О новом еретическом мнении одного из членов Белокриницкого священства Австрийской лже-иерархии именуемый архимандрит Иаков, проживающий в станице Цимлянской и рассылающий старообрядцам послания, извлечения из которых напечатаны в «Братском Слове», стараясь в одном из этих посланий оправдать поповцев в том, что у них 200 лет не было епископа, между прочим говорит следующее: «А что у нас епископа не было, (то) не нашим отрицательным произволением, но Божиим на то устроением. На небеси без Царя ни одной минуты не следует быть; а было. Господь наш Иисус Христос в сердце земли три дня и три нощи пробыл; день по писанию полагается за тысячу лет; а дела на небеси совершались! Так и церковь наша, по писанию исчитается, только пять часов без епископа была: тысяча лет яко един день». Для обличения нелепых еретических слов Иакова: «на небеси без Царя ни единой минуты не следует быть, а было», и проч, достаточно, без сомнения, и приведенного редактором «Братского Слова» указания на церковную песнь: «во гробе с плотию» и проч. Однако мы приведем еще слова Самого Господа, сказанные к Никодиму, никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси (Ин. зач.9). Блаженный Феофилакт оные слова Спасителя толкует сице: «Таже да не слышав, яко сниде, мниши, яко сшед, и ктому уже не на небеси, приложи, рече: сый на небеси. Ельма бо слышав, яко сниде, не мни не быти ми тамо, но любо аще и зде есмь плотию, но тамо сежу со Отцем божески» (Благовестник, л. 44 об.). А еретическое мнение Иакова не только противно приведенному Евангельскому изречению, но и весьма грубо, человекообразно, не приложимо к Богочеловеку, сущему в двух естествах, Божестве и человечестве, и Божеством вся исполняющему. Однако же проповедание Иакова не дивно, ибо старообрядцы не гнушаются и самыми еретическими мыслями, лишь бы как-нибудь оправдывать прекращение у них иерархического преемства. Известно, что и Павел Белокриницкий оправдывал прекращение у старообрядцев благодати в таинстве хиротонии по преемству от Апостолов заключением оной в кладезе еретичества, по примеру ветхозаветного жертвенного огня, заключенного в кладезь и паки возгоревшегося. И как это еретическое мнение Павла, так же точно и еретическое мнение Иакова о временном небытии Царя на небеси, не может служить к оправданию прекращения у старообрядцев иерархии, но только к обвинению их в еретичиских противо-евангельских мудрованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1881-й год Наша переписка за этот год начинается следующим письмом о. Павла: «Честь имею поздравить вас с новым годом. Новое лето да благословит Господь успехом ваших трудов, здравием и благоденствием. 30-го числа вечером был у меня Игнатий Александрыч с писарем Антония Шутова, Леонтием Трофимовым, который порешил идти вслед сотоварища своего Егора Антоныча, уже не быть слугою Антония, но присоединиться ко св. Церкви. Помолитесь, чтобы споспешил Бог исполнить благое намерение его. Он предполагает написать коротенькое письмо Шутову, – поблагодарить его за бывшие его милости и потом высказать, почему дальше не может пользоваться этими его милостями». Через день, 2-го января, о. Павел снова писал мне: «Леонтий Трофимов написал прощальное письмо к своему бывшему «владыке Антонию, где, поблагодарив его за бывшие благодеяния, изъявляет, почему более не может ими пользоваться. Прежде подачи оного письма Антонию, мы рассудили послать его к вам на исправление, так как может-быть впоследствии оно угодит в печать. Простите меня, в таких недосугах ваших не дающего вам покоя. Эта смелость от уверенности в вашей любви к пользе церковной». Собственноручно написанное Леонтием Трофимовым письмо к Антонию было составлено очень хорошо. Причину своего перехода в церковь он указал в том, что, находясь в канцелярии Антония, сам видел совершенно напрасные старания его и главного при нем раскольнического богослова Онисима Швецова – ответить на многочисленные поданные ему вопросы: Егора Антонова, Ивана Федорова и др., то есть оправдать раскол за его отделение от Церкви и доказать законность белокриницкой иерархии, особенно же ясно убедился в невозможности оправдать раскол и австрийскую иерархию из последней сделанной Швецовым попытки к тому, – из придуманного им странного учения о безнародной церкви. 3-го января я отвечал о. Павлу на оба письма его: «Благодарю вас за поздравление с новым годом. Взаимно приветствую и вас, желая вам в новом лете новых милостей от Творца времен и Подателя всех благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

28 нояб. 1968 г. определен быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, ректором ЛДА. Хиротонию Г., состоявшуюся 6 дек. 1968 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил митр. Никодим (Ротов). 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в дек. того же года вошел в комиссию по канонизации свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. 25 июня 1970 г. назначен епископом Венским и Австрийским. По инициативе Г. в приходе свт. Николая в Вене была открыта детская школа правосл. воспитания с преподаванием на рус. языке, введена практика ежемесячного совершения Божественной литургии на нем. языке, на австр. радио проводились регулярные выступления и проповеди. 2 сент. 1974 г. переведен на Виленскую и Литовскую кафедру. В окт. 1976 г. возглавил делегацию РПЦ на болг. торжествах по случаю 1100-летия рождения прп. Иоанна Рильского . С 19 апр. 1978 г. епископ Тульский и Белёвский. Во время пребывания на кафедре Г. часто проводил пастырские собрания духовенства и осуществлял меры по упорядочению церковноприходской жизни, что вызывало порицания со стороны уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР . В 1980 г. организовал в епархии празднование 600-летия Куликовской битвы. 9 сент. 1983 г. возведен в сан архиепископа. 29 июля 1986 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Ср. Европы. В 1988 г. при поддержке герм. властей и религ. общественности Г. провел в Зап. и Вост. Берлине широкое празднование 1000-летия Крещения Руси . В 1989 г. выступил инициатором международной научной конференции, посвященной 400-летию Патриаршества в Русской Церкви, к-рая состоялась при поддержке христ. ученых ФРГ в евангелической академии округа Байройт. В Зап. Берлине Г. была создана правосл. воскресная школа для детей и взрослых. В 1990 г. для душепопечительской работы с переселенцами из СССР в Карлсхорсте (Вост. Берлин) был учрежден правосл. центр. С упразднением Патриаршего Экзархата в Ср. Европе 31 янв. 1990 г. получил титул «Берлинский и Лейпцигский». На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. Г. выступил с требованием возвращения церковной собственности, а также законодательного оформления прав верующих на празднование религ. праздников, признания права юридического лица не только за отдельными приходами, но и за всей иерархической структурой Церкви, предоставления права преподавания основ вероучения как факультативного предмета в общеобразовательных гос. школах, права «печалования Церкви за неправедно наказанных и обездоленных», поднял вопрос о канонизации новомучеников.

http://pravenc.ru/text/164775.html

5. Рассказ слобожанина о пребывании Швецова в слободе Свяцкой и об его аресте. – Хлопоты раскольников об освобождении Швецова Упомянутое в предыдущей «Летописи» взятие Швецова правительством со всеми уликами многолетней преступной деятельности этого неутомимого и злейшего пропагандиста раскола, доселе занимает раскольнический мир и составляет в этом мире событие действительно крупное, так как и сам Швецов, несомненно, есть крупная величина в современном расколе. Мы полагаем поэтому, что наши читатели с интересом прочтут рассказ о пребывании Швецова в слободе Свяцкой и последовавшем здесь его аресте, полученный нами с самого места происшествия от одного бывшего старообрядца. Рассказ этот достоин внимания и в том отношении, что знакомит нас с нынешним положением раскола в Стародубских слободах. Приводим его почти с буквальной точностью. Письмо из слободы Свяцкой. ...Нас до десяти человек усомнились в австрийском священстве. Двое ходим уже в единоверческую церковь , а остальные еще колеблются. Их старается расстроить здешний австрийской иерархии поп Максим; однако они каждый раз дают ему хорошую отповедь: для этого их снабжает книгами и наставлениями мой тесть, единоверец, сведущий в писании,– и я отчасти помогаю. У нас есть книги: Озерского Выписки, о. Павла сочинения и другие. Более трех месяцев Максим вел с ними борьбу (а меня на беседы не звал, зная, что я уже уверился в правоте грекороссийской церкви), – и все это время хлопотал, как бы залучить к нам, в посады, известного Швецова, чтобы он произвел здесь беседы и поддержал раскол. 31-го августа я собирался выехать на огород, верст за 60 от посада (я занимаюсь огородничеством). Приходит ко мне Мокей (один из колеблющихся) и просит, чтобы я отложил поездку до завтра, а ныне вечером пришел бы на беседу, так как о. Максим говорит, что к нему приехал о. Лазарь, с Городни, и будет беседовать. Этого Лазаря я хорошо знаю, – он был даже моим духовником, когда я проживал в Варшаве, а он ездил туда исправлять требы у старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

А. Августин Блаженный : Его свидетельство, что обещанная ветхозаветному священству вечность в действительности относится к новозаветному священству, ч. 1, стр. 222–223, ч. 2, стр. 102–103. Его слова, несправедливо приводимые безпоповцами в защиту мнения, будто причащение Св. Таин можно заменить верою, ч. 2, стр. 147–148. Австрийская иерархия : Почему приемлющие ее не любят сего названия, ч. 2, стр. 350–351. Акинф , белокриницкий противуокружник: беседа с ним о Белокриницком митрополите, ч. 2, стр. 335–337. Алейников, И. Г. : его жизнь и присоединение к Церкви, ч. 2, стр. 271–273. Алексей Андреев , безпоповец: его сочинения об антихристе, ч. 1, стр. 119–138. Алексей Осипов , безпоповец: его учение о пришествии пророков и антихристе, ч. 1, стр. 126–133. Алексей Михеев , федосеевец: его ревность о безбрачии, ч. 2, стр. 303–306. Аллилуия трегубое: вполне правильно по своему значению, ч. 1, стр. 471, ч. 2, стр. 333. Амвросий Медиоланский : содержащееся в его книге о должностях замечание о ветхозаветном жертвенном огне неправильно понимается старообрядцами, ч. 1, стр. 227–230. Амвросий , бывший митр. Босно-Сараевский, первый лже-митрополит Белокриницкий – Был ли послан от Христа в Белую-Криницу, ч. 2, стр. 414–415. Его принятие старообрядцами не может быть оправдано 8-м правилом Первого Вселенского Собора, ч. 1, стр. 237–249, ч. 2, стр. 352–354. – 69-м правилом Карфагенского Собора, ч. 1, стр. 249–255. – 15-м правилом Второпервого Собора, ч. 1, стр. 255–259. – свидетельством Феодора Студита о изъятии из правил, ч, 1, стр. 259–266. – свидетельством, якобы утверждающим право иереев принимать приходящие от ереси священные лица, ч. 1, стр. 266–270. – примерами: иерея Михаила (ч. 1, стр. 271–275), Иоанна Маркионова (ч. 1, стр. 275–285), Пирра и Феодосия (ч. 1, стр. 285–290), епископов, подписавшихся на Диоскоровом соборе, и патриарха Павла (ч. 1, стр. 291–296), лиц, рукоположенных еретиками и принятых в Православие без чиноприятия, ч. 1, стр. 296–299). От кого получил власть на преподание благодати хиротонии поставленный от него в Белой-Кринице, ч. 1, стр. 205–209.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Августа 23 (5 сентября) Священномученик Иоанн (Восторгов) Составитель священник Афанасий Гумеров Священномученик Иоанн родился 30 января 1864 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн Восторгов , был сыном магистра богословия, профессора Владимирской Духовной семинарии Александра Восторгова, мать звали Татьяной Ксенофонтовной. В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровская 28 . Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. О рано умершем отце протоиерей Иоанн вспоминал как о добром и мягком человеке, пользовавшемся большой любовью прихожан. Посетив в 1908 году родную станицу и совершив Божественную литургию, протоиерей Иоанн в проповеди вспомнил свое детство: «Смиряюсь перед Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, – слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою перед вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа… заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика: не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели». Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был определен 15 августа того же года надзирателем в Ставропольское Духовное училище, а 30 сентября назначен штатным учителем русского и церковнославянского языков в то же училище. К 1887 году относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова – «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов». Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцевраскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает, как рано определились церковно-апологетические устремления будущего блестящего защитника Церкви от различных противоцерковных течений. Заметны в ней и зачатки дарований, так ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность аргументации, ясность слога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Михаил (Козлов) II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима В продолжение моего служения миссионером в казанской епархии зимой 1877 г. Мне пришлось беседовать в пятый раз с танаевскими старообрядцами по австрийскому священству, неокружниками. Так как в этой деревне имеет жительство старообрядческий поп Тарасий и есть несколько начетчиков из его прихожан, то и внимание обращено на эту деревню более, чем на прочие селения тетюшского уезда. При каждом собеседовании я старался более всего доказывать танаевским старообрядцам неправильность изобретенной их единомысленниками австрийской иерархии и святость единой, соборной и апостольской церкви, которая по обетованию Христову должна быть до скончания мира непрерывно, с тремя чинами священства и семью таинствами. Не имея возможности защищать свою недавно появившуюся белокриницкую иерархию и доказать какую либо догматическую погрешность в православной церкви, танаевцы каждый раз во оправдание своего заблуждения возражали мне о несходственных в нашей церкви некоторых обрядах с до – Никоновскими обрядами, усвояя последним догматическую важность и неизменность. Чтобы разубедить танаевцев в этом неправильном их понятии, я старался доказывать им, на основании несомненных свидетельств из отеческих писаний, что обряды церковные не должно смешивать с догматами веры, что первые по усмотрении церкви могут быть переменяемы, и что только относительно учения догматического сказано: аще кто иоту прибавит или убавит, анафема да будет. Догматы же веры заключаются в следующем: Вера католическая сия есть: да единого Бога в Троице и Трощу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, Сыновнее и Святаго Духа едино есть Божество, равна слава, соприсносущно

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

В 24-й день месяца ноября в день святой великомученицы Екатерины, в Казани, в единоверческой церкви св. четырех евангелистов, в теплом приделе оной, посвященном сей великомученице, совершилось присоединение к единой, святой, соборной и апостольской церкви – по началам единоверия – священноинока Пафнутия. О. Пафнутий был известен и особенно уважаем в Казани, у приемлющих глаголемую иерархию австрийскую, как иеромонах, и был духовником лиц иночествующих и духовным и евангельским отцом матери самого попечителя общества приемлющих сказанную иерархию в Казани. И за пределами Казани он пользовался уважением в обществе старообрядцев и притом партии окружников; был любим глаголемым епископом казанским Пафнутием, и ему предназначалось даже епископство в Чернигов. Таким образом обращение его к православию тем особенно замечательно, что оно есть плод совершенно свободного и сознательного убеждения, а не есть следствие какой-нибудь крайности в его внешнем положении 1 . Принятие о. Пафнутия в православие должно было совершиться с преподанием ему таинства миропомазания, так как он рожден в расколе и крещен беглым попом. Вместе с тем должно было утвердить за ним иноческое звание, в которое он был пострижен, находясь в раскол, и в котором желал пребыть и по присоединении к церкви. Дело о присоединении начато было о. Пафнутием в Москве, но, согласно с желанием его, чин принятия совершен в Казани самим архипастырем высокопреосвященным Антонием в означенный день, между часами и литургией, в сослужении благочинного монастырей казанской епархии о. архимандрита Ювеналия, кафедрального протоиерея о. Виктора Вишневского и священников обоих единоверческих церквей – Димитрия Никольского и Григория Свешникова, при весьма значительном собрании прихожан Евангелистовской церкви, по случаю придельного праздника в сей церкви, посторонних богомольцев и даже держащихся еще раскола. Присоединение совершилось по чину: «како приимати от раскольников в соединение с православною церковь приходящих», по которому присоединены были к православию в Москве известные уже лица из глаголемой австрийской иерархии, а таинство миропомазания и подтверждение иночества совершены по требнику старопечатному, изданному при святейшем патриархе Иоасафе I. При этом архипастыре соблюдаемы были в точности все особенности единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В январе 1847 года, вскоре после праздника Богоявления, когда состоялось поставление Кирилла в звание епископа, наместника Белокриницкой митрополии 1 , настоятель монастыря новопоставленный архимандрит Геронтий отправился в Москву, чтобы лично со всею обстоятельностию сообщить здешним и иных мест российским старообрядцам о недавно совершившихся в Белой-Кринице столь важных для всего старообрядческого мира событиях. По отъезде Геронтия весь главный труд, не только по управлению монастырем и распоряжению монастырскими делами, но и по ведению „церковно-иерархических“ дел в новоучрежденной Белокриницкой митрополии, инок Павел принял на себя, и исполнял с свойственной ему самостоятельностью и настойчивостью. В монастыре, согласно Уставу, существовали, правда, разные должностные лица, заведывавшие каждое своею частью; но высший надзор над общим ходом дел несомненно принадлежал ему. И хотя занимал он не важную, повидимому, должность монастырского письмоводителя, но все беспрекословно повиновались ему, как лицу, стоявшему выше всего братства по уму и безукоризненной жизни, получившему притом великий авторитет в старообрядчестве своими трудами и подвигами по учреждению иерархии, увенчавшимися таким невероятным дотоле успехом. Точно так же в делах по митрополии хотя высшее распоряжение официально принадлежало митрополиту и исходило от его имени, но в действительности его именем распоряжался инок Павел, так как Амвросий, по незнанию старообрядческих нужд и обычаев, а потом и по отвращению от всего старообрядческого, не мог и не хотел заниматься сам этими делами, а потому нимало не препятствовал распоряжаться ими иноку Павлу, пред авторитетом которого, столь очевидным и в монастыре и в старообрядчестве, тоже невольно преклонялся. Павел же, одаренный не малыми дипломатическими способностями, умел, нисколько не унижая и не насилуя Амвросия, располагать его к утверждению своих предприятий и распоряжений „церковно-иерархического“ характера, а иное, без сомнения, делал от его имени и без его ведома. Что касается наместника Кирилла, то по своему невежеству и ничтожеству, и по совершенному пренебрежению, с каким относился к нему Павел, никакого личного участия в делах он принимать не мог. И мы действительно видим, что все известные нам церковно-иерархические и иные распоряжения по митрополии, сделанные за время Амвросиева пребывания в Белой-Кринице, носят на себе ясную печать происхождения от инока Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Во второй половине IX века миссионерскими трудами св. братьев Кирилла и Мефодия почти между всеми славянскими племенами (кроме внутренних стран России и прибалтийских славян, до которых не дошла проповедь св. Кирилла и Мефодия) распространена была православная вера со славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Но после св. Кирилла и Мефодия история христианства у юговосточных и западных Славян пошла особыми путями. Южные и восточные Славяне (русские, болгары и сербы с хорватами и словенцами) не только приняли православную веру от церкви греческой, но и вступили с ней в тесный иерархический союз; следствием этого было то, что они с течением времени более и более укреплялись в православии. Между тем западные славяне (поляки, чехи с моравами и словаками) мало-помалу стали усвоять неправославные римские нововведения, принимать латинское богослужение вместо славянского, западные обряды вместо восточных. Главной причиной этого было то, что западные славяне были слишком разобщены (через вторжение мадьяр в среду славянского мира в начале X века) с главными центрами восточного православия. Окруженные сильными западно-европейскими католическими народами, они подчинялись политическому, а за тем и религиозному влиянию последних. Распространению латинства между западными славянами немало также способствовало и то, что хотя все эти племена первоначально приняли христианство от греческой Церкви, но по иерархическому управлению они с самого начала стали в зависимость от римской церкви, неправославие которой было тогда (в IX веке) еще мало заметно. С течением времени римская Церковь стала более и более заражаться неправославными нововведениями, а вместе с тем стала отторгать от православия и все, подчиненные ее влиянию, христианские страны. Впрочем искоренение православия латинством в западных славянских странах совершалось медленно и с большим трудом. Славяне долее всех других западно-европейских народов отстаивали свою духовную самостоятельность против притязаний латинства. Рядом всевозможных насилий и интриг римская церковь успела, однако, постепенно почти всех западных славян, составляющих доныне более двадцати миллионов населения, преимущественно в австрийских владениях, отторгнуть от православия. Но при всех насилиях и хитростях латинская пропаганда между славянами и по настоящее время далеко не вполне достигла своей цели. Из западных славян, отторгнутых римской церковью от православия, немногие (поляки) сделались настоящими католиками; в большей же части других племен и доселе сохраняются в некоторой степени остатки древнего православного предания и вместе с тем поддерживается более чем у каких-либо других западных народов сочувствие к восточной церкви. Все это дает некоторые надежды на возвращение этих племен к древней православной вере. Общий взгляд на состояние христианства у юговосточных славян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010