Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы». Почему мы не носим знак рыбы? До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — χθς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада». Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста. Когда появился первый «легальный» крест Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил.

http://pravmir.ru/kakoj-krest-pravilnyj/

Наряду с ашкеназами и сефардами существовали также более мелкие субэтнические группы: фалаши (или эфиопские евреи), кóчинские евреи (они же – «черные евреи»), проживавшие в Индии в штате Керала, кайфэнь (китайские евреи), гóрские евреи Кавказа, проживавшие в основном в Дагестане и Азербайджане, и др. Ныне многие этнолингвистические и культурные особенности различных групп в значительной степени утрачены в современном Израиле. Тем не менее сегодня во главе Верховного раввината Израиля (высшая религиозная структура иудаизма в стране) стоят два раввина в статусе сопредседателей: ашкеназский и сефардский. В Государстве Израиль религия не отделена от государства, хотя не является и обязательной. Ряд вопросов бытового характера находится в ведении религиозных организаций (заключение брака, развод, похороны и т. п.). В целях интеграции выходцев из разных стран в единую общность, а также в рамках восстановления исторической национальной преемственности в Израиле был введен в употребление в качестве государственного (наряду с арабским) иврит – возрожденный 94 , некогда мертвый, древний еврейский язык. В современном иудаизме существует очевидное стремление к восстановлению Иерусалимского храма на его историческом месте (на так называемой Храмовой горе) 95 . В связи с этим и сама эпоха получила свое второе название. Вместе с тем, как уже говорилось ранее, это намерение не имеет всеобщей поддержки и находит много критиков в среде самих иудеев. Ключевые книги иудаизма Танах Фундаментальной книгой иудаизма является Танах – свод библейских текстов Ветхого Завета, именуемых в христианской традиции каноническими. Название представляет собой акроним трех главных его частей: 1) Торá (ивр. " Закон»,что соответствует Пятикнижию Моисееву); 2) Невиим (ивр. «Пророки») 96 ; 3) Ктувим (ивр. «Писания») 97 . Абсолютное большинство текстов Танаха написано на иврите, за исключением половины Книги пророка Даниила и части Книги Ездры, составленных на арамейском языке. В своем нынешнем виде Танах оформился в период раннего Средневековья (VIII в.) благодаря трудам масоретов, отчего сама современная редакция Библии на иврите именуется иногда масоретской. Слово «масора» обозначает буквально «предание» и в собственном смысле прилагается к традиции чтения 98 , сохранения и истолкования библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Конечно, в качестве наблюдения не стоит брать Москву. В Москве и некоторых мегаполисах исключительная ситуация — это город больших возможностей, и тут интернет — это обязательный атрибут любого человека. Но Россия не ограничивается Москвой. Боязнь остаться в стороне Усталость от медиа — это мировая тенденция, и она сильно влияет на человека. Но это еще не все. С другой стороны, есть иная тенденция. С развитием мгновенных средств передачи информации и сообщений человек вышел из ограниченных рамок специализации, которую предложило ему индустриальное общество. Людям стало интересно, что происходит в мире, весь мир стал «большой деревней», и мы — ее жители. Все больше людей интересуют не только их семья и работа, но и то, что происходит в мире, то, зачем они желают эту работу, куда движется история. Человек снова стал гражданином мира, ему важно все, что происходит вокруг него. В английском языке даже есть такое слово — «ФОМО». На втором месте по итогам ежегодного голосования «Слово года» Американского  лингвистического общества в 2011 году стал современный акроним со старым значением: FOMO — fear of missing out — боязнь остаться в стороне. Фейсбук, твиттер и новостные ленты постоянно рассказывают о том, чем интересуются и что делают другие люди. Люди невольно сравнивают свою жизнь с жизнью своих друзей, знакомых, известных личностей, тогда как в докомпьютерную эпоху все находились в счастливом неведении относительно того, чем занято остальное человечество. Рост популярности таких профессий, как дизайнер, журналист, рекламист, исследователь и появление новых — блоггер, SMM-мeheджep, mpehдxahmep — подтверждают эту тенденцию и в профессиональном плане. И если раньше те люди, у которых появлялась эта потребность, реализовывали ее в вертикальном карьерном росте, то сейчас число людей, желающих понимать, что происходит вокруг, увеличилось, и многим из них достаточно горизонтального роста в профессии. Люди почувствовали вкус свежего воздуха новостей со всего мира, и больше они от него не откажутся. Игнорировать это явление было бы неправильным.

http://pravmir.ru/mediaasketizm-ili-nado...

Укажем еще несколько сочинений, пользующихся высоким авторитетом в иудейской среде, но не являющихся в собственном смысле слова сакральными текстами. Мишне Тора (букв. «Повторение закона») – систематизирующий иудейское учение труд, вышедший в 1180 году из-под пера раввина Моше бен Маймона (1135–1204), более известного как Маймонид, или Рамбам (акроним от раббену Моше бен Маймон). Шулхан арух (букв. «Накрытый стол») – труд, составленный раввином Иосефом бен Эфраимом Каро (1488–1575) и явившийся сокращением его монументального сочинения «Бет Иосеф» («Дом Иосефа»). В этом фундаментальном сочинении предпринята попытка свести воедино все положения Закона, что стало завершением кодификации Галахи. В настоящее время Шулхан Арух считается главной книгой по разрешению практических вопросов в рамках иудейского права и фактически базовым учебником по Галахе. Отдельно стоит упомянуть о мистической книге «Зохар« («Сияние»), являющейся ключевым текстом для такого течения внутри иудаизма, как каббала (см. далее). В каббалистической среде этот текст почитается наравне с Танахом и Талмудом. Установить точное авторство данной книги, состоящей из 22 томов, весьма затруднительно. Основные ее части, вероятно, были написаны между 1270 и 1300 годами в Испании мистиком Моше бен Шемом Тов де Леоном (ум. в 1305 г.). Содержание данного текста составляют эзотерическое истолкование Торы, а также поучения, основанные на историях из жизни иудейских учителей II века н. э. Основные положения вероучения иудаизма На протяжении тысячелетий своего развития иудаизм претерпевал серьезные изменения, сохраняя при этом преемственность традиции. Сегодня иудаизм представляет собой конгломерат религиозных групп, серьезно различающихся на доктринальном уровне. Концептуальная разница между иудаистскими направлениями зачастую гораздо более значительна, чем межконфессиональные различия внутри христианства. Если попытаться выделить во всем вероучительном многообразии внутрииудейских движений сквозные идеи, приемлемые если не всеми, то, по крайней мере большинством верующих, получится весьма ограниченный список положений:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В одной из версий легенды младший брат становится жертвой клеветы собственной жены. Видимо, сказка родилась как аллюзия на многие стихи Книги притчей Соломоновых, прославляющих мудрость и тех, кто ее ищет. В оригинале «обширному уму» соответствует словосочетание, которое буквально переводится как «широта сердца». В оригинале «даманы» — и сегодня живущие на территории Израиля крохотные зверьки, внешне напоминающие грызунов, но являющиеся генетически родственными слонам. Бялик Х. Н., Равницкий И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. С. 153–154. Праздник кущей (шалашей). Рамбам — акроним духовного звания и имени раввина Моше бен Маймона (1135–1204). Личный врач египетского султана Салахад-Дина, великий еврейский философ; в европейских источниках известен как Маймонид. Ишмаэль, раввин. «Сефер хехалот»//Шинан А. Мир агадической литературы. Иерусалим; М., 2003 (5763). С. 95–96. Ишмаэль, раввин. «Сефер хехалот»//Шинан А. Мир агадической литературы. Иерусалим; М., 2003 (5763). С. 95–96. См.: Кляйн-Бреслави С. Царь Соломон и эзотерическая философия в учении Рамбама. Иерусалим. (Без указания года издания.) В синодальном переводе «рыжая телица», пеплом которой очищают оскверненного от прикосновения к мертвому телу ( Чис. 19:2-12 ). Каббала — тайное еврейское мистическое учение, основанное на эзотерическом прочтении Танаха. См.: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике: В 2 т. Иерусалим, 1993. Т. 1. Это мнение Шолема сегодня оспаривают многие ученые. Ссылаясь на сочинения Гермита из Смирны, Антония Диогена и Аристобула, они утверждают, что, наоборот, Пифагор заимствовал свою мистику чисел у евреев. Более поздний греческий историк Порфирий в своей книге о Пифагоре прямо называет великого математика и философа «учеником иудеев». Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1996. С. 322. См.: Вильнаи З., др. Легенды Земли Израиля. Иерусалим, 1982. С. 22. См.: Gollancz H. [editor]. Mafte’ah Shlomo. London, 1914. Большинство ученых сомневаются в реальности этой истории. Они насчитывают в литературе Древнего Востока как минимум 22 версии легенды, очень напоминающие библейский рассказ о тяжбе двух женщин из-за младенца, причем наиболее ранней считают не еврейскую, а индийскую версию этой легенды.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН Илия бен Шломо Залман [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма . Среди его предков были мн. известные знатоки евр. традиции, в т. ч. раббе Моше Ривкес. Уже в раннем возрасте у И. были обнаружены способности к учебе. В 7 лет, изучая Талмуд с раббе Моше Маргалиотом, автором комментария к Иерусалимскому Талмуду, И. выучил неск. талмудических трактатов. По достижении 10 лет он продолжил изучать традицию самостоятельно, помимо Торы и Талмуда уделяя особое внимание каббале , а также астрономии и математике, по его мнению необходимым для более полного понимания евр. религии. Женившись в 18 лет, И. через нек-рое время отправился в путешествие по общинам Польши и Германии. В 20-летнем возрасте его познания были столь обширны, что мн. раввины обращались к нему за помощью в решении вопросов галахи . Всю жизнь И. изучал Свящ. Писание и иудаизм; не получив традиц. образования в иешиве , он был свободен от устоявшихся и общепризнанных мнений, но при этом его решения и суждения не выходили за рамки традиц. норм. С 1745 г. он поселяется в Вильно (1795-1920 Вильна) и, отказавшись занять пост раввина, занимается изучением и комментированием Талмуда, каббалистических текстов. Вскоре И. стал духовным лидером литов. еврейства. Община, уважая его ученость и праведную жизнь, выплачивала И. до кончины денежное содержание, во много раз превосходившее жалованье самых титулованных раввинов. И. отличался скромностью и бескорыстием, вел уединенную жизнь, изучая Тору. Он старался не выносить вердиктов и не давать рекомендаций, считая свое мнение недостаточно весомым. Аскетизм И. выделял его среди евр. учителей. По достижении 40 лет он стал преподавать ближайшим ученикам грамматику иврита, объяснять смысл Писания, Мишны, мидрашей, уделяя особое внимание Иерусалимскому Талмуду. Среди них были такие известные в дальнейшем знатоки традиции, как Хаим Воложинер и братья Менахем Мендель и Симха Буним из Шклова. Занятия проходили в специально устроенной для этого молитвенной комнате. Свое глубокое убеждение, что в изучении Торы заключается вся жизнь религ. еврея, он стремился привить своим ученикам. Впосл. раббе Хаим Воложинер основал т. н. Воложинскую иешиву, ставшую центром раввинской учености XIX в.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Слава Божия – еврейский термин «кавод Яхве» означает видимое выражение присутствия Бога, видимые знаки Теофании . В православной догматике слава Божия соотносится с понятием о Божественных Энергиях. Танах – наименование всего сборника священных книг в иудейской традиции. Это слово – акроним, образуется из первых букв названий трех отделов еврейской Библии: Тора, Навиим, Кетувим. Таргумы – переводы-перифразы Ветхого Завета на арамейский язык. Необходимость их появления вызвана тем, что по возвращении из вавилонского плена евреи с трудом понимали священные книги, написанные на еврейском языке. Первый устный таргум появляется в V в. до Р.Х. Для современников Ездры и Неемии потребовались особые переводчики и толкователи, которые изъяснили читанный Ездрою Закон ( Неем.8:8 ). Это изъяснение состояло преимущественно в переводе еврейских слов священного текста на арамейский язык, ставший у евреев к этому времени разговорным языком. Сначала таргумы были устными переводами, однако впоследствии текст таргумов появляется в письменной форме. Таргумы имеются на все канонические книги Ветхого Завета, кроме Книг Дан., Езд. и Неем., но ценность их весьма различна. Наиболее авторитетными считаются таргум Онкелоса на Пятикнижие и таргум Ионафана на пророков. Отличительной чертой таргумов является их свободный характер и наличие в тексте многочисленных добавлений агадического характера (см. агада ). Особенно это заметно в таргумах на пророческие книги, которые содержат немало непонятных мест, вследствие чего в тексте пророческих книг таргум представляет собой свободный и местами довольно пространный перифраз. Теократия – термин, введенный Иосифом Флавием и буквально переводимый как «боговластие». Обозначает общественный строй, основанный на законе Божием. Теократию следует отличать от иерократии – политической власти духовенства. Теофания – этот греческий термин, буквально означающий «Богоявление», относится к зримым образам присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Теофанией стало Воплощение Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

[Ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38, Кордова - 13.12.1204, Фустат, ныне Каир), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета. Род. в семье религ. судьи и знатока евр. права Маймона бен Йосефа (ок. 1110-1165/70). После захвата части юга Пиренейского п-ова берберской династией Альмохадов в 1148 г. семья М. была вынуждена бежать из Кордовы, спасаясь от начавшихся преследований евреев. После 12-летних скитаний М. и его близкие поселились в г. Фес (Марокко). Здесь М. написал «Послание об отступничестве» (Игерет его называют также Словом об освящении Божия Имени), в к-ром доказывал, что при возникновении угрозы вероотступничества еврею следует немедленно покинуть эту местность. В 1165 г. семья М. была вынуждена снова искать более спокойное место для жизни: посетив Акру, Иерусалим и Хеврон, они обосновались в г. Фустат (Египет). С 1177 г. М. стал офиц. главой евр. общины (нагидом) Египта. В 1185 г. он был назначен одним из личных врачей аль-Фадиля, фактического правителя Египта, а затем и врачом султана Салах-ад-Дина (Саладина). Он вел переписку с евр. общинами по всему миру, к нему обращались при решении сложных вопросов еврейской религ. жизни. В «Йеменском послании» (ок. 1172, араб. Ар-Рисала ал-йаманийя; иврит Игерет Тейман) М. попытался обнадежить евреев Йемена, где шиитский правитель начал гонения на иудеев и принуждал их к принятию ислама. М. призывал евреев укрепиться в вере, не соблазняться ни посулами мусульман, ни доводами появившегося в их общине лжепророка, возвещавшего наступление мессианских времен. Написанное в конкретной исторической ситуации, «Йеменское послание» сохраняло значение на протяжении неск. веков, являясь ответом на вопрос, как поступать евр. общинам по всему миру, попадавшим под угрозу уничтожения. После кончины М. его останки были перевезены в галилейский г. Тиверия; до сих пор могила остается местом паломничества. На надгробии выбита эпитафия: «От Моше [Моисея] до Моше [Маймонида] не было такого, как Моше».

http://pravenc.ru/text/2561240.html

Кроме того, многие критики талмудистов говорили о том, что имя «Йешу», употребляющееся в Талмуде, – отнюдь не сокращение имени «Йешуа», но акроним ивритской фразы: «Пусть его имя и память изгладятся», составленный из начальных букв, соответствующих ивритских слов. А в ходе Парижского диспута Донэн утверждал, что Талмуд кощунствует в отношении Божьей Матери («Мириам» на иврите), приводя в подтверждение тексты из Sanhedrin 67а, 106а и Shabbath 104b (в то же время многие оппоненты этой точки зрения предлагают считать, что упоминания Мириам в Талмуде относятся не к Матери Иисуса, а, возможно, к Марии Магдалине). 45 Katz J. From Prejudice to Destruction Antisemitism, 1700–1933. Cambridge (Mass.), 1980. P. 14. 46 В талмудической литературе таннаи – законоучители 1–2 вв. (начиная с периода деятельности Хиллела и до завершения Мишны); этим термином их отличали от предшествовавших им законоучителей и от последовавших за ними амораев. 47 См.: Maier J. Jesus von Nazareth in der talmudischen Uberlieferung. Darmstadt, 1978. S. 263–275; idem. Jiidische Auseinandersetzung mit dem Christentum in der Antike. Darmstadt, 1982. Как пишет в предисловии к своему переводу «Толедот Йешу» Пинхас Гиль, «еврейский народ всегда – с момента возникновения христианства и по сей день – с глубочайшим презрением относился к этой религии, рассматривая христианскую догму как нагромождение глупостей и несуразностей, а христианскую мораль – как лживую и лицемерную. Евреи старались даже не упоминать имени основателя этой религии, разве что в тех случаях, когда христиане принуждали их вести с ними теологические диспуты. В христианской идеологии евреи не видели для себя никакой опасности. Если, к примеру, в учении т.н. цдуким (саддукеев) Талмуд усматривал серьезную угрозу самим основам еврейского вероучения, то претензии Йешу и его последователей вызывали лишь презрительную усмешку» [см.: История о повешенном, или История Йешу из Нацрата/Пер. с иврита П. Гиля. Иерусалим, 5746 (1985); 2–е изд.: Иерусалим, 5758 (1998)]. Именно этими особенностями восприятия обусловлено содержание раввинистической критики христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Г. Калинин Еврейская Библия. Названия В иудейской традиции в Библию входят 3 части: Тора (  ,   - «Закон»), Невиим (  ,   - «Пророки»), Кетувим (  ,   - «Писания»). Это деление засвидетельствовано в раввинистической лит-ре с эпохи Мишны (II в. по Р. Х.), но несомненно намного старше этой литературы. Трехчастное деление канона настолько значимо для иудаизма, что основным названием для Библии является слово «Танах» (  ). Это акроним, образованный начальными буквами слов «Тора», «Невиим», «Кетувим» (буква  (к) в иврите в определенных положениях читается как «х»). Наряду с этим в иудейской традиции встречаются и другие наименования:   - «написанное»,     - «священные писания» (ср.: «Писания» как именование евр. Библии в НЗ: Ин 2. 22; 7. 42; Рим 4. 3 и др.),   - «читаемое» (ср.: Неем 8. 8),     - «священные книги» (ср.: 1 Макк 12. 9), а также просто   - «книги» (Дан 9. 2). Трехчастный канон еврейской Библии Древнейший список библейских книг приведен в барайте (т. е. изречении, к-рое авторы Талмуда относят к эпохе создания Мишны, II в. по Р. Х.) Вавилонского Талмуда (Бава Батра. 14b). Состав Пятикнижия не уточняется (предполагается уже известным), а состав и структура разделов «Пророки» и «Писания» изложены следующим образом: «Порядок следования Пророков: Иисус Навин, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иезекииль, Исаия, 12 малых пророков… Порядок следования Писаний: Руфь, книга Псалмов, Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Плачи, Даниил, свиток Есфири, Эзра, Хроники…» Евр. традиция насчитывает в Библии 24 книги. 1-я и 2-я Книги Самуила считались единой книгой, равно как и 1-я и 2-я Книги Царей, 1-я и 2-я Книги Хроник (Паралипоменон) и Книга Ездры-Неемии; книги 12 пророков также рассматриваются как одна книга. Т. о., евр. Библия включает 5 книг Моисеевых, 8 книг, отнесенных к разд. «Пророки», и 11 книг, отнесенных к разд. «Писания». В некоторых мидрашах (напр., в Бемидбар Рабба. 18. 21) книги малых пророков считаются не как одна, а как 12 книг, и тем самым в евр. Библии насчитывается 35 книг.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010