Глава VII После долгих и трудных странствий по Сирии, Палестине и Египту, совершив бурное плавание по Средиземному морю и высидев определенный срок в дарданельском карантине, 15-го февраля 1846 года Павел и Алимпий возвратились в Константинополь. Здесь, на пристани, их ожидали уже царьградские друзья и благодетели, которым они из карантина успели послать весточку о своем приезде: встреча была самая радушная, особенно со стороны «благодетельнейших панов», давно и с нетерпением ожидавших возвращения белокриницких посланников, в предприятии которых они принимали такое живое участие 383 . Для Павла эта радушная встреча от вельможных покровителей была тем приятнее, что теперь-то именно и предстояла надобность в их помощи и покровительстве. Надежда обрести в восточных странах «древлеправославного» епископа для белокриницкой кафедры, как и ожидал он, оказалась тщетною; оставалось начать давно предположенные и решенные хлопоты о приобретении для сей цели какого-либо из проживающих в Царьграде безместных архиереев: в этих-то нелегких поисках Павлу нужна была поддержка и помощь опытных и влиятельных царьградских друзей, о чем и повел он откровенную, приятельскую беседу с ними, рассказав предварительно о своих бесплодных странствиях по далекому Востоку ради изыскания «древлеправославных» архиереев. Благодетельные паны с прежним усердием изъявили готовность всеми способами помогать белокриницким посланникам в предстоящих им трудах, и при этом сообщили им, что в их отсутствие, согласно обещанию, навели уже необходимые справки – на кого из местных архиереев могут они рассчитывать, как на способного принять их предложения. Справки эти оказались, впрочем, не особенно утешительны для Павла и Алимпия: не взирая ни на какие нужды и лишения, никто почти из православных епископов не согласился и помыслить об измене православию. «Из числа такого множества архиереев (писал впоследствии Павел) только два изъявили желание выслушать предложение (о белокриницкой кафедре), а то все формально, с первого слова, как только услышат, что (нужно идти) в чужую землю и другую религию, отряхивали руки, и просили отойти скорее прочь, чтобы кто не услышал и не узнал бы патриарх» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава VI В продолжение целых четырех лет, пока шло дело о дозволении устроить в Белокриницком монастыре старообрядческую архиерейскую кафедру, среди хлопот то в крайзамте, то в губернии, то в столице, Павел и Геронтий вели постоянные сношения с теми влиятельными лицами российских старообрядческих обществ, которыми были, так сказать, уполномочены на ведение дела, восходившего до «высокославных» министерств и даже до высочайшего императорского трона. К великому их огорчению, вскоре же после того, как начали они это дело, последовала смерть лица, бывшего главою предприятия, – умер знаменитый «гильдиец» Сергей Громов. Для Павла с Геронтием это была действительно тяжелая потеря и много внушала опасений за дело, начатое по прямому поручению Громова, за его ручательством – доставлять им всякую помощь – и своим заступлением перед российскими властями, и своим влиянием на старообрядческие общества, и особенно своими материальными средствами; но о прекращении начатого дела они и теперь не допускали даже и мысли, почитая дело сие, как выше показано, призванием их жизни, свыше предназначенным для них подвигом, и к тому же – питая твердую надежду на российских старообрядцев, на их никогда не иссякающую готовность жертвовать от своих стяжаний на нужды «христианства». Они рассчитывали часто на наследников Громова, особенно же на московское общество, в котором, как им было известно, находились горячие поборники старообрядческого архиерейства. Письменные сношения с Петербургом и Москвою совершенно утвердили в них эту уверенность. Федул Громов, хотя не имел той ревности по «древнему благочестию», какою отличался покойный брат его, не отказался однако же помогать Белой-Кринице: от него присылались подаяния через брата Павла – Алексея Великодворского, тогда уже состоявшего на службе у Громовых. Московские благодетели также изъявили готовность помогать «трудящимся на пользу христианства». Но одними письменными сношениями ограничиться было нельзя. Как только дело об учреждении епископской кафедры в Белокриницком монастыре стало принимать серьезный оборот, Павел и Геронтий нашли нужным лично переговорить о нем с российскими старообрядцами, о всем подробно посоветоваться и условиться. Таково было именно то время, когда уже не только подано было австрийскому правительству формальное прошение о дозволении иметь епископа в Белой-Кринице, но и представлен был монастырский устав с известной статьей «о водворении епископа», где, как мы видели, изложены главные основания, на которых предполагалось устроить белокриницкую старообрядческую епископию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Маркелл-Маркиан (Попель Маркелл Онуфриевич), еп. Полоцкий и Витебский Родился 31 декабря 1825 года от потомственного дворянина Онуфрия Попеля в г. Галиче, в Австрийской Галиции. Первоначальное образование получил в четырехклассной немецкой школе в том же городе, а затем в классической гимназии в Станиславове и Бучаче в Галиции. По окончании гимназии, поступил на философский факультет в г. Черновицах на Буковине и, по окончании его, прослушал полный богословский курс в двух университетах во Львове и в Вене. В 1849 году был назначен учителем педагогических курсов во Львове, а в следующем 1850 году 20 декабря рукоположен во священника к приходской церкви униатской Львовской архиепископии в г. Бучаче. В 1851 году определен законоучителем гимназии в г. Тернополе. В 1859 году – учитель русского языка в академической гимназии во Львове, и, наконец, в 1862 году – законоучитель немецкой гимназии в том же городе. Основательная богословская подготовка и неутомимое трудолюбие, всегда отличавшие Маркелла Попеля, доставили ему известность в литературном мире. В годы юности принимал деятельное участие в светской литературе. В первой по времени русской газете в Австрии, под названием «Зоря Галицкая», напечатана была, между прочим, его трагедия «Немира». В официальной Венской газете, издаваемой для русских в Австрии «Вестник», напечатано его рассуждение о певце Бояне, упоминаемом в слове о Полку Игореве. Но настоящее его призвание сказалось в целом ряде богословских работ, доставивших ему известность далеко за пределами Галиции. В последние годы пребывания в Галиции 1865–1866, о. Маркелл был издателем Львовской народной религиозно-нравственной газеты «Неделя». Церковно-литературная и научно-богословская деятельность Маркелла, его глубокое убеждение в истинности православной веры и ревностная защита им греко-восточных богослужебных и других обрядов обратили на неутомимого ревнителя православия внимание бывшей Правительственной комиссии народного просвещения в Польше. По вызову этой комиссии о. Маркелл с семейством, состоящим из двух сыновей (жена его Климента Феодоровна, урожденная Еловецкая, умерла еще в 1864 году), в конце 1866 года переселился в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Венский и Австрийский Иларион: Христианское население в разных частях планеты нуждается в большей защите со стороны ЕС Брюссель, 5 мая 2008 г. Христианское население в разных частях планеты нуждается в большей защите со стороны Европейского Союза, заявил глава представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион. " Толерантность не должна внедряться в ущерб христианам, которые продолжают составлять большинство европейского населения. Случаи христианофобии и дискриминации христиан должны быть официально осуждены " , - подчеркнул владыка на встрече руководителей ЕС с религиозными лидерами Европы, которая прошла в понедельник в Брюсселе. Епископ выразил мнение, что руководство Евросоюза должно делать больше для защиты европейского христианского наследия, передает ИНТЕРФАКС . Это, по словам архиерея, относится, в частности, к Косово, " где храмы варварски разрушаются, где тысячи христиан оставлены без крова и обречены на изгнание " . " Это также относится к той части Кипра, которую незаконно оккупируют турецкие войска, где церкви подвергаются разрушению и где христианское население тяжело страдает " , - сказал епископ. Владыка отметил, что Турция стремится вступить в Европейский Союз, " но в то же время пренебрегает нуждами христианского населения " . Так, продолжил он, отказ открыть богословскую школу на острове Халки, несмотря на постоянные просьбы со стороны Константинопольского патриархата, - " лишь один из примеров подобного пренебрежения " . " В значительной степени антихристианская политика Турции в настоящем подкреплена отказом сознаться в преступлениях, совершенных против христианского населения в прошлом, в частности, в геноциде армян, греков и ассирийцев " , - заявил епископ Иларион. Иерарх призвал руководство ЕС использовать механизм переговоров с Турцией для защиты религиозных меньшинств в этой стране. Кроме того, подчеркнул представитель Московского Патриархата, " намного больше может и должно делаться руководством ЕС для защиты христианского населения вне Европы, в частности, в Ираке, Афганистане, Саудовской Аравии и многих других исламских странах " .

http://pravoslavie.ru/26567.html

Решение о предоставлении автокефалии на Украине отложили – иерарх Константинополя 11 октября, 2018. Новостная служба Решение по украинскому вопросу примут тогда, когда наступит «подходящее время». 11 октября. ПРАВМИР. Константинопольский Патриархат отложил вопрос предоставления автокефалии на Украине. Митрополит Австрийский и экзарх Венгрии Арсений (Кардамакис) рассказал в об этом католическому новостному агентству KNA, передает DW . Иерарх Константинополя отметил, что Вселенский Патриархат примет решение по украинскому вопросу тогда, когда наступит «подходящее время». «Мы не хотели бы создавать никаких новых проблем, однако с Божьей помощью будем поступать так, чтобы все было мирно», – отметил митрополит Арсений. Официальных заявлений Константинопольского Патриархата по вопросу предоставления томоса УПЦ еще не было. Как сообщает ТСН , Вселенский Патриархат готовится объявить решение относительно автокефалии Украинской Церкви 11 октября.  В этот день состоится последнее заседание Священного Синода Константинопольского Патриархата. Следующий Синод КП намечен на 9-11 ноября. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 апреля, 2018 5 июля, 2018 13 сентября, 2018 27 февраля, 2024 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/reshenie-o-predostavle...

Архив Пн В Вене открылась православно-католическая конференция, посвященная миссии Церквей в сохранении христианского наследия Европы 3 мая 2006 г. 17:53 В австрийской столице открылась представительная конференция «Дать Европе душу», посвященная миссии и ответственности Церквей в сохранении христианского наследия современной Европы. Конференция организована Папским советом по культуре, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) и фондом «Pro Oriente». В течение четырех дней авторитетные церковные иерархи, богословы, представители церковно-общественных организаций и христианских СМИ из девяти европейских стран будут обсуждать различные аспекты сохранения христианских ценностей как основы европейской цивилизации. «Человек Европы болен и ослаблен, он страдает от секуляризма, — отметил кардинал Поль Пупар, президент Папского совета по культуре, открывая конференцию. — Но христианская Европа существует, европейцы представляют собой сообщество, для которого определяющим является Святое Евангелие». Вместе с тем, сегодня приходится говорить о реальной дехристианизации Европы от Атлатики до Урала, подчеркнул кардинал Пупар. «Новая объединенная Европа не должна ограничиваться только развитием экономических связей, она должна быть хранительницей всего, что делает нашу христианскую цивилизацию великой», — убежден кардинал Пупар. «Секуляризм, разрыв с духовными традициями представляет опасность для христианской Европы, — подчеркнул председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — И я убежден, что ответственность за сохранение христианских ценностей в Европе несут прежде всего наши Церкви, эта ответственность есть содержание и смысл нашего служения». Митрополит Кирилл подробно остановился на христианском понимании свободы и достоинства человека и назвал одной из главных задач — свидетельствовать о христианских корнях концепции прав человека. «Я бы не стал говорить, что современные европейские ценности полностью утратили связь с Христианством, — отметил митрополит Кирилл, — но, будучи обмирщенной формой традиционных христианских ценностей, они зачастую обращаются против Христианства, их породившего, ставят под сомнение христианскую идентичность Европы».

http://patriarchia.ru/db/text/109595.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агриппа Неттесгеймский. Гравюра. XVIII в. [Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма . Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V . За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому . В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей.

http://pravenc.ru/text/63398.html

Новости Продолжается полемика вокруг возвращения в лоно Католической Церкви епископов-лефевристов 04.02.2009 15:10 Вена – Берлин – Берн – Прага, 4 февраля, Apic/Благовест-инфо. Полемика, вызванная возвращением в лоно Католической Церкви четырех последователей епископа-схизматика Марселя Лефевра, не утихает. Так, архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн в своем выступлении на австрийском телевидении отметил, что сведения о восстановленном епископе Ричарде Уильямсоне были изучены «не слишком тщательно». В результате, по мнению кардинала, без должного внимания остался тот факт, что Уильямсон отрицает ужасы Холокоста. Таким образом, Шёнборн отмечает опасность антисемитизма, против которого была направлена декларация Второго Ватиканского собора «Nostra aetate». Но поскольку последователи Лефевра отрицают данную декларацию (наряду с другими постановлениями Собора), австрийский иерарх выразил опасение, что их возвращение в лоно Церкви не принесет плода. «Того, кто отрицает Шоа, не следовало реабилитировать в Церкви», - заявил кардинал. Вместе с тем Шёнборн подчеркнул значение речи Бенедикта XVI, в которой понтифик заявил о своей солидарности с еврейским народом и недопустимости отрицания Холокоста. Сходную точку зрения высказал и кардинал Карл Леман, бывший председатель Германской конференции епископов, в интервью немецкой газете «Welt am Sonntag». Как и Шёнборн, Леман подчеркнул, что комиссия «Ecclesia Dei», подготовлявшая воссоединение лефевристов с Римом, не изучила должным образом сведений о епископе Уильямсоне, прежде всего, о его отношении к Холокосту. «Комиссии следовало бы знать эти факты», - заявил кардинал Леман. Кроме того, кардинал отметил, что Лефевр и его последователи отвергают многие noлoжehuя II Ватиканского собора, в том числе носящие догматический характер. В частности, Леман указал, что лефевристы не приняли заявления Собора об отказе Церкви от каких-либо притязаний на мирскую власть и о недопустимости принуждения в вопросах веры. Леман отметил и ряд других воззрений, характерных для основанного Лефевром Братства св. Пия X. Так, по мнению лефевристов, усиление принципов коллегиальности в епископате подрывает авторитет Папы (что противоречит постановлениям II Ватикана), а любая экуменическая деятельность является " предательством истины " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О разделении раскола на частные секты Спустя немного времени от появления своего и от соборного над ними осуждения, раскол стал распадаться на различные секты и толки. Сначала он распался на две части: на поповщину и беспоповщину, а беспоповщина на перекрещенцев и неперекрещенцев. Эти секты и поныне составляют три главные части раскола, которые внутри себя ещё распались на разные толки и подразделения. Вот исчисление существующих ныне раскольнических сект, о которых мы намерены сообщить сведения. I. Поповщинские секты Беглопоповщина, составляющая первобытный вид поповщины. Дьяконовцы. Лужковцы. Поповцы, управляемые уставщиками. Поповцы, приемлющие Австрийскую, или Белокриницкую иерархию. Противуокружники. Окружники. Беспоповщинские перекрещенские секты Федосеевцы. Аристовы. Титловщина. Польские Федосеевцы. Рижские Федосеевцы. Тропарщики. Даниловцы полубрачные. Филипповы. Филипповы Орловские. Филипповы нечадородные. Филипповы не молящиеся с приглашенными. Брачные, то есть приемлющие браки. Бабушкины, или самокрещенцы. Рябиновцы. Дырники. Мелхиседеки. Самовосхищенники архиерейства. Странники, или бегуны. Странники безденежники. Странники брачные. Странники иерархиты. Беспоповщинские неперекрещенские с е к т ы Глухая Нетовщина, или Спасово согласие. Нетовщина поющая. Нетовщина – отрицанцы. Все исчисленные секты отделяются от православной церкви за принятие ею троеперстия и исправленных книг; сами же все принадлежащие к сим сектам знаменуются двуперстно, и молятся по одним и тем же старопечатным книгам, – значит все стремятся к одной и той же цели, по их мнению, к соблюдению древнего благочестия, и все именуют себя старообрядцами. Посему долженствовало бы в них быть, если не единству, то хотя сближению одних с другими; но столь велия между ними существует вражда, что не только они одни с другими не соединяются в молении, также в пище и питии, но и одни других проклинают, а в общение одни других принимают под исправу, – одни под миропомазание, другие даже перекрещивают приходящих к ним, – и просто сказать, каждая из сект только себя исповедует соборной и апостольской церковью и у себя только исповедует спасение, а прочих всех считает осужденными на вечную погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В самом большом соборе Америки была исполнена «Рождественская оратория» епископа Илариона (Алфеева) 18 декабря 2007 г. 17:57 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона — самом величественном храме Америки — состоялось первое исполнение нового музыкального произведения епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Вступительное слово перед концертом произнес на английском языке министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов . «Значение сегодняшнего события трудно переоценить, — подчеркнул министр. — Впервые в новейшей истории музыкальное произведение православного архиерея исполняется в самом большом католическом храме Америки». Далее министр рассказал о творческом пути композитора-епископа, обучавшегося в Московской государственной консерватории имени Чайковского и вернувшегося к композиторской деятельности после почти двадцатилетнего перерыва. В заключение своего вступительного слова А.С. Соколов пожелал всем собравшимся счастливого Рождества и помощи Божией во всех благих начинаниях. В исполнении «Рождественской оратории» приняли участие 180 музыкантов из России, включая Центральный симфонический оркестр Министерства обороны, Хор Государственной Третьяковской галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской Консерватории имени Чайковского, группу солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировал премьерой главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. На концерте присутствовало более 3 тысяч слушателей, в том числе предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Американский и Канадский Герман , предстоятель предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , иерархи и клирики Поместных Православных Церквей. Римско-Католическую Церковь представляли архиепископ Вашингтонский Дональд Вуэрл, бывший архиепископ Вашингтонский кардинал Теодор МакКаррик, другие иерархи и клирики, члены монашеских орденов, профессора и студенты духовных учебных заведений. Присутствовали многочисленные представители дипломатического корпуса, деятели культуры и искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/339954.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010