О браке святого князя Александра Невского с полоцкой княжной действительно сообщают древнерусские лето­писи под 1239 г. (75), но ни в одном из источников нет упоминаний о пере­несении в Торопец чудотворного образа. Вместе с тем, существует предпо­ложение о том, что специально к свадьбе Александра и Параскевы (Александры) была написана другая богородичная икона. Ее заказал в 1239 (!) г. отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всево­лодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской» (76). Ничего не говорится о перене­сении из Полоцка «Богоматери Корсунской» и в «Степенной книге царского родословия», составленной в 1560-1563 гг. московским митрополитом Афанасием, — несмотря на то, что о браке Александра Невского там упоми­нается дважды (77). Не обошла вниманием «Степенная книга» и сам образ «Богоматери Эфесской». Там подробно рассказывается о перенесении ее из Византии в Полоцк, но также ничего не сообщается о пребывании ее в XVI столетии в Торопце. Не упоминается икона и в писцовых книгах Торопца 1540 г., где описаны семнадцать храмов города, и среди них нет ни одно­го, посвященного образу «Богоматери Одигитрии» (78). При сравнении рукописного текста с летописями и «Степенной книгой» (79), становится очевидным факт обращения его автора к этим источникам. Иногда они дословно цитируются, но всегда при этом дополняются новыми, неизвестными им сведениями об иконе. Поэтому рассказ о перенесении «Богоматери Эфесской» в Торопец в 1239 г. следует признать поздней интерполяцией текста «Степенной книги» XVI в., внесенной автором «Сказания» в свою рукопись (80). Столь раннее появление иконы в Торопце не подтверждает и история этого города, полностью уничтоженного в XVI в.: сначала в 1337 г. пожаром и наводнением (81), а затем в 1362 г. войсками литовского князя Ольгерда (82), — бедствиями, не оставляющими надежд на сохранение его древностей. Скорее всего, «Богоматерь Эфесская» оказалась в Торопце уже во второй половине XVI столетия.

http://pravicon.com/info-606

По просьбе Псковичей пришли во Псков сентября 3 из Великих Лук с 10,000 войска братья Великого Князя Московского Андрей и Борис Васильевичи, бывшие тогда в раздоре с Великим Князем и требовали, чтобы приняты были во Пеков жены и семейства их на пребывание. Но поскольку Псковичи, сохраняя верность Великому Князю, принять их не согласились, то и они на Лифляндцев не пошли, а дали волю своим войскам грабить и разорять Псковские волости; потом взявши со Псковичей окуп, удалились из их Областей в Новгородские. Великий Князь Московский по просьбе Псковичей прислал им Московские и Новгородские войска, с которыми они февраля 18 выступили на Лифляндские земли и произвели ужасное опустошение. Осенью для собрания Священников и Диаконов построена в Домантовй стене горница деревянная. Мастерам заплачено 5 рублей. Орденмейстер Лифляндский Бернгард Фон Дер Борг испросил у Великого Князя Московского мир и заключил оный через послов в Новгороде на 10 лет. Князь Шуйский смеен, а во Псков определен Кяязем–Наместником прежний Князь Ярослав Басильевич Оболенский. Запсковляне Богоявленского Конца заложили каменную стену, свою треть, от реки Псковы с Мишариной Горы и через два года свершили, а на осень покрыли. На весну 1484 года соседи их Козмодемьянскаго Конца заложили свои две части стены от Великой реки до Богоявленской стены. Построены Церкви Св. Афанасия, Св. Николая на Валку или Волоку и Св. Георгия в Печках. Псковичи возмутясь, разрубили у Посадников и у иных многих дворы. Псковские Бояре и прочие граждане самовольно некоторых из Смерди казнили, а иных заключили; притом одного Посадника Гавриила июня 13 убили; прочих также заключили и дворы их опечатали. Великий Князь повелел и Посадников и Смердей заключенных освободить и Пскову быть по всей старине. В посольствах своих к Великому Князю Псковичи издержали проестей до 1000 рублей. Зимою Псковичи отправляли к Польскому Королю Казимиру послов своих, Посадника Василия и Андрея Ру6лева с просьбою о разных удовлетворениях. Посланные нашли его в Гродне, благо склонно приняты, получили во всем управу, одарены и отпущены.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Под этим собором нашли упокоение обе игумений монастыря – и Евпраксия, и Магдалина, о которой известно, что родом она была, из мологских мещан Новотельновых, долгое время служила казначеей в монастыре, а по смерти матушки Евпраксии в 1833 году произведена в игумений и управляла обителью до самой своей кончины 26 декабря 1844 года. При ней «монастырь приведен в цветущее состояние». После игумений Магдалины Афанасьевской обителью пятнадцать лет управляла Августа (Петровская), тоже из бывших монастырских казначей, она умерла 24 августа 1861 года и погребена на монастырском кладбище. Далее, следуя рукописи отца Павла, «порядковый перечень игумений» такой: 4 . «Игуменья Феофания, из благородного сословия, управ ляла обителью недолгое время, была переведена в Ярослав ский Казанский монастырь, где и преставилась с миром» 5 . «Благоустроительница и украсительница святой обители игуменья Антония. При ней на три корпуса келий надстроен второй этаж, выстроена гостиница для богомольцев, а также прекрасная церковно-приходская школа для деревенских школьников, приобретен в городе Мологе земельный участок, на нем выстроена каменная часовня с жилым домом для обслуживающих инокинь обители, а также приобретен в городе Рыбинске на Стоялой улице земельный участок, на коем и выстроено подворие с часовней и жилыми и хозяйственными постройками, коим управляла монахиня Зинаида. Неумения Антония похоронена на монастырском кладбище с левой стороны алтаря кладбищенской церкви, на могиле ее был воздвигнут величественный черного гранита памятник» 6 . Игумения Августа, которая управляла обителью с 1895 по 1901 год. «Она наладила прекрасно животноводство и устроила прекрасную пасеку, – пишет о. Па вел. – Выстроила мельницу и приобрела в 12-ти верстах от монастыря значительный земельный участок, на котором построила филиал и несколько жилых деревянных домов, скотные дворы и толчею, а купец города Мологи М. Боровков выстроил однопрестолъную церковь во имя, честь и славу святого Архангела Михаила. Управляла да чей престарелая монахиня Нлария, а в церкви служил иеромонах Силивестр»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Пожалуйста, запомните мои слова: вы нам всем нужны. Вы несете особое служение людям — вы помогаете им быть добрыми, преодолевать свой эгоизм, раскрывать свое сердце навстречу другому человеку». Его Святейшество также поблагодарил руководителей, педагогов и всех тех, кто заботится о детях. Он оставил запись в книге почетных гостей: «Болезнь и физическая ограниченность не могут ограничить бессмертный человеческий дух. Я сердечно благодарю всех, кто трудится в этом святом месте, помогая детям сохранить силу духа и побеждать физический недуг». Богослужебное творчество и канонизация святых За почти уже восемь лет служения Святейшего Патриарха на первосвятительской кафедре активно велось богослужебное творчество. Ежегодно разрабатывались новые и утверждались уже имеющиеся молитвенные чины. Были написаны и утверждены 15 текстов служб, в частности священномученику Вениамину Петроградскому и иже с ним пострадавшим, святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, святому благоверному князю Владиславу Сербскому, священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому, святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому, священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, новомученикам и исповедникам Радонежским, служба и акафист святому преподобному Серафиму Вырицкому. Также утвержден акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица», служба иконе Божией Матери «Свенско-Печерской» и т.д. Священный Синод утвердил тексты тропарей, кондаков и молитв 11 лицам и иконам, в частности святому праведному Павлу Таганрогскому, священномученику Владимиру Амбарцумову, Божией Матери перед иконой Ее «Косинская», святым благоверным князем Петру и Февронии, Муромским. Кроме того, были утверждены 6 новых редакций текста акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша», акафиста праведному Иоанну Русскому, Честному и Животворящему Кресту Господню и др. Канонизированы для общецерковного почитания 33 святых, в числе которых — праведный Евгений Боткин (врач царской семьи) и преподобные Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Феофил, Христа ради юродивый, Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, праведный Павел Таганрогский, святая праведная княгиня София Слуцкая, святой благоверный князь Ярослав Мудрый и другие.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarhu_...

преосвященным Иннокентием Тамбовским в обращении к съезду духовенства («Церк. Вед.» за текущий год, 14 Отзывы Комиссии Московской III, 247; Гурий Новгородский II, 199: Назарий Нижегор. II, 429; Кирион Орлов. I, 526, Афанасий Донской I, 542; Тихон Пензенский III, 331; Анастасия Воронежский I, 146; Иоанникий Арханг. I, 373; Димитрий Казанский, I, 265 и 25 семинарий. 15 Стефан Могилевский, Отзывы I, 91; Петр Смоленский III, 41; Сергий Финл. III, 273; Иннокентий Тамбовский III, 307; Антоний Волынский II, 131–133; Красноярская семинария III, 462; Гермоген Саратовский III, 352; Макарий Томский III, 355–6; Тихон Алеутский I, 535; Константин Самар. II, 505; Георгий Астраханский I, 312; Гедеон Владикавказский I, 15, Владимир Кишиневский I, 191 и др. 16 Антоний Спб. III,95; Никон Владимирский I, 235, 242; Алексий Вологодский I, 69; Олонецкая консистория III, 210; Симеон Екатеринославский II, 79 обор.; Аркадий Рязанский III, 588–9; Серафим Полоцкий I, 169, Вениамин Калужский I, 32; Тифлисское духовное училище III, 548; Иаков Ярослав. Приб. 241; Гурий Симбирский II, 44; Иоаким Оренбургский II, 162 и др.; 22 семинарии. 20 Ложность этого количественного равновесия самым наглядным образом обнаруживается неудачей провести тот же принцип в училищах, в которых из 92 уроков 72 отведены на светские предметы. 24 Никон Влад., Алексей Вологодский, Димитрий Казанский, Арсений Харьковский, Архангельская Комиссия, Константин Самарский, Евлогий Холмский, Никанор Пермский, Назарий Нижегородский, Владимир Московский, Кирион Орловский, Серафим Полоцкий и многие другие. 25 Иоаким Оренбургский, Иоанн Полтавский, Димитрий Херсонский, Сергий Финляндский, Антоний Волынский. 40 В Духовном Регламенте читаем (Домы училищн. п. 10): «Чин учения этот добрый кажется: 1) Грамматика купно с Географией и Историей. 2) Арифметика с Геометрией. 3) Логика или Диалектика, и едино то двоименное учение. 4) Риторика купно, или раздельно со стихотворным учением. 5) Физика, присовокупляя краткую Метафизику. 6) Политика краткая Пуффендорфова, если она потребна судится быть, и может она присовокупится к Диалектике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Связь собора с русскими правителями в Переславле-Залесском не прерывалась никогда - в соборе были крещены князь Ярослав Всеволодович (1191 г.), отец Александра Невского, и его сын Александр (будущий Невский). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг». Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Прп. Сергий Радонежский был тогда рукоположен во иеромонаха и возведён в игуменский сан епископом Афанасием Волынским, заменявший митрополита Алексия, находившегося в то время в Константинополе. Сергию шёл тогда 33-й год. В Спасо-Преображенском соборе бывал несколько раз царь Иоанн Васильевич Грозный во время т. н. Богомолья по Святым местам. Побывали в храме, князь Даниил Московский, а также царь Иван III, их семьи. В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 год) и его сын Иван Димитриевич (1302 год). Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали. Интересный факт: Оказывается, что судьба собора именно как богослужебного помещения весьма непростая, если не сказать – драматическая. Строго говоря, служили в нём мало. Разве что в самые первые века своего существования на переславской земле. Дело в том, что Спасо-Преображенский собор до 1764 года был главным храмом города, но никогда – за всю свою 9-вековую историю – не отапливался, был летним храмом. Его открывали в мае, закрывали в сентябре. В основном молились люди в Благовещенской церкви, в зимней, что стояла рядом, по-соседству, тоже к собору относилась. А в 1764 году упразднили девичий монастырь неподалёку, и к собору отошли две на тот момент свеженькие церковки, им тогда едва ли 20 лет было – да, именно эти, мы их и сегодня видим. И богослужения вполне логично стали проходить в основном там. А когда в 1789 году решением Святейшего синода закрыли и Переславскую епархию, то главным городским собором становится Успенский, что в Горицком монастыре, и половина притча Спасо-Преображенского собора направляется туда, и конкретно этот древний храм остаётся практически без служб. Надо понимать, что собором тогда назвался весь комплекс храмовых построек на Красной площади Переславля, и оставшаяся часть притча была задействована в более новых храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Старец–подвижник не изменял своих правил до гроба, соединяя смирение с подвигами любви к Богу и ближним; после молитвенной беседы с Господом, утешением для него было принимать странных и оказывать возможную помощь нуждающимся. – Приблизившись к кончине своей, он назначил ученика своего Александра в настоятеля обители; потом приобщился св. таин и преподав наставление братии, о себе сказал: «когда умру я, не воздавайте мне никакой почести, а взяв за ноги оттащите меня в болото». 30 сент. 1441 г. он предал дух свой Господу. 300 Мощи его почивают под спудом в каменном храме, сооруженном в его имя и обитель поныне удерживает его фамилию, называясь Лопотовою. Она стоит в 40 верстах от Вологды и в 7 от Кадникова. 301 «Итак братия, мы не обязаны плоти жить по плоти. Если живете по плоти, то умрете: а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:12–13 ). «Любовь познали мы в том, что Он (Сын Божий) положил душу Свою за нас: посему и мы должны полагать души за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Иоан.3:16:18 ). 1 Ярослав. епар. ведом. 1860 г. 26. 1862 г. 18. 19. Ркп. святцы: «святой и блаженный Иоанн, юродивый Христа ради, преставился в л. 7089 сент. 3 д.» 4 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-литовский Симеоновский монастырь к нему Афанасию учиться русской грамоте, по-польски и по-латыни, где и находился семь лет». (Собр. грам. 3:41). Поскольку же после того до сент. 1644 г. Луба жил в Бресте «в иезуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьева истор. 9:343): то оказывается, что Филиповичу Луба отдан был в 1622 г. Сл. переписку между Россиею и Польшею 1613–1644 г. в чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 4, 132–137. Запис. Филиповича в синод. б. 2, 67. 7 «Кратное описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена брестского, преподобномученика нового», нап. в вилен. епар. вед. 1864 г. 1. В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.» В синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена берестейского православного, – повесть чрез послушников его списана, року 1648 сталой». О. Саввы указатель синод. б. стр. 159. Μ. 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Там же. 27 Архивск. 250, на обороте. В Степенной книге следующими чертами изображается характер св. Александра: «Во все время юности своея смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя. чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и тщеславия отвращашеся, и много полагаше тщание чрево удерживати, ведый, яко чревное насыщение целомудрие раззоряет, и бдению спону сотворяет, и прочим добродетелям сопротивляется. В устех же его безпрестани бяху божественная словеса, услажающа его паче меда и сота; прочитав же их со усердием и желаше сих реченная и делом исполнити. Сродницы же его видяще в таковых добродетелех преспевающа и зело пользовахуся и тщахуся всячески угодити Богу, якоже и той всеми нравы угожаше Богу, и распаляшеся божественным небесным желанием, и вся яже в человецех добрая и честная яко ни во что же вменяше, и ни едино благоплодие душевное на объявление человеком творяше, и всячески ухищряше сокрывающий множайшая и правление премногаго ради смиренномудрия, Аще бо и честию земнаго царствия почтен бысть от Бога и супруга име и чада прижи; но смиренную мудрость стяжа паче всех человек». Степен. кн. 1, 355. «Кроток и тих был его нрав из детства», – говорит один из его жизнеописателей, – возмужавший только, но не осуровевший с годами, и Господь был с ним по слову божественного писания: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещушаго словес моих» ( Uc. LXVI, 2 ). Жития святых Российской церкви. Ноябрь, 226. 30 Младшие братья св. Александра: Андрей, женился в 1250 году на дочери Даниила Галицкого, умер в 1264 году; Константин, умер в 1255 году; Ярослав, женился в 1264-м на дочери новгородца Юрия Михайловича, умер в 1272 году; Афанасий упоминается в 1239 году; Даниил упоминается в 1239 году; Михаил, умер в 1248 году; Василий, родился в 1241 году, женился в 1266 году, умер в 1276-м. 31 «Видом благородия, телесного благолепия весьма украшен паче всех, не точию сродник своих, но и всех иноплемянных стран земных царей, яко солнце всех светил».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

у Семена Гордого родился сын, наречен Василием — очевидно, в честь Василия Парийского, память которого пришлась на день рождения! 15 декабря 1347 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Даниилом — скорее всего, в честь Даниила Столпника (11 декабря). 7 сентября 1349 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Михаилом — в честь Чуда архангела Михаила в Хонех (6 сентября). 12 октября 1350 г. у Ивана Красного родился сын, наречен Дмитрием — в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 3 февраля 1352 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Семеном — в честь Симеона Богоприимца, память которого пришлась на день рождения! 15 июля 1353 г. у Андрея Ивановича (сына Калиты) родился сын, наречен Владимиром, память которого пришлась на день рождения ! 30 декабря 1371 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Василием — в честь Василия Великого (1 января). 26 ноября 1374 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Юрием — в честь св. мученика Георгия, память которого пришлась на день рождения! 14 августа 1382 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Андреем — в честь Андрея Стратилата (19 августа). 29 июня у Дмитрия Донского родился сын, наречен Петром — в честь апостола Петра, память которого пришлась на день рождения ! 8 января 1388 г. у Дмитрия Донского родилась дочь, названная Анной — в честь Анны пророчицы (3 февраля). 18 января 1389 г. у Владимира Андреевича Храброго родился сын Ярослав, нареченный в крещении Афанасием — в честь Афанасия Александрийского, память которого пришлась на день рождения! 15 мая 1389 г. у Дмитрия Донского родился сын, крещен Константином — в честь царя Константина (21 мая). 26 января 1390 г. у Владимира Андреевича родился сын Федор — крещенный в честь Федора Студита, память которого пришлась на день рождения! 9 июля 1394 г. у Владимира Андреевича родился сын Василий, названный, скорее всего, по имени отца (15 июля). 30 марта 1395 г. у Василия Дмитриевича родился сын, названный Георгием, при этом возможны варианты: в честь преп. Георгия иже в Малеи (4 апреля), в честь Георгия митрополита Митиленского (7 апреля), в честь Георгия епископа Антиохийского (19 апреля), но вероятнее всего — в честь Георгия Победоносца (23 апреля).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

у Семена Гордого родился сын, наречен Даниилом – скорее всего, в честь Даниила Столпника (11 декабря). 7 сентября 1349 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Михаилом – в честь Чуда архангела Михаила в Хонех (6 сентября). 12 октября 1350 г. у Ивана Красного родился сын, наречен Дмитрием – в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 3 февраля 1352 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Семеном – в честь Симеона Богоприимца, память которого пришлась на день рождения! 15 июля 1353 г. у Андрея Ивановича (сына Калиты) родился сын, наречен Владимиром, память которого пришлась на день рождения ! 30 декабря 1371 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Василием – в честь Василия Великого (1 января). 26 ноября 1374 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Юрием – в честь св. мученика Георгия, память которого пришлась на день рождения! 14 августа 1382 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Андреем – в честь Андрея Стратилата (19 августа). 29 июня у Дмитрия Донского родился сын, наречен Петром – в честь апостола Петра, память которого пришлась на день рождения ! 8 января 1388 г. у Дмитрия Донского родилась дочь, названная Анной – в честь Анны пророчицы (3 февраля). 18 января 1389 г. у Владимира Андреевича Храброго родился сын Ярослав, нареченный в крещении Афанасием – в честь Афанасия Александрийского , память которого пришлась на день рождения! 15 мая 1389 г. у Дмитрия Донского родился сын, крещен Константином – в честь царя Константина (21 мая). 26 января 1390 г. у Владимира Андреевича родился сын Федор – крещенный в честь Федора Студита , память которого пришлась на день рождения! 9 июля 1394 г. у Владимира Андреевича родился сын Василий, названный, скорее всего, по имени отца (15 июля). 30 марта 1395 г. у Василия Дмитриевича родился сын, названный Георгием, при этом возможны варианты: в честь преп. Георгия иже в Малеи (4 апреля), в честь Георгия митрополита Митиленского (7 апреля), в честь Георгия епископа Антиохийского (19 апреля), но вероятнее всего – в честь Георгия Победоносца (23 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010