Летописи вообще скупы на похвалы этому князю, но одна из них говорит, что он «положи душу свою за други своя и за землю Русскую», а рукописные святцы причисляют его к лику святых. Ярослав Всеволодович, в святом крещении Федор, был женат дважды: 1) на дочери Юрия Кончаковича, князя половецкого, неизвестной по имени; 2) на Федосьи (в иночестве Ефросиний), дочери Мстислава Удалого. Почти все летописи одинаково о ней говорят: «преставися княгыни Ярославляя, постригшися у святого Георгия в монастыри, ту же и положена бысть, сторонь сына своего Федора, месяца майа в 5, на память святые Ирины, наречено бысть имя ей Ефросинья». В новгородском Юрьевском монастыре в надгробной надписи значится: «Лета 6749 (вместо 6752) маиа в 4, в Великом Новегороде почи Феодосия, супружница великого князя Ярослава Всеволодовича». Между тем Карамзину было доставлено владимирским губернатором описание владимирских княжеских гробов, по которому Федосья с сыном Федором покоятся во владимирской Георгиевской церкви. Действительно, в Георгиевской церкви во Владимире, построеной Юрием Долгоруким в 1152 году (с 1153 года при этой церкви был женский монастырь, неизвестно когда упраздненный) есть две гробницы: одна на правой стороне, другая – на левой. На первой гробнице надпись: «На сем месте положены мощи Благоверного великого князя Федора Ярославича, сына великия княгини Феодосии, и брата святого Благоверного великого князя Александра Невского». На второй гробнице: «Сия Боголюбивая великая княгиня Феодосия, дщерь Галичского князя Мстислава Мстиславича, честнейшая супружница Благоверного великого князя Ярослава Всеволодовича Владимирского, с ним же благоговейно и благоугодно поживе и 9 сынов породи: Феодара, Александра, Андрея, Константина, Афанасия, Даниила, Михаила, Ярослава, Василия, да дщери две: Евдокию и Иулианию, на конец жития своего монашеский образ на ся восприя, в нем же и преименовася Евфросиния; преставися в Великом Новегороде, честное же тело ея положено в преименитом граде Владимире, в пресловущей обители святого Великомученика Георгия об едину сторону сына ее, Благоверного великого князя Феодора на сем месте; супруг же ее Благоверный великий князь Ярослав Всеволодович Владимирский нуждно преставися в иноплеменных землях в хановой орде в 6754 (1246) году месяца сентября в 30 день, честное же тело его положено бысть в преименитом граде Владимире в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Владимирские златоверхия на южной стороне в приделе святого Великомученика Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодорец был казнен в 1169 г. Эта правильная дата, содержащаяся в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 356), приводится выше и самим митр. Макарием (c. 297). Черниговский епископ Порфирий упоминается уже в 1177 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606). Объединение Белгородской и Юрьевской кафедр в кон. XII в. было временным (Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 37). В источниках имени Владимира нет, да и вряд ли оно было возможно, так как в нач. XIII в. оно еще не было крещальным (см. коммент. Ярослав Изяславич и Ярослав Георгиевич Туровский, о котором упоминает Слово о мнихе Мартыне, не могут быть отождествлены, как полагает владыка Макарий, потому что Изяслав Мстиславич, отец Ярослава Изяславича, в крещении получил имя не Георгий, а Пантелеимон (Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечественная история. 1993. 2. С. 65–70, 75. Прим. 23). Очевидно, имеется в виду Ярослав Юрьевич, упоминаемый как князь пинский (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 631). Есть вероятные данные, что преемниками Лазаря были епископы Афанасий и Иоанн (Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 224; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 212). Попытку реконструировать эти запутанные события, связанные с именем Иоасафа см. в книге: Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 202–203. Прим. 10. Правильно: 1183 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 201). Имени Марии в Ипатьевской летописи нет (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 612). По крайней мере, Димитриевский монастырь надо признать суздальским, так как Владимирский епископ Симон говорит о Поликарпе, пожелавшем «игуменити у святаго Дмитриа»: «...А не бы тебе принудил и князь, и аз» (Киево-Печерский Патерик. Слово 14). Если так, то и в Космодемьянском монастыре приходится, скорее всего, видеть владимирскую же обитель, игумен которой Арсений упоминается в связи с гибелью Андрея Боголюбского в 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 591). После исследования В. О. Ключевского (Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871) житие прп. Евфросинии Суздальской датируется 2-й четв. XVI в. (Дмитриева Р. П. Григорий (XVI в.)//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 169–172).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Щетина Феодосий – см. Феодосий Щетина, старец   Юрий–Георгий Владимирович–Васильевич, Долгорукий, князь Ростово-Суздальский, великий князь Киевский с 1151 г., † 15 мая 1157 г.— Л. 2 об. Юрий–Георгиевич Всеволодович–Дмитриевич, князь Суздальской земли с 1212 г., погиб в битве с татарами при реке Сить 4 марта 1238 г.— Л. 2 об. Юрий–Георгий Данилович, князь Московский с 1303 г., великий князь Владимирский в 1317–1322 гг., убит в Орде 21 ноября 1325 г. — Л. 2 об.   Ярослав–Георгий Владимирович–Васильевич, Мудрый, князь Ростовской земли с конца 980-х гг., князь Новгородский с 1010 г., великий князь Киевский с 1019 г., † 20 февраля 1054 г. — Л. 2 об. Ярослав–Федор Всеволодович–Дмитриевич, князь Новгородский с 1215 г., князь Суздальской земли с 1238 г., † 1246 г. — Л. 2 Ярослав–Афанасий Ярославич–Федорович, князь Тверской в 1260-х гг., великий князь Владимирский с 1264 г., князь Новгородский в 1269–1270-х гг., † 1272 г. — Л. 2 об.   Географический указатель   Валаам, остров в северо-западной части Ладожского озера Валаамский монастырь – см. Монастыри Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь — см. Монастыри Великий Новгород — см. Новгород Великий   Корела (Кексгольм), город в северной части Новгородской земли на берегу Ладожского озера — Л. 10, 11 об., 23 Корельский Троицкий монастырь — см. Монастыри   Монастыри: Валаамский Спасо–Преображенский мужской, в южной части острова Валаам — Л. 17 Коневский Богородицкий Рождественский (Рождества Пречистой Богородицы) мужской, на острове Коневец Ладожского озера — Л. 1 Корельский Троицкий в городе Корела — Л. 11 об. Орешковский девичий в городе Орешек — Л. 11 об. Москва, город московский рубль – Л. 17   Новгород Великий, город на реке Волхов, центр Новгородской земли новгородские архиепископы — Л. 2   Орешек (Шлиссельбург), город на севере Новгородской земли при впадении Невы в Ладожское озеро — Л. 14 об., 15 Орешковский девичий монастырь — см. Монастыри   Поморье, территория на севере России — Л. 23 об.   Руса — см. Старая Руса, город

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

кафедру), 394 (запрещение 1722 г. ходить с иконою Бож. Матери в Ярослав. собор), 410 (в 1722 г. сюда назначен на место архим. Даниила, переведенн. в Спасо-Евфим. м-рь, синодаль. асессор иеромон. Афанасий Кондоиди), 1189 (письмо игум. Афанасия об изъятии Спасо Преображ. Яросл. м-ря из ведом. епископа Ростов.), ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь доставил серебр. посуду и лом для денежн. двора), 375 (в вотчине м-ря состояла дер. Кукшинова Яросл. у.); III, 1723 г., 11 (доношение казначея м-ря Киприана об истребов. в м-рь подъячего Никитина), 112 (доношение того же казначея о высылке в м-рь окладн. и недоимочн. книг), 316 (прошение игум. Афанасия о приписке к м-рю 7 малобратн. м-рей), 383 (м-рю принадлежала дер. Косикова), 385 (прошение игум. Афанасия о выдаче паспорта проживающему при нем Греку, мон. Паисию), 399 (игум. Афанасий определен архимандритом Спасо-Преображ. м-ря в Яросл., а на его место 21 янв. 1724 г. назначен казначей архиер. дома игум. Филарет); IV, 1724 г., 85 (прошение архим. Афанасия о взыскании с м-ря 419 руб. его келейных денег); VI, 1726 г., 352 (архим. Кондопдий посвящен в еписк. Вологод.), 410 (прошение Ярослав. магистрата о бытии в м-ре архимандритству, а не игуменству; оставлено без разрешения); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3450 (межев. книга 1662 г. вотчинной земли м-ря в селе Гавшинском Город. стана); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 178, 93 (явление преч. Богородицы, иже на Толге, и описание еще 4 чудес), 226, 6 (грам. 1640 г. архим. Тр. Серг. м-ря Адриану, возведенному в этот сан из игумен. Толг. м-ря), 480, 7 (явление чудотв. иконы преч. Богородицы Толгской, с опис. 3 чудес); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 386 (в 1707 г. Рафаил Казанович, судья архиер. дома, поставлен архим. м-ря); 1789 г., XI, 246 (в 1681 г. авг. 17 преставился быв. патриар. Никон за час до вечера под Тольским м-рем); 1790 г., XIV, 178 (в челобитье преп. игум. Иосифа Волоколам., начала XVI ст., сказано, что у кн. Засекинских был м-рь Пречистой, иже на Тользе, взятый В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1514 . Вознесенский – Обнор­ский, мужской, ныне погост Вознесен­ский, Ярославской губ., Любимского уез., в 20 вер. к юго-вост. от Любима, при р. Обноре. Существовал в XVI ст., когда в нем были: игум. Гурий и Да­ниил в 1551 г., Феодорит в 1596 г. В 1723 г. приписан к Афанасьев. Ярослав. м-рю и имел 2 дерев. церкви Вознесения и Введения. “Ист. Росс. Иер.”, III, 594; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. губ.”, 49; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 369, 30; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 345 (в 1700 г. имел крестьян 107 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., 316 (м-рь был приписан к Афанасьев. м-рю в Ярослав.), прилож., CXXVII, XXXIV (по описи 1723 г. в нем значилось игум. Афанасий, 15 монахов и 20 двор. крестьян), CDXXVI (реестр церквам Ростов. епар.). 1515 . Вознесенский – Подборецкий, женский, ныне село Подборцы, Во­лынской губ., Дубенского у., в 7 вер. к югу от Дубно, близ р. Иквы. Осно­ван в 1592 г. кн. Острожским Кон­стантином, около 1719 г. совращен в унию, а в 1832 г. совсем упразд­нен с передачею имущества в Успенский-Полотский м-рь. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 6; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 90, XLVI (фундуш 1592 г. кн. Острожского на основание под г. Дубном, на острове Дубовце, женского м-ря). 1516 . Вознесенский – Полотский, мужской, давно уничтоженный, в гор. Полоцке, Витебской губ. В судной гра­моте 1553 г. Полотск. архиеп. Германа упоминается игум. Ферапонт. “Акты Зап. Р.”, 12; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 506. 1517 . Вознесенский – Тутанский, мужской, ныне село Тутань, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-зап. от Твери, на прав. берегу р. Тьмы. По преданию основан иноком Троице-Сергиевой лавры Ксенофонтом, неизве­стно когда, но не позже XV ст. Несо­мненно же существовал в XVI ст. и по писцовым книгам 1540 г. владел сельцом Полторановым с деревнями. В 1571 г. передан в управление Троице-Сергиеву м-рю; после литовского разорения стал приходить в упадок, так что в 1642 г. в нем было не более 4 иноков. “Ист. опис. Тр. Сергиев. лавры”, 149; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 36 (опис. м-ря по писцов. кн.); Покровский, “Ист. стат. опис. Твер. губ.”, I, 116, в примеч., Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 477, 38; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 23; Калачов, “Писцов. кн. ст.”, 253 (вотчина в волости Шестка), 267 (в вол. Чаглове); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. стат. опис. Тр.-Серг. лавры, 182 (кратк. история); 1879 г., II, приложен. к ист. опис. лавры, 114 (инок Ксенофонт).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского, занимал семь лет великокняжеский престол во Владимире на Клязьме. Отправившись по делам в Орду, на обратном пути князь Ярослав сильно захворал и, чувствуя приближение смертного часа, принял монашеское пострижение с именем Афанасия, после чего скончался в 1271 году. Великокняжеская власть перешла к его брату Василию Ярославичу. Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца, в 1272 году. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, но утолял свой голод простой пищей, вел жизнь воздержную и благочестивую, постоянно боролся с плотью и был злейшим врагом своему телу, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и ободрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его не столько за сан, сколько за благочестие и участие к людям. На Тверской стол благоверный князь вступил после брата своего Святослава между 1282 и 1285 годами. Свое княжение святой Михаил начал богоугодным делом — построением соборного храма в Твери. Вероятно, по совету благочестивой матери отрок–князь в 1285 году заложил каменный храм в честь славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа на месте прежней деревянной церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Вместе с княгиней Ксенией благоверный князь богато и щедро украсил новый храм, снабдил его святыми иконами и священной утварью, необходимой для богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

и уезда, в 3 вер. от Новгорода и в 250 саж. от села Городищ, от которого отделяется рощею, на красивом месте правого берега р. Волховца. О годе основания монастыря летописи не согласуются; в 3-й Новгород. летописи под 6705 (1197) год. читаем: «Того же лета заложи церковь Преображение Господне в Нередицах, великий кн. Ярослав, сын Владимиров; внук Мстиславль, и монастырь устрои», а в 1-ой Новгород. летописи под 6706 (1198) год. значится: «В то же лето заложи церковь камену князь вел. Ярослав, сын Володимирь, внук Мстиславль, во имя св. Спаса Преображения, Новегороде, на горе, а прозвище Нередице». В 1543 году «бысть пожар в Нередицах в монастыре у св. Спаса». В 1547 г. (7055): «свящали церковь теплую Живонач. Троицу, трапезу, у святого Спаса в Нередицах в монастыри». В 1678 г. монастырь приписан к Юрьеву мон., в 1727 г. сделан самостоятельным, в 1748 г. снова отписан к Юрьеву мон., в 1764 г. упразднен и оставшаяся церковь обращена в приходскую, но около 1860 г. приписана к Благовещенской Городищенской церкви. Храм Преображения остался в неприкосновенном виде, хотя и был возобновлен в 1617 г.; в нем особенно замечательна стенная фресковая иконопись, конца XII. Все местные иконы – древнего письма, но в особенности храмовая икона отличается древностью и полнотою. Под 6830 (1322) в летописи находится известие: «Преставися князь Афанасий, брат Юрьев, постригся в чернци, и положиша у св. Спаса в Нередицах». “Ист. Росс. Иер.», IV, 145 (с грамотами); Ратшин, 393; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 250; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 493; II, 45, 105, 152, 185, 240, 285; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 135; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 55; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 85; “Новгор. губ. в.», 1851 г., 29–30 (Игнатьев, “Кратк. ист.-археол. опис. Новг. Спасо-Нер. церкви»); “Пут. по св. мест. Русск.», II, 239; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 64; Строев, “Спис. иер. и наст.», 104, 38; Барщевский, “Фотограф. альбом, хранящийся в Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но не погуби нас, Господи, до конца ради твоего святого имени и не лишай нас своей милости ради молитвы святой Богородицы и блаженного епископа Кирилла. Не презрел Господь молитвы и слезы князя Юрия, что приносил он Господу, молясь днем и ночью, чтобы не оскудела правоверная вера христианская. Так и случилось: Господь послал нам великое спасение ради нашего князя, избавил нас Бог от врагов наших; «ведь очи Господа обращены к боящимся его, а уши его к их молитве». За князьями гнались татары, но не настигли их. Как и Саул преследовал Давида, но Бог спас Давида от его руки, так и этих князей Бог спас от руки иноплеменников, благочестивого и правоверного великого князя Ярослава и его благородных сыновей. А было их шесть: Александр, Андрей, Константин, Афанасий, Даниил, Михаил. А Святослав с сыном Дмитрием, Иван Всеволодович, Владимир Константинович, два сына Василька – Борис и Глеб, Василий Всеволодович. И все они были сохранены Божьей благодатью; но мы вернемся к прежнему рассказу. В тот же год татары взяли Переяславль Русский, и епископа убили, и людей перебили, а город сожгли огнем, и, захватив много пленников и добычи, отступили. В тот же год Ярослав пошел к Каменцу; он захватил город Каменец, а княгиню Михаила и большую добычу забрал с собой. В тот же год освящена была великим освящением церковь Бориса и Глеба в Кидекше в праздник Бориса и Глеба священным епископом Кириллом. В том же году татары взяли Чернигов, князья же оттуда выехали в Венгрию; а город сожгли, и людей перебили, и монастыри разграбили, а епископа Порфирия отпустили в Глухове; а сами татары вернулись в станы свои. В тот же год Ярослав выступил в поход из Смоленска против Литвы, и победил Литву, а князя их взял в плен; уладив дела со смольнянами, он посадил у них князем Всеволода, а сам с большой добычей и с великой славой вернулся в свои земли. В тот же год зимой захватили татары Мордовскую землю, и Муром сожгли, и воевали по берегу Клязьмы, и город святой Богородицы Гороховец сожгли, а затем вернулись в станы свои. Тогда было смятение большое по всей земле, и сами люди не знали, кто куда бежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярослав подскакал к крыльцу и легко слетел с седла, расстегивая жуковину и сбрасывая с плеч корзно, — жарко! С исподу взопрел. Ему подали блюдо с зерном и хмелем, он взял, подержал его и возвратил — куцы! еще поезд-то во-о-он где. Борзенько Ветерок доскакал. Хорошо было стоять на крыльце и ждать свадебный поезд. И он испытывал величайшее наслаждение, вдыхая весенний сладостный воздух. Чего еще было желать? Сыны растут, старший только что обвенчался, год-другой и внуков даст, жена в Новгороде снова в ожидании, глядишь, еще один сынок будет. А между этим, который еще в чреве, и Александром — другие пятеро. Андрея на будущий год тоже женить пора. Константину шестнадцать лет, умный молодец, рассудительный. Афанасий и Данила подрастают. Вот только Михаил огорчает — трусоват маленько, перед курицей и то трепещет. Братья дразнят его — Мишка-Зайчишка. Куда сие годится! А и его жалко, он добрый, как Александр, а вот храбрости не хватает. Каб возможно было куда-нибудь послать купцов, чтоб привезли такую воду, от которой люди смелыми становятся, никакую цену заплатить не жалко. Свадебный поезд приближался. Родственники уже стояли вокруг великого князя, тоже ожидая, когда можно будет сыпать на молодых зерно и хмель. Блюдо вновь вернулось в руки Ярослава Всеволодовича. И вот повозка с молодыми встала пред ним, братья вышли из нее первыми, затем вывели жениха и невесту, Борис — Александра, Глеб — Александру. Удачно все же получилось, что у них и имена одинаковые, только святые разные: у него — Александр Воин, у нее — Александра Царица. Можно ли забыть тот предпоследний день мая, светлый, солнечный и благоуханный, когда Сашенька в Переяславле на свет появился. Отмечалась память Исаакия, игумена Далматской обители, и родильное имя второму сыну Ярослава дано было — Исаакий. Смешно и упомнить сие… «Как там Исашка?» — спрашивал Ярослав у жены. «Ну что, Исашенька? Будешь крепким князем на Руси?» — вопрошал он улыбчивого и бодрого младенца, любившего смеяться, особенно во сне, но, когда начинал его о чем-то расспрашивать, личико делалось вдумчивым, будто он и впрямь пытался понять смысл вопроса и размышлял над тем, как достойнее ответить.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Св. Афанасий Великий преставился в 373 году, 80-ти лет от роду. См. 18 янв. Тропарь, гл. 3. Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь , священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына единосущна проповедав, посрамил еси Ария; отче преподобне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость. Кондак, гл. 2. Православия насадив учения, злославия терния иссекл еси, умножив семя веры, одождением Духа, преподобне: темже тя поем Афанасие. Ап. ( Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Мф.5:14–19; 11 зач.). Пренесение мощей святых благоверных князей Российских, Бориса и Глба, во св. крещении Рмана и в 1072 г. и в 1115 г. Тело св. кн. Глеба было сокрыто убийцами на берегу Смядыни в глухом лесу между двумя колодами, прикрытыми хворостом. В 1020 г., по занятии Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело св. Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено там вместе с телом св. Бориса (см. 24 июля). Вскоре на могиле свв. князей начали совершаться чудеса. Когда церковь св. Василия сгорала, мощи свв. князей были перенесены во вновь построенную в честь их в Вышгороде церковь . При открытии гробов свв. князей, митрополит Иоанн со священниками увидали преславное чудо: тела святых оказались белы, как снег, лица их сияли небесным светом, так что дивились митрополит и все люди, которые ощущали великое благоухание. Князь Ярослав вместе с митроп. Иоанном установили в честь свв. князей праздник 24 июля, каковой день был днем кончины св. Бориса и днем освящения новосозданной церкви; тогда же была составлена особая служба свв. князьям. В 1072 г. мощи свв. мучеников были перенесены в новый, построенный кн. Изяславом, храм св. Михаила, а в 1115 г. свв. мощи были вновь торжественно перенесены русскими князьями в построенную во имя свв. князей каменную церковь в Вышгороде. В 1240 г., во время Батыева нашествия на Киев, мощи свв. Бориса и Глеба неизвестно где сокрыты. 78 Мучч. Еспера, Зи и чад их: и еодла. Рабы богатого язычника Катулла, из Атталии Памфилийской, за отказ, по случаю рождения у господина сына, принести жертву Фортуне, они при Адриане были замучены; сначала были мучены дети, а потом все были брошены в разженную печь, где и скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010