деяний, т. е. обрядов, покаянных упражнений и медитаций, чему В. посвятил целый ряд отдельных произведений. В. также принадлежат сочинения: «Сефер Эц ха-Даат» (Книга древа познания) - гомилетические этюды на книги Свящ. Писания, из к-рых сохранились лишь отдельные части; «Сефер ха-Каванот» (Книга значений) в 2 частях, (первая посвящена рассмотрению ритуальных вопросов и благословений, 2-я - ритуалу на субботние и праздничные дни); «Ноф Эц Хайим» (Лоза древа жизни) - новеллы; «Сефер ха-Гилгулим» (Книга о переселении душ) - обновленное и дополненное учение Лурии о переселении душ; «Шаарей Кедуша» (Врата святости) - трактат о воздаянии в будущем мире и о святости, излагающий мистические основы нравственного богословия; «Ликкуте Тора ве-Тааме ха-Мицвот» (Свод учения и смысл заповедей) - каббалистическое объяснение Библии в соответствии с учениями Лурии; «Шаарей ха-Ихудим, ве-Тиккун Авонот» (Врата единений и исправление грехов) - о пророках, о Св. Духе и о покаянии, изданное его учеником врачом Юсефом бен Цемахом; «Сефер Оцрот Хайим» (Книга о сокровищах жизни) - теория заклинания облаков и алхимические рассуждения о 7 подвижных звездах, о 7 небесных сферах и соответствующих им металлах; «Ликкуте ха-Шас» (Сборник разделов Мишны) - каббалистическое толкование талмудических сказаний в соответствии с учениями Лурии с вставными молитвословиями автора; «Арба Меот Шекель Кесеф» (Четыреста шекелей) - каббалистический трактат о 400 шекелях, уплаченных Авраамом Ефрону за пещеру Махпелу. Многие из произведений В. остались неизданными, напр. «Бет ха-Рое» (Дом провидца) - описание ритуала на круглый год. Лит.: Шолем Г. Основные течения в евр. мистике. Иерусалим, 1984; Вепауани M.//Sinai. Yerushalayim,1952. N 30. P. 65-75; Langer G. Liebesmystik der Kabbala. Münch., 1956. Э. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГИКАТИЛЛА Иосиф бен Авраам (1248-1305, по др. сведениям, 1323-1325), иудейский богослов-каббалист, ученик каббалиста Авраама Абу-лафии ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/158810.html

(Tingelhoff, «Documenmamion of Expose», p.21 Группа «Black Sabbamh» призывает Люцифера на своих концертах. (там же в «Masmer of Realimy» они поют, что он «господин этого мира» и «современный исповедник»). Согласно интервью Ретег Criss, ведущего ударника группы «KISS» (Можно наивно подумать, что название «KISS» говорит о поцелуе; на самом же деле это акроним: «Короли на службе сатане» данного журналу Rolling Smones: «Я так же верю в сатану, как верю в Бога. Ведь можно обращаться к любому из них для достижения поставленной цели» (Rolling Smone, 12 янв. 1978). Другого гитариста спросили: «Откуда вы черпаете силу для такой игры?» «Наверное, снизу, ответил он. Там наверху рок-н-ролла нет!» Участники группы «Iron Maiden» признаются, что они занимаются оккультизмом, включая колдовство (Сгеат Memal, сент. 1982). Один из концертов этой группы в Портланде штата Орегон был открыт словами: «Добро пожаловать в святилище сатаны!» Описывая концерт Van Halen, David Lee Romh заметил: «Свою душу я отдам им. Это именно то, что я собираюсь сделать. Когда человек достигает такой высоты, то он готов с мольбой припасть к демонским богам» (Rock, апрель 1984). Гитарист группы «Momley Сгие» Mick Mars откровенно описывает свою группу как демоническую (Heavy Memal Times, май 1983). Nikki Sixx о своем концерте «Shoum ат the Devil» говорил: «На сцене мы пользуемся пентаграммами с острием, торчащим вниз, черепами, изображениями головы рогатого козла, перевернутыми крестами и другими символами сатанизма. Я всегда флиртовал с дьяволом » (Circus, 31 янв. 1984). Между прочим, любители музыки «тяжелого металла» нередко носят на себе амулеты с символами, перечисленными выше. Название ZOSO обозначает трехглавого пса, сторожащего у ворот ада, слово NATAS это имя сатаны, написанное наоборот, изображение Il согпито с выдвинутым указательным пальцем и мизинцем, является символом сатаны. Заключение Итак, с самых древних времен музыка, как правило, выражала самые возвышенные и благородные чувства композитора. Она умиротворяла, радовала и даже способствовала молитвенному настроению слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Тем временем, протестанты не дремлют. Среди десятка тысяч малограмотных фанатиков встречаются блестящие ученые, проницательные дельцы и тонкие знатоки человеческого сердца, все одержимые одной идеей – спасти человечество, что для протестантов означает знакомство с Писанием. Не стоит недооценивать их способности, и в особенности работу SIL International , безобидный акроним института Summer Institute of Linguistics , учрежденного якобы для изучения языков, на самом же деле – «круглый стол» миссионерской протестантской деятельности. В частности, за несколько лет после начала миссионерской работы в Казахстане, число «спасенных» протестантизмом возросло с нескольких дюжин до десятков тысяч. Пока русские священники тихонечко празднуют Неделю Православия в безмолвии полупустых храмов, группы протестантов не перестают обновлять свои методы обращения. Вместо старых библейских переводов они строят свою работу на устных рассказах, и их миссионерская мишень теперь состоит из безграмотных . Вместо старого подхода, состоявшего в проповеди Библии, начиная с сотворения мира, они начинают с истории Ионы . Их цель – разбить сопротивление местного населения (которое считает, что каждый народ имеет своего бога и свои собственные истории) и представить им Господа христиан как единого Бога. Протестантские миссионеры хотят изменить видение миранехристианизованных народов (Чианг, 2005:41-48). Их цель серьезна, и методы солидны. Очевидно, что по своей природе православие не может иметь ни подхода протестантов, ни их методов: православие не считает проповедь малограмотным условием sine qua non спасения души. Основанное на книжном знании, оно не может вести миссионерскую работу в полном разрыве с этой традицией. И все же огромное количество обитателей Казахстана – русские (четыре миллиона) . Они способны к восприятию православного учения, но при одном условии – их обращение не будет с помощью церковнославянского, когда рядом по соседству молодые протестантские ребята поют Христа на гитарах, аккомпанируя себе на всем понятном языке.

http://bogoslov.ru/article/2643758

— Богу виднее! — пожал плечами падре. — Меня это не обижает, он верно служит Христу, а это главное! Мы с ним переписываемся иногда. — Да! — вдруг вспомнил я. — Мальчик, который меня провожал, дал мне вот это в благодарность за мою конфетку! Я вытащил из кармана тот керамический черепок и поднёс его к свету. Мы втроём уставились на него. На черепке, очевидно — обломке кувшина, была процарапана детски наивной рукой картинка: рыбка, которая, казалось, даже улыбалась, глядя на нас прищуренным глазком. — ИХТИС! — улыбнулся Флавиан, взглянув на падре Стефано. — ИХТИС! — кивком подтвердил тот. — Э! Батюшка! — взглянул я на Флавиана. — Это что за слово такое вы произносите, простите меня, неграмотного! — Это «акроним», Алексей! — ответил старый падре. — Имя Господа Иисуса Христа, состоящее из начальных букв: «Иисус Христос Теу Иос Сотирос» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», по-гречески ИХТИС — рыба! Разрешите мне посмотреть? — Да, конечно! — я протянул ему черепок с рисунком. Падре Стефано с минуту смотрел на процарапанный рисунок, безмолвно шевеля губами, затем осенил себя крестным знамением по-католически, слева направо, поцеловал изображение и вернул черепок мне. — Каюсь, завидую! — улыбнулся он. — Я тоже… — тихо вздохнул Флавиан. Вечером, сидя на балконо-террасе на крыше нашего одноподъездного отельчика, любуясь закатными кусочками Рима, видимыми с нашей обзорной площадки, и попивая весьма средненький кофеёк из отельной кофе-машины, мы с Флавианом долго сидели молча — каждый думал о чём-то своём. — Отче! — прервал я молчание. — И всё-таки, почему я? Почему мне уже не в первый раз Господь даёт опыт контакта с чем-то запредельным, от которого можно свихнуться или впасть в прелесть? — Ну не свихнулся же? — улыбнулся Флавиан. — Вроде, нет… — протянул я. — И в прелесть не впал! — продолжил он. — Ну, это тебе виднее, ты же духовник! — А ты считаешь себя достойным таких проявлений Божьего Промысла? — Да ты что, отче! — я аж подпрыгнул на неудобном железном стульчике. — Я тому и дивлюсь, что я — «свинья-свиньёй, на которой свинья сидит и свиньёй погоняет» — а со мною такие вещи происходят!

http://azbyka.ru/fiction/flavian-armaged...

искусства, к-рое зарождалось одновременно и независимо во мн. центрах и использовало существовавшие в языческом искусстве техники, художественные приемы, иконографический репертуар. Раннехрист. символ Евхаристии. Фрагмент росписи крипты Луцины в катакомбах св. Каллиста. Нач. III в. Раннехрист. символ Евхаристии. Фрагмент росписи крипты Луцины в катакомбах св. Каллиста. Нач. III в. Первые фигуративные изображения, к-рые определенно можно считать христианскими, возникли только во 2-й пол. II в. в местах захоронений, в первую очередь в рим. К. С этого времени рядом с надписями на плитах, закрывавших локулы, появляются процарапанные изображения, среди них наиболее часто встречаются хризмы, кресты, якоря, пальмовые ветви, голубки, агнцы и особенно рыбы. Напр., надгробие 8-летнего мальчика Атимета в катакомбах св. Себастиана украшено изображениями якоря и рыбы, надгробие Валерии в катакомбах Присциллы - якорем и пальмовыми ветвями. Репертуар этих простых изображений соответствует тексту из «Педагога» свт. Климента Александрийского, где христианам рекомендуется использовать для перстней-печаток изображения якоря, рыбы, голубя или корабля ( Clem. Alex. Paed. 3, 11, 59-60). Рыба в отличие от др. раннехрист. символов имеет более богатый спектр значений - от христологического и сотериологического (связанного с толкованием греч. слова «рыба», ΙΧΘΥΣ, акроним имени Христа - «Иисус Христос Сын Божий Спаситель») до литургического, указывающего на важнейшие христ. таинства - Евхаристию и Крещение (ср.: Ps.-Cypr. De rebapt. 1, 3). Распределение декоративных мотивов по 3 зонам восходило к эллинистическим и римским традициям украшения жилых помещений и воспроизводилось в мавзолеях и погребальных камерах К., поскольку они воспринимались как жилище усопшего. Во многих кубикулах III в. стены и своды также членятся полосами разгранки на панно разной формы: на стенах - прямоугольники, квадраты и др.; в сводах и на потолках - круг с крестообразно или по диагонали расходящимися линиями, образующими серповидные, трапециевидные поля, и др.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Моше написал также дополнение к своей грамматике - «Шекель тов», посвященное классификации частей речи, и сочинение, содержащее разбор аномальных грамматических форм,- «Сефер тахбошет» (Книга спряжения; не сохр.). Соч.: Mahalakh Shevilei ha-Da‘at. R., 1545. Hamburg, 1785 (на евр. яз.); Ortueta y Murgoitio F. J., de. Moisés Kimchi y su obra Sekel Tob. Madrid, 1920. Лит.: Cohen M. The Qimhi Family//Hebrew Bible, Old Testament. Gött., 2000. Vol. 1/2. P. 395-396; EncJud. Vol. 12. P. 158; Вассерман Ц., Кац А. Еврейские мудрецы. Иерусалим, 20082. С. 63. Давид (акроним - Радак («рабби Давид Кимхи»); ок. 1160 - ок. 1235), наиболее известный из членов семьи К., грамматист, экзегет и полемист. Начальное образование получил у собственного брата, Моше К., к-рый был старше Давида на 40 лет ( Вассерман, Кац. 2008. С. 76). Первое сочинение Давида - трактат «Михлоль» (Совокупность), грамматическое и лексикографическое описание древнеевр. языка. Книга состоит из 2 частей: грамматики («Хелек ха-дикдук», «Грамматическая часть») и словаря («Хелек ха-Инъян», «Смысловая часть»). Название «Михлоль» часто используется применительно только к 1-й, грамматической части (1-е издание к-рой имело составное заглавие - «Сефер михлоль ха-дикдук лешон ха-кодеш», букв.- «Книга совокупности грамматики священного языка»). Лексикографическая часть также получила новое название - «Сефер ха-Шорашим» (Книга корней). Давид стремился создать компромиссный вариант грамматического описания, избегая как избыточности в изложении, присущей Ионе ибн Джанаху и Иехуде бен Давиду Хаюджу, так и чрезмерной краткости Аврахама Ибн Эзры и Йосефа и Моше К. Давид выступил популяризатором достижений своих предшественников (в предисловии к своей грамматике он писал, что подбирал колосья за жнецом) и вместе с тем сделал неск. новых важных наблюдений (разграничил «вав последовательности» и «соединительный вав»). Грамматические труды Давида имели большое значение для И. Рейхлина , одного из первых европ. ученых, изучавших древнеевр. язык (см. ст. Еврейский язык ).

http://pravenc.ru/text/Кимхи.html

Рис. 100. Стена плача В целях интеграции выходцев из разных стран в единую общность, а также в рамках восстановления исторической национальной преемственности в Израиле был введён в употребление в качестве государственного (наряду с арабским) иврит – возрождённый, некогда мёртвый, древний еврейский язык. В современном иудаизме существует очевидное стремление к восстановлению Иерусалимского храма на его историческом месте (на так называемой Храмовой горе). В связи с этим и сама эпоха получила своё второе название. Вместе с тем, как уже говорилось ранее, это намерение не имеет всеобщей поддержки и находит много критиков в среде самих иудеев. §3 Ключевые книги иудаизма Танах Фундаментальной книгой иудаизма является Танах – свод библейских текстов Ветхого Завета, именуемых в христианской традиции каноническими. Название представляет собой акроним трёх главных его частей: 1 . Торá (ивр. «Закон»; соответствует Пятикнижию Моисееву); 2 . Невиим (ивр. «Пророки»); 3 . Ктувим (ивр. «Писания»). Здесь нам необходимо кратко остановиться на специфике структуры и содержания так называемой «Еврейской библии», называемой иудеями «Танах», а также соотнести названия книг с теми, что приняты в Православии. Сразу следует оговориться, что Танах не имеет в себе тех книг, которые в православных изданиях Ветхого Завета именуются «неканоническими». Соотношение же наименований, порядка и рубрикации остальных текстов можно увидеть в следующей таблице. Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Торá (Закон) Берешит (В начале) Шмот (Имена) Ва-йикра (И воззвал) Бе-мидбар (В пустыне) Дварим (Слова) Второзаконие Невиим (Пророки) Ранние пророки Иехошуа бин Нун (Иисус сын Навина) Шофтим (Судьи) I и II Книги Судей Сефер Шмуэль (Книга Самуила) I и II Книги Царств Сефер млахим (Книга Царей) III и IV Книги Царств Поздние пророки Иешаяху (Исайя) Книга пророка Исайи Ирмеяху (Иеремия) Книга пророка Иеремии Иехезкель (Иезекииль) Книга пророка Иезекииля Хошеа (Осия) Книга пророка Осии

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

ведет к исполнению всех желаний. В «Чхандогья-упанишаде» (I 2) описывается магическая функция О.: распевание мантры представлено как средство победы дэвов над асурами. Произнесение О. несет просветление и сравнивается с появлением Солнца и светом. Структура О. описывается по известной в инд. религиозно-философской номенклатуре формуле «три плюс один». Тройственность О. сравнивается с 3 грамматическими формами времени - прошлым, настоящим и будущим, с 3 родами (мужским, женским и средним), с божествами Агни , и Адитья , с богами Брахмой , и Вишну , с 3 типами ведийских алтарей (гархапатия, дакшинагни и ахавания), с 3 жанрами ведийских текстов (рик, саман и яджус). В «Мандукья-упанишаде» О. предстает как акроним, где звук «а» - это апти (получение, достижение или адиматва, первенство); «у» - уткарса (возвышение, подъем) или убхаятва (посредничество); «м» - мити (становление, создание) или ми минати (уничтожение, исчезновение). Четвертый элемент, выраженный посредством назализации, оказывается запредельным состоянием - по ту сторону бытия. В итихасе и пуранах О.- звуковое и абстрактное выражение абсолютного священного начала; так, в « Бхагавадгите » Кришна открывает себя среди прочих форм в О., в «Вайю-пуране» О.- это тримурти, Брахма, Вишну и Шива, в «Шива-пуране» О.- это сам Шива. В «Йога-сутрах» Патанджали О. связывается с практикой йоги. В джайнизме О. называется парамештхи-мантрой или намокар, навкар-мантрой; делится на 5 частей и соответствует 5 св. личностям (парамештхи), первые 3 из них - учителя и наставники, арханты, ашири, ачарьи соответствуют долгому звучанию «а», «у» - упадджайя, готовящиеся к принятию аскезы и соблюдающие ряд обетов, и «м» - муни, «молчальники» или «аскеты». Три важные мантры джайнизма: состоящая из 6 слогов - «Ом намах сиддханам», двусложная - «Ом нхи» и односложная - «Ом». В буддизме ваджраяны , как и в тантризме, О.- начало всех мантр и дхарани, символ целостности, бесконечности и религ. идеала. О. понимается как «лестница», движение по которой приводит адепта к обретению истинной реальности.

http://pravenc.ru/text/2578385.html

В Испании к концу XV века с падением Гранады завершается реконкиста – длительный процесс отвоевания христианами территории Пиренеев у «мавров», как тогда называли мусульман – арабов и берберов. Последний мавританский правитель был изгнан с Иберийского полуострова 2 января 1492 года. Это было не только торжеством католицизма на Пиренеях, но и началом вытеснения отсюда евреев. Основными регионами исхода для них становятся Балканы, а также страны Ближнего Востока. В землях Германии, ставших в Средневековье одним из крупнейших центров европейского еврейства (Ашкеназ), иудеи подвергаются гонениям в эпоху Крестовых походов, многие из них бегут в Восточную Европу. Появление новых направлений иудаизма В первой половине XVIII века именно на территории Восточной Европы возникает новое религиозное направление иудаизма – хасидизм (от ивр. хасидут «праведность»). Это мистическое движение указывало на важность личной праведности перед Богом, а также живой веры и личного религиозного чувства, противопоставляя их концентрации на исследовании текстов, свойственной для раввинистической среды той эпохи. Во второй половине того же XVIII века внутри хасидизма появляется отдельное течение – хабад, или хабад-хасидизм. Название движения представляет собой акроним еврейских слов хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Эти понятия обозначают важнейшие добродетели в данной иудейской конфессии. Перечисленные категории указывают на попытку сделать акцент на интеллектуальной составляющей духовной жизни, скорректировав таким образом учение классического хасидизма. Со времени своего появления хасидизм встретил активную критику и даже преследование со стороны ряда уважаемых традиционалистов, самым известным из которых был Элияху бен Шломо Залман – «Виленский 92 гаон» (1720–1797), обличавший хасидов в неправомыслии, почитавший их сектантами и призывавший ортодоксальных иудеев всеми силами препятствовать распространению этого нового учения. Элияху бен Шломо Залман оказал огромное влияние на формирование системы религиозного иудаистского образования, в связи с чем его принято считать одним из основателей современного ортодоксального иудаизма. Кроме того, он выражал намерение переехать на историческую родину и высказывался за репатриацию евреев, в связи с чем стал одним из предвестников религиозного сионизма (движения за основание национального государства Израиль на его исторических территориях). Его последователи массово перебирались в Израиль, составив значительную часть еврейского населения Иерусалима. Виленский гаон стал основоположником такого влиятельного на сегодня направления иудаизма, как митнагдим (с ивр. букв. «оппоненты»). Это название было дано последователям Элияху хасидами. В настоящее время это движение принято именовать также литваками – по месту жительства его духовного лидера и основателя. Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – настоящее время)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Чтобы лучше запомнить, каким образом осуществляется контроль сознания в культе, мы предлагаем акроним «ЦЕПИ Мысли» .   Ц Ценности Все религии предлагают свою систему ценностей. Однако, если православное христианство не отрицает традиционных ценностей (семья, Отечество), а только ставит их после Бога, то тоталитарные культы разрушают их (например, твои родные во власти сатаны, перестань общаться с ними) Е Эмоции В культе поощряются необузданные («нетрезвые») проявления чувств, индуцируются фобии (если ты от нас выйдешь, то никогда не будешь счастлив, можешь умереть сам, и проклятие покроет всех твоих родных) П Поведение Подразумевает контроль режима дня, питания и пр. В традиционной религии человек может проходить через период послушания (определенного контроля поведения), но это делается для того, чтобы избавиться от эгоизма и обрести подлинную свободу от страстей. В культе контроль поведения призван дозориентировать человека, сделать его психологически зависимым, полностью подчинить его лидеру. И Информация Традиционные религии не боятся, что их последователи узнают нечто неприглядное о них – для этого и изучается история, к примеру – это должно уберечь от повторения ошибок. В культах часто запрещается знакомиться с информацией противников культа, даже повышать образование. Руководство культа не может ошибаться. Если в традиционных религиях рекомендуется не увлекаться страстными мыслями, а поиск правды поощряется, то в культе существует запрет на рефлексию, критическое мышление, и все вышеперечисленное должно этот запрет поддерживать.   Ознакомление с тем, что представляют собой тоталитарные культы в сочетании с миссионерской деятельностью самих православных христиан является лучшей профилактикой против всевозможных попыток духовной эксплуатации. Также необходимо особым образом обращать внимание на людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (переживших развод, потерю работы или смерть близких), людей мало социализированных (оказавшихся без друзей, родственников) – они часто становятся жертвами культов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010