Настоятеля Никольского монастыря игумена Павла. Москва, 1876. I Один из начетчиков старообрядческих, последователь австрийского священства, из числа приемлющих Окружное Послание, имея со мной религиозные разговоры, между прочим сказал мне: «Вы всегда истязаете нас, принадлежащих к Белокриницкому священству, понапрасну, аки бы у нас незаконно восстановилась иерархия; вы всегда говорите: “откуда у вас возгорелась благодать епископства?” – и нашу трехчинную иерархию именуете безблагодатною, а нас, приемлющих оную, причитаете к раскольникам; но я вам могу доказать примером неоспоримым законность восстановления у нас трехчинной иерархии. Я ответил: «Не за одно двухсотлетнее решение епископского сана и незаконное восстановление оного справедливо принадлежит вам наименование раскольников, но за то, что вы или предки ваши откололись или отделились от непогрешившей в догматах веры православной Российской Церкви, и не токмо от нее, но и от всей Церкви вселенской, – отделились от нее и хулите ее. Если бы вы отделились и с епископами, если бы имели потомственную хиротонию, и тогда за такое расколотворство вы были бы во грехе раскола церковного; а теперь еще к тому греху раскола присовокупляется неверие в евангельское обетование о св. Церкви, – учите, аки бы сие обетование евангельское о неодоленности Церкви, созданной Христом Спасителем с тремя чинами иерархии, данное без всяких условий, может прекращаться. Однако я готов со вниманием выслушать, какой вы хочете указать пример, якобы несомненно уверяющий законность восстановления у вас епископского чина». Старообрядец сказал: «Три чина освященной иерархии подобны трем свещам, из которых одна большая, другая меньше, положим в половину, третья еще меньше, но которые все возжены одним огнем; они горели; потом дунул ветер и угасил большую свещу, оставив две меньшие горящими; но сия угасшая большая свеща, как очевидно само собою, может быть удобно возжена от средней. Три свещи – это, как я уже упоминал, три чина священной иерархии, неравные между собою: большая свеща – епископ, средняя – пресвитер, меньшая – диакон; все чины сии имеют видимую хиротонию,– все, подобно свещам, горят небесным огнем, имеют благодать Св, Духа; на большую свещу дунул дух искушения, – она погасла, то есть, епископы впали в ересь, лишились благодати Св. Духа, сохранив однако хиротонию, но два чина меньших, священник и диакон, сохранились неугасшими; мы взяли большую свещу, приложили к средней, она и возгорелась, то есть, епископ присоединился к нам и стал благодатным. И так очевидно, что не огненная сила, т. е. не благодать Св.Духа у нас угасала; но только не было у нас епископского чина, и мы, заимствовав его у вас, невозженный благодатию, возжгли от одного из двух светильников горящих. Справедливо ли после сего укорять нас, что будто у нас прекращалась благодать епископской хиротонии, когда она горела на других свещах?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Глава V В хлопотах за монастырским уставом прошел целый год. Между тем в это время крайзамт успел обменяться с губернией официальными объяснениями по поводу представленного им в июле 1840 года прошения белокриницких иноков об учреждении архиерейской кафедры у липован. В губернии весьма недоверчиво и неблагосклонно взглянули на это дело. Кажется, там уже получены были косвенным путем сведения, объяснявшие действительное значение затеянного белокриницкими иноками предприятия, а также известия и о самих затейщиках, как лицах подозрительных, бежавших из России. Предписанием от 28-го сентября 1840 года губернское начальство потребовало от крайзамта, как он и опасался, более полных объяснений о Белокриницком монастыре и о том, на каких основаниях крайзамт допустил существование этого духовного института в Белой-Кринице; о привилегии Иосифа II замечено, что она не дает липованам никакого права на устроение монастыря; ведение метрических записей, как ожидаемое последствие учреждения правильной иерархии у липован, признано также недостаточным основанием для просьбы о липованском епископе, так как ведение метрик есть дело гражданское, никакой связи с религией не имеющее; наконец, предписано находящихся в монастыре «тайно пришедших из-за границы липованских колугеров», которым собственно и принадлежит затея об учреждении архиерейской кафедры в Белой-Кринице, выслать из Буковины обратно за границу. В ответ на это предписание губернского начальства, крайзамт, новыми представлениями, от 5-го и 19-го декабря, старался отстоять свое мнение относительно метрик, доказывал что в липованских селениях действительно придают им значение религиозное и что только с учреждением у липован правильной иерархии можно ожидать в их обществах и правильного ведения метрических записей. Влиянию монастыря на ожидаемый счастливый исход дела о метриках и вообще на смягчение липованских нравов крайзамт придавал также большое значение; а для нужных объяснений о самом монастыре, его истории и учреждениях, обещал представить полный монастырский устав, приготовляемый по его поручению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Код плеера Livejournal Liveinternet Код плеера Livejournal Liveinternet 30 мая 2010 г. 21:21 30 мая 2010 года, в неделю Всех святых, Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения иерархи двух Церквей и многочисленное духовенство встречали Святейшего Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Кирилла у Адмиралтейской набережной, откуда затем началось торжественное шествие к собору. Под сводами Исаакиевского собора собрались тысячи верующих. Предстоятелям Константинопольской и Русской Православной Церквей сослужили: иерархи Константинопольского Патриархата — митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил; иерархи Московского Патриархата — митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир , управляющий делами Московский Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , архиепископ Новгородский и Старорусский Лев , архиепископ Вышгородский Павел , архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан , архиепископ Сурожский Елисей , епископ Гатчинский Амвросий , епископ Петергофский Маркелл , епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл , епископ Выборгский Назарий , епископ Солнечногорский Сергий , епископ Переяслав-Хмельницкий Александр . В алтаре молился митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат). Святейшим Патриархам Варфоломею и Кириллу и Преосвященным архипастырям сослужило многочисленное духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/1170621.ht...

архим. Михаил (Козлов) VIII. Появление у забайкальских старообрядцев беглопоповщинского толка лжепопа белокриницкой иерархии и скорое бегство его оттуда вследствие нерасположения к нему и к нововымышленной лжеиерархии беглопоповцев По получении донесения от подведомственного мне единоверческого священника Тарбагатайской единоверческой церкви Феодота Бородиневского о появлении в тарбагатаевской волости к старообрядцам лжепопа, поставленного от Белокриницкой вновь изобретенной лжеиерархии, я, не смотря на распутицу, нисколько не медля, отправился из монастыря с одним послушником, марта 10 дня, в означенную волость Верхнеудинского округа, чтобы подробно разузнать о прибывшем сюда лжепопе, помянутой лжеиерархии, против которой раньше мною не мало было говорено с тарбагатайскими старообрядцами. 13 числа приехавши к священнику Бородиневскому, я послал за волостным головой, но по отсутствию оного из волости ко мне явился волостной писарь. Последний на вопрос мой вот что сообщил мне о появившемся в их волости лжепопе. Действительно, у нас по волости был слух что какой-то поп австрийского поставления 12 февраля приехал из Томской губернии в селение Куйтун и остановился у одного поселенца; приезжал не на долгое время и сюда в Тарбагатаевское селение, о чем один из старообрядцев, не расположенных к этому попу, заявил волостному правлению, и с нашей стороны были приняты меры к розысканию его, но отыскать не могли; и в последнее время мы достоверно узнали, что этот поп, увидевши нерасположение к нему большинства старообрядцев, убежал отсюда обратно в Томскую губернию. Желая более и достовернее разведать о лжепопе, я от правился из Тарбагатаевского в Куйтунское селение, в котором и остановился в доме священника Николая Казанского, и, отслуживши вместе с ним Божественную литургию в крестопоклонное воскресение, попросил сельского старшину собрать передовых старообрядцев грамотеев и начетников. Старшина к 5 часам пополудни исполнил мою просьбу. По случаю праздничного дня старообрядцев собралось в земскую квартиру так много, что все не могли вмещаться в просторной избе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Село Белая Криница (рус. Белый Колодец, укр. Бiлa Криниця; румын. Fântâna Alb) на Буковине основано в 1784 году. Известно, что на месте нынешнего села был хутор Тернавка (1430-е гг.), позже — урочище Варница (1765). Во времена Австрийской империи эти земли принадлежали религиозному фонду и были переданы в 1780 г. русским старообрядцам. Название Белый Колодец село получило по беловатому цвету воды в колодцах, выкопанных в известняковой почве, что и привлекло сюда старообрядцев в поисках легендарного Беловодья. Русские старообрядцы-липоване переселялись на Буковину из Причерноморья, Валахии и Бессарабии. В 1785 г. беглопоповцы-липованы учредили здесь Свято- Покровский мужской монастырь. Беглопоповцы, признавая " законность " новообрядческой иерархии, но не имея возможности рукополагать священнослужителей самостоятельно (это может сделать только епископ), принимали из Патриаршей Церкви " перебежчиков " . Такая практика не могла существовать бесконечно, к середине XIX века группа московских беглопоповцев приняла решение во чтобы то ни стало найти достойного архиерея, который согласится возглавить старообрядцев и восстановить трехчастную иерархию. В 1839 году в Буковину пришли иноки Павел, Алимпий и Геронтий. У них была миссия - найти епископа и место для обустройства архиепископии. Иноки уговорили бывшего епископа Сараево, Амвросия, принять на себя управление старообрядческой церковью. В 1844 году австрийский император Фердинанд выдал разрешение на открытие иерархии и женского Свято-Успенского монастыря в Белой Кринице, и в 1846 году именно здесь была создана старообрядческая Белокриницкая иерархия, наследницей и правопреемницей которой является современная Русская Православная Старообрядческая Церковь (с центром в Рогожской слободе). Село на столетия стало центром культуры и духовного возрождения старообрядцев. К началу ХХ века в Белой Кринице насчитывалось около 20 культовых сооружений, как-то: церквей, келий и других строений. Наиболее величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» в свое время были многокупольный Покровский собор с большой пятиярусной колокольней, 45 метров высотой, и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. На территории мужского монастыря располагались митрополичьи палаты, двухэтажный братский корпус.

http://sobory.ru/article/?object=33572

В. Беликов Содержание Общий взгляд митрополита Филарета на раскол Часть I. Духовные меры против раскола Глава I. Школа Глава II. Просветительная деятельность православного приходского духовенства и монашества Глава III. Противораскольнические миссионеры Глава IV. Полемическая литература Часть II. Гражданские меры против раскола Глава I. Необходимость и законность гражданских мер против раскола. Характер этих мероприятий и способ их проведения Глава II. О гражданских правах раскольников I. Об ограничении общественных и личных прав раскольников II. Об ограничении семейственных прав раскольников Вопрос о раскольнических метриках III. Вопрос о самостоятельной раскольнической школе Глава III. О религиозных правах раскольников I О раскольнических молитвенных зданиях и богослужебных предметах II. О лицах, совершающих у раскольников богослужение и духовные требы А. Вопрос o беглых священниках Б. Вопрос о даровании раскольникам священников независимых от духовного начальства В. Вопрос об Австрийской иерархии Часть III. Единоверие Общий взгляд митрополита Филарета на единоверие Глава I. Деятельность митрополита Филарета в истории внешнего развития единоверия I. Единоверие в центрах Московского раскола – на преображенском и рогожском кладбищах II. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов белокриницкой иерархии Глава II. Деятельность митрополита Филарета в истории внутреннего развития единоверия I. Вопрос o самостоятельном единоверческом епископе II. Вопрос о клятвах большого Московского собора 1667 года III. Вопрос o так называемых жестокословных порицаниях на старые обряды IV. Вопрос о свободном переходе из православия в единоверие     В ряду недавних противораскольнических деятелей, из среды русских архипастырей, митрополиту Московскому Филарету бесспорно принадлежит одно из самых видных мест. В этом отношении его имя должно быть поставлено на ряду с именами таких борцов против раскола, как митрополит С.-Петербургский Григорий и архиепископ Пермский Аркадий и Воронежский Игнатий. Но если последние известны более как миссионеры и полемисты против раскола, как первые созидатели и насадители миссионерского противораскольнического дела, как авторы замечательных противораскольнических сочинений; то слава митрополита Московского основывается главным образом на его административной деятельности по отношению к расколу, и его заслуга, как противораскольнического полемиста, как автора известных «Бесед к глаголемому-старообрядцу», немного прибавляет к этой его славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава VIII В то время, когда инок Павел совершал свои подвиги ради восстановления «древлеправославной» иерархии, странствуя по восточным странам, проживая в Константинополе и Вене, – инок Геронтий, со своей стороны, занимался приведением Белокриницкого монастыря в приличное для будущей епископии устройство. С особенным прилежанием занялся он этим делом, когда получил из Царьграда утешительное известие о заключении письменных условий с босно-сараевским митрополитом Амвросием. Так как возведение большого рахмановского дворца, где предполагались покои для будущего «владыки», еще не было и начато, то Геронтий озаботился, во-первых, приличным устройством временного помещения для митрополита Амвросия. Для сего предназначался незадолго перед тем построенный небольшой деревянный домик о шести комнатах, о котором мы уже упоминали выше: в нем четыре комнаты отделены были собственно для помещения Амвросия, а две остальные назначены, для переводчика и для инока Павла, постоянное присутствие которого при особе Амвросия, в звании его письмоводителя, а на самом деле в качестве управляющего всеми церковно-иерархическими делами старообрядцев, считалось необходимым. Другой заботой Геронтия было приготовить помещение для амвросиева сына с семейством. По заключенным в Константинополе условиям, монастырь обязан был купить для него дом в полную его собственность; но на первый раз Геронтий нашел удобнейшим предоставить в распоряжение Георгия Амиридиса монастырский двухэтажный деревянный дом, известный под именем «дуниного дома». Дом этот был уже довольно стар, но Геронтий обновил его, вновь оштукатурил и выбелил; помещение в нем было просторное, – из семи комнат; а главное удобство состояло в том, что он находился у самой монастырской ограды 455 , так что Георгий мог во всякое время бывать у отца. Тогда же Геронтий нашел нужным съездить еще раз в Москву. Правда, в Москву уже ездил, не задолго перед тем, для сообщения известий о приобретении епископа, инок Алимпий, который даже привез оттуда устроенное, по усердию московских раскольников, полное архиерейское облачение для Амвросия и другие необходимые при архиерейской службе принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Д.И. Харитонов Указатель свидетельств в защиту Православия, обретающихся в рукописях и книгах, принадлежащей Никольскому единоверческому монастырю, хлудовской библиотеки Источник Несколько слов о составителе «Указателя» Родился в 1844 г. в селе Ярымове, близ Павлова (Нижегородской губернии) от православных родителей и крещен в православной церкви; но, имея родственников, держащихся раскола, у которых ему приходилось заниматься общераспространенными на его родине стальными изделиями, он постепенно усвоил себе их неправые понятия о церкви, так что в 1863 г. и сам уклонился в раскол. Он поступил в согласие старообрядцев, приемлющих австрийскую иерархию. Тогда и здесь, у нижегородских поповцев австрийского согласия, начались раздоры по поводу изданного в 1862 г. Окружного Послания: Д.И. Харитонов стал на сторону окружников и начал усердно защищать «Окружное Послание». Одаренный любознательностью, с юных лет пристрастившийся к чтению, Д.И. Харитонов, сделавшись старообрядцем, еще с большим усердием стал читать священное и святых отец писания, также разные старообрядческие и православные полемические сочинения. Внимательное и беспристрастное чтение привело его постепенно к сомнениям относительно законности Белокриницкой иерархии и самого старообрядчества. Колеблемый этими сомнениями, он решился в 1871 г. отправиться в Москву, к здешним старобрядческим учителям, для разрешения «недоуменных вопросов». Вот, что говорит он сам, в краткой биографической записке, об этом пребывании в Москве: «Здесь я нашел себе радушный приют в канцелярии у самого Антония. И с самим Антонием, и, особенно, с его письмоводителем А. Швецовым, так же с его бывшими помощниками Е. А. Антоновым и другими, я имел не мало собеседований о православной греко-российской церкви, об австрийской иерархии и о проч. Из этих бесед с ними я хорошо увидел, что мои собеседники, при всем своем старании, не могут доказать законность обвинений на православную греко-российскую церковь и не в состоянии оправдать австрийскую иерархию. Так, не разрешив недоумений, я и возвратился на родину, бурю внутрь имея помышлений сумнительных».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Шутов Андрей Иларионович; 1812, с. Анастасьино Коломенского у. Московской губ.- 8.11.1881, Москва), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в правосл. крестьянской семье. В детстве был научен грамоте, затем учился рисованию. В 22 года ушел в Норский мон-рь около посада Злынка в Стародубье, где, повторно крестившись, присоединился к федосеевцам . Нек-рое время спустя вернулся в Москву и поступил на службу к купцу Ф. А. Гучкову, затем стал казначеем Преображенского кладбища - центра федосеевского согласия. Тяготясь своей должностью, А. И. Шутов вновь поселился в Норском мон-ре, где принял иночество с именем А., затем перебрался в Войновский мон-рь в Вост. Пруссии. В 1851 г., перейдя австрийскую границу, А. оказался в федосеевском мон-ре в с. Климоуцы близ Белой Криницы. Познакомившись в Буковине с иноком Павлом (Великодворским) , одним из учредителей Белокриницкой иерархии, А. под влиянием бесед с ним пришел к выводу о законности белокриницкого священства. Несмотря на упорное противодействие со стороны климоуцких беспоповцев , А. перешел в Белокриницкий мон-рь. Его присоединение к Церкви поповцев и повторный постриг состоялись в нач. февр. 1852 г. 1 окт. того же года он был поставлен Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) во иеродиакона, 6 дек.- во иеромонаха, 3 февр. 1853 г. А. рукоположили во архиеп. Владимирского и всея России - первоиерарха всех старообрядцев в России - и послали в Москву. Одной из причин поставления А. была необходимость ограничить деятельность первого из поставленных в Россию архиереев Белокриницкой иерархии - еп. Симбирского Софрония (Жирова) , отличавшегося своеволием и симонией . Софроний отказался подчиниться А. и попытался создать в России независимую от Белой Криницы старообрядческую иерархию с патриархом во главе. А. издал окружное послание с обличением деятельности Софрония. В 1858 г. еп. Софроний и ряд его сторонников принесли соборное покаяние. В 1863 г. А. был избран архиепископом Московским и всея России.

http://pravenc.ru/text/116034.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827, посад Воронок Стародубского у. Черниговской губ.- 23.02.1907, Белая Криница, Австрийская империя (ныне Черновицкой обл., Украина)), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии , публицист. Род. в семье купца 3-й гильдии, беглопоповца . В 19 лет поселился в келье при доме отца, занявшись помимо молитвенного правила изучением «старопечатных, уважаемых старообрядцами книг». В 1851 г. ушел за границу, ок. года жил в Молдавии, где познакомился с сочинениями инока Павла (Великодворского) , апологета Белокриницкой иерархии. Желая установить личное знакомство с ним, отправился в Белокриницкий мон-рь (см. в ст. Белая Криница ). Архимандритом мон-ря Аркадием (Ивановым) был пострижен в монашество, в 1853 г. Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) рукоположен во диакона, вскоре возведен в сан архидиакона. В 1855 г. переселился в Тисский мон-рь. В 1857 г. по приглашению Владимирского архиеп. Антония (Шутова), главы российских старообрядцев белокриницкого согласия, приехал в Москву. 20 сент. 1858 г. архиеп. Антонием совместно с Казанским и Вятским еп. Пафнутием (Шикиным) рукоположен во епископа. Специально для П. была учреждена Коломенская кафедра, т. к. предполагалось, что он станет помощником Московского архиепископа: П. должен был ездить по России и поставлять старообрядческих священников, «в Москве же не объявлять себя епископом и удаляться от службы, а ежели необходимость заставит, то служить без омофора (священническим чином.- В. Б.)». Поскольку Московская старообрядческая кафедра еще не была учреждена, для временного управления делами в Москву приехал представитель Белокриницкого митрополита Браиловский еп. Онуфрий (Парусов). П. получил от Онуфрия разрешение совершать богослужения в Москве «в омофоре, по-епископски», начал служить, говорить проповеди и вступил в борьбу с архиеп. Антонием за Московский престол (Переписка раскольнических деятелей. М., 1899. Т. 3. С. 199-201). В 1860 г. П. отправил архиеп. Антонию письмо, извещая, что слагает с себя сан. Письмо разбиралось 23 июня 1860 г. на заседании совета епископов (присутствовали помимо П. архиеп. Антоний, епископы Афанасий (Кулибин) Саратовский и Онуфрий), П. просил благословения удалиться в мон-рь. Ему разрешили поселиться в мон-ре без права на епископское служение. П. решение не признал. Ради примирения архиеп. Антоний отказался от присланной ему митр. Кирилом грамоты с благословением занять Московский престол. 7 июля на 2-м заседании совета П. отказался от Коломенской кафедры и просил разрешения уйти «на уединение»; благословение было дано.

http://pravenc.ru/text/2579818.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010