Привезенная в Париж «портретная» икона стала этапной в судьбе художницы. Рейтлингер поступила в мастерскую (Ateliers d " arts sacré) религ. худож.-монументалиста М. Дени и в течение неск. лет прошла полный курс обучения (она поддерживала отношения со своим учителем и позднее; их переписка хранится в архиве Музея М. Дени в Сен-Жермен-ан-Ле). Появление Рейтлингер в 1925 г. в Париже связано с назначением свящ. Сергия Булгакова по инициативе митр. Евлогия (Георгиевского) инспектором Свято-Сергиевского православного богословского ин-та. Для Рейтлингер программным стало стремление к «живой» иконе, соединившей каноничный подход к иконографии, живость пластического языка и художественные новации. Графические листы предшествующего периода свидетельствуют о ее увлечении эстетикой «Мира искусства» и романтическими образами европ. средневековья. Для рисунков 20-х гг. характерно умелое построение композиции, животные приобретают некую одухотворенность и обаяние. Впосл. одним из любимых сюжетов художницы стала композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа». В 20-30-х гг. Рейтлингер сделала множество подготовительных рисунков и набросков и написала цикл портретов свящ. Сергия Булгакова (большая часть графического наследия хранится в б-ке-фонде «Русское Зарубежье» и в ЦМиАР). Иконы этого периода получили высокую оценку, в т. ч. и в прессе. В 1931-1932 гг. по инициативе свящ. Андрея Сергеенко она оформила ц. св. Иоанна Воина (бывш. барак) в Мёдоне под Парижем. Ей помогали ее сестра (в замужестве Кист) и Е. Я. Браславская (в замужестве Ведерникова; известна иконописными работами после возвращения из эмиграции). Росписи исполнены темперой по грунтованной фанере (сохранившиеся после пожара части находятся в б-ке-фонде «Русское Зарубежье»). Главными в программе украшения церкви стали циклы «Небесная литургия» и «Апокалипсис»; роспись открывается сценами «Рай» и «Изгнание из рая», далее следуют традиц. по составу двунадесятые праздники и фигуры святых. В процессе работы Рейтлингер обращалась к широкому кругу иконографических источников - от визант.

http://pravenc.ru/text/471579.html

Общее Собрание 5-го марта 1773 года приняло Статуты Королевского Ордена Франкмасонства во Франции: Великий Восток провозгласил себя одного законодателем Ордена; несменяемость мастеров была заменена избранием их. Затем, в день летнего Св. Иоанна, Королевский Орден переименовали в орден масонский, и 24-го июня 1773 г., герцог люксембургский торжественно отпраздновал окончательное установление в должности 81 члена Великого Востока. Гроссмейстер в свою очередь был утверждён 28-го октября в Folie Titon, в улице Монтреиль. Великий Восток имел отныне представителями председателей или депутатов лож. После многих странствований он поместился в бывшем послушническом доме Иезуитов, в улице По-де Фер (предместье С. Жермен), 12-го августа 1774 года. В 1774 году допустили дам к работам в ложах, что привело к основанию лож принятия, мест свидания высшей аристократии. В 1775 году собрание 18-го мая утвердило уставы великих провинциальных лож: составленные из мастеров или депутатов (лож), эти последние были разделены на 32 округа, имевших в провинции свои главные города (как Париж был главным городом всех французских лож): эти города должны были наблюдать за ложами, служить им посредниками в переписке с Великим Востоком и собирать взносы. „Это послужит к единству в управлении, к удобству в сношениях, к уменьшению расходов, к быстрому совершению административных дел“, заявлял Великий Восток в своём циркуляре к ложам 18-го мая. „Учредительные масонские корпорации“, бывшие ещё противницами Великого Востока, признавали мало-помалу его верховность: таким образом в 1776 году три шотландских управления системы Тамплиеров, находящиеся в Лионе, Бордо и Страсбурге и называемые „Règime de la stricte ob- —96— servance“, заключили с ним союзный договор. Etat du Grand Orient журнал, издание которого тогда началось, даёт около 300 названий лож, непосредственно присоединившихся (цифра, возвысившаяся в 1785 году до 395). Среди них есть очень важные, как ложа Neuf-Soeurs, которая посвятила Вольтера 1-го апреля 1778 года и посещалась Гельветием и Лаландом (её основателями), Вениамином Франклином, Пасторетом, Шанфором, Кондорсе, Флорианом, Гаратом, аббатом Демелем, Ласенедом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одно из самых ярких произведений полемической лит-ры XIV в. принадлежит испанскому доминиканцу Альфонсо Боному (Буеномбре; 1353?), известному знатоку араб. языка. В 1344 г. он стал епископом Марокко, а до этого был активным миссионером среди мусульман. В 1340 г. он представил христ. аудитории трактат «Спор между сарацином Абуталибом и евреем Самуилом» (Disputatio Abutalib Sarraceni et Samuelis Judei) - переписку (очевидно, вымышленную) иудея с мусульманином, к-рую Альфонсо якобы нашел в Марокко и перевел на латынь. В одном из писем иудея Самуила приводится биография М., написанная в духе сочинений еп. Луки Туйского и архиеп. Родриго Хименеса де Рады. В ответе сарацина описано ночное путешествие М. на небеса в сопровождении Господа и пророков, что, по мысли автора текста, должно указывать на одобрение Богом ислама. В последнем же письме сарацина М. изображен как криптохристианин , к-рый признает Иисуса Мессией и верит в спасительную силу крещения. В XV в. интерес к образу М. существенно возрос после взятия К-поля турками (1453). Находившийся при дворе Филиппа III Доброго, герц. Бургундского, Жан Жермен, еп. Шалон-сюр-Сон (1436-1461), в целях подготовки к крестовому походу против турок написал соч. «Спор между христианином и сарацином» (Débat du Crestien et du Sarasin), в к-ром была предпринята попытка опровергнуть учение ислама и подвергнуть критике М. Это сочинение попало в руки известного испан. гуманиста и теолога Иоанна из Сеговии , защищавшего мирные принципы взаимоотношений с мусульманами и призывавшего прежде всего к интеллектуальному обмену. В 1455 г. он написал критический ответ еп. Жану Жермену, в котором развивал свои взгляды на ислам (Replica ad Johanem Cabilonensem). В 1460-1461 гг. в сочинении, посвященном анализу Корана (Cribratio Alkorani), о М. писал известный теолог Николай Кузанский . Хотя мусульм. институты и их основатель изображены в этом сочинении в достаточно карикатурном виде, автор ратует за «справедливое толкование» (pia interpretatio) ислама, объясняя, что отказ М. от нек-рых догм христианства диктовался необходимостью компромисса в борьбе за отказ арабов от многобожия и идолопоклонства.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

В середине XVIII века Жермен Суфло, когда он проектировал храм Св. Женевьевы в Париже, тот самый, что потом в эпоху революции станет и останется Пантеоном, безусловно, точнейшим образом скопировал его фасад и все устройство портика. Это действительно не просто шедевр, но что-то особенным образом, очищающе действующее на душу. Входишь под его своды и поражаешься снова и снова. Вы оказываетесь внутри огромного купола, в середине которого открыто круглое окно в небо. Наполеон до такой степени поразился Пантеоном, что, не посчитавшись с тем, что в Париже у него есть свой, решил демонтировать и перевезти во Францию этот. К счастью, ничего не вышло. Окно в небо по–латыни называется oculus, или глаз, через него и свет льется особым образом, поэтому его часто называют светом богов. «Дождь часто заливает эти мраморные плиты, но и солнечные лучи часто озаряют лица молящихся», – писала мадам де Сталь… «Купольный свод создан римским космически–социальным универсумом, – пишет Алексей Фёдорович Лосев. – Купол – это могучее полушарие, которое покоится или как бы плавает и которое объединяет и венчает вселенную без всякого изъятия… в нем тонет всякая отдельность, всякая обособленность… он предполагает большое здание с большим количеством людей, в то время как греческие храмы суть просто обиталища того или иного божества»… У греков, говорит Лосев, народ молился перед храмами, под открытым небом… В 608 году папа Бонифаций IV превратит Пантеон в церковь Марии Девы и всех святых мучеников. Со всего Рима сюда будут перевезены кости мучеников первых столетий, и тогда именно будет учрежден день Всех Святых – 1 ноября. Lodate servi del Signore, lodate il nome del Signore – «Хвалите, раби, Господа, хвалите имя Господне»… «В нём тонет всякая отдельность, всякая обособленность», – как говорит Лосев… «Как хорошо и прекрасно жить братьям вместе», – восклицает псалмопевец… «Братьям вместе»… В этот день празднуется память не одного, не десяти, не тысячи, но именно всех святых, и это делает его совсем особенным и удивительным… В тени Святого Петра

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Антон Владимирович Карташев (1875—1960) — историк Церкви, богослов, политический деятель. Покинул Россию в 1919 г., профессор Богословского института с 1925 г. 378 Устраиваемые Г. Марселем философские собрания были, согласно оценке Н. А. Бердяева, «единственными философскими собраниями в Париже, которые удались и долго продержались». В собраниях принимали участие не только французы, но и иностранцы: русские, немцы, испанцы; в числе обсуждаемых проблем были проблемы феноменологии и экзистенциальной философии. Сохранилось письмо Г. Марселя Н. А. Бердяеву от 1 мая 1939 г. с приглашением принять участие в собрании 6 мая, «на котором месье Минковский будет говорить о структуре психической реальности» (РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 608. Л. 12). Мечислав Минковский — профессор-невролог из Цюриха. 379 Скорее всего, речь идет о церкви Сен-Жермен, куда по воскресеньям ходила к обедне Л. Ю. Бердяева. 380 Инцидент с угрозой исключения Г. П. Федотова из числа преподавателей Богословского института произошел в феврале 1939 г. Причиной его стали статьи Федотова на политические темы в журнале «Новая Россия» А. Ф. Керенского и других органах «левой» ориентации. По предложению митрополита Евлогия профессора института предъявили Федотову ультиматум: отказаться от преподавательской деятельности в православном учебном заведении или перестать писать статьи на политические темы. За Федотова вступилась прежде всего «Новая Россия» (см.: Керенский А. Ф. Преступление Г. П. Федотова//Новая Россия. - 1939. - 62. - С. 3). 381 Имеется в виду статья Бердяева «Существует ли в православии свобода мысли и совести?» (Путь. — 1939. — 59. — С. 46—54; перепечатано: Новая Россия. — 1939. - 68. - С. 4—8). 382 Имеется в виду книга П. К. Иванова «Тайна святых» (была опубликована на английском языке в Париже в 1950 г.). Лурд — город на юге Франции, место паломничества католиков. Здесь в 1858 г. 14-летней девочке на берегу реки в одном из гротов якобы несколько раз являлась Богородица (т. н. «Лурдская Мадонна»), повелевшая построить на этом месте храм. 383

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Память И. под 6 марта указана в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.): «В городе Толедо погребение епископа Иулиана, который широко славится среди обитателей тех мест» (PL. 123. Col. 819-820). Внесение памяти И. во франк. мартиролог связано с путешествием Узуарда и Одиларда, монахов из аббатства Сен-Жермен-де-Пре, в Испанию с целью вывезти в Париж мощи сщмч. Викентия Августопольского (Сарагосского) (858). Монахи побывали в Кордове и Толедо, где Узуард узнал о почитании И. среди мосарабов ( Gaiffier. 1937). Память И. под 14 янв. («Кончина Иулиана, епископа Толедского») указана в неск. календарях XI в. из Сев. Испании. В календаре при мосарабском лекционарии XI в. из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос (Paris. Nouv. acq. lat. 2171. P. 28-33) поминовение И. указано под 14 янв. и 6 марта (Liber Comicus, sive Lectionarius missae quo Toletana Ecclesia ante annos mille et ducentos utebatur/Ed. G. Morin. Maredsoli, 1893. P. 393-405). Несмотря на то что память И. содержалась далеко не во всех рукописях богослужебных книг испано-мосарабского обряда, а особые литургические тексты, посвященные ему, отсутствовали, поминовение И. было включено в печатные книги, изданные по указанию кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса , архиеп. Толедского (1495-1517). В календарях мосарабского миссала (1500) и бревиария (1502) память И. была указана под 19 янв. и 8 марта (общая служба епископу-исповеднику - PL. 85. Col. 95, 97, 663; PL. 86. Col. 1321, 1323). В действующем календаре испано-мосарабского обряда память И. празднуется 14 янв. ( Ferrer Grenesche J.-M. Los Santos del nuevo misal hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 16, 43-44). В XVI в. память И. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 8 марта; в наст. время празднование памяти И. (festum) совершается в архиепископстве Толедо 29 янв. Точных сведений о местонахождении мощей И. нет. Базилика св. Леокадии в Толедо существовала до XII в., однако к тому времени находившиеся в ней захоронения епископов были, вероятно, утрачены. Испан.

http://pravenc.ru/text/1237823.html

Меурсий , голландский византинист – 41 Мефодий (ок. 820–885), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82 Мехмед II Завоеватель , турецкий султан в 1451–1481 гг. – 262 Мина , патриарх Константинопольский в 536–552 гг. – 217 Михаил I Рангаве , византийский император в 811–813 гг. – 359, 364, 375, 378,389 Михаил II Травл (Косноязычный), византийский император в 820–829 гг. – 341, 364, 367, 368, 372, 380–382 Михаил III Пьяница, византийский император в 842–867 гг. – 365, 371, 373, 383, 384, 387, 388, 394, 395, 400, 417, 433 Михаил IV Пафлагонец , византийский император в 1034–1041 гг. – 401, 433,434 Михаил V Калафат , византийский император в 1041–1042 гг. – 401 Михаил VI Стратиотик , византийский император в 1056–1057 гг. – 402, 462,484 Михаил VII Дука Парапинак , византийский император в 1071–1078 гг. – 464,470,471,473 Михаил Атталиат (XI в.), византийский историк – 487 Михаил Керуларий (Кирулларий), патриарх Константинопольский в 1043–1058 гг. – 443, 444. Михаил Пселл (XI в.), византийский государственный деятель и писатель – 463,481–484,487 Мишель A. (Michel), французский историк византийского искусства – 91 Моавия I (Мавия, Муавия, Муавия ибн Абу Суфйан), арабский халиф в 661–680 гг., основатель династии Омейядов – 290, 292, 293 Монтелатичи Г. (Montelatici), итальянский византинист – 76 Монтескье Шарль Луи (Montesquieu, 1689–1755), французский философ, писатель и историк, представитель французского Просвещения – 44, 45, 65 Монфокон Бернар де (Montfaucon, 1655–1741), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Про – 44 Морис Ж. (Maurice), французский нумизмат – 99, 100 Мортрейль Ж.-А.-Б. (Мортрёль, Mortreuil), французский правовед (цивилист и канонист), марсельский адвокат – 91 Муральт Эдуард Гаспарович (Eduard von Muralt, de Muralt, 1808–1895), археограф, историк, реформатский богослов и священник, родом швейцарец, жил в С.-Петербурге с 1833 по 1864, где в течение 26 лет работал библиотекарем Имп. Публичной библиотеки (составил первые каталоги греческих рукописей ИПБ) – 92

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ Гаймон Осерский [лат. Haymo Autissiodorensis] († 865/66), лат. экзегет эпохи Каролингов. О его жизни известно из небольшого анонимного произведения, созданного в Мельке: Г. О. был монахом при мон-ре св. Германа в Осере (аббатство Сен-Жермен-д " Осер, Франция). Согласно этому источнику, он «...написал на Апостола книгу бесконечную по объему, написал огромное изъяснение на Апокалипсис, написал на Песнь Песней, написал на текст двенадцати пророков, и на Евангелия, написал многие беседы». (De scriptoribus ecclesiacticis. 76//PL. 213. Col. 977). О Г. О. упоминают и др. авторы XII в.: Сигеберт из Жамблу (De scriptoribus ecclesiacticis. 135//PL. 160. Col. 577), Ордерик Виталий (Historia ecclesiastica. I 27//PL. 188. Col. 94), Гонорий Отёнский (De luminaribus ecclesiae 4. 6//PL. 172. Col. 230), однако, по-видимому, они не были знакомы с трудами Г. О., а брали сведения из сборников (Collectanea), составленных учеником Г. О. Эйрихом Осерским . Др. его учеником был Ремигий Осерский († 907). Г. О. был не простым монахом, как он хочет представить себя в одной из гомилий (Homilia de tempore. 21//PL. 118. Col. 161), а монастырским учителем (scholasticus). Он получил хорошее образование, знал творения классических авторов и отцов Церкви. О времени деятельности Г. О. точных сведений нет, известно только, что в 865 г. в мон-рь св. Германа в Осере был направлен его ученик Эйрих, к-рый, видимо, сменил его на посту монастырского учителя. «Explanatio in Pauli apostoli epistulas» (Толкование на Послания ап. Павла) является самым значительным сочинением Г. О., раскрывающим основной принцип его экзегезы: давать толкование в виде ответа на риторический вопрос, а также рассматривать неск. альтернативных интерпретаций. В «Expositio in Apocalipsim» (Изъяснение на Апокалипсис) автор следует за толкованиями предшественников: Примасия, Беды Достопочтенного, Амвросия Аутперта, рассматривая кн. Откровение Иоанна Богослова как указание на тайну отношений Христа и Церкви. «In Cantica Canticorum» (Толкование на Песнь Песней) в ряде средневек. рукописей ошибочно приписывалось Кассиодору и даже Фоме Аквинскому. Это сочинение использовал при составлении одноименного произведения Бернард Клервоский. Авторство соч. «In duodecim prophetas minores» (На двенадцать малых пророков) принадлежит не только Г. О., но и его ученикам. В Лионском издании 1677 г. «Maxima bibliotheca Patrum» комментарии на Иоиля и Амоса из этого собрания помещены под именем Ремигия Осерского.

http://pravenc.ru/text/161469.html

В эпоху Столетней войны (1337-1453) контроль над аббатством стал предметом спора между королем Франции и герцогом Бургундии. По Аррасскому мирному договору 1435 г. К. отошел Бургундии, но в 1475 г. франц. кор. Людовик XI захватил город. В 1492 г. мон-рь и город были оккупированы англичанами. Аббат Пьер д " Отрель († 1506) бежал в Париж и вернулся вместе с войсками Карла VIII в 1493 г. Он восстановил аббатство и начал строительство готической монастырской церкви на месте разрушенного в кон. XIV в. романского храма. C 1522 г. в аббатстве был введен режим комменды . Временному оживлению монашеской жизни способствовало включение К. в конгрегацию св. Мавра (1618). В 1636 г. аббатство захватили испан. войска. Но когда французы после длительной осады вернули контроль над К., аббата и монахов обвинили в измене, а б-ку опечатали. Чтобы предотвратить разорение книжного собрания, мавристы обратились к кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье с просьбой перевезти самые ценные рукописи в аббатство Сен-Жермен-де-Пре. В 1638 г. ок. 400 древнейших книг, отобранных Жеромом Ансельмом Ле Мишелем, были отправлены в Париж. В это время началось изучение рукописного наследия К., большую роль в этом сыграл маврист Мабильон, который провел неск. лет в обители в качестве насельника. Строительство новой монастырской ц. св. Петра, заложенной в нач. XVI в., вскоре было прервано и возобновилось лишь в кон. XVII в. (окончено в 1740); длина храма составляла 117 м, высота башни над средокрестьем (со шпилем) - 90 м. Также в XVIII в. были полностью реконструированы другие здания. Однако в авг. 1790 г. остававшиеся в К. 17 или 18 монахов были изгнаны, церковь была передана приходу, а в 1793 г. закрыта. Богослужения возобновились в 1801 г. в часовне при бывш. монастырской больнице; значительная часть зданий аббатства была продана на слом. В 1807 г. муниципалитету было предложено снести оставшиеся строения и расчистить место для нового храма. В 1810 г. произошло обрушение стен и сводов церкви, но проекты реконструкции были отвергнуты из-за дороговизны. К 1816 г. разрушились трансепт, хор и башня над средокрестьем; неф храма восстановили, 8 марта 1818 г. в нем начались богослужения. Однако уничтожение отдельных частей бывш. монастырской церкви продолжалось и после этого (так, в 1822 была уничтожена одна из капелл).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Будучи доверенным лицом франц. короля, Роже на созванной Филиппом VI ассамблее в Венсенском замке (дек. 1329) в споре с королевским адвокатом Пьером до Кюньером отстаивал тезис о верховенстве духовной власти над светской (этот тезис был сформулирован в булле папы Римского Бонифация VIII «Unam sanctam» (1302); см. ст. Двух мечей теория ; подробнее см.: Olivier M. L " assemblée de Vincennes de 1329 et ses conséquences: Étude sur les conflits entre la juridiction laïque et la juridiction ecclésiastique au XIV siècle. P., 1909. P. 124-149). В 1330 г. Роже занял должность президента Палаты счетов, верховного органа, контролировавшего сбор и распределение королевских доходов, а также отвечавшего за сбор налогов (габели, фуажа и др.); в том же году стал канцлером Французского королевства. В 1330-1334 гг. Роже принимал участие в переговорах с представителями англ. короля и снискал известность как искусный политик и дипломат. В этот период он также выступал одним из главных сторонников нового крестового похода на Св. землю (см. Крестовые походы ). В 1332-1333 гг. архиепископ Руанский трижды посетил Авиньон и в июле 1333 г. получил от папы Иоанна XXII офиц. разрешение на проповедь крестового похода, возглавить к-рый должен был франц. король. После проповеди, к-рую архиепископ произнес 1 окт. 1333 г. на «лугу клириков» (Пре-о-клер) близ монастыря Сен-Жермен-де-Пре перед франц. прелатами и знатью, кор. Филипп VI объявил о подготовке крестового похода (Chronique parisienne anonyme//Mémoires de la Société de l " histoire de Paris. P., 1884. Vol. 10. P. 154). По соглашению с папой финансовые расходы на крестовый поход должны были покрываться за счет взимаемого французским королем 6-летнего налога в 1/10 от доходов духовенства (décime). Однако кор. Филипп VI намеревался потратить взимаемые с духовенства деньги на войну с Англией (срок заключенного в 1330 мирного соглашения подходил к концу); по поручению короля Роже передал новому папе - Бенедикту XII (1334-1335) просьбу монарха разрешить это. Отказ понтифика, попытка проверить документы о начавшемся уже сборе налога, а также посредничество папских легатов в переговорах между Францией и Англией привели к ухудшению отношений между папой и франц. королем. Папа обвинил монарха в неисполнении указаний Папского престола ( B é no î t XII (1334-1342). Lettres closes, patentes et curiales se rapportant à la France/Éd. G. Daumet. P., 1899. Col. 238, 276-278, 311-312. N 378, 443, 499). Тем не менее 18 дек. 1338 г. Бенедикт XII возвел Роже в достоинство кардинала; 5 мая 1339 г. Роже получил титул кардинала-пресвитера ц. святых Нерея и Ахилия.

http://pravenc.ru/text/1841387.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010