Раздел IV Организация русского научного учреждения по палестиноведению Совещание признаёт необходимым устройство научного учреждения по палестиноведению. Учреждение состоит из двух частей: а) в Петрограде Комитет палестиноведения при Императорской Академии Наук или Императорском Палестинском Обществе. В состав Комитета входят лица, занимающиеся и интересующиеся Палестиной и прилежащими к ней областями. Комитет имеет задачей обсуждение общих вопросов, входящих в круг его компетенции, издание печатных трудов и создание соответствующей учёной среды, из которой могли бы вербоваться работники для изучения Палестины и прилежащих стран. Подробности организации Петроградского Комитета палестиноведения, а равно и Русского Археологического Института в Иерусалиме имеют быть выработаны отдельно в особой комиссии. Приложение к разделу IV В комиссии, собравшейся под председательством Н. П. Кондакова в заседании 26-го ноября 1914 г., была предположительно, в общих чертах, намечена следующая организация учреждений по палестиноведению, могущая служить, по мнению общего собрания Совещания, материалом для выработки в особой комиссии проекта устава Петроградского Комитета и Русского Археологического Института в Иерусалиме. 1) Задачи Археологического Института в Иерусалиме: а) Изучение исторических и художественных памятников Палестины и прилегающих областей, вообще всех культурно-исторических материалов вещественных, письменных и языковых греко-римских, хананейских, арамейских, еврейских, христианских (как восточных – коптских, семитических, армянских, грузинских, так и византийских и латинских) и мусульманских, по подлежащим специальностям, как то доисторической археологии, библейской археологии, христианской археологии, истории искусства, эпиграфике, агиографии и т. п.; б) производство раскопок; в) охрана памятников, принадлежащих Институту; г) составление музея и библиотеки; д) собирание сведений, могущих облегчить изучение Палестины и е) всяческое содействие членам учёных экспедиций, снаряжённых различными русскими учреждениями и обществами со специальными научными целями по палестиноведению или смежным научным областям, а также отдельным лицам, имеющим командировки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1869. 6. 17.           Устав Дубенского Спасского монастыря 1624 года//BEB. 1869. 15. 18.           Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше//ТКДА. 1870. 5, 8, 11; 1871. 2, 5-7; 1872. 1, 2. 19.           О внутреннем состоянии базилианского ордена в XVIII веке//ВЕВ. 1870. 12-15. 20.           Речь в день поминовения Киевской академии ее основателей, благодетелей, начальников, учившихся в ней: 31 декабря (введение в историю русской литературы)//ТКДА. 1871. 1. 21.           О народных праздниках в Юго-Западной России//ТКДА. 1871. 9, 10, 12. 22.           [Подготовка этнографического материала для:] Труды этнографической экспедиции в Западно-Русский край: Материалы и исследования, собранные П. Чубинским. Том 3. СПб, 1872. 23.           О влиянии западноевропейской литературы на древнерусскую. Киев, 1872. 24.           Отчет Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за 1872/3 год (все, кроме 1876 г.) до 1915 года. Киев, 1873. 25.           Описание рукописей, находящихся в музее Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии//ТКДА. 1873-1878 гг. Отдельный оттиск: Киев, вып. 1 — 1875; вып. 2 — 1877; вып. 3 — 1879. 26.           Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова. Т. I, К., 1874 (библиографическая заметка)//ТКДА. 1874. 27.           Показание игумена Феодосия Васьковского о положении киевских мещан до Богдана Хмельницкого//КЕВ. 1874. 4. 28.           Разговор русина и поляка//КЕВ. 1874. 8. 29.           Новые материалы для истории Юго-Западной России и, в частности, г. Киева//КЕВ. 1874. 9, 14, 18, 19, 25. 30.           " Разговор священника с иеромонахом " об ожидаемом улучшении быта духовенства XVIII века//КЕВ. 1874. 24. 31.           Известия Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии//ТКДА. 1875—1895. В конце каждого года выпускались также отдельные оттиски. 32.           О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (докторская диссертация).

http://bogoslov.ru/person/401224

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: пресс-служба ИА РАН Находки археологов ИА РАН теперь можно увидеть в формате 3D 1 мин., 07.12.2020 Институт археологии РАН представил 4 декабря 2020 года виртуальную выставку археологических находок  «Свидетели прошлого: искусство и ремесло в археологических находках». Благодаря этой онлайн-экспозиции любой желающий может посмотреть и «покрутить» трехмерные цифровые модели древних артефактов, созданные в московской «Лаборатории RSSDA» (Remote Sensing and Spatial Data Analysis), сообщает пресс-служба ИА РАН. Кроме того, выставка позволит ученым всего мира изучать артефакты и проводить исследования без обращения к подлиннику. – Проект задуман в ситуации недоступности музеев во время пандемии 2020 года и станет начальным этапом создания Интернет-музея Института археологии РАН. Размещение моделей новых находок на официальном сайте Института позволит быстро доводить до внимания специалистов и любителей археологии редкие и важные артефакты, а также вести с ними первоначальную научную работу, – сказала автор проекта, ученый секретарь ИА РАН Марина Вдовиченко. 3D-мoдeль античной терракотовой головы. Фото: пресс-служба ИА РАН Главными экспонатами виртуального музея, созданного при финансовой поддержке фонда «История Отечества», стали трехмерные цифровые модели археологических находок, собранных экспедициями Института в последние три года. Среди них – предметы из раскопок, проводившихся в Москве, Великом Новгороде, Подмосковье, Туле, на Таманском полуострове, в Брянской, Орловской, Астраханской областях, на Дону, в Старой Рязани, Абхазии. – Новые цифровые технологии, талант и кропотливый труд специалистов позволяют продемонстрировать научную ценность археологического предмета с процарапанной на нем надписью или небольшим фрагментом орнамента, бывшего некогда единым целым с, возможно, прекрасной чашей, берестяным письмом, детской игрушкой или византийским храмом, – отметила Марина Вдовиченко. Сообщается, что все экспонаты виртуальной выставки распределены в соответствии с хронологией и культурной периодизацией: от каменного века до Нового времени. В дальнейшем электронный каталог будет пополняться, и в разделах, представляющих каменный и бронзовый века, появятся модели новых экспонатов. Читайте также: Как я не стал археологом Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/nahodki-arheologov-ia-ran...

Археологическая война Весной 1947 года двое мальчиков из кочевого племени таамире пасли коз. И совершенно случайно, в поисках сбежавшей козы, обнаружили пещеру. Надеясь найти клад, они залезли внутрь – и были сильно разочарованы. Вместо золота и драгоценных камней там оказались глиняные сосуды с обернутыми в льняную ткань кожаными свитками. Попытка порезать кожу на ремни не удалась – материал был слишком старым и ветхим. Тогда по совету соплеменников они продали кожаные свитки с непонятными надписями иерусалимскому антиквару… Такова официальная версия обнаружения кумранских свитков. Впрочем, возможно, бедуины специально прочесывали пещеры в поисках кладов. Во всяком случае, когда появилась возможность торговать находками, они не преминули воспользоваться этим. В 1952 году в поисках новых свитков в Иудейскую пустыню отправилась международная научная экспедиция. И здесь между учеными и местными племенами разгорелась самая настоящая археологическая война. Кочевники старались первыми завладеть рукописями, чтобы затем продать их археологам. Часто им сопутствовала удача, и ученым приходилось выкупать свитки. При этом терялась ценнейшая информация – в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т.д. Поэтому археологи, в свою очередь, стремились добраться до хранилищ раньше, чем это сделают бедуины. «Холодная» археологическая война, слава Богу, не переросла в «горячую», но все же принесла свои печальные плоды. Многие легенды относительно кумранских находок связаны именно с тем, что ученые не имели возможности спокойно заниматься своей работой, и первые найденные и опубликованные рукописи, как оказалось впоследствии, не имели прямого отношения к основной части того, что хранилось в пещерах на берегу Мертвого моря. Работа археологов и кропотливый кабинетный труд ученых по расшифровке и переводу рукописей растянулись на четыре десятилетия. А тем временем обожающая сенсации публика обсуждала «кумранские тайны», которые якобы должны были взорвать все наше представление об эпохе Иисуса Христа и опровергнуть Евангелие.

http://pravoslavie.ru/37832.html

См. также: Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1907 г. ВизВ; 1909, т. 15, стр. 199–202. 17. Отчёт о деятельности Русского археологическою ин-та в Константинополе в 1908 г. ИРАИК, т. 14; вып. 2–3, 1909, стр. 234/166–252/184. 1) Заседания в Ин-те. 2) Исследование мозаик храма Дмитрия Солунского, экспедиция в Македонию и Старую Сербию, исследование мечети Имрахор-Джами. 3) Редакционно-издательская работа. 4) Пополнение музея и библиотеки. 25-го февраля 1910 г. Ф. И. Успенский прочитал на заседании РАИК доклад: Экспедиция Русского археологического ин-та в Константинополе в Дечаны и Старую Сербию (стр. 171/239–181/249). 19-го марта 1910 г. на заседании РАИК был прочитан другой доклад: О дечанском храме и фресковой в нём росписи. См.: Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1908 г. ВизВ, 1909, т. 15, стр. 451–455. 18. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе в 1909 г. ИРАИК, т. 15, 1911, стр. 240–258. 1) Заседания в Ин-те. 2) Участие в учёных съездах (в Каире и в Костроме). 3) Археологические работы в мечети Имрахор-Джами. 4) Пополнение коллекций. 21-го ноября 1909 г. Ф. И. Успенский прочитал в РАИК доклад: Международный археологический съезд в Каире (стр. 242–244). (Прочие доклады Ф. И. Успенского в 1909 г. см. 118). В феврале 1910 г. Ф. И. Успенским был прочитан в Обществе любителей древней письменности доклад под заглавием: Новые исследования в Константинопольском монастыре Феодора Студита . См.: Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1909 г. ВизВ, 1911, т. 17, стр. 437–441. 19. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе в 1910 г. ИРАИК, т. 15, 1911, стр. 259–289. 1) Заседания в Ин-те. 2) Поездка в Энос и его окрестности по южному берегу Мраморного моря, в Салоники и на о. Хиос. 3) Редакционно-издательская работа. 4) Пополнение музея и библиотеки. (Доклады Ф. И. Успенского за 1910 г. см. 118 и предыдущие 17, 18). См. также: Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1910 г. ВизВ, 1913, т. 18, стр. 115–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжаются работы по воссозданию усадьбы Рахманиновых в Новгородской области 19 июля 2007 г. 13:23 16 июля в местечке Онег Новгородского района началась работа археологической экспедиции. Здесь, в 7 километрах от деревни Захарьино, до своего 8-летнего возраста жил композитор Сергей Рахманинов. Как сообщила руководитель НООО «За возрождение и развитие новгородской усадьбы» Елена Кедрова, работы в местечке Онег были начаты еще в 2006 году. В середине сентября была организована экспедиция в бывшую усадьбу — тогда ее участники провели паспортизацию участка, инвентаризацию деревьев в приусадебном парке и т.д. Результаты экспедиции, а также проект возрождения усадьбы обсуждались на круглом столе по теме «Возрождение усадьбы семьи Рахманиновых — Онег». Тогда же было решено продолжить исследование исторически-значимой территории. В планах на 2007 год — открыть фундаменты сооружений усадьбы. В перспективе же речь идет о восстановлении всего комплекса усадьбы и создании здесь музыкального центра. В годы войны усадьба сгорела, парк на ее территории пришел в запустение. В 2006 году, накануне Дней памяти Сергея Рахманинова, в городской администрации состоялось заседание комиссии по увековечению значимых событий истории Новгорода. На заседании были рассмотрены и предложения центра музыкальной культуры имени Рахманинова по увековечению памяти великого русского композитора и близких ему людей. Ранее с такой просьбой к руководителям города обращался академик Валентин Янин. 2 июля 2007 года в ходе внеочередного заседания городской думы депутаты дали согласие на установку в Новгороде памятника Сергею Рахманинову. Лучший проект памятника первоначально определялся в ходе открытого всероссийского конкурса, объявленного в 2003 году в связи со 130-летием со дня рождения композитора. Однако ни один из представленных проектов, по мнению жюри, не соответствовал предъявленным требованиям. В 2004 году администрация города сделала заказ народному художнику России, члену президиума Академии художеств РФ, скульптору Александру Рукавишникову. Его вариант памятника композитору представляет собой бронзовое скульптурное изображение высотой 3,6 м, фигура композитора опирается на скамью. Основание композиции — 2 на 1,5 м. Предполагается, что памятник будет установлен в Кремлевском парке. В июне в ходе публичных слушаний был получен положительный ответ на установку скульптуры. Примерная стоимость всех работ составляет около 25 млн. рублей. В настоящее время готовится обращение к крупным российским бизнесменам, согласие провести благотворительные концерты дали некоторые известные российские музыканты. Открытие памятника запланировано на 21 сентября 2009 года. К этому времени, как предполагается, будет достигнут существенный прогресс и в возрождении усадьбы Рахманиновых в местечке Онег Новгородского района. АНН /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/271145.htm...

В 1907 и 1917 гг. Е. организовал экспедиции в Тао-Кларджети, Шавшети, Кола-Артаани и описал такие архитектурные памятники, как Ошки , Бана, Хандзта , Хахули и др. (Археологическая экспедиция 1917 г. Тбилиси, 1952). Прав. Евфимий Такаишвили. Фотография. 40-е гг. XX в. Прав. Евфимий Такаишвили. Фотография. 40-е гг. XX в. В 1907 г. по инициативе Е. было создано Историко-этнографическое об-во Грузии, председателем которого он был до 1922 г. В течение ряда лет оно было единственным академическим учреждением, занимавшимся собиранием, хранением и изучением груз. исторических, лит., этнографических, археологических и антропологических памятников; оно организовывало экспедиции, публичные лекции, диспуты, выставки ( Метревели, Бадридзе. 1962. С. 26). Материалы и исследования членов общества выходили под ред. Е. в серийных изданиях «Древняя Грузия» (1909-1915) и «Грузинские древности» (1899-1910). Е.- действительный член Российского имп. (апр. 1894) и Московского (дек. 1906; с сент. 1901 чл.-кор.) археологических об-в, секретарь Кавказского отд-ния Московского об-ва (февр. 1905). 15 июля 1906 г. он был произведен в статские советники. В 1918-1921 гг. заведовал кафедрой археологии ТГУ. Со дня основания Кавказского историко-археологического ин-та Российской АН (1917) и до 1921 г. Е.- зам. директора института Марра, жившего в Петрограде. «За усердную службу» на педагогическом поприще Е. был награжден орденами св. Анны 3-й степени (1 янв. 1909) и св. Станислава 2-й степени (1 янв. 1917); в марте 1911 г. имп. Российское археологическое об-во присудило ему Большую золотую медаль. Е. принимал активное участие в политической жизни Грузии: в 1905-1906 гг. он поддерживал движение за восстановление автокефалии ГПЦ, в 1906 г. вместе с прав. Илией Чавчавадзе, Г. Гвазава, С. Кипиани выступил инициатором создания Национал-демократической партии Грузии, делегатом I Учредительного съезда к-рой он стал в июне 1917 г., в окт. 1918 г. был избран в Национальный совет (парламент) Грузии, в февр. 1919 г. стал членом Учредительного собрания Грузии, товарищем (заместителем) председателя и председателем библиотечной комиссии.

http://pravenc.ru/text/187687.html

433 М. И. Артамонов. История хазар. Л., 1962; он же. Белая Вежа. – МИА, 62. Труды Волго-Донской археологической экспедиции, т. 1, 1958; МИА, 75. Труды Волго-Донской археологической экспедиции, т. 2, 1959; П. П. Ефименко и П. Н. Третьяков. Древнерусские поселения на Дону. – МИА, 8, 1948; А. Е. Алихова. Русский поселок у села Березовка. – МИА, 80. Куйбышевская археологическая экспедиция, т. 3, 1960. 435 С. А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. – МИА, 62, 1958, стр. 150 – 226. 439 Ср. Ю. К. Бегунов. Памятник русской литература XIII века «Слово о погибели Русской земли». М. – Л., 1965, стр. 123. 441 ПСРЛ, т. II, стб. 114. Известно, что вплоть до смерти Ярослава Мудрого Новгород (не Киев!) платил варягам 300 гривен в год «мира деля». Это пережиток давнего соглашения Олега со скандинавами, от той поры, когда государство было невелико и нуждалось в мире на севере. Сравнение этой символической суммы с новгородской данью Киеву красноречиво определяет истинное место варяжского элемента в жизни Руси. Ср. А. А. Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах, стр. 333. 451 ГЛ, XIX, 10; Арнольд Любекский говорит, что полоцкий князь собирал дань с ливов «время от времени» (MGSS, t. XXI, р. 212). 455 ПВЛ, ч. 1, стр. 167; текст внесен в летопись в 1118 т. (ПВЛ, ч. 2, стр. 127). Киев тоже претендовал на этот край: великий князь Ярополк Владимирович в 1133 г. направил князя Изяслава Мстиславича «к братьи Новугороду, и [они] даша дани Печерьские и от Смолиньска дар» – ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 302 (1133 г.). См. В. В. Сенкевич-Гудкова. Отражение фольклора народов Севера в Повести временных лет. – ТОДРЛ, т. XVI. М. – Л., 1960, стр. 411 – 460; но край ненцев знали еще плохо – см. Д. Н. Анучин. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. М., 1890. 458 См. Б. А. Романов. Деньги и денежное обращение. – «История культуры древней Руси», т. 1. М. – Л, 1948, стр. 376. 459 На это с основанием указывал наш немецкий коллега из ГДР Б. Видера (см. B. Widera. Ware-Geld-Beziehungen. – «Jahrbuch für Wirtschaftsgeschichte», Bd. II. Berlin, 1961, S. 322 – 331).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ванское царство, примыкая в культурном отношении в ассиро-вавилонскому миру, этнографически стоит ближе к области третьей древне-восточной культуры – хеттской, распространенной по Малой Азии и Северной Сирии и замеченной еще, начиная с 40-х годов XIX в., путешественниками (напр., Тексье). Попытки читать загадочные иероглифы этих памятников делались и делаются постоянно. Над ними трудились Мессершмидт, Кондер, Сэйс, Иенсен, Клюге, Глейе и др., но пока без общепризнанного успеха, что и понятно, в виду того, что в данном случае у науки нет средства, давшего ей ключ к чтению египетских иероглифов или клинописи – нет двуязычных надписей. До сих пор известна только одна печать, на которой стоит имя царя Таркудиму, начертанное клинописью; несколько стоящих тут же хеттских иероглифов, может быть, представляют транскрипцию этого имени, а может быть и не имеют к нему никакого отношения; во всяком случае, их недостаточно для отыскания ключа к чтению больших текстов. [Резко изменилось дело после работ Грозного, который дал теперь ключ к чтению хеттских иероглифов в своем фундаментальном труде (В. Hrozny, Les inscriptions ffittites hieroglyphique. Praha. I–II. 1933–1934)]. Поэтому до сих пор приходится довольствоваться накоплением археологического материала. Наиболее плодотворной была экспедиция, предпринятая сюда в 1890 г. из Оксфорда Рамзеем и Хогартом. Были обследованы главные местности Каппадокии и собрано достаточное количество хеттских памятников. В 1893 –4 гг. в Малой Азии работали француз Шантр и академик Я. И. Смирна в, сообщившие интересные находки, между прочим, и хеттских древностей. Еще раньше русский генерал Люндеквист впервые открыл древности Мараша, города, лежавшего на границе хеттского и семитического, сирийского мира (подробнее см. в моей брошюре: к истории хеттского вопроса, 1901). Памятники ближайшего к нему семитического, или скорее семитизированного царства Самаля нашла в 1889 г. экспедиция, снаряженная немецким Orient-Comite, под холмом Зендширли. Характерные произведения этой своеобразной смешанной культуры, состоящие из интересных, хотя и грубых барельефов, колоссальных царских статуй и идолов с надписями, сосудов, архитектурных обломков и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Westarabien. Berlin, 1918. Прекрасный труд издан по повелению Ахмеда Джемал-паши и является результатом германско- турецких работ по охране памятников во время войны. Из результатов французских раскопок в Финикии имеются более обстоятельные отчеты лишь о раскопках Contenau в Сидоне 1914г., см. G. Соптепаи, Syria, 1920, стр. 16 сл., 108 сл., 198 сл., 237 сл. Из богатого наследия Ed. Glaser " a появились Altjemenische Studien I von Ed. Glaser, изд. О. Weber " ом в Mitteil. d. Vorderas.-Ag. Ges. 28, 2 вып. На основании эпиграфических сокровищ, собранных тем же Глазером, издали в 1923 г. F. Hommel, N. Rhodokonakis и D. Nielsen капитальный труд: Handbuch der sudsemitischen Epigraphik. В Египте продолжаются прежние серии, публикации раскопок, издаваемые англичанами (Egypt – Exploration Fund и др.) и французами (издания Археологического института при Каирском музее). Из этих изданий одним из наиболее ценных является труд Gardiner " a и Peet " а, содержащий corpus древнеегипетских надписей Синайского полуострова. Вместе c египетскими иероглифическими надписями изданы и 11 текстов, написанных протосемитическими иероглифами, которые являются предками букв позднейшего финикийского алфавита. В 1920 г. был издан посмертный труд талантливого W. M. Muller " а, III том его Egyptological Researches, серии, в которой помещались результаты эпиграфических и археологических розысканий названного ученого. В 1923 г. появилось продолжение роскошного издания материалов экспедиции Е. V. Sieglin, т. II, ч. I. A. Malerei u. Plastik d. griechisch- agyptischen Sammhmg E. v. Sieglin, Ausgrabungen in Alexandria. Leipzig, 1923. Из отчетов о нубийских раскопках появился обстоятельный труд H. Junker " a, Bericht iiber die Grabungen d. Akad. d. Wissensch in Wien auf den Friedhofen von El.-Kubanieh Slid, Winter 1910–11 (Denkschr. d. Akad. d. Wissensch. phil. – hist. kl. 62, 3), Wien, 1919. И у нас вышло роскошное по внешности и прекрасное по содержанию издание, посвященное русской Ванской экспедиции 1916 г,: Археологическая экспедиция 1916 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010