Этот орден, как мы видим, не имел ничего общего с орденом бенедиктинок Сито, именовавшихся цистерьянками. Он находился под главенством аббата Сен-Жермен-де-Пре, подобно тому, как монахини ордена Сердце Иисусово подчинялись генералу ордена иезуитов, а монахини ордена Милосердие – генералу ордена лазаристов. Он нисколько не походил и на общину бернардинок Малого Пикпюса, внутреннюю жизнь которой мы только что описали. В 1657 году папа Aлekcahдp VII особой грамотой разрешил бернардинкам Малого Пикпюса неустанное поклонение, по примеру бенедиктинок ордена Святых даров. Но тем не менее оба ордена сохранили за собой все присущие им особенности. Глава 11 Конец Малого Пикпюса С самого начала Реставрации монастырь Малый Пикпюс стал хиреть, что было одним из проявлений общего упадка ордена, который после восемнадцатого века сошел на нет, как и все монашеские ордена той эпохи. Созерцание, как и молитва, – потребность человечества; но, подобно всему, чего коснулась революция, оно преобразится и из враждебного станет благоприятствующим прогрессу. Монастырь Малый Пикпюс быстро обезлюдел. В 1840 году малый монастырь исчез, пансион исчез также. Уже не было там больше ни дряхлых старух, ни юных девушек. Первые умерли, вторые рассеялись. Volaverunt . Устав конгрегации Неустанного поклонения настолько суров, что отпугивает всех; все меньше и меньше желающих принять постриг; орден не пополняется. В 1845 году еще находились охотницы идти в сестры-послушницы, но в монахини-клирошанки – ни одной. Сорок лет тому назад монахинь было более ста; пятнадцать лет тому назад их осталось всего двадцать восемь. Сколько их теперь? В 1847 году настоятельница была молодая – признак того, что выбор суживался. Ей не было и сорока лет. С уменьшением числа монахинь возрастает тяжесть искуса, обязанности каждой становятся все более непосильными; недалек уже момент, когда останется не более двенадцати согбенных и измученных спин, способных нести тяжкий крест устава св. Бенедикта. Это бремя неумолимо и остается неизменным вне зависимости от того, мало их или много. Прежде оно угнетало, теперь оно сокрушало. И монахини стали умирать. В то время, когда автор этой книги жил в Париже, умерли две монахини. Одной было двадцать пять лет, другой двадцать три. Последняя могла сказать о себе, как Юлия Альпинула: «Hic jaceo. Vixi annos viginti et tres» . По причине этого упадка монастырь и отказался от воспитания девушек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

В 967 г. по просьбе насельников М. восстановил дисциплину в рим. аббатстве Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, к-рое в 936 г. реформировал клюнийский аббат Одон ( Iogna-Prat. 1988. P. 237-238). Из Рима М. отправился ко двору имп. Оттона I в Павию. Император и члены его семьи, особенно имп. Адельгейда, с уважением относились к М. и неоднократно просили его обустроить монашескую жизнь в итальянских обителях (Ibid. P. 239-240, 362-376). В 971 г. Адельгейда пригласила М. в восстановленный ею мон-рь Спасителя (Сан-Сальваторе) в Павии; император назначил его аббатом мон-ря Сант-Аполлинаре-ин-Классе близ Равенны (Ibid. P. 243). В 967 г. судья Гайдульф и его жена Има подарили М. капеллу и несколько зданий в Павии, где вскоре был основан клюнийский приорат. В 968 г. М. получил от папы Иоанна XIII привилегию, согласно к-рой франц. епископы должны были защищать права клюнийских монахов на приораты и земельные владения (PL. 135. Col. 990). Летом 972 г. на обратном пути из Италии в Клюни при переходе через Альпы М. был схвачен сарацинами, к-рые увезли его в крепость Фраксинет (ныне Ла-Гард-Френе, деп. Вар). Монахи заплатили за него выкуп в размере 1 тыс. серебряных ливров ( Rodulf. Glab. Hist. I 4. 9). После освобождения М. клюнийцы призвали христ. правителей очистить Прованс от мусульман. Под их давлением гр. Гийом II Освободитель и другие местные феодалы, долгое время мирившиеся с присутствием сарацинов, захватили Фраксинет и изгнали мусульман ( Iogna-Prat. 1988. P. 247-260). Согласно пространному Житию, имп. Оттон II предложил М. занять Папский престол, но тот отказался (это могло произойти либо в 974, либо в 983) (Ibid. P. 260-263). Однако Одилон, автор др. Жития М., не упоминает об этом событии. В 978 г. по просьбе аббата папа Бенедикт VII передал клюнийцам аббатство Лерен ( Jaff é . RPR. N 3796). В кон. 80-х гг. X в. М. реформировал аббатства Сен-Жермен в Осере и Сен-Жан в Реоме. Мон-ри, где он восстанавливал соблюдение бенедиктинского устава, обычно возглавляли его ученики. М., благодаря его авторитету и влиянию, часто пытались привлечь к решению разного рода конфликтов.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

(память 3 января ст. ст., 420 (423)–512) 912 Святая Женевьева 913 – покровительница Парижа, родилась в деревне, в 7 км от столицы. Ее духовные дарования и призвание были открыты свт. Герману Оксерскому (380–448), одному из почитаемых галльских святых, другу и сподвижнику прп. Иоанна Кассиана , основателю аббатства Сен-Жермен – усыпальницы французских королей. В 429 г., будучи проездом в родном селении св. Женевьевы, святитель узнал девочку в толпе встречающих и благословил ее посвятить себя Богу. После смерти родителей она переселилась в Париж. Самым известным чудом св. Женевьевы является спасение этого города от нашествия гуннов во главе с Атиллой в 451 г. Святая уговорила парижан не покидать свои дома, но «вооружиться против стремительного натиска мечей оружием поста и молитвы и с легкостью положиться на помощь Господа». Она обещала, что Париж, «благодаря покровительству Божию, останется нетронутым врагами» 914 . Память об этом чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до которого дошел Атилла 915 . Житие св. Женевьевы повествует о том, что, несмотря на это и многие другие чудеса, парижане задумали ее убить, «ради общего своего богатства, за которое она ни их, ни жен их никогда не упрекала». Оставалось только решить, «следует ли ее побить камнями или утопить». От этого преступного намерения горожан отговорил некий архидиакон из другого города, случайно оказавшийся в тот момент в Париже. Св. Женевьева была духовно связана с прп. Симеоном Столпником. «Через купцов, часто приходивших по торговым делам в германские земли, он посылал святой Женевьеве приветствия с великим почтением и усердно просил ее молить за себя Господа Бога. И столь великими дарами верной рабы Божией были оба осыпаемы, что, будучи разделенными от обоюдного знакомства местоположением провинций и дальностью расстояний, по провидению Божию познали друг друга внутренним духовным зрением». По словам жития, «с пятнадцатого до пятидесятого года своей жизни она установила себе пост, дважды в неделю разрешив принятие пиши. Ела она только ячменный хлеб и кусочки пчелиных сот; вина же или того, что может опьянить человека, она ни разу за свою жизнь не пила. После пятидесяти лет, по совету епископов, наставлениями которых пренебрегать никак было нельзя, начала она вкушать в умеренных количествах рыбу и молоко, но и то редко».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы далеко уклонились от записок Анастасии Александровны – ибо еще дальше ушла от мира этих записок сегодняшняя Россия. Там – заповедь чистоты, здесь – апофеоз грязи. Но среди этой грязи, захлестнувшей, кажется, все стихии существования, – политику, культуру, искусство, нормы общения людей – тем нужнее, живительнее присутствие чистоты, хотя бы легким дыханием... Чистота этого мира не догматична, а органична, хрупка, женственна. Хранение чистоты – по преимуществу, женский дар, женская миссия и харизма, символически воплощаемая в образе Девы. И нет ничего удивительного, что в мире под созвездием Девы – в полную противоположность нравам и текстам эпохи грязи – почти не приоткрывается завеса над личною жизнью автора, и только лишь легкой тенью проходит по страницам фигура “мужа”, “Миши” – Михаила Константиновича Поливанова.   Для меня и для многих эта фигура незабываема. Физик-теоретик со всемирной известностью, человек универсальной культуры, редчайшего такта и обаяния, он обладал, казалось, неограниченной участливостью, способностью услышать и понять, ободрить и подсказать выход – и сразу приобретал столь же неограниченное доверие всех: был незаменимой третейской стороной в самых разнообразных спорах, авторитетным экспертом решительно в любых проблемах, от тонкостей этикета до глобальных решений о развитии российской науки.   ... Вспоминаю первую встречу с ним. Мне было под двадцать, ему – под тридцать; молодой, но уже известный, заметный член Боголюбовской школы в квантовой теории, он пришел к нам, студентам, выбирающим специализацию в науке, рассказать о своей школе, о ее направлении. Это было как сцена из кино, как встреча с пришельцем из космоса: посреди вихрастых пареньков в ковбойках и протертых штанах, бедного и небрежного затрапеза физиков до-джинсовой эры, он – стройный и высокий, в голубом отлично сидящем костюме с бабочкой, безумно красиво рассказывал нам, как делается квантовая теория поля, самая новая и самая захватывающая наука, – и “посреди приемной советской” уже сами его интонации и синтаксис были чем-то неслыханным. Довольно вскоре мы стали близки – и в научных занятиях, и за их пределами. Но только – отравленное ли время было тому виной, или иное что – близость давала трещины. Ему приоткрылось мое подполье – тогда у меня оно было (поспешил я добавить), мне – его слабости. Он не отшатнулся, но я, увы, сделал выводы скорые и категоричные. Я был юноша, задержавшийся подросток, а “детское осуждение онтологично”, и минувшее безвозвратно, и глазами бессмысленно хлопать, когда – Vienne la nuit, sonne l’heure. Строчки французских стихов роятся, звучат в мозгу, когда я думаю о нем, и я сейчас понял – почему. Стояла весна, и яркое солнце в пыльной комнатке теоротдела Стекловки, еще старого здания, когда я вошел туда сдавать Боголюбовский экзамен по квантовой электродинамике или гравитации, держа в руках, как всегда таскал, оранжевый томик “De Proust а Dada”. Андре Жермен, стильный и голубой, дилетант-меценат-большевизан...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Со стороны Русской Православной Церкви в мероприятиях приняла участие делегация в составе: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, Патриарший экзарх Западной Европы, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей архимандрит Филарет (Булеков), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник Отдела внешних церковных связей И.А. Николаев. 11 февраля в здании Апостольской нунциатуры во Франции состоялся прием по случаю прибытия делегаций Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. 12 февраля католическая делегация во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом присутствовала на Божественной литургии, совершенной митрополитом Волоколамским Иларионом и митрополитом Корсунским и Западноевропейским Антонием на Трехсвятительском подворье в Париже. По окончании богослужения в Российском духовно-культурном православном центре на набережной Бранли прошла конференция на тему «Роль общих святынь и паломничества в развитии отношений Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви». В ходе мероприятия доклады были представлены митрополитом Иларионом, митрополитом Антонием, кардиналом Куртом Кохом и настоятелем собора Парижской Богоматери монсеньором Патриком Шове. Вечером того же дня делегация Русской Православной Церкви поклонилась Терновому Венцу Спасителя, по данному случаю специально вынесенному из места временного хранения в Лувре в церковь Сен-Жермен-л’Оссеруа. В ходе визита во Францию состоялись встречи митрополита Илариона с епископом Шартрским Филиппом Христори и главой Конференции католических епископов Франции архиепископом Реймсским Эриком Мулен-Бофором. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 16 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о повестке дня очередного Архиерейского Собора. Справка: Согласно статье 8 главы III Устава Русской Православной Церкви, повестка дня Архиерейского Собора предлагается его Президиумом, которым является Священный Синод.

http://patriarchia.ru/db/text/5910999.ht...

Туника мученика, носимая вокруг городской стены, спасла Сарагосу от нашествия франков. Хлотарь и Хильдерберт привезли из военного похода орарь мученика, основав для его хранения и поклонения храм и монастырь в честь Креста Господня и мученика Викентия – ныне храм Сен-Жермен-де-Пре. 273 Во Франции на землях, принадлежащих монастырю, также начинают строиться храмы в честь мученика. 274 Одно из самых древних изображений мученика можно найти на мозаике храма Сант-Аполлинаре-Нуово, где он и Евлалия Меридская – единственные испанские святые. Деяния мученика, известные блж. Августину, имели хождение на севере Африки в V b. Ныне житие существует в трех вариантах; по мнению Фабрега Грау, версия «Пассионария» – самая древняя. Ученые полагают, что это житие повлияло на многие другие деяния испанских мучеников, образуя так называемый «цикл Дациана». По древним западным календарям, его память совершалась 22 января, в православном календаре его память11/24 ноября. Страдание святого и блаженнейшего Викентия (Винценция) 1. Страдание святого и блаженнейшего дьякона Викентия, мученика Христова, претерпевшего мучение в городе Валенсия при наместнике Дациане в одиннадцатый день февральских календ. Благодарим Бога! 2. К славе мученика Викентия будет сказать, что враг препятствовал тому, чтобы его страдание было записано, поэтому мы полностью верим пересказам его деяний, письменной записи которых весьма не желал враг, стыдящийся того, что о его поражении услышат. Злодеям по природе свойственна предусмотрительность: они устраняют свидетельства. 3. Как повествуют ясные, искренние и правдивые слова многих, некогда в Цезаравгусте нечестивому наместнику язычнику Дациану его господа и принцепсы дали желанную возможность выказать свирепость по отношению к христианам. Этого лающего пса, алчного в его нечестивой жестокости, подстегивала собственная ярость. Воодушевляясь своей яростью, он с величайшим бесстыдством набрасывался на епископов, клириков и на всех посвященных людей, которые после искушений дьявола получили больший почет у Бога. Славнейший епископ Валерий и блаженнейший мученик Викентий поспешили явить свой подвиг, веря, что они будут счастливее в мученичестве, получив своими добродетелями и заслугами как можно раньше венец в награду за свою преданность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По некоторым сведениям, мощи святителя Германа были со временем перенесены во Францию. Поэтому, может быть, неслучайно в Париже есть церкви во имя святого Германа (Сен–Жермен), и одна из них — самая древняя в столице Франции, старше собора Парижской Богоматери. Песнотворческие труды святителя Германа Творения Святителя включают стихиры на праздники и памяти святых, а также каноны. В дни святителя Германа структура канона еще не была окончательно сформирована; это было последование отдельных тропарей, объединяемых в поэму. Преосвященный Филарет называет каноны святителя Германа «первым опытом в своем роде». По всему кругу церковной службы встречаются стихиры святителя Германа, по преимуществу литийные или хвалитные, часто — на стиховне вечерни и утрени; значительно реже стихиры, обозначенные его именем, на Господи, воззвах. В своем исследовании песнопевцев и песнопений Греческой Церкви архиепископ Филарет Черниговский говорит, что святителем Германом писаны произведения «а) в похвалу святым и б) в похвалу дел устроения спасения нашего» . Среди последних как наиболее важных преосвященным Филаретом упоминаются: а) канон на перенесение Нерукотворенного образа из Едессы в Константинополь (16 августа); б) канон на Благовещение Пресвятой Богородицы (в настоящее время нет в богослужебных книгах); в) стихиры на Сретение Господне; г) стихира на хвалитех (1 сентября); д) стихира на Рождество Пресвятой Богородицы; е) канон отцам шести Вселенских Соборов (16 июля). Из песен святителя Германа, посвященных святым, преосвященный Филарет различает стихиры и отдельные каноны а) святым пророкам, б) святым Апостолам, в) святым мученикам, г) святителям, д) преподобным; ссылаясь на свидетельство Алляция, Преосвященный упоминает и песни святого патриарха в честь преподобной Марии Египетской. При изучении славянской Минеи нами было обнаружено значительно большее число стихир на двунадесятые праздники, обозначенных именем Германа, по сравнению с теми, на которые как на подлинные ссылается преосвященный Филарет Черниговский. Очевидно, здесь могут иметь значение два обстоятельства. Во–первых, святитель Герман стоит в самом начале развития церковного песнотворчества и многие его произведения могли быть утрачены или не обозначены в процессе переписки его именем, почему и не могут быть точно идентифицированы. Во–вторых, известен и второй Константинопольский патриарх Герман, живший в начале XIII века, которому приписываются отдельные песнотворческие произведения . В будущем должен иметь место большой труд по сличению рукописей затем, чтобы уточнить авторство отдельных спорных произведений. Вместе с тем для того чтобы понять, какой великий вклад в богослужение внес святой патриарх, достаточно и тех стихир и канонов конца VII и первой половины VIII века, которые есть в славянских богослужебных Минеях и авторство которых бесспорно принадлежит ему. Богословские истины в песнотворческих трудах святителя Германа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

829 Вера Владимировна Комстадиус, ур. Малама (1876–1948), заведующая русским детским приютом в Сен-Жермен-ан-Ле, председатель правления Общества взаимопомощи русских женщин. 832 Сергей Николаевич Веретенников (?–1972), доктор медицины, известный специалист по радиографии и радиоскопии. 833 Мария Георгиевна Ясинская (1917–1990), ответственный деятель Национальной организации русских скаутов (НОРС). 834 В последующие годы отношения с государственной радиокомпанией наладились, и пасхальная заутреня стала регулярно передаваться по радио, вплоть до наших дней. 837 Чтение воскресного Евангелия перед закрытыми дверьми храма по окончанию пасхального крестного хода практикуется в некоторых парижских русских церквах, в том числе на Сергиевском подворье. 838 О. Григорий Ломако вернется лишь в 1951 г. и станет настоятелем Св.-Александро-Невского собора (до 1959 г.) взамен скончавшегося о. Николая Сахарова. Затем настоятелем собора будет правящий архиерей. 839 Это был первый весенний съезд РСХД в имении La Roche-Dieu в Биевре (Bievres), на юге от Парижа, предоставленном Протестантской федерацией. Съезды РСХД будут собираться в Биевре ок. 20 лет, привлекая много молодежи и известных докладчиков, напр. прот. Александра Шмемана или митр. Антония (Блума). 840 Павел Николаевич Евдокимов (1900–1970), учился в кадетском корпусе, в Киевской духовной академии. Участвовал в Гражданской войне. С 1923 г. в Париже, активный член РСХД. Окончил Св.– Сергиевский богословский институт (1928), доктор философии (1942). Участник Сопротивления. Профессор Богословского института с 1953 г. Активно участвовал в помощи беженцам во Франции. Известный православный автор книг на французском языке. 841 Никита Яковлевич Куломзин (1903–2003), с 1924 г. во Франции, инженер-электротехник. Активный член РСХД. С 1948 г. в США. Один из строителей русской православной церкви в Наяке (ок. Нью-Йорка). 842 Епископ Дионисий (Михаил Александрович Лукин; 1911–1976). Сын морского офицера. Учился в парижской русской гимназии, в 1935 г. окончил Св.-Сергиевский богословский институт. В 1935 г. иеромонах. С 1936 по 1957 гг. настоятель храма в Гааге в юрисдикции митр. Евлогия. Архимандрит. В 1947 г. перешел в юрисдикцию МП, настоятель церкви в Роттердаме (1957–1976). В 1966 г. – епископ Роттердамский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В монастырском саду на улице Тампль рос знаменитый индийский каштан, слывший самым красивым и высоким во Франции. В восемнадцатом веке его называли патриархом всех каштановых деревьев королевства. Мы уже говорили, что монастырь на улице Тампль был занят бенедиктинками ордена Неустанного поклонения, совершенно отличными от тех, которые были подчинены цистерьянцам. Этот орден Неустанного поклонения не принадлежит к числу очень древних, он насчитывает всего двести лет. В 1649 году святые дары на протяжении нескольких дней были дважды осквернены в двух храмах Парижа: Сен-Сюльпис и Сен-Жан-ан-Грев – неслыханное и страшное святотатство, взволновавшее весь город. Старший викарий, он же настоятель монастыря Сен-Жермен-де-Пре, назначил торжественный крестный ход всего духовенства обители, причем богослужение совершал папский нунций. Но этот искупительный обряд не удовлетворил двух достойных женщин – г-жу Куртен, маркизу де Бук, и графиню Шатовье. Оскорбление, нанесенное «высокочтимой святыне алтаря», хотя и мимолетное, не изглаживалось из памяти этих двух благочестивых душ и, по их мнению, могло быть смыто лишь «неустанным поклонением» в какой-либо женской обители. Обе они, одна в 1652 году, другая в 1653-м, пожертвовали крупные суммы бенедиктинской монахине из конгрегации Святых даров, матери Катерине де Бар, на основание, с этой благочестивой целью, монастыря ордена св. Бенедикта. Первое разрешение основать такой монастырь было дано Катерине де Бар г-ном де Мецом, аббатом Сен-Жерменским, с тем чтобы ни одна из девиц не принималась в него иначе, как при условии уплаты трехсот ливров в год за содержание, которые являлись бы доходом с шести тысяч ливров основного взноса. Вслед за аббатом Сен-Жерменским король дал жалованную грамоту, а все вместе – аббатская хартия и королевская грамота – было в 1654 году утверждено счетной палатой и парламентом. Таково происхождение узаконенной церковью и государством парижской конгрегации бенедиктинок «Неустанного поклонения святым дарам». Их первый монастырь был «заново воздвигнут» в улице Кассет на средства г-жи де Бук и г-жи Шатовье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Император настаивал на своем; святой патриарх вразумлял его и говорил, что готов пролить кровь, если будет утвержден “беззаконный образоборный догмат”, и что для решения вопроса об иконопочитании должен быть созван Вселенский собор. Когда в 730 году император созвал частный собор, патриарх Герман, по слову Четий-Миней, оставил свою кафедру, положив патриарший омофор “в Божественном алтаре на святой трапезе”. После этого воины по повелению императора с побоями изгнали Святителя из патриаршего дома. Последние десять лет жизни святой патриарх провел в наследии своих родителей в Платаниуме, или, по другим указаниям, в монастыре Хоре в подвижничестве и молитве. Он скончался в 740 г. в возрасте 95 лет. Мощи Святителя во время погребения и позднее были прославлены многими чудесами. Изгнание святителя Германа с патриаршей кафедры тяжело переживалось современниками. Преподобный Иоанн Дамаскин писал в одном из своих посланий: “Вот и блаженный Герман, славный по жизни и по учению, доведен до побоев и изгнан в заточение” 7 . А другой современник, говоря о ярости Льва и низведении святителя Германа, пишет о нем: “Сошел с престола великий первосвященник, улетела из гнезда любезная ласточка, украшавшая великий покой Церкви сладким говором, украшающая до ныне праздники Господни ” 8 . В своем историческом обзоре песнопевцев преосвященный Филарет приводит свидетельства жизнеописателя святителя Германа, говорящего о том, что “на кафедре Константинопольской просвещал он народ учением утешал Церковь словами похвальными и проповедями, тяжесть бдений облегчал мелодическими песнями своими” 9 . В последних словах мы видим указание на то, что патриарх-исповедник и в свое время был признанным церковным песнопевцем. По некоторым сведениям, мощи святителя Германа были со временем перенесены во Францию. Поэтому, может быть, не случайно в Париже есть церкви во имя святого Германа (Сен-Жермен), и одна из них самая древняя в столице Франции, старше собора Парижской Богоматери. Песнотворческие труды святителя Германа

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010