Но религия, связывающая нас с Богом, связывает между собою и верных. Она должна их взаимно связывать. Христианин, у которого нет ни семьи, ни   друзей, все же принадлежит к определенной семье и имеет свое определенное место в определенной общине. У него есть отцы, братья, сестры. Он может ежедневно принимать участие в трапезе Божией, если захочет. И если именно счастье не быть одному и привлекло меня к Церкви, то я свидетельствую здесь, что оно не могло бы удержать меня в ней. Я могу говорить, конечно, только за себя, и возможно, что многие не испытывают того, что я испытывал всю жизнь в лоне видимой Церкви: обостренного чувства человеческого одиночества.   Я допускаю, что сам виноват в этом. Никогда, ни в какой период моей жизни я не был по-настоящему включен в жизнь своего прихода. Например, в жизнь прихода Сен Суверен, Сен Сюлышс или Сен Жермен-де-пре, которая извне мне кажется такой прекрасной. Я не был способен на это, во мне всегда пробуждалось какое-то сопротивление, и даже в колледже я отказывался принимать участие в общих играх и из-за этого у меня была плохая репутация; я инстинктивно держался вдали от стада. Да, бью себя в грудь и признаю, что одиночеством в стаде овечек Христовых я обязан только самому себе.   Однако, если я выхожу за пределы заколдованного " и почти непреодолимого круга, который очертил вокруг меня мой собственный характер и который обрекает меня, хотя я и христианин, на одинокую старость и смерть, я вижу, констатирую, познаю на опыте, что это стадо верных в действительности является стадом одиноких людей, собранных вместе, и не только одиноких, но и испытывающих взаимную неприязнь и даже враждебность. То, во что я верю, не является непременно источником утешения. То, во что я верю, и то, что я знаю, относится к непонятной тайне.   Как же так... Мы верим в одного и того же Христа, участвуем в одном и том же преломлении Хлеба   Жизни. И так чужды друг другу, так чужды, словно мы теснимся в автобусе, а не стоим рядом на коленях у престола Господня. И если бы это хоть ограничивалось чувством взаимной отчужденности. Однако, как часто мы бываем противниками, причем доходим чуть ли не до насилия, до ненависти, до преступления. То же крещение, та же самая Евхаристия не способствуют уменьшению хотя бы на миллиметр пропасти, разделяющей нас. И тут-то, во что я верю, мучительно сталкивается с тем, что я вижу и переживаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

После подписания 8 авг. 1570 г. в Сен-Жермен-ан-Ле эдикта примирения, завершившего 3-ю религ. войну, начались переговоры о браке сына Ж. д " А. Генриха Бурбона и сестры короля Маргариты Валуа (этот брак должен был скрепить достигнутые мирные соглашения). Строгая кальвинистка, резко осуждавшая франц. двор и его нравы, королева Наварры была против этой свадьбы, опасаясь, что впосл. сын вынужден будет отречься от протестант. веры. Она была готова защищать интересы своего гос-ва и своей веры, а в ходе переговоров собиралась потребовать от французского короля в качестве приданого новые территории и перехода невесты в кальвинизм. В февр. 1572 г. Ж. д " А. вместе с дочерью прибыла к королевскому двору в Блуа (она запретила сыну сопровождать ее, опасаясь католич. влияния). Переговоры продолжались 2 месяца. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Гаспара де Колиньи Ж. д " А. дала согласие на брак. Маргарита Валуа категорически отказалась переходить в протестант. веру, венчание должен был провести кард. Карл Бурбон, дядя жениха. Ж. д " А. отправилась в Париж совершить необходимые для свадьбы сына покупки, но заболела плевритом и через неск. дней скончалась. Современники считали, что внезапная смерть «протестантской Деборы» наступила в результате отравления, организованного Екатериной Медичи. Однако ни дочь Ж. д " А., Екатерина, ни ее сын, ни гугеноты, находившиеся при франц. дворе (в т. ч. Гаспар Колиньи), не высказывали подобных подозрений. Генрих Бурбон, получивший после смерти матери титул короля Наварры, не стал вносить никаких изменений в достигнутые ею договоренности с франц. кор. Карлом IX. 18 авг. 1572 г. состоялась его свадьба с Маргаритой Валуа, а в ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение прибывших на торжества гугенотов, которое получило название Варфоломеевской ночи . На территории Н. Наварры и Беарна католич. богослужение частично возобновилось в нек-рых населенных пунктах лишь в кон. XVI в. (кальвинизм долгое время оставался прикрытием для местных сепаратистских движений), позиции католич. Церкви были восстановлены при кор. Людовике XIII (в 1620 было подавлено восстание в Беарне, после чего бывш. владения Ж. д " А. окончательно вошли в состав Франции).

http://pravenc.ru/text/182195.html

Г. как святого распространилось быстро в Паризиях и в целом в Сев. Галлии, особенно к северу от р. Лигер. Память Г. появилась в Галльском списке Мартиролога Иеронима, созданном спустя всего 20 лет после смерти Г. Память святого значится уже во всех древнейших списках Мартиролога VIII в. (Бернском, Эхтернахском, Вайсенбургском). Краткие заметки о Г. приводят в Мартирологах Рабан Мавр (под 27 мая), Флор Лионский , Адон , архиеп. Вьеннский, Узуард , более пространные сведения поместил Ноткер Заика . Зап. Церковь причислила к лику святых и родителей Г. - Елевферия (пам. зап. 1 нояб.) и Евсевию (пам. зап. 28 дек.). Их захоронения в IX в. находились в ц. святых Викентия и Г. в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, о чем сообщает мон. обители Аббон, еще не называя их святыми ( Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739). Неизвестно, когда их останки были перенесены в аббатство. Возможно, это было сделано еще при жизни Г. Почитание Г. в Сев. Галлии соперничало с почитанием св. Германа, еп. Автиссиодурского (Осерского). Кроме того, в латиноязычной кельт. агиографии Г., еп. Паризиев, были приписаны факты из жизни др. св. Германа - первого епископа о-ва Мэн. В частности, Г. приписывалось воспитание, обучение и рукоположение св. Бриока , почитаемого в Арморике (совр. Бретань). Др. учеником Г. считается св. Ильтут (Vita Samsonis. 1, 8), также армориканский бритт, скончавшийся в 537 г., когда Г. еще не был епископом. Святые Ильтут и Бриок являются старшими современниками Г. и соответственно не могли быть его учениками. В Арморике наблюдается тенденция к смешению св. Германа Автиссиодурского с Г., неизвестным на Британских о-вах. Почитание Г. всегда носило «франко-галльский» характер и почти не представлено за пределами совр. Франции (гл. обр. севера) и Бельгии. В 754 г. аббат Лантфред по инициативе кор. Пипина Короткого в присутствии мн. епископов, короля и 2 его сыновей, Карла (буд. имп. Карл Великий ) и Карломана , открыл мощи Г. Впосл. они были помещены в главной церкви аббатства св. Викентия, названной во имя Г. Сохранилось анонимное повествование об этом событии, якобы составленное со слов кор. Карла Великого. К этому сочинению, известному в 2 редакциях, добавлены чудеса, происходившие при открытии мощей (BHL, N 3472-3475). Сохранилось анонимное стихотворное переложение рассказа об открытии мощей.

http://pravenc.ru/text/164735.html

(Ратисборн. «Блаженного Альберта Великого, Епископа Ратисборнского Руководство об истинных и совершенных добродетелях, называемое также духовным раем», 1823 г., гл. 1). 2 . Альберт Великий о истинном благоразумии. Побуждением к истинному благоразумию является для нас пример философов, которые, как свидетельствует божественный Иероним, так много работали для приобретения знаний, что даже избегали посещения городов и людей, пригородных садов (где почва орошена водой, шорох ветвей деревьев и пение птиц – соблазны для ушей и глаз), чтобы чрезмерной роскошью и пышностью не умалить духовных сил и этим самым не обесчестить благоразумия. Конечно, бесполезно также часто появляться среди людей, выслушивать их доказательства, которым с трудом верится. Подобно и пифагорейцы имели привычку жить в уединенном месте и, как читаем, выкалывали себе глаза, чтобы из-за них не отрываться от философского созерцания... Доказательством ложного благоразумия является отличаться познанием путей небесных светил, силы целебных растений, ценности благородных камней, и все это только ради наживы. Ибо такое познание не созидает, но разрушает. Кроме того, ложное благоразумие служит доказательством хитрости во временной деятельности. Но вместе с тем оно является глупостью, по свидетельству Апостола: «Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть» ( 1Кор.3:19 ). (Там же, гл. 8). 3 . К средневековой космологии. Заметка неизвестного автора X века на полях кодекса монастыря С-т Жермен де Пре о существовании антиподов. Очевидно, что антиподы имеют над собою небо. Говорят, что это суть люди, живущие на другой от нас стороне земли и отделенные от нас океаном. Они, по-видимому, имеют такие обычаи и культ, как персы. Но то обстоятельство, что на нижней стороне земли существуют люди, не противоречит религии, так как оно вытекает из природы земли, имеющей форму сфероида». (Цитируется по кн.: Генрих Эйкен. «История и система средневекового миросозерцания». СПб., 1907 г, с. 549−550). 4 . К средневековой космологии. Доминиканец Винцент из Бове (ум. 1264 г.), воспитатель сыновей Людовика Святого, о размерах земли (из книги «Зерцало природы»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Одно из самых ранних и относительно полных изданий корпуса святоотеческих творений – 9–томная Sacra bibliotheca sanctorum Patrum supra ducentos... (Париж, 1575–1579; несколько переизданий 820 ) Маргарена де ла Биня (Marguarinum de la Bigne), куда вошли работы около 200 авторов. В 27–ми томах подлинники латинских отцов и латинские переводы греческих отцов изданы в Лондоне в 1677 г. (Bibliotheca maxima patrum Lugdunensis). Известный французский эллинист Жан Батист Котелериус (1627–1686), профессор греческой словесности в College de France, издал избранные творения Иоанна Златоуста (Johanni Chrysostomi IV homiliae in psalmos et interpretatio Danielis. Париж, 1661), труды мужей апостольских (Patres aevi apostolici, 1672), а также два крупных собрания произведений греческих отцов (Ecclesiae graecae monumenta, 1677–1686, и Analecta graeca, 1668). Нельзя обойти вниманием деятельность основанной в 1618 г. французской монашеской конгрегации ордена бенедиктинцев – конгрегации святого Мавра с центром в парижском аббатстве Сен–Жермен–де–Пре. Мавристы сыграли выдающуюся роль в собирании и публикации западноевропейских средневековых рукописей: выработали правила установления подлинности места и времени составления документа, положили начало палеографии, дипломатике и другим вспомогательным историческим дисциплинам. Мавристами выпущены превосходные издания, главным образом по рукописям, сочинений Афанасия Александрийского , Григория Назианзина , Кирилла Иерусалимского , Иоанна Златоуста , Августина, Льва Великого , Григория Двоеслова . Среди наиболее видных членов этой ученой корпорации нужно назвать, прежде всего, о. Жана Мабильона (1632–1707), который разработал методику определения подлинности документа, установил признаки датировки и локализации рукописей, создал теорию «национальных типов» латинского письма 821 . К конгрегации св. Мавра принадлежал также выдающийся палеограф и археограф Бернар де Монфокон (1655–1741), издавший труды Афанасия Великого и Златоуста 822 , выдающиеся историки, архивисты, палеографы Эдмон Мартен (1654–1739), Юрсен Дюран (1682–1771) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распад Франкской империи и усиление политической раздробленности были в числе главных причин внутренних конфликтов в Западнофранкском королевстве. После разделов империи владения знатных семейств оказались в составе разных королевств. Во время конфликтов правителей магнаты могли переходить от одного короля к другому, иногда по принуждению, но нередко добровольно. Так поступили, напр., Роберт Сильный, происходивший из прирейнских земель (в 853 назначен графом Тура, Ле-Мана и Анже, наместником области в низовьях Луары, в 861 - герцогом Нейстрии), и Бозон, выходец из лотарингской знати и брат Рихильды, 2-й жены К. Л. (после 870 исполнял обязанности графа Лиона и Вьена, затем гр. Буржа, фактически наместника Аквитании, с 875 был представителем К. Л. в Италии). Представители знати стремились распоряжаться гос. должностями как личными бенефициями, пожалованными королем, в т. ч. передавать по наследству. Получив должность, они укрепляли свое влияние в регионе, собирали вооруженные отряды вассалов, с к-рыми выступали на войну по призыву короля. К. Л. и его братья принимали меры для ограничения самостоятельности знати, пытались регулировать отношения между сеньорами и вассалами. Так, на совещании в Мерсене (847) Лотарь, Людовик и К. Л. запретили магнатам переходить на службу к др. правителю, а вассалам - переходить к др. сеньору (MGH. Capit. T. 2. P. 68-71). В отличие от представителей светской знати, к-рые стремились упрочить свое положение и нередко выходили из повиновения королю, церковные иерархи были опорой власти К. Л. Епископы, в основном из церковных провинций Реймс и Санс, служили советниками и посланниками (missi) короля, контролировали деятельность графов и др. должностных лиц. Они оказывали королю материальную помощь, снаряжали военные отряды. Самым влиятельным франк. иерархом, к-рый поддерживал К. Л., был архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882). Однако в то же время прелаты выражали недовольство практикой раздачи церковных земель в качестве королевских бенефициев, а также назначением светских аббатов (К. Л. с 867 был светским аббатом крупнейшего франк. мон-ря св. Дионисия под Парижем, а др. светские аббаты, напр. Вивиан, гр. Тура и аббат монастыря св. Мартина в Туре (845-851), являлись его вассалами). Одним из ревностных защитников прав Церкви, выступавшим за ограничение своеволия магнатов, был Луп , аббат монастыря Ферьер (840 - ок. 862). Особым покровительством К. Л. пользовались Реймсская и Осерская кафедры, а также нек-рые крупные мон-ри, прежде всего аббатства св. Дионисия и св. Германа (Сен-Жермен-де-Пре) под Парижем, св. Германа в Осере и монастырь Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О).

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Паскалем и миссионером Лореном; напечатал в «L’Univers» статью «Saint Vladimir et l’Etat chrétien», работал над книгой «Россия и вселенская Церковь»: сократил первые две части, написанные в России, и заново написал третью часть; наконец, предисловие к этой книге издал отдельной брошюрой под заглавием «L’Idée russe». Предварительно он дважды прочел к в виде доклада в салоне принцессы Сайн–Витгенштейн. Об этих чтениях принцесса рассказывает в своих «Воспоминаниях» 64 . «…Я предложила Соловьеву прочет доклад в моем салоне. Аудитория была многочисленная: высшее общество из Фобур Сен-Жермен, несколько академиков, священников и журналистов. Отец Пирлинг во вступительном слове изложил тему доклада. Соловьев начал говорить на чистейшем французском языке и своей речью очаровал слушателей. Когда он кончил, некоторые из присутствующих подошли к нему и любезно выразили ему свое сочувствие. Он был им очень тронут, хотя, кажется, ожидал, что отношение аудитории будет еще более соответствовать тем чувствам, которые он сам испытывал. Его разочарование, если только это можно назвать разочарованием, может быть до известной I степени оправдано, но нельзя также не оправдать видимое равнодушие публики, недостаточно знакомой с важным вопросом сом соединения Восточной церкви с Римским престолом… Через несколько дней Соловьев повторил свой доклад у меня в интимном кругу, состоявшем из десяти человек. Успех его был полный. Он закончил свою речь взволнованным голосом, звучавшим такой верой, что все мы были глубоко тронуты. Я воскликнула: «Вы действительно отец Церкви». На это блаженной памяти священник церкви Маделэн де Ребур заметил с умилением: «О, если бы у вас было побольше детей» — «Только, дайте нам священников таких, как Вы!» — ответил Соловьев». Трудно определить, насколько достоверен этот разговор. Аббат Гетте, перешедший из католичества в православие, по поводу доклада Соловьева заявил: «Соловьев более папист, чем Беллармин (иезуит) и сам папа». Все эти слухи и пересуды любопытны не как исторические факты, а как элементы легенды, создававшейся вокруг имени Соловьева.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Сооружение было закончено довольно быстро, и святая Радегонда обосновалась там со своей общиной, которая в конце ее жизни составляла порядка двухсот верующих, происходящих в большинстве своем из наиболее благородных семей королевства. Основательница, духовная мать и образец добродетели для общины, Радегонда между тем по скромности отказалась быть старшей, и возложила эту ответственность на Аньес, свою наиболее близкую ученицу и подругу детства. Узнав, что Хлотарь возобновил свои намерения по случаю паломничества в Тур, она стала настойчиво просить защиты у святого Жермена, епископа Парижского (память 28 мая), который сопровождал правителя. Епископ пал в ноги Хлотарю пред могилой святого Мартина, и Хлотарь уступил. Жермен отправился в Пуатье, чтобы лично донести туда эту новость. Он же рукоположил Аньес в игуменью. Вольная отныне следовать за Христом, которого она любила, Радегонда устремилась от всей своей души вслед за ним, не будучи отвлечена материальными хлопотами. В то же время, озабоченная тем, чтобы дать своему монастырю правило, обеспечивающее вечность монашеской жизни, она провела в сопровождении Аньес несколько месяцев в Арле. Там в монастыре, основанном святым Сезэром, было правило, – которое представляло собой разумную адаптацию к условиям городской монашеской жизни и к женскому темпераменту, – как обобщение опыта, накопленного в монашеских центрах Востока и Запада на протяжении двух веков. В первые годы отношения общины святой Радегонды с епископом Пуатье отличались любовью и взаимоуважением, но ухудшились при епископе Мэрове, который обиделся на духовное влияние святой на епархию. Напряжение достигло высочайшей точки, когда Радегонда получила от императора Иустина в качестве дара частицу Животворящего Креста Господня (568). Епископ, раздраженный тем, что не оказался причастным к этому событию, отказался встречать величайшую реликвию и уехал. Сначала святой Крест был помещен в монастырь Тура, а затем, перенесен в Пуатье, где его приветствовало все население и монашество, которые пели гимны, сложенные по этому случаю святым Венансом Фортунатом. Святой Крест был помещен в монастырь, который с тех пор носит имя святого Креста. Обратившись к епископам, собравшимся в Туре на церковном соборе, святая Радегонда получила для своего монастыря привилегии, который защищали его от вмешательства гражданских и церковных властей, не ставя снова под вопрос канонической юрисдикции местного епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Герман родился в конце V века в городе Отене. По окончании учебы он удалился к одному из своих родственников, священнику, и вместе с ним 15 лет вел благочестивую жизнь в подвигах, молитве и вознесении псалмов. Слава об угоднике Божием распространилась по округе. Тогда епископ Отенский рукоположил его в священника, а затем назначил аббатом знаменитого монастыря святого Симфориана. Строгость Германа была такова, что иногда вызывала недовольство епископа и стоила ему однажды свободы. Но двери тюрьмы сами открылись перед ним, давая возможность выйти из темницы, однако святой переступил ее порог, лишь когда получил на то разрешение. Около 555 года он был призван королем Хильдебертом на Парижскую кафедру. Но и став епископом, Герман не изменил строгости ни в образе жизни, ни в одежде. До конца дней он оставался монахом и подвижником, стремясь к совершенной ангельской жизни. Герман поощрял почитание местных святых и особенно заботился о красоте и достоинстве богослужений. При поддержке короля он основал монастырь Святого Креста и святого Викентия, известный под именем Сен-Жермен-де-Пре. Он призвал иноков монастыря святого Симфориана соблюдать устав, происходивший из Леринского монастыря. Будучи совершенным знатоком церковной традиции, святитель Герман тщательно оберегал мир и единство Церкви Галлии. Его голос был решающим на Турском церковном соборе (566 г.). Также епископ созвал два церковных собора в Париже. После смерти Хильдеберта Париж стал столицей объединенного королевства Хлотаря, но по окончании его краткого правления королевство снова было поделено между четырьмя его сыновьями и племянниками. Король Парижа Хариберт был безбожником и нечестивым человеком, он грабил церкви и сочетался браком с двумя сестрами. Король презрел свое отлучение от Церкви, совершенное епископом, но вскоре Бог поразил смертью его и одну из его жен. Будучи долгие годы миротворцем и примерным пастырем, святитель Герман мирно упокоился 28 мая 576 года и был похоронен в церкви своего монастыря в Париже. Во время сильнейшего пожара, опустошившего Париж в 585 году, епископ явился, чтобы освободить из застенков узников, которые немедленно укрылись при его усыпальнице. Доныне он остается одним из самых почитаемых святых не только в Париже и в Галлии, но и во всей Западной Церкви. Латиняне обвиняли в «ереси» славянское богослужение, но гонение было недолгим

http://pravmir.ru/14-evropeyskih-svyatyi...

    Самоподобен:Подобен: Доме Евфрафов Доме Евфрафов Граде святый, Пророков славо, Украси дом, В нем же божественный рождается.Грядет Христос Лукавого сокрушити, Сущие во тме просветити, И разрешити связанные, Предусрящим того.    Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…»    Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…»    Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII.    Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...»    Пс. 91:92, 94, с соответствующими припевами.    У сербов это — особые самогласны.    «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59    Скабалланович, Миркович и др.    Кекелидзе, Скабалланович.    Скабалланович.    Кроме как в Великий пост.    Правильнее восемь.    «Помощник и покровитель...»    «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...»    «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...»    А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8.    СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633.    Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II.    Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г.    «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел».    Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия.    Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136.    Папа Дамас, т.е. IV в.    По мозарабскому чину. III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев...    История православного церковного песнетворчества делится учеными обычно на три периода:    подготовительный, до V века, расцвет церковной поэзии в V-VII вв. период преобладания канонов с VIII века и до наших дней.    Это деление, как и всякая попытка вставить живое развитие в рамки периодов, страдает схематичностью и некоторой искусственностью, но для схоластических и педагогических целей приходится мириться с подобной условностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010