В 1-й период (ок. 1640-1665) основное место в ученых занятиях М. занимало издание трудов раннехристианских (напр., editio princeps Варнавы апостола послания , подготовленное Н. Ю. Менаром, опубл. в 1645) и средневек. авторов ( Ланфранка , архиеп. Кентерберийского, Гвиберта Ножанского и др.). Наиболее крупной фигурой этого периода был Л. д " Ашери (1609-1685), библиотекарь в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Его важнейшим трудом стал многотомный сборник материалов по истории Церкви (Spicilegium, sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis, maxime Benedictinorum, latuerunt. P., 1655-1677. 13 vol.). Именно д " Ашери разработал программу систематических богословских и исторических штудий, предпринятых М. Во 2-й период (1665-1707) как выдающийся исследователь проявил себя младший современник и коллега д " Ашери, Ж. Мабильон (1632-1707). Он не только был собирателем древностей и плодовитым историком, но и внес важный вклад в становление научной критики источников, заложил основы ряда специальных исторических дисциплин (дипломатики, лат. палеографии, сфрагистики и др.). В 1667 г. Мабильон и д " Ашери начали подготовку издания «Деяний святых ордена бенедиктинцев» (Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti. P., 1668-1701. 6 in 9 vol.). Большое значение для становления церковной истории и научного источниковедения имел спор М. с болландистами относительно древних (меровингских и ранних каролингских) грамот из архивов Сен-Дени и Клюни (см. ст. Мабильон ). Параллельно с этим шла работа по изданию трудов отцов Церкви: Кассиодора (Rouen, 1679. 2 vol.), блж. Августина (P., 1681-1700. 11 vol.), блж. Иеронима Стридонского (P., 1693-1706. 5 vol.), свт. Илария Пиктавийского (P., 1693), свт. Амвросия Медиоланского (P., 1686-1690. 2 vol.), свт. Григория I Великого (P., 1705. 4 vol.). Издатель трудов блж. Иеронима Стридонского Ж. Марсьяне (1647-1717) подготовил новое критическое издание Вульгаты (1695). В 3-й период (1708-1741) ведущей фигурой среди М. стал византинист и знаток греч.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Кроме этих двух кварталов, застроенных – один дворцами, другой домами, третьей частью панорамы правого берега был длинный пояс аббатств, охватывавший почти весь Город с востока на запад и образовавший позади крепостных стен, замыкавших Париж, вторую внутреннюю ограду из монастырей и часовен. Близ парка Турнель, между улицей Сент-Антуан и старой улицей Тампль, расположен был монастырь святой Екатерины, с его необозримым хозяйством, кончавшимся лишь у городской стены Парижа. Между старой и новой улицами Тампль находилось аббатство Тампль – зловещая, высокая, обособленная громада башен за огромной зубчатой оградой. Между новой улицей Тампль и Сен-Мартен было аббатство Сен-Мартен – великолепно укрепленный монастырь, расположенный среди садов; опоясывающие его башни и венцы его колоколен по мощи и великолепию уступали разве лишь церкви Сен-Жермен-де-Пре. Между улицами СенДени и Сен-Мартен шла ограда аббатства Пресвятой троицы. А далее, между улицами Сен-Дени и Монторгейль, было аббатство Христовых невест. Рядом с ним виднелись прогнившие кровли и полуразрушенная ограда Двора чудес – единственное мирское звено в благочестивой цепи монастырей. Наконец четвертой частью Города, четко выделявшейся среди скопления кровель правого берега и занимавшей западный угол городской стены и весь берег вниз по течению реки, был новый узел дворцов и особняков, теснившихся у подножия Лувра. Древний Лувр Филиппа-Августа – колоссальное здание, главная башня которого объединяла двадцать три мощных башни, окружавших ее, не считая башенок, – издали казался как бы втиснутым между готическими фронтонами особняка Алансон и Малого Бурбонского дворца. Эта многобашенная гидра, исполинская хранительница Парижа, с ее неизменно настороженными двадцатью четырьмя головами, с ее чудовищными свинцовыми и чешуйчатыми шиферными спинами, отливавшими металлическим блеском, великолепно завершала очертания Города с западной стороны. Итак, Город представлял собою огромный квартал жилых домов, – то, что римляне называли insula, – имевший по обе стороны две группы дворцов, увенчанных – одна Лувром, другая – Турнель, и ограниченный на севере длинным поясом аббатств и огородов; взгляду все это представлялось слитным и однородным целым. Над множеством зданий, черепичные и шиферные кровли которых вычерчивались одни на фоне других причудливыми звеньями, вставали резные, складчатые, узорные колокольни сорока четырех церквей правого берега. Мириады улиц пробивались сквозь толщу этого квартала. И пределами его с одной стороны служила ограда из высоких стен с четырехугольными башнями (башни ограды Университета были круглые), а с другой перерезаемая мостами Сена с множеством идущих по ней судов. Таков был Город в XV веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Паскалем и миссионером Лореном; напечатал в «L " Univers» статью «Saint Vladimir et l " Etat chrétien», работал над книгой «Россия и вселенская Церковь»: сократил первые две части, написанные в России, и заново написал третью часть; наконец, предисловие к этой книге издал отдельной брошюрой под заглавием «L " Idée russe». Предварительно он дважды прочел к в виде доклада в салоне принцессы Сайн–Витгенштейн. Об этих чтениях принцесса рассказывает в своих «Воспоминаниях»  . «…Я предложила Соловьеву прочет доклад в моем салоне. Аудитория была многочисленная: высшее общество из Фобур Сен–Жермен, несколько академиков, священников и журналистов. Отец Пирлинг во вступительном слове изложил тему доклада. Соловьев начал говорить на чистейшем французском языке и своей речью очаровал слушателей. Когда он кончил, некоторые из присутствующих подошли к нему и любезно выразили ему свое сочувствие. Он был им очень тронут, хотя, кажется,. ожидал, что отношение аудитории будет еще более соответствовать тем чувствам, которые он сам испытывал. Его разочарование, если только это можно назвать разочарованием, может быть до известной I степени оправдано, но нельзя также не оправдать видимое равнодушие публики, недостаточно знакомой с важным вопросом сом соединения Восточной церкви с Римским престолом… Через несколько дней Соловьев повторил свой доклад у меня в интимном кругу, состоявшем из десяти человек. Успех его был полный. Он закончил свою речь взволнованным голосом, звучавшим такой верой, что все мы были глубоко тронуты. Я воскликнула: «Вы действительно отец Церкви». На это блаженной памяти священник церкви Маделэн де Ребур заметил с умилением: «О, если бы у вас было побольше детей» — «Только, дайте нам священников таких, как Вы!» — ответил Соловьев». Трудно определить, насколько достоверен этот разговор. Аббат Гетте, перешедший из католичества в православие, по поводу доклада Соловьева заявил: «Соловьев более папист, чем Беллармин (иезуит) и сам папа». Все эти слухи и пересуды любопытны не как исторические факты, а как элементы легенды, создававшейся вокруг имени Соловьева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Павла в Риме, а затем аббатом мон-ря в Салерно. Посетив Италию в 4-й раз, аббат Клюни реформировал мон-рь св. Илии близ Непи и, вероятно, способствовал утверждению в аббатстве Монте-Кассино франк. монастырских обычаев. Св. Одон скончался во время паломничества в Тур, к гробнице св. Мартина, и был похоронен в реформированном им аббатстве Сен-Жюльен. Жизнь св. Майоля подробно освещена в агиографических сказаниях (сохр. не менее 10 сочинений о нем - Iogna-Prat. 1992. P. 87-89). Наибольшую известность среди современников получило сообщение о пленении аббата провансальскими арабами в июле 972 г.: по дороге из Рима в Бургундию во время перехода через Альпы св. Майоль и его спутники были захвачены в плен и содержались в укреплении Ла-Гард-Френе. По просьбе аббата монахи выкупили его за 1 тыс. фунтов серебром. Это событие стало поводом для местных сеньоров окончательно изгнать арабов из Прованса ( Rodulf. Glab. Hist. I 4. 9). Как и св. Одон, аббат Майоль был умелым дипломатом: ему удалось наладить отношения с герм. императором и с местными епископами, в то же время поддерживая тесные контакты с Римскими папами. Св. Майоль укрепил положение Клюни в Бургундии: участники Собора в Ансе (994) запретили кому-либо покушаться на собственность мон-ря, в т. ч. на возникшее рядом с аббатством городское поселение (бург) ( Mansi. T. 19. Col. 99-101). Деятельность св. Майоля способствовала дальнейшему расширению влияния Клюни. По просьбе местных сеньоров аббат реформировал крупнейшие франц. мон-ри Лерен , Мармутье близ Тура (987), Сен-Бенинь в Дижоне (после 989), Сен-Жермен в Осере (ок. 990) и Флавиньи. Как правило, св. Майоль воздерживался от вмешательства в дела Французского королевства, хотя по просьбе Бурхарда I, гр. Вандома, он реформировал аббатство Сен-Мор близ Парижа. Незадолго до кончины св. Майоля кор. Гуго Капет (987-996) обратился к нему с просьбой восстановить дисциплину в аббатстве Сен-Дени. Не менее успешно Майоль действовал за пределами франц. земель. В 962 г. Берта Швабская, кор. Бургундии, и ее дочь имп. Адельгейда (Аделаида) (ок. 931-999), супруга имп. Оттона I , передали клюнийцам мон-рь Пайерн. В 967 г. Клюни получил неск. церквей в Павии, здесь был основан приорат св. Петра (впосл. именовался в честь св. Майоля); мон-рь св. Павла в Риме стал клюнийским приоратом. Весной 971 г. св. Майоль вновь посетил Павию и благодаря содействию имп. Адельгейды реформировал мон-рь Спасителя (Сан-Сальваторе). Затем св. Майоль направился в Равенну и по просьбе имп. Оттона I реформировал крупный мон-рь Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В этой обители жил св. Ромуальд , впосл. ставший основоположником движения монастырской реформы в Италии (см. Камальдулы ).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Кроме сочинений Григория Турского (созданных в 70-80-х гг. VI в.) о распространении почитания Г. свидетельствует Мартиролог блж. Иеронима; в его 2-й галльской редакции, созданной в 596 г. в Автиссиодуре, впервые появляется память Г. То, что память святой была распространена за пределами Паризиев, подтверждается и наличием ее в Лекционарии из Люксёя, датируемом кон. VII - нач. VIII в. Ко 2-й пол. IX в. относится похвала Г., созданная неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев в Париже. Автор рассказывает о 2 перенесениях мощей, вызванных угрозой нападения на Париж норманнов: в 845 г. мощи Г. были перенесены в монастырское поместье Дравей, в 857 г.- в Маризи. Во всех местах, где они пребывали, совершалось множество чудес. Обширный пролог повествует о чудесах, происходивших по благодати Г. в Париже до первого нападения норманнов. Наиболее известно чудо с неугасимой лампадой у гробницы Г.; ее масло имело благодатную силу исцелять недуги (Miracula S. Genovefae post mortem 1). Это сочинение неоднократно переписывалось и копировалось и сохранилось до наст. времени в 2 редакциях (BHL, N 3341-3342). Во время осады Парижа норманнами под предводительством Сигурда, длившейся целый год с нояб. 885-го, мощи святой были перенесены из аббатства и укрыты за городскими стенами. Их носили вдоль крепостных сооружений, при этом, как сообщает Аббон из Сен-Жермен-де-Пре, Г. вместе с Богоматерью и др. святыми помогала осажденным, не раз заставляя норманнов отступить. Возвращение мощей Г. в ц. апостолов Петра и Павла 29 окт. 886 г. стало поводом для учреждения еще одного празднества в честь святой - 28 окт. В 1130 г. Париж был спасен заступничеством Г. во время эпидемии болезни, к-рую называли «священная горячка». Жители приносили и приводили больных в собор Парижской Богоматери, ожидая милости от Бога. Когда туда были внесены мощи Г., начали происходить исцеления и вскоре эпидемия прекратилась. Сохранилось сказание об этом чуде, составленное неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев (BHL, N 3344-3345). Прибывший через год в Париж папа Иннокентий II (1130-1143) засвидетельствовал исцеление и учредил празднество в честь Г. (26 нояб.), к-рое офиц. именовалось «Прославление св. Геновефы» (Excellentia s. Genovefae), народное название - «Св. Геновефа воспаленных» (Сент-Женевьев-дез-Ардан). То же название получила и церковь, выстроенная в честь этого события на о-ве Сите недалеко от собора Богоматери и именовавшаяся также «Св. Геновефа Малая» (Сент-Женевьев ла Птит). Впосл. народное предание связало местонахождение этой церкви с домом Г. в Париже.

http://pravenc.ru/text/162115.html

7 октября на заседании Священного Синода было постановлено принять Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции в состав Московского Патриархата ( журнал 123 ). Синод также подтвердил принятие в юрисдикцию Московского Патриархата в составе Архиепископии клириков и приходов, выразивших таковое желание. Согласно решению Синода, «в Архиепископии сохраняются исторически сложившиеся особенности ее епархиального и приходского управления, в том числе те, которые были установлены митрополитом Евлогием, исходя из особенностей существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе и с учетом отдельных решений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов». 3 ноября 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну (Реннето) Патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. 19-20 мая 2023 г. в Париже состоялось общее собрание Архиепископии. В ходе собрания были приняты решения о внесении изменений в устав Архиепископии для приведения его в соответствие с новыми установлениями французского законодательства, предполагающими ежегодное проведение общих собраний религиозных организаций (ранее было допустимо раз в три года). В преддверии собрания Святейший Патриарх Кирилл одобрил внесение поправок в устав Архиепископии, о чем сообщил митрополиту Дубнинскому Иоанну своим письмом. Изменения в уставе Архиепископии утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 24 августа 2023 г. ( журнал 74 ). Патриаршая и синодальная грамота о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью Архиепископия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Франция Город: Париж Адрес: 12, rue Daru, 75008, Paris, France Web-caйm: http://archeveche.eu/ru E-mail: administration.diocesaine@archeveche.eu Викарный архиерей: Елисей, епископ Реутовский, викарий Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Жермен Николай) Глава архиепископии: Иоанн, митрополит Дубнинский (Реннето Жан-Пьер) Викарный архиерей: Симеон, епископ Домодедовский, викарий Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Коссек Жерар)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5510399...

Его преемник начал переговоры с Румынским Патриархатом, который, явно по политическим причинам, согласился благословить канонический устав Католической Православной Церкви Франции. В 1972 г., в отсутствии какого бы то ни было церковного представительства, кроме румынского духовенства, в румынском посольстве в Париже отец Жиль Бертран-Арди был рукоположен во епископа с именем Герман (Жермен). Нынешняя ситуация После падения коммунистического режима в Румынии и в результате возросшей самостоятельности православных Церквей во Франции, Румынский Патриархат исключил ECOF из своей юрисдикции. Часть приходов перешла в другие канонические юрисдикции, другая продолжала существовать под руководством своего духовенства до тех пор, пока не стало известно, что епископ Герман уже несколько лет женат. Церковь еще раз разделилась, некоторые приходы обратились к каноническим Церквам. Переход к каноническим юрисдикциям прошел не без конфликтов: члены бывшей Церкви либо внесли в приходскую жизнь других Церквей литургические изменения, либо просто выделялись своей чрезмерной открытостью к другим конфессиям. Несколько отдельных лиц соблазнились эзотерическим характером организации. Все попытки присоединения к официальным Патриархатам не принесли никакого успеха. 3 апреля 1997 г. Ассамблея православных французских епископов во Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF. Около 50-ти приходов и общин тем не менее остались верными своему епископу. Его окружает Епархиальный совет, в состав которого входят как священнослужители, которых он назначает, так и миряне, выбранные на генеральной ассамблее Церкви. ECOF недавно вернулась к своему первому названию и теперь известна как Православная Церковь Франции. Она “со­хра­­няет свою самостоятельность в духовных и административных проблемах, свои традиции и независимость своих национальных интересов” 4 . По уставу, епископ должен быть французским гражданином. “Он представляет Православную Церковь Франции перед государством. С юридической точки зрения, Церковь является Объединением религиозных католическо-пра­во­­славных ассоциаций”. Она также объединяет швейцарские и бельгийские общины, “которые создавались по тем же принципам, и также происходят от Галльской Церкви”. По-прежнему институт святого Дионисия размещается в помещениях при соборе святого Иринея. Он предлагает богословское образование как будущим священникам, так и мирянам. Церковь издает свой журнал “Православное Присутствие” 5 и информационный бюллетень 6 .

http://pravmir.ru/popyitka-sozdaniya-gal...

816 Нехватка законно рукоположенного священства приводит седевакантистов к необходимости искажать само богословие таинства священства (например, некоторые из них учат, что папа может даровать пресвитеру привилегию на преподание таинства священства, какового учения не знают ни Католическая церковь , ни Православие) либо принимать хиротонии старокатоликов, которых сами седевакантисты считают еретиками, и даже Католической церкви (целый ряд раскольничьих «иерархов» рукоположил вьетнамский архиепископ Пьер Мартэн Нго Динь Тхук который сам был дважды – в 1976 и 1983 гг. – отлучен от Церкви). 817 Heynlin; имеются также написания: Heynlein, Henelyn, Henlin, Helin, Hemlin, Hegelin, Steinlin; в переводах могут использоваться: Jean a Lapide, Jean La Pierre (Lapierre, de la Pierre), Johannes Lapideus, Johannes de Lapide – по месту рождения в Штейне–на–Рейне (нем. Stein, «камень», по–французски – la pierre, по–латыни – lapidus). 818 Antidotum contra diversas fere omnium saeculorum haereses. Basileae, 1528. Зихард известен также как публикатор Пруденция, Квинтилиана, Кодекса Юстиниана и Кодекса Феодосия. 819 Orthodoxographa theologiae sacrosanctae ас syncerioris fidei doctores numero 76, Ecclesiae columina luminaque clarissima, authores partim Graeci, partim Latini, ob uetustatem & eruditionem uenerandi, quorum quidam nulli hactenus uisi.../Acura di Iohannes Basilius Herold. Basileae, 1555. 820 Appendix Bibliothecae Sanctorum Patrum (Paris, 1579) и новые издания в 9–ти (2–е изд.: Sacrae Bibliothecae Sanctorum Patrum seu scriptorum ecclesiasticorum probabilium. Paris, 1589) и 10–ти (3–е изд.: Sacrae Bibliothecae veterum patrum et auctorum ecclesiasticorum. Paris, 1610) томах. 821 Мабильон поступил в аббатство Сен–Реми (которое с 1627 г. принадлежало конгрегации мавристов) в 1653 г. и, после прохождения годичного новициата, принял монашеский постриг в 1654 г. В 1658 г. он был переведен в аббатство Корби и Ножане, где активно занялся изучением древностей. В 1660 г. в Амьене он был рукоположен в священника, а в 1663 г. – переведен в аббатство Сен–Дени, в котором исполнял обязанности казначея. Его стремление к ученым занятиям послужило основанием для того, чтобы в 1664 г. он был переведен в аббатство Сен–Жермен–де–Пре (по просьбе о. д’Ашери, исполнявшего обязанности монастырского библиотекаря), где и прожил остаток жизни, отдаваясь исследовательским трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийская Церковь решила этот вопрос, пойдя в объятья императорской власти. Но на западе другая ситуация: Рим один, а государств много. Связав свою судьбу с одной монархией, неизбежно возбудишь ненависть остальных. Да и как безошибочно выбрать патрона? Ситуация сложная и каждый новый папа решал ее по-своему, хотя независимость Рима папы старались блюсти. Но, как говорят французы, «аппетит приходит во время еды». И вот Рим постепенно (к XI в.) вырабатывает концепцию «двух мечей», согласно которой Господь вручил папе два меча как символы двух властей - духовной и светской. Начинается война между папами и королями: Каносса, гибеллины, гвельфы и пр. Но что обеспечивает независимость и дает мирскую власть? Деньги. А потому католическая церковь не стесняется в стяжании имений. Уже ученик Бенедикта Нурсийского Колумбан в монастыре Боббио завел громадное хозяйство. Аббатство Клюни разрослось по всей Европе. В VIII веке Карл Великий вводит десятину, которая шла церквям и монастырям. Центральная власть - папа - тоже не отстает и вводит «лепту святого Петра» . А к IX веку бенедиктинские монастыри стали владеть деревнями. Например, аббатство Сен Жермен-де-Пре в начале IX в. владело 22.234 га пахотной земли, 200 тыс. га леса и 10.000 душ крепостных и зависимых крестьян . Католическая церковь стала богатейшим собственником, гораздо более состоятельным, чем Церковь Восточная. Но мы, наученные Златоустом, хорошо знаем, что собственность развращает. Строгость жизни как монахов, так и священников падает. Ян Гус о развращающем влиянии богатства на католическую церковь говорил так: «Это несчастное богатство, которое Христос называет службой Мамоне (Лк.16) отравило и изглодало душу почти всех христиан. Откуда распри между папами, епископами и иными священниками? Псы грызутся за кость. Отними у них кость - и перестанут: если церковь лишена богатства, ты не найдешь для нее попика. Откуда симония, откуда это бесконечное чванство священников перед мирянами, откуда разврат духовенства? Поистине от этого яда» . А когда началось противостояние королям, то вообще деньги стали нужны как воздух. И Рим их начинает добывать индульгенциями. Так, проповедуя на словах евангельские нестяжательность и общность имущества, Рим впадает в омут любостяжания. Что не укрывается от паствы. Постепенно создается оппозиция, приведшая в конце концов к Лютеру. Впрочем, католики сами прекрасно понимают, что протестантизм явился реакцией на обмирщение Церкви . Лидеры нового движения декларировали возврат к апостольским принципам. Но фактический разрыв в традиции привел их к скорее обратному результату: комплекс социальных евангельских идей ими востребован не был. Все свелось к личному спасению и невмешательству в социально-политическую жизнь мира, который быстро двигался по рельсам капитализма. Но заметим, что первую брешь в доктрине, кардинально противостоящей этому обмирщению, сделало учение Аквината.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

образцами - собором Сан-Пьетро в Риме, крестообразными Б. типа ц. св. Апостолов в Милане (382). Башня над средокрестием (перестроенный собор Сен-Дени, 755-775; ц. Сен-Жермен-де-Пре) позволяла выделить внутри и в пространстве Б. центр литургического действа. Установка башен при контрапсиде над 2-м трансептом (напр., аббатство Сен-Рикье, т. н. Центула, Сев. Франция) привела к возникновению вестверка - башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, куда доступ обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873-885), что открыло путь к созданию романского зап. фасада с башнеобразным порталом, галереей или капеллой над ним и 2 фланкирующими башнями. Сумма вертикальных элементов, а также звонницы, деревянные щипцы кровель и малые формы придали средневек. Б. вертикальность, ранее не свойственную ей. В оттоновский период в интерьере западнохрист. Б. утверждаются такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (ц. в Гернроде, XI в.) и галереи над боковыми нефами, появление к-рых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и проч.). К XI в. сложился новый тип плана, где протяженное пространство Б. делилось на множество компартиментов-травей. Литургический центр здания, хор, где совершалась месса, занял особое место: отделенная трансептом вост. часть активно развивалась, занимая 2 и более компартиментов; становясь все протяженнее, она могла достигать невероятной длины (хор собора Кентербери, Англия, к 1100 имел 12 травей). Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря,- обходной галереи с 3, 5 или редко 7 капеллами (собор Клермон-Ферран, ок. 960). Радиальный амбулаторий с полукруглыми капеллами, а также капеллы в вост. части трансептов стали важнейшей чертой западнохрист. Б., особенно паломнической и монастырской. Они позволяли разместить дополнительные алтари и множество реликвий, прежде всего раки с мощами.

http://pravenc.ru/text/77368.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010