Кафедральным собором епископов Юрьевских был храм св. Георгия, конечно, построенный Ярославом в честь своего ангела, ибо в греческих каталогах епархия Юрьевская называется γιος Г εργιος ες τν Ρσον ποταμν, – святой Георгий на реке Роси (Ралли и П, V, 486). 11. Епархия Смоленская. Ярослав, при своём делении России на уделы, отдал область Смоленскую своему четвёртому сыну Вячеславу, после смерти которого в 1057г. она отдана была его брату Игорю, переведённому из Владимира Волынского. После смерти этого последнего в 1060г., она сначала поделена была тремя оставшимися Ярославичами (Погодин, Древняя История I, 417), а потом (не позднее 1076г.) досталась младшему из них Всеволоду Переяславскому, в роде которого, образовав из себя особое княжество, и осталась на последующее время (линия – Ростиславичи). Не знаем, к какой епархии принадлежала область Смоленская до её поступления в род Всеволодов, но с этого времени она стала принадлежать к епархии Переяславской. Впрочем, князья Смоленские скоро возымели мысль учредить у себя особую епископию, именно – таковую мысль возымел второй же князь Мстислав Владимирович. Не успев почему-то осуществить её сам, он завещал её своему сыну Ростиславу, который и осуществил её, по совету с митрополитом Михаилом, в 1137г. 1342 . Первым епископом Смоленским был Мануил скопец, родом Грек, «певец гораздый», который пришёл из Греции сам-третей к отцу Ростиславову Мстиславу и который, правив очень долго, умер неизвестно когда после 1168г. В одном Требнике XVI века, принадлежавшем Смоленской кафедре, ряд епископов Смоленских после Мануила, по всей вероятности, полный и правильный, перечисляется следующим образом: Константин, Симеон, Игнатий, Лазарь, Афанасий, Иоанн, Дионисий... (и так далее до ΧV Ι века) 1343 . Из них – Константин упоминается под 1180г., Симеон под 1197г. 1344 , Игнатий под 1206г., Лазарь, как уже находившийся на покое, под 1225г. 1345 . Кафедральным храмом епископов Смоленских была церковь Успения Божией Матери, которую в 1101г. Владимир Мономах заложил каменную.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Князь Великий Володимер и сын его Князь Великий Ярослав всее Руси, – как управили они, сед с Митрополиты, о судех церковных и списали номоканон по греческому номоканону, что суды церковныя и вся оправдания церковная, как пошло издавна: по тому же и мы нынеча управили, оже бы то неподвижно было, николи наперед впрок, ни умножити бы, ни умалити, но тако бы то и стояло неподвижно, как те велиции святий князи вписали и укрепили». Этим актом В. Князь хотел сравняться в благочестивом усердии к Церкви со своими великими предками, сколько ни изменились условия общественные в продолжение четырех веков. Но если и не все подробности уставов св. Владимира и В. К. Ярослава могли быть приложены к современному состоянию Церкви и государства, по крайней мере существенное в сих уставах должно было удержаться, именно определение области суда церковного. Также требовали определения и вотчинные права Митрополии. Как инок, М. Киприан не питал никакой привязанности к умножению своих владений, равно как не советовал заботиться о том и другом. Вот что писал он о сем предмете к игумену Афанасию, своему духовному другу: «Владеть инокам селами и людьми не предано св. Отцами. Как можно отрекшемуся однажды от мира и всего мирскаго, снова связывать себя мирскими делами, – снова созидать, что разрушил, как говорит Апостол, и таким образом быть преступником своих обетов? Древние св. отцы не стяжавали ни сел, ни богатства, как напр. св. Пахомий, св. Феодосий общежития начальник, св. Герасим и многие другие св. Отцы в Палестине, в горе Синайской, в Раифе, и в Св. Горе, которую и сам я видел. Но уже в последствии, когда прежний порядок мало по малу ослабел, монастыри и скиты начали владеть селами и стяжаниями. Это требует большого внимания и осторожности. – Ты меня спрашивал, что тебе делать с селом, которое дал Князь в монастырь? Вот мой ответ и совет: если ты с своею братиею уповаешь на Бога, и доныне Бог вас пропитывает без села, да и впредь пропитает: то для чего связывать себя мирскими попечениями и вместо того, чтобы помнить о Боге и служить Ему единому, вспоминать о селах и мирских делах? Обрати внимание и на то: доколе инок свободен от всех забот мирских, он в мире со всеми мирянами, все его любят, все ему отдают честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Князь Великий Володимер и сын его Князь Великий Ярослав всее Руси, – как управили они, сед с Митрополиты, о судех церковных и списали номоканон по греческому номоканону, что суды церковныя и вся оправдания церковная, как пошло издавна: по тому же и мы нынча управили, оже бы то неподвижно было, николи наперед впрок, ни умножити бы, ни умалити, но тако бы то и стояло неподвижно, как те велиции святии князи вписали и укрепили». Этим актом В. Князь хотел сравняться в благочестивом усердии к Церкви со своими великими предками, сколько ни изменились условия общественные в продолжение четырёх веков. Но если и не все подробности уставов св. Владимира и В.К. Ярослава могли быть приложены к современному состоянию Церкви и государства, по крайней мере, существенное в сих уставах должно было удержаться, именно определение области суда церковного. Также требовали определения и вотчинные права митрополии. Как инок, м. Киприан не питал никакой привязанности к умножению своих владений, равно как не советовал заботиться о том и другим. Вот что писал он о сем предмете к игумену Афанасию, своему духовному другу: «Владеть инокам сёлами и людьми не предано св. отцами. Как можно отрёкшемуся однажды от мира и всего мирского, снова связывать себя мирскими делами, – снова созидать, что разрушил, как говорит апостол, и таким образом быть преступником своих обетов? Древние св. отцы не стяжавали ни сёл, ни богатства, как напр., св. Пахомий, св. Феодосий общежития начальник, св. Герасим и многие другие св. отцы в Палестине, в горе Синайской, в Раифе, и в Св. Горе, которую и сам я видел. Но уже впоследствии, когда прежний порядок мало-помалу ослабел, монастыри и скиты начали владеть сёлами и стяжаниями. Это требует большого внимания и осторожности. Ты меня спрашивал, что тебе делать с селом, которое дал Князь в монастырь? Вот мой ответ и совет: если ты со своею братией уповаешь на Бога, и доныне Бог вас пропитывает без села, да и впредь пропитает: то для чего связывать себя мирскими попечениями и вместо того, чтобы помнить о Боге и служить Ему единому, вспоминать о сёлах и мирских делах? Обрати внимание и на то: доколе инок свободен от всех забот мирских, он в мире со всеми мирянами, все его любят, все ему отдают честь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Козмодемьянский Новгородский монастырь). Отрочь Успенский монастырь Мужской 2 класса, Тверской Губернии и Епархии, находящийся в Губернском городе Твери на устье реки Тверцы, построен в 1265 году при благоверном Великом Князе Ярославе Ярославиче Тверском, отроком, т. е. одним из придворных его, Григорием, почему и назван Отроч 127 . Повод к построению этого монастыря был следующий: однажды Григорий поехал в деревню, недавно Государем ему подаренную, в селе Эдимоново. Там дочь Эдимоновского церковника Афанасия, именем Ксения, обратила на себя его внимание. По взаимной склонности друг к другу, решились они вступить в супружество с дозволения самого Государя и Отца Ксении. Уже всё было к тому изготовлено, но Ксении предназначена Промыслом другая, возвышеннейшая участь быть Княгиней. Посему, тогда как чета сия располагалась идти к храму в брачном одеянии, Князь Ярослав, приехав к селу Эдимонову, хотел разделить радость отрока своего, но при виде Ксении, его невесты пленившись ею, предложил ей руку свою. Отрок, лишившись невесты своей, решился удалиться от света в уединенную пустыню и, поселившись близ Твери, принял иноческий чин и, по соизволению Государеву, соорудил обитель, которая по имени его названа Отроческой или Отрочь монастырь. В настоящее время в этой обители здания все каменные. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) ЦЕРКВИ а) во имя Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1732 году; б) Святых Петра и Филиппа, Московских Чудотворцев, построена в XVI веке, о двух престолах; 3) КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами; 4) КЕЛЬИ Настоятельские о двух этажах; 5) КЕЛЬИ братские и службы; 6) ОГРАДА с 4 башнями на 190 саженях. В сем монастыре был в заточении Митрополит Московский Св. Филипп, который тут в 1570 году и лишён жизни по повелению Царя Ивана Васильевича опричником его Скуратовым. Св. нетленные мощи его из монастыря сего перенесены были в Соловецкий монастырь, а оттуда в Москву и опочивают ныне в Московском Успенском Соборе. С 1727 года заведена была в этом монастыре Преосвященным Феофилактом Лопатинским Семинария, в коей священно- и церковнослужительские дети Тверской Епархии, человек до 700, обучались Российской Грамматике, Географии, Арифметике, Латинскому и Греческому языкам, также Поэзии, Риторике, философии и Богословию; а ныне при монастыре сем находятся уездное и приходское духовные училища, открытые в 1809 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кончится на 7028 годе. 5.) Истории о казанском царстве, писанная в лицах: в ней во-первых пределагается о взятии Батыем престольного града Владимира при Георгие Всеволодовиче, потом о Саипе, преемнике Батыя, построившем Казань на том самом месте, где Ярослав Всеволодович шедшего его на Русь войною встретил и принудил многими дарами примириться с собою, а далее все повествование состоять о бранях между казанцами и россиянами и о взятии Казани. 6.) Летописец русский. Упомянув кратко о начале и происхождении народов, обитавших в России, о местах селения их, о Кие. Щеке и Хориве, о происшествиях по пресечении Киева рода, летописец предлагает родословие князей русских, начиная с Рурика до царя Ивана Васильевича, и кто за тем княжил в сем или том городе, как при том или другом князе были перемены и происшествия, в каком состояли внутрь и отвне находилось каждое княжение. 7.) Сказание о избавлении Троице Сергеевой лавры от нахождения поляков. Сочинение келаря Аврамия Палицына. В сей же книге повесть о граде Муроме. житие св. Василия, московского чудотворца. О крещеши Мурома писано полууставом, а прочее все скорописью. В четвертку» – Все сии рукописи в феврале 1779 года представлены были на рассмотрение Платона, и от него переданы директору московской синодальной типографии Афанасию Пельскому 243 . Под 3-м N в каталоге рукописей опять встречаемся мы с троицким летописцем: жаль, что Аполлос и Гедеон, довольно щедрые на подробности при описании других рукописей, всего менее сказали о летописце троицком. В указе св. синода от 17 августа 1791 года, посланноме на имя Платона, значится, что в 1781 и 1784 году изданы в свет доставленные Платоном, «летописцы новгородский, архангельский , московский в продолжение Несторова, и о осаде троицкого Сергиева монастыря», но о троицком летописце не упоминается. В этоме же 1791 году к Платону по делу о летописцах присланы за раз требования с двух сторон: от св. синода и от графа Безбородко, который писал от имени императрицы. Безбородко просил списать для императрицы три рукописи, хранившиеяся в семинарской библиотеке: 1.) летописец в листе, в котором содержится родословие князей российских и проч., 2.) историю о казанскоме царстве и 3.) историю о сибирском царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

На XI-й гробн.: «В лето 6918 (1410) Августа в 12, преставись Благоверный Князь Владимир Андреевич Донской». Немного отступя, следуют десять гробниц. На XII-й гробн.: «В лето 6940(1432) Августа в 19, преставись Благоверный Князь Великий Юрий Дмитриевич» 460 . На боку сей гробницы вырезаны на камне две надписи: 1 . «В том же гробе положен сын его, Князь Великий Василий Юрьевич Косой; преставись в лето 6956(1448) Ноября в 10». 2 . «В семь же гробе положен другой сын Князь Юрьев, Князь Великий Дмитрий Красной; преставись в лето 6949 (1441) Сентября 24». На XIII-й гробн.: «В лето 6940 (1432) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Андрей Дмитриевич Донского». На XIV-й гробн.: «В лето 6936 (1428) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Петр Дмитриевич Донского». На XV-й гробн.: «В лето 6925 (1417) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Иван Васильевич, большей брат Великого Князя Василья Васильевича Темнаго». На XVI-й гробн.: «В лето 7026 (1518) Июня в 26, преставись Благоверный Князь Семион Иванович Колужской». На XVII-й гробн.: «В лето 6981 (1473) Сентября в 12, преставись Благоверный Князь Георгий Васильевич Дмитровской, брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На XVIII-й гробн.: «В лето 7002 (1494) Майе в 29, преставись Благоверный Князь Борис Васильевич Волоцкой». На XIX-й гробн.: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На ХХ-й гробн.: «В лето 6931 (1422) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского». На XXI-й гробн.: «В лето 6934 (1426) Августа в 16, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского». На гробнице вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя». От западных дверей, идучи к северной стене: На XXII-й гробн.: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святаго Священомученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Иванович, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братство и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко Владиславу Королю Послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова с товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, чтоб его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василия Ивановича всея Росии, Царского Величества Послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день, 23 лета государства его». (М)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

На первой странице изображен в раме череп, с синими глазными впадинами и таковыми же под ним костями. Наверху надпись: Кости зрак, Смерти знак. Се всяк Будеши так. А далее написано: «Зри человече и познавай сия глава по смерти твоей будет твоя такова. Глаголю сия зрящему на мя, аз убо бех яко же ты. Ты же будеши яко же аз. Сия глава сама о себе сказует и подобие свое нам показует». На следующем листе, по-видимому, было заглавие, но оно вырвано и заменено белой бумагой. Надпись: «Синодик или помянник» тоже наклеена. Очевидно, срезано именно то, что нас теперь и должно интересовать особенно, а именно: его принадлежность тому или другому монастырю или собору, о чем и остается догадываться по разным данным, которых в первой части нет почти никаких, ибо все здесь носит общий характер, начиная с предисловия и оканчивая 40 листом, где находится помянник патриархов, оканчивая Адрианом. С оборотной страницы 40 листа начинается вторая часть, но не в изначальном виде. Здесь, после рода статского советника Григория Александровича Кудрицкого, помещается род Чебоксарской Покровской церкви Священника Алексея Петрова Орловского, купившего эту книгу, и прежде других внесшего свой род. На следующей странице, в прекрасных колоннах и среди чудных цветов, написаны роды Чебоксарского купца Афанасия Колокольникова и купца Алексея Тим. Казанцева. Но все это, как и многое последуюшее – интерполяции. Только, кажется, через 10 листов начинается старый помянник. Здесь поминаются: Великий князь Владимир, Борис и Глеб, Ярослав, Всеволод, Владимир Мономах , Иоанн Калита, Димитрий Донской, Царевич Димитрий и т.под. Далее поминаются Московские Митрополиты: Петр, Феогност, Корнилий, Алексий и т.под., оканчивая Вениамином, причем Дионисий, Феопемт и Антоний приписаны. Потом идут имена Архиепископов и Епископов, начиная с Серапиона и оканчивая Варлаамом. Далее род (?) Соловецкого монастыря Архимандритов, оканчивая Фирсом Ионою. Потом идет род создателя Валаамского монастыря, род Зосимы Соловецкого, роды: Филиппа Митрополита Московского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Антония Сийского, Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Саввы Освященного, Гурия Казанского, Варсонофия Тверского, Германа Свияжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Надобно, наконец, присовокупить, что, кроме писаний отечественных пастырей, предки наши пользовались и другим важнейшим руководством для назидания себя в православной вере и нравственности: разумеем переводы древних св. Отцов. Можно думать, что таких переводов было уже тогда у нас немало: потому что даже до настоящих дней сохранились списки некоторых из них XI, XII и XIII века; напр. Список тринадцати слов св. Григория Богословия XI или XII века 165 ; списки Псалтири, с толкованиями св. Афанасия Александрийского и блаж. Феодорита XI и XII века 166 , богословия св. Иоанна Дамаскина XI и XII века 167 , Лествицы св. Иоанна Лествичника XII века 168 , шестнадцати оглашений св. Кирилла Иерусалимского XIII века 169 , книги, нарицаемой Изборник, от многих Отец толкованы, толкованы, XIII века 170 , и друг. Б) Состояние богослужения Храмы Божии так же быстро возникали в нашем отечестве, как быстро распространилось в нем Христианство. Св. Владимир, по сказанию летописи, повелел ставить церкви, и людей приводить на крещение по всем градам и селам 171 . Множество церквей по городам и селам устроил также Ярослав, другой ревностный распространитель св. веры между своими подданными 172 . Многие церкви из усердия к вере воздвигли и прочие князья, особенно Владимир Мономах , Юрий Долгорукий и сын его Андрей Боголюбский, Всеволод III, Константин Всеволодович, Ростислав Мстиславич и Давид Ростиславич Смоленский 173 ; а вслед за князьями, Митрополиты, епископы и некоторые частные достаточнейшие люди 174 . И все это совершалось так быстро, что в одном Киеве еще во дни равноапостольного Владимира, по свидетельству современника его Дитмара и Эккардовой летописи Саксонской, было уже от 300 до 400 храмов 175 , а в 1124 году, когда погорел едва не весь Киев, по словам нашей отечественной древнейшей летописи, в нем сгорело около 600 церквей 176 ; равным образом во Владимире (на Клязьме), в 1185 году, сгорело 32 церкви, хотя этот город считал тогда только 70 лет своего существования (основан 1114 г.); чрез семь лет (в 1193 году) сгорело еще 14 церквей, хотя пожар касался только половины города; чрез шесть (в 1199 г.) еще 16 при пожаре, касавшемся также лишь половины города; наконец чрез двадцать восемь лет (в 1227 г.) еще 27 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не говоря о русских переводчиках, мы знаем некоторых святителей из русских, которые вполне владели греческим языком; так, например митр. Алексий исправлял славянский перевод евангелие по греческому тексту. Необходимость почерпать знание из первоисточников греческой литературы заставляла и светских людей учиться греческому языку. Так, некоторые князья говорили по-гречески, напр. Михаил Юрьевич; держали при себе ученых греков, напр. Константин Всеволодович; приглашали греческих учителей и заводили училища, напр. Роман Ростиславич; заставляли переводить греческие книги, напр. Ярослав 1. Кроме того, вследствие духовной связи с Грецией, люди всякого звания отправлялись в Константинополь и на Афон, и, знакомясь с греческим языком, приобретали и списывали памятники греческой литературы и проповедничества 23 . Но особенною ревностью к изучению греческого языка отличались многие иноки, так как они выражали в своей жизни дух аскетического проповедничества и нуждались в его руководстве. По духовной связи с Грецией, они особенно часто путешествовали в Константинополь, на Афон, в Иерусалим и другие места. Там они жили по целым годам, учились подвижничеству и греческому языку, переводили и списывали памятники греческой литературы и проповедничества. Монастыри Студийский и св. Предтечи в Константинополе, Пантелеймонов и Хилендарский на Афоне, были постоянным пристанищем русских и местом списывания и перевода книг. Здесь же, особенно на Афоне. было много иноков из болгар и сербов, которые содействовали русским в переводе и списывании греческих книг. Так, в монастыре св. Предтечи жил 20 лет игумен Серпуховского монастыря Афанасий и приобрел здесь сборник отеческих сочинений. В студийском монастыре жил митр. Киприан и переводил на славянский язык греческий книги. Так, на Афоне жил Нил сорский , и там позаимствовал аскетические слова об восьми помыслах 24 . Таким образом составились наши богатые древние библиотеки, из коих более замечательны: киево-софийская, новгородско-софийская, патриаршая, троицко-сергиевская, белозерская, соловецкая, волоколамская, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Никон, епископ 476 Никон Рождественский , архим. 284 Никон Черногорец 115 Никон 34 Никофон Феотоки 349 Нил Исакович , архиеп. 290, 367 Нил Синайский 115 Нил Сорский , преп. 108, 109, 110, 120 Нифонт, митроп. 46, 47 Нифонт, еп. 17,23, 36, 127 Новгородцев, проф. 469 Новиков Н. 321, 339 Новицкий П. 412 Новоселов М. , проф. 428 Оболенский А., князь 286 Оболенский Григорий, князь 220 Огарков Михаил, подьячий 153 Огнев Н., прот. 412 Одоевский В. 298 Одоевский Никита, князь 186, 189 Олег, князь 9, 10, 34 Олекса, князь, внук Мамая 41 “Олексей” (Алексий), митроп. 50 Олесницкий М., проф. 317 Олсуфьев, граф 469 Ольга Николаевна, вел. княжна 399 Ольга, княгиня 9, 10,92, 116 Ольгерд, князь 31, 51, 52, 136, 137 Онисимов Григорий 179 Онисифор, митроп. 237, 238 Онуфрий, епископ 351, 352 Ордын-Нащокин Афанасий, князь 221 Орлов А., князь 334 Орлов А. П. 411 Орлов В. 298 Орлова, графиня 278 Орловский, священник 220 Орнатский Амвросий, иером. 4 Орнатский Философ , прот. 394 Осипов Тимофей, дьяк 231 Осмомысл Ярослав, князь 114 Остерман, временщик 270, 272 Остраница, князь 245 Острожский К., князь 145, 147, 148, 236, 237, 239, 240, 241, 243 Остроумов С. , прот. 317 Отрепьев Григорий 157, 231 Павел V, папа 231 Павел, епископ 185, 195, 201, 202, 209 Павел Александрович, вел. князь 326 Павел Алеппский, 185 Павел Комельский, преп. 106 Павел Конюч(с)кевич, митроп. 334, 365 Павел, епископ 430, 434 Павел, прот. 398 Павел, иерей 398 Павел I Петрович, Император 274, 275, 276, 288, 293, 300, 301, 302, 303, 306, 325, 328, 338, 355, 358 Павлин Крошечкин, епископ 430 Павлов А. 318 Павлюк 245 Павский Герасим , прот. 321, 323 Паисий, патриарх 190, 199, 201, 202, 208, 226, 252 Паисий Величковский 330, 335 Паисий Лигарид, митроп. 188, 189, 190, 191, 225 Паисий, игумен 82, 83 Паисий (Ярославов) 108, 121 Палей В. П., граф 400 Палеолог Иоанн, император 58 Палецкий Димитрий, князь 73 Палладий Раев , митроп. 282, 285 Палладий Рогоеский, иеромонах 230 Пантелеймон, архиеп. 468, 476 Параскева-Пятница, преп. 88 Парфений, митроп. 187

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010