Во главе прошлогодней экспедиции находился, как известно, новозыбковский раскольнический лжесвященник Ефим Мельников. Им собственно и замышлена была эта экспедиция, как теперь оказывается из объяснений беглопоповцев, в видах своекорыстных, но под тем благовидным предлогом, что якобы с помощью верных известий о Амвросии, какие могут быть добыты экспедицией, легко будет расположить к принятию австрийского священства местных беглопоповцев, составляющих наибольшую половину старообрядческого движения в Стародубе. Беглопоповцы поняли это как нельзя лучше и были настороже. Вскоре же после того, как Мельников возвратился из экспедиции, на Ветке, где имелся у беглопопвцев того края беглый поп 1 , составлен был сход, на котором «соборне» постановили – считать по-прежнему австрийское священство незаконным, неправильным и безблагодатным, а приходящих от австрийского согласия в ветковское – принимать как еретиков 2-го чина, под миропомазание. Об этом «соборном» определении ветковский поп с своими попечителями сообщил в стародубские посады здешним беглопоповцам, находившимся в его ведении, требуя твердо держаться этого определения. Понятно, что проповедь Мельникова в защиту Амвросия и учрежденной им иерархии, с которою он обратился к беглопоповцам разных посадов, возвратясь из Константинополя, встретила с их стороны сильное и решительно противодействие. Но с особенною силою это противодействие обнаружилось на генеральной сходке, 20 июля, в Лужках нарочито составленной для рассуждений о собранных экспедициею сведениях относительно Амвросия. Мы уже говорили об этой сходке, – говорили, что Гусев, сын Мельникова Василий (сам Ефим Мельников не отважился и идти в собрание), Ф. Малков, передавшийся на их сторону, и прочие сторонники австрийской иерархии потерпели сильное поражение от беглопоповцев и впали в уныние. Оно достигло крайней степени, когда вскоре за тем появилось составленное одним беглопоповцем, присутствовавшим на собрании, подробное описание происходившего здесь, с изложением самих причин, вызвавших экспедицию. Сочинение это в списках начало распространяться среди стародубских старообрядцев и произвело чрезвычайно сильное на всех впечатление, к вящшему и вящшему огорчению Мельникова, Гусева и всей их компании. Оно-то и доставлено нам для напечатания, – и мы охотно предлагаем его вслед за сим вниманию наших читателей, имея в виду с одной стороны то, что сочинение, как распространяемое в списках, не составляет тайны, с другой – то обстоятельство, что доставленный нам список сочинения засвидетельствован собственноручными подписями нескольких непосредственных участников и свидетелей всего происходившего на собрании, удостоверяющих полную справедливость изложенного здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Воспоминание об авторе Окружного Послания (Письмо к редактору «Брат. Слова») Вы напечатали в своем журнале воспоминания об Иларионе Георгиевиче и о вашем с ним знакомстве. Это опять побудило и меня написать несколько строк о моем с ним знакомстве и о моих с ним разговорах по некоторым важным вопросам, даже касающимся пресловутого Окружного Послания, им написанного. Первый раз я увидал Илариона Георгиевича в 1862 году, в доме покойного Ивана Никифоровича Горюнова 116 , который жил тогда у Москворецкого моста: там происходила у меня беседа с Семеном Семеновичем, на которой и присутствовал Иларион Георгиевич. На беседе, когда он увидел бессилие Семена Семеновича оправдать законность Австрийской иерархии, он сам вступил в беседу и с ревностью начал доказывать от божественного Писания необходимость священства, привел также многие изречения, из старопечатных книг. С моей стороны дан был ему следующий ответ: Вы привели от божественного Писания много доказательств необходимости священства. Но я и сам сознаю его необходимость, ищу его, желаю быть при нем; и моя с вами беседа не о том, необходимо ли священство, или нет в нем необходимости, но о вашем священстве: есть ли оно то самое, от Христа уставленное в трех чинах иерархии и таковым вечно долженствующее пребывать, которое необходимо нужно для спасения, – или не есть? Вот о чем я требую доказательств. Если вы докажете, что ваше священство истинное, от Христа уставленное, по преемству от Апостолов до вас дошедшее: тогда мы к нему приступим; а если не докажете, то приступить к нему, как не истинному, не согласимся, и будем искать, где есть священство истинное 117 . Все беспоповцы, подтвердив мои слова, говорили: докажите истинность вашего Австрийского священства, и мы пристанем к нему. Эти мои слова, как вода огонь, залили всю ревность Илариона Георгиевича. Он замолчал, предоставил вести беседу опять Семену Семеновичу, и во все время беседы ничего уже не говорил. Его молчание и уклонение от оправдания Австрийской иерархии тогда же дало мне понять, что сам он в правоте Австрийской иерархии не весьма твердо убежден, или по крайней мере находит себя не в силах защищать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1887 г. Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов 1 В 1846 году в селении Белой Кринице, находящейся в австрийских владениях, преимущественно трудами старообрядческого инока Павла основана была раскольническая иерархия или, точнее сказать, лже-иерархия, которая и была принята почти всеми 2 старообрядцами так называемого поповщинского толка. Человек, которому суждено было начать собой ряд раскольнических иерархов, был бесместный греческий митрополит Амвросий, проживавший при дворе Константинопольского Патриарха. Находясь в крайне стеснительном материальном положении и прельщенный относительно богатыми и заманчивыми для него обещаниями раскольников, он решился оставить своего Патриарха и бежать в чуждый ему край, к чуждому народу, верований и религиозных воззрений которого, как ясно видно из некоторых документов, он и сам хорошенько и не знал и не понимал. Понятно, с какой радостью он был принят раскольниками, почти двести лет не имевшими своего епископа и принужденными довольствоваться так называемыми «беглыми от Великороссийской Церкви попами», – чаще всего людьми недостойными, нередко даже самозванцами. Раскольники рады были, что у них явились свои «попы», свои «епископы»; ревнители «древнего благочестия» умилялись духом, видя чинно и благообразно совершающиеся у них церковные службы, вместо прежних безобразий, допускавшихся их беглыми пастырями, которые, например, служили часы вместо литургии, устраивали общую исповедь, общее крещение, свадьбы чуть не для 300 человек сразу, или совершали таинство для раскольников по почте 3 . Немудрено, что после такого незавидного положения, в котором находился весь поповщинский раскольничий мир, раскольники и в прежнее время, когда у них только что появилась своя иерархия, и теперь всеми силами стараются доказать законность существующего у них собственного самозваного священства или, как принято называть, австрийской, иначе белокриницкой иерархии. Но беспристрастному взгляду человека постороннего, да и самого раскольника, будь только и он беспристрастен и хотя несколько знаком с церковными положениями, очевидно после недолгих размышлений, что принятая раскольниками-поповцами, происшедшая от митрополита Амвросия иерархия в доказательство своей законности, своего, так сказать, права на существование не может привести ни одного основания, которое опиралось бы на церковные каноны , – а этими канонами и должна определяться и регулироваться внутренняя жизнь истинной Христовой, руководящейся Священным Писанием и Священным Преданием, Церкви. Напротив, с точки зрения этих канонов, иерархия, которой в настоящее время пользуются раскольники, должна быть признана незаконной, безблагодатной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Начнем с поповцев австрийского согласия, почитаемых наиболее близкими к церкви и наиболее верными слугами царя и отечества, во главе которых стоят такие благодетели российского народа, как Морозовы, Солдатенковы, Бугровы... В Сибири наиболее видными представителями австрийского раскола служат: Мефодий, мнимый епископ Пермский и всея Сибири, и Феофилакт, мнимый игумен, и даже архимандрит, как он сам величает себя, настоятель самовольно основанного им около Томска довольно многолюдного монастыря. Любопытно прежде всего, что эти два раскольнические медведя не могут ужиться и в такой пространной берлоге, как Сибирь. Они представляют впрочем только подобие того, что у раскольников примечается повсюду, начиная с самой Москвы. Как в Москве Савватий, истый представитель раскольнического невежества, и его сторонники терпеть не могут «братчиков», ревнителей раскольнического прогресса, высшим представителем которого служит для них Швецов, новый еретик и изобретатель разных теорий для оправдания ложной раскольнической иерархии, так и в Сибири Мефодий, ставленник и друг Савватия, такой же невежда, как и этот последний, ненавидит Феофилакта, состоящего в самых дружеских отношениях к «братчикам», представителя раскольнической, в духе Швецова, образованности среди сибирских раскольников. Мефодий, в мире Михайла Якимов, крестьянин деревни Выдрихи Бийского округа, был известен Савватию, когда еще этот был Тобольским лжеепископом, – должно быть Савватий еще в то время возлюбил в нем свое собственное подобие; несомненно по крайней мере, что сделавшись раскольническим архиепископом в Москве и прилагая особенное попечение о избрании и назначении в Сибирь достойного себе преемника, он остановил свое внимание именно на Мефодие, и в 1886 г. успел-таки произвести его в епископа «Пермского и всея Сибири». Избранник Савватия, не смотря на свой мнимо-архиерейский сан, не мог приобрести никакого уважения среди сибирских раскольников, хорошо знающих его прошлое. Им известно наприм., что владыка – Мефодий, когда был еще Михайлой Якимовым из Выдрихи, считался одним из конокрадов и что однажды его, как уличенного в конокрадстве, водили по деревне с хомутом на шее: понятно, что даже и раскольникам нельзя питать к нему уважения, хоть теперь уже вместо хомута, владыка – Савватий надел на него архиерейский омофор. Московские «братчики», зная неприязнь его к их именуемому Братству честного креста, также отзываются о нем весьма пренебрежительно,– говорят, что архиерейским делом он не занимается и не может заниматься, а качает только зыбку с ребенком у какой-то своей родственницы. Вражда «братчиков» к Мефодию легко объясняется: преданный слуга владыки Савватия, он ненавидит Феофилакта, главного их представителя в Сибири, за которого они и мстят Мефодию. В прошлом году, 24-го октября, Мефодий разослал даже к местным раскольническим попам, в том числе к попу Григорию Потехину, грамоту, направленную против

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Не раз приходилось нам упоминать о проходимце Аркадии, выдающем себя за архиепископа всея Руси и Сибири, поставленного небывалым патриархом Славяно-Беловодским, Ост-Индийским и проч. и проч. Антон Савельев Пикульский, сын выслужившегося из крестьян (Киевской губ.) коллежского советника, значит принадлежащий (как и сам показал однажды) «К привилегированному сословию», сделавшись бродягой и назвавшись Аркадием, стал выдавать себя в разных местах, смотря по обстоятельствам, то единоверческим протоиереем, то единоверческим архимандритом, и наконец объявил себя древлеправолавным архиепископом, поставленным в Камбайском царстве от Мелетия патриарха Славяно-Беловодского. Ловкий проходимец, в совершенстве изучивший характер наших несчастных раскольников, при своем невежестве и наследственном страхе всего «никонианского», готовых верить самым невероятным и нелепейшим сказкам о существовании где-то в неведомых странах древлеправославного архиерейства, непричастного никоновским новопременениям, Арскадий не ошибся в своих расчетах, – начал приобретать последователей среди раскольников, поверивших и обрадовавшихся явлению якобы «истинно-древлеправославного» архиепископа, поставленного даже «древлеправославным» патриархом, – начал ставить для них попов и дьяконов, и таким образом явился в расколе основателем новой иерархии, соперником австрийских лже-иерархов, которых прямо называл незаконными. И вот наш темный, несчастный раскол, в одной своей половине «духовно» руководимый простыми мужиками, под именем наставников и отцов, в другой – окормляется не только великороссийскими беглыми попами, не только ложной иерархией, получившей начало от беглого, самоосужденного не только великороссийскими беглыми попами, не только ложной иерархией, получившей начало от беглого, самоосужденного греческого митрополита, но еще и иерархией от самозванца, не получившего никакого поставления!.. Дерзкие поступки Аркадия не укрылись, конечно, от правительства: он был арестован и одновременно предан суду в Тверской губернии, где первый раз обнаружилось его самозванство, и Пермской, которую он избрал в главное место своей собственно лже-архиерейской деятельности. В 1886 и 1887 гг. рассматривалось его дело отделениями Окружного суда в г. Бугульме и в г. Осташкове: и там и здесь присудили – выпустить Аркадия на свободу, подвергнув незначительному денежному взысканию 19 . Выйдя на свободу, он продолжал ставить попов и дьяконов раскольникам. Об этих лжепопах возникали дела; но сам Аркадий умел оставться в безвестности, и только лишь в прошлом году удалось взять его снова в пределах Уфимской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Стратегия и тактика католических иерархов в процессе создания югославянского государства (1917-1918 гг.) Герб Королевства сербов, хорватов и словенцев. Тема создания югославянского государства является одной из важнейших в новой истории югославянских народов. Ею занимались и занимаются многие исследователи, как в нашей стране, так и на Балканах. Однако и в этой теме есть неисследованные проблемы. Один из аспектов, который не получил достаточного освещения в отечественной и в югославской историографии, является роль Католической Церкви в общественно-политических процессах на территории юга Балканского полуострова на завершающем этапе Первой мировой войны и ее влияние на создание югославянского государства. В конце XIX - начале ХХ вв. под воздействием идей Св. престола среди католических югославянских народов развивались массовые движения Католической Церкви под названием Социальный католицизм (Католическая акция), в рамках которых создавались католические организации, охватывающие практически все слои и сферы жизни населения. В результате развития католических движений в противовес сербскому центру объединения сложился мощный фронт клерикальных сил, привнесших в процесс создания югославянского государства собственную идеологию, методы политической борьбы и свои представления о конечном результате югославянского объединения. В течение 1917-1918 гг. судьбу югославянской идеи решали три фактора: сербское правительство на о. Корфу, Югославянский комитет в Лондоне и Югославянский клуб австрийского парламента в Вене. 1 августа 1917 года папа Бенедикт XV (понтификат 1914-1922 гг.) направил главам союзнических государств ноту с изложением плана мирного урегулирования. Ее автором был высокопоставленный иезуит В.Ледоковский, который в качестве основы послевоенного устройства Европы предложил довоенный статус-кво . Во второй половине 1917 года Св. престол стал инициатором переустройства монархии ударившись при этом сразу в две крайности: с одной стороны, он предлагал создать «Великую Хорватию» до реки Дрины, а с другой - превратить Австро-Венгрию в федеративное государство и создать в ее границах югославянское национальное образование. До окончания войны Римской курии так и не удалось согласовать эти взаимоисключающие варианты.

http://pravoslavie.ru/5290.html

А.А. Ивин, А.Л. Никифоров ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ – основное направление неопозитивизма. Возникло в 20-х годах XX в. под влиянием идей австрийского философа Л. Витгенштейна, который в своем главном произведении раннего периода «Логико-философский трактат» (1921 г., русский перевод 1958 г.) опирался на логическую систему, построенную Б. Расселом и А. Уайтхедом. В исчислении высказываний у нас имеется набор атомарных предложений, обладающих следующими свойствами: 1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным; 2) атомарные предложения независимы друг от друга, т. е. истинность или ложность одного из них никак не влияет на истинность или ложность других атомарных предложений. Из атомарных предложений с помощью логических связок – отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации и т. п. – можно строить более сложные, молекулярные предложения, которые, в свою очередь, с помощью тех же связок можно объединять в еще более сложные предложения и т. д. Так возникает иерархия все более сложных молекулярных предложений. В «Логико-философском трактате» Витгенштейн онтологизирует эту логическую структуру: он представляет мир как совокупность атомарных и молекулярных фактов, построенную точно также, как строится язык исчисления высказываний. Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей. Если действительность представляет собой лишь комбинации фактов, то наука должна быть комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого «одномерного» мира фактов, все, что апеллирует к связи фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки как ненаучная, бессмысленная болтовня. Средством очищения науки от бессмысленных предложений является логический анализ языка науки. Представители Л. п. развили эти идеи Витгенштейна в гносеологическом направлении. Их теория познания опиралась на следующие принципы. 1 . Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛУБЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru Протоиерей Константин Голубев. Фото с сайта fond.ru Затем был приглашен митрополитом Сергием (Ляпидевским) на работу в Богородский уезд Московской епархии . В Московской губернии в это время одним из самых зараженных расколом и сектантством был Богородский уезд, в котором насчитывалось около 57 тысяч раскольников обоего пола. Здесь были расположены фабрики богатых раскольников, принадлежавших к Белокриницкой иерархии , получившей свое начало в Австрии. Богородско-Глуховская община старообрядцев австрийского согласия была второй по величине в России. Владелец текстильных мануфактур в Богородске Арсений Морозов помогал раскольническим обществам по всей России и прежде всего, оказывал широкую благотворительную помощь многим учреждениям города Богородска . В результате этого Православие в городе и уезде становилось едва ли не преследуемой верой. 4 марта 1895 года был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов. 12 марта того же года был рукоположен во священника епископом Можайским Тихоном (Никаноровым) . В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Весной 1896 года назначен председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году был назначен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковноприходской школы, при которой с 1901 года стал законоучителем. Тогда же был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. В 1900 году открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. При этом. отец Константин не оставлял своих миссионерских бесед с раскольниками.

http://drevo-info.ru/articles/18520.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Элита страны рождается в переломный момент истории Люди уже не верят раскрученным ютубом «лидерам общественного мнения», они выбирают себе новых героев 17.11.2023 540 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Человеческое общество всегда имело иерархический характер. Во главе стоял вождь, царь, генеральный секретарь, президент и т.п. Простой народ находился внизу этой пирамиды. При этом среднестатистический царь может быть таким же дураком (не смотря на образование), как и простой крестьянин. Может быть только более спесивый, наглый и высокомерный. Но в остальном такой же. Именно эта идея стояла во главе попытки построить общество равных прав и возможностей в раннем СССР. Тезис о том, что кухарка может управлять государством, именно из той серии. На практике все получилось по-другому: партийная номенклатура и генералы с квартирами, машинами, дачами, а работники колхозов без паспортов. Со временем строители коммунизма неосознанно воспроизвели ту же самую иерархию. Очень большая роль в обществе отводится людям, приближенным к главе государства, влияющим на принятия ключевых решений. Этих людей принято называть элитой страны. Хотя понятие элиты крайне размыто. В одном из учебников прочитал определение: «Элита это совокупность высокопоставленных людей, в руках которых сосредоточена власть в государстве или в союзе государств». Совершенно не понятно, что это за совокупность, и какая у них власть? Можно подумать, что в современном российском обществе элитой являются чиновники, министры, крупные бизнесмены (особенно госкорпораций и банков), их жены, друзья, родственники и т.п. Сюда же до последнего времени относили артистов, певцов, депутатов, сбежавших из страны после начала СВО. Нобелевский лауреат, австрийский философ Фридрих фон Хайек писал в своей книге «Дорога к рабству», что «у власти всегда оказываются худшие». Тогда возникает вопрос: можно ли применять термин «элита» по отношению к власть предержащим, среди которых слишком часто оказываются наиболее изворотливые, честолюбивые люди, готовые ради своего властолюбия к любым, самым беспринципным компромиссам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/17/el...

Маркелл-Маркиан (Попель Маркелл Онуфриевич), еп. Полоцкий и Витебский Родился 31 декабря 1825 года от потомственного дворянина Онуфрия Попеля в г. Галиче, в Австрийской Галиции. Первоначальное образование получил в четырехклассной немецкой школе в том же городе, а затем в классической гимназии в Станиславове и Бучаче в Галиции. По окончании гимназии, поступил на философский факультет в г. Черновицах на Буковине и, по окончании его, прослушал полный богословский курс в двух университетах во Львове и в Вене. В 1849 году был назначен учителем педагогических курсов во Львове, а в следующем 1850 году 20 декабря рукоположен во священника к приходской церкви униатской Львовской архиепископии в г. Бучаче. В 1851 году определен законоучителем гимназии в г. Тернополе. В 1859 году – учитель русского языка в академической гимназии во Львове, и, наконец, в 1862 году – законоучитель немецкой гимназии в том же городе. Основательная богословская подготовка и неутомимое трудолюбие, всегда отличавшие Маркелла Попеля, доставили ему известность в литературном мире. В годы юности принимал деятельное участие в светской литературе. В первой по времени русской газете в Австрии, под названием «Зоря Галицкая», напечатана была, между прочим, его трагедия «Немира». В официальной Венской газете, издаваемой для русских в Австрии «Вестник», напечатано его рассуждение о певце Бояне, упоминаемом в слове о Полку Игореве. Но настоящее его призвание сказалось в целом ряде богословских работ, доставивших ему известность далеко за пределами Галиции. В последние годы пребывания в Галиции 1865–1866, о. Маркелл был издателем Львовской народной религиозно-нравственной газеты «Неделя». Церковно-литературная и научно-богословская деятельность Маркелла, его глубокое убеждение в истинности православной веры и ревностная защита им греко-восточных богослужебных и других обрядов обратили на неутомимого ревнителя православия внимание бывшей Правительственной комиссии народного просвещения в Польше. По вызову этой комиссии о. Маркелл с семейством, состоящим из двух сыновей (жена его Климента Феодоровна, урожденная Еловецкая, умерла еще в 1864 году), в конце 1866 года переселился в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010