Глава II Быстрое распространение беглопоповства, особенно после издания секретных, но не оставшихся в секрете правил 1822 года, равно как вообще широкое развитие раскола вследствие предоставленной раскольникам религиозной свободы, которою они явным образом злоупотребили, с самого вступления на престол императора Николая составили предмет его особенного внимания, внушили ему заботу о принятии необходимых мер к искоренению таких, по его искреннему убеждению, оскорбительных для православной церкви и нетерпимых в благоустроенном государстве явлении. В течение первых десяти с небольшим лет его царствования были изданы им одно за другим многочисленные распоряжения и узаконения, направленные к постепенному сокращению полученных раскольниками в прежние времена разного рода вольностей и льгот, – узаконения, в общей своей совокупности действительно выражавшие твердое и неуклонное намерение императора положить конец, если не самому существованию, то, по крайней мере, процветанию и дальнейшему распространению раскола, в частности же – прекратить «прискорбное для православной церкви» беглопоповство. Из числа распоряжений указанного времени, направленных собственно против беглопоповства, мы укажем только те, которые по своему значению и по своим последствием заслуживают особенного внимания. Первым стеснительным для раскольнических беглых попов распоряжением императора Николая было воспрещение им разъезжать из одного места в другое. По возбужденному пермским гражданским губернатором вопросу, «… могут ли старообрядческие священники отлучаться от своих мест для исправления треб в другие губернии», комитет министров 10 мая 1827 года мнением положил: «… переходы раскольническим священникам для исправления треб из уезда в уезд, а тем более из губернии в губернию, решительно воспретить, в случае же переездов их, если не будут иметь надлежащих видов, поступать с ними, как с бродягами». 24 числа, того же месяца, утверждая это мнение, император Николай собственноручно сделал следующую, многозначительную в отношении к дальнейшим делам подобного рода надпись: «… весьма справедливо» 83 . В том же 1827 году, 8-го ноября, состоялось Высочайшее определение о попах Рогожского кладбища, чтобы находившихся там до этого времени «… оставить в покое», но отселе «...новых отнюдь не принимать» 84 . Это распоряжение было тем важнее и тем чувствительнее для раскольников, что касалось одного из самых главных пунктов поповщины и внушало опасение новых в том смысле распоряжений, которые действительно и не замедлили последовать относительно раскольнических попов некоторых других мест, – именно Петербурга и Пермской губернии 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава II. Каноническое устройство Русской Православной Церкви Одной из пятнадцати Поместных Православных Церквей является Русская Православная Церковь . Это многонациональная Поместная Церковь, находящаяся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви. (В дореволюционный период официальным названием Русской Православной Церкви было «Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь ».) Из 136 епархий Московского Патриархата 68 находятся на территории Российской Федерации (более 12,5 тысячи приходов), 35 на Украине (более 10 тысяч приходов), 11 в Белоруссии (более 1,3 тысячи приходов), 6 в Молдавии (более 1,5 тысячи приходов), 3 в Казахстане, по одной в Азербайджане, Литве, Латвии и Эстонии. Приходы Московского Патриархата в Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане объединены в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию. В дальнем Зарубежье у Русской Православной Церкви имеется 8 епархий: Аргентинская и Южноамериканская, Берлинская и Германская, Брюссельская и Бельгийская, Будапештская и Венгерская, Венская и Австрийская, Гаагская и Нидерландская, Корсунская (объединяющая приходы на территории Франции, Италии, Испании, Португалии и Швейцарии) и Сурожская (на территории Великобритании и Ирландии). Приходы Московского Патриархата в США и Канаде управляются викариями Московской епархии на правах епархиальных архиереев. Как и другие Поместные Православные Церкви, Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления в Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с патриархом Московским и всея Руси. Церковь разделена на епархии, которые могут быть объединены в митрополичьи округа, экзархаты, автономные и самоуправляемые Церкви. Епархии включают в себя приходы, монастыри, духовные учебные заведения и другие канонические учреждения. Приходы объединяются в благочиния. 1. Высшее церковное управление

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава I Попытки старообрядцев приобрести епископа, или что, то же, учредить свою собственную иерархию, довольно рано известны в истории раскола и вызваны были пробудившимся в обществе раскольников сознанием недостаточности и ложности их самостоятельного, совершенно отдельного от церкви, но безиерархического состояния. К великому утешению православной церкви, даже при первом обнаружении раскола, когда в нем еще нельзя было видеть решительно признаков, свойственных именно расколу, когда он явился еще под благовидным прикрытием ревности по досточтимой старине и от предков наследованной веры, искажаемым будто бы по произволу одного человека, – даже и тогда из всех не малочисленных русских иерархов один Павел епископ Коломенский явился сообщником расколоучителей, за что и был провозглашен ими, равно как и доселе признается у раскольников, их первоначальником и первосвятителем, хотя и он, как можно с основательностью предполагать, сделался ревнителем раскола больше под влиянием своих личных неприязненных отношений к патриарху Никону , нежели из преданности, так называемому, у раскольников «древнему благочестию» 16 . Что на, сторону раскольников не уклонился, кроме Павла Коломенского, ни один из тогдашних российских епископов, в этом действительно нельзя не видеть отрадное для сынов православной церкви указание особенного Божия о ней попечения: ибо раскольники, имея у себя хотя бы нескольких епископов, могли бы основать свою, постоянно продолжающуюся иерархию и раскол чрез это приобрел бы больше силы и прочности, тогда как, напротив, неимение епископов и отсюда невозможность с самого же начала основать собственную иерархию были именно залогом неизбежно предстоявших расколу внутренних смут и нестроений, распадения на частные, одна другой враждебные секты, вообще его слабости и недолговечности. Нельзя также не видеть следов особенного промышления Божия о православной церкви и в том, что сам Павел Коломенский не успел поставить преемника себе по епископству, чрез которого, хотя и вопреки церковным правилам, мог бы начаться непрерывный ряд раскольнических архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Деятельность митрополита Московского Даниила в период его игуменства в Волоколамском монастыре Митрополит Даниил Московский. Миниатюра Летописного свода XVI в. Митрополит Московский Даниил по праву считается одним из наиболее значительных церковных деятелей в российской истории первой половины XVI века. Его деятельность вызывает неоднозначные оценки: одни считают его выдающимся иерархом, другие – поборником княжеских интересов. Так или иначе, жизнь и труды митрополита, занимавшего Московскую митрополичью кафедру 17 лет, с 1522 по 1539 год, заслуживают особого внимания. Свой путь к митрополичьей кафедре Даниил начал с монашеского пострига в монастыре преподобного Иосифа Волоцкого. Талантливый и весьма честолюбивый инок, Даниил очень скоро приобрел большой авторитет среди братии и после кончины преподобного Иосифа в 1515 году стал настоятелем монастыря. Так начался важнейший этап его ранней биографии, в течение которого окончательно сформировались общественно-политические взгляды будущего митрополита и созрели предпосылки для поставления его на кафедру. Ранняя биография Даниила (конец XV в. – 1515 г.) О раннем периоде жизни митрополита Даниила нам известно очень немного. Скудные и почти единичные упоминания источников о Данииле до 1515 года вынуждают историков выдвигать только версии и предположения относительно происхождения, даты и места рождения, сословной принадлежности будущего митрополита. Год рождения Даниила точно неизвестен. Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в 1517 и 1526 годах, в своих записках упоминает, что ко времени возведения на митрополичью кафедру в 1522 году Даниилу было «около тридцати лет от роду» . Исходя из этого, и год его рождения должен определяться как 1492. Однако достоверность слов Герберштейна была поставлена под сомнение целым рядом исследователей . Наиболее последовательную критику его данных находим у В.И. Жмакина , который, тем не менее, не решается полностью отвергать показания австрийского посла и предлагает понимать их «в смысле приблизительного указания лет Даниила» . Действительно, Герберштейн по долгу службы мог неоднократно видеть митрополита и даже знать его лично. Скорее всего, он мог быть введен в заблуждение внешним видом Даниила или слухами его врагов, которые всячески стремились оклеветать митрополита в глазах иностранца .

http://pravoslavie.ru/49574.html

Донское. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкий храм села Донского был построен в 1895 году и в настоящее время является одним из 18 храмов Ставрополья, относящихся к историческим памятникам. До революции храм был старообрядческим, но впоследствии был разрушен и восстановлен уже православными. Храм восстанавливали всем селом, приносили иконы, сохранившиеся у жителей села, прихожан других церквей. Сам по себе Троицкий храм небольшой. Это обьяснялось тем, что ранее запрещали строить большие церкви. В храме находятся чудотворные иконы - Пресвятой Богородицы, именуемой " Скоропослушница " и икона св. Николая Чудотворца. Во время войны храм не действовал. Материал подготовлен Анной Марченко О прошлом и настоящем Донской Свято-Троицкой церкви Прискорбно, но прошлое оставило в нашем селе одну маленькую церковь, разрушив две большие и красивые. Не знаю по какой причине, но едут мои односельчане в храмы близлежащих поселений. И это ни в коем случае не возбраняется. Видимо, в нашей Свято-Троицкой не помещаются. Но всё же Донскому Господь Бог дал церковь, которая находится в селе… Последнее десятилетие проживает в Донском поселении более 15 тысяч человек, из них не менее 12 тысяч относят себя к православию. Принято считать, что построена церковь в 1895 году. Когда-то ныне покойный Фёдор Николаевич Долженко, будучи строителем и архитектором, определил ей такой возраст. Ошибся, но не на много. Как уже сообщалось, церковь была выстроена «тщанием восьми семейств старообрядцев австрийского толка». Об этом свидетельствуют клировые ведомости за 1913 год, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края. И дореволюционные памятные книжки Ставропольской губернии из фондов Ставропольской краевой универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова подтверждают этот факт. Так, в памятной книжке за 1910 год впервые появляются сведения о Донской старообрядческой общине Белокриницкой иерархии. Белокриницкая иерархия - наименование православной старообрядческой церкви, которая получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи (ныне Черновицкая область Украины). В этом населённом пункте в 1846 году и была создана Белокриницкая (австрийская) иерархия.

http://sobory.ru/article/?object=01318

Е.А. Антонов 1. Моя семья. – Наш переход из православия в раскол и причина перехода. – Увещание совращенных, кончившееся ничем. – Антоний Шутов и его ревность о распространении раскола. – Мое поступление в писцы. – Книги, написанные мною. Родина моя – деревня Матюкова, Новоторжского уезда, Тверской губернии. Родители мои принадлежали к православной церкви. В сороковых годах, когда я родился, в нашей деревне было 50 домов: из них только семь домов, в том числе и наш, принадлежали к общеправославной церкви; домов 30 было единоверцев; а остальные – раскольники поповщинского толка, принявшие новоявленную тогда австрийскую иерархию. Родительница моя немножко умела грамоте: она и научила меня читать; родитель же был безграмотный. Все принадлежащие к общеправославной церкви жители нашей деревни, в том числе и мои родители, хотя и числились церковными, хотя и ходили в церковь за богослужение, но внутренне предпочитали православию раскол старообрядчества – за то, что в нем истово крестятся и вполне соблюдают устав богослужения. Правда, попа у наших старообрядцев не было, по воскресным и праздничным дням они собирались в доме одного почтенного крестьянина, где и отправляли вечерню, утреню, часы; но певцов у них было много, – пели не одни мужчины, а и некоторые женщины, умеющие петь, что очень нравилось и православным; напротив, в приходской православной церкви певцов не было (как и теперь нет), и служба отправлялась невнимательно, что и отталкивало от нее прихожан к расколу. Со старообрядцами могли бы в этом отношении соперничать единоверцы; но у них общественного богослужения в деревне совсем не было, – церковь , к которой они были приписаны, находилась в 30 верстах, в г.Торжке. Замечу кстати, что эта церковь была открыта еще при самом учреждении единоверия. Инок Никодим, ехавши в Петербург хлопотать об учреждении единоверия, дорогой останавливался в Торжке и заручился прошением граждан города, старообрядцев, на принятие единоверия: тогда у них и была устроена единоверческая церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864-1918) Протоиерей Иоанн Восторгов Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна - Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 г. семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. " ...смиряюсь пред Божиим промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, - слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою здесь пред вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, - те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели. " Иоанн Восторгов по окончании в 1887 г. Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента), был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища. 30 сентября того же 1887 года он назначается штатным учителем русского и церковно-славянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в Послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения Преосвященного епископа Владимира. К 1887 г. относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова: " Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов, " Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает как рано определились церковно-аполологетические устремления будущего блестящего защитника церкви от различных противоцерковных течений.

http://pravoslavie.ru/1450.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Государство и целомудрие 18.07.2008 276 Время на чтение 9 минут Казалось бы, какое отношение друг к другу имеют два этих понятия? Если государство для нас - лишь машина насилия, работающая ради " принуждения одного класса другим " , а целомудрие - лишь некоторое отрицательное состояние человека по отношению к разврату, то да, разумеется, два этих понятия несоединимы. Однако если мы все-таки допустим, что государство, помимо своей внешней, не всегда нравственной повседневности, представляет собой сообщество людей, основанное на неких твердых принципах и имеющее некие высокие цели, а целомудрие, в свою очередь, может обнимать все стороны жизни и деятельности всякого человека, а не только его физиологию, тогда у нас появится поле для размышлений. Когда преподобный Иоанн Лествичник называет целомудрие " всеобъемлющим названием всех добродетелей " , он не настаивает, что достижение его невозможно вне девства и монашества (хотя такой путь, разумеется, самый краткий). Всякий избранник Божий, всякий талантливый мастер своего дела может и должен быть целомудрен, в том числе и в своей работе. Это касается и государственных деятелей, и государственных служащих среднего звена, и рядовых граждан, без которых государство тоже не сможет устроиться. Все эти люди, следуя своему призванию, выполняя свою работу, должны стремиться к " чистоте души и тела " , воспитывать в себе " совершенную нечувствительность к различию тел " . Там, где этого не происходит и целомудрие становится " личным делом каждого " , общество, а следом за ним и государство, просто рушится. Либо раздирается на части гражданской войной, либо тихо " отмирает " под давлением олигархов, корпораций, сепаратистов... Так что целомудрие для государства, в каком-то смысле, залог самосохранения. Вполне целомудренным государством является, надо полагать, Царство Божие. Заметим: не первоначальный ненаселенный рай, а царство, то есть иерархическая структура, включающая в себя миллионы людей. Здесь, в этом мире, до Второго пришествия Господня прямое обустройство такого царства невозможно. Однако первыми, кто попытался уточнить это положение, в первом тысячелетии по Р.Х. стали владыки крупнейшей державы тогдашнего мира - византийские императоры. Константин, Феодосий и Юстиниан Великие стремились выстроить на земле именно христианскую империю, то есть государство, ориентирующееся на нормы православной святости. В западном мире им не слишком удачно пытались подражать Каролинги и следующие династии германских императоров. Последним европейским проектом строительства христианской империи в XV-XVI веках был испано-австрийский (династия Габсбургов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От апостолов до наших дней не прекращается преемство епископской благодати, которую принимает каждый архиерей в Таинстве хиротонии. Без пяти лет юбилей архиерейского служения нашего Владыки 30 декабря 2007 года послужил поводом для небольшого «генеалогического» исследования. Сергей Фирсов доктор исторических наук, профессор СПбГУ История епископских хиротоний, безусловно, неотъемлемая и важная часть церковной истории. Эта важность проявляется не только в «формальном», т. е. фактологическом знании «дат и имен», но и в ином - уяснении роли Провидения в жизни и судьбе посвящаемого. Святой Игнатий Богоносец писал, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, занимая в общине то место, которое Христос занимал на Тайной Вечере. Церковная иерархия - есть церковная власть, призванная к служению любви и всегда представляемая во времени определенным архиереем. Исследовать историю жизни архиерея как архиерея, думается, невозможно без того, чтобы понять - через кого в чреде поколений он получил посвящение. Подобные исследования лучше многих абстрактных рассуждений позволяют понять, что в человеческой судьбе не бывает случайностей, что Божий Промысл - великая реальность. В год сорокапятилетия хиротонии владыки, думается, стоит упомянуть о тех, кто участвовал в его хиротонии, проследить - от кого они сами приняли благодать епископства. Представляет интерес и то, насколько епископы, участвовавшие в хиротонии владыки Владимира, равно как и хиротонисавшие хиротонисавших его, были связаны с Санкт-Петербургом. Патриархи Алексий I и Григорий IV Итак, 30 декабря 1962 года за Божественной литургией в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; 1877-1970), возглавлявшим хиротонию, а также митрополитом Пименом (Извековым), будущим Патриархом, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым; 1929-1978), архиепископом Сурожским Антонием (Блумом; 1914-2004) и епископом Венским и Австрийским Филаретом (Денисенко; 1929). И Патриарх Алексий, и митрополит Пимен, и архиепископ Никодим в разные годы были связаны с Петербургской-Петроградской-Ленинградской епархией. Святейший Алексий, ближайший помощник Патриарха Сергия (Страгородского; 1867-1944), с 1932 года и до своего избрания на Патриарший престол был митрополитом Ленинградским, эту же кафедру в 1961-1963 годах занимал и владыка Пимен, которого сменил ставший к тому времени митрополитом владыка Никодим. Их хиротонию (соответственно в 1957 и в 1960 годах) также возглавлял Патриарх Алексий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич; 1803, с. Ермолово Серпуховского у. Московской губ.- 18.07.1868, Гуслицкий Спасо-Преображенский мон-рь), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Белокриницкой иерархии ). Из крестьянской старообрядческой семьи. В 1822 г. поселился в Серковском старообрядческом муж. мон-ре в Оргеевском у. Бессарабской губ. (находился близ совр. с. Сыркова (Молдавия), отнят у старообрядцев властями в 1846, в наст. время не существует), в 1825 г. принял иночество, в мон-ре сблизился с иноком Паисием (Агеевым; впосл. игум. Парфений, 1-й настоятель единоверческого Гуслицкого в честь Преображения Господня мон-ря ). Г. неоднократно совершал поездки по России (в т. ч. в С.-Петербург) для сбора пожертвований на Серковский мон-рь. В 1830 г. познакомился с П. В. Великодворским (см. Павел ) в слободе Зимогорский Ям (совр. Зимогорье) Новгородской губ. В нач. 30-х гг. XIX в., в условиях ужесточения политики гос-ва в отношении старообрядцев, последние активизировали усилия по поиску собственного епископа. Главным исполнителем этого намерения стал Великодворский, в 1832 г. избравший себе по жребию в качестве 1-го помощника Г. 1 марта 1836 г. Великодворский был пострижен в иночество с именем Павел в старообрядческом муж. Лаврентьевском мон-ре в Стародубье, Г. стал его евангельским отцом (наставником в иноческой жизни). Вскоре Г. и Павел отправились к «предгорьям Арарата», где, как они тогда считали, могли жить старообрядческие епископы. В кон. 1836 г. старообрядцы были задержаны полицией в г. Кутаис, после 3-месячного пребывания в тифлисской тюрьме иноки были высланы в янв. 1837 г. на прежнее место жительства. В 1839 г. Г. и Павел отправились в Буковину (входившую в тот период в Австрийскую империю) с целью учреждения там старообрядческой епископской кафедры. С помощью жителей старообрядческого с. Белая Криница получили австр.

http://pravenc.ru/text/164861.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010