возглавлял Р. Вилл, вторую, с помощью одного из основателей систематических исследований Палестины, Л.-Х. Винсента, – М. Паркер. Продолжались также общие исследования библейских земель, проводившиеся в основном британскими и французскими энтузиастами (см.: Vincent L.-H. Canaan, d’apres l’exploration recente. P., 1907; Vincent L.-H. Underground Jerusalem. Discoveries on the Hill of Ophel (1909–1911). L., 1911). К этому времени относится составление первых библейских справочников, привлекавших, в числе прочего, результаты археологических работ в библейских странах (см.: A Dictionary of the Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На волне " панвавилонизма " были организованы немецкие археологические экспедиции на Ближний Восток, из которых наиболее важна экспедиция Кольдевея, раскапывавшая древний Вавилон, и экспедиция В. Андрэ, раскапывавшая древний Ашшур. Большое значение имела американская экспедиция Пеннсильванского университета, проводившая в 1898 году раскопки в Ниппуре, и нашедшая архив торгового дома Мурашу (464-405 гг. до Р.Х.), члены которого носили иудейские имена. Начиная с 1868 года, работы, имевшие огромное значение, проводил французский исследователь Ш. Клермон-Ганно, который, помимо идентификации ряда библейских и более поздних объектов, сделал важнейшие открытия в области палестинской эпиграфики. В Заиорданье археологические разведки проводили: в 1845г. Георг Август Валлин, в 1862г.  В.Г. Пальгрэв, в 1872г.  Вильфред Скевен Блент. Особый импульс исследованиям древней Финикии и Сирии придала сделанная в 1886 году находка в Эль-Амарне (Египет) дипломатического архива фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV. Заметными научно - организационными вехами стали созданные в 1865 году Британский фонд исследования Палестины, в 1870 году - Американское общество исследования Палестины, в 1877 - Германское Палестинское общество, в 1882 - Российское Императорское Православное Палестинское общество, в 1890 - Иерусалимская практическая школа для изучения Библии, созданная доминиканским орденом, в 1900 году - Американский институт для изучения Востока и исследования Палестины и в 1902 году - такой же немецкий институт. Собственно с этого времени действительно начинается развитие библейской археологии как науки. Развитие зарубежной библейской археологии в XX веке. До начала Первой Мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Макензи в Вефсамисе (1911-1912); американской экспедиции Дж. А. Рейзнера и К.С. Фигнер в Самарии (1908); немецкой экспедиции Г. Шумахера и К. Ватцингера в Мегиддо (1903-1905); австрийской экспедиции Э. Зеллина в Таанахе (1902-1904) и австро-германской Э.

http://bogoslov.ru/article/293744

— А есть ли какие-то правила поведения участников экспедиции? — Да, конечно, есть — Устав экспедиции, и каждый участник обязан его выполнять. Одни правила этого устава достаточно очевидны: выполнять работы, подчиняться распорядку и т.п. Другие — вызывают у современной молодежи определенные сложности. Понятно, что у нас запрещено употреблять не только нецензурные выражения, но и эвфемизмы (то есть слова, их заменяющие). Вот это сложновато. Потому что молодежь зачастую просто не понимает, о чем идет речь. Еще у нас жвачку нельзя жевать. Нельзя привозить плееры. Вообще у нас техника не очень приветствуется.  — Ноутбук с собой не берете, значит? — Ноутбук берем, потому что у нас многие участники экспедиции работают с фото- и видеоматериалами. Кроме того, мы проводим беседы, лекции — а для этого нужны тексты. Или, допустим, наш традиционный День археолога — праздник, который мы обязательно устраиваем каждый год. Для него пишется сценарий, а это, согласитесь, удобнее делать на компьютере. Мы даже и плеер берем — но только для общего использования.  — А сотовый телефон взять с собой можно? — Сотовые телефоны очень даже приветствуются. Ибо это —оптимальное средство связи, для того чтобы решить какие-либо проблемы организационного порядка, если они возникают. Кроме того, с мобильным телефоном не заблудишься и не потеряешься.  — В православный археологический лагерь имеют шанс попасть только воцерковленные юноши и девушки?    — Экспедиция формируется вокруг православного ядра — воцерковленных молодых людей, на которых можно положиться. Но мы приглашаем и нецерковную молодежь. И очень радостно наблюдать, как меняются люди. Например, года два-три назад одна мама привела на традиционную встречу перед началом экспедиции юношу в такой черной футболке с готическими надписями и звериным оскалом. Моя помощница тогда сказала: «Нам на перевоспитание!». А после экспедиции — куда что девалось, настолько человек изменился. Сейчас он у меня главный помощник, и еще он иподиакон у Меркурия, епископа Зарайского. Нельзя сказать, что такие метаморфозы происходят со всеми. Бывает, что как был человек на пороге Церкви — так на пороге и остался. Но то, что люди хуже не становятся,— это точно. 

http://pravoslavie.ru/37853.html

выявил исключительно слав. характер поселения племени дреговичей, определил границы расселения не выше верховьев р. Неман. В 1885 г. исследовал городища под Минском, особенно выделял городище в пойме правого берега Немана между Столбцами и Нов. Сверженем под названием «Замчище». Эта территория проходила по границе литовско-русских поселений и представлялась ему особенно важной для изучения. Между Березиной и Неманом, по линии Минск-Борисов, З. исследовал множество курганов, сделал выводы о плотности заселения этих мест в доудельный период и борьбе за поселение между русскими, поляками и литовцами. В 1887 г. в экспедиции по р. Суле в Роменском у. Полтавской губ. З. определил сев. границы скифских поселений. На основании данных археологической экспедиции предоставил новые материалы о скифском происхождении славян. Он считал, что в V-I вв. до Р. Х. в районе рек Сулы и Десны поселилась часть народов, пришедших с Дуная при распаде скифской державы. Затем, по мнению З., Десну заняли северяне, суличи осели между Бугом и Днепром, впосл. анты были покорены хазарами и с ними вошли в состав Киевского княжества. Отсюда перекочевали дреговичи и кривичи. В 1890 г. З. стал действительным членом Имп. Московского археологического об-ва. В 1889-1891 гг. З. осуществил 2 археологические экспедиции в Припятское Полесье Минской губ., связанное с путем «из варяг в греки». В 1890 г. на основе данных археологической экспедиции заключил, что местом кончины митр. Киевского и всея Руси сщмч. Макария I было с. Скрыгалово. Также, сопоставив летописные сведения, установил предположительную дату мученичества митр. Макария - 1 мая 1497 г. Свящ. В. И. Завитневич из Скрыгалова, возможно родственник З., передал в музей КДА бронзовый крест-энколпион, найденный на предполагаемом месте убийства митрополита. В 90-х гг. по инициативе З. в память митр. Макария на месте его кончины возвели часовню и стелу, сохранившиеся до наст. времени. С 1885 по 1914 г. свои археологические находки З. передавал в Церковно-археологический музей КДА: рукописный нотный Октоих, визант.

http://pravenc.ru/text/182435.html

В последней трети XIX – начале XX в. известных успехов добились следующие археологические экспедиции в Междуречье: американская экспедиция Д. Петерса и X. Хильпрехта, раскопавшая в Ниппуре большой храм Энлиля (библ. Вила [см., напр.: Иер. 50, 2 ]), где цари Шумера и Аккада получали царское достоинство из рук верховного жреца; немецкая экспедиция Р. Кольдевея, исследовавшая в 1899 г. дворец Навуходоносора II и храм Мардука. В 1902 г. немецкой же экспедицией В. Андрэ был исследован «допотопный» город Шуруппак с величественными укреплениями и священной дорогой с вратами Иштар. Этой же экспедицией был открыт главный храм Вавилона – Эсагила. Французская экспедиция Ж. де Моргана и О. Шейля открыла для науки Элам, известный нам по Книге Есфири. Кроме того, для истории Ближнего Востока огромное значение имела случайная находка в 80-е гг. XIX в. клинописного архива фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV в Телль эль-Амарне в Египте (см.: Campbell Е. The Chronology of the Amarna Letters. Baltimor, 1964) и находка архива хеттских царей в Хаттусасе (совр. Богазкёе) Г. Винклером в 1906 году. Большое значение для понимания истории Вавилонского плена и послепленного периода имела американская экспедиция Пенсильванского университета, проводившая в 1898 г. раскопки в Ниппуре и нашедшая архив торгового дома Мурашу, члены которого носили иудейские имена (см.: Clay A. Business Documents of Murashu Sons of Nippur Dated in the Reign of Darius II (424–404 B.C.). Philadelphia, 1904–1912). После Первой мировой войны фронт археологических работ был значительно расширен, а качество их – повышено. В связи с протекторатом Англии над Ираком и Франции над Сирией английские и французские археологи вплоть до начала 30-х гг. XX в. монополизировали раскопки в этих странах. Наиболее важным достижением археологии этого периода было открытие древностей, предшествовавших шумерским раннединастическим (раскопки Э. Маккея в Джемдет-Насре, Л. Вателина в Кише, Л. Вулли в Телль эль-Убейде). На этот же период приходится грандиозно задуманная экспедиция Л. Вулли в Уре, принесшая множество поразительных находок. Сенсационным было открытие А. Парро в 1933 г. дворца и города Мари на Среднем Евфрате (Сирия), с огромным клинописным архивом. Еще раньше французской экспедицией К. Шеффера была найдена совершенно новая «клинописная» цивилизация в Угарите (совр. Рас-Шамра). Важнейшей находкой стали архивы хурритского города Нузи, обнаруженные американской экспедицией около современного Киркука (Ирак).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Значение памятников христианского искусства на Афоне в общей византийской археологии. Общий отчет по Афонской археологической экспедиции 1898 года Представляемое ныне вниманию специалистов и любителей издание памятников христианской древности и искусства на Афоне составляет результата кратковременного осмотра 18-ти его монастырей и одного скита, главным образом, со стороны их ризниц, икон и вообще церковной утвари. Научная важность этой археологической задачи может быть объяснена самым положением византийских древностей и их отношением к древностям многих стран Европы, воспринявших культуру и искусство Византии. Византийская археология является доселе областью научных начинаний, в которой еще устанавливается хронология, периоды, подбираются самые памятники, но где прочное и ясное, связное целое принадлежит пока почти исключительно памятникам монументального искусства. Как общая наука истории искусства, так и археология многих стран, давно заинтересованы в разработке истории византийской архитектуры, мозаической и фресковой живописи византийских храмов, подобно тому, как в самой бытовой древности стран и народностей Европы некогда живым вопросом было построение своей св. Софии или вызов живописных артелей из Византии для росписи этих храмов. Но и в истории византийской архитектуры анализ памятника доселе еще ограничивается планом, формою сводов и куполов, и едва начаты стилистические разборы капителей, орнаментации и деталей. Так, и в описании храмовых росписей историк еще борется с утомительным однообразием их тем, только путем сравнения памятников, открывая постепенный ход развития общих задач храмовой росписи и отдельных сюжетов. Иконография – эта азбука церковного искусства – настолько занимает специалистов, что одна из наименее видных отраслей промышленного искусства – миниатюры лицевых рукописей – продолжает сосредоточивать на себе основные методологические работы. Между тем, даже в пределах собственно церковного искусства мы доселе не имеем монографий по истории икон в Византии, скульптуры и резьбы, по важнейшим предметам церковной утвари, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В Государственном историческом музее состоится презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI–XV веков 2 марта 2007 г. 20:57 Москва, 2 марта. 5 марта, в 16.00, в Государственном историческом музее состоится презентация веб-сайта, посвященного древнерусским берестяным грамотам XI – XV вв. Открывшийся веб-сайт ( http://gramoty.ru ) впервые в полном объеме представляет в сети Интернет ценнейший исторический и лингвистический источник — древнерусские берестяные грамоты XI-XV вв. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В.Арциховского. В настоящее время корпус берестяных грамот насчитывает 1057 документов XI-XV в., происходящих из раскопок 11 древнерусских городов. Основу этого корпуса составляют 962 берестяные грамоты, извлеченные из культурного слоя Великого Новгорода Новгородской археологической экспедицией, хранящиеся в Государственном историческом музее и Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. В основе нового сайта — база данных, включающая фотографии берестяных грамот, их прорисовки, древнерусские тексты, переводы на современный русский язык и основную информацию о документах. Сайт является частью создаваемой системы электронных ресурсов, включающей в себя также цифровой мастер-архив и полифункциональную базу данных, содержащую полную археологическую информацию о документах и текстовый корпус с лингвистической разметкой. Полная версия базы данных по завершении работы над ней будет распространяться на DVD. Разработка веб-сайта и базы данных велась исследовательской группой, действующей в составе Новгородской археологической экспедиции и возглавляемой академиками РАН А. А. Зализняком и В. Л. Яниным. В работе принимали участия специалисты, представляющие Институт славяноведения РАН, Институт русского языка РАН им В. В. Виноградова, Исторический факультет МГУ, Механико-математический факультет МГУ. Цифровая съемка берестяных грамот производилась силами ЗАО «Группа ЭПОС» ( http://www.eposgroup.ru ). Координация работ над проектом осуществлялась канд. филол. наук А. А. Гиппиусом (Институт славяноведения РАН).

http://patriarchia.ru/db/text/206411.htm...

Неудачное начало ожидало Американское Палестинское Исследовательское Общество. Открывшись в 1870 году, оно, однако, закрылось уже в 1877 году. К счастью академический интерес к археологии в Америке не угас и выразился в основании в 1900 году Американской Школы Ближневосточных Исследований, которая до сих пор остается главной базой археологических, лингвинистических и исторических исследований древнего восточного Средиземноморья и Месопотамии. До Первой Мировой Войны археология была не больше, чем погоней за сокровищами, в которой соревновались Британия, Франция и Германия, стремящиеся заполнить свои национальные музеи новыми экспонатами. Исключением стали лишь раскопки, проведенные Джорджем Райзнером в Самарии (19081910), во время которых он последовательно и тщательно применил методики системной регистрации раскопок. Методики включали обзор, зарисовки и фотографирование. После Первой Мировой Войны уровень археологических исследований значительно вырос, благодаря тому, что Британия и Франция установили более строгий контроль и договорились о четких стандартах для экспедиций в контролируемых ими регионах. Вклад национальных школ стал очевиден, хотя методы проведения раскопок, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Не много внимания уделялось методам стратиграфии, а исследование форм было очень слабым, если вообще проводилось. Уильям Фоксвел Олбрайт (18911971) усовершенствовал методы археологических раскопок, благодаря своей блестящей способности к проведению керамической типологии и, по крайней мере, интуитивно, использовал типологию для проведения стратиграфии исследуемых мест. 97 Достижения Олбрайта не всегда применялись при проведении крупных проектов того времени. Среди значительных экспедиций того времени следует назвать раскопки в Мегиддо (19211933, Чикагский Университет), в Бет-шане (19211933, Университет Пенсильвании), в Иерехоне (19301936, Джон Гарстанг из Британской Школы Археологии в Иерусалиме), Телль Бейт Мирсим (19261932, Уильям Ф. Старки). Хотя эти раскопки дали огромный объем материалов, историческое и культурное восстановление с помощью них было ограничено из-за недостатка в описательных методах и теориях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Оборонного); Суханова И. Ю. Отчет о раскопках поселения Ак-Керман (п. Инкерман, Балаклавский район г. Севастополя)//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–29 (поселение Ак-Керман, существовавшее с V до XII-XIII вв. на правом берегу р. Черной, близ устья, на западном склоне Загайтанской скалы); Савеля О. Я. Отчет Севастопольской археологической экспедиции о полевых исследованиях в г. Севастополе в 1991 г.//Архив НЗХТ, – Д. – А. 73–74, 76–77 (поселение Шабурла VIII–X вв. на северо-восточном краю Ласпинской котловины; поселение Приморское в юго-западной и центральной части Ласпинской котловины с сооружением в технике opus mixtum и моливдовулом нотария Димитрия VIII – начала IX в.; поселение площадью около 25 га в урочище Хаспио, между мысами Айя и Сарыч); Савеля О. Я. Отчет Севастопольской археологической экспедиции о полевых исследованиях в г. Севастополе в 1993 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 29–34 (поселение Хаспио); Савеля Д. Ю. Могильники позднеантичной – ранневизантийской поры на Гераклейском полуострове (по материалам раскопок могильника в Килен-балке в 1991–1992 гг.)//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV-IX вв.): Тезисы междунар. конф. – Симферополь, 1994. 1 С. 60–61. 538 Рыжова А. А. Гончарная печь VIII-IX вв. вблиэи Херсона (в районе Радиогорки)//АДСВ: Византия и ее провинции. – Свердловск, 1982. – С. 149–155; Седикова А.В. Керамические печи IX в.... – С. 435,439, рис. 3; Романчук А. И., Омелъкова A .A. Отчет об охранных разведках на левом берегу реки Бельбек, на высточном склоне балки Горный Ключ, в 3,5 км от пос. Заря Свободы//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–26; Рудаков В. Е. Отчет о разведках экспедиции Уральского гос. университета в междуречье Альмы и Бодрака в 1977 году//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–50. 539 Айбабин А. И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 3–96; Айбабина Е.А. Могильники VIII – начала Х вв. в Крыму//МАИЭТ. – 1991.–Вып.4 – С. 121–134; Амброз А. К. Юго-Западный Крым: Могильники IV-VII вв.//МАИЭТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010